Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ МИРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ АРМЕНИИ И РФ)'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ МИРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ АРМЕНИИ И РФ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
134
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ПАНДЕМИИ COVID-19 / МЕДИЙНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аветисян П. С., Геворкян Н. М., Тадевосян М. Р.

Статья посвящена актуальной сегодня для постсоветских стран теме, имеющей отношение как к развитию интеллектуального человеческого капитала, так и следованию необходимости трансформации высшего образования в период пандемии COVID-19. В статье на основе исследований современных тенденций рассматриваются необходимые сегодня компетенции в сфере высшего образования (ВО), которые могут преобразовывать кризисы в возможности. Цифровые компетенции становятся необходимостью и развиваются не только под диктовку широкого распространения новых цифровых технологий в современной мировой образовательной среде, но и социальных, физических и политических реалий, игнорирование которых приведет к отставанию и потере конкурентоспособности вуза. Одной из важнейших компетенций в текущих реалиях цифровой трансформации общества признана медийно-информационная грамотность, пренебрежение которой может приводить к хаосу в представлениях о мире. Учитывая стоящие вызовы, авторами обозначены важные задачи, стоящие перед сферой высшего образования постсоветских стран, на примере Республики Армения. На основании анализа мировых тенденций, научной литературы и экспертных заключений выявлены проблемы, стоящие перед нашими странами в сфере инновационного преображения образовательной сферы в свободное единое пространство, способствующее развитию интеллектуального человеческого капитала в условиях цифровизации. Помимо прочего, процессы цифровизации и стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий делают актуальным вопрос об освоении компетенций медийно-информационной грамотности. В заключение приводятся некоторые возможные шаги для решения стоящих перед системой образования задач. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе, специалистами образовательной сферы и участниками цифровизации с целью совершенствования образовательной политики РА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аветисян П. С., Геворкян Н. М., Тадевосян М. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF DIGITAL COMPETENCIES IN HIGHER EDUCATION TAKING INTO ACCOUNT WORLD TRANSFORMATIONS (ON THE EXAMPLE OF ARMENIA AND THE RUSSIAN FEDERATION)

The article deals with what is relevant today for post-Soviet countries, and what is relating to both the development of intellectual human capital and to following the need to transform higher education during the COVID-19 pandemic. Based on research in current trends, the article considers the competencies required today in the field of higher education (HE), which can transform crises into opportunities. Digital competencies are becoming a necessity and are developing not only due to the dictation of the widespread dissemination of new digital technologies in the modern world educational environment, but also of the social, physical and political realities, ignoring which will lead to lagging behind and the loss of competitiveness of the university. Media and information literacy is recognized as one of the most important competencies in the current realities of the society digital transformation the neglect of which can lead to chaos in the perception of the world. Taking into account the current challenges, the authors outlined important tasks facing the sphere of higher education in post-Soviet countries, using the example of the Republic of Armenia. Following the analysis of world trends, scientific literature and expert opinions, they also revealed the issues that our countries face in the field of innovative transformation of the educational sphere into a free common space, contributing to the development of intellectual human capital in the context of digitalization. Among other things, the digitalisation processes and rapid development of the information and communication technologies make an issue of mastering the media and the information literacy competences relevant. The article is concluded with some possible steps addressing the challenges facing the education system. The research results can be used in the educational process by educational specialists and the digitalization participants in order to improve the educational policy of the RA.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ МИРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ АРМЕНИИ И РФ)»

УДК 378:004

DOI: 10.28995/2073-6304-2022-2-29-48

Проблемы развития цифровых компетенций в области высшего образования с учетом мировых трансформаций (на примере Армении и РФ)

Паркев С. Аветисян

Российско-Армянский университет Ереван, Армения, [email protected]

Наира М. Геворкян

Российско-Армянский университет Ереван, Армения, [email protected]

Мери Р. Тадевосян

Российско-Армянский университет Ереван, Армения, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена актуальной сегодня для постсоветских стран теме, имеющей отношение как к развитию интеллектуального человеческого капитала, так и следованию необходимости трансформации высшего образования в период пандемии COVID-19. В статье на основе исследований современных тенденций рассматриваются необходимые сегодня компетенции в сфере высшего образования (ВО), которые могут преобразовывать кризисы в возможности. Цифровые компетенции становятся необходимостью и развиваются не только под диктовку широкого распространения новых цифровых технологий в современной мировой образовательной среде, но и социальных, физических и политических реалий, игнорирование которых приведет к отставанию и потере конкурентоспособности вуза. Одной из важнейших компетенций в текущих реалиях цифровой трансформации общества признана медийно-информационная грамотность, пренебрежение которой может приводить к хаосу в представлениях о мире. Учитывая стоящие вызовы, авторами обозначены важные задачи, стоящие перед сферой высшего образования постсоветских стран, на примере Республики Армения. На основании анализа мировых тенденций, научной литературы и экспертных заключений выявлены проблемы, стоящие перед нашими странами в сфере инновационного преображения образовательной сферы в свободное единое пространство, способствующее развитию интеллектуального человеческого капитала в условиях цифровизации. Помимо прочего, процессы цифровизации и стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий делают

© Аветисян П.С., Геворкян Н.М., Тадевосян М.Р., 2022 ISSN 2073-6304 • Вестник РГГУ: Серия «Экономика. Управление. Право». 2022. № 2

актуальным вопрос об освоении компетенций медийно-информационной грамотности. В заключение приводятся некоторые возможные шаги для решения стоящих перед системой образования задач. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе, специалистами образовательной сферы и участниками цифровизации с целью совершенствования образовательной политики РА.

Ключевые слова: цифровые компетенции, информационные компетенции, высшее образование, информационная среда, цифровизация, современные трансформационные тенденции, пандемии COVID-19, медийная и информационная грамотность

Для цитирования: Аветисян П.С., Геворкян Н.М., Тадевосян М.Р. Проблемы развития цифровых компетенций в области высшего образования с учетом мировых трансформаций (на примере Армении и РФ) // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2022. № 2. С. 29-48. DOI: 10.28995/2073-6304-2022-2-29-48

Problems of development of digital competencies in higher education taking into account world transformations (on the example of Armenia and the Russian Federation)

Parkev S. Avetisyan

Russian-Armenian University, Yerevan, Armenia, [email protected]

Naira M. Gevorkyan

Russian-Armenian University, Yerevan, Armenia, [email protected]

Meri R. Tadevosyan

Russian-Armenian University, Yerevan, Armenia, [email protected]

Abstract. The article deals with what is relevant today for post-Soviet countries, and what is relating to both the development of intellectual human capital and to following the need to transform higher education during the COVID-19 pandemic. Based on research in current trends, the article considers the competencies required today in the field of higher education (HE), which can transform crises into opportunities. Digital competencies are becoming a necessity and are developing not only due to the dictation of the widespread dissemination of new digital technologies in the modern world educational environment, but also of the social, physical and political realities, ignoring which will lead to lagging behind and the loss of competitiveness of the university. Media and information literacy is recognized as one of the most important competencies in the current realities of the society digital transformation the neglect of which can lead to chaos in the perception of the world. Taking into account the current challenges, the authors outlined important tasks facing the sphere of higher education in post-Soviet countries, using the example of the Republic of Armenia. Following the analysis of world trends, scien-

tific literature and expert opinions, they also revealed the issues that our countries face in the field of innovative transformation of the educational sphere into a free common space, contributing to the development of intellectual human capital in the context of digitalization. Among other things, the digitalisa-tion processes and rapid development of the information and communication technologies make an issue of mastering the media and the information literacy competences relevant. The article is concluded with some possible steps addressing the challenges facing the education system. The research results can be used in the educational process by educational specialists and the digitaliza-tion participants in order to improve the educational policy of the RA.

Keywords: digital competencies, information competencies, higher education, information environment, digitalization, modern transformational trends, COVID-19 pandemics, media and information literacy

For citation: Avetisyan, P.S., Gevorkyan, N.M. and Tadevosyan, M.R. (2022), "Problems of development of digital competencies in higher education taking into account world transformations (on the example of Armenia and the Russian Federation)", RSUH/RGGU Bulletin. "Economics. Management. Law" Series, no. 2, pp. 29-48, DOI: 10.28995/2073-6304-2022-2-29-48

Введение

В последнее время вопросы развития, трансформации высшего образования остро ставятся во всех социальных сферах, именно высшее образование стоит в эпицентре всех преобразований и призвано поддерживать баланс и гармоничное взаимодействие между ними [Аветисян, Геворкян 2020, с. 500-501].

Массовое и ускоренное вхождение цифровых технологий в сферу образования размывает национальные границы и уже создает единое цифровое, образовательное пространство. Новые условия и поправки были внесены в последнее время пандемией, что ограничило мобильность студентов, преподавателей и исследователей, переведя всех в цифровую среду. Таким образом складываются новые конкурентные условия для всех игроков образовательного рынка1. Требования динамично развивающейся среды - это новые компетенции, навыки, методы управления, также и постоянно развивающиеся и модернизирующиеся инструменты, методологии и программы. Умение видеть тенденции, вносить коррективы времени, одновременно сохраняя ценностные плоды национальной

1 Тенденции развития высшего образования в мире и России: Аналитический доклад-дайджест / РЭУ им. Г.В. Плеханова. М., 2021.

традиции, дает высшим образовательным учреждениям способности к созданию и сохранению за собой конкурентного преимущества современного университета.

С точки зрения тройственности социального организма, в новых условиях важной ролью университета должна оставаться связующая центральная роль, которая создает новые смыслы. Очень коррелирует с данной точкой зрения идея теории «тройной спирали» Генри Ицковица - динамичное развитие отношений между университетами, правительством и предприятиями, которое становится базой создания новых и эффективного развития уже существующих технологий. Согласно ей, одна из

...ключевых ролей отводится вузам, которые не только выполняют функции обучающего института, но и фокусируются на капитализации знаний. Именно предпринимательские университеты являются центрами, создающими новые технологии, и параллельно работают над научными исследованиями [Ицковиц 2010].

И именно вузы постоянно несут поток студентов, которые генерируют новые идеи.

Поскольку сегодня цифровизация становится «датацентрич-ной», основными инструментами создания добавленной стоимости и ключом к управлению всеми технологическими процессами становятся данные и программные продукты, местом хранения и обращения которых становятся облачные хранилища и Интернет [Kim 2009]. Перед всеми участниками цепочки цифровых взаимодействий в образовании, а также бизнесе и праве стоит задача создания среды, облегчающей взаимообмен с открытой, свободной информационной инфраструктурой и ее безопасностью. Таким образом создается единое информационное пространство, которое позволяет объединить и обеспечить доступом ко всей необходимой информации в режиме онлайн людей, устройства и системы по всей цепочке заинтересованных лиц [Аветисян, Геворкян 2020, 500-501]. В связи с этим на первый план выходит необходимость развития компетенций и навыков, соответствующих новым реалиям. Исходя из актуальности данной темы, авторы поставили целью проанализировать и выявить некоторые изменения, наметившиеся еще ранее, и проблемы, которые проявились в связи с пандемией COVID-19 относительно стремительно вошедших в практику высшего образования требований по цифровизации, необходимости развития цифровых компетенций, и одной из ключевых компетенций для современного вуза - информационной грамотности, диктующие сегодня необходимость трансформации моделей образования в вузах.

Современные требования к компетенциям в условиях трансформации высшего образования в сторону цифровизации

Чтобы понять, каковы основные требования, диктуемые временем к компетенциям, требуемым сегодняшним выпускникам вузов, являющихся потенциалом для развития интеллектуального капитала, бизнеса и производственной инновационной среды, мы должны учесть процессы интернационализации вузов с одной стороны, а с другой - процессы цифровизации, принявшие наиболее высокие темпы после локдауна 2020 г. Интернационализация образования, основанная на цифровизации (поскольку оба процесса в настоящий момент стали взаимосвязанными), приводит как к росту доступа к источникам передовых знаний, углублению партнерских и межкультурных коммуникаций, так и к развитию навыков и компетенций, уже ставших необходимыми за последние годы, а также выработке новых навыков, исходя из происходящих в мире явлений и требований. Если принять за основу основное требование к образованию всех времен, заключающееся в том, что качество образования должно оставаться на высоком уровне, и следовать веяниям времени, согласимся с Дж. Найтом и М. Ван дер Венде, что «интернационализация - это прежде всего инновация в сфере образования, способ повышения качества образовательной услуги» [Knight, de Wit 2020, с. 4], тут необходимо также учесть, что циф-ровизация, со своей стороны, также должна способствовать повышению качества образования, а не наоборот. Цифровые технологии сами по себе, применяемые в процессе обучения, должны оставаться вспомогательным учебным инструментом, с одной стороны, а в качестве новых методологических основ образования, с другой стороны, должны создавать почву для эффективного использования финансовых средств.

В результате сдвига всей парадигмы образования в сторону цифровизации возникла необходимость более пристального внимания к компетенциям как основным критериям результата обучения и одновременно современного процесса передачи знаний. На первое место выходят не только способности и возможности обучающихся действовать и ориентироваться в цифровой среде, но и самих преподавателей, что приводит к концентрации их на инструментах и технологиях, а не на качествах и индивидуальном подходе. Решение может быть в наличии интуитивно понятных сервисов, позволяющих незаметно переходить от классических классов к дистанционному обучению при необходимости. Причем комфортность и возможности этого перехода обязательно должны иметь

как преподаватели, так и студенты. Основной задачей в условиях кризиса или совмещения двух форм моделей образовательных технологий становится нахождение пути совмещения традиционного и современного цифрового подхода, приведение их в такое взаимодействие или равновесие, чтобы не было утеряно то ценное, что как живое практическое взаимодействие переходит от преподавателя к учащемуся. Одновременное использование двух форм - гибридная форма - на начальном этапе применения и технической, технологической неготовности преподавателей (переключение между очным, аудиторным обучением и дистанционным) может создавать стрессовую ситуацию для всех участников учебного процесса, вместе с тем она создает прекрасную возможность для объединения участников, находящихся по различным причинам в удаленном режиме. Таким образом, становится актуальной выработка новых цифровых компетенций для того, чтобы овладевать новыми формами и моделями образования в современном мире.

На круглом столе, посвященном обсуждению подходов к формированию и реализации базовой модели компетенций (БМК) цифровой экономики, проведенном в феврале 2019 г. аналитическим центром при Правительстве РФ, эксперты выражали свои видения относительно компетенций и навыков людей, диктуемых временем.

Было выявлено, что сама базовая модель компетенций цифрового общества, существующая на сегодняшний день, имеет общие формулировки, однако их интерпретация варьируется от эксперта к эксперту. К примеру, Александр Кондаков, генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», определил базовую модель компетенций как

...систему выявления, фиксации, систематизации, хранения информации о ключевых компетенциях цифровой экономики, включающую общепринятый язык их описания и механизмы согласования (протоколы обмена данными) между различными моделями2.

Эксперты предполагают, что базовая модель компетенций должна лежать в основе поиска и ротации кадров, в формировании образовательных стандартов и языка описания уже конкретных компетенций и квалификаций. В рамках базовой модели должно быть выделено цифровое ядро, отвечающее за компетенции, кри-

2 Цифровое образование: матрица возможностей [Электронный ресурс]. URL: https://itforum.admhmao.ru/upload/iblock/2d1 /ALEKSANDR-KONDAKOV.pdf (дата обращения 19 сентября 2021).

тически важные для цифровой экономики (работа с данными, элементы алгоритмического мышления и др.)3.

Развивающийся в современных вузах компетентностный подход проявляет необходимость для студентов сознательно взять ответственность за собственное обучение на себя, а отказ от практики простой ретрансляции знаний диктует потребность создания механизма освоения обучающимися процессов поиска, обработки и использования информации. Согласно компетентност-ному подходу базовое образование, охватывающее совокупность знаний, дополняется набором ключевых компетенций и надпро-фессиональных навыков [Kim 2009; О'Коннор, Макдермотт 2014]. Так, студент должен приобретать не только способность самостоятельно искать и обрабатывать информацию, ориентироваться в цифровой среде, развивать внимательность и сконцентрированность, но также использовать программные обеспечения, инструменты онлайн-работы совместно с группой. Таким образом, большое значение приобретает способность к самообучению, умение работать с новейшим программным обеспечением, работать в команде и владеть искусством тайм-менеджмента. Учащиеся дистанционных и гибридных классов/курсов в этом смысле, кроме знаний в предметных областях, приобретают навыки, не поддающиеся количественному анализу.

Компетентостно-ориентированные образовательные стандарты, которые охватывают профессиональные и общекультурные навыки, в России реализуются с 2011 г. в виде ФГОСов, а Worldskulls. Russia содержат также и надпрофессиональные навыки [Батова 2019]. Именно надпрофессиональные навыки и включают в себя цифровые (базовые и профессиональные) и технические навыки, это и умение использовать программные обеспечения, и SMAC-системы (social-mobile-analytics-cloud), информационную грамотность, а также грамотность в сфере ИКТ. В предложенной модели оценки цифровой грамотности населения во время саммита G20 в 2017 г. фигурируют следующие индикаторы: информационная и компьютерная грамотность, медиаграмотность, коммуникативная грамотность, отношение к технологическим инновациям [Константинова, Кудаева 2020].

Согласно одной из ключевых глав доклада международного консорциума ученых под руководством Института образования НИУ ВШЭ при участии Московского городского педагогического университета «Универсальные компетентности и новая грамот-

3 «Навыки 21 века» привели в систему [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/news/309208238.html (дата обращения 19 сентября 2021).

ность: от лозунгов к реальности», выделяются три универсальные компетентности: интеллектуальная способность решать задачу -компетентность мышления; способность работать в команде - взаимодействие с другими людьми; навыки самоконтроля, самоорганизации - компетентность взаимодействия с собой [Универсальные 2020].

Учитывая мировые тенденции и настроения среди студентов РА, стремительное распространение цифровых технологий во всех сферах социального организма и реалий всеобщей пандемии и кризиса, возникает необходимость адаптации на национальной почве необходимых инструментов развития образовательной среды в направлении большей гибкости и приспособленности к новым реалиям дистанционных и гибридных форм и моделей образования, возможности быстрой реакции на изменчивость внешней среды без утраты самого ценного, а наоборот, расширение и принятие новых возможностей. Так все пять индикаторов приобретают важное значение и лежат в основе цифровой грамотности в современном вузе, для обеспечения связи с производством и новыми технологиями. Решающее значение в этом имеют процессы, происходящие непосредственно в университетах, включающих в себя такие, как внедрение и развитие новых технологий и цифровизация, позволяющие адаптировать его для нового поколения международных и онлайн-студентов - digital natives. Уроки пандемии показали, что не только международные студенты заинтересованы в онлайн-формах образования, но и касающиеся человека чрезвычайные ситуации внутри самой страны требуют принять такие меры, чтобы студенты и профессионалы имели постоянный доступ к совместной с другими деятельности через онлайн-платформы. Кроме того, гибкие технологии цифровых платформ дают возможность использовать их в сфере образования с целью интеграции данных и их обработки. Таким образом,

.зарождается новая бизнес модель, облегчающая взаимообмен между участниками образовательного процесса и открытой, свободной инфраструктуры или среды для взаимодействия между студентами и преподавателями, единое информационное пространство, которое позволяет подключить к общему информационному пространству людей, устройства и системы по всей цепочке образовательного процесса, обеспечить всех заинтересованных лиц доступом ко всей необходимой информации в режиме онлайн [Аветисян, Геворкян 2020, с. 503].

В этом контексте первостепенное значение опять-таки остается за качеством и содержанием образования, а также развитием новых компетенций в рассматриваемых сферах. В этой связи во всех раз-

витых странах сегодня вкладываются значительные средства в образование в сфере информационно-коммуникативных и цифровых технологий (ИКЦТ), дающее возможность интенсивного обновления, поиска новых путей повышения эффективности образования, насыщения его новейшими разработками в области ИКЦТ.

В Армении, согласно данным ЛгсаТе1есош, доля сферы информационных технологий в ВВП регулярно растет стабильными темпами в 0,4-0,5%, к примеру, в 2019 г. число компаний сферы ИТ выросло примерно на 25 % и составило 1500 и более 16 тыс. специалистов, занятых в них. Более того, отмечался спрос на 3 тыс. новых специалистов, который также постоянно растет и по оценкам экспертов, если не предпринять мер, то дефицит кадров в сфере 1Т через какое-то время может привести к кризису. Более того, подготовка специалистов должна быть тесно связана с компаниями сферы, чтобы соответствовать современным вызовам.

Кроме необходимости кардинальных реформ в системе высшего образования, включающей также работу по привлечению специалистов из-за рубежа, практика последних двух лет показала, что в Армении в области ВО в целом имеется ряд проблем, который прослеживается также и в других странах бывшего СНГ -это сфера управления, технической обеспеченности и подготовки к цифровым реалиям, в частности, использование современных дистанционных и цифровых технологий. Согласно исследованиям проф. М.И. Заславской4, к этим проблемам можно отнести следующие:

- недостаточная разработанность новых стандартов обучения, обеспечивающих эффективный баланс между онлайн и очной формами обучения;

- недостаточная разработанность принципов мониторинга качества смешанной формы обучения;

- необходимость создания технических платформ для обеспечения более тесного личностного общения, обмена мнениями в ходе онлайн обучения;

- недостаточное внимание к психологическим механизмам адаптации студентов и преподавателей по отношению к постоянной изменчивости форм обучения в рамках гибридной модели (эффект усталости от постоянной смены образовательных установок).

4 Развитие интеграции в рамках Евразийского экономического союза для граждан государств-членов: Материалы Междунар. круглого стола. 17 ноября 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rau.am/news/ razvitie-integracii-v-ramkax-EAEU (дата обращения 12 декабря 2021).

В докладе Международного союза электросвязи (МСЭ, англ. ITU), посвященном тенденциям развития цифровых технологий в регионе стран СНГ, отмечается ряд проблем, касающихся всех этих стран, в частности, сохраняются серьезные проблемы в области цифровых навыков, которые необходимо решить5. К перспективным способам совершенствования цифровых навыков были отнесены:

- закрепление термина «цифровые навыки» в законодательстве,

- внедрение ключевых показателей деятельности (KPI),

- дальнейшая гармонизация стандартов в сфере образования и занятости.

К рекомендациям создания и развития и цифровых навыков для профессиональной деятельности и в образовании независимо от форс-мажорных обстоятельств, подобных пандемии, можно включить следующие:

- создание благоприятных условий для удаленной работы и обучения, требующих цифровых навыков;

- создание подразделения для развития профессиональных цифровых навыков на базе отраслевых органов государственной власти или государственной службы;

- более активное вовлечение неправительственных организаций в решение вопросов, касающихся занятости и изучения передового опыта;

- создание совместных с предприятиями частного сектора и неправительственными организациями учебных курсов по цифровым технологиям;

- создание специальных курсов на базе учебных заведений с особой направленностью для людей с ограниченными возможностями и пожилым.

Следствием расширения процессов цифровизации и активного внедрения новых ИКЦТ является также необходимость освоения компетенций медийной и информационной сфер. Становление новых цифровых медиа и образовательных сред предопределяют возрастающее значение медийной грамотности, являющейся и признающейся почти повсеместно сегодня в качестве одной из основных компетенций в системе образования.

5 Digital trends in the CIS region in 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.itu.int/md/D18-RPMCIS-C-0002 (дата обращения 16 ноября 2021).

Современные тенденции развития информационной среды и новые вызовы, диктуемые высшему образованию

Следствием технологического усовершенствования в области телекоммуникаций стало стремление пользователей беспрепятственно расценивать надежность и релевантность получаемых сведений, реализовывая при этом свое право на свободу самовыражения и право на получение информации. Именно в таком ключе необходимо изучать потребность в медийной и информационной грамотности (МИГ), которая, в свою очередь, увеличивает охват движения за гражданское образование, включая в него преподавателей/педагогов как ключевых субъектов трансформаций.

С сожалением вынуждены отметить, что в рамках нашей страны, Республики Армения, исследований по тематике медийной грамотности проведено не столь много. В то время как изучение медийной и цифровой грамотности с точки зрения учебных коммуникаций и нового гуманизма, способного противостоять деперсонализирующему влиянию массовых технологий, могло бы способствовать более полному представлению столь актуальных для Армении вопросов, как понимание современных тенденций в развитии медиаобразования и медиакультуры, и конкретизировать рамки медийной и информационной грамотности. Конечно, в контексте нашей страны мы сталкиваемся с частными инициативами и опытом энтузиастов - как отдельных экспертов, так и ряда организаций, - но никак не с массовым явлением, тем более не с реализацией общенациональной программы обучения навыкам жизни в мире информации.

Субгрантовая программа, предоставленная консультативной НПО «Союз информированных граждан», неправительственная организация «Передовая группа общественных исследований» (далее - APR Group), в июне 2019 г. провела весьма интересный и занимательный социологический опрос, направленный на выявление ключевых характеристик медиапространства нашей страны (исследование проводилось во всех областях РА и в городе Ереване)6. В рамках исследования был выявлен и индекс медиаграмот-ности опрошенных, который составил 16,6%. К составляющим индекса относятся: познания о медиаинформационной безопасности

6 Результаты соцопроса о медиапотреблении и медиаграмотности [Электронный ресурс] // Союз информированных граждан. URL: https:// uic.am/wp-content/uploads/2019/11/Report_Media_Final_10.10.19_Q.pdf (дата обращения 19 сентября 2020).

(38,8%), способность искать информацию (35,6%), дезинформация (19,18%), способность проверять достоверность информации (-6,87%) и способность грамотного использования и распространения информации (-3,79%). Данные результаты говорят об очень низком уровне сопротивляемости общества информационным диверсиям и дезинформационным кампаниям.

В Ереване был зарегистрирован наиболее высокий уровень ме-диаграмотности населения, а самая низкая - в Арагацотнской области. При этом мужчины более медиаграмотны (20,3%), чем женщины (14,5%). Уровень медиаграмотности выше среди населения в возрасте от 26 до 35 лет, наименее медиаграмотны пожилые люди. Социологический опрос еще раз подтвердил прямую связь между медиаграмотностью и образованностью. Индекс медиаграмотности у лиц с начальным образованием - 12,7%, со средним образованием - 10,4%, а, например, с ученой степенью - 29,3%. Высокий уровень медиаграмотности наблюдается у сторонников партий АРФД, ПСА и альянса «Мой шаг», в то время как ниже среднего медиаграмотны сторонники ППА и РПА (см. рис. 1).

Как отметили Перес Торнеро и Варис в книге «Медийная грамотность и новый гуманизм», для осуществления образовательных

Рис. 1. Индекс медиаграмотности по уровню образования Источник: Сайт информационных граждан [Электронный ресурс]. URL: https://uic.am/wp-content/uploads/2019/11/Report_Media_ Final_10.10.19_Q.pdf (дата обращения 19 сентября 2020)

коммуникаций педагогам необходимы знания и активные компетенции в ИКТ [Perez Tornero, Varis 2010]. Обучение может происходить в рамках сетевых сообществ. Наблюдение, исследование, анализ, документирование и обмен - для обеспечения всех этих видов деятельности уже используются ИКТ, и будут использоваться все шире, для их использования образовательному сообществу потребуется более широкий набор более глубоких навыков образовательных коммуникаций и укрепление взаимодействия между школами. Однако эти институциональные и системные усилия стали предприниматься сравнительно недавно и еще не стали составной частью образования. Образовательный процесс по-прежнему остается спонтанным, рутинным и не регулируется ни документами, ни учреждениями7.

Когда речь идет о медиаобразовании, процесс преподавания и обучения, по большому счету, является стихийным, бессистемным, спонтанным и незапланированным. Можно отметить, что в целом обучение пользователей медиа реализовывается без формального образовательного посредничества. Это говорит о том, что они получают знания в условиях неразработанного внятного учебного плана, самостоятельно, индуктивным способом на собственном опыте, обращаясь за советами к своим друзьям/коллегам, подражая их поведению. В редких случаях в качестве источника знаний могут послужить учебные пособия, монографии. Все работает стихийно и произвольным путем. При этом не стоит забывать о том, что в действительности сегодняшний общественный, технологический и медийный контекст по факту сам определяет неформализованный и бессистемный учебный план. Именно в таком виде, как принято, и осваиваются сегодня навыки МИГ.

Процесс, направленный на формирование цифровой и медийной грамотности, преследует две ключевые цели: 1) разработка ясного и понятного, целостно выстроенного учебного плана; 2) выявление и разбор имплицитного учебного плана. В ряде стран вводятся в систему образования специальные курсы по развитию навыков цифровой и медийной грамотности. Так, в Финляндии цифровым навыкам обучают в рамках междисциплинарного подхода. Предполагается, что начиная с начальной и средней школы они должны быть включены в любой изучаемый предмет. В старших классах ученики обучаются специальной дисциплине «Медиа диплом», включающей ряд часов по медийной грамотности и являющейся обязательной программой.

7 Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности. М.: Ин-т ЮНЕСКО по информац. технологиям в образовании, 2012. 141 с.

Однако в других государствах стратегия проникновения тематики по медиаграмотности предполагает ее внедрение во все части и компоненты учебной программы. Считается, что умение рефлексировать над полученными из медиа сведениями, критически воспринимать информацию и усовершенствовать навыки содействует сбору, обработке и обмену информацией благодаря ИКТ в рамках каждой дисциплины, школьников/студентов и педагогов побуждают развивать эти навыки.

В некоторых странах принято решение о практической, неформальной интеграции медиаобразования в качестве дополнения и замены конкретных предметов или на стыке между ними. Таким образом, во внеурочное время осуществляется выпуск школьных газет и журналов, радиопередач и аудиовизуальной продукции, в ходе которого участники процесса получают возможность непосредственно ознакомиться с различными способами использования медиа. Очевидно, что существуют разнообразные варианты комбинации трех моделей. В целом, все разделяют идею том, что медийная грамотность является базовым навыком, который становится основой для многих других, поэтому ему не следует обучать как особой области знания, просто как навыку или виду коллективной практики. Напротив, его следует рассматривать как систематическую интеграцию всех этих элементов одновременно, в этом случае возможно приобретение представлений о ценностной значимости, критическом восприятии и творческом подходе, которые позволяют независимой информированной личности играть активную роль в непрерывно обновляющейся общественной сфере8.

Понятия медийная и информационная грамотность включают в себя представление следующих базовых концептов: 1) функции СМИ, массмедиа, библиотек, архивов и иных информационных структур в демократических обществах; 2) создание соответствующих и среды, и условий, при которых СМИ и информационные структуры могут продуктивно исполнять свои обязанности; 3) способы характеристики и оценки качества выполненных данных функций через предлагаемые ими контент и услуги. Представление и понимание данных концептов может помочь аудитории осмысленно вступать во взаимодействие с различными каналами коммуникации и информации.

При этом очень важно понимание различий понятий медийная и информационная грамотность.

8 Результаты соцопроса о медиапотреблении и медиаграмотности. ISSN 2073-6304 • RSUH/RGGU Bulletin: "Economics. Management. Law" Series, 2022, no. 2

Информационная грамотность

Определить и сформулировать информационные потребности Наитии получить доступ к информации Оценить информацию Систематизировать информацию Использовать информацию с соблюдением этических норм Передавать информацию Применить навыки работы с ИКТ для обработки информации

Медийная грамотность2

Понимать роль и функции медиа в демократическом обществе Понимать условия, при которых медиа могут выполнять свои функции Критически оценивать контент медиа в свете присущих им функций Взаимодействовать с медиа для самовыражения и участия в демократических процессах Актуализировать навыки (включая навыки работы с ИКТ), необходимые для создания пользовательского контента

Рис. 2. Основные результаты/элементы медийной и информационной грамотности Источник: [Уилсон и др. 2012, с. 20]

Информационная грамотность предполагает умение получать доступ к нужной информации, сведениям, правильную их характеристику, оценку и этичное применение, понятие же медийной грамотности отражает умение понимать функции СМИ и уровень выполнения данных функций, а также целесообразность взаимодействия с ними в соответствии с интересами самореализации. Программа обучения преподавателей медийной и информационной грамотности включает в себя обе позиции. Независимо от различий и подходов концептуальной выработки теории обучения медийной и информационной грамотности, они связаны с системой навыков и компетенций, подчеркивающих необходимость и важность развития поисковых умений и способности осмысленно вступать во взаимодействие с различными медийными и информационными каналами.

Существует две научные школы, различно трактующие взаимоотношение этих двух смежных областей - медийной грамотности и информационной грамотности. Представители одной школы рассматривают информационную грамотность как более обширную область исследований, составной частью которой является медийная грамотность. С точки зрения другой школы, информационная грамотность - лишь компонент медийной грамотности, которая считается более широкой областью. Однако международная группа экспертов, созванных ЮНЕСКО, отметила не только отличия, но и точки соприкосновения между медиа и другими информационными службами. Ниже приведены некоторые термины, используемые сегодня специалистами в рассматриваемой нами области в

Рис. 3. Экосистема МИГ: основные понятия Источник: [Уилсон и др. 2012, с. 21]

различных уголках планеты: медийная грамотность, информационная грамотность, свобода самовыражения и информационная грамотность, компьютерная грамотность, интернет-грамотность, цифровая грамотность и др. [Уилсон и др. 2012].

Естественно, между данными терминами существуют очевидные связи (см. рис. 2). Большая часть вышеперечисленных понятий остается предметом дискуссий и споров, применяются они по-разному, в зависимости от профессионального или культурного контекста той или иной группы пользователей. Однако на мировом уровне многие организации обращаются к термину «медиа образование» (МО), который, по мнению ряда специалистов, включает как медийную, так и информационную грамотность (ЮНЕСКО использует термин МИГ) [Уилсон и др. 2012].

Повышение медийной и информационной грамотности создает небходимые сегодня навыки в период цифровой трансформации вузов и может быть ответом на те модификации и трансформации, которые претерпевает воспитательно-просветительская деятельность по мере того, как на смену ориентации на преподавателей в учебном процессе приходит ориентация на обучаемых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение на основе проведенного анализа

В связи с пандемией СОУГО-19 выявились основные проблемы относительно неизбежно входящих в практику высшего образования требований по цифровизации, необходимости развития цифровых компетенций, и одной из ключевых компетенций для современного вуза - информационной грамотности, диктующие сегодня необходимость трансформации моделей образования в вузах. Основной задачей является совмещение двух форм моделей образовательных технологий, нахождение путей совмещения традиционного и современного цифрового подхода, приведение их в такое равновесие, чтобы не было утеряно то ценное, что как живое практическое взаимодействие переходит от преподавателя к учащемуся. Одновременное использование двух форм - гибридная форма образовательного процесса, когда часть участников пространственно удалены, или полностью онлайн-форма, к которой пришлось переходить всем образовательным учреждениям в связи с чрезвычайныой ситуацией, показало на практике, что несмотря на быструю реакцию и переход на цифровые технологии и дистантные методы ведения образовательного процесса, перед всеми участниками ВО остро стоит задача развития соответствующих навыков и компетенций, чтобы не терялось самое главное - качество и индивидуальный подход. Существующая сегодня базовая модель компетенций цифрового общества имеет в целом общие формулировки, и их интерпретация варьируется от эксперта к эксперту. Компетентностный подход диктует студентам необходимость сознательно взять ответственность за собственное обучение на себя, в связи с чем стоят задачи создания механизма освоения обучающимися процессов поиска, обработки и использования информации. Так, базовое образование, охватывающее совокупность знаний, дополняется набором ключевых компетенций и надпро-фессиональных навыков, в которые включены как ядро цифровые (базовые и профессиональные) и технические навыки, это и умение использовать программные обеспечения, и БМЛС-системы (80с1а1-тоЫ1е-апа1уис8-с1оиф, информационная грамотность, а также грамотность в сфере ИКТ. Некоторые рекомендации и способы совершенствования цифровых навыков выявлены из анализа последних исследований в данной сфере на примере Армении и РФ, а также мировых практик, собранных в докладе МСЭ, однако требуются дальнейшие исследования в данной сфере в связи с ее актуальностью. Стоит необходимость также развития информационных и медийных компетенций, которые в пользователях, в свою очередь, приведут к развитию способности критического мышле-

ния и позволят последним запрашивать от СМИ и других информационных служб предоставления им услуг высокого качества. Совместными усилиями они могут способствовать созданию благоприятных условий, при которых массмедиа будут делать ставки на глубину и качество контента и услуг, а не на количество и всеядность.

Благодарность

Статья выполнена в рамках совместного проекта Госкомитета по науке Республики Армения с Белорусским фондом фундаментальных исследований по теме «Конкурентоспособность систем высшего образования Армении и Беларуси в контексте ускорения процессов циф-ровизации, связанных с пандемией Covid-19», «Разработка стратегических направлений повышения конкурентоспособности системы высшего образования РА в контексте интеграции и интернационализации».

Acknowledgements

The article has been supported by subsidies of the State Committee for Science of the Republic of Armenia with the Belarusian Foundation for Basic Research on the topic "Competitiveness of higher education systems in Armenia and Belarus in the context of accelerating digitalization processes associated with the COVID-19 pandemic".

Литература

Аветисян, Геворкян 2020 - Аветисян П.С., Геворкян Н.М. Свободная образовательная среда - основа интеллектуального человеческого капитала в условиях цифровой экономики // Экономика региона. 2020. Т. 16. Вып. 2. С. 494-506.

Батова 2019 - Батова М.М. Формирование цифровых компетенций в системе «образование - наука - производство» // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9. № 4. С. 1573-1584.

Ицковиц 2010 - Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии / Пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. 238 с.

Константинова, Кудаева 2020 - Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. 2020. Т. 7. № 11. С. 1055-1072.

О'Коннор, Макдермотт 2014 - О'Коннор Д., Макдермотт И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем: Пер. с англ. 4-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2014. 254 c.

Уилсон и др. 2012 - Уилсон К., Гриззл А., Туазон Р., Акьемпонг К., Чун Чи-К. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов. М.: Ин-т ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. 200 с.

Универсальные 2020 - Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / Отв. ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина; при участии К.А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И.М. Реморенко, Я. Хаутамяки; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 472 с.

Kim 2009 - Kim W. Cloud Computing: Today and Tomorrow // Journal of Object Technology. 2009. Vol. 8. No. 1. P. 65-72.

Knight, de Wit 2018 - KnightJ., & de Wit, H. Internationalization of Higher Education: Past and Future // International Higher Education. 2018. № 95. P. 2-4.

Perez-Tornero, Varis 2010 - Perez Tornero J.M., Varis T. Media Literacy and New Humanism. Moscow: UNESCO, 2010. 136 p. [Электронный ресурс]. URL: http:// iite.unesco.org/pics/publications/en/files/3214678.pd (дата обращения 16 ноября 2021).

References

Avetisyan, P.S. and Gevorkyan, N.M. (2020), "Free educational environment as the basis of human capital and relationships between social sectors", Economy of the regions, vol. 16, no. 2, pp. 494-506.

Batova, M.M. (2019), "Formation of digital competencies in the system 'education -science - production'", Issues of innovative economics, vol. 9, no. 4, pp. 1573-1584, DOI: 10.18334 / vinec.9.4.41467

Dobryakova, M.S. and Frumin, I.D. (eds.) (2020), Universal'nye kompetentnosti i no-vaya gramotnost': ot lozungov k real'nosti [Universal competences and new literacy: from slogans to reality], with the participation of Barannikov, K.A., Ziila, N., Moss, J., Remorenko, I.M. and Khautamyaki, J., Izd. dom Vysshei shkoly ekonomi-ki, Moscow, Russia.

Etzkowitz, H. (2010), The triple helix. Universities - enterprises - state. Innovation in action, Uvarov, A.F. (ed.), Izd-vo Tomsk. gos. un-ta sistem upr. i radioelektroniki, Tomsk, Russia.

Kim, W. (2009), "Cloud Computing: Today and Tomorrow", Journal of Object Technology, vol. 8, no. 1, pp. 65-72.

Knight, J. and de Wit, H. (2018), "Internationalization of Higher Education: Past and Future", International Higher Education, no. 95, pp. 2-4.

Konstantinova, D.S. and Kudaeva, M.M. (2020), "Digital competencies as the basis for the professional education transformation", Labor Economics, vol. 7, no. 11, pp. 1055-1072.

O'Connor, D. and McDermott, I. (2014), The Art of Systems Thinking: Essential Skills for Creativity and Problem Solving, 4th ed. Alpina Publisher, Moscow, Russia.

Perez Tornero, J.M. and Varis, T. (2010), Media Literacy and New Humanism, UNESCO Moscow, Russia, available at: http://iite.unesco.org/pics/publications/en/files/ 3214678.pd (Accessed 16 November 2021).

Wilson, K., Grizzle, A., Tuazon, R., Akyempong, K. and Chun Chi-K. (2012), Mediinaya i informatsionnaya gramotnost':programma obucheniyapedagogov [Media and information literacy: teacher training program], Institut YuNESKO po informatsionnym tekhnologiyam v obrazovanii, Moscow, Russia.

Информация об авторах

Паркев С. Аветисян, доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор, Российско-Армянский университет, Ереван, Армения; 0051, Армения, Ереван, ул. Овсепа Эмина, д. 123; [email protected]

Наира М. Геворкян, кандидат экономических наук, Российско-Армянский университет, Ереван, Армения; 0051, Армения, Ереван, ул. Овсепа Эмина, д. 123; [email protected]

Мери Р. Тадевосян, кандидат филогических наук, Российско-Армянский университет, Ереван, Армения; 0051, Армения, Ереван, ул. Овсепа Эмина, д. 123 [email protected]

Information about the authors

Parkev S. Avetisyan, Dr. of Sci. (Philosophy), Cand. of Sci. (Physics and Mathematics), professor, Russian-Armenian University, Yerevan, Armenia; bld. 123, Hovsep Emin Street, Yerevan, Armenia, 0051; [email protected]

Naira M. Gevorkyan, Cand. of Sci. (Economics), Russian-Armenian University, Yerevan, Armenia; bld. 123, Hovsep Emin Street, Yerevan, Armenia, 0051; [email protected]

Meri R. Tadevosyan, Cand. of Sci. (Philology), Russian-Armenian University, Yerevan, Armenia; bld. 123, Hovsep Emin Street, Yerevan, Armenia, 0051; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.