Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ РОССИЙСКИХ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НОВОЙ ЦИФРОВОЙ ПАРАДИГМЕ'

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ РОССИЙСКИХ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НОВОЙ ЦИФРОВОЙ ПАРАДИГМЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦИФРОВАЯ ПАРАДИГМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРЕПЯТСТВИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Юлия Владимировна, Чалова Ольга Александровна

В статье рассматривается проблема цифровизации высшего образования в России. В частности, исследуется степень готовности профессорско-преподавательского состава российских технических вузов к применению информационных технологий в педагогической деятельности. Авторами описаны особенности изменений профессиональных обязанностей и компетенций педагогических кадров в условиях создания новой цифровой парадигмы образования, даны определения понятиям «цифровизация», «цифровая грамотность», «цифровая компетентность / ИКТ компетентность». Проведенное исследование с использованием теоретических методов и методов анкетирования позволило выявить отношение педагогических работников к изменениям в образовательной сфере, определить уровень владения новыми цифровыми компетенциями и степень заинтересованности в применении информационных компетенций в научнопедагогической деятельности, отметить сложности на пути создания цифровой образовательной среды. Авторы полагают, что данные, полученные в ходе исследования, с одной стороны, можно использовать как отправную точку для мониторинга дальнейшего активного проникновения информационных технологий в педагогический процесс и создание цифровой образовательной среды, а, с другой, как некое подведение итогов начального этапа цифровизации высшего образования России. Эмпирическая база исследования была собрана летом 2021 года - в период, когда закончился 2020-2021 учебный год, проходивший в большинстве вузов страны в смешанном формате, что было связано с эпидемиологическими требованиями периода пандемии Covid-19. Респондентами выступили представители общественных и гуманитарных кафедр технических вузов России. Подробный анализа полученных данных позволил исследователям выделить и систематизировать проблемы, препятствующие цифровизации образования и созданию цифровой среды вуза; а также, предложить пути их преодоления на данном этапе. По мнению авторов статьи, создание благоприятной образовательной среды и технической поддержки для профессорско-преподавательского состава вузов позволит успешно осуществить цифровизацию высшего образования и сохранить высококвалифицированные кадры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE READINESS OF THE TEACHING STAFF OF RUSSIAN TECHNICAL UNIVERSITIES TO USE INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE NEW DIGITAL PARADIGM

The article discusses the problem of digitalization of higher education in Russia. In particular, the degree of readiness of the teaching staff of Russian technical universities for the use of information technologies in teaching is investigated. The authors describe the peculiarities of changes in professional duties and competencies of teaching staff in the context of the creation of a new digital paradigm of education, they give definitions to the concepts of "digitalization", "digital literacy", "digital competence / ICT competence". The conducted research using theoretical methods and survey methods made it possible to identify the attitude of teachers to changes in the educational sphere, determine the level of new digital competencies and the degree of interest in the use of information competencies in scientific and pedagogical activities, and note the difficulties in creating a digital educational environment. The authors believe that the data obtained in the course of the study, on the one hand, can be used as a starting point for monitoring the further active penetration of information technologies into the pedagogical process and the creation of a digital educational environment, and, on the other hand, as a kind of summing up of the initial stage of digitalization of higher education. Russia. The empirical base of the study was collected in the summer of 2021 - during the period when the 2020-2021 academic year ended, which was held in most of the country's universities in a mixed format, which was associated with the epidemiological requirements of the period of the Covid-19 pandemic. The respondents were representatives of public and humanitarian departments of technical universities in Russia. A detailed analysis of the data obtained allowed the researchers to identify and systematize the problems that hinder the digitalization of education and the creation of a digital environment of the university; and also, suggest ways to overcome them at this stage. According to the authors of the article, the creation of a favorable educational environment and technical support for the teaching staff of universities will make it possible to successfully digitalize higher education and retain highly qualified personnel.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ РОССИЙСКИХ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НОВОЙ ЦИФРОВОЙ ПАРАДИГМЕ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №4, Том 9 / 2021, No 4, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-4-2021.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/39PDMN421.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Соколова Ю.В., Чалова О. А. Оценка готовности педагогических кадров российских технических вузов к применению информационных технологий в новой цифровой парадигме // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №4, https://mir-nauki.com/PDF/39PDMN421.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Sokolova Ju.V., Chalova O.A. (2021). Assessment of the readiness of the teaching staff of Russian technical universities to use information technologies in the new digital paradigm. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/39PDMN421.pdf (in Russian)

Соколова Юлия Владимировна

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», Москва, Россия

Доцент

Кандидат философских наук, доцент E-mail: Juliasokolova7@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4884-7185 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=708183 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57190088905

Чалова Ольга Александровна

ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», Москва, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: oldadavydova@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7772-3755 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=718011

Оценка готовности педагогических кадров российских технических вузов к применению информационных технологий в новой цифровой парадигме

Аннотация. В статье рассматривается проблема цифровизации высшего образования в России. В частности, исследуется степень готовности профессорско-преподавательского состава российских технических вузов к применению информационных технологий в педагогической деятельности. Авторами описаны особенности изменений профессиональных обязанностей и компетенций педагогических кадров в условиях создания новой цифровой парадигмы образования, даны определения понятиям «цифровизация», «цифровая грамотность», «цифровая компетентность / ИКТ компетентность».

Проведенное исследование с использованием теоретических методов и методов анкетирования позволило выявить отношение педагогических работников к изменениям в образовательной сфере, определить уровень владения новыми цифровыми компетенциями и степень заинтересованности в применении информационных компетенций в научно-педагогической деятельности, отметить сложности на пути создания цифровой образовательной среды. Авторы полагают, что данные, полученные в ходе исследования, с одной стороны, можно использовать как отправную точку для мониторинга дальнейшего активного проникновения информационных технологий в педагогический процесс и создание

цифровой образовательной среды, а, с другой, как некое подведение итогов начального этапа цифровизации высшего образования России.

Эмпирическая база исследования была собрана летом 2021 года — в период, когда закончился 2020-2021 учебный год, проходивший в большинстве вузов страны в смешанном формате, что было связано с эпидемиологическими требованиями периода пандемии Covid-19. Респондентами выступили представители общественных и гуманитарных кафедр технических вузов России. Подробный анализа полученных данных позволил исследователям выделить и систематизировать проблемы, препятствующие цифровизации образования и созданию цифровой среды вуза; а также, предложить пути их преодоления на данном этапе. По мнению авторов статьи, создание благоприятной образовательной среды и технической поддержки для профессорско-преподавательского состава вузов позволит успешно осуществить цифровизацию высшего образования и сохранить высококвалифицированные кадры.

Ключевые слова: цифровизация образования; информационные технологии в педагогической деятельности; цифровая парадигма; образовательная среда; цифровые компетенции; профессорско-преподавательский состав; цифровая грамотность; препятствия цифровизации; цифровая компетентность

Введение (актуальность)

Реалии современного мира таковы, что существующему рынку труда требуются специалисты с новыми компетенциями, владеющие мобильными и интернет-технологиями, а также ориентированные на непрерывное образование (повышение квалификации) с помощью электронного обучения. Происходит постепенное внедрение информационных технологий во все сферы деятельности общества — рабочие процессы, коммуникацию, времяпрепровождение людей. Система образования не стала исключением, она также подвержена проникновению передовых технологий, а педагог рассматривается сегодня не только как носитель знаний, но и как проводник в «цифровой мир». В обществе возник запрос на непрерывное образование, возможность проектировать индивидуальные образовательные траектории, получать новые знания и навыки как очно, так и удаленно в любое удобное время. Педагог 21 века должен обладать цифровой грамотностью, способностью создавать и применять контент посредством цифровых технологий, включая навыки компьютерного поиска, обмена информацией, коммуникацией, иначе доступность информации и высокие скорости обработки данных приведут к отставанию педагога от студента в использовании информационных ресурсов.

Система российского образования должна обеспечить подготовку специалистов различных направлений, удовлетворяющих условиям современного мира, а именно, обеспечивать обществу уверенный переход в цифровую эпоху.

Целью проведенного исследования стало получение объективных данных об отношении преподавателей гуманитарных и общественных дисциплин технических вузов России к использованию информационных технологий в педагогической практике. Эти данные, с одной стороны, можно использовать как отправную точку для мониторинга дальнейшего активного проникновения информационных технологий в педагогический процесс и создание цифровой образовательной среды, а, с другой, как некое подведение итогов начального этапа цифровизации высшего образования России.

Задачи

Необходимо рассмотреть понятия «цифровизация», «цифровая грамотность», «цифровая компетентность / ИКТ компетентность»; проанализировать отношение

педагогических кадров к цифровизации образования; определить степень цифровой грамотности; выявить их готовность применять информационные технологии в научно-педагогической деятельности и углублять свои знания в области современных цифровых технологий; выделить и систематизировать проблемы, препятствующие цифровизации образования и созданию цифровой среды вуза; а также, предложить пути их преодоления на данном этапе.

Методология и методы

В работе были задействованы теоретические методы (анализ научной литературы, сравнение источников), обобщение полученной информации, методы анкетного опроса, статистические инструменты обработки данных. Опрос, в котором приняли участие 96 представителей профессорско-преподавательского состава гуманитарных и общественных кафедр технических университетов России, стал инструментом исследования. Респондентам было предложено пятнадцать вопросов закрытого (двенадцать) и полуоткрытого (три) типа, часть вопросов (пять) была с множественным выбором.

Обзор литературы

Следует отметить значительный вклад в исследование проблем цифровизации высшего образования, отечественных ученых Андрюхиной Л.М. [1], Петровой Н.П. [2], Никулиной Т.В. [3], Гребенниковой В.М. [4], Строкова А.А. [5], Кутырева В.А. [6], Мачерет Д.А. [7] и других. Данные работы показывают как негативные, так и позитивные проявления цифровизации в системе образования. При этом отмечается недостаток исследований, посвященных перспективам развития цифровизации в сфере высшего образования. Зарубежные исследователи также проявляют особый интерес к цифровизация в сфере образования R. Hamalainen [8], Yu Zhao [9], H.A. Horst [10], D. Miller [11], N. Negroponte [12], A. Smith [13], выделяя основные характеристики цифровизации и преимущества использования цифровых технологий в системе образования, позволяющие соответствовать запросам современного общества.

Главный аналитик компании «Hays recruiting» Л. Кучера констатирует: «Будьте готовы к тому, что через какое-то время, большинство рабочих мест потребует знания последних технологий, которые увеличиваются и совершенствуются непрерывно. Независимо от типа профессии или промышленного сектора, где в настоящее время заняты основные человеческие ресурсы, компании и организации хотят принять на работу и сохранить сотрудников, которые обладают знанием этих технологий и тех, кто готов повышать свои навыки далее»1.

Так, Е.А. Кашина отмечает: «Изменились требования к умениям учащихся, поскольку необходимо не только читать, писать и считать, нужно уметь организовывать ресурсы данных, плодотворно сотрудничать, собирать, оценивать и использовать информацию»2, руководить этим процессом рекомендуется педагогу, а следовательно, обучающий сам должен уметь применять данные компетенции.

Так, Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, М.И. Максеенко, С.С. Смирнов [14] рассматривают термин «цифровизация» как перевод информации в цифру и вместе с этим

1 https://www.haysplc.com/~/media/Files/H/Hays/annual-reports/ar-2015-new.pdf (дата обращения 17.08.2021).

2 Кашина Е.А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики: дис. ... канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1997. — 187 с.

одновременно инфраструктурную, управленческую, поведенческую, культурную составляющие содержания образования, который появился в связи с усилением информационно-коммуникационных технологий.

А. Марей рассматривает цифровизацию как изменение парадигмы общения и взаимодействия друг с другом и социумом.3

Одними из основных элементов цифровизации системы образования являются цифровая грамотность и цифровая компетентность. Первые работы, описывающие знания и навыки, схожие с цифровыми знаниями и навыками были у А.П. Ершова [15], И.В. Соколовой [16], В.Н. Михайловского [17] и др., которые определяли их как «информационную грамотность», то есть понимание человеком основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества, умение работать с информационными потоками.

Под цифровой грамотностью разработчики Аналитического центра НАФИ рассматривают различные ее виды: медиаграмотность, отношение к инновациям, коммуникативная, компьютерная, информационная грамотность. А цифровая грамотность педагога — это такая же система базовых знаний, навыков и установок в сфере повседневного использования цифровых технологий, как и у людей других профессий. Согласно ООН «цифровая грамотность — это способность безопасно и надлежащим образом управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать, создавать информацию и получать доступ к ней с помощью цифровых устройств и сетевых технологий для участия в экономической и социальной жизни» [18]. В свою очередь «ИКТ-компетенции педагога — это знания, навыки и установки, позволяющие ему свободно применять ИКТ для организации учебного процесса на всех его этапах — от подготовки к занятиям до создания цифровой среды, помогающей выстраивать индивидуальные образовательные траектории учащихся, мотивировать их к обучению, анализировать и прогнозировать их успеваемость» [18, с. 4].

Формирование компетенций происходит на различных уровнях образования, однако, цифровые компетенции формируются в течение всей жизни. Следовательно, цифровизация образования напрямую зависит от уровня владения цифровыми технологиями педагога с целью их продуктивного применения в образовательной деятельности. Н.Н. Битюцкая отмечает необходимость формирования умения ориентироваться в потоке цифровой информации у педагогов, работать с ней, обрабатывать и встраивать в новую технологию.4

Перспективной задачей всех вузов является повышение квалификации педагогов цифровой грамотности, ориентированной не только на разработку курсов, но и на применение цифровой среды в образовательном процессе (А. Соболев). Цифровая среда требует от педагогов другой ментальности, картины мира, совершенного иного способа и форм работы с обучающимися. Также А. Соболев определяет роль педагога как тьютера, проводника по цифровому миру.5

Использование новых информационно-коммуникационных технологий является начальным условием для дальнейшего развития цифровой педагогики.

3 Марей А. Цифровизация как изменение парадигмы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization.aspx (дата обращения: 17.08.2021).

4 Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://edmarket.digital/ (дата обращения: 17.08.2021).

5 Соболев А.Б. Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вуза [Электронный ресурс] / А.Б. Соболев // Электронная газета «Поиск». 2018. № 1-2. Режим доступа: https://poisknews.ru/magazine/31969/ (дата обращения: 17.08.2021).

В 2016 году Правительством РФ утвержден проект «Современная цифровая образовательная среда» в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы, предполагающий «модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни — в любое время и в любом месте».6

В 2017 году в России была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», «направленная на создание условий для развития общества знаний, повышение благосостояния и качества жизни граждан путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами».'

Российские вузы стали использовать двухкомпонентную информационно-образовательную среду, в которой совмещаются ресурсы международных образовательных платформ с контентом собственных разработок, что способствует развитию собственного IT-потенциала. Так, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) использует платформу LMS, а с марта 2020 года активно пользуется Microsoft Teams. В НИУ «МЭИ» в марте 2019 года было принято решение о создании аналитической системы сопровождения образовательных программ — «Электронный МЭИ». Разработка и внедрение в опытную эксплуатацию данной аналитической системы (далее ЭлМЭИ) является инструментом цифровизации образовательной деятельности вуза. ЭлМЭИ представляет собой аналитическую систему с широкими возможностями как для преподавателей и студентов, так и администрации. Система, полностью введенная в эксплуатацию, позволит:

• формировать личные представления и сведения о достижениях преподавателя;

• использовать каталоги библиотеки МЭИ и ЭБС;

• разрабатывать аннотации учебных дисциплин, практик, ГИА;

• разрабатывать рабочие программы дисциплин, практик, ГИА;

• формировать индивидуальные планы работы;

• управлять личным расписанием;

• формировать должностные инструкции;

• составлять планы мероприятий НИУ "МЭИ";

• управлять системой согласования методических материалов и программ;

• осуществлять аналитический обзор результатов работы подразделения по видам деятельности;

• управлять аудиторным фондом и работой с паспортами помещений;

6 Кашина Е.А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики: дис. ... канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1997. — 187 с.

7 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // Сайт Правительства РФ, 28.07.2018 (http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf) (дата обращения: 17.08.2021).

• управлять лицензионным программным обеспечением;

• разрабатывать дополнительные образовательные программы;

• разрабатывать образовательные программы высшего образования;

• осуществлять подготовку документов для прохождения процедуры государственной аккредитации образовательных программ.

Введение первой очереди эксплуатации ЭлМЭИ включает в себя значительный функционал:

использовать персональную страницу пользователя;

формировать личные представления сведений о достижениях преподавателя; составлять справки о кадровом обеспечении образовательных программ: использовать каталоги библиотеки МЭИ и ЭБС; управлять аудиторным фондом и работой с паспортами помещений; управлять лицензионным программным обеспечением.

Создание аналитической системы сопровождения образовательных программ — «Электронный МЭИ» и ее последующее внедрение потребовало от сотрудников вуза освоения новых цифровых компетенций. Были разработаны программы дополнительного образования и профессионального переобучения для разных категорий работников, проведено масштабное обучение персонала, налажена работа по обеспечению технической и цифровой поддержки. Следует отметить, что разработке данной аналитической системы предшествовали этапы внедрения отдельных элементов цифровизации образовательной и профессиональной среды НИУ «МЭИ». Так, например, уже несколько лет применялась электронная система анализа достижений и разработок профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала — СТИМ, которая использовалась для стимулирования сотрудников. Балльно-рейтинговая система оценки студентов (БАРС), внедренная некоторое время назад в НИУ «МЭИ», представляет собой электронный учебный журнал студенческих групп с широкими возможностями для хранения и анализа информации по успеваемости студентов. БАРС содержит информацию о рабочей программе дисциплины, плане контрольных мероприятий и т. д., система позволяет формировать ведомости итоговой аттестации с цифровыми подписями.

Разработка и внедрение инструментов цифровизации в НИУ «МЭИ» позволили вузу успешно осуществлять образовательную деятельность в условиях пандемии, когда возникла необходимость перевода студентов на удаленное или смешанное (с использованием очного и он-лайн форматов) обучение. Преподаватели НИУ «МЭИ» проводили он-лайн занятия преимущественно на платформах ZOOM и Webex. Кроме того, система дистанционного обучения Прометей, которая использовалась в вузе еще до начала пандемии, получила более широкое распространение.

Постепенное внедрение разных электронных и цифровых систем и инструментов образовательной деятельности, своевременное обучение сотрудников внутри самого вуза, размещение на сайте НИУ «МЭИ» инструкций по работе с элементами системы в текстовом и видео форматах позволило профессорско-преподавательскому составу относительно безболезненно с психологической точки зрения приобрести и начать успешно применять цифровые компетенции.

https:// mir-nauki. com

Характер социальных изменений последнего времени, необходимость быстрой трансформации образовательных технологий в период пандемии Соу1ё-19 потребовали от российских вузов оперативного внедрения информационных технологий в образовательную деятельность для обеспечения непрерывности обучения студентов. Эти обстоятельства поставили целый ряд сложных профессиональных задач не только пред работниками, обеспечивающими администрирование и техническое обеспечение работы вузов, но и перед профессорско-преподавательским составом. По мнению исследователей, указанные выше социальные процессы оказали кардинальное влияние на распространение и активное применение новых технологий в педагогической практике, а также на изменение набора необходимых профессиональных компетенций педагога.

В ходе проведенного анкетирования, в котором принимало участие 96 представителей профессорско-преподавательского состава гуманитарных и общественных кафедр технических университетов России, были выделены четыре возрастные группы педагогических кадров (рис. 1).

Процентные значения по всем пунктам анкеты округлены до целых значений.

Наибольшая группа (41 %) представлена сотрудниками в возрасте от 46 до 65 лет, наиболее молодая и самая возрастная группы представлены наименьшим количеством респондентов. Исследователи полагают, что подобное распределение по возрастным группа в целом соответствует возрастному кадровому составу гуманитарных и общественных кафедр российских вузов в настоящий момент. Пандемия Covid-19 и связанный с ней период обучения в удаленном и смешанном форматах стали причинами увольнения части сотрудников старшего возраста. Кардинального отличия в отношении к цифровизации образования в зависимости от возрастных групп в ходе опроса продемонстрировано не было. Это можно объяснить изменением кадрового состава кафедр в период пандемии: сохранить рабочие места удалось преимущественно тем сотрудникам старше 65 лет, которые были готовы к применению информационных технологий в педагогической деятельности.

Интерес к информационным технологиям показала довольно большая группа респондентов: 75 % опрошенных (рис. 2). При этом готовность к освоению этих технологий

Страница 7 из 20

Результаты

-до 30 лет 30-45 лет 46-65 лет старше 65 лет

Рисунок 1. Возрастные группы преподавателей российских вузов, принимавших участие в анкетировании (составлено авторами)

39PDMN421

показал немного меньший процент преподавателей: 71 % (рис. 3). Это можно объяснить как рядом психологических причин (страхом перед внесением нового в привычную рабочую практику, сомнением в собственных силах), так и объективными обстоятельствами (отсутствием возможности повышения квалификации в этой области, неосведомленностью об источниках и инструментах самообразования).

-да "нет

Рисунок 2. Интерес преподавателей вузов к информационным технологиям в педагогической деятельности (составлено авторами)

■ да «нет

Рисунок 3. Готовность преподавателей вузов к освоению информационных технологий (составлено авторами)

При этом 75 % респондентов считают, что обучение информационным технологиям необходимо для их профессионального роста (рис. 4). Это показывает, что три четверти профессорско-преподавательского состава убеждены, что цифровизация образовательной среды является одним из приоритетных направлений развития образования.

Следующие два вопроса исследования выявляют одну из проблем, возникших на пути цифровизации вузов. Рисунки 5 и 6 показывают, насколько доступными респонденты считают возможности повышения квалификации для педагогических работников в области применения информационных технологий в педагогике.

Рисунок 4. Необходимость обучения преподавателей вузов информационным технологиям для профессионального роста (составлено авторами)

-да "нет

Рисунок 5. Возможность проходить обучение преподавателям вузов (повышение квалификации) по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности (составлено авторами)

нет да

Рисунок 6. Наличие условий для применения информационных технологий в вузе (составлено авторами)

https:// mir-nauki. com

Три четверти респондентов заявили, что имеют возможность повышать квалификацию в области применения информационных технологий в педагогике, и у более чем 54 % такая возможность существует в их вузе. Разница в процентном соотношении между рисунками 5 и 6 (25 % и 46 % соответственно заявили об отсутствии возможности повышения цифровых компетенций) указывает на инструмент преодоления проблемы недостаточности цифровой грамотности педагогических работников. Создание условий для повышения квалификации сотрудников в области цифровой грамотности и применения информационных технологий в педагогической практике на базе основного места работы является одним из действенных способов формирования требуемых цифровых компетенций у своих работников. Обучение на базе основного места работы дает возможность повышать квалификацию сотрудников без отрыва от профессиональной деятельности, использовать собственные ресурсы вуза для обучения и формировать именно те цифровые компетенции, в которых есть необходимость. Такой подход оказывается взаимно полезным и взаимовыгодным для вуза и его сотрудников.

В этом отношении показательным является опыт одного из ведущих технических университетов России — НИУ «МЭИ». Повышение квалификации и профессиональная переподготовка сотрудников — один из приоритетов работы ИДДО НИУ «МЭИ» (Института дистанционного и дополнительного образования). Центры подготовки и переподготовки НИУ «МЭИ», работу которых координирует ИДДО, осуществляют программы дополнительного образования. Кроме того, ИДДО НИУ «МЭИ» обеспечивает подготовку и сопровождение электронных образовательных ресурсов, разрабатываемых преподавателями МЭИ, организует повышение квалификации сотрудников МЭИ, стажировки в НИУ «МЭИ» для преподавателей и научных сотрудников других образовательных учреждений.8

Рисунок 7 показывает, что 46 % респондентов владеют цифровыми компетенциями в таком объеме, что могут консультировать коллег и студентов по вопросам их применения. Довольно высокий процент педагогических работников, активно владеющих цифровыми компетенциями (способных не только применить, но и оказать консультативную помощь другим участникам образовательного процесса) позволяет заключить, что уровень цифровых компетенций преподавателей российских вузов достаточен для активного внедрения цифровизации.

Рисунок 7. Консультативная помощь коллегам-преподавателям и студентам по вопросам применения информационных технологий (составлено авторами)

8 https://mpei.ru/Structure/Universe/idlse/Pages/default.aspx (дата обращения 17.08.2021).

нет да

https:// mir-nauki. com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интересно, что 67 % опрошенных заявили о возрастании их нагрузки при использовании информационных технологий в профессиональной среде, о снижении нагрузки заявили 12 %, а утверждение о ее неизменности было сделано 21 % респондентов (рис. 8). Таким образом, для более чем двух третей опрошенных нововведения в педагогическую практику повлекли увеличение продолжительности рабочего дня. Можно предположить, что увеличение временных затрат объясняется этапом освоения новых технологий, и в последствии цифровизации образовательной среды будет сокращать нагрузку профессорско-преподавательского состава. Однако, на данном этапе этот процесс ставит вопрос о необходимости разработки новых нормативов для учета педагогической нагрузки (рис. 9). Очевидно, что цифровизация образовательной среды кардинально меняет не только набор профессиональных компетенций, но и круг профессиональных обязанностей педагогических работников вообще.

Рисунок 8. Изменение нагрузки преподавателя при внедрении информационных технологий в профессиональной деятельности (составлено авторами)

Рисунок 9. Необходимость разработки новых нормативов для учета нагрузки преподавателей в условиях применения информационных технологий (составлено авторами)

Немаловажным аспектом является и то, что более 58 % опрошенных заявили, что технологические нововведения влекут увеличение материальных затрат с их стороны (рис. 10). Очевидно, что расширение применения цифровых технологий в профессиональной деятельности требует создание определенной материально-технической базы. В условиях

■ возрастает ■ снижается ■ не изменится ■

-да "нет

смешанного обучения (когда ряд занятий проводился в удаленном формате) участники образовательного процесса должны были иметь все необходимое оборудование и ресурсы вне рабочего места. Это можно трактовать как одно из препятствий на пути более широкого внедрения цифровизации.

-да "нет

Рисунок 10. Факт увеличения материальных затрат преподавателя при использовании информационных технологий (составлено авторами)

Далее, если рассматривать препятствия и трудности на пути процесса цифровизации образовательной среды вуза, значимыми для анализа являются ответы, представленные на рисунке 11.

80% 72% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

72%

2%

неготовность педагогических кадров I нехватка материально-технических ресурсов I нехватка времени |другое

Рисунок 11. Трудности, при введении информационных технологий в педагогический процесс (составлено авторами)

72 % респондентов говорят о неготовности педагогических кадров, что акцентирует не только вопрос кадрового состава вузов в настоящий момент. Неготовность педагогических кадров, как заявленная трудность при внедрении информационных технологий, неразрывно связана с целым рядом аспектов (часть из которых отражена в ответах на другие пункты опроса). А именно:

• вопрос доступности приобретения педагогическими работниками новых компетенций (рис. 5 и 6):

• отсутствие интереса у 25 % опрошенных к информационным технологиям в педагогической деятельности (рис. 1);

• отказ 25 % респондентов рассматривать обучение информационным технологиям как необходимый элемент профессионального роста (рис. 4);

• неготовность более чем 29 % опрошенных к освоению информационных технологий (рис. 3).

Такой же процент опрошенных (72 %) отмечают, что нехватка времени является одним из препятствий на пути процесса построения цифровой среды. Эти ответы коррелируют с результатами, представленными на рисунке 8 (об изменении нагрузки педагогических работников), и отчасти с вопросом неготовности 29 % опрошенных к освоению новых технологий (рис. 3).

Больше половины опрошенных (52 %) выделили проблему материально-технического обеспечения. Здесь можно говорить не только об обеспечении необходимым оборудованием сотрудников на рабочих местах, но и о личных материальных затратах (что коррелирует с данными на рисунке 10).

Важным для анализа препятствий на пути цифровизации высшей школы и выработки рекомендаций по элиминации этих барьеров являются ответы респондентов, представленные на рисунке 12.

60%

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

■ рекомендации руководства ■ советы коллег ■ собственная инициатива ■ другое

Рисунок 12. Причины, побуждающие преподавателя применять информационные технологии (составлено авторами)

К сожалению, только 13 % опрошенных применяют цифровые технологии по собственной инициативе, 12 % по совету коллег. 60 % заявили, что применение информационных технологий в педагогике для них обусловлено рекомендациями руководства. Довольно большой процент опрошенных (24 %) предпочли вариант ответа: «другое» (с возможностью формулировки ответа). Среди ответов этой группы были указаны:

• желание соответствовать времени и общим социальным изменениям;

• принуждение со стороны руководства;

• административные нововведения.

Очевидно, что стимулирование инициативы работников в этом вопросе — один из действенных рычагов устранения препятствий цифровизации.

Тем не менее, оптимизм вселяет то, что профессорско-преподавательский состав довольно широко использует компьютерную технику, информационные технологии и современные средства коммуникации в профессиональной деятельности (рис. 13-15).

50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

44%

всегда часто редко никогда

Рисунок 13. Частота использования компьютера в профессиональной деятельности преподавателя (составлено авторами)

Ответ 12 % респондентов о неиспользовании компьютера для работы и 8 % опрошенных о том, что компьютер для решения профессиональных задач ими используется редко, можно трактовать двояко. С одной стороны, нельзя исключать, что ряд работников из возрастной категории старше 65 использует помощь более молодых коллег для выполнения ряда профессиональных функций, которые невозможны без работы на компьютере. С другой стороны, можно утверждать, что педагогические работники могут использовать другие гаджеты (смартфоны, планшеты и т. д.), способные выполнять функции компьютера.

72% 72%

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

■ оценка результатов работы студентов ■ проведение занятий

■ подготовка к занятиям ■ научная деятельность

Рисунок 14. Виды работ преподавателя вуза с применением информационных технологий м (составлено авторами)

Так, 72 % респондентов используют информационные технологии для подготовки к занятиям и научной деятельности, более половины опрошенных (60 %) для проведения занятий и почти половина (48 %) для оценки результатов работы студентов.

92%

56%

lili

■ с коллегами ■ со студентами ■ с руководством

Рисунок 15. Использование современных средств коммуникации (мессенджеров, социальных сетей) преподавателем для общения в профессиональной деятельности (составлено авторами)

Ответы, представленные на рисунках 13-15, показывают степень проникновения информационных технологий в профессиональную педагогическую деятельность педагогических работников. Следует отметить, что широкое внедрение информационных технологий в жизнь общества, влечет за собой целый ряд изменений этических норм. Это отразилось и на особенностях профессиональной коммуникации.

На последнем рисунке 16 представлены ответы респондентов об изменениях, которые могут произойти в их профессиональной деятельности в ходе использования информационных технологий.

Более половины опрошенных (58 %) указали на изменение качества проведения занятий. 68 % высказались, что изменится время подготовки к занятиям (что отчасти возвращает нас к ответам, представленным на рисунках 8 и 9). 4 % респондентов (ответ «другое») высказали опасения об увеличении бюрократии, усложнении профессиональных обязанностей, росту технических сбоев.

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

в процессе использования информационных технологий (составлено авторами)

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

68%

■ качество проведения занятий ■ время подготовки к занятиям ■ другое Рисунок 16. Изменения в педагогической деятельности преподавателя

Обсуждения

Развитие информационного общества оказывает влияние на все аспекты жизни современного человека. Проникновение информационных технологий в образовательную среду стремительно меняет характер педагогической деятельности. Система образования, с одной стороны, очень быстро и чутко реагирует на социальные и научно-технические изменения, с другой, призвана обеспечивать преемственность в передаче знаний, а также стабильность и непрерывность образовательного процесса. Диалектичность этих тенденций ставит сложные задачи перед преподавательским сообществом и профессионалами в области администрирования образования.

Процесс активного внедрения информационных технологий в образовательную среду российских вузов, инициированный как один из аспектов развития цифровой экономики России, получил дополнительный импульс к развитию в результате значительных социальных изменений, связанных с пандемией Соу1ё-19. Необходимость использования электронных образовательных ресурсов и платформ в этих обстоятельствах кардинально изменило перечень профессиональных задач, стоящих перед педагогическими работниками.

Опрос представителей общественных и гуманитарных кафедр проводился летом 2021 года, то есть после завершения сложного 2020-2021 учебного года. Характер социальных изменений последнего времени во многом изменил масштабы применения информационных технологий в вузах и набор профессиональных компетенций педагогических работников. Педагоги были поставлены в условия активного обучения и переобучения в области применения новых технологий, большинству из них пришлось освоить целый ряд новых навыков и начать выполнять новые функции. Практика показала, что в вузы, где процесс развития цифровой среды активно проходил до 2019 года, наиболее успешно справились с непредвиденными изменениями в образовательной деятельности. Для педагогических работников этих учебных заведений расширение применения цифровых технологий прошло наименее болезненно.

Согласно полученным анкетным данным преподаватели некоторых технических вузов России положительно относятся к цифровизации образования, указывая на необходимость профессионального роста за счет приобретения новых цифровых компетенций. При этом уровень цифровой грамотности можно отметить, как средний. Преподаватели ищут и находят информацию на разных ресурсах, используют цифровых устройства вне зависимости от платформы/интерфейса, ищут новости в разных источниках, проверяют их полноту и достоверность, используют современные средства коммуникации (социальные сети, мессенджеры) и готовы работать с новыми и современными технологиями (приложениями, гаджетами) в профессиональной деятельности.

Исследование отношения профессорско-преподавательского состава к цифровизации образования помогло выявить ряд сложностей в расширении цифровой парадигмы. Анализ ответов, полученных при анкетировании, позволяет выделить три основные области проблем:

1. Отношение к применению информационных технологий в педагогике (отсутствие интереса к применению информационных технологий в педагогике у 25 % респондентов и неготовность к освоению ИТ у почти трети опрошенных, мнение 28 % респондентов, и то, что освоение ИТ не способствует профессиональному росту).

2. Условия для развития цифровизации в вузах (44 % респондентов указали на отсутствие условий для развития ИТ в их вузах, почти четверть опрошенных заявили, что не имеют возможности повышать квалификацию в сфере ИТ).

3. Изменения нагрузки и материальных затрат педагогических работников при внедрении цифровизации (60 % педагогов заявили о росте материальных затрат при использовании ИТ для работы, увеличение нагрузки при использовании ИТ (68 % респондентов) и желание 64 % опрошенных пересмотреть нормативы расчета нагрузки преподавателей.

Исследователи полагают, что все три области проблем являются взаимосвязанными и существуют инструменты элиминации и смягчения всех указанных выше сложностей. По мнению исследователей, наиболее важной проблемой сегодня является отсутствие интереса к ИТ и нежелание освоения новых компетенций у довольно большого процента педагогических работников (25 % и 29 % соответственно). Следует отметить, что кардинальное изменение профессиональных задач педагогических работников в последнее время привело к еще большей перегруженности педагогов и стало причиной возникновения психологического и эмоционального выгорания и отчасти снизило инициативность и интерес к внедрению нового в профессиональную деятельность. Результаты опроса косвенно свидетельствуют о том, что часть административных инициатив по расширению цифровизации сегодня воспринимается как принуждение.

Общие социальные изменения (активное проникновение цифровизации во все сферы жизни), безусловно, со временем изменят отношение к применению ИТ в профессиональной деятельности, но, учитывая то, что педагог сегодня рассматривается как «проводник» в цифровую среду, следует найти инструменты изменения отношения к цифровым компетенциям у профессорско-преподавательского состава уже сейчас. Создание условий для овладения новыми цифровыми компетенциями внутри вузов на фоне снижения общей нагрузки на момент активного обучения, несомненно, будет способствовать повышению интереса к ИТ. Кроме того, обеспечение педагогов «цифровыми помощниками» — сотрудниками, способными оказывать консультативную помощь и поддержку может стать хорошим подспорьем расширения цифровизации особенно на первом этапе. Создание интуитивно понятных интерфейсов аналитических систем и электронных ресурсов, с которыми работают сотрудники, наличие видео и текстовых инструкций по работе с новым функционалом способно оказать большую поддержку сотрудникам и снять целый сложностей, в том числе, и психологических.

Очевидно, что за изменением профессиональных обязанностей и набора профессиональных компетенций педагогических работников, должны последовать шаги по изменению учета нагрузки профессорско-преподавательского состава, так как новые трудовые функции требуют нового подхода к их учету.

Проблема роста материальных затрат сотрудников отчасти связана с непредвиденными и беспрецедентными условиями работы во время пандемии Соу1ё-19. Однако, обеспечение доступа к образовательным платформам, необходимому программному обеспечению и другим электронным ресурсам, используемым для научно-педагогической деятельности, должно находиться в компетенции вузов.

Сегодня становится очевидным, что новая цифровая парадигма потребует непрерывного дополнительного обучения педагогических кадров. В этих условиях важно создать благоприятную образовательную среду и техническую поддержку для профессорско-преподавательского состава вузов с целью сохранения высококвалифицированных кадров. Проведенное исследование дает авторам основание полагать, что, несмотря на существование ряда сложностей, существуют действенные инструменты их преодоления. Своевременные меры поддержки расширения цифровой парадигмы позволят российским вузам соответствовать мировым образовательным стандартам, вписаться в глобальную образовательную среду и продолжить предоставлять образовательные услуги высокого уровня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры / Л.М. Андрюхина, Н.О. Садовникова, С.Н. Уткина, А.М. Мирзаахмедов // Образование и наука. — 2020. — Т. 22. — № 3. — С. 116-147. — DOI 10.17853/1994-5639-2020-3-116-147.

2. Петрова, Н.П. Цифровизация и цифровые технологии в образовании / Н.П. Петрова, Г.А. Бондарева // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — № 5(78). — С. 353-355. — DOI 10.24411/1991-5497-2019-00138.

3. Никулина, Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т.В. Никулина, Е.Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 8. — С. 107-113. — DOI 10.26170/po18-08-15.

4. Гребенникова, В.М. К вопросу о цифровизации образования / В.М. Гребенникова, Т.В. Новикова // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2019. — Т. 11. — № 5. — С. 158-165.

5. Строков, А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы / А.А. Строков // Вестник Мининского университета. — 2020. — Т. 8. — № 2(31). — С. 15. — DOI 10.26795/2307-1281-2020-8-2-15.

6. Кутырев, В.А. О судьбе управления и права в цифровом обществе / В.А. Кутырев // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2019. — № 1(45). — С. 278-281. — DOI 10.24411/2078-5356-201910141.

7. Мачерет, Д.А. "Цифровой социализм" или расширение свободы индивида? / Д.А. Мачерет // Общественные науки и современность. — 2019. — № 2. — С. 5465. — DOI 10.31857/S086904990004396-7.

8. R. Hamalainen, K. Nissinen, J. Mannonen, J. Lamsa, K. Leino, M. Taajamo Understanding teaching professionals' digital competence: What do PIAAC and TALIS reveal about technology-related, skills, attitudes, and knowledge? / Computers in Human Behavior, Volume 117, April 2021, 106672.

9. Yu Zhao, Ana M., Pinto Llorente, M. Cruz Sanchez Gomez Digital competence in heigher education research: A systematic literaturereview / Computers & Education, Volume 168, July 2021, 104212.

10. Horst H.A. New Media Technologies in Everyday Life. Horst Н.А., Miller D. (eds.) Digital Anthropology. London, Berg, 2012. Pp. 61-79.

11. Miller D., Horst H.A. The Digital and the Human: A Prospectus for Digital Anthropology. Horst НА., Miller D. (eds.) Digital Anthropology. London, Berg, 2012. Pp. 3-38.

12. Negroponte N. Being Digital, First Vintage Books. Available at: http://governance40.com/wp-content/uploads/2018/12/Nicholas-Negroponte-Being-Digital-Vintage-1996.pdf (accessed: 20.04.2020).

13. Smith A. Is There A Global Culture? Intermedia, 1992, vol. 20, no. 4-5, pp. 11-12.

14. Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, М.И. Максеенко, С.С. Смирнов. — М.: МедиаМир, 2017. — 160 с.

https:// mir-nauki. com

15. Ершов, А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества / А.П. Ершов // Коммунист. — 1988. — № 2.

— С. 82-92.

16. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация: Филос. очерки / В.Н. Михайловский; Рос. АН, Санкт-Петербург. каф. философии.

— СПб.: Наука: С.-Петербург. изд. фирма, 1994. — 143, [2] с.; 22 см.; ISBN 5-02027274-4: Б.ц.

17. Соколова, И.В. Социальная информатика / И.В. Соколова. — Москва: Российский государственный социальный университет, 2002. — 256 с. — ISBN 5713902366.

18. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Авторы: Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. — М.: Издательство НАФИ, 2019 — 84 с.

39PDMN421

Sokolova Julia Vladimirovna

National Research University «Moscow Power Engineering Institute», Moscow, Russia

E-mail: Juliasokolova7@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4884-7185 RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=708183 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57190088905

Chalova Olga Aleksandrovna

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia

E-mail: oldadavydova@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7772-3755 RSCI: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=718011

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Assessment of the readiness of the teaching staff of Russian technical universities to use information technologies in the new digital paradigm

Abstract. The article discusses the problem of digitalization of higher education in Russia. In particular, the degree of readiness of the teaching staff of Russian technical universities for the use of information technologies in teaching is investigated. The authors describe the peculiarities of changes in professional duties and competencies of teaching staff in the context of the creation of a new digital paradigm of education, they give definitions to the concepts of "digitalization", "digital literacy", "digital competence / ICT competence".

The conducted research using theoretical methods and survey methods made it possible to identify the attitude of teachers to changes in the educational sphere, determine the level of new digital competencies and the degree of interest in the use of information competencies in scientific and pedagogical activities, and note the difficulties in creating a digital educational environment. The authors believe that the data obtained in the course of the study, on the one hand, can be used as a starting point for monitoring the further active penetration of information technologies into the pedagogical process and the creation of a digital educational environment, and, on the other hand, as a kind of summing up of the initial stage of digitalization of higher education. Russia.

The empirical base of the study was collected in the summer of 2021 — during the period when the 2020-2021 academic year ended, which was held in most of the country's universities in a mixed format, which was associated with the epidemiological requirements of the period of the Covid-19 pandemic. The respondents were representatives of public and humanitarian departments of technical universities in Russia. A detailed analysis of the data obtained allowed the researchers to identify and systematize the problems that hinder the digitalization of education and the creation of a digital environment of the university; and also, suggest ways to overcome them at this stage. According to the authors of the article, the creation of a favorable educational environment and technical support for the teaching staff of universities will make it possible to successfully digitalize higher education and retain highly qualified personnel.

Keywords: digitalization of education; information technologies in teaching; digital paradigm; educational environment; digital competencies; teaching staff; digital literacy; obstacles to digitalization; digital competence

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.