Научная статья на тему 'МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ И МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ РЕСУРС'

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ И МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ РЕСУРС Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
191
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ПОКОЛЕНИЯ Х / Y / Z / INFORMATION LITERACY / HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES / MEDIA AND INFORMATION LITERACY / MEDIA LITERACY / MEDIA EDUCATION / MEDIA SPACE / MEDIA EDUCATION TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / COVID-19 PANDEMIC / GENERATIONS X / Y & Z

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кудрина Екатерина Леонидовна, Онучина Кристина Константиновна, Ярных Вероника Игоревна

Введение. В статье представлено исследование медиаобразования и медиаобразовательных технологий как здоровьесберегающего ресурса. Цель статьи - показать, как медиаобразованные граждане смогут использовать данный ресурс для адаптации к агрессивному медиапространству. Методология. Исследование проводилось на основе теоретических и эмпирических методов для анализа развития образовательного и коммуникационного пространств современного цифрового общества, которое в значительной мере актуализировало проблемы медийно-информационной грамотности. Результаты заключаются в изучении деятельности организаций в период пандемии COVID-19, изменившей отношение к образовательным технологиям, требующей значительного расширения онлайнпространства для реализации образовательных программ и формирования новых компетенций сотрудников организаций любого уровня в области медиаинформационной грамотности. Заключение. Авторами отмечается, что формирование медийно-информационной и цифровой грамотности становится приоритетным направлением деятельности организаций в сфере корпоративного обучения. Медиаобразование помогает аудитории разного возраста лучше адаптироваться к различным медиасредам, освоить язык средств массовой коммуникации, учит анализировать информацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кудрина Екатерина Леонидовна, Онучина Кристина Константиновна, Ярных Вероника Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA EDUCATION AND MEDIA EDUCATION TECHNOLOGIES AS A HEALTH-SAVING RESOURCE

Introduction. The article presents a study of media education and media education technologies as a health-saving resource. The purpose of the article is to show how media-educated citizens can use this resource to adapt to an aggressive media environment. Methodology. The research was conducted on the basis of theoretical and empirical methods to analyze the development of educational and communication spaces of the modern digital society, which significantly actualized the problems of media and information literacy. The results are based on the study of organizations’ activities during the COVID-19 pandemic, which changed the attitude to educational technologies, requiring a significant expansion of the online space for the implementation of educational programs and the formation of new competencies of employees of organizations of any level in the field of media and information literacy. Conclusions. The authors note that the formation of media, information and digital literacy is becoming a priority for organizations in the field of corporate training. Media education helps audiences of different ages to adapt better to the world of different media, helps them learn the language of mass communication, and teaches them to analyze information.

Текст научной работы на тему «МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ И МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ РЕСУРС»

7. Моисеев А. М. Потребности молодых педагогов в наставничестве и методической поддержке // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 4 (50). С. 8-24.

8. Наставничество в системе образования России / под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. М., 2016. 153 с.

9. Никитина В. В. Роль наставничества в современном образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 6 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ rol-nastavnichestva-v-sovremennom-obrazovanii.

10. Персональные наставники - кто они [Электронный ресурс]. URL: https://home-school.interneturok.ru/blog/vsje_publikacii/ personalnye-nastavniki—kto-oni.

11. Digital-наставничество [Электронный ресурс]. URL: https://www.trainingspace.online/online-trainings/digital-nastavnichestvo.

References

1. Arzhanykh E. V. Rol' instituta nastavnichestva v professionalem stanovlenii molody'x pedagogov [Role of mentoring system in professional development of entry-level teachers]. Psychological Science and Education, 2017, vol. 22, no. 4, pp. 27-37. (In Russian).

2. Bondaletov V. V., Bondaletov E. V. E'lektronnoe nastavnichestvo kak texnologiya obucheniya na gosudarstvennoj sluzhbe [E-Mentoring as a Public Service Learning Technology]. Materials of the Afanasyev Readings, 2019, № 2 (27). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-nastavnichestvo-kak-tehnologiya-obucheniya-na-gosudarstvennoy-sluzhbe. (In Russian).

3. Vayndorf-Sysoeva M. E., Subocheva M. L. Cifrovoe obuchenie v kontekste sovremennogo obrazovaniya: praktika primeneniya

[Digital learning in the context of modern education: application practice]. Moscow, 2020, 244 p. (In Russian).

4. Vaxrushev A. Uchitelyam nuzhen cifrovoj nastavnik [Teachers need a digital mentor]. Available at: https://vogazeta.ru/ articles/2020/4/13/quality_of_education/12516-uchitelyam_ nuzhen_tsifrovoy_nastavnik. (In Russian).

5. Kennet K. Distancionnoe nastavnichestvo [Remote mentoring]. Available at: https://econ.wikireading.ru/73123. (In Russian).

6. Moiseev A. M. Model' sistemy' distancionnogo nastavnichestva i metodicheskoj podderzhki (NIMP) studentov i molody'x uchitelej v pedagogicheskom universitete [Model of remote mentor system and methodical support (msams) for students and young teachers at a pedagogical university]. Pedagogy: Yesterday, Today, Tomorrow, 2019, vol. 2, no. 3, pp. 20-40. (In Russian).

7. Moiseev A. M. Potrebnosti molody'x pedagogov v nastavniche-stve i metodicheskoj podderzhke [Needs of young teachers in mentoring and methodological support]. Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2019, no. 4 (50), pp. 8-24. (In Russian).

8. Nastavnichestvo v sisteme obrazovaniya Rossii [Mentoring in the Russian education system]. Eds. N. Yu. Sinyagina, T. Yu. Reifschneider. Moscow, 2016, 153 p. (In Russian).

9. Nikitina V. V. Rol' nastavnichestva v sovremennom obrazovanii [Role of tutorship in modern education and the necessity for its revival in higher school]. Domestic and Foreign Pedagogy, 2013, no. 6 (15). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nastavnichestva-v-sovremennom-obrazovanii. (In Russian).

10. Personal'ny'e nastavniki - kto oni [Personal mentors - who they are]. Available at: https://home-school.interneturok.ru/blog/ vsje_publikacii/personalnye-nastavniki---kto-oni. (In Russian).

11. Digital-nastavnichestvo [Digital mentoring]. Available at: https://www.trainingspace.online/online-trainings/digital-nastavnichestvo. (In Russian).

УДК/UDC 378.147 Е. Л. Кудрина, К. К. Онучина, В. И. Ярных

E. Kudrina, K. Onuchina, V. Yarnykh

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ И МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ РЕСУРС

MEDIA EDUCATION AND MEDIA EDUCATION TECHNOLOGIES AS A HEALTH-SAVING RESOURCE

Введение. В статье представлено исследование медиаобразования и медиаобразовательных технологий как здоровьесберегающего ресурса. Цель статьи - показать, как медиаобразованные граждане смогут использовать данный ресурс для адаптации к агрессивному медиапространству.

Методология. Исследование проводилось на основе теоретических и эмпирических методов для анализа развития образовательного и коммуникационного пространств современного цифрового общества,

которое в значительной мере актуализировало проблемы медийно-информационной грамотности.

Результаты заключаются в изучении деятельности организаций в период пандемии COVID-19, изменившей отношение к образовательным технологиям, требующей значительного расширения онлайн-пространства для реализации образовательных программ и формирования новых компетенций сотрудников организаций любого уровня в области медиа-информационной грамотности.

Заключение. Авторами отмечается, что формирование медийно-информационной и цифровой грамотности становится приоритетным направлением деятельности организаций в сфере корпоративного обучения. Медиаобразование помогает аудитории разного возраста лучше адаптироваться к различным медиасредам, освоить язык средств массовой коммуникации, учит анализировать информацию.

Introduction. The article presents a study of media education and media education technologies as a health-saving resource. The purpose of the article is to show how media-educated citizens can use this resource to adapt to an aggressive media environment.

Methodology. The research was conducted on the basis of theoretical and empirical methods to analyze the development of educational and communication spaces of the modern digital society, which significantly actualized the problems of media and information literacy.

The results are based on the study of organizations' activities during the COVID-19 pandemic, which changed the attitude to educational technologies, requiring a significant expansion of the online space for the implementation of educational programs and the formation of new competencies of employees of organizations of any level in the field of media and information literacy.

Conclusions. The authors note that the formation of media, information and digital literacy is becoming a priority for organizations in the field of corporate training. Media education helps audiences of different ages to adapt better to the world of different media, helps them learn the language of mass communication, and teaches them to analyze information.

Ключевые слова: информационная грамотность, медийно-информационная грамотность, медиагра-мотность, медиаобразование, медиапространство, медиаобразовательные технологии, здоровьесбере-гающие технологии, образовательные технологии, пандемия COVID-19, поколение Х, Y, Z.

Keywords: information literacy, health-saving technologies, media and information literacy, media literacy, media education, media space, media education technologies, educational technologies, COVID-19 pandemic, generations X, Y, Z.

Введение

Актуальность проблемы формирования медийно-информационной грамотности определяется современным цифровым обществом. Человечество стоит на пороге нового понимания мира и осознания соб-

ственного присутствия личности во Вселенной. Сегодня в условиях развития цифрового общества человек ежеминутно адаптируется к условиям и правилам современного медиапространства. Обусловлено это невозможностью поступать иначе, ведь все, что нас окружает, мы познаем с помощью медиа. Они становятся нашими проводниками в мир любых реалий и возможностей цифрового пространства. При этом стоит отметить, что не всегда медиа-пространство является благоприятной средой для развития человека, для его здоровья. Каждому из нас знакомо ощущение, что медиапространство порой бывает агрессивным по отношению к нам. Можно сказать, что порой человек «выживает» в борьбе за право гармоничного существования в этом непростом развивающемся мире. Выявляется необходимость в сохраняющих гармонию личности и здоровье-сберегающих технологиях для повседневной жизни. Актуальным в повседневной жизни, включая период пандемии, становится запрос на формирование определенных умений и навыков здорового образа жизни, новых компетенций личности при взаимодействии с медиа, особенно негативными. Перед нами появляются задачи, требующие своего разрешения и исследования. Среди них:

- исследование медиаобразования и медиаобра-зовательных технологий как здоровьесберегающего ресурса;

- анализ развития образовательного и коммуникационного пространств современного цифрового общества, влияющего на проблемы формирования медийно-информационной грамотности личности, обострившиеся в период пандемии COVID-19;

- изучение деятельности организаций в период пандемии COVID-19, изменившей образовательные технологии, расширившей онлайн-пространства для реализации образовательных программ и потребовавшей формирования новых компетенций работников организаций любого уровня в области медиаин-формационной грамотности;

- определение отдельных направлений «движения» медиаобразованных граждан при использовании исследуемого ресурса для адаптации к агрессивному медиапространству.

Методология

Использование комплекса взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования позволило последовательно рассмотреть происходящие изменения в нестандартной ситуации этого года развития пандемии COVID-19 и с опорой на име-

ющуюся источниковедческую базу, сопоставительно-сравнительный анализ, включенное наблюдение интерпретировать происходящие события в область здоровьесберегающих технологий для адаптации человека к агрессивному медиапространству.

Медиапространство и медиаобразование. Интерес к теме медиапространства в исследовательской сфере обозначился примерно 40 лет назад. Понятие «медиапространство» появилось в англоязычных публикациях в 1980 году. Исследователь Р. Стултс раскрыл это понятие следующим образом: «Электронные условия, в которых группы людей могут работать вместе, даже если они не находятся в одном и том же месте, в то же время. В медиапространстве люди могут создавать в реальном времени визуальные и звуковые среды, которые охватывают физически распределенные площади. Они также могут контролировать запись, доступ и воспроизведение изображений и звуков в этих средах» [22].

Можно с уверенностью сказать, что самой популярной площадкой для коммуникации является пространство Интернета. Это самая мощная площадка для создания и трансляции информации, для ее систематизации и архивирования, для развития креативности и личного успеха человека. Особенностью Интернета является его демократичный характер, минимальные финансовые затраты для использования множественного контента, отсутствие запроса на сложные навыки для использования возможностей Интернета. Пространство Интернета привлекает всех без исключения своей оперативностью, низкой себестоимостью, объемом и разнообразием информации, возможностью находиться в «ситуации успеха», простотой использования, интерактивностью. Мы взаимодействуем друг с другом, обмениваясь различной информацией, а медиа упрощают процесс диалога, выступают в роли третьего лица, проводника, подстраиваются под нас, оценивают нас и нашу реакцию, прогнозируют наши возможные эмоции и чувства. Интернет забирает большинство нашего свободного времени, которое мы могли бы потратить с пользой для здоровья или для живого общения с близкими. Мобильный человек живет в ситуации постоянной гонки, при этом не покидая своего кресла. Для того чтобы гонка стала максимально эргономичной и приносила современному человеку успех, удовлетворение и возможность выхода из виртуального пространства в реальную жизнь, необходимо четко осознавать границу своих личных возможностей и необходимых навыков конструктивного существования в медиапространстве. Таким требованиям сегодня отвечают медиаобразо-

вательные технологии. Медиаобразование как педагогическое направление было сформировано в конце XX века в ведущих странах мира. Считается, что различные технологии медиаобразования помогают гражданам различного возраста лучше адаптироваться в мире медиа [3; 6; 10; 15; 16; 17].

Необходимость развития медиаобразовательных технологий, в частности в корпоративном секторе, показала пандемия COVID-19. Выяснилось, что сотрудники компании умеют использовать социальные сети, такие как Instagram или «ВКонтакте» в личных целях (для размещения селфи, пересылки контента и т. д.), но при этом совершенно не умеют использовать экосистему Google, например, для подготовки документов, создания единого рабочего медиапространства. Примерно такая же ситуация по экспертным оценкам сложилась в марте 2020 года с корпоративным программным обеспечением, умением работать в корпоративной информационной системе и корпоративной системе документов. В этой ситуации дополнительным фактором напряжения в условиях гибридной работы (микса дистанционного и административного управленческого взаимодействия) стал информационный шум. По мнению В. Полудиной, информационный шум представляет собой избыточность информации в коммуникативной среде, которая вызывает функциональное расстройство ее систем [11].

Медийно-информационная грамотность в современных условиях. В условиях информационного шума особым фактором влияния на результативность процесса становится медийно-информационная грамотность. В современном мире информации и ее многогранном воздействии на человека международные организации ИФЛА и ЮНЕСКО интегрировали медиа-грамотность и информационную грамотность в единое понятие: «Медиа- и информационная грамотность - это совокупность знаний, установок, умений и навыков, которые позволяют получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека. Медиа- и информационно грамотный человек может использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности» [7]. Тем самым они подчеркнули и особое внимание международного сообщества к проблемам информационной подготовки человека к действиям и поведению в современном информационном мире, и инициировали серию исследований по проблеме

«Концептуальная связь информационной грамотности и медиаграмотности». В данной серии были опубликованы результаты исследования профессора Гендиной Н. И. «Медиа- и информационная грамотность в России и странах СНГ», отдельные позиции которого отражены в статье «Информационная культура и медиаграмотность в России» [3].

Важно отметить также тот факт, что и в системе корпоративного обучения и обучения в высшей школе достаточно давно назрела необходимость изменения подхода к технологиям обучения. Это связано с модернизацией структуры рынка обучения и массовым присутствием представителей поколения Y, а также существенным увеличением представителей поколения Z в образовательном и корпоративном секторах. И если для представителей поколения X медиа-образовательные технологии являются инновационными и рассматриваются как дополнение к существующим технологиям обучения, то для представителей поколения Y и Z они оказываются привычной образовательной средой. Собственно говоря, на это нацеливают те отличительные характеристики, которые присущи указанным трем поколениям:

- поколение Х - ломающие устои - (1963-1984 гг.) отличает техническая грамотность, индивидуализм, гибкость, работа ради защищенности;

- поколение Y - неопределившиеся - (19851999 гг.) отличает чувство свободы, желание хорошо получать без особых усилий, поиск интересной работы с карьерным развитием,погружение в Интернет;

- поколение Z - художники - (2000-... гг.) отличает более высокий уровень владения информационными технологиями, самоуверенность, ценности формируются в социопатичном мире, в мире виртуальной дружбы и отношений [14].

В этой связи представляется необходимым (с учетом влияния вышеназванных факторов) изменить подходы не только к модели корпоративного обучения, но и любого обучения в целом, разработать стратегию образования, об отсутствии которой говорят и парламентарии страны [2]. Рассматривать внедрение инновационных медиаобразовательных технологий как острую необходимость является насущной проблемой современного общества.

Ушакова С. В. отмечает, что медиаобразователь-ные технологии представляют собой одно из средств деятельности, способов коммуникации в образовательном процессе. Медиатехнологии - это технологии работы с информацией [15].

Как отмечают Cai Melakoski, Richard Vickers & James Field современные медиаобразовательные техноло-

гии имеют интегрированный характер, с одной стороны, и реализуют инновационный и креативный подход, с другой стороны [20]. И если до 2020 года практически только крупные корпорации искали новые формы онлайн-обучения, инвестируя достаточно крупные бюджеты в развитие дистанционного обучения, elearning, мобильное обучение и т. д., то теперь на постоянной основе возможность использования дистанционного образования рассматривают и средние компании, и малый бизнес, и образовательные организации.

Результаты

Основные результаты исследования получены в ходе рассмотрения корпоративного медиаобразо-вания как нового тренда образовательной деятельности. По мнению В. И. Ярных, основные принципы интеграционной модели корпоративного медиаобразо-вания завтрашнего дня базируются на таких основных постулатах, как опора на смешанное обучение (blended education), формирование единого образовательного пространства, создание формата корпоративного университета и комплаенс (compliance) или принцип сочетания /соответствия [17].

При этом смешанное обучение рассматривается как сочетание традиционных форм обучения в классе с элементами дистанционного (электронного) обучения, в котором используются специальные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т. д. [20, с. 29]. «Процесс смешанного обучения представляет собой последовательность этапов традиционного обучения и электронного обучения, которые чередуются во времени, а также включает в себя элементы самостоятельного обучения. Расширение части онлайн и digital обучения, использование мобильного обучения не только позволяют оптимизировать бюджеты, но и обеспечить гибкость и быстроту получения и развития необходимых компетенций» [17, с. 66].

Рассматривая медиаобразовательные технологии в целом, считаем важными несколько моментов. Прежде всего, это развитие цифровой образовательной корпоративной среды любой организации и образовательной в том числе. Это один из элементов управления корпоративными знаниями. Достаточное количество провайдеров предлагает сейчас корпоративные цифровые решения, по сути цифровые экосистемы, которые включают в себя разные структурные составляющие корпоративной системы. Важной структурной составляющей становятся, например, мобильные приложения. Мобильное обучение доста-

точно востребовано в последние несколько лет в корпоративном секторе. В данном случае мобильное приложение выступает в качестве точки доступа к корпоративной образовательной системе в целом. Необходимо обратить внимание на то, что мобильное приложение в корпоративной образовательной среде дает возможность реализовать концепт ЗА: любой контент в любое время и в любом месте. Мобильное приложение обеспечивает доступ к образовательному контенту тогда, когда удобно человеку, и там, где удобно и комфортно. Медиаобразовательные технологии сосредоточены в образовательной системе в целом, и мобильные приложения дают возможность доступа к ним и использования в рамках образовательной программы. В отличие от традиционной формы подачи учебных материалов и заданий мобильное обучение применяет инновационные технологии, с помощью которых происходят изменения в процессе преподавания. Для доставки определенного рода информации применяются такие современные сервисы, как социальные сети, облачные хранилища, хостинги медиаданных, а в последнее время некоторые преподаватели стали использовать социальные сети, выкладывая туда полезную информацию.

Факторы мобильного обучения. Исследователи ЮНЕСКО выделяют несколько ключевых факторов мобильного обучения [4].

Прежде всего, это мобильность. Современные гаджеты дают возможность организовать и оптимизировать учебный процесс вне зависимости от места и времени. Такая мобильность дает возможность реализации образовательных программ вне зависимости от местоположения пользователя и непрерывность доступа к образовательному пространству. Третья особенность - персонализация обучения и формирование индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося. Мобильное обучение и мобильное приложение как точка доступа дают возможность на практике реализовать индивидуальный план обучения для каждого человека в зависимости от оценки результатов работы, потенциала и т. д. Также улучшается качество коммуникации. Мобильное приложение, связанное с мессенджерами, например, дает общаться одновременно всем участникам процесса, которые принимают участие в выбранной программе обучения. Также в этом случае есть возможность прямой коммуникации с преподавателем для уточнения рабочих вопросов и т. д. И, наконец, мобильные приложения дают возможность для реализации работы в проектной группе, устанавливая горизонтальные связи между обучающимися.

Работа в проектной группе как медиаобразователь-ная технология является одной из наиболее перспективных для развития медиакомпетенций. Проектная группа как образовательная технология известна и используется достаточно давно.

Во-первых, работа над внутренним медиапроек-том позволяет развить комплекс коммуникационных, проектных, профессиональных и медиакомпе-тенций. Привычная деятельность в проекте удобна, понятна и комфортна для представителей поколения Z [21]. Следует отметить, что представители поколения Z и частично представители поколения Y, с детства играя в компьютерные игры, привыкли к проектному поведению. Это удобная медиаобразовательная технология для ведения образовательных проектов.

Во-вторых, использование проектной работы как медиаобразовательной технологии позволяет использовать элементы менторинга и наставничества. А это один из возможных путей реализации мотивационного фактора как статуса внутри компании. Такие возможности позволяют реализовать комплексный подход к управлению человеческим капиталом компании.

В-третьих, реализация собственных медиапро-ектов, работа с ними являются важной современной медиаобразовательной технологией. Реализация собственных медиапроектов сотрудников достаточно распространена в образовательной организации любого уровня. Многие педагоги имеют собственные медиапроекты (блоги, влоги, ютуб-каналы, акка-унты в социальных сетях), имеющие профессиональную составляющую и демонстрирующие их портфо-лио, например. Кроме того, любой личный медиапро-ект сотрудника организации влияет на формирование медийного образа организации в целом. Например, негативные высказывания о компании или о конкурентах, провокационные фотографии или материалы мгновенно тиражируются и распространяются в Интернете, индексируются и влияют на паблисити компании. Важным фактором влияния на ситуацию в этом случае становится медийно-информационная грамотность сотрудников. Развитие элементов медийной, информационной и цифровой грамотности сотрудников включается в этом случае в образовательные корпоративные программы. Кроме того, в образовательные программы организации включаются и навыки работы с собственными медиапроек-тами, а также знания, умения их создания и продвижения в социальных медиа. Такой интегрированный подход позволяет комплексно подойти к решению подобных проблем.

Анализируя результаты работы корпоративного сектора в 2020 году, ситуацию с удаленной работой и с новыми медиатехнологиями в образовании, мы должны отметить, что медийно-информационная грамотность имеет еще один аспект - связанный со здо-ровьесбережением.

Сложные проблемы, связанные с состоянием здоровья населения России, в связи со сложившейся в нашей стране пандемической ситуацией в последний год стали предметом обсуждения и поиска решений на самом высоком политическом уровне. Решение проблем здоровьесбережения является одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации, что постоянно подчеркивается Президентом РФ В. В. Путиным. Они, становясь полем острых дискуссий в правительственных кругах, в профессиональных сообществах, в публикациях ученых различного профиля и выступлениях специалистов разных социальных отраслей в средствах массовой информации, требуют серьезных исследований.

Традиционно здоровье рассматривается как:

- «область человеческой культуры и способность производить, поддерживать и сохранять себе подобных, а также культурные, духовные и материальные ценности;

- результат собственной деятельности и способность увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности;

- способность к самосохранению и увеличению жизненных сил человека, а также способность улучшать возможности и свойства своего организма;

- уровень адаптационных возможностей организма и способность приспосабливаться к среде обитания и своим возможностям, сохраняя для себя искусственную и естественную среду обитания;

- способность созидать адекватное самосознание, морально-этическое отношение к себе, своему окружению и будущим поколениям через систему воспитательно-образовательных учреждений посредством формирования здоровьесберегающей образовательной среды и медико-физиологического сопровождения процесса обучения» [12, с. 35].

Соответственно, такое понимание данного феномена правомерно ставит вопрос о здоровьесберега-ющих технологиях. Что такое здоровьесберегающие технологии? Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, которая позволяет решать задачу сбережения здоровья ученика, обучающего, любого человека в зависимости от фокуса проблемы [19, с. 102]. При здоровьесбережении нужно

обратить внимание на комплексный характер самого подхода. Здесь учитывается совокупность психологических, медицинских, педагогических воздействий, которые направлены на обеспечение и защиту здоровья, формирование правильного отношения к нему [9].

Международными специалистами уже доказано, что среди факторов, влияющих на здоровье, здравоохранению принадлежит лишь около 10-12 %, наследственность определяет 15-20 %, экология - 10-15 % и 50 % - образ жизни [5, с. 8]. Данные показатели свидетельствуют о том, что «забота о здоровье является в большей степени элементом культуры, а не продуктом (или объектом) системы здравоохранения и требует междисциплинарного подхода в процессе изучения и формирования» [1, с. 30].

Трансмедиаграмотность в условиях информационного шума и неконтролируемое распространение информации о COVID-19 становится именно тем ресурсом, который позволяет говорить нам о необходимости сохранения ментального здоровья. Данные исследования о том, как социальные сети влияют на пребывание в карантине, свидетельствуют о том, что социальные сети вызвали различные психологические симптомы у пациентов, помещенных в карантин (из-за коронавируса): тревога, депрессия, плохое самочувствие, отсутствие самоконтроля [18, р.30].

На наш взгляд, медиаобразовательные технологии, формируя критическое мышление и развивая аналитические способности, позволяют существенно уменьшить негативное влияние в условиях существующей инфодемии. Говоря о ментальном здоровье человека, важно отметить, что в системе корпоративного обучения при построении системы повышения уровня трансмедиаграмотности (которая включает в себя и цифровую, и медийно-информационную грамотность) комплексно формируются разные аспекты существования личности в медийном мире. Среди них особо можно выделить: понимание новостных и информационных сообщений медиа, умение эффективно и безопасно находиться в информационной среде социальных сетей, находить и критически осмысливать источники информации, работать с электронными финансами, противостоять угрозам глобальной медиасферы. Все вышеперечисленные умения и навыки способствуют сохранению ментального здоровья. Как отмечают эксперты, в ситуации инфодемии, то есть наличия в интернет-среде не соответствующих действительности текстов, которые сопровождают пандемию, население оказалось в физической изоляции в разных условиях, с разными источниками информации [10].

Социальные медиа породили огромные потоки информации, совладать с которыми многим не под силу. Коронавирус стал поводом для появления большого количества фейков, которые не только пагубно влияют на психическое состояние, но и в целом ухудшают здоровье человека. Как отмечают эксперты, неадекватная и необъективная информация может повышать уровень нашего стресса, тревоги и даже привести к депрессии [10]. Необходимость дистанционно взаимодействовать с руководителями и подчиненными, необходимость укладываться в дедлайны, а также необходимость взаимодействия в условиях прямого неумения работать с корпоративным программных обеспечением усугубляют ситуацию. С учетом всего вышесказанного необходимо признать, что корпоративный сектор всерьез озаботился вопросами не только серьезного изменения системы корпоративного образования, но и существенно пересмотрел подходы к такой системе обучения. Рассматривая медиаобразовательные технологии именно с фокуса здоровьесбережения, мы должны отметить, что использование таких технологий в большей степени позитивно влияет именно на ментальное здоровье. Умение вычленять основную и важную информацию, видеть и определять ложь, дезинформацию и фейки дает возможность человеку снизить уровень информационного шума в своей собственной медиавселенной. Простое знание корпоративного программного обеспечения, умение работать на корпоративных платформах и ресурсах не просто экономят время (что тоже, безусловно, существенный фактор), но и снижают уровень стресса из-за несоблюдения дедлайнов, опоздания с предоставлением информации и т. д. Медиаобразовательные технологии в этом случае позволяют решать две управленческие задачи. С одной стороны, повышают трансмедиагра-мотность, с другой стороны, являются здоровьесбе-регающими технологиями и в целом влияют на качество жизни сотрудников компаний.

В качестве примера можно привести программу, которую запустил «Норникель» в апреле 2020 года. Проект «Цифровой «Норникель» призван помочь работникам компании повысить свою квалификацию и развить новые компетенции в цифровой сфере, увеличить свою ценность для предприятия и на рынке труда... Образовательные модули проекта подготовлены приглашенными экспертами и специалистами компании и соответствуют ключевым тенденциям цифрового образования. Реализуется он при участии Московской школы управления «Сколково» и образовательной онлайн-платформы «Синхронизация», где

пройдут тематические онлайн-сессии и вебинары. Онлайн-курсы также будут проводиться на корпоративной платформе «Академия «Норникеля» [8].

Кроме того, можно отметить положительный опыт внедрения образовательных программ в заочной форме обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в период пандемии COVID-19 для специалистов информационно-библиотечной сферы и непосредственно работников Российской государственной библиотеки по таким темам, как «Личная эффективность и развитие компетенций soft skills в условиях неопределенности» (36 часов), «Библиотека нового поколения: управление изменениями» (72 часа), «Библиотека нового поколения: внедрение изменений» (72 часа), «Управление подчинением в библиотечной сфере. Онлайн-методы в офлайн-среде» (16 часов), «Цифровая трансформация деятельности школьной библиотеки» (144 часа), «Управление в сфере социального предпринимательства» (72 часа), «Проектный менеджмент библиотеки: цифровая трансформация культурно-образовательного пространства» (24 часа), «Организационный менеджмент. Компетенции soft skills» (80 часов) и др. По этим и другим образовательным программам, реализуемым Корпоративным университетом «ЛЕНИНКА» ФГБУ «Российская государственная библиотека» (https://www.rsl.ru/ ru/2professionals/education/), за 9 месяцев 2020 года повысили квалификацию 1 525 человек.

Заключение

Следует заметить, что исследование апробированных примеров из корпоративного сектора медиа-образования и медиаобразовательных технологий как здоровьесберегающего ресурса позволяет сделать вывод о том, что медиаобразовательные технологии обладают огромным потенциалом для развития и медийно-информационной и цифровой грамотности. Вместе с тем такие социальные институты, как семья, школа, высшая школа, уже с трудом справляются со своей культуроформирующей функцией в отношении развития личности. Для них нужен новый механизм адаптации в существующих условиях многополярного, изменчивого мира. Сегодня можно смело сказать, что именно медиа становятся основными трансляторами культуры, заменяя и вытесняя традиционные социальные институты.

Анализ развития образовательного и коммуникационного пространств современного цифрового общества, влияющего на проблемы формирования медийно-информационной грамотности личности,

обострившиеся в период пандемии COVID-19, показал, что чрезвычайно опасными бывают транслируемые СМИ прямые призывы к насилию, призывы к разного рода дискриминации, некорректные высказывания и т. д. Оказавшись под воздействием агрессивного медиапространства, вызывающим негативные эмоции, пользователи (потребители) в лучшем случае испытывают дискомфорт, что, заметим, может мешать ясному мышлению, ухудшать отношения с окружающими и приводить к психосоматическим расстройствам, в худшем случае проявляют агрессивность, злобу, тягу к насилию и т. п. Такому давлению особенно подвержена молодая аудитория с низким уровнем медийной грамотности. «Распространение дезинформации и некорректной информации стало возможным во многом благодаря сообщениям в социальных сетях, что ставит вопрос о степени регулирования и саморегулирования деятельности компаний, предоставляющих эти услуги», - отмечают исследователи [16].

Изучение деятельности различных организаций в период пандемии COVID-19, которым стало необходимо использовать образовательные технологии, расширять онлайн-пространства для реализации образовательных программ, формировать новые компетенции работников организаций любого уровня в области медиаинформационной грамотности, позволяет сделать вывод, что медиаобразование помогает аудитории разного возраста лучше адаптироваться к миру различных медиа, помогает освоить язык средств массовой коммуникации, учит анализировать и создавать медиатексты и т. д.

Говоря о медийном бескультурье, Н. Н. Сметанни-кова отмечает, что российские «учащиеся не показали умений работать с объемной, правдоподобной и противоречивой информацией, изложенной как в текстах сложной структуры, так и заданной вне основного текста, критически оценивать информацию, работать с понятиями, которые противоположны их ожиданиям, ... продемонстрировали неумение вычерпывать информацию из текстов разных типов, не смогли выделить информацию из вопроса, привлечь информацию, находящуюся за пределами задания, использовать свой личный опыт, сведения из смежных областей. Им трудно было вспомнить, домыслить и даже угадать информацию. ... Задания, требующие перехода от понимания общего содержания к деталям и наоборот, вызывали затруднения. ... Трудность представляли задания, требующие реконструкции замысла автора (цели текста) и его точки зрения. В тексте-рассуждении, аргументации, убеждении учащиеся не смогли увидеть разницу между фактами и мнениями» [13, с. 22-23].

Определение отдельных направлений «движения» медиаобразованных граждан в сторону их адаптации к агрессивному медиапространству позволяет констатировать, что обретенная в процессе медиаобразо-вания медиаграмотность помогает человеку не только активно и без вреда для здоровья использовать возможности информационного поля всех средств массовой информации, но и лучше понять и использовать язык медиакультуры. С помощью медиаобразования люди смогут, критически оценивая работу журналистов, отличая миф от реальности, понимая природу манипуляций, осмыслить свои мироощущения, сформулировать отношение к СМИ и осознанно предъявить запросы к медиаотрасли, а главное, сохранить свое здоровье.

К. К. Колин, основываясь на анализе материалов многочисленных научных форумов и средств массовой информации, активно обсуждающих различные аспекты и последствия пандемии COVID-19 и делающих прогнозы на будущее, справедливо отмечает, что «наша жизнь уже никогда не будет такой, какой она была ранее, до начала этой пандемии. И причина этого состоит не в том, что окружающий нас мир существенно изменился, хотя весьма радикальные перемены уже происходят во многих сферах жизнедеятельности общества. Главная причина в другом -в том, что изменяемся мы сами. И происходит это, прежде всего, в нашем отношении к себе, к другим людям, к своим привычкам и ценностям. .На смену процессам глобализации и экономической конкуренции придет забота о национальных интересах и экономическом суверенитете своей страны, повысится внимание к внутреннему рынку и проблемам национального единства. Таким образом, уже сегодня можно утверждать, что мир после пандемии корона-вируса будет другим» [6, с. 4], и нам предстоит жить в этом новом мире.

Осознавая здоровьесберегающий потенциал медиаобразования, многие руководители различных организаций активно внедряют курсы медиаобразо-вательного цикла в систему корпоративного обучения. Таким образом, медиаобразование становится механизмом, который медиаобразованные граждане смогут использовать для адаптации к агрессивному медиапространству, смогут стать реальными участниками регулирования деятельности СМИ, будут обладать медиакомпетентностью, умением критически мыслить, смогут развивать избирательное восприятие, актуализировать полезную информацию в сознании и в своем личном медиаповедении, смогут сохранять свое психическое и физическое здоровье.

Литература

1. Бояркина Ю. В. Культура здоровья как фактор развития социально-демографической ситуации в современном российском обществе // Вопросы культурологии. 2007. № 7. С. 29-33.

2. Вячеслав Никонов указал на основные проблемы российской системы высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/news/49484/ (дата обращения: 10.10.2020).

3. Гендина Н. И. Информационная культура и медиаграмотность в России // Информационное общество. 2013. № 4. С. 77-83.

4. Доскажанов Ч. Т., Даненова Г Т., Коккоз М. М. Роль мобильных приложений в системе образования // Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 2. С. 17-22.

5. Журавлева И. В. Здоровье подростков: социологический анализ. М., 2002. С. 8.

6. Колин К. К. Мир после пандемии коронавируса: новые уроки, ценности и прогнозы // Стратегические приоритеты. 2020. № 1-2. С. 4-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Московская декларация о медиа- и информационной грамотности [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifapcom.ru/ files/News/Images/2012/mil/Moscow_Declaration_on_MIL_rus. pdf (дата обращения: 11.10.2020).

8. «Норникель» запускает масштабную программу онлайн-образования для своих сотрудников [Электронный ресурс] URL: https://krasnoyarsk.dk.ru/news/nornikel-zapuskaet-masshtabnuyu-programmu-onlayn-obrazovaniya-dlya-svoih-sotrudnikov-237135397 (дата обращения: 10.10.2020).

9. Основы здоровьесберегающей учебной культуры [Электронный ресурс]. URL: https://vyshs-gav.edu.yar.ru/shkola_ territoriya_zdorovya/zdorovesberegayushchie_tehnologi.html (дата обращения: 26.11.2020).

10. Пандемия информации: как фейки в Сети влияют на человека и борьбу с коронавирусом [Электронный ресурс]. URL: https:// www.m24.ru/articles/obshchestvo/14052020/156676?utm_ source=CopyBufh (дата обращения: 26.11.2020).

11. Полудина В. П. Социальная топография Интернета/Рунета // Виртуализация межуниверситетских и научных коммуникаций: Методы, структура, сообщества. СОПСО, 2010. С. 19-40.

12. Попов А. А. Организация здорового образа жизни студентов в вузе как условие их профессиональной подготовки : дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2011. 201 с.

13. Сметанникова Н. Н. Чтение в школе и обществе: взаимосвязи и партнерские отношения // Школьная библиотека. 2005. № 4. С. 22-23.

14. Теория поколений. Кто вы: х, у или z? [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/studwork/teoriia-pokolenii-kto-vy-x-y-ili-z-5ba0a4de49c00700a93f2d3c?utm_source=serp (дата обращения: 11.10.2020)

15. Ушакова С. В. На пути обновления журналистской науки и консолидации медиаобразования // Медиаобразование. 2009. № 1. С. 8-15.

16. Журналистика, «фейковые новости» и дезинформация. Руководство для академической и профессиональной подготовки журналистов [Электронный ресурс]. URL: https://bit.ly/ 2MuELY5 (дата обращения: 10.10.2020).

17. Ярных В. И. Корпоративная модель медиаобразования: возможности и перспективы // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 8. С. 62-68.

18. Amin S. Why Ignore the Dark Side of Social Media? A Role of Social Media in Spreading Corona-Phobia and Psychological Well-Being // International Journal of Mental Health Promotion. 2020. № 22 (1). P. 29-38.

19. Media and Mental Health Literacy: Do Mediated Interventions Enhance Mental Health Awareness? Implications and Policy Recommendations / A. Arshad, M. A. Hanan, N. Saleem et al. //

International Journal of Mental Health Promotion. 2019. № 21 (3). P. 99-109.

20. Corporate Learning for the Digital World / ed. Valery Katkalo, Martin Moehrle, Dmitry Volkov. Moscow: Sberbank Corporate University, 2019. 252 p.

21. Seemiller C., Grace M. Generation Z: Educating and Engaging the Next Generation of Students // About Campus. 2017. Vol. 22 (3). P. 21-26. D0I:10.1002/abc.21293.

22. Stults R. Media Space. Xerox PARC, 1986.

References

1. Boyarkina Yu.V. Kul'tura zdorov'ya kak faktor razvitiya social'no-demograficheskojsituacii v sovremennom rossijskom obshchestve [Health culture as a factor of social and demographic development in modern Russian society]. Cultural issues, 2007, no. 7, pp.29-33. (In Russian).

2. Vyacheslav Nikonov ukazal na osnovnye problemy rossijskoj sistemy vysshego obrazovaniya. [Vyacheslav Nikonov pointed out the main problems of the Russian higher education system]. Available at: http://duma.gov.ru/news/49484/ (accessed 10.10.2020). (In Russian).

3. Gendina N. I. Informacionnaya kul'tura i mediagramotnost' v Rossii [Information culture and media literacy in Russia]. Information Society, 2013, no. 4, pp. 77-83. (In Russian).

4. Doskazhanov Ch. T., Danenova G. T., Kokkoz M. M. Rol' mobil'nyh prilozhenij v sisteme obrazovaniya [Role of mobile applications in education system]. International Journal of Experimental Education, 2018, no. 2, pp. 17-22. (In Russian).

5. Zhuravleva I. V. Zdorov'e podrostkov: sociologicheskij analiz [Adolescent health: sociological analysis]. Moscow, 2002, pp. 8. (In Russian).

6. Kolin K. K. Mir posle pandemii koronavirusa: novye uroki, cennosti i prognozy [The world after the coronavirus pandemic: new lessons, values and priorities]. Strategic Priorities, 2020, no. 1-2, pp. 4-8. (In Russian).

7. Moskovskaya deklaraciya o media- i informacionnoj gramotnosti [Moscow Declaration on Media and Information Literacy]. Available at: http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2012/ mil/Moscow_Declaration_on_MIL_rus.pdf (accessed 11.10.2020). (In Russian).

8. «Nornikel'» zapuskaet masshtabnuyu programmu onlajn-obrazovaniya dlya svoih sotrudnikov [NorNickel launches a major online education program for its employees]. Available at: https:// krasnoyarsk.dk.ru/news/nornikel-zapuskaet-masshtabnuyu-programmu-onlayn-obrazovaniya-dlya-svoih-sotrudnikov-237135397 (accessed 10.10.2020). (In Russian).

9. Osnovy zdorov'esberegayushchej uchebnoj kul'tury [The basics of a healthy learning culture]. Available at: https://vyshs-gav.edu. yar.ru/shkola_territoriya_zdorovya/zdorovesberegayushchie_ tehnologi.html - (accessed 26.11.2020).

10. Pandemiya informacii: kak fejki v Seti vliyayut na cheloveka i bor'bu s koronavirusom [Information pandemic: how fairies on the Web affect humans and the fight against coronavirus]. Available at: https:// www.m24.ru/articles/obshchestvo/14052020/156676?utm_ source=CopyBufh (accessed 26.11.2020). (In Russian).

11. Poludina V. P. Social'naya topografiya Interneta/Runeta [Social Topography of the Internet/Runet]. Virtualization of inter-university and scientific communications: Methods, structure, communities. SOPSO, 2010, pp. 19-40. (In Russian).

12. Popov A. A. Organizaciya zdorovogo obraza zhizni studentov v vuze kak uslovie ih professional'noj podgotovki [Organization of healthy lifestyle of students at the university as a condition of their professional training]. Ph. D. thesis. Kemerovo, 2011, 201 p. (In Russian).

13. Smetannikova N. N. Chtenie v shkole i obshchestve: vzaimosvyazi i partnerskie otnosheniya [Reading in School and Society:

Connections and Partnerships]. School Library, 2005, no. 4, pp. 22-23. (In Russian).

Teoriya pokolenij. Kto vy: h, u ili z? [Theory of Generations. Who are you: x, y or z?]. Available at: https://zen.yandex.ru/media/ studwork/teoriia-pokolenii-kto-vy-x-y-ili-z-5ba0a4de49 c00700a93f2d3c?utm_source=serp (accessed 11.10.2020). (In Russian).

14. Ushakova S. V. Na puti obnovleniya zhurnalistskojnauki i konsolidacii mediaobrazovaniya [Towards the renewal of journalism science and consolidation of media education]. Media Education, 2009, no. 1, pp. 8-15. (In Russian).

15. Zhurnalistika, «fejkovye novosti» i dezinformaciya. Rukovodstvo dlya akademicheskoj i professional'noj podgotovki zhurnalistov [Journalism, "fake news" and misinformation. Guidelines for academic and professional training of journalists]. Available at: https://bit.ly/2MuELY5 (accessed 10.10.2020). (In Russian).

16. Yarnykh V. I. Korporativnaya model' mediaobrazovaniya: vozmozhnosti i perspektivy [Corporate model of media education:

opportunities and perspectives]. Humanitarian Scientific Bulletin, 2020, no. 8, pp. 62-68. (In Russian).

17. Amin S. Why Ignore the Dark Side of Social Media? A Role of Social Media in Spreading Corona-Phobia and Psychological Well-Being. International Journal of Mental Health Promotion, 2020, no. 22 (1), pp. 29-38.

18. Arshad A., Hanan M. A., Saleem N., Farzooq S., Fatima R. Media and Mental Health Literacy: Do Mediated Interventions Enhance Mental Health Awareness? Implications and Policy Recommendations. International Journal of Mental Health Promotion, 2019, no. 21 (3), pp. 99-109.

19. Corporate Learning for the Digital World. Ed. Valery Katkalo, Martin Moehrle, Dmitry Volkov. Moscow, Sberbank Corporate University, 2019, 252 p.

20. Seemiller C., Grace M. Generation Z: Educating and Engaging the Next Generation of Students. About Campus, 2017, vol. 22 (3), pp. 21-26. doi:10.1002/abc.21293.

21. Stults R. Media Space. Xerox PARC, 1986.

УДК/UDC 37.01:004 Е. А. Обухова

E. Obukhova

МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБУЧЕНИЯ

MODEL OF REMOTE INTERACTION OF TEACHERS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL LEARNING

Введение. Современные технологии требуют изменений в системе повышения квалификации педагогов для подготовки специалистов к решению профессиональных задач с помощью удаленных ресурсов. Организация дистанционного взаимодействия в цифровой образовательной среде позволит субъектам образовательного процесса системы повышения квалификации развить стратегию дальнейшего профессионального саморазвития. В статье представлена поэтапная разработка модели дистанционного взаимодействия педагогов в условиях цифрового обучения.

Методология. Исследование проведено на основе анализа отечественного и зарубежного опыта организации взаимодействия в образовании и опыта разработки моделей такого взаимодействия и дистанционного обучения.

Результаты. Автором разработана собственная модель дистанционного взаимодействия в рамках цифрового обучения. Установлено, что приоритетной задачей системы повышения квалификации педагогов становится создание, в том числе специальных, условий, позволяющих организовать дистанционное

взаимодействие и способствующих формированию готовности педагогов к профессиональному саморазвитию.

Заключение. Разработанная технология (модель) дистанционного взаимодействия педагогов в условиях цифрового обучения готова к успешному тиражированию опыта.

Introduction. Modern technologies require changes in the system of professional development of teachers to prepare specialists to solve professional problems using remote resources. The organization of remote interaction in the digital educational environment will allow subjects of the educational process of the professional development system to develop a strategy for further professional self-development. The article presents a step-by-step development of a model of remote interaction of teachers in the context of digital learning.

Methodology. The study is based on the analysis of domestic and foreign experience in organizing interaction in education and the experience of developing models for organizing interaction and distance learning. The concepts

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.