П.С. Аветисян, Г.Э. Галикян, Н.М. Геворкян
Актуальные проблемы образования в странах СНГ в контексте интеграционной политики *
Topical problems of education in the CIS countries in the context of integration policy
Аветисян Паркев Сергеевич
Ереван, Республика Армения Проректор по науке Российско-Армянского (Славянского) университета, доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, действительный член РАЕН и АПСН
Avetisyan Parkev Sergeevich
Yerevan, Republic of Armenia Vice Rector for Research of the Russian-Armenian (Slavonic) University
Ph.D., Candidate of Physical and Mathematical Sciences full member of the Russian Academy of Natural Sciences Russian and APSN [email protected]
Галикян Гагик Эдуардович
Ереван, Республика Армения Доцент кафедры «Философия» Российско-Армянского (Славянского) университета, кандидат философских наук [email protected]
Galikyan Gagik E.
Yerevan, Republic of Armenia Associate Professor of Department of Philosophy of the Russian-Armenian (Slavonic) University Ph.D.
Геворкян Наира Мирановна
Ереван, Республика Армения Старший преподаватель кафедры «Менеджмент» Российско-Армянского (Славянского) университета,
кандидат экономических наук [email protected]
Naira Gevorgyan Miranovna
Yerevan, Republic of Armenia Senior lecturer of Department of Management of the Russian-Armenian (Slavonic) University PhD in Economics [email protected]
Аннотация: В статье подняты вопросы и проблемы, встающие перед системой высшего образования в результате интеграционных процессов, при трансформации систем образования в странах СНГ. Подчеркивается актуальность такой функции государства, как управление за счет создания благоприятных условий и предоставления необходимых стимулов. Summary: The present article discusses the problems of higher educational system which are the results of integration processes within the transformation of the educational system in the CIS countries. The importance of the government is emphasized due to the development of favorable conditions and provision of incentive. Ключевые слова: Болонский процесс; трансформация образовательной системы; модернизация; управление высшим профессиональным образованием. Keywords: Bologna Process; transformation of the educational system; modernization; management of the higher educational system.
Процессы европейской интеграции в сфере образования во многом определялись интенсивной интеграцией национальных экономик и ускорением развития информационных технологий. Возникновение нового типа экономики - «экономики знаний» - потребовало от европейских стран проведения образовательных реформ не только касательно содержания учебных программ, стандартизации тестирования знаний и общих принцнпов управления образованием, но и открытия границ.
Несмотря на то, что эта система создавалась для Европы с целью интенсификации евроинтеграции, в условиях глобальной конкуренции не только отдельных экономик, но и образовательных моделей усиливается конвергенция образовательных систем разных стран. Они, с одной стороны, неизбежно становятся похожими друг на друга, а с другой - ищут уникальные конкурентные преимущества, чтобы добиваться лидерства. Вовлеченность в сферу образования постсоветских стран ЕС была раздвинута принятием политики соседства в 2003-2004 гг.
* Работа выполнена при поддержке Госкомитета по науке РА, в рамках тематического финансирования №13-6С456.
Европейская политика соседства стала площадкой взаимодействия и вовлечения в нормативную, политико-экономическую орбиту Европейского Союза тех государств, которые не хотят или не могут в обозримой перспективе стать членами ЕС. Это нашло отражение в известной фразе Р. Проди об «общности всего, кроме институтов» [4, с. 380-382].
Относительно сотрудничества в образовательной сфере с Арменией план действий содержит пункты, в которых говорится, в частности, об укреплении сотрудничества в сфере профессиональной подготовки молодежи, а также реформировании и модернизации систем образования и обучения (профессиональной подготовки) в соответствии с намерениями Армении соответствовать стандартам и практике ЕС [9].
Новая же социально-образовательная функция и роль вузов в развитии регионов в новых социально-экономических и политических условиях получила название «третьей миссии университетов». Определяемая на основе различных контекстов, она имеет в своей основе реализацию социальной функции, социального участия, содействия университетов в социальном и культурном развитии своих регионов; взаимодействие вуза с региональным окружением; понимание и учет общественных потребностей в обучении граждан, подготовку специалистов для конкретных отраслей производства, проведение конкретных научных исследований для решения проблем, актуальных для сообщества, на основе многостороннего взаимодействия с различными заинтересованными участниками; ориентированность на потребности общества в целом и отдельных граждан, в частности, (в том числе проживающих на отдельных территориях или объединенных в отдельные сообщества); активную социальную позицию университетов в отношении своей территории [8, с. 134].
Интеграционные процессы в образовательной среде должны базироваться, прежде всего, на потребности и возможности конкретного региона, страны, вуза. Решение о присоединении постсоветских стран к Бо-
ПРАВО
лонскому процессу, на наш взгляд, определяется в большей степени не принятием философии данного процесса, а стремлением быть в тренде современных образовательных трансформаций. В итоге это привело к тому, что вопрос о заимствовании университетских моделей по прошествии уже многих лет актуален и в какой-то мере болезненен для постсоветских стран.
Используя плюсы данной системы, а также имеющиеся национальные традиции и примеры лучших практик управления высшим профессиональным образованием, проявившиеся в последнее время в некоторых странах и вузах и выросшие на твердой почве гуманизма, можно заложить хорошую базу для интеграции образования в рамках Евразийского союза, в частности, на почве стран СНГ - наследниц образовательной системы бывшего СССР [1, с. 337-345]. Достижение положительных результатов преобразований, проводимых в сфере образования, будет во многом зависеть от продуманной политики органов управления образованием, от степени проработки программы, от уровня включенности вузов стран-участниц СНГ в процессы интеграции и других факторов [7, с. 41].
Одной из основных целей европейской образовательной реформы является ориентация образования на запросы рынка труда. Приоритетное подчинение интересов образования сфере экономики является, на наш взгляд, одной из основных причин, вызывающих негативные следствия внедрения Болонской системы не только в Европейском союзе, но и в странах СНГ. Для развивающихся стран это особенно заметно, так как в ходе преобразований, не учитывающих тенденции региона и конкретных стран, возможны дальнейшие потери самого ценного - человеческого капитала. Образование не должно сильно ориентироваться на потребности рынка труда. Вольфганг Либ (политика, специалиста в области образования) считает: «В ходе Болонского процесса образовательная составляющая была отодвинута на второй план идеей экономической пригодности. Поэтому многие университеты начали действо-
вать в соответствии с рыночными условиями». Вместе с тем, необходимо отметить и положительные последствия коммодифика-ции и концьюмеризации образования. «Все это приводит к развитию новых гибких форм обучения, к разработке специальных курсов, рассчитанных удовлетворить разнообразные запросы абитуриентов. Учебные курсы становятся более заостренными на практическом применении полученного знания» [6].
В данном контексте не может не беспокоить наблюдающееся в странах СНГ несоответствие между требованиями сложившейся социально-экономической ситуации и содержанием учебных курсов. «При этом сама система образования работает по принятому десятилетия назад шаблону: содержание учебных курсов составляют упрощенные копии зачастую устаревших экономических, социальных, естественнонаучных или технических концепций» [2, с. 12]. Естественно, что если система образования готовит людей к «уходящей» экономике, то и студенты «все меньше связывают обучение в вузе с реальной конкурентоспособностью на рынке труда. Наличие высшего образования для многих является знаком социальной нормальности» [2].
Несмотря на множество упреков и критику по отношению к преобразованиям, часто не до конца продуманным и ведущим к нестабильности образовательной системе, со стороны преподавателей, ученых и профессионалов, занятых в сфере высшего профессионального образования (то есть со стороны представителей интеллектуальной составляющей человеческого капитала общества), в современном мире информационных технологий невозможно остаться в стороне от интеграционных процессов, в частности, в сфере высшего образования, где и формируется человеческий капитал для новой экономики. И в этом контексте возникают вопросы касательно адаптации Болонского процесса, учитывая необходимость для постсоветских стран следовать в разработке образовательных программ международным, а не национальным стандартам качества. «Те системы образования, которые не участвуют в между-
народной конкуренции за иностранных студентов и, как следствие, в конкуренции стандартов качества образования, в конечном счете делают неконкурентоспособными свои страны и не только в сфере образования, но в перспективе и в сфере экономики» [2, с. 13].
На наш взгляд, в центре всех интеграционных процессов в сфере высшего образования должно стоять обеспечение свободного культурного развития каждого человека, что и является настоящим гарантом поддержания разумности системы социально-экономических отношений, критерием общественного блага и обеспечивает устойчивое развитие современного общества. Это будет соответствовать также оси современной Концепция устойчивого развития, в центре которой - человек с его постоянно и свободно развивающимися интересами и потребностями, которые должны влиять на производство и ценообразование. В противоречии с данной Концепцией находится сегодняшняя экономическая система, в центре которой - прибыль, и система высшего образования вовлечена в данный кругооборот, хотя роль ее состоит в обеспечении социальной связанности. Один из видных экспертов европейской образовательной системы А. Келлер отмечает, что интерпретация Болонской декларации будет иметь для Болонского процесса решающее значение: «Решающим может стать вопрос о том, кто возьмет верх в интерпретации Болонского процесса. В случае, если в качестве основных целей Болонской декларации называют квалификацию, ориентированную на рынок, то это является проявлением ограниченного, прежде всего экономически детерминированного, понимания Болонского процесса» [5, с. 203].
Благодаря свободному духовному труду в сфере образования и культуры появляется возможность оздоравливающе влиять на всю экономическую жизнь. Снижение свободной духовной деятельности означает недостаток инвестиций и дарений в эту сферу и, соответственно, в дальнейшем снижение экономических показателей и роста благосостояния населения в целом. Осознание данного
ПРАВО
влияния дает возможность регулировать экономический кругооборот.
Учитывая, что в современном мире создание и использование знаний стало главным фактором социально-экономического прогресса, государство принимает на себя новую роль - управление за счет создания благоприятных условий и предоставления необходимых стимулов. Понимая это, государство призвано нести ответственность за создание стимулирующей среды свободы, подталкивающей высшие учебные заведения к более широкому применению инноваций и более чуткой реакции на потребности трансформирующегося общества, экономика которого основана на знаниях, человеческом капитале и, в частности, на его интеллектуальной составляющей.
Джон Дуглас, анализируя роль высшего образования и напоминая, что государственные учреждения «по-прежнему выступают главными поставщиками образовательных услуг в большинстве стран» [3, с. 76] и несут ответственность за практическую реализацию реформы на соответствующих рынках, замечает: «Наши правительства ... наконец поняли, что экономическое и социальное будущее страны в значительной степени зависит от того, насколько образованно ее население, и как следствие, от размера и качества систем высшего образования и высших учебных заведений. В рамках этой относительно новой политики и экономической среды характерные для административно-командной экономики методы создания и регулирования массового высшего образования, когда-то преобладавшие в большей части мира, перестают работать. И возникает то, что я определил как "структирированные рынки возможностей" в высшем образовании» [3, с. 74]. Вышесказанное особенно актуально для стран СНГ.
Потери от недостаточного вложения времени и средств в высшее и среднее профессиональное образование, пренебрежение мнением интеллектуального ядра общества могут быть значительными. К числу таких потерь относятся:
- снижение качества образования и потеря человеческого капитала;
- снижение реальной конкурентоспособности страны;
- увеличение экономических и социальных диспропорций;
- ухудшение качества жизни и здоровья населения;
- последующее увеличение неизбежных бюджетных расходов на программы социального обеспечения и т.п.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что дальнейшее развитие образовательной системы на постсоветском пространстве будет определяться, очевидно, двумя противоречивыми факторами - требованиями экономической сферы и преобразованиями в рамках интеграционной политики. Основное требование, необходимость и роль сферы высшего образования в данном контексте проявляются в форме поддержания социальной связности и культурных традиций, возрождения отношения к образованию как основной ценности общества.
Использованная литература:
1. Аветисян П.С. Формирование единого образовательного пространства СНГ в условиях глобализации (социально-философская концепции): Монография / П.С. Аветисян. Ереван: Изд-во «Гитутюн» НАН РА, 2007. 376 с.
2. Волков А.Е., Ливанов Д.В., Фурсенко А.А. Высшее образование: повестка 2008-2016 // Эксперт, 2007, № 32. С. 45-52. [Электронный ресурс] URL: http://expert.ru/ expert/2007/32/vysshee_obrazovanie_2008/
3. Дуглас Дж. Новый мировой порядок в высшем образовании: как и почему правительства создают структурированные рынки возможностей // Вопросы образования, 2011, № 1. С. 73-98.
4. Европейский Союз в веке: время испытаний / Под ред. О.Ю. Потемкиной (отв. ред.), Н.Ю. Кавешникова, Н.Б. Кондратьевой. М.: Весь Мир, 2012.
5. Келлер А. Болонский процесс: середина пути. М., 2006.
6. Короткий Г.А. Образование: история и современность // Вопросы философии, 2011, № 10. С. 68-75.
7. Лобовская Т.А., Молочников Н.Р., ДедковаИ.Ф. Реформа системы высшего образования: преимущества и недостатки // Современные наукоемкие технологии. 2005. № 5. С. 38-41.
8. Перфильева О.В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций. 2011. № 1 (32). С. 133-144. [Электронный ресурс] URL: http://intpr.ntf.ru/DswMedia/perfilieva_vestnik1_2011.pdf
9. См.: EU / ARMENIA ACTION PLAN [Электронный ресурс] URL: ec.europa.eu/world/enp/pdf/action_plans/arme-nia_enp_ap_final_en.pdf
10. [Электронный ресурс] URL: http://www.oecd.org/ edu/eag2013%20(eng)-FINAL%2020%20June%202013.pdf