Научная статья на тему 'Человеческий капитал - ключевой фактор в контексте развития евразийских интеграционных процессов'

Человеческий капитал - ключевой фактор в контексте развития евразийских интеграционных процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INTEGRATION PROCESSES / EURASIAN ECONOMIC UNION (EEU) / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / ФИНАНСИРОВАНИЕ НИОКР / R&D FUNDING / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ЕАЭС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аветисян Паргев Сергеевич, Геворкян Наира Мирановна

Статья посвящена изучению роли человеческого капитала в развитии евразийских интеграционных процессов. Цель. Выявить и показать, что развитие человеческого капитала является наиболее актуальным процессом и наиболее эффективным путем повышения конкурентоспособности экономических и социальных систем и их интеграции как в рамках ЕАЭС, так и в мировом масштабе. Задачи. Определить общие проблемы, стоящие перед странами, входящими в ЕАЭС, в образовательной и научной сфере с точки зрения развития человеческого потенциала, и наметить возможные пути их решения в рамках интеграционного сотрудничества. Методология. В работе применялись общие методы научного исследования, аналитические статьи и официальные статистические данные и результаты. Результаты. Выработка общих методов и путей взаимодействия в процессе синхронизации образовательных программ и решения общих актуальных проблем высшей школы в пространстве интеграционного проекта ЕАЭС должна осуществляться с учетом национальных особенностей и стратегий развития. Необходимо построение системы взаимоотношений между руководителями вузов как на интегрируемом пространстве, так и по всему миру, также привлечение в ассоциации основных участников экономической жизни - производителей, потребителей и представителей других заинтересованных групп. Выводы. В условиях современной экономики, когда инновации и их проводник - человеческий капитал - становятся ключевым элементом развития, объединение в ассоциации в рамках евразийской интеграции профессионалов, представляющих науку и образование, экономику и финансы, а также органы государственного регулирования, будет способствовать развитию всех стран - участников ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human Capital as a Key Factor in the Development of the Eurasian Integration Processes

This study examines the role of human capital in the development of the Eurasian integration processes. Aim. This study aims to determine and demonstrate that the development of human capital is the most vital process and the most effective way of enhancing the competitiveness of economic and social systems and integrating them both within the Eurasian Economic Union (EEU) and worldwide. Tasks. This study determines general problems that the EEU member countries face in the field of education and science as far as human potential development is concerned, and outline possible solutions to these problems as part of integrational cooperation. Methods. This study uses general research methods, analytical articles, official statistic data and results. Results. The identification of general methods of interaction to synchronize education programs and solve common problems of higher education in the EEU integration project must be performed with due consideration of national peculiarities and development strategies. It becomes necessary to construct a system of relations between heads of universities both in the integrated space and worldwide. It is also crucial to engage economically active population of the integrated space member countries (manufacturers, consumers, and other interested parties) in associations. Conclusions. Under modern economic conditions, where innovations and their agent - human capital - become a key element of development, uniting experts in the fields of the social organism (science and education, economics and finance, regulatory agencies) into Associations as part of the Eurasian integration may contribute to the development of all partner countries.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал - ключевой фактор в контексте развития евразийских интеграционных процессов»

ш 0.

Человеческий капитал —

ключевой фактор в контексте развития

евразийских интеграционных процессов

Human Capital as a Key Factor in the Development of the Eurasian Integration Processes

УДК 330.341:005.95

Аветисян Паргев Сергеевич

проректор по науке Российско-Армянского (Славянского) университета (г Ереван), доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор 0051, РА, г Ереван, ул. Овсепа Эмина, д. 153

Avetisyan Pargev Sergeevich

The Russian-Armenian (Slavonic) University Hovsep Emin Str. 153, Yerevan, Armenia, 0051

Геворкян Наира Мирановна

преподаватель Российско-Армянского (Славянского) университета (г Ереван), кандидат экономических наук 0051, РА, г Ереван, ул. Овсепа Эмина, д. 153

Gevorkyan Naira Miranovna

The Russian-Armenian (Slavonic) University Hovsep Emin Str. 153, Yerevan, Armenia, 0051

Статья посвящена изучению роли человеческого капитала в развитии евразийских интеграционных процессов.

Цель. Выявить и показать, что развитие человеческого капитала является наиболее актуальным процессом и наиболее эффективным путем повышения конкурентоспособности экономических и социальных систем и их интеграции как в рамках ЕАЭС, так и в мировом масштабе.

Задачи. Определить общие проблемы, стоящие перед странами, входящими в ЕАЭС, в образовательной и научной сфере с точки зрения развития человеческого потенциала, и наметить возможные пути их решения в рамках интеграционного сотрудничества.

Методология. В работе применялись общие методы научного исследования, аналитические статьи и официальные статистические данные и результаты.

Результаты. Выработка общих методов и путей взаимодействия в процессе синхронизации образовательных программ и решения общих актуальных проблем высшей школы в пространстве интеграционного проекта ЕАЭС должна осуществляться с учетом национальных особенностей и стратегий развития. Необходимо построение системы взаимоотношений между руководителями вузов как на интегрируемом пространстве, так и по всему миру, а также привлечение в ассоциации основных участников экономической жизни — производителей, потребителей и представителей других заинтересованных групп.

Выводы. В условиях современной экономики, когда инновации и их проводник — человеческий капитал — становятся ключевым элементом развития, объединение в ассоциации в рамках евразийской интеграции профессионалов, представляющих науку и образование, экономику и финансы, а также органы государственного регулирования, будет способствовать развитию всех стран — участников ЕАЭС.

Ключевые слова: человеческий капитал, интеграционные процессы, ЕАЭС, образовательное пространство, финансирование НИОКР, инновационная деятельность

This study examines the role of human capital in the development of the Eurasian integration processes.

Aim. This study aims to determine and demonstrate that the development of human capital is the most vital process and the most effective way of enhancing the competitiveness of economic and social systems and integrating them both within the Eurasian Economic Union (EEU) and worldwide.

Tasks. This study determines general problems that the EEU member countries face in the field of education and science as far as human potential development is concerned, and outline possible solutions to these problems as part of integrational cooperation.

Methods. This study uses general research methods, analytical articles, official statistic data and results.

Results. The identification of general methods of interaction to synchronize education programs and solve common problems of higher education in the EEU integration project must be performed with due consideration of national peculiarities and development strategies. It becomes necessary to construct a system of relations between heads of universities both in the integrated space and worldwide. It is also crucial to engage economically active population of the integrated space member countries (manufacturers, consumers, and other interested parties) in associations.

Conclusions. Under modern economic conditions, where innovations and their agent - human capital - become a key element of development, uniting experts in the fields of the social organism (science and education, economics and finance, regulatory agencies) into Associations as part of the Eurasian integration may contribute to the development of all partner countries.

Keywords: human capital, integration processes, Eurasian Economic Union (EEU), educational space, R&D funding, innovative activity

Индикатором и самой чувствительной точкой общественного развития всегда остается человеческий капитал. Последствия мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 г., отражаются в первую очередь на человеческом потенциале России, от которого зависит развитие страны. Важность правильных управленческих решений в этой сфере невозможно переоценить.

* Работа выполнена при финансовой поддержке Программы развития РАУ в рамках научного проекта «Проблемы и приоритетные направления модернизации системы высшего образования РФ и РА и других стран ЕАЭС в контексте современных интеграционных процессов».

Мировой экономический кризис оказал самое отрицательное воздействие и на экономику Армении. В соответствии с прогнозами специалистов докризисный уровень ее развития будет достигнут лишь в 2016 г. «Мы опустились ниже усредненного уровня типичной страны „третьего мира" с сильно выраженной поляризацией уровней личных доходов. Номинальный ВВП на душу населения в Армении в 2013 г. по списку МВФ составил 3176,0 долл. США (России — 14 973,0 долл., Казахстана — 13 048,0 долл.). В связи с плачевной социально-экономической ситуацией, когда большинство граждан находятся за чертой бедности, сохраняются высокие темпы миграции, прямые инвестиции в экономику сокращаются: по сравнению с 2012 г., в 2013 г. они сократились на 35%» [1]. В 2015 г. Армения стала полноправным участником Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Последний, как идеологическое образование, сможет не только более эффективно решать социально-экономические проблемы входящих в него стран, постепенно строя конфигурацию устойчивого и сбалансированного роста, но и повысить уровень осознания необходимости инвестиций в человеческий капитал как основной ключевой элемент интеграционных процессов.

Несмотря на длительный период преобразований, перед сферой образования и науки, явлющейся базой развития и сохранения человеческого потенциала Армении, по-прежнему стоят серьезные вызовы. Остается актуальной и проблема дисбаланса между направлениями развития человеческих, интеллектуальных ресурсов высших образовательных учреждений и потребностями в конкретных специалистах по экономическим секторам страны. Данная проблема углубляется и требует исследований в связи со вступлением Армении в интеграционный проект ЕАЭС, что потребует структурных изменений национальной экономики.

Интеграционная сущность ЕАЭС еще только осмысливается специалистами разных сфер, как реакция на решения Евразийской комиссии [2]. Важный аспект понимания роли интеграции для развития человеческого капитала стран-участниц лежит в развитии взаимного сотрудничества в области высшего образования. Необходимо принимать во внимание происходящие в рамках ТС перемены. Совсем недавно зародившаяся образовательная интеграция должна учитывать, что экономическая интеграция предполагает усиление человеческого потенциала как основы этого процесса.

Очевидно, что повышение образовательного уровня влечет за собой как экономическое развитие, так и восстановление человеческого потенциала стран, входящих в интеграционное партнерство, что в свою очередь может служить прочной основой, базой для дальнейшего укрепления в рамках евразийской интеграции. Отметим, что в последние годы осуществлялись определенные шаги, направленные на развитие сотрудничества в области высшего образования на постсоветском пространстве, такие как создание сетевых университетов СНГ и ШОС, а также постоянные обмены студентами и представителями профессорско-преподавательского состава.

Согласно докладу, подготовленному для Всемирной конференции по вопросам высшего образования под эгидой ЮНЕСКО (2009 г.), в котором был представлен отчет о тенденциях в развитии глобальной системы высшего образования, оно играет ключевую роль и на международном уровне. Все острее ста-

новится потребность в сильных, жизнеспособных g высших учебных заведениях, которые обеспечивали =п бы поддержку экономики, базирующейся на знаниях, х социальную мобильность и экономический прогресс ш во всем мире. х

«Роль высшего образования как общественного ^ блага продолжает оставаться фундаментально важ- ^ ной и должна поддерживаться. Мы подчеркиваем это в докладе, потому что этот аспект высшего об- ^ разования может быть легко проигнорирован в погоне к за доходами и престижем. Огромный вызов, который =Ц стоит впереди, — это решение неравномерного рас- < пределения человеческого капитала и средств, кото- ^ рый позволит некоторым странам получить полные ^ преимущества новых возможностей, в то время как g другие нации рискуют оказаться позади» [3, с. 8]. s В этом смысле процессы интеграции могут иметь отрицательные последствия, если они направлены только на удовлетворение меркантильных интересов и не подкрепляются развитием доверия участников и формированием общих ценностных полей.

Основной целью интеграции в образовательной среде должно служить улучшение качества образования и, соответственно, качества и уровня жизни населения во всех странах, входящих в интеграционный союз. Достижению этой цели будет способствовать, в частности, синхронизация образования во входящих в него странах: развитие академического обмена, научного и образовательного сотрудничества, взаимопомощь в организационных процессах с целью получения синергетического эффекта от взаимодействия участников интеграционного процесса.

Как известно, страны СНГ получили в наследство единую систему образования и единые образовательные стандарты. Однако трансформация советской образовательной системы осуществлялась на разных уровнях и условиях, включая реформы по обеспечению Болонского процесса.

Выработка общих методов и путей взаимодействия в процессе синхронизации образовательных программ и решения общих актуальных проблем высшей школы в пространстве интеграционного проекта ЕАЭС должна осуществляться с учетом национальных особенностей и стратегий развития.

В то же время общие черты образовательных систем стран — участниц ЕАЭС создают необходимую основу для естественного и быстрого их включения в интеграционные образовательные проекты. В частности, можно отметить следующие особенности систем образования, объединяющие страны, вошедшие в ЕАЭС:

• использование русского языка как международного;

• рост негосударственных коммерческих вузов;

• единые проблемы, связанные с переходом на трехуровневую систему «бакалавр — магистр — доктор»;

• законодательное обеспечение дифференциации образования;

• проблемы гармонизации старой системы присуждения научных званий с новой (кандидатской и докторской — с магистерской и PhD) и др. [4, с. 14]. Улучшение качества образования в вузах в свою

очередь должно активировать развитие другого важнейшего элемента интеграции в образовательной среде — академической мобильности.

С целью выявления актуальных проблем в области современного образования и нахождения путей их решения необходимо построение системы взаимоотношений между руководителями вузов как на интегрируемом пространстве, так и по всему миру.

^ Еще в начале XXI в. в докладе Всемирного банка

1 «Формирование общества, основанного на знаниях. х Новые задачи высшей школы» были подняты вопросы ш совершенно новых конфигураций и моделей органи-^ зации управления в сфере высших научно-образова-х тельных учреждений с учетом новых интеграционных

2 реалий. «Гегемонии классических вузов брошен реши-^ тельный вызов, и институциональная дифференциация ^ будет непременно ускоряться, приводя к появлению к множества разнообразных организационных конфигураций и моделей, включая бессчетное количество

^ альянсов, объединений и партнерств внутри высших ^ учебных заведений, между ними и даже за пределами ^ сферы высшего образования. При любом развитии ^ событий традиционные университеты сохранят свою

3 ведущую роль как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах, особенно в сфере профессиональной подготовки и научных исследований на более высоком уровне. Но им, безусловно, придется пройти через существенные преобразования. Этого потребует внедрение новых образовательных технологий и давление рыночных сил» [5, с. 41].

Примером такой системы партнерства может служить международная Ассоциация президентов университетов, являющаяся уникальной международной платформой, на которой руководители и ученые обмениваются профессиональным опытом. Региональные лидеры ассоциации постоянно организовывают семинары, конференции, симпозиумы и другие мероприятия для решения разнообразных социально-гуманитарных и политических проблем, актуальных в различных странах мира, поддерживая этим непрерывный процесс развития взаимоотношений в мировом масштабе и влияя на тенденции развития мирового образовательного пространства.

Другим примером развития сотрудничества с сфере образования является Евразийская ассоциация университетов (ЕАУ), которая была создана еще в 1989 г. по инициативе МГУ им. М. В. Ломоносова. Сегодня она объединяет национальные университеты всех стран СНГ, ведущие региональные университеты и высшие учебные заведения стран Евразийского пространства. Кроме того, в рамках Евразийского пространства продолжает развиваться другая межвузовская ассоциация стран СНГ — Ассоциация технических университетов, которая была создана в 1993 г. на базе секции технических университетов ЕАУ и по инициативе ведущих университетов РФ. В настоящее время предпринимаются шаги, направленные на создание двусторонних ассоциаций университетов стран, входящих в ЕАЭС.

Сотрудничество в образовательной сфере требует дальнейшего расширения и углубления. Объединения в ассоциации высших профессиональных учреждений в рамках ЕАЭС недостаточно для сглаживания проблем неравномерности распределения человеческого капитала и преодоления его утечки. Необходимо привлечение в ассоциации основных участников экономической жизни стран-участниц — производителей, потребителей и представителей других заинтересованных групп.

Объединенные в ассоциации профессионалы и специалисты из сферы образования совместно с производителями, потребителями и представителями торговли как в отдельных регионах и в масштабах республик, так и на макроуровне могут принимать меры для сглаживания дисбаланса физического и интеллектуального человеческого капитала путем перемещения людей между предприятиями, отраслями, сферами деятельности, а также путем благотворительного инвестирования. Кроме того, участвуя

в ассоциациях, можно регулировать образовательный процесс исходя из настоящего и будущего запроса экономической жизни, одновременно привлекая инвесторов и сближая образование с практикой.

Одним из направлений, ведущих к более глобальным объединениям, в том числе в рамках Евразийского пространства, может служить интеграция образования, науки и производства в рамках самих университетов. В этой связи российская политика, направленная на трансформацию ведущих «учебно-научно-инновационных университетских комплексов в национальные исследовательские университеты, является перспективной формой организации деятельности вузов как центров развития научно-технического потенциала страны и регионов, а создание и реализация инноваций происходят как непрерывный систематический процесс, обеспечивающий объединение всех звеньев многогранной цепи инновационного процесса: образование — наука (фундаментальные и прикладные исследования, основанные на потребностях общества) — разработка (проектирование) — производство. При этом тесная интеграция науки, образования и производства в рамках национального исследовательского университета служит источником прогресса общества и удовлетворению его социальных потребностей» [4, с. 92].

Объединение в ассоциации в рамках евразийской интеграции профессионалов из трех сфер социального организма (наука и образование, экономика и финансы, органы государственного регулирования) в условиях современной экономики, в которой инновации становятся ключевым элементом развития, может способствовать развитию всех стран партнерства.

Инновации — это в высокой степени сложный процесс. Для перехода от идеи к ее реализации на рынке требуется мобилизовать широкий круг профессиональных навыков и способностей, причем успех начинания зависит от взаимодействия между многими участниками и заинтересованными сторонами в инновационном процессе, которые обладают такими способностями. К «участникам инновационного процесса» относятся инновационные предприниматели; научные институты и учреждения, занимающиеся НИОКР; бизнес-сектор, выступающий в качестве и источника, и цели инноваций; посредники в инновационной деятельности и институты поддержки инноваций; государственные органы, отвечающие за содействие инновациям; финансовые организации; национальная политика и рамочные условия, имеющие отношение к инновациям; потребители или — в более общем понимании — рынок для инноваций и др.

Взаимодействие между данными заинтересованными сторонами (например, между промышленностью и наукой, малыми и крупными предприятиями, иностранными и отечественными компаниями и т. п.) является важным фактором современных инноваций. «Слабое взаимодействие между звеньями инновационного процесса может рассматриваться как системный сбой, для устранения которого обоснованно будет предпринять соответствующие меры политики. Ряд современных инструментов инновационной политики непосредственно нацелены на решение вопросов взаимодействия между участниками инновационного процесса» [6].

Одним из ключевых показателей развития человеческого, интеллектуального потенциала общества, создания и распространения знаний является система НИОКР, которая лежит в основе научно-образовательных учреждений, включая академические институты

и учреждения, и крайне важна для инновационного курса в науке и экономике.

НИОКР является одной из движущих сил инновационного процесса, основанного на имитации и внедрении новых для данного рынка продуктов и технологий. В связи с тем что в малых экономиках внутренний рынок недостаточно велик, чтобы обеспечить спрос, необходимый для поддержки национальных институтов и инновационных компаний, создающих знания, сотрудничество и взаимодействие в рамках научно-образовательного пространства, ЕАЭС может создавать благоприятные и стабильные возможности для инновационного развития таких стран и всего Евразийского пространства.

В «Обзоре инновационного развития Республики Армения» за 2014 г. отмечается, что «после распада Советского Союза лишь в 2000-е гг. в рамках государственной политики Армении начали больше внимания уделять науке, НИОКР и инновациям. В этот период был принят ряд законодательных актов и решений на высоком уровне, которые определяют современную политику. В 1990-е гг. в процессе перестройки сфера НИОКР утратила свой былой престиж и привлекательность, особенно для самых лучших талантливых молодых специалистов. В результате этого возрастная структура сообщества НИОКР начала меняться. Исследовательская деятельность резко сократилась. Количество ученых упало с 25 344 в 1991 г. до 6899 человек в 2008 г., а количество научно-исследовательских институтов уменьшилось с 124 до 83. Несмотря на то что в настоящее время общий уровень государственного финансирования НИОКР в Республике Армения довольно низкий по международным стандартам, тем не менее, учитывая масштабы сжатия экономики в переходный период, даже весьма сильно сократившийся к настоящему моменту сектор НИОКР в Республике Армения может быть слишком велик по отношению к размеру экономики страны» [7, с. 21]. С этим утверждением никак нельзя согласиться, так как в рамках развития Евразийского партнерства и инновационного курса экономики страны без особого внимания к повышению уровня финансирования НИР и НИОКР страна будет по-прежнему иметь проблемы с утечкой самого ценного ресурса общества — человеческого капитала.

Все постсоветские страны за 15-20 лет «переходного периода» после резкого сокращения объемов финансирования НИР и НИОКР по отношению к ВВП так и не достигли уровня 1990 г. Так, в Армении, Кыргызстане, Молдове и Таджикистане в 2011 г. этот показатель составил в среднем лишь 16-18% от уровня 1990 г., в Казахстане, Узбекистане — 30-33%. Относительно лучшее положение сложилось в Азербайджане и Беларуси, где данный показатель достиг соответственно 40,51 и 56,00% от уровня 1990 г. В 2012 г. в рейтинге стран мира по уровню расходов на НИОКР, согласно данным ЮНЕСКО, Армения заняла 64-е место из 91 стран (Таджикистан — 81-е, Кыргызстан — 74-е, Казахстан — 69-е, Беларусь — 43-е, Россия — 32-е). В то же время в Израиле уровень расходов на НИОКР составляет 4,40%, в Финляндии — 3,88%, в Южной Корее — 3,74%, в Швеции — 3,40%, в Японии — 3,60% [8].

Недостаточное финансирование НИОКР в современном мире ставит под угрозу национальную безопасность страны, сохранение армянской государственности. Поэтому вопросы финансирования и развития НИОКР непосредственным образом относятся также и к диаспорам.

Проблема финансирования и развития НИОКР мо- ^ жет получить определенное решение в рамках ЕАЭС. =п К примеру, в сентябре 2015 г. был одобрен проект х распоряжения Евразийского межправительственного ш совета «О порядке организации и финансирования х совместных научно-исследовательских и опытно-кон- ^ структорских работ в сфере агропромышленного ком- ^ плекса государств — членов Евразийского экономического союза» [9]. Несмотря на то что большинство ^ государств, вошедших в ЕАЭС, входят в список стран к с наибольшим количеством специалистов с высшим =Ц образованием, тем не менее по количеству иссле- < дователей они имеют слабые позиции по сравнению ^ с ведущими странами с инновационным курсом раз- ^ вития. К примеру, в Армении, по данным ЮНЕСКО, ^ количество исследователей в науке, включая обслу- 2 живающий и административный персонал на 1000 занятого населения, составило в 2013 г. 3,4 человека (в 2000 г. — 4,96), в Беларуси — 6,43 (в 2000 г. — 6,13), в России — 9,47 (в 2000 г. — 12,22), в Казахстане — 2,57 (в 2000 г. — 1.95). Для сравнения, в Финляндии в 2012 г. аналогичный показатель достиг 29,11 человека, в Дании — 29,42, во Франции — 19,42, в Германии — 14,16, в Норвегии — 24,66, в Южной Корее — 22,01.

В странах СНГ, включая вошедшие в партнерство ЕАЭС, с 2000 г. происходил спад в количестве занятых (кроме Беларуси и Казахстана). Не последнюю роль в снижении количества исследователей играет недостаточное финансирование этой сферы [10].

Альтернативой государственному финансированию НИОКР могут служить частные инвестиции, которые в практике передовых стран уже давно играют ведущую роль и могут существенно повысить уровень инновационного развития стран ЕАЭС. Основной проблемой для этого в странах ЕАЭС выступает необходимость заинтересованности инвесторов, коммерциализации инноваций. «Проблема коммерциализации инноваций в ЕАЭС заключается уже не в отсутствии последних (в последние годы инновационные технологии действительно создаются), а в проблеме отсутствия института финансирования коммерциализации. Ни инвесторы, ни государства, ни сами научные работники до сих пор не представляют, каким образом внедрить ту или иную разработку в общественную жизнь. Финансирование науки в основном заканчивается на оплате работы ученых-исследователей, судьба инновационной разработки на том этапе и вовсе может прерваться» [Там же].

Расширение сотрудничества в научно-образовательной сфере в рамках ЕАЭС с привлечением к этому заинтерсованных частных инвесторов и предпринимателей, совместное финансирование научных проектов коллективов ученых из стран-партнеров, создание совместных парков инновационных технологий, а также инновационных образовательных комплексов для обучения в них студентов из стран ЕАЭС, освобождение от налогов предпринимателей, финансирующих или участвующих в инновационной деятельности, — вот примерный неполный перечень мер, которые будут способствовать существенному оздоровлению рассматриваемой сферы стран — партнеров Евразийского пространства.

В целом, сотрудничество в сфере научно-образовательного развития в рамках партнерства ЕАЭС должно ставить перед собой следующие основные цели и задачи, имеющие в своей основе развитие человеческого капитала.

1. Поиск новых, соответствующих мировым тенденциям форм организации высшего образования и

^ научных исследований в рамках партнерства на I Евразийском пространстве. Совместное формиро-х вание политики по организации образовательной ш и исследовательской среды, направленной на со-^ хранение и развитие человеческого потенциала х стран и определяющей будущее университетов и всего социального организма. Совместный поиск, ^ формирование и внедрение новых стандартов, под-^ ходов и критериев, устанавливающих общие для к стран-участниц требования к качеству образования.

2. Воспитание глобальных лидеров на пространстве ^ ЕАЭСа. В процессе сотрудничества университетов ^ стран — членов ЕАЭС создается почва для развития ^ соответствующих лидерских качеств у всех акторов ^ вузовского процесса и у самих вузов. з 3. Партнерство в решении гуманитарных, экономических и политических проблем, стоящих перед странами ЕАЭС. Университеты стран — членов сообщества во взаимодействии друг с другом, другими университетами, государственными структурами и представителями бизнеса, международными организациями и лидерами местных сообществ получают возможности для работы над совместным поиском ответов на вызовы регионального и мирового масштаба.

4. Сотрудничество в интересах совершенствования систем университетского образования, обмена лучшими практиками и знаниями, научными результатами и новейшими образовательными технологиями, а также с целью развития особенностей деятельности университетов, управления образованием.

5. Повышение эффективности использования потенциалов университетов-партнеров, их опыта и достижений в приоритетных направлениях современной науки, техники и технологий с целью содействия инновационного развития национальных экономик.

6. Создание при университетах совместных стартапов и спин-оффов для развития инноваций в бизнесе и инновационного предпринимательства, институтов поддержки инноваций, таких как инкубаторы, технопарки и центры передачи технологий.

7. Определение нужного акцента с сохранением баланса в образовательных программах стран — участниц ЕАЭС между областями науки и технологий с одной стороны и гуманитарных и социальных наук с другой.

8. Более эффективное использование современных информационно-коммуникационных технологий в научно-образовательной среде, которое обеспечивало бы построение и развитие в интеграционном пространстве значительного научно-образовательного потенциала. Содействие развитию необходимого уровня непосредственного общения между людьми с помощью сетевой связи между университетами, университетскими городками, а также в рамках интернет-курсов, конференций, семинаров и других форм сетевой связи, расширяющих рамки социального просвещения.

Межгосударственное и межвузовское сотрудничество в сфере образования должно развиваться на свободном базисе от политических и экономических противоречий между странами, интегрируемыми в ЕАЭС, сглаживая их и поднимая сотрудничество на новые рубежи, одновременно способствуя переходу армянского общества на инновационно-промышленный путь развития. В последнее время благодаря повышению уровня самостоятельности систем управления образованием появилась определенная возможность вы-

свобождения творческого потенциала работников образования, в том числе управленцев, что может создавать платформу для свободной, исследовательской, поисковой атмосферы. Именно в такой среде и может развиваться человеческий потенциал страны — среде, которая позволяет воспитывать и укреплять творческие силы и способности людей на основе своих собственных, не зависимых от экономики закономерностей.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что развитие человеческого капитала является наиболее актуальным процессом и наиболее эффективным путем повышения конкурентоспособности экономических и социальных систем и их интеграции как в рамках ЕАЭС, так и в мировом масштабе.

Литература

1. Тевикян А. Промышленно-инновационная политика Республики Армения — новые возможности повышения ее конкурентоспособности // Фонд «Нораванк»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.noravank.am/ rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=13269.

2. С вступлением Армении в ЕАЭС меняется структура экономики // АМИ «Новости-Армения»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://newsarmenia.ru/economy/ 20150721/43253528.html.

3. Альтбах Ф., Райзберг Л., Рамбли Л. Тенденции в развитии глобальной системы высшего образования: наблюдение за академической революцией: Доклад для Всемирной конференции по вопросам высшего образования под эгидой ЮНЕСКО, 2009 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ihe.nkaoko.kz/upload/Ten den_v_%20ras_global_sistem.pdf.

4. Перспективы развития единого научно-технологического и образовательного пространства Содружества Независимых Государств: Мат-лы секционного заседания Междунар. конф. X юбилейного междунар. форума «Высокие технологии XXI века» (23 апреля 2009 года). Ч. I / Под ред. И. Б. Федорова, А. Н. Тихонова. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009. 172 с.

5. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / Пер. с англ. М.: Весь мир, 2003. 232 с.

6. Руководство Осло — рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям: Совместная публикация ОЭСР и Евростата. 3-е изд. М., 2010. 107 с.

7. Обзор инновационного развития Республики Армения, ООН, Нью Йорк и Женева, 2014: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scs.am/uploaded/IPR%20Armenia% 20RUS.pdf.

8. Рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР // Центр гуманитарных технологий: Информац.-аналитич. портал: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// gtmarket.ru/ ratings/research-and-development-expenditure/info.

9. Science, technology and innovation // Институт статистики ЮНЕСКО: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// data.uis.unesco.org/Index.aspx?queryid=61.

10. Чекрыжов А. Центр геополитических исследований. «Бер-лек-Единство»: Как реализовать инновационный потенциал в ЕАЭС? // Лаборатория общественно-политического развития стран ближнего зарубежья: Информац.-аналитич. центр: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ia-centr.ru/expert/18759/.

References

1. Tevikyan A. Industrial and innovation policy of the Republic of Armenia - new opportunities to increase its competitiveness. Noravank Foundation. Available at: http://www.noravank.am/ rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=13269. (in Russ.).

2. With the entry of Armenia to the EAEC the structure of the economy is changing. International News Agency "No-vosti-Armenia". Available at: http://newsarmenia.ru/econo-my/20150721/43253528.html. (in Russ.).

Al'tbakh F., Rayzberg L., Rambli L. Trends in global higher education: Monitoring the academic revolution. Report to the World Conference on Higher Education under the auspices of UNESCO. 2009. Available at: http://ihe.nkaoko.kz/ upload/Tenden_v_%20ras_global_sistem.pdf. (in Russ.). Perspektivy razvitiya edinogo nauchno-tekhnologicheskogo i obrazovatel'nogo prostranstva Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv [Prospects for the development of a common scientific, technological and educational space of the Commonwealth of Independent States]. Mat. sektsion. zased. Mezhdunar. konf. 10-go yubileynogo mezhdunar. foruma "Vysokie tekhnologii XXI veka", 23 aprelya 2009 g. [Proc. Sect. Meeting of Int. Conf. of the 10th Jubilee Int. Forum "High Technologies of the 21st Century", April 23, 2009]. Moscow, Bauman MSTU Publ., 2009, Pt. 1. 172 p. Formirovanie obshchestva, osnovannogo na znaniyakh. Novye zadachi vysshey shkoly (transl. from Engl.) [The formation of a society based on knowledge. New challenges of high school]. Moscow, "Ves' Mir" Publ., 2003. 232 p.

10.

Oslo manual. A guide for collecting and interpreting innovation data. 3rd ed. Paris, OECD/European Communities Publ., 2005. 164 p. (Russ. ed.: Rukovodstvo Oslo. 3-e izd. Moscow, Centre for Science Research and Statistics Publ., 2010. 107 p.). Innovation performance review of the Republic of Armenia. United Nations, New York and Geneva. Available at: http:// scs.am/uploaded/IPR%20Armenia%20RUS.pdf. (in Russ.). Ranking of countries in terms of R & D expenditure. Centre of Humanitarian Technologies: Information-analytical portal. Available at: http://gtmarket.ru/ratings/research-and-development-expenditure/info. (in Russ.). Science, technology and innovation. UNESCO Institute of Statistics. Available at: http://data.uis.unesco.org/Index. aspx?queryid=61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chekryzhov A. Centre for Geopolitical Studies "Berlek-Unity": How to realize the innovative potential in the EAEC? Laboratory of socio-political development of the countries of the near abroad. Information and Analytical Center. 2014. Available at: http://ia-centr.ru/expert/18759/. (in Russ.).

<

о

Основные подходы к определению приоритетных направлений пространственного развития сельских территорий Российской Федерации

Basic Approaches to Determine Priority Directions in the Development of Rural Areas of the Russian Federation

УДК 332.14

Сидоренко Николай Михайлович

первый заместитель генерального директора ОАО «НИИП Градостроительства» (Санкт-Петербург)

197342, Санкт-Петербург, Торжковская ул., д. 5

Sidorenko Nikolya Mikhaylovich

"NIIP Gradostroitel'stva" JSC Torzhkovskaya Str. 5, St. Petersburg, Russian Federation, 197342

Спирин Павел Павлович

доцент Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат географических наук 190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 4

Spirin Pavel Pavlovich

St. Petersburg State University of Architecture

and Civil Engineering

The 2nd Krasnoarmeyskaya Str. 4,

St. Petersburg, Russian Federation, 190005

Варгина Татьяна Витальевна

ведущий архитектор ООО «НИИП Градостроительства» (Санкт-Петербург) 197342, Санкт-Петербург, Торжковская ул., д. 5

Vargina Tat'yana Vital'evna

"NIIP Gradostroitel'stva" JSC Torzhkovskaya Str. 5, St. Petersburg, Russian Federation, 197342

Гаевская Злата Анатольевна

заместитель директора инженерно-строительного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, кандидат архитектуры 195251, Санкт-Петербург Политехническая ул., д. 29

Gaevskaya Zlata Anatol'evna

The Institute of Civil Engineering on Methodical Work at St. Petersburg State Polytech University

Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russian Federation, 195251

Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» придал дополнительный импульс задачам, определенным Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.

Цель. Обосновать основные подходы к определению приоритетных направлений пространственного развития сельских территорий Российской Федерации.

Задачи. Раскрыть специфические особенности, потенциалы развития и важнейшие функции сельских территорий; обозначить ключевые проблемы и задачи сельских территорий на федеральном, региональном и местном уровнях; выявить типологические ситуации, требующие разработки приоритетных направлений развития, диверсификации сельской экономики и оптимизации структур сельского расселения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.