GS4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^D
DOI 10.24412/2076-1503-2021-3-301-308 ИГНАТЬЕВ Владимир Петрович,
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры экспертизы, управления и кадастра недвижимости Инженерно-технического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова,
е-mail: [email protected]
ИВАНОВА Мария Денисовна,
аспирант кафедры социальной педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова,
е-mail: [email protected]
ИВАНОВА Акулина Семеновна,
аспирант кафедры социальной педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова,
е-mail: [email protected]
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ МАТРИЦА ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация. В статье рассматривается терминологический аппарат, связанный с цифровизацией системы общего образования, которая отражается на модернизации всех направлений деятельности образовательных организаций. Актуальность исследования вызвана тем, что внедрение информационных технологий в сферу образования существенным образом меняет требования к преподавателям, которые должны обладать достаточно высоким уровнем цифровых компетенций. Цель исследования: изучить терминологический аппарат, связанный с цифровизацией образовательной сферы, и дать авторские уточняющие определения основных терминов, употребляемых в общеобразовательных организациях. Методология исследования основана на системном, компетентностном, де-ятельностном и аксиологическом подходах. В результате проведенного исследования предложена терминологическая матрица, показывающая взаимозависимость раскрытых в статье терминов и их иерархическую структуру, начиная от формирования цифровой грамотности педагогов, заканчивая цифровой образовательной средой. Полученные результаты позволяют увидеть системность процессов, связанных с цифровизацией сферы образования, которые отражаются на всех направлениях деятельности образовательной организации. Авторы приходят к выводу, что терминологическая матрица должна использоваться в педагогических вузах в процессе подготовки будущих педагогов и на курсах повышения квалификации учителей в системе дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: компетенция, цифровая грамотность, ИКТ-грамотность, компьютерная компетентность, цифровая компетенция, цифровая компетентность.
IGNATIEV Vladimir Petrovich,
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Expertise, Management and Real Estate Cadastre of the Engineering and Technical Institute of the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov
IVANOVA Maria Denisovna,
post-graduate student of the Department of Social Pedagogy of the Pedagogical Institute of the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021
IVANOVA Akulina Semyonovna,
post-graduate student of the Department of Social Pedagogy of the Pedagogical Institute of the North-Eastern Federal University
named after M. K. Ammosov
TERMINOLOGY MATRIX DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Annоtation. The article deals with the terminological apparatus associated with the digitalization of the general education system, which is reflected in the modernization of all areas of activity of educational organizations. The relevance of the study is caused by the fact that the introduction of information technologies in the field of education significantly changes the requirements for teachers who must have a sufficiently high level of digital competencies. The purpose of the study: to study the terminology associated with the digitalization of the educational sphere, and to give the author's clarifying definitions of the main terms used in general education organizations. The research methodology is based on systematic, competence-based, activity-based and axiological approaches. As a result of the research, a terminological matrix is proposed that shows the interdependence of the terms disclosed in the article and their hierarchical structure, starting from the formation of digital literacy of teachers, ending with the digital educational environment. The results obtained allow us to see the consistency of the processes associated with the digitalization of the education sector, which are reflected in all areas of the educational organization. The authors come to the conclusion that the terminological matrix should be used in pedagogical universities in the process of training future teachers and in advanced training courses for teachers in the system of additional professional education.
Key words: competence, digital literacy, ICT literacy, computer competence, digital competence, digital competence.
Введение. Переход на цифровую экономику, интенсивный рост темпов развития современных информационных технологий, внедряемых во многие области и направления человеческой деятельности, сказываются и на сфере образования, модернизация которой напрямую связана с активным использованием различных информационных технологий в планировании, проведении, учёте и контроле результатов образовательного процесса. Цифровизация системы образования становится необратимым процессом, с которым стоит не только считаться, но и предпринимать меры, направленные на эффективное использование возможностей, заложенных в грамотном применении цифровых технологий в сфере образования.
При этом ключевая роль в вопросах внедрения, использования и постоянного развития информационных технологий отводится педагогическому составу образовательных организаций. На уровне конкретной школы главными проводниками идей цифровизации образовательной сферы являются ее педагоги, которые призваны формировать цифровую грамотность у своих учащихся, готовя их к жизни в цифровом информационном обществе.
Современный педагог должен обладать профессиональными компетенциями на высоком уровне, отвечающем потребностям всех заинтересованных в его результатах сторон. Под про-
фессиональной компетенцией педагога понимается «совокупность профессиональных знаний и навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности» [1].
Изложение основного материала статьи. В условиях глобальной цифровизации сферы образования наиболее востребованными профессиональными компетенциями становятся цифровые компетенции педагога. Перед тем как определиться с терминами «цифровая компетенция» и «цифровая компетентность», необходимо внести ясность в понятия «цифровая грамотность», «информационная компетентность», «ИКТ-компе-тентность», «компьютерная компетентность» и «медиакомпетентность» т.к. данные термины наиболее часто применяются при рассмотрении вопросов использования цифровых информационных технологий.
Основоположником, впервые проанализировавшим термин «цифровая грамотность», по праву считается П. Гилстер, который определил ее как «умение понимать и использовать информацию, предоставленную во множестве разнообразных форматов и широкого круга источников с помощью компьютеров» [22].
После ряда аналитических умозаключений José L. Rodríguez Ilier синтезировал вывод о том, что цифровая грамотность - одна из величайших задач, стоящих перед образованием. Он видел базовую цифровую грамотность в способности
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021
свободно передвигаться в мире, который с каждым днем включает в себя все больше и больше виртуальных учебных сред и мультимедийных продуктов, мобильных телефонов, способных отправлять текстовые сообщения, мультимедийных приложений и интернет-соединений, а также набор технологий, претерпевающих постоянную эволюцию и рост [23, р. 58].
Под цифровой грамотностью, согласно определению ООН, понимается «... способность получать доступ, управлять, понимать, интегрировать, передавать, оценивать и создавать информацию безопасно и надлежащим образом с помощью цифровых технологий для обеспечения занято-
Не вдаваясь в полемику относительно того, каким образом разные ученые и исследователи трактуют компоненты цифровой грамотности, приведем по одному определению терминов «информационная грамотность», «ИКТ-грамот-ность», «компьютерная грамотность» и «медиа-грамотность», которые наиболее близки предмету нашего исследования.
Итак, под информационной грамотностью согласно исследованиям, проведенным Н.Д. Бер-ман, понимается «набор навыков и умений, необходимых каждому человеку для выполнения задач, связанных с информацией: находить, получать доступ, интерпретировать, анализировать,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021
сти, достойных рабочих мест и предпринимательства» [21, р. 6].
Таким образом, можно заключить, что цифровая грамотность включает в себя навыки уверенного пользователя ИКТ, знающего для чего, где и как находить нужную информацию с использованием современных цифровых средств коммуникации.
Цифровая грамотность педагога согласно разработанной нами классификации состоит из информационной грамотности, ИКТ-грамотности, компьютерной грамотности и медиаграмотности. Оценка цифровой грамотности производится на основе оценки индикаторов информационной, ИКТ, компьютерной и медиаграмотности (рис. 1).
управлять, создавать, общаться, хранить и делиться информацией» [6].
Термин «ИКТ-грамотность» М.В. Маслакова сформулировала как «синергичное использование информационных, телекоммуникационных и коммуникативных технологий и методов для доступа, контроля и администрирования информации, где целенаправленное владение и применение функционала программно-технического обеспечения как практико-ориентированного инструментария является результатом обучения» [15, с. 9].
Под термином «компьютерная грамотность» понимается «умение работать на ПК и других
Знания Умения Владения
Информационная грамотность Понимание важности информации в жизни человека Умение находить нужную информацию через интернет Владение навыками поиска нужной информации
ИКТ-грамотность Знание цифровых технологий и инструментов Умение использовать цифровые технологии и инструменты Владение навыками уверенного пользователя ИКТ
Компьютерная грамотность Знание основ информатики и современных информационных технологий Умение использовать разные программные средства, операционные системы и сети Владение разнообразным программным обеспечением, сетевыми технологиями
Медиаграмотность Знание основ функционирования медиапростран-ства Грамотное использование информационных инструментов Владение информаци-онно-коммуникацион-ными технологиями
Рис. 1. Индикаторы оценки цифровой грамотности педагога
информационных устройствах, пользование главными офисными программами, понимание основных определений, а кроме того, элементарные способности работы с текстом, умение заносить данные в таблицу, управление папками и файлами» [13, с. 133].
А.А. Казаков понимает под медиаграмотно-стью «... умение человека находить в материалах массмедиа интересующую его информацию, критически ее осмысливать и проверять достоверность, а также - при наличии соответствующей необходимости - самому создавать элементарные медийные сообщения» [11, с. 86].
Исходя из указанной классификации, можно точно также как и цифровую грамотность, классифицировать компетенции и компетентности в условиях функционирования цифровой среды, рассмотрев в системном единстве информационные компетенции / компетентности, ИКТ-компе-тенции / компетентности, компьютерные компетенции / компетентности и медиа компетенции / компетентности. Проведя анализ указанных терминов, приведем наиболее близкие предмету нашего исследования определения.
Под термином «информационная компетенция» понимается «интегральная характеристика, связанная с опытом деятельности в информационной действительности, способами взаимодействия с техникой и технологиями с целью реализации общих и профессиональных информационных потребностей личности» [17, с. 135].
А.М. Акимов дает следующую близкую нам формулировку термина «информационная компетентность педагога», под которой он понимает «... качество личности, представляющее собой совокупность знаний, умений и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных видов информационной деятельности и использованию новых информационных технологий для решения социально значимых задач, возникающих в реальных ситуациях повседневной жизни человека в обществе» [4, с. 70].
Наиболее часто при определении термина, связанного с компетентностным подходом в условиях цифровизации сферы образования, используется термин «ИКТ-компетенции педагога», который понимают «... как систему прикладных знаний, навыков и установок, позволяющих организовать все стадии педагогической работы и улучшить качество обучения на основе возможностей, предоставляемых цифровыми технологиями (индивидуализация обучения, техническое решение творческих задач, интерактивная проектная работа и др.)» [19, с. 25].
Формулируя термин «компьютерная компетенция» Е.Е. Неупокоева и Н.К. Чапаев считают, что «это не только осведомленность человека о способах решения прикладных задач и обладание практическими навыками выполнения работ, но и умение передавать эти знания, транслировать их в научной форме, с учетом терминологии программного продукта, умение работать с этими терминами, модифицируя их в форму, подходящую под конкретный тип пользователя, в зависимости от его базовых навыков (развитости у него компьютерной компетенции)» [16, с. 111].
Термин «компьютерная компетентность» А.Ю. Курин связывает «с интегральным личностным качеством, знаниями о способах получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально детерминированной информации с помощью компьютерных технологий» [14, с. 35].
Под термином «медиакомпетенция» Т.М. Гончарова понимает «интегративное качество личности специалиста, состоящее из умений работы с информацией, включающих в себя поиск, сбор, понимание медийного языка и подтекстов медиасообщений, их оценку, критический анализ, переработку, интерпретацию, а также способность создавать, получать и передавать меди-асообщения с помощью мультимедийных средств и способность верно оценивать и эффективно использовать варианты взаимодействия медиа и общества» [9, с. 45].
Проведя анализ большого количества существующих терминов, А.В. Федоров пришел к утверждению, что «медиакомпетентность личности - совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих использованию, критическому анализу, оценке и передаче медиа-текстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [18, с. 40].
Теперь рассмотрим подходы к определению термина «цифровая компетентность». Проведя обстоятельный анализ различных подходов к определению дефиниции «цифровая компетентность», Ю.Ю. Бочарова, П.С. Ломаско и А.Л. Симонова синтезируют следующее определение данного термина: «Цифровая педагогическая компетентность - это способность и готовность педагогов к выполнению трудовых функций, соответствующих профессиональному стандарту с учетом требований цифровой экономики» [7, с. 10].
О.В. Калимуллина и И.В. Троценко дают следующее определение: «Цифровая компетентность - знания и навыки, необходимые для
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021
использования технологий в процессе создания и формализации новых знаний» [12, с. 65].
Согласно определению, данному И.В. Гай-дамашко, Ю.В. Чепурной, цифровая компетентность - это «способность индивида критично, уверенно, безопасно и эффективно применять и выбирать инфокоммуникационные технологии во всех сферах жизнедеятельности, а также его готовность к такой деятельности» [8, с. 19].
К цифровым компетенциям Н.Д. Берман относит «владение технологиями поиска в Интернете, способность критического восприятия информации и проверки ее на достоверность, умения создавать мультимедийный контент для размещения в сети Интернет, готовность использовать мобильные средства коммуникаций, умения выполнять финансовые операции через Интернет, использовать онлайн-сервисы для получения услуг и товаров» [5, с. 37].
Группа ученых МГУ под руководством Г.У. Солдатовой дали более развернутое определение данного феномена, понимая «. под цифровой компетентностью основанную на непрерывном овладении компетенциями (системой соответствующих знаний, умений, мотивации и ответственности) способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (работа с контентом, коммуникация, потребление, техносфера), а также его готовность к такой деятельности» [20, с. 17].
Таким образом, с нашей точки зрения, главным отличием понятий «ИКТ-компетентность» и «цифровая компетентность» заключается в том, что последний термин имеет более широкое толкование, т.к. подразумевает работу педагога исключительно в цифровом пространстве, в то время как ИКТ-компетентность предполагает только лишь знания, умения и владения в области использования информационных технологий. Исходя из этого можно предположить, что термин ИКТ-компетентность в силу его современного толкования, должен уступить место цифровой компетентности, как наиболее полно отвечающего требованиям сегодняшнего дня.
Проведенный анализ трактовок исследуемых терминов, позволил нам дать собственные формулировки данных дефиниций.
Цифровая компетентность педагога общеобразовательной организации - интегра-тивное профессиональное качество педагога, представляющее собой процессуальную готовность эффективно применять современные
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021
информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения учащихся, внеурочной работы, ведения рабочей документации, повышения уровня цифровой грамотности на основе овладения цифровыми компетенциями, как системой знаний, умений и владений, позволяющих обеспечить высокое качество общего образования.
Под цифровой компетенцией педагога мы понимаем - потенциальные возможности педагога эффективно работать в цифровой образовательной среде, благодаря его знаниям, умениям, владениям и практическому опыту в области рационального использования современных цифровых технологий и инструментов.
Проанализировав все приведенные нами формулировки различных терминов, связанных с цифровизацией сферы образования, мы пришли к заключению, что в основе всех изученных нами компонентов находится цифровая грамотность, которая формирует различные цифровые компетенции, перерастающие в цифровые компетентности. В свою очередь, имеющиеся цифровые компетентности педагога формируют цифровую культуру, являющуюся одним из основных составляющих цифровой среды.
Проведенное И.И. Горловой и А.Л. Зориным исследование показало, что «цифровая культура в информационном обществе проникает во все аспекты человеческой жизни, коренным образом изменяя как сферу экономики, политики, социальную структуру, так и формы коммуникации, межличностного взаимодействия и в целом менталитет большого количества людей» [10, с. 8].
Согласно Федеральному проекту «Цифровая образовательная среда», реализуемому в рамках Национального проекта «Образование», к 2024 году по всей стране должна быть внедрена целевая модель цифровой образовательной среды [2, с. 87]. Официально под цифровой образовательной средой понимается «подсистема социокультурной среды, совокупность специально организованных педагогических условий развития личности, при которой инфраструктурный, содержательно-методический и коммуникационно-организационный компоненты функционируют на основе цифровых технологий [3, с. 39].
Весь полученный терминологический аппарат сведен нами в одну терминологическую иерархическую матрицу, в центре которой цифровая грамотность педагога, а по периферии матрицы находится цифровая, в нашем частном случае, образовательная среда (рис. 2).
Рис. 2. Терминологическая матрица
Выводы. В современных условиях широкой цифровизации сферы образования педагогическим вузам рекомендуется при подготовке кадров учителей учитывать данный терминологический аппарат, основу которого составляет цифровая грамотность педагога, т.к. качество образования находится в прямой зависимости от уровня сфор-мированности цифровых компетенций педагога.
Список литературы:
[1] Указ Президента Российской Федерации от 9.05.2017 № 2032 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/ acts/ files/0001201705100002.pdf (дата обращения: 12.02.2021).
[2] Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/72192486/ (дата обращения: 12.02.2021).
[3] Паспорт Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.edu54.ш/upload/fПes/2016/03/Федераль-ный%20проект%20Цифровая%20образователь-ная%20среда.pdf (дата обращения: 12.02.2021).
[4] Акимов А.М. О подходах к структуре и содержанию информационной компетентности педагога // Инновации в науке: сб. статей по матер. XXXIX межд. науч.-практ. конф. - № 11 (36). -Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.- С. 66-72.
[5] Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 6-2. - С. 35-38.
[6] Берман Н.Д. К вопросу формирования информационной грамотности студентов // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// science-education.ru/ru/article/ view?id=29923 (дата обращения 12.02.2021).
[7] Бочарова Ю.Ю., Ломаско П.С., Симонова А.Л. Модель реализации подготовки учителей-наставников и студентов-интернов в сфере цифровых педагогических компетенций // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2018. № 3 (45). -С. 6-19.
[8] Гайдамашко И.В., Чепурная Ю.В. Цифровая компетентность и онлайн-риски студентов образовательной организации высшего образования // Человеческий капитал. 2015. № 10 (82). -С. 18-21.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021
[9] Гончарова Т.М. Педагогические принципы формирование медиакомпетенции студентов вуза // Вестник ЧГПУ. № 6. 2011. - С. 43-50.
[10] Горлова И.И., Зорин А.Л. Цифровая культура в информационном обществе // Культурное наследие России. 2020. № 2. - С. 3-9.
[11] Казаков А.А. Медиаграмотность в контексте политической культуры: к вопросу об определении понятия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2017. № 4. - С. 78-97.
[12] Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. 2018. Т. 22. № 3. - С. 61-73.
[13] Калуцкий И.В., Панькова Е.С., Спева-кова С.В. Современные информационно-коммуникационные технологии повышения компьютерной грамотности // Известия Юго-Западного государственного университета. 2019. Т. 23. № 1. -С. 130-139.
[14] Курин А.Ю. Компьютерная компетентность как составляющая профессиональной компетентности социального работника // Вестник ТГУ. Вып. 9 (89). 2010. - С. 27-36.
[15] Маслакова М.В. Цифровая культура как фактор формирования и развития электронной информационной образовательной среды вуза // Культура и образование. 2020. № 2 (37). - С. 5-14.
[16] Неупокоева Е.Е. и Чапаев Н.К. Систем-но-деятельностный подход к решению задач развития компьютерной компетенции будущих педагогов профессионального обучения // Образование и наука. 2016. № 3 (132). - С. 106-127.
[17] Табачук Н.П. Информационная, цифровая и SMART-компетенция личности: трансформация взглядов // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2019. 4 (26). - С. 133139.
[18] Федоров А.В. Развитие медиакомпе-тентности и критического мышления студентов педагогического вуза. - М.: Информация для всех, 2007. - 616 с.
[19] Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетди-нов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. -М.: Издательство НАФИ, 2019. - 84 с.
[20] Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Расска-зова, Е.Ю. Зотова. - М.: Фонд Развития Интернет, 2013. - 144 с.
[21] A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator 4.4.2. United
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021
Nations, Unesco Institute for statistics. Montreal, 2018. - 146 р.
[22] Gilster P. Digital Literacy. - N.Y.: Wiley Computer Publishing, 1997. - 276 p.
[23] José L. Rodriguez Iller Digital Literacies, 2004. - [Электронный ресурс]. URL: https://www. researchgate.net/publication/28077139_Digital_ Literacies (дата обращения: 12.02.2021).
Spisok literatury:
[1] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 9.05.2017 № 2032 «O Strategii razvitiya informa-cionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dos-tupa: http://static.kremlin.ru/media/ acts/ files/0001201705100002.pdf (data obrashcheniya: 12.02.2021).
[2] Pasport nacional'nogo proekta «Obra-zovanie» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam (protokol ot 24.12.2018 № 16) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// base.garant.ru/72192486/ (data obrashcheniya: 12.02.2021).
[3] Pasport Federal'nogo proekta «Cifrovaya obrazovatel'naya sreda» (prilozhenie k protokolu zasedaniya proektnogo komiteta po nacional'nomu proektu «Obrazovanie» ot 07.12.2018 g. № 3) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.edu54. ru/upload/files/2016/03/Federal'nyj%20proekt%20 Cifrovaya%20obrazovatel'naya%20sreda.pdf (data obrashcheniya: 12.02.2021).
[4] Akimov A.M. O podhodah k strukture i soder-zhaniyu informacionnoj kompetentnosti pedagoga // Innovacii v nauke: sb. statej po mater. XXXIX mezhd. nauch.-prakt. konf. - № 11 (36). - Novosibirsk: Izd. «SibAK», 2014.- S. 66-72.
[5] Berman N.D. K voprosu o cifrovoj gramot-nosti // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2017. T. 8. № 6-2. - S. 35-38.
[6] Berman N.D. K voprosu formirovaniya infor-macionnoj gramotnosti studentov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020. № 4 [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://science-educa-tion.ru/ru/article/ view?id=29923 (data obrashcheniya 12.02.2021).
[7] Bocharova Yu.Yu., Lomasko P.S., Simonova A.L. Model' realizacii podgotovki uchitelej-nas-tavnikov i studentov-internov v sfere cifrovyh peda-gogicheskih kompetencij // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. 2018. № 3 (45). - S. 6-19.
[8] Gajdamashko I.V., Chepurnaya Yu.V. Cifrovaya kompetentnost' i onlajn-riski studentov obrazovatel'noj organizacii vysshego obrazovaniya // Chelovecheskij kapital. 2015. № 10 (82). - S. 18-21.
[9] Goncharova T.M. Pedagogicheskie principy formirovanie mediakompetencii studentov vuza // Vestnik CHGPU. № 6. 2011. - S. 43-50.
[10] Gorlova I.I., Zorin A.L. Cifrovaya kul'tura v informacionnom obshchestve // Kul'turnoe nasledie Rossii. 2020. № 2. - S. 3-9.
[11] Kazakov A.A. Mediagramotnost' v kontek-ste politicheskoj kul'tury: k voprosu ob opredelenii ponyatiya // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10. Zhurnalis-tika. 2017. № 4. - S. 78-97.
[12] Kalimullina O.V., Trocenko I.V. Sovremen-nye cifrovye obrazovatel'nye instrumenty i cifrovaya kompetentnost': analiz sushchestvuyushchih problem i tendencij // Otkrytoe obrazovanie. 2018. T. 22. № 3. - S. 61-73.
[13] Kaluckij I.V., Pan'kova E.S., Spevakova S.V. Sovremennye informacionno-kommunikacion-nye tekhnologii povysheniya komp'yuternoj gramotnosti // Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarst-vennogo universiteta. 2019. T. 23. № 1. - S. 130139.
[14] Kurin A.Yu. Komp'yuternaya kompetentnost' kak sostavlyayushchaya professional'noj kom-petentnosti social'nogo rabotnika // Vestnik TGU. Vyp. 9 (89). 2010. - S. 27-36.
[15] Maslakova M.V. Cifrovaya kul'tura kak faktor formirovaniya i razvitiya elektronnoj informacion-noj obrazovatel'noj sredy vuza // Kul'tura i obrazovanie. 2020. № 2 (37). - S. 5-14.
[16] Neupokoeva E.E. i Chapaev N.K. Sistem-no-deyatel'nostnyj podhod k resheniyu zadach razvitiya komp'yuternoj kompetencii budushchih peda-
gogov professional'nogo obucheniya // Obrazovanie i nauka. 2016. № 3 (132). - S. 106-127.
[17] Tabachuk N.P. Informacionnaya, cifrovaya i SMART-kompetenciya lichnosti: transformaciya vzg-lyadov // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogical Review. 2019. 4 (26). - S. 133-139.
[18] Fedorov A.V. Razvitie mediakompetent-nosti i kriticheskogo myshleniya studentov pedagog-icheskogo vuza. - M.: Informaciya dlya vsekh, 2007. - 616 c.
[19] Cifrovaya gramotnost' rossijskih peda-gogov. Gotovnost' k ispol'zovaniyu cifrovyh tekh-nologij v uchebnom processe / T.A. Ajmaletdinov, L.R. Bajmuratova, O.A. Zajceva, G.R. Imaeva, L.V. Spiri-donova. Analiticheskij centr NAFI. - M.: Izdatel'stvo NAFI, 2019. - 84 s.
[20] Cifrovaya kompetentnost' podrostkov i roditelej. Rezul'taty vserossijskogo issledovaniya / G.U. Soldatova, T.A. Nestik, E.I. Rasskazova, E.YU. Zotova. - M.: Fond Razvitiya Internet, 2013. -144 s.
[21] A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator 4.4.2. United Nations, Unesco Institute for statistics. Montreal, 2018. - 1 46 r.
[22] Gilster P. Digital Literacy. - N.Y.: Wiley Computer Publishing, 1997. - 276 p.
[23] José L. Rodriguez Iller Digital Literacies, 2004. - [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. researchgate.net/publication/28077139_Digital_Lit-eracies (data obrashcheniya: 12.02.2021).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021