КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЯВЛЕНИЯ
ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
DOI: 10.24412/2310-1679-2020-10201
Мария Владимировна МАСЛАКОВА,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Тюменского государственного института культуры, Тюмень, Россия
e-mail: [email protected]
В статье осуществляется анализ и синтез производной терминологии цифровизации культуры. Рассмотрение понятий «грамотность», «компетентность» и «культура» по принципу матрешки позволило обозначить общее и различное в их трактовке. Формирование и развитие базовых терминов в контексте цифровизации культурно-образовательного пространства подразумевает разные уровни: ИКТ (грамотность, компетентность, культура), медийный (грамотность, компетентность, культура), информационный (грамотность, компетентность, культура), цифровой (грамотность, компетентность, культура), представленные автором в виде терминологической пирамиды. Цифровая трансформация образовательной среды — это не просто смена формата, а изменение всей культуры.
Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда, медийная грамотность, информационная грамотность, ИКТ-грамотность, цифровая грамотность, цифровая компетентность, ИКТ-компетентность, информационная компетентность, медиакомпетентность, ИКТ-культура, информационная культура, медийная культура, цифровая культура, цифровизация.
DIGITAL CULTURE AS A FACTOR OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY ELECTRONIC INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Maria V. Maslakova, Ph.D. (Pedagogical Sciences), associate Professor of the Department of library information activity, Tyumen State Institute of Culture, Tyumen, Russia
e-mail: [email protected]
The article analyzes and synthesizes the derived terminology of the digitization of culture. Consideration of concepts: literacy, competence, and culture, according to the principle of nesting dolls, made it possible to identify common and different in their interpretation. The formation and development of basic terms, in the context of digitalization of the cultural and educational space, implies different levels: ICT (literacy, competence, culture), media (literacy, competence, culture), information (literacy, competence, culture), digital (literacy, competence, culture) presented by the author in the form of a terminological pyramid. The digital transformation of the educational environment is not just a change in format, but a change in the whole culture.
Keywords: electronic information and educational environment, information literacy, information literacy, ICT literacy, digital literacy, digital competence, ICT competence, information competence, media competence, ICT culture, information culture, media culture, digital culture, digitalization
Внедрение и эффективное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования в современных условиях цифровизации представляет собой одно из существенных направлений генерирования потребностей, воззрений, ценностных ори-ентаций, средство суггестивного воздействия на мировоззрение индивида, образовательные технологии (воспитание, развитие и обучение). Цифровизация — это повсеместное внедрение цифровых технологий (интернет вещей, VR, искусственный интеллект, роботизация, 3D-печать, онлайн-сервисы, беспилотные авто, дополненная реальность, цифровая связь) в различные сферы жизни для повышения ее качества, гибкости производства и развития экономики. В современных условиях развития общества цифровые технологии являются одним из важных определяющих факторов эффективности и успешности человека и организации, способствуют появлению новых терминов и подходов к их определению («цифровая экономика», «цифровое образование», «цифровая культура», «цифровая компетентность», «цифровая грамотность», «цифровая среда» и пр.), оказывают влияние на формирование и развитие личности, переформатируя все сферы жизнедеятельности.
Цифровая культура — это этап развития культуры для соответствия его цифровому обществу, характерные признаки заявлены в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», главной целью которой выступает создание экосистемы цифровой экономики в России [8]. Для эффективного функционирования данной экосистемы необходимы люди, обладающие высоким уровнем цифровой культуры, формирование и развитие которой невозможно без базы — цифровой грамотности, трансформирующейся в цифровую компетентность. Среди направлений национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» обозначен федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», вектор которого способствует освоению гражданами цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики.
Значимость государственной информационной политики распространяется на все сферы жизнедеятельности общества, например, в ряде федеральных проектов и программ национального проекта «Образование» говорится о формировании у обучающихся цифровых навыков, а одной из задач обозначено «создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [10]. Хотя в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) используется термин «электронная информационно-образовательная среда» (ЭИОС), можно предположить, что ЭИОС — это лишь переходный/промежуточный этап цифровизации образовательной среды.
Безусловно, стоит сказать и о национальном проекте «Культура», в составе которого запущен федеральный проект «Цифровая культура», нацеленный на организацию комфортной культурной цифровой среды для населения [9]. Т.Ф.Кузнецова полагает, что база цифровой культуры «соответствует общему представлению о культуре как системе ценностей, сплачивающих общество в определенную эпоху и при определенном уровне развития в нем общественных отношений. Очевидно, что трактовки цифровой экономики и цифрового общества определяют специфику цифровой культуры» [4, с. 233]. Безусловно, цифровой технологический прогресс требует иного уровня цифровой культуры от населения, подготовкой которого занимаются учебные заведения.
В современных условиях цифровизации образования, образа жизни всех участников учебного процесса, трансформации сущности и видов грамотности, компетентностей и культуры в целом посредством приоритетности национальных программ, вновь вводимых усовершенствованных стандартов, внедрения инновационных технологий в образовательную деятельность подводят к переосмыслению составообразующих понятий.
Базовым показателем социально-культурного развития людей является грамотность, содержание которой в разные исторические периоды по-разному трактовалось. Для современного этапа развития общества специалистами используется понятие «функциональная грамотность», т. е. совокупность общественно нужных знаний, умений и навыков, используемых людьми. Данный базис представлен в работах С.Г.Вершловского, В.В.Гаврилюка, М.Д.Матюшкиной, Ш.Ф.Фарахутдинова и других ученых. Под компетенцией в рамках данной работы логично понимать способность выпускника «применять знания, умения и личностные качества для успешной работы» [5, с. 114], т. е. умение активизировать опыт и знания. Работы российских педагогов и психологов И.А.Зимней, Ю.В.Косова, В.В.Краев-ского, Г.СТрофимовой, А.В.Хуторского, В.А.Якунина и др. изучают понятие
«компетентность» и описывают и характеризуют природу компетентност-ного подхода в педагогике.
Культура, согласно «Основам государственной культурной политики» (2014), понимается как «совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т. д.)» [13]. Исследованиями культуры занимаются и занимались культурологи М.А.Ариарский, О.Н.Астафьева, С.Н.Иконникова, М.С Каган, Ю.М.Лотман и др.
Итак, для понимания понятий уместно использовать принцип матрешки, согласно которому грамотность выступает базой для термина «компетентность» и по отношению к знаниям и умениям человека является наиболее точным и конкретным и термина «культура», являющимся более многозначным и содержательным (рис. 1). В контексте информатизации и цифровизации данные термины приобретают новый смысл.
Рис. 1. Терминологическая матрица [2, с. 94]
На современном этапе развития общества присутствует неоднозначность в понимании феномена «цифровая культура». Поэтому целями данной работы явилось рассмотрение терминологических производных и смежных понятий, родственных цифровой культуре, и определение возможности формирования и развития цифровой культуры участников образовательного процесса.
Грамотность: информационная, медиа, ИКТ, цифровая
В рамках Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» предложены понятия информационная и медийная грамотность. Осознанный поиск,
оценка, использование и распространение разноформатной информации присуще информационной грамотности [7, с. 189], а для медиаграмот-ности характерно «активное или пассивное восприятие и использование материалов медиа, включая их критическое восприятие и осознанную оценку, используемые ими методы и их влияние. Кроме того, термин обозначает способность читать, анализировать, оценивать и осуществлять коммуникацию с использованием разных форм медиа (например, телевидения, печати, радио, компьютеров и пр.)» [7, с. 191]. Существенными аспектами, характеризующими медийную грамотность, являются оценка, синергичность функционала медиасредств, осмысление, а информационной грамотности свойственны возможность доступа к информации, оценка информации, информационная этика,
Интеграция этих понятий была провозглашена ЮНЕСКО совместно с ИФЛА, согласно данной идее можно говорить о медийно-информацион-ной грамотности как комплексе ЗУНов, опыта и мотиваций, позволяющих реализовать этичную, легальную и креативную доступность, диагностику, аналитико-синтетический мониторинг, интерпретацию, эксплуатацию, генерирование и продвижение информационно-медийного контента с применением современных информационно-коммуникационных технологий.
Грамотность в области ИКТ — это синергичное использование информационных, телекоммуникационных и коммуникативных технологий и методов для доступа, контроля и администрирования информации, где целенаправленное владение и применение функционала программно-технического обеспечения как практико-ориентированного инструментария является результатом обучения.
Т.А.Бороненко, А.В.Кайсина и В.С.Федотова позиционируют цифровую грамотность как «способность человека использовать в собственных целях всё многообразие цифрового инструментария, комфортно и творчески работать в технологических оснащенных средах» [1, с. 167]. Цифровая грамотность включает в себя три аспекта: цифровое потребление, цифровая безопасность и цифровые компетенции.
Компетентность: информационная, медиа, ИКТ, цифровая
Цифровая компетентность, по мнению Г.Солдатовой, Е.Зотовой, М.Ле-бешевой и В.Шляпникова, основана «на непрерывном овладении компетенциями (системой соответствующих знаний, умений, мотивации и ответственности), способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (работа с контентом, коммуникации, потребление, техносфера), а также готовность индивида к такой деятельности» [17, с. 19]. При определении цифровой компетентности как неоднозначного и сопряженного феномена, характеризующего жизнедеятельность человека в современном обществе, стоит инкорпорировать в
нее такие виды компетентности, как информационная, медиакомпетент-ность и ИКТ-компетентность.
Знания, навыки и возможности ИКТ-грамотности человека, направленные на решение повседневных, образовательных и профессионально-ориентированных задач с применением информационных технологий и средств связи, называют ИКТ-компетентностью.
Многие авторы интерпретируют понятие «информационная компетентность» как способность человека использовать многообразие информационных процессов. Так, Т.С.Виноградова рассматривает информационную компетентность как «качество личности, представляющее собой совокупность знаний, умений и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных видов информационной деятельности и использованию новых информационных технологий для решения социально значимых задач, возникающих в реальных ситуациях повседневной жизни человека в обществе» [2, с. 94]. Итак, информационное качество человека, подразумевающее возможность поиска, хранения и использования разнообразной типовидовой информации и не лимитированное способностью эксплуатации персонального компьютера обозначается понятием информационная компетентность.
Близким понятием является медиакомпетентность. Ведущим отечественным специалистом в области медиаобразования является А.В.Фёдоров, детально проанализировавший показатели и термин меди-акомпетентность определяющий как «имеющиеся у индивида умения использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиа-тексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме» [15].
Культура: информационная, медиа, ИКТ, цифровая
ИКТ-культура — это совокупность норм морали и этики, обычаев, религий и права как и в повседневном, реальном бытии норм (и образцов), опосредованного поведения в информационном пространстве; умение пользоваться информационными, компьютерными, телекоммуникационными технологиями (поиск, создание, передача, хранение, обработка, переработка, получение информации). Навыки поиска и действенное использование информации посредством ИКТ являются важными составляющими информационной культуры. Информационная культура личности Н.И.Гендиной, Н.И.Колковой, Г.А.Стародубовой, Ю.В.Уленко определена как «совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и ИКТ» [16, с. 7]. Информационная культура — это структурный компонент общечеловеческой культуры, которая подразуме-
вает потребление любого вида информации начиная с утробного периода и до окончания жизнеспособности человека.
Медийная культура является элементом информационной культуры. Комплекс материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа обозначаются медийной культурой, а формирование избирательного отношения к информации в соответствии с потребностями человека является ее особенностью. Медийная культура развивается в сознательном возрасте человека. По аналогии с медийно-информационной грамотностью можно говорить и о медийно-информационной культуре как феномене современного общества, являющейся, по мнению А.А.Орловой и М.В.Маслаковой, «составляющей общей культуры человека, обладающего информационно-медийными компетенциями: реализации информационных процессов в профессиональной деятельности с применением современных ИКТ (для духовного развития, профессионального роста, увеличения эффективности деятельности); критического отбора/оценки информации из потока воспринимаемой по медиаканалам и межличностного общения контента; понимания ответственности за создание и распространение информации» [12, с. 111] и осмысленного взаимодействия с медийными и информационными технологиями.
Для термина «цифровая культура» исторически невосполнимым является понимание цифровой грамотности, являющейся базой формирования цифровых компетенций. Понятие «цифровая культура» имеет разные толкования, это более широкое и глубокое понятие, инкорпорирующее в себя информационную культуру, медиакультуру и ИКТ- культуру (рис. 2). В научной статье Е.Е.Елькиной цифровая культура определена как «многообразие практик применения информационных технологий в материальной и духовной сферах жизнедеятельности общества» [3, с. 67].
Грамотность
Рис. 2. Терминологическая пирамида
Формирование цифровой культуры подразумевает разные грани использования инструментов киберпространства и ИКТ; критическое познание и прогнозирование влияния цифровизации на индивида и окружающей его действительности; комфортизацию цифровой жизнедеятельности в профессиональной сфере и самореализации личности; взаимодействие с обществом в цифровой среде.
Применительно к возможности формирования и развития цифровой культуры в образовательной среде следует обратить внимание на важные элементы цифровой культуры: гибкость и адаптивность, цифровое и инновационное мышление, открытые коммуникации, коллаборация, решение задач на основе аналитических данных. Эти возможности развития цифровой культуры транслируются некоторыми вузами на основе формирования информационной культуры в рамках реализации общепрофессиональной компетенции во ФГОС ВО «способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности» [14], посредством введения дисциплины «информационная культура специалиста» и/или «информационные технологии». В последние годы теоретические и эмпирические исследования специалистов направлены на изучение требований и последствий применения в образовательной деятельности цифровых технологий, описывающих изменение учебного и внеучебного функционала педагогов, новых правил и норм, предъявляемых к вузам.
Наличие ЭИОС высшего учебного заведения — это требование ФГОС ВО, предъявляемое к вузам и выступающее необходимым условием его эффективности. Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», ЭИОС включает в себя «электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [11].
Цифровизация образовательной сферы в контексте внедрения ЭИОС способствует включению студентов и преподавателей в цифровую среду обучения, средства, методы и технологии которой геймифицируются, вир-туализируются и индивидуализируются, модифицируют образ мыслей, убеждений, ценностей.
Развитие цифровой культуры значится общесоциальной проблемой, т. к. затрагивает не только вопросы использования цифровых технологий и цифровизации экономики в целом, но пролификации духовности в условиях цифровизации, «являющейся основой профессиональной и не
профессиональной составляющей, обеспечивающей качество жизнедеятельности и самореализации личности» [6, с. 115].
На сегодняшний день становится очевидным, что граждане, образовательные организации и общество в целом столкнулись с рядом многоаспектных проблем формирования новой цифровой культуры, решение которых зависит от реализации цифровой политики государства, развития и «оцифровки» экономики, науки и образования, переформатирования ментальности, сохранения культуры, а также перестройки и адаптации повседневной и профессиональной жизни людей, деятельность которых протекает в принципиально новой цифровой среде обитания.
Литература
1. Бороненко Т.А. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 167-193.
2. Виноградова Т.С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации // Человек и образование. 2012. № 2 (31). С. 92-98.
3. Елькина Е.Е. Цифровая культура как область междисциплинарных исследований: методологические подходы и тенденции развития // International Journal of Open Information Technologies. 2018. Т. 6, № 12. С. 67-78.
4. Кузнецова Т.Ф. Цифровая культура // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 4. С. 233-237.
5. Маслакова М.В. Формирование информационно-аналитических компетенций в деятельности бакалавра-библиотекаря // Вестн. Томск. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1 (17). C. 114-117.
6. Маслакова М.В. Формирование общепрофессиональной компетенции выпускника: место и роль информационной культуры в образовательном процессе вуза // Инновации в образовании. 2017. № 4. С. 115-123.
7. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов / UNESCO; К. Уилсон, А. Гриззл, Р. Туазон, К. Акьемпонг, Чи-Ким Чун. Париж, 2012. 196 с.
8. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: http://government.ru/rugovclassifier/614/events/ (дата обращения: 27.03.2020).
9. Национальный проект «Культура». URL: https://www.mkrf.ru/about/national-project/about-project/ (дата обращения: 27.02.2020).
10. Национальный проект «Образование». URL: https://strategy24.ru/rf/education/ projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 27.03.2020).
11. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req = doc&base = LAW&n = 344846&fld = 134&dst = 10 000000 01,0& rnd=0.25646010319565704#019341422648605477 (дата обращения: 27.03.2020).
12. Орлова А.А., Маслакова М.В. «МИКС»: медийно-информационная культура специалиста // Электронное информационное пространство для науки,
образования, культуры: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. (г. Орел, 20 дек. 2018 г.) / науч. ред. и сост. Д.Н. Грибков. Орел: ОГИК 2019. С. 110-115.
13. Основы государственной культурной политики: указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/39208 (дата обращения: 27.03.2020).
14. Портал федеральных государственных образовательных стандартов. URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 27.02.2020).
15. Федоров А.В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям. URL: https://psyfactor.org/lib/fedorov14.htm (дата обращения: 27.03.2020).
16. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н.И.Гендина, Н.И.Колкова, ГА.Стародубова, Ю.В.Уленко. М.: МЦБС, 2006. 512 с.
17. Цифровая грамотность и безопасность в Интернете: метод. пособие для специалистов основного общего образования / Г.Солдатова, ЕЗотова, М.Ле-бешева, В.Шляпников. М.: Google, 2013. 311 с.