DIGITAL LITERACY AS A FACTOR INTHE FORMATION OF READINESS FOR UFE IN A NETWORK SOCIETY Falte/son Vladimir Afexandrovich, teacher of continuing education, School "Gymnasium 44", Kursk
In the modern world, digital literacy is a key component of the socialization of modern man in a network society Computet literacy includes mastering an individual's meta-subject activity and consists of socialization, security in a networked society, information and computer competence, and individual trajectory. All these conditions allow a person to become an active participant in information exchanges.
Keywords: network society; digital literacy; information and computer competence; socialization; readiness.
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ФАКТОР удк 37.013.42
ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ЖИЗНИ ВАК РФ 13.00.01
В СЕТЕВОМ ОБЩЕСТВЕ
В современном мире цифровая грамотность является ключевым компонен & Файтельсон В.А., 2019 том социализации современного человека в сетевом обществе. Компьютерная грамотность включает овладение индивидуумом мегапредметной деятельностью и состоит из социализации, безопасности в сетевом обществе, информационно-компьютерной компетентности и индивидуальной траектории. Все эти условия позволяет человеку стать активным участником информационных обменов.
Ключевые слова: сетевое общество; цифровая грамотность; информационно-компьютерная компетентность; социализация; готовность.
Первым понятие сетевого общества предложил Мануэль Кзстельс. В данном социуме получение информации является многоканальным, во многом зависит от потребностей человека и субъектности его участия в виртуальном пространстве, которое он сам формирует для себя, используя персональные микросети. При этом личность перестаёт быть привязанной к постоянному месту работы и жительства, к какому-либо сообществу с чёткими групповыми границами и характеризуется множественной идентичностью [3,4],
В современных условиях готовность жить в сетевом обществе определяется важнейшей составляющей социализации человека. Если раньше человек жил только в реальном мире, то теперь он живет в виртуальном и реальном. Более того, система социальных отношений, которые происходят сегодня, не ограничивается реальными отношениями, а все больше принимает форму виртуальных отношений через сетевое взаимодействие, сетевое общение и т.д. Это связано с тем, что информационные и компьютерные технологии связаны между собой с помощью локальной сети или Интернета, что превратило традиционное общество в сетевое общество со своей сетевой культурой [7!.
Развитие информационных и коммуникационных сетей и сетевых принципов в настоящее время способствует распространению сетевых структур, их логики и, следовательно, сетевой культуры. Эта культура характеризуется временным непостоянством, асинхрон-ностью, нелинейностью, семантическим и аксиологическим плюрализмом, в то время как преобладает гласность [1,2].
В такой культуре умножается ценность принадлежности к сообществу, то есть отношения с другими личностями. Основным элементом сетевой культуры является не личность, а "послания", составляющие жизнь людей. Человек становится источником сообщений, и для того, чтобы стать частью сетевого общества, он должен быть локализован в потоке информации и выстраивать релевантные коммуникативно-активные формы общения [5]. В сетевой культуре частные аспекты жизни теряют свою ценность, то есть даже самые личные становятся видимыми.
ФАЙТЕЛЬСОН Владимир Александрович, педагог дополнительного образования, МВОУ СО/Л "Гимназия 44", Курск
ш S
О ш
<
С1 ш
*
164
С цифровизацией всех сфер деятельности человека возникают такие социокультурные новые понятия, как "компьютерная грамот-ность" и "цифровая грамотность".
Хесус Лау ссылается на автора термина "компьютерная грамотность" Пола Зурковски и отмечает данное определение, как способность человека осознавать потребность в информации, уметь ее эффективно искать, оценивать и использовать с соблюдением норм этики [10].
Родоначальником термина "цифровая грамотность" является Пол Гилстер [43], который утверждает, что это определение вбирает в себя:
1. Медиа грамотность (восприятие информации, выраженной в сети Интернет и медиа-источниках),
2. Умение критического восприятия информации (понимание, интерпретация, оценка}.
3. Сетевая концепция (обмен информацией с другими пользователями, также задейству-ются внешние ресурсы).
4. Возможности креативных действий (создание собственной информации в разных формах).
В отличие от Пола Гилстера, исследователь Генри Дженкинс [19] считает, что цифровая грамотность должна быть с уклоном на понимание "технической части", т.е. взаимодействие с человеком и особенностями устройства цифровой техники, а также владением знаниями о структуре сетевых сообществ и социальных медиа.
Концепции Пола Гилстера и Генри Джен-кинса представляют "цифровую грамотность" как систему знаний, умений и навыков взаимодействия человека с визуальным контентом, с постоянно обновляющимися технологиями. Это способствует комфортному нахождению человека в сетевом обществе [19].
Исследователь Даг Белшоу рассматривает цифровую грамотность как необходимое качество взаимодействия в рамках цифровой среды [18].
По определению Д. белшоу, цифровая грамотность состоит из нескольких аспектов.
Культурный. В Интернете существуют различные цифровые пространства, которые отличаются по религиозным, культурным и этническим признакам. Грамотный пользователь умеет понимать, чувствовать и уважать эти различия.
Когнитивный. В сетевом обществе пользователи находятся со своими индивидуальными особенностями. 8 этом аспекте быть гра-
мотным означает быть лояльным к чужому поведению в сети, корректно относиться к недостаточно подкованным в общении с компьютером пользователям.
Конструктивный. Возможность находить сообщества по интересам и создавать в сети свой круг общения.
Креативный. Умение создавать сетевые объекты (группы, сообщества, форумы) и мо-нетезировзть их.
Коммуникативный, С помощью сети создавать удобные удаленные формы взаимодействий с другими пользователями и другими элементами сетевого общества.
Гражданский. Умение человека с помощью цифровых технологий социально взаимодействовать с другими людьми. Это способствует лучшей организации для решения задач любой сложности.
Режим рефлексии. Осознание личностью обновляющихся технологий и желание с их помощью раздвигать границы понимания и личных интересов. Всегда имеет смысл быть любопытным.
Режим уверенного пользователя. Человек понимает, что виртуальная среда постепенно срастается с реальностью, но они все ещё далеки от полного взаимного "отзеркаливания" нормативов, традиций существования. Появляется дополнительная ответственность за свои действия и в реальном, и в цифровом мирах.
Согласно Дагу Белшоу, цифровая грамотность может быть сформирована только на постоянном самообразовании и наращивании опыта работы с ПК. Без этого владение какими-либо информационно-компьютерными компетентностями будет постоянно устаревать.
Отечественные ученые тоже исследовали данную проблематику (Ю, С Зубов, И. М, Андреева). К примеру, Ю. С. Зубов исследовал влияние информации на процессы социализации и интеграции, на социокультурную роль, а также отмечал значимость компетентностного подхода в работе с информационными потоками. То есть, автор подчеркивал особенность человека как объекта и субъекта информационного развития, способного вырабатывать новые формы социального поведения [7].
По нашему мнению, эти понятия синонимичны и представляются как осознанная потребность в социализации или адаптации к сетевому обществу с помощью информационно-компьютерных технологий, путем активного создания вокруг себя безопасного сетевого
коммуникационно-медийного пространства согласно своим индивидуальным особенностям, мировоззренческим ценностям и личностным установкам".
Учитывая это, была апробирована модель цифровой грамотности, основанная на четырех компонентах, расширяющих понятия "компьютерной грамотности". Следует подробнее обозначить содержательные аспекты используемой модели. Модель цифровой грамотности состоит из отдельных ветвей: индивидуальная траектория обучения, безопасность, ИКТ-компетентность и социализация. При этом, каждый раздел включает в себя несколько частей.
Становление и развитие человека как самостоятельной части социума сводится к обучению, которое должно быть самостоятельным, адаптивным и непрерывным в течение всей егожизни. Также учитываются различные особенности обучения (социальные, психологические, возрастные и т.д.). Компонент индивидуальной траектории обучения позволяет самостоятельно овладевать новыми технологиями, учитывать возрастной аспект, физические и психологические особенности обучающегося, а также разделять его знания по уровням пользования ИКТ,
Чтобы оценить формирование компонента цифровой грамотности, рассмотрим исследования Е.А. Ковалева [8]. !У!ожно выделить следующие фундаментальные уровни использования компьютерных технологий:
- уровень начинающего пользователя (характеризующийся навыками выполнения определенных отдельных операций с использованием программного и аппаратного обеспечения и универсального прикладного программного обеспечения, но этого недостаточно для самостоятельного решения прикладных задач);
- уровень опытного пользователя (характеризуется способностью самостоятельно справляться с типичными задачами, аналогичными ранее решенным задачам, в основном на репродуктивном уровне);
- уровень квалифицированного пользователя (способность учащегося решать как стандартные, так и новые нестандартные задачи, видеть новые точки применения универсальных информационных и компьютерных технологий на продуктивном уровне деятельности).
Надо отметить, что еще одним компонентом компьютерной грамотности является безопасность в цифровой среде. Кибербезопас-ность создает условия для информационной
защиты человека и его личных данных от разнообразных угроз. Для этого пользователю нужно освоить ряд навыков:
1. Использование технологий обеспечения целостности, конфиденциальности, аутентификации и доступности передаваемой информации и процессов ее обработки.
2. Преимущественное использование лицензионного программного обеспечения и оборудования,
3. Применение технологий защиты информации (использование различных паролей, защита данных, лицензионное ПО).
Таким образом, у человека вместо традиционно свойственной иллюзии безопасности Интернета и анонимности, появится осознание ответственности о взаимодействии с информационным пространством за свою цифровую самозащиту и за свои действия.
При замкнутом и ограниченном социуме,» сетевое пространство трансформируется в место для выплеска проявлений сетевой агрессии и негативной консолидации маргинальных групп, отражающее архаичные устои.
Безопасность в сетевой среде рассматривается как ряд подходов, затрагивающих антропологические и "жизненные" аспекты компьютерной грамотности: вопросы Интер-нет-аддикции и других видов зависимости, ки-бер-буллинга, всевозможные формы кибермо-шенничества, воровства персональных данных, понимание последствий ряда информационно-коммуникационных операций, например, публикации в Интернете фотографий и видеоматериалов, проблемы пиратства, нарушения законодательства об интеллектуальной собственности.
Для сохранения безопасности в цифровой среде современный человек должен обладать рядом умений и навыков, способствующих противостоять различным угрозам, анализировать и принимать решения, позволяющие минимизировать отрицательные воздействия цифрового общества. Такие знания и умения, как толерантное поведение, уважение к свободе и мнению других, умение выявлять фей-ковые новости и манипуляции являются основным критерием социальной безопасности в сетевом обществе.
Таким образом, компонент безопасность является набором технического и социально-психологического характера: защита своих персональных данных, обеспечение конфиденциальности данных, защита от компьютерных вирусов, отношение к пиратскому медийному контенту и программному обеспечению,
СП
о си
-О О-
ш о; ь-X
о
си т.
со х
Ё
165
S
LU S
О LU
< et
LU
#
166
уровень культуры общения в социальных сетях, соблюдение этических и правовых норм при размещении цифрового контента в сети.
При изучении теоретических понятий, касающихся вопросов процесса формирования готовности к жизни в условиях сетевого общества предполагается, с одной стороны, развитие информационно-компьютерной компетентности, с другой стороны, обеспечение социально-педагогического процесса.
Информационно-компьютерная компетентность (ИКК) начала формироваться у людей ещё на заре компьютерных технологий. Однако ИКК формировалось как фактор профессиональной компетентности у студентов физи-ко математических и технических факультетов в вузах.
Ключевой особенностью современного информационного общества является системное применение информационно-комму-никационных технологий в различных видах деятельности, создание единого информационного пространства, которое обеспечивает доступ к информации и формирует условия для производства и самореализации. Это позволяет обратиться к разработке и теоретическому обоснованию особенностей процесса формирования информационно-компьютерной компетентности у обучающихся.
Изучение проблемы формирования информационно-компьютерной компетентности у обучающихся и их подготовки к использованию компьютерной техники анализируются в работах Э.М. Берлинера, И.Б. Глазыриной [б], М. П. Лапчика [9], С.8. Чарыковой [16] и др. Они считают, что информационно-компьютерная компетентность-это способность обучающихся использовать информационные и компьютерные технологии для доступа, поиска, структурирования, анализа информации, а также для синтезирования и передачи новых знаний. Это способствует успешности жизни и труда в условиях современного общества.
В нашем исследовании, ИКТ-компетент-ность - это способность обучающихся использовать информационные и компьютерные технологии для доступа, поиска, организации, обработки, оценки информации, для синтезирования и передачи новых знаний, совершенствования собственных умений и навыков работы с техническими средствами и программным обеспечением для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях современного прогрессирующего сетевого общества.
Можно отнести, по данным литературы (И.В, Морозова [12], Ю.А. Лервин [13], В. Фриндте
[15], С. В. Юное [17] и др.), к информационно-компьютерной компетентности следующие понятия: обращение с ИКТ-устройствами; фиксация, запись изображений и звуков, их обработка; созд а ние письменн ых текстов; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых объектов; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск, организация, хранения, анализ и математическая обработка информации; моделирование и проектирование.
Можно обозначить перечень ряда навыков и умений, входящих в понятие информационно-компьютерной компетентности:
а) определение информации (умение интерпретировать и детализировать вопрос, нахождение в тексте информации, определение терминов и понятий);
б) доступ к информации (соответствие результатов поиска, формирование стратегии поиска, качество синтаксиса);
в) управление информацией (создание структурированной информации; использование классификации информации);
г) интегрирование информации (умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников; умение грамотно излагать обобщенную информацию);
д} оценивание информации (отбор информационного материала в соответствии с потребностью);
е) создание информации (умение сделать вывод на основании имеющейся информации для решения конкретной задачи, умение обосновать свои выводы; умение структурировать созданную информацию с целью повышения конкретики);
ж) передача информации (умение адаптировать информацию для конкретной аудитории, а также грамотно цитировать источники, знать все требования, относящиехся к стилю конкретного общения).
Обучение детей в решении социальных проблем с применением ИКТ отражает принципиально новую идею интеграции двух современных тенденций в развитии образования - ориентации на организованное воздействие на социализациюобучающихся и компьютеризацию учебно-воспитательного процесса.
Согласно О.Г. Левиной и М.И. Рожкову, социализация - это процесс и результат интеграции индивида в общество, усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей (адаптации) и, одновременно, его самореализации в данном социальном контексте (автоматизация). Социальная адаптация предпо-
лагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная ав-тономизация к реализации совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее адекватная самооценка [11].
Социализация, как известно, может проходить как в условиях образования и воспитания, так и в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов. Процесс социализации можно представить как последовательность разрешения возникающих перед личностью жизненных (социальных) проблем и присвоения опыта достижения определенных целей (Левина О.Г. (97|).
В данной статье социализация рассматривается как процесс и результат вхождения индивида в сетевое общество, т.е. адаптация самосознания личности, происходящая в результате использования современных ИКТ в контексте жизнедеятельности в виртуальном и в реальном мирах. Как правило, это происходит помимо реального мира, еще и в виртуальной социализирующей среде, вследствие использования коммуникационных ресурсов с виртуальными агентами, встречающимися человеку в сетевых средах. При этом, в процессе "сетевой социализации" у человека возникает целый ряд новых интересов, ценностей, мотивов и потребностей, а также новых форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с цифровым жизненным пространством человека. Тем более, по мнению O.E. Плешкова, Интернет является новой социальной средой, где индивид может пройти путь социализации и ресоциализации - изменить свою систему внутренних ценностей [14].
Вследствие вышесказанного, введение понятия "сетевой социализации" требует некоторой конкретизации. Прежде всего, речь может идти о "психологическом измерении", содержащем в себе требования к психофизиологическому состоянию сетевого общества. Это и психологическая устойчивость пользователя Интернета, и открытость, и готовность к общению, и свобода от "Интернет-зависимости", и разумный баланс между "он-лайном" и внесетевыми практиками.
Таким образом, в сетевом обществе социа-лизация личности происходит в цифровом пространстве (социальные сети, форумы, чаты и т.д.) и в реальной жизни. При этом, реализации принципа социальной пробы заключает-
ся в социальной активности ребенка в сетевом обществе. Обучающийся приобретает опыт с работой над информацией о социальных объектах и явлениях, познает и усваивает опыт своего социального взаимодействия с внешним миром с помощью современных технологий.
Литература:
1. Абрамов Ю. Ф. Информационная деятельность и мировоззрение / К). Ф. Абрамов, Н. П. Ващекин / /Иркутск, 1990. -291 с.
2. Алюшина, Ю. И. Наше видение модели специа листа /Ю.И. Алюшина, Н.А.Дмитриевская, Л.ё. £фи-мова // Научное обеспечение открытого образования. - М. : М1УЭСИ, 2000. - 174 С.
3. Ананьев 6. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев// СПб. : Питер, 2001. - 282 с.
4. Андреев А, А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. - М, : МЭСИ, 1999,- 196 с.
5. Андреев А.А.Электронные учебные средства и, оценка качества сетевого обучения. [Электродный ресурс]./А. А. Андреев, К.Ю. Луги нов, В,И. Солдаткин // Материалы X Всероссийской научно-методической конференции Телематика, 2003.
Режим доступа: fittp://t m ,1 f m о. ru/tm Ï0ÇBM Ь/ doc/getthes,php?id=34 (Дата обращения 23 мая 2008 г.).
6. Берлинер Э. M. Microsoft Windows 7. Руководство пользователя / Э.М. Берлинер, И. Б, Глазыри-на, Б. Э. Гяазырин //Москва; Санкт-Петербург: Русская редакция, 2010. - 395 е.: ил., 23 см. -приложение: С 383-395.
7. Зубов Ю. С. Информатизация и информационная культура / Сборник статей "Проблемы информационной культуры" под ред. Ю. С. Зубова, И. М. Андреевой // М. : Изд-во Моск. гос. ун-та культу ры, 1994,- С 5--П.
8. Ковалева Е.А. Педагогические условия формирования базовой информационно-компьютерной готовности студентов вузов / Е.А. Ковалева / / дис, ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2001 .-182с.
9. Лапчик М,П. ИКТ-компетентность педагоги чес ких кадров : монография / М.П. Лапчик. - Омск : Изд-во Ом ГПУ, 2007. - 143 с.
10. Лау X. Информационная грамотность: между народные перспективы. Пер. с англ. [Электрон ный pecypcj / X. Лау // М.: МЦБС, 2010. 240 с, (Ж: http:/Midocs.exdat.com/docs/index 49757.html (дата обращения 10.07.2018
11. Левина О. Г. Подготовка учащихся к разрешению социальных проблем с помощью компьютерных средств:дис,... канд. пед.наук/О.Г. Левина.-Ярославль, 1998. -С 198.
12. Морозова, И. В. Конструирование электрон ных образовательных ресурсов в обучении информатике как средство раз вития универсальных учебных действий будущих учителей: автореф.
дис____канд. пед. наук / И. В. Морозова//Ярослав
ский государственный университет им. имени К. Д, Ушинского. Ярославль, 2014. - С. 23.
13. Первин Ю. А, Курс "Основы информатики" для начальной школы / Ю.А. Персии // Информатика и образование. - 2002.- № 12.- С.7-12.
Ф
Г-Л
О CXJ
M Q-Ш о; h-X
О
си m,
со г
s
167
14. П лещ ков Е.О. Влияние всемирной компьютерной сети на процесс социализации современной молодежи / Плешков Е.О. // Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования: материалы Междунар. науч. практ. конф. (под общ. ред. В.Н. Скворцова). - Тамбов, 201 А. - С. 105-109,
15. Фриндте В. Публичное конструирование Я & опосредованном компьютером общении / В. Фриндте,Т. Кслср// Гуманитарные исследования Интернета. - М„ 2000. - С 40-54.
16. Чарыкова С.В. Формирование ключевых ком петенций у учащихся старшей школы в условиях проектного обучения информатике и ИКТ : авто-реф.дис.... канд, пед. наук/С.В. Чарыкова//Челя-
бинский государственный педагогический университет. - Челябинск, 2012, -С. 27.
17. Юнов С. В. Создание и реализация методической системы формирования ИКТ компетенций в непрофильном вузе на основе ролевого информационного моделирования : дис. ... д-ра пед. наук/СВ. Юнов. - Краснодар, 2011. - 351 с.
18. Belshaw D. The Essential Elements of Digital Literacies. [Электронный ресурс] / Doug Belshaw / / 2011. - URL https://gumroad.eom/l/digilit. (дата обращения 10.07.2018)
19. Jenkins N.. Participatory Culiure. [Электронный ресурс] / Henry Jenkins // URL: hftps://prezi.com/ o_v1 l^iyqsj/henry-jenkinsand-participatory-cultute. (дата обращения 10.07.2018).