УДК 37
М. И. Рожков, В. А. Файтельсон
Формирование готовности к жизни в условиях сетевого общества как компонент социализации ребенка
В современных условиях готовность к жизни в условиях сетевого общества является важнейшим компонентом социализации современного человека. Сетевое общество требует от каждого человека овладения универсальной деятельностью, которая, по сути, является метапредметной, и позволяет ему стать активным участником информационных обменов. Структура такого состояния включает комплекс личностных характеристик, основными из которых являются: мотивационные, компетентностные, эмоциональные, волевые.
Ключевые слова: сетевое общество, информационно-компьютерная компетентность, электронные ресурсы.
M. I. Rozhkov, V. A. Faitelson
Formation of Readiness for Life in the Network Society as a Component of the Child's Socialization
In modern conditions readiness for life in the network society is an essential component of socialization of modern man. Networked Society requires each person to master a universal activity, which is essentially a meta-subject, and allows him to become an active participant in information exchanges. The structure of this state includes a set of personal characteristics, the main ones are: motivation, competence, emotional, volitional.
Keywords: network society, information and computer competence, electronic resources.
Понятие сетевого общества ввел Мануэль Ка-стельс. В сетевом обществе получение информации многоканально и во многом зависит от потребностей человека и субъектности его участия в виртуальном пространстве, которое он сам формирует для себя, используя персональные микросети. Личность перестает быть привязанной к постоянному месту работы и жительства, к какому-либо сообществу с четкими групповыми границами и характеризуется множественной идентичностью [6, 7].
В современных условиях готовность к жизни в условиях сетевого общества определяется важнейшим компонентом социализации современного человека. Если раньше человек «обитал» только в реальном мире, то теперь - еще и в виртуальном и реальном. Причем система современных социальных отношений не ограничивается реальными взаимосвязями, а все больше приобретает форму виртуальной - через сетевое взаимодействие, сетевое общение и т. д. Это вызвано тем, что информационно-компьютерные технологии соединенные локальной сетью или интернетом, трансформировали традиционное общество в сетевое со своей сетевой культурой [7].
Развитие информационно-коммуникационных сетей и сетевых принципов способствуют в настоящее время распространению сетевых структур, ее логики и, следовательно, сетевой культуры. Эта культура отличается темпоральным непостоянством, асинхронностью, нелинейностью, смысловым и аксиологическим плюрализмом, при этом присутствует доминирование публичности [1, 5].
В такой культуре умножается значение принадлежности к какому-нибудь сообществу, то есть взаимосвязь с остальными личностями. Основной элемент сетевой культуры - не индивидуум, а «сообщения», из которых складывается жизнь людей. Человек становится источником сообщений и, чтобы быть частью сетевого общества, он должен локализоваться в потоке информации и выстраивать многосложные коммуника-тивно-деятельностные формы общения [8]. В сетевой культуре приватные аспекты жизни теряют свою ценность, то есть даже самые личные становятся наглядными.
Для комфортной жизни в развивающемся сетевом обществе человеку необходимо освоить определенные навыки: восприятие виртуального мира как реального, мотивационная готовность к
© Рожков М. И., Файтельсон В. А., 2017
саморазвитию информационно -компьютерных компетентностей [9].
Сетевое общество требует от каждого человека овладения универсальной деятельностью, которая, по сути, является метапредметной и позволяет ему стать активным участником информационных обменов. Поэтому готовность к жизни в условиях сетевого общества мы можем рассматривать как психическое состояние, характеризующее привлечение возможных способностей человека на активное участие в информационных процессах, характерных для сетевого общества.
Структура такого состояния включает комплекс индивидуальных характеристиктаких как
— мотивационные - необходимость результативно участвовать в информационных обменах на основе сетевого взаимодействия;
— компетентностные - сформированность информационно-компьютерных компетенций;
— эмоциональные - чувство уверенности в успехе коммуникаций, психологический подъем;
— волевые - самоконтроль, мобилизационная сосредоточенность на задаче осуществления коммуникативных действий в виртуальной среде.
Это определяет характер существенных изменений не только в социальном становлении человека, но в задачах педагогического сопровождения этого становления. Сетевое общество предполагает возрастающее значение индивидуализации образовательных процессов, поэтому возникает новый комплекс педагогических задач, учитывающих особенности формирования готовности детей к жизни в условиях сетевого общества.
Мы считаем, что процесс формирования готовности к жизни в условиях сетевого общества предполагает, с одной стороны, развитие информационно-компьютерной компетентности, а с другой - обеспечение социально-
педагогического процесса.
Исследования большинства авторов [2, 11, 12] подтверждают, что во время изучения предмета «Информатика и ИКТ» происходит формирование базисных компетенций (коммуникативной и информационной), но необходимо отметить, что при выполнении задач любого типа учащиеся средней школы попадают в необходимые условия:
— ситуация поиска информации (предполагается работа с поисковыми системами, базами данных, свободными мультимедийными энциклопедиями);
— ситуация обработки информации (рассмотрение поисковых задач, нахождение нужных источников информации, проверка валидности полученной информации, синтез форматов, написание резюме/дайджеста);
— ситуация демонстрации информации (работа с текстовыми и графическими редакторами, публикация полученных данных в интернете, задания на создание мультимедийной презентации (поиск и организация структуры образовательного материала, анализ отобранной информации при использование ресурсов интернета, работа с мультимедийными процессорами), составление графиков);
— ситуация передачи информации (к этой компетенции относится презентация авторских работ, применение разных информационных носителей и компьютерных телекоммуникаций, то есть большинство информационных компетенций.
Использование информационно-
компьютерных технологий базируются на компетенциях, которые формируются еще в начальной школе. На основании этого строится программа изучения дисциплины «Информатика» в последующих классах. Информационно -компьютерная компетентность (ИКК)- это способность обучающихся использовать информационные и компьютерные технологии для обеспечения доступа, поиска, структурирования, анализа информации, а также для синтезирования и передачи новых знаний, для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях развивающегося современного сетевого общества.
Информационно-компьютерная компетентность предполагает наличие комплекса знаний и умений, которые позволяют человеку быть субъектом виртуального пространства и осуществлять следующие действия в этом пространстве [3, 11, 12]:
— обращение с ИКТ-устройствами;
— запись, обработка и фиксация изображений и звуков;
— создание письменных текстов;
— создание мультимедийных объектов;
— коммуникация и социальное взаимодействие;
— поиск, организация, хранение, анализ и математическая обработка информации;
— моделирование, проектирование, управление.
В педагогическом эксперименте принимали участие 152 школьника. Все участники экспери-
мента были разбиты на две группы: контрольную и экспериментальную. В первую и во вторую группы за 10 класс входило 35 и 36 обучающихся соответственно, а за 11 класс было 45 и 46 человек соответственно. Для определения готовности к жизни в сетевом обществе в качестве главного критерия рассматривалась информационно-компьютерная компетентность. Учитывались также показатели мотивационной и волевой готовности.
Первичное тестирование выявило у старшеклассников коэффициенты сформированности ИКК: K - коэффициент усвоения учебных элементов, L - коэффициент усвоения элементов знаний. L рассчитывался по формуле, предложенной В. И. Загвязинским [4]:
И * N , где Qi~ количество выделенных элементов знаний, умений, навыков i-м учащимся (количество правильных ответов); n -количество учащихся; N - количество учебных элементов.
На формирующем этапе данной исследовательской работы обучение в контрольных группах выполнялось в традиционном стиле, а в экспериментальной группе обучение проходило с помощью программы CMS Google Moodle.
Статистический анализ итогов исследования осуществлялся в программе Microsoft Excel. Оценка статистических значений различий при групповых сравнениях осуществлялась с помощью двустороннего t-критерия Стьюдента. Различия считали статистически значимыми при значениях p<0,05.
Для контроля указанных вышеизложенных коэффициентов были составлены тесты, в которых содержалось от трех до пяти заданий на каждый блок ИКК-компетенций. При этом тестовые задания разработаны по типу ЕГЭ. К каждому тесту предлагался бланк ответов, показывающий отношение каждого вопроса к одному из блоков основных компетенций.
Полученные результаты наглядно демонстрируют, что в группе школьников, где использовалась классическая методика преподавания, было выявлено относительно небольшое (от 5 до 10 %) увеличение указанных выше коэффициентов сформированности компетенций, а усвоения учебных элементов - от 0,2 до 0,3. Параллельно в экспериментальной группе с использованием нашей методики отмечается увеличение аналогичного значения сформированности ИКК (от 10
до 15 %) и усвоения учебных элементов (от 0,3 до 0,5). Полученные показатели достоверно отличались друг от друга во всех исследуемых группах (р<0,05).
Таким образом, полученные значения позволяют констатировать, что формирование ИКТ на основе разработанного метода позитивно влияет на все уровни сформированности готовности к жизни в условиях сетевого общества.
Классифицировать программные продукты и электронные педагогические средства по формированию у обучающихся компьютерной готовности можно по методическому значению [9, 10]:
1. Обучающие программы и тренажеры формируют умения и навыки учебной и практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения, закрепляют пройденный материал, улучшают формирование компетенций на практике.
2. Информационно-поисковые, справочные и электронные энциклопедии развивают умения и навыки по систематизации, отбору, синтезу и поиску информации;
3. Демонстрационные средства визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их наглядного исследования и изучения.
4. Имитационно-моделирующие средства представляют обусловленные аспекты реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик, позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования.
5. Лабораторные средства позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании.
6. Расчетные средства автоматизируют различные расчеты и другие вычислительные операции.
7. Учебно-игровые средства предназначены для создания ситуаций, в которых деятельность и формирование компетенций обучаемых реализуется в игровой форме.
Внедряя различные виды информационно-компьютерных технологий, педагогу нужно уделять время на подготовку школьников к использованию этих средств.
Очень важно формирование мотивационного и волевого компонентов готовности к жизни в условиях сетевого общества.
Сначала кажется, что никакой проблемы здесь нет, учитывая, что информационные технологии сегодня являются общепризнанными средствами коммуникации. Однако не раз было замечено
обратное - часть школьников отрицательно относится к этим средствам.
Педагогам часто приходится находить новые способы, позволяющие заинтересовать обучающихся и сделать для них использование информационно-компьютерных технологий органичным и необходимым, то есть актуализировать применение данных методов в информационных обменах.
Особое значение имеет социально-педагогическое сопровождение процесса формирования готовности к жизни в условиях сетевого общества, которое включает следующий комплекс задач:
— индивидуальная проблематизация личности по отношению к сетевому взаимодействию;
— индивидуальное самоопределение личности в виртуальном мире и поискличностно приемлемых вариантов участия в коммуникативных обменах;
— включение в информационные обмены с помощью педагога:
• осознание цели информационного обмена
и сопоставление личностных целей;
• приобретение опыта информационно-
компьютерной деятельности;
• осознание эмоциональной привлекательности виртуального мира;
— рефлексия личностью информационных обменов и собственного участия в них с последующей коррекцией процесса в выбранном направлении;
— достижение собственного состояния включенности личности в сетевое взаимодействие.
Таким образом, готовность к жизни в условиях сетевого общества является важнейшим компонентом социализации школьника. Такая готовность обеспечивается формированием информационно-компьютерной компетентности и социально-педагогическим сопровождением этого процесса. При этом важную роль имеет использование электронных образовательных ресурсов.
Библиографический список
1. Бизюкова, М. С. Киберсоциализация - процесс развития личности в условиях информационного общества [Текст] / М. С. Бизюкова // Культурологический журнал. - 2013. - № 2(12). - Режим доступа : Ьйр://ег-] ournal.ru/rus/] оигпа1 з/217.Ь1т1&) _1ё=15
2. Горохова, Ю. А. Формирование базовой информационно-компьютерной готовности студентов экономических специальносте при обучении информатике [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 /
Ярославский государственный университет им. К. Д. Ушинского. - Ярославль, 2012. - С. 23.
3. Емельянова, В. В. Формирование информационных компетенций на уроках информатики [Электронный ресурс] / В. В. Емельянова. - Режим доступа : Но. edu.ru/2010/Tomsk/IV/IV-0-7.htm1. -03.09.2010.
4. Загвязинский, В. И, Поташник, М. М. Как учителю подготовить и провести эксперимент [Текст] : методическое пособие / В. И. Загвязинский, М. М. Поташник. - М. : Педагогическое общество России, 2006. - 144 с.
5. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Захарова. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
6. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастельс ; пер. с англ. ; под науч. ред. О. И. Шкаратана. - М. : Высш. шк. экономики, 2000. - 606 с.
7. Лысак, И. В., Косенчук, Л. Ф. Современное общество как общество сетевых структур [Текст] / И. В. Лысак, Л. Ф. Косенчук // Информационное общество. - 2015. - № 2-3. - С. 45-51.
8. Назарчук, А. В. Сетевое общество и его философское осмысление [Текст] / А. В. Назарчук // Вопросы философии. - 2008. - № 7. - С. 61-75.
9. Образцов, П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения [Текст] / П. И. Образцов // Орловский государственный технический университет. - Орел, 2000. - 145 с.
10. Психология [Текст] : учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. ; под общ. ред. В. Н. Дружинина. -СПб. : Питер, 2009. - 656 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
11. Файтельсон, В. А., Ходусов, А. Н., Файтель-сон, А. В., Раджкумар, Д. С. Р. Формирование информационно-компьютерных компетенций на основе конструирования электронных образовательных ресурсов у начинающих пользователей компьютерной техникой [Электронный ресурс] / В. А. Файтельсон, А. Н. Ходусов, А. В. Файтельсон, Д. С. Р. Раджкумар // Международный научно-исследовательский журнал. -Екатеринбург, 2015. - Режим доступа: http://research-iourna1.org/pedagogy/formirovanie-informacionno-kompyuternyx-kompetencii-na-osnove-konstruirovaniya-e1ektronnyx- obrazovate1nyx-resursov-u-nachinayushhix-po1zovate1ej-kompyuternoj-texnikoj/ (дата обращения 01.12.16).
12. Чарыкова, С. В. Формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы в условиях проектного обучения информатике и ИКТ [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / С. В. Чарыкова // Челябинский государственный педагогический университет. - Челябинск, 2012. - С. 27.
Bibliograficheskij spisok
1. Bizjukova, M. S. Kibersocializacija - process razvitija lichnosti v uslovijah informacionnogo obshhestva [Tekst] / M. S. Bizjukova // Kul'turologicheskij zhurnal. - 2013. - № 2(12). - Rezhim dostupa : http://cr-j ournal.ru/rus/j ournals/217. html&j _id= 15
2. Gorohova, Ju. A. Formirovanie bazovoj informacionno-komp'juternoj gotovnosti studentov jekonomicheskih special'noste pri obuchenii informatike [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.02 / Jaroslavskij gosudarstvennyj universitet im. K. D. Ushinskogo. - Jaroslavl', 2012. - S. 23.
3. Emel'janova, V. V. Formirovanie informacionnyh kompetencij na urokah informatiki [Jelektronnyj resurs] / V V. Emel'janova. - Rezhim dostupa : ito. edu.ru/2010/Tomsk/IV/IV-0-7.html. - 03. 09. 2010.
4. Zagvjazinskij, V I, Potashnik, M. M. Kak uchitelju podgotovit' i provesti jeksperiment [Tekst] : metodicheskoe posobie / V I. Zagvjazinskij, M. M. Potashnik. - M. : Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2006. - 144 s.
5. Zaharova, I. G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii [Tekst] : uchebnoe posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / I. G. Zaharova. - M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2003. - 192 s.
6. Kastel's, M. Informacionnaj a jepoha: jekonomika, obshhestvo i kul'tura [Tekst] / M. Kastel's ; per. s angl. ; pod nauch. red. O. I. Shkaratana. - M. : Vyssh. shk. jekonomiki, 2000. - 606 s.
7. Lysak, I. V., Kosenchuk, L. F. Sovremennoe ob-shhestvo kak obshhestvo setevyh struktur [Tekst] /
I. V Lysak, L. F. Kosenchuk // Informacionnoe obshhestvo. - 2015. - № 2-3. - S. 45-51.
8. Nazarchuk, A. V. Setevoe obshhestvo i ego filosof-skoe osmyslenie [Tekst] / A. V. Nazarchuk // Voprosy filosofii. - 2008. - № 7. - S. 61-75.
9. Obrazcov, P. I. Psihologo-pedagogicheskie aspekty razrabotki i primenenija v vuze informacionnyh tehnologij obuchenija [Tekst] / P. I. Obrazcov // Orlovskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet. - Orel, 2000. -145 s.
10. Psihologija [Tekst] : uchebnik dlja gumanitarnyh vuzov. 2-e izd. ; pod obshh. red. V. N. Druzhinina. - SPb.: Piter, 2009. - 656 s.: il. - (Serija «Uchebnik dlja vuzov»).
11. Fajtel'son, V. A., Hodusov, A. N., Fajtel'son, A. V, Radzhkumar, D. S. R. Formirovanie informacion-no-komp'juternyh kompetencij na osnove konstruirovani-ja jelektronnyh obrazovatel'nyh resursov u nachinajushhih pol'zovatelej komp'juternoj tehnikoj [Jelektronnyj resurs] / V A. Fajtel'son, A. N. Hodusov, A. V. Fajtel'son, D. S. R. Radzhkumar // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. - Ekaterinburg, 2015. - Rezhim dostupa: http://research-journal.org/pedagogy/formirovanie-informacionno-kompyuternyx-kompetencij-na-osnove-konstruirovaniya-elektronnyx- obrazovatelnyx-resursov-u-nachinayushhix-polzovatelej -kompyuternoj -texnikoj / (data obrashhenij a 01.12.16).
12. Charykova, S. V Formirovanie kljuchevyh kom-petencij u uchashhihsja starshej shkoly v uslovijah proektnogo obuchenija informatike i IKT [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.02 / S. V Charykova // Cheljabinskij gosudarstvennyj peda-gogicheskij universitet. - Cheljabinsk, 2012. - S. 27.