Научная статья на тему 'Культурно-просветительская деятельность будущего учителя биологии в информационно-образовательной среде'

Культурно-просветительская деятельность будущего учителя биологии в информационно-образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
873
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАКТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕСИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / PRACTICES / INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TEACHERS' TRAINING / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / PROFESSIONAL-TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухорукова Людмила Николаевна, Мирнова Марина Николаевна

В статье рассматривается культурно-просветительская деятельность студентов педагогических отделений вузов на основе информационно-образовательной среды. Реализация культурно-просветительской деятельности студентов и формирование соответствующей компетенции осуществляется через организацию информационно-образовательной среды. Именно этот вид деятельности необходим будущему педагогу для успешной и эффективной работы. Соотвественно, развитие культурно-просветительской компетентии студентов бакалавриата важно осуществлять в системе: не только во время прохождения педагогической практики (целесообразно ввести новый вид учебной практики культурно-просветительскую), но и в процессе освоения учебных дисциплин вариативного цикла. В частности, разработан новый курс по организации культурно-просветительской деятельности в общеобразовательных учреждениях. Необходимо ввести ряд других дисциплин в учебный план, таких как «Внеклассная и внеурочная деятельность школьников», «Проектно-исследовательская деятельность школьников». Это позволит будущим педагогам освоить новые технологии проектной и исследовательской деятельности, организовать осуществление культурно-просветительских проектов на основе информационно-образовательной среды. Культурно-просветительская практика студентов является частью профессиональной подготовки педагогических кадров. В инновационных условиях осуществляется сетевое взаимодействие образовательных учреждений, интерактивное обучение также проходит с использованием ресурсов интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухорукова Людмила Николаевна, Мирнова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and Educational Activity of the Future Biology Teacher in the Information-Educational Environment

The article presents the cultural and educational activities of university students of pedagogical branches based on the information-educational environment. Implementation of students’ cultural and educational activities and the formation of the respective competence is carried out through the organization of cultural and educational activities. It is this type of activity, which is necessary for the future teacher’s successful and efficient professional activity. Correspondingly the development of cultural and educational competence of undergraduate students is important to implement the system, not only during the teaching practice, but also to introduce a new kind of educational practice cultural and educational, as well as in the development of academic disciplines of the variable cycle, in particular, the new course is designed for organization of cultural and educational activities in educational institutions, to introduce a number of other subjects in the curriculum, for example, «Out-of class and extracurricular activities of students», « pupils’ design-research activity» this will enable future teachers to learn new techniques of design and research activities, organize the implementation of the cultural-educational projects on the basis of the information-educational environment. Cultural and educational practice of students is a part of the teachers’ training. In terms of innovation networking of educational institutions is carried out, as well as online training takes place using the network, Internet resources.

Текст научной работы на тему «Культурно-просветительская деятельность будущего учителя биологии в информационно-образовательной среде»

УДК 37.091.3

Л. Н. Сухорукова, М. Н. Мирнова

Культурно-просветительская деятельность будущего учителя биологии в информационно-образовательной среде

В статье рассматривается культурно-просветительская деятельность студентов педагогических отделений вузов на основе информационно-образовательной среды. Реализация культурно-просветительской деятельности студентов и формирование соответствующей компетенции осуществляется через организацию информационно-образовательной среды. Именно этот вид деятельности необходим будущему педагогу для успешной и эффективной работы. Соотвественно, развитие культурно-просветительской компетентии студентов бакалавриата важно осуществлять в системе: не только во время прохождения педагогической практики (целесообразно ввести новый вид учебной практики - культурно-просветительскую), но и в процессе освоения учебных дисциплин вариативного цикла. В частности, разработан новый курс по организации культурно-просветительской деятельности в общеобразовательных учреждениях. Необходимо ввести ряд других дисциплин в учебный план, таких как «Внеклассная и внеурочная деятельность школьников», «Проектно-исследовательская деятельность школьников». Это позволит будущим педагогам освоить новые технологии проектной и исследовательской деятельности, организовать осуществление культурно-просветительских проектов на основе информационно-образовательной среды. Культурно-просветительская практика студентов является частью профессиональной подготовки педагогических кадров. В инновационных условиях осуществляется сетевое взаимодействие образовательных учреждений, интерактивное обучение также проходит с использованием ресурсов интернета.

Ключевые слова: культурно-просветительская деятельность, практика, информационно-образовательная среда, педагогическое образование, компетентностный подход, компетенции, професиональная подготовка.

L. N. Sukhorukova, M. N. Mirnova

Cultural and Educational Activity of the Future Biology Teacher in the Information-Educational Environment

The article presents the cultural and educational activities of university students of pedagogical branches based on the information-educational environment. Implementation of students' cultural and educational activities and the formation of the respective competence is carried out through the organization of cultural and educational activities. It is this type of activity, which is necessary for the future teacher's successful and efficient professional activity. Correspondingly the development of cultural and educational competence of undergraduate students is important to implement the system, not only during the teaching practice, but also to introduce a new kind of educational practice - cultural and educational, as well as in the development of academic disciplines of the variable cycle, in particular, the new course is designed for organization of cultural and educational activities in educational institutions, to introduce a number of other subjects in the curriculum, for example, «Out-of class and extracurricular activities of students», « pupils' design-research activity» - this will enable future teachers to learn new techniques of design and research activities, organize the implementation of the cultural-educational projects on the basis of the information-educational environment. Cultural and educational practice of students is a part of the teachers' training. In terms of innovation networking of educational institutions is carried out, as well as online training takes place using the network, Internet resources.

Keywords; cultural and educational activities, practices, information-educational environment, teachers' training, competence approach, competence, professional-training.

Тенденции развития современной системы педагогического образования диктуют необходимость внедрения в учебный процесс педагогических инноваций и современных технологий, способствующих реализации практико-ориентированного подхода и общественно-государственного запроса на содержание и результаты образования. Поэтому необходима подготовка высококвалифицированного специалиста в области биологического образования, готового к осуществлению инновационной педагогиче-

ской деятельности, обладающего необходимыми профессиональными компетенциями и мотивированного к педагогическому труду.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» содержат характеристику профессиональной деятельности бакалавра педагогического образования, а также указывают виды деятельности, к которой необходимо готовить будущих педагогов, освоивших программу бакалавриата [2].

© Сухорукова Л. Н., Мирнова М. Н., 2017

При этом ФГОС определяет культуру как одну из областей профессиональной деятельности бакалавров, поэтому будущий учитель готовится к двум видам профессиональной деятельности: педагогической и культурно-просветительской (в условиях прикладного бакалавриата).

Культурно-просветительская деятельность педагога, по мнению А. Т. Араслановой, состоит «в приобщении (школьников) к культуре, ознакомлении их с достижениями в различных сферах культуры общества, в развитии их культурных интересов и потребностей» [1]. Это подтверждается исследованиями Н. Н. Никитиной, Н. В. Кислинской, В. Ф. Бахтияровой,

Т. В. Набиевой [1, 6].

Культурно-просветительская деятельность студентов педагогических отделений вузов волнует многих исследователей, делаются попытки в области

— разработки инновационных образовательных программ в магистратуре (Э. М. Магомедов, Л. А. Шаманина, М. М. Эбзеев) [10, 11];

— введения в структуру основной образовательной программы практики проектов и программ культурно-просветительского характера (К. В. Екимова, Н. И. Ешкина, В. П. Сморчкова) [2, 7];

— создания сетевых педагогических сообществ (А. С. Сергеев), разработки курсов по выбору и видов внеаудиторной самостоятельной работы (О. В. Милицина) [8, 5].

Решение проблемы формирования культурно-просветительской деятельности будущего учителя осуществляется в вузах

— через разработку и реализацию отдельно взятого курса «Культурно-просветительская деятельность» (Л. А. Шаманина), «Внеклассная работа» (Л. Н. Бердюгина) и др.;

— посредством музейной педагогики (З. У. Колокольникова, О. Б. Лобанова, Е. Н. Яковлева) [4];

— с использованием эффективных образовательных технологий в подготовке будущего педагога к реализации культурно-просветительских проектов (Л. Н. Каримова).

Проблема профессиональной подготовки будущего учителя тесно связана с усовершенствованием процесса подготовки компетентного педагога. На современном этапе становления педагогического образования речь уже идет о важности модернизации самого процесса обучения будущего педагога, который позволит стать успешным

специалистом, владеющим механизмами оперативной обработки получаемых данных [8].

Таким образом, мы рассматриваем культурно-просветительскую деятельность как систему практической подготовки, представляющей важный компонент содержания подготовки учителя биологии: это введение нового вида учебной практики в бакалавриате - культурно-просветительской, дисциплин с подобным содержанием, проектной деятельности, направленной на создание культурно-просветительских проектов.

Активные поиски путей решения проблемы подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности привели нас к пониманию важности формирования профессиональной информационно-образовательной среды, в условиях которой осуществляется сетевое взаимодействие образовательных учреждений, интерактивное обучение проходит с использованием интернет-ресурсов.

В наших условиях культурно-просветительская деятельность осуществляется на основе информационно-образовательной среды. И. Г. Захарова считает информационную образовательную среду сложной системой, которая включает ряд компонентов: программно-методические, организационные и технические ресурсы, интеллектуальный, культурный потенциал вуза, содержательный и деятельностный компоненты. При этом управление такой системой возможно на основе четко сформулированных целей [3, 5].

Информационно-образовательную среду

(ИОС) многие исследователи (П. В. Веденеев,

A. Е. Заварихин, Т. Н. Казарина,

B. А. Красильникова) характеризуют как важный компонент образования. Исследователи считают, что именно в условиях ИОС объединены в систему взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты «информационно-методического, технического и учебно-методического обеспечения, обеспечивающих учебный процесс, а также его участников» [5].

Участниками или субъектами ИОС выступают не только преподаватели и студенты, но также административная и учебная часть университета, программисты, педагоги, методисты и учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования и др. Такая информационно-образовательная среда формирует будущего педагога, способного развиваться и самосовершенствоваться, активно использовать полученные знания, творчески подойти к своему

предмету, умеющего омысливать собственную деятельность, обогащать ее инновационными формами работы.

Культурно-просветительская деятельность студентов является частью профессиональной подготовки педагогических кадров. Именно этот вид деятельности необходим будущему педагогу для успешной и эффективной профессиональной деятельности.

Поэтому цель нашего исследования заключается в реализации культурно-просветительской деятельности студентов и формировании соответствующей компетенции. Формирование культурно-просветительской компетентности осуществляется в период прохождения студентами педагогической практики, в процессе которой они организуют внеучебную деятельность школьников. Однако для развития и формирования компетенций в сфере культурно-просветительской деятельности на этапе обучения в вузе студентам и преподавателям целесообразно не только использовать педагогическую практику, но и ввести новые дисциплины. Это подтвержают исследования О. Н. Бердюгиной, Е. В. Ермаковой, Л. В. Губановой, О. А. Терпуговой [2].

Мы же вносим в учебный план новую культурно-просветительскую практику и используем возможности учебных предметов вариативного цикла. Все это возможно осуществить на основе информационно-образовательной среды. В условиях прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры - это активная индивидуальная форма обучения будущих педагогов, в ходе которой формируются умения и навыки самостоятельной работы с опорой на индивидуальные планы и задания [1].

Культурно-просветительская практика стала важной составной подготовки учителя биологии, целью которой является организация информационно-просветительской деятельности и популяризация знаний об изобретательстве, органично сочетающем самые разные профессиональные компетенции как в научно-технической, так и в гуманитарной областях. Главная идея курса - развитие интереса к мотивированному познанию окружающего мира, создание обучающей среды, «провоцирующей на изобретательский подвиг», к решению нестандартных исследовательских задач.

В задачи практики вошли формирование у студентов понимания логики изобретательского творчества; углубление знаний о величайших изобретениях прошлого и о тех, что предстоит

реализовать для решения проблем современного общества; формирование профессиональных умений и навыков (коммуникативных, организаторских, диагностических, проектировочных, дидактических, аналитических) в реализации практической деятельности; формирование у будущего педагога навыков содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения и их родителей к изобретательскому творчеству; ознакомление будущих педагогов с методами организации дополнительного образования обучающихся в рамках их досуга с опорой на большой международный опыт (программы ЕС Kids and Science и др.); знакомство с основными типами и видами учреждений, определенными в качестве основных баз для прохождения практики, и использование потенциала учреждений для проведения культурно-просветительской работы.

В процессе практики формируются следующие

— знания: закономерности развития изобретательства на разных этапах становления цивилизации; историко-культурный фон как решающий фактор для изобретательского творчества; благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на успех инноваций; естественнонаучные основы изобретательства и роль учителя в воспитании будущих инноваторов;

— умения: объяснять внутреннюю логику появления инноваций; применять основные методики развивающих экспериментов для насыщения КПП интерактивом; оценивать адекватность методов и условий воспитания и обучения возрастным возможностям школьников; обладать профессиональными навыками и умениями обосновывать и разрабатывать мероприятия, обеспечивающие успешную адаптацию детей к образовательному процессу по программам КПП;

— навыки применения базовых терминов и понятий в области научно-технического творчества; владения современными методами естественно-научного эксперимента; работы с компьютером; с научной и учебной литературой, поиска информации в интернете и др.

Форма проведения культурно-

просветительской практики - интерактивные лекции и лабораторная работа. Выпускников готовят к осуществлению планирования, организации и реализации культурно-просветительской деятельности среди различных категорий населения

(учащихся, родителей, жителей микрорайона) на основе сформированных профессиональных компетенций в области преподавания естественнонаучных дисциплин, с использованием возможностей профессиональной информационно-образовательной среды. В учебном процессе использовались лекции, лабораторно-практические занятия и самостоятельная работа. Большую часть (70 %) учебного времени отводили на интерактивные методы обучения (учебные дискуссии, беседы, квазипрофессиональная деятельность, деловые игры, самостоятельная разработка и защита мини-проектов и пр.).

Готовность будущего учителя биологии к использованию информационно-коммуникационных технологий, а также средств массовой информации для решения культурно-просветительских задач реализовывалась через использование информационных технологий, дистанционных форм общения через образовательный портал Академии биологии и биотехнологии ЮФУ [9]. Создан электронный лекторий (чтение лекций с применением мультимедиа-технологий), студентами использованы Web-ресурсы для подготовки к лабораторным занятиям и для самостоятельной работы, проводились онлайн-консультации для студентов, использовались технологии дистанционного обучения. В итоге был создан электронный портфо-лио студента со сценариями мероприятий культурно-просветительской направленности, тематическими экскурсиями в музеи, выставками, включающими виртуальные экскурсии с использованием интернет-ресурсов, видеофильмы культурно-просветительской направленности, веб-квесты.

Проектная деятельность на практике сводилась к разработке тем учебных проектов (например, интерактивные формы организации культурно-просветительской деятельности с учащимися, использование образовательной среды образовательного учреждения для организации культурно-просветительской деятельности с населением старшей возрастной группы). Оценка реализованных проектов осуществлялась по следующим критериям: насколько студент глубоко и всесторонне раскрыл проблему, заявленную в проекте; насколько уверенно, логично, последовательно и грамотно он его излагает; опирается ли на основную и дополнительную литературу, связывает усвоенные научные положения с практической деятельностью; насколько обосновывает и аргументирует выдвигаемые им идеи и гипотезы; умеет ли делать выводы и обобщения; свободно ли владеет понятиями.

Альтернативой проекту стала разработка биологического (химического) квеста для школьников. Квест создавали как в реальных, так и в виртуальных условиях на основе информационно-образовательной среды. Среди школьников, участвующих в виртуальной игре, было проведено анкетирование, аналогичное опросу педагогического состава. В опросе приняли участие 42 школьника, которые заполняли форму, представленную в Google-оболочке. Анализируя данные, можно сказать, что треть участников (17,3 %), прошедших опрос, проявили полную самостоятельность в прохождении игры. Это, несомненно, говорит о высокой степени ответственности, дисциплинированности, наличии познавательного интереса и активности в достижении образовательных целей. 61,7 % учащихся признались, что во время участия в игре им была оказана помощь со стороны учителей и студентов-практикантов. Причем школьники говорят о разной степени помощи со стороны педагогов. Лишь 7 % учащихся помогали родители. Такой низкий процент участия со стороны родителей можно объяснить быстрым темпом развития системы образования и высокой занятостью, что сказывается на их компетенциях в различных сферах науки. Тем не менее важно, что родители приобщаются к школьной деятельности, поскольку это тоже показатель вовлечения в культурно-просветительскую деятельность всех участников образовательного процесса.

94 % учащихся считают сетевую интерактивную форму игры интересной и познавательной, и только 2 % не были заинтересованы ею. У школьников большой интерес вызвали игровые технологии, а их совмещение с такими техническими средствами, как компьютеры и планшеты, а также работа в интернете многократно увеличивает их познавательную деятельность. Однако, несмотря на колоссальный интерес обучающихся к сетевым культурно-просветительским интерактивным играм, 27,5 % респондентов сомневаются, что в дальнейшем примут участие в подобных видах деятельности, а 72,5 % отвечают утвердительно. Возможно, интерес опрошенных конкурирует с боязнью перед освоением новых технологий, недооценкой собственных возможностей и способностей.

Формирование культурно-просветительских компетенций предполагает способность выявлять культурные потребности различных социальных групп; реализовывать культурно -

просветительские программы, в том числе через

проектирование и реализацию программ культурно-просветительской деятельности учителя биологии. Содержание изучается как с применением основных видов учебной работы (лекции, лабораторные занятия, веб-квесты, проекты, игры), так и самостоятельно. Организация учебного процесса направлена на активизацию самостоятельной поисковой, аналитической, конструктивно-проектировочной деятельности студентов.

По окончании практики был проведен опрос среди студентов и учителей биологии и химии. Анализируя ответы, отметим, что больше половины опрошенных учителей (80,7 %) считают, что культурно-просветительская деятельность в форме сетевой игры «веб-квест» позволила решить поставленные задачи. Лишь 13,3 % педагогов выразили сомнение в том, что цели достигнуты. Это, возможно, связано с тем, что такая форма используется в учебном процессе недавно и большинство педагогов не знают, как организовать подобную деятельность с наибольшей эффективностью. Поэтому помощь студентов была им необходима.

Большинство студентов и учителей (80 и 73,3 % соответственно) единодушны во мнении, что интерактивная межпредметная игра для учащихся как 5-7, так и 8-11 классов не сложная, а познавательная, развивающая. Это объясняется тем, что при прохождении квеста у школьников были все необходимые ресурсы, которые нужны для дальнейшего изучения по мере продвижения в ходе игре. Лишь 6,7 % опрошенных считают разработанные игры сложными для школьников.

Среди недостатков подобных форм культурно-просветителькой деятельности, проводимых в период практики в школе, многие называют технические проблемы (20 %), отсутствие навыков работы с некоторыми игровыми технологиями (например, выяснилось, что некоторые учащиеся (6,7 %) не умеют работать с ребусами) и недостаточные предметные знания (6,7 %). Более половины респондентов (66,6 %) не видят недостатков в подобной форме работы.

Кроме того, большинство опрошенных (93,3 %) не смогли привести аргументов в пользу несостоятельности форм культурно-

просветительской деятельности, что, безусловно, подтверждает актуальность данной формы работы и интерес к ней со стороны как будущих учителей, так и педагогического коллектива. Лишь 6,7 % учителей в качестве аргумента называют ограниченный доступ к сетевым ресурсам.

86,7 % считают, что такая форма культурно-просветительской деятельности отличается по-

знавательностью, информативностью, доступностью и иллюстративностью. Остальные 13,3 % говорят о том, что настоящей находкой для них стала игровая оболочка LearшngApps, в которой создавались игры для школьников. Действительно, данная игровая оболочка приобрела популярность среди педагогов сравнительно недавно и позволяет раскрывать широкое поле деятельности для учителей и школьников.

На вопрос анкеты о предложениях по совершенствованию культурно-просветительских форм деятельности в школе учителя давали следующие ответы: вовлечение большего количества дисциплин (13,3 %), совершенствование системы оценки (6,7 %), более широкое использование интерактивных технологий (13,3 %), разнообразие форм работы (6,7 %). 60 % респондентов затрудняются ответить на подобный вопрос. Можно предположить, что это связано с новизной использования форм культурно-просветительской деятельности и, возможно, недостаточной компетентностью многих учителей в данной области.

В процессе исследования сделан вывод о целесообразности подготовки будущих педагогов на основе профессиональной информационно-образовательной среды, в условиях которой осуществляется системная культурно-просветительская деятельность и формируются культурно-просветительские компетенции. При этом развитие культурно-просветительской компетенции студентов - будущих учителей биологии и химии важно осуществлять не только во время прохождения педагогической практики (целесообразно ввести новый вид учебной практики -культурно-просветительскую), но и в процессе освоения учебных дисциплин вариативного цикла. В частности, разработан новый курс по организации культурно-просветительской деятельности в общеобразовательных учреждениях. Введение ряда других дисциплин в учебный план (таких, как «Внеклассная и внеурочная деятельность школьников», «Проектно-исследовательская деятельность школьников») позволит будущим педагогам освоить новые технологии проектной и исследовательской деятельности, организовать осуществление культурно-просветительских проектов на основе информационно-образовательной среды. Широкое использование возможностей учебных дисциплин и практик помогает формировать культурно-просветительскую компетентность будущих учителей биологии и химии, дает воз-

можность реального общения с обучающимися в общеобразовательных учреждениях.

Библиографический список

1. Арасланова, А. Т., Бахтиярова, В. Ф., Набиева, Т. В. Педагогическое обеспечение формирования конструктивно-педагогической компетентности будущего учителя [Текст] / А. Т. Арасланова, В. Ф. Бахтиярова, Т. В. Набиева // Вестник башкирского университета. Издательство: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (Уфа). - Том 19. - № 3. - 2014. - С. 1058-1067.

2. Бердюгина, О. Н. Методы развития культурно-просветительской деятельности будущих учителей математики [Текст] / О. Н. Бердюгина, Е. В. Ермакова, Л. В. Губанова, О. А. Терпугова // Научный диалог. -2016. - № 7 (55). - С. 231-239.

3. Екимова, К. В., Ешкина, Н. И. Педагогические условия развития профессиональных компетенций студентов в образовательной среде вузовской кафедры средствами культурно-просветительской деятельности [Текст] / К. В. Екимова, Н. И. Ешкина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - Режим доступа: URL: http: // www.science-education.ru / ru / article / view?id=23361 (дата обращения: 28.11.2016).

4. Колокольникова, З. У, Лобанова, О. Б., Яковлева, Е. Н. Формирование культурно-просветительской компетентности будущего учителя посредством музейной педагогики [Текст] / З. У. Колокольникова, О. Б. Лобанова, Е. Н. Яковлева // Образование и наука. - 2013. - 1(2). - С. 147-156.

5. Курин, А. Ю. Дистанционное обучение социальных работников в вузе как средство формирования

профессиональной компетентности : дис..... канд.

пед. наук : 13.00.02 : Тамбов. - 2004. - 247 с. РГБ ОД, 61:05-13 / 606 [Электронный ресурс] / А. Ю. Курин. -URL: http: // www.dslib.net / teoria-vospitania / dis-tancionnoe-obuchenie-socialnyh-rabotnikov-v-vuze-kak-sredstvo -formirova

6. Милицина, О. В. Культурно-просветительский компонент профессиональной подготовки магистров в условиях педагогического вуза [Текст] / О. В. Милицина // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). -2015. - № 3 (156). - С. 100-104.

7. Никитина, Н. Н., Кислинская, Н. В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика [Электронный ресурс] / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. - URL: [http: // refdb.ru / look / 1406001-p3.html].

8. Сморчкова, В. П. Теоретические основы проектирования модулей «Практика» в подготовке бакалавра социальной работы [Текст] / В. П. Сморчкова // Педагогическое образование и наука. Издательство: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования» (Москва). -2010. - № 6. - С. 38-40.

9. Сухорукова, Л. Н., Мирнова, М. Н. Формирование профессиональной компетентности студентов-биологов педагогического вуза в условиях двухуровневого образования [Текст] / Л. Н. Сухорукова, М. Н. Мирнова // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 4. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 205-209.

10. Эбзеев, М. М. Инновационная образовательная программа высшего учебного заведения «Формирование культуры здоровья студентов в процессе гуманно-ориентированной профессиональной подготовки» [Текст] / М. М. Эбзеев // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. Издательство: ФГБОЦ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - 2008. - № 9. -С. 109-112.

11. Шаманина, Л. А. Учебный курс «Культурно-просветительская деятельность» как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога [Текст] / Л. А. Шаманина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -

2015. - № 4 (апрель). - С. 101-105. - URL: http: // e-koncept.ru / 2015 / 15109.htm.

Bibliograficheskij spisok

1. Araslanova, A. T., Bahtijarova, V F., Nabieva, T. V Pedagogicheskoe obespechenie formirovanija konstruktivno-pedagogicheskoj kompetentnosti budushhego uchitelja [Tekst] / A. T. Araslanova, V F. Bahtijarova, T. V. Nabieva // Vestnik bashkirskogo universiteta. Izdatel'stvo: Bashkirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. M. Akmully (Ufa). - Tom 19. - № 3. - 2014. - S. 1058-1067.

2. Berdjugina, O. N. Metody razvitija kul'turno-prosvetitel'skoj dejatel'nosti budushhih uchitelej matematiki [Tekst] / O. N. Berdjugina, E. V Ermakova, L. V. Gubanova, O. A. Terpugova // Nauchnyj dialog. -

2016. - № 7 (55). - S. 231-239.

3. Ekimova, K. V., Eshkina, N. I. Pedagogicheskie uslovija razvitija professional'nyh kompetencij studentov v obrazovatel'noj srede vuzovskoj kafedry sredstvami kul'turno-prosvetitel'skoj dejatel'nosti [Tekst] / K. V. Ekimova, N. I. Eshkina // Sovremennye problemy nauki i obrazovanij a. - 2015. - № 6. - Rezhim dostupa: URL: http: // www.science-education.ru / ru / article / view?id=23361 (data obrashhenija: 28.11.2016).

4. Kolokol'nikova, Z. U., Lobanova, O. B., Jakovleva, E. N. Formirovanie kul'turno-prosvetitel'skoi kompetentnosti budushhego uchitelja posredstvom muzeinoi pedagogiki [Tekst] / Z. U. Kolokol'nikova, O. B. Lobanova, E. N. Jakovleva // Obrazovanie i nauka. - 2013. - 1(2). - S. 147-156.

5. Kurin, A. Ju. Distancionnoe obuchenie social'nyh rabotnikov v vuze kak sredstvo formirovanija

professional'noj kompetentnosti : dis.....kand. ped. nauk :

13.00.02 : Tambov. - 2004. - 247 c. RGB OD, 61:05-13 / 606 [Jelektronnyj resurs] / A. Ju. Kurin. - URL: http: // www.dslib.net / teoria-vospitania / distancionnoe-

obuchenie-socialnyh-rabotnikov-v-vuze-kak-sredstvo-formirova

6. Milicina, O. V Kul'turno-prosvetitel'skij kompo-nent professional'noj podgotovki magistrov v uslovijah pedagogicheskogo vuza [Tekst] / O. V Milicina // Vestnik TGPU (TSPU Bulletin). - 2015. - № 3 (156). -S. 100-104.

7. Nikitina, N. N., Kislinskaja, N. V. Vvedenie v ped-agogicheskuju dejatel'nost': teorija i praktika [Jelektronnyj resurs] / N. N. Nikitina, N. V. Kislinskaja. - URL: [http: // refdb.ru / look / 1406001-p3.html].

8. Smorchkova, V. P. Teoreticheskie osnovy proek-tirovanija modulej «Praktika» v podgotovke bakalavra social'noj raboty [Tekst] / V. P. Smorchkova // Pedagog-icheskoe obrazovanie i nauka. Izdatel'stvo: Nekommerch-eskoe partnerstvo «Mezhdunarodnaja akademija nauk pedagogicheskogo obrazovanija» (Moskva). - 2010. -№ 6. - S. 38-40.

9. Suhorukova, L. N., Mirnova, M. N. Formirovanie professional'noj kompetentnosti studentov-biologov ped-

agogicheskogo vuza v uslovijah dvuhurovnevogo obrazovanija [Tekst] / L. N. Suhorukova, M. N. Mirnova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2011. - № 4. -Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). - S. 205-209.

10. Jebzeev, M. M. Innovacionnaja obrazovatel'naja programma vysshego uchebnogo zavedenija «Formirovanie kul'tury zdorov'ja studentov v processe gumanno-orientirovannoj professional'noj podgotovki» [Tekst] / M. M. Jebzeev // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. Izdatel'stvo: FGBOC VPO «Nacional'nyj gosudarstvennyj universitet fizicheskoj kul'tury, sporta i zdorov'ja imeni P. F. Lesgafta, Sankt-Peterburg. - 2008. -№ 9. - S. 109-112.

11. Shamanina, L. A. Uchebnyj kurs «Kul'turno-prosvetitel'skaja dejatel'nost'» kak sredstvo formirovanija professional'noj kompetentnosti budushhego pedagoga [Tekst] / L. A. Shamanina // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». - 2015. - № 4 (aprel'). -S. 101-105. - URL: http: // e-koncept.ru / 2015 / 15109.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.