Научная статья на тему 'Развитие информационно-компьютерных компетенций у студентов на основе электронных образовательных ресурсов по специальности «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (бакалавр)»'

Развитие информационно-компьютерных компетенций у студентов на основе электронных образовательных ресурсов по специальности «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (бакалавр)» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информатика / компетенция / мотивация / технологии / компьютеры / формирование / ресурсы / образование. / information technology / competence / motivation / technology / computers / formation / resources / education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файтельсон Владимир Александрович, Егоров Илья Сергеевич, Букреев Андрей Валерьевич

В данной работе было продемонстрировано, что формирование информационно-компьютерных компетенций у студентов, обучающиеся по специальности «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (бакалавр)» является стимулом к мотивационной готовности, к саморазвитию и самообразованию, а также к освоению и использованию современных информационных компьютерных технологий. Это позволяет целенаправленно и системно формировать у участников учебного процесса ИКТ-компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Файтельсон Владимир Александрович, Егоров Илья Сергеевич, Букреев Андрей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of information and computer competence of students on the basis of design of electronic educational resources in the specialty «Design and technological support for production engineering (bachelor)»

In this study, it was demonstrated that the formation of information and computer competence in students enrolled in the spatiality «Design and technological support for production engineering (bachelor)» is an incentive to motivational readiness of students to self-development, as well as to the development and use of modern information computer technologies. It allows to purposefully and systematically to shape the participants of the educational process ICT competence.

Текст научной работы на тему «Развитие информационно-компьютерных компетенций у студентов на основе электронных образовательных ресурсов по специальности «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (бакалавр)»»

The development of information and computer competence of students on the basis of design of electronic educational resources in the specialty «Design and technological support for production engineering (bachelor)»

Faitelson V. , Egorov I. , Bukreev A. (Russian Federation)

Развитие информационно-компьютерных компетенций у студентов на основе электронных образовательных ресурсов по специальности «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (бакалавр)»

Файтельсон В. А. , Егоров И. С. , Букреев А. В.

(Российская Федерация)

1 Файтельсон Владимир Александрович /Faitelson Vladimir - аспирант, кафедра компьютерных технологий и информатизации образования, факультет физики, математики и информатики;

2Егоров Илья Сергеевич /Egorov Ilya - студент, кафедра информационных систем и технологий, факультет фундаментальной и прикладной информатики;

3Букреев Андрей Валерьевич /Bukreev Andrey - студент, кафедра машиностроительных технологий и оборудования, факультет механико-технологический,

Юго-Западный государственный университет, г. Курск

Аннотация: в данной работе было продемонстрировано, что формирование информационно-

компьютерных компетенций у студентов, обучающиеся по специальности «Конструкторскотехнологическое обеспечение машиностроительных производств (бакалавр)» является стимулом к мотивационной готовности, к саморазвитию и самообразованию, а также к освоению и использованию современных информационных компьютерных технологий. Это позволяет целенаправленно и системно формировать у участников учебного процесса ИКТ-компетенции.

Abstract: in this study, it was demonstrated that the formation of information and computer competence in students enrolled in the spatiality «Design and technological support for production engineering (bachelor)» is an incentive to motivational readiness of students to self-development, as well as to the development and use of modern information computer technologies. It allows to purposefully and systematically to shape the participants of the educational process ICT competence.

Ключевые слова: информатика, компетенция, мотивация, технологии, компьютеры, формирование, ресурсы, образование.

Keywords: information technology, competence, motivation, technology, computers, formation, resources, education.

УДК 378:61:004

Характерной чертой современного мира является повсеместное использование компьютерных технологий. Это особенно коснулось политехнического образования.

Главной задачей высшего образования является подготовка конкурентоспособной личности, обладающей высоким уровнем компетентности в своей сфере, неотъемлемой частью которой является умение продуктивно использовать информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности. Важнейшим акцентом в подготовки специалистов в высших образовательных организациях является мотивационная готовность педагога к формированию у обучающихся информационно -компьютерных компетенций (ИКТ-компетенций).

В настоящее время существует большое количество различных информационных электронных образовательных ресурсов (ИЭОР), которые педагог может применять на занятиях. Однако для обеспечения индивидуализации учебного процесса, реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подходов требуется умение педагога отбирать, использовать известные информационные электронные образовательные ресурсы, а в случае необходимости и конструировать собственные [2].

ИКТ-компетенции у студентов политехнических вузов включают в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетенций, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции технологических знаний; способности к решению поставленных задач, воплощению решений с применением средств ИКТ.

На их основе осуществляется формирование информационно-компьютерных компетенций у студентов. К ним можно отнести:

1. Умение владеть средствами поиска и отбора информации, поисковыми и справочными системами в сети Интернет.

2. Умение владеть системным и служебным программным обеспечением для организации работы и обеспечения безопасности в информационно-компьютерной и сетевой среде.

3. Умение владеть средствами коммуникаций, сетевого общения и коллективной работы в сети.

4. Умение владеть средствами ИКТ для организации процесса самообучения. Умение самостоятельно осваивать новое программное обеспечение [4].

Решение этой задачи возможно в случае развития мотивационной готовности студентов, стремления их к саморазвитию и самообразованию, а также развитых навыков освоения и использования программного обеспечения, необходимых для формирования ИКТ-компетенций [2].

В этом случае систематизируются знания студентов об устройстве компьютера, технике безопасности и организации рабочего места при работе. Участники учебного процесса осваивают основы пользовательского интерфейса и формирования личного информационного пространства, получают навыки создания информационных объектов (текст, таблица, диаграмма, программа и др.) и информационных моделей средствами текстовых процессоров, графических редакторов и учатся осуществлять простейшие операции по обработке данных с помощью электронных таблиц. При развитии ИКТ-компетенций у студентов формируются умения и навыки правильно выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи и представлять информацию в выбранном виде. Это позволяет им анализировать и самостоятельно проектировать схемы, таблицы, графики, диаграммы и другие информационные модели, использовать в дальнейшем их как инструмент систематизации материала, свободно переходить от одной формы представления информации к другой.

Для оценки сформированное™ информационно-компьютерных компетенций можно выделить уровни базовой компьютерной готовности обучающегося:

- уровень начинающего пользователя (владение навыками выполнения некоторых операций с помощью программно-аппаратных средств и прикладного программного обеспечения, но этого недостаточно для самостоятельного решения прикладных задач);

- уровень опытного пользователя (характеризуется умением самостоятельно справляться с типовыми задачами, аналогичными ранее решенным задачам в основном на репродуктивном уровне);

- уровень квалифицированного пользователя (способность решать как типовые, так и новые, нестандартные задачи профессионального содержания, видеть новые точки приложения универсальных информационно-компьютерных технологий на продуктивном уровне деятельности) [1].

Для определения уровня сформированности каждого компонента должна быть разработана система критериев и качественных показателей, которые делятся на три группы в соответствии с выделенными компонентами уровней сформированности ИКТ-компетенций:

Критерии оценки информационно-профессионального компонента:

1. Представление о роли и месте ИКТ в современном обществе и в будущей профессии.

2. Сформированность мотивации и устойчивость интереса к изучению ИКТ.

3. Самоорганизация, самоконтроль, самооценка, стремление к саморазвитию, умение адекватно оценивать свои достижения и неудачи.

Критерии оценки интеллектуального компонента:

1. Сформированность профессионального типа мышления и познавательных навыков, умения самостоятельно добывать информацию.

2. Способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий.

Критерии оценки информационно-профессионального компонента:

1. Уровень знания современного состояния и направления развития компьютерной техники и программных средств. Знание возможностей применения современных информационных технологий в конструкторско-технологическом обеспечении.

2. Знание и навыки работы с программными средствами системного и служебного назначения в деятельности инженера-конструктора и самостоятельного освоения прикладных программ, методологией их использования для решения профессиональных и других задач [2].

При этом качественно меняется и модель обучения, отражающая характер взаимодействия педагога и участника образовательного процесса. Студент становится не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а педагог - организатором последнего. Это позволяет целенаправленно и системно формировать ИКТ-компетенции.

Литература

1. Босова Л. Л. Роль компьютерного практикума в формировании ИКТ-компетентности школьников, практикум, БИНОМ. Лаборатория знаний, [Екб] [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/praktikum_Bosova.pdf (дата обращения 23.11.15).

2. Горохова Ю. А. Формирование базовой информационно-компьютерной готовности студентов экономических специальностей при обучении информатике, Автореф. дис. канд. пед. наук — Ярославль. 2011, — с. 23.

3. Файтельсон В. А, Ходусова.Н., Файтельсон А. В., Раджкумар Д. С. Р. Формирование информационно -компьютерных компетенций на основе конструирования электронных образовательных ресурсов у начинающих пользователей компьютерной техникой, Международный научно- исследовательский журнал, [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://research-journal.org/pedagogy/formirovanie-informacionno-kompyuternyx-kompetencij-na-osnove-konstruirovaniya-elektronnyx-obrazovatelnyx-resursov-u-nachinayushhix-polzovatelej-kompyuternoj-texnikoj/ (дата обращения 25.11.15).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

третьего поколения (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2009 г. N 827), [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm827-1.pdf (дата

обращения: 13.11.15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.