Научная статья на тему 'Подготовка студентов направления педагогическое образование с использованием методов формирования компьютерной грамотности'

Подготовка студентов направления педагогическое образование с использованием методов формирования компьютерной грамотности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / COMPUTER SCIENCE / INFORMATION TECHNOLOGY / COMPUTER LITERACY / BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пузанкова Людмила Викторовна

В статье рассмотрены особенности формирования компьютерной грамотности студентов по направлению «Педагогическое образование (бакалавр)». Показано, что формирование компьютерной грамотности возможно при системном и поэтапном изучении информационных дисциплин. Определяются компоненты компьютерной грамотности педагога и компетенции, формируемые в процессе информационной подготовки бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The training of students of the direction pedagogical education the with use of methods of formation of computer literacy

In the article features of the information preparation of bachelors of «Pedagogical education» are discussed in the article. The author shows that the formation of computer literacy is possible through the systematical and phased study of ICT. In the article the components of the computer literacy and competence of the teachers are defined.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов направления педагогическое образование с использованием методов формирования компьютерной грамотности»

УДК 378.22 ББК 74.58

Пузанкова Людмила Викторовна

кандидат педагогических наук кафедра информатизации образования и методики информатики Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина

г. Рязань Puzankova Liudmila Candidate of Pedagogics

Chair of the Informatisation of Education and Computer Science Methody The Ryazan State University named for S. A. Yesenin

Ryazan

eluda2001@mail.ru

Подготовка студентов направления педагогическое образование с использованием методов формирования компьютерной грамотности The training of students of the direction pedagogical education the with use of methods of formation of computer literacy

В статье рассмотрены особенности формирования компьютерной грамотности студентов по направлению «Педагогическое образование (бакалавр)». Показано, что формирование компьютерной грамотности возможно при системном и поэтапном изучении информационных дисциплин. Определяются компоненты компьютерной грамотности педагога и компетенции, формируемые в процессе информационной подготовки бакалавров.

In the article features of the information preparation of bachelors of «Pedagogical education» are discussed in the article. The author shows that the formation of computer literacy is possible through the systematical and phased study of ICT. In the article the components of the computer literacy and competence of the teachers are defined.

Ключевые слова: информатика, информационные технологии, компьютерная грамотность, подготовка бакалавров педагогического образования.

Key words: computer science, information technology, computer literacy, bachelors of pedagogical education.

Ориентация на педагогов в процессе развития современного информационного общества по нашему мнению является ключевой стратегией, обеспечивающей многократное повышение эффективности информатизации общества: от информационно грамотных педагогов к студентам и далее к обществу в целом.

В современном образовании в обстоятельствах информатизации и всемирной массовой коммуникации произошли следующие изменения:

- активно используются информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) и различные устройства на их базе, обеспечивающие доступ к глобальным ресурсам Интернета,

- применяются системы автоматизации управленческой деятельности,

- электронные средства в различных областях деятельности, реализованные на базе технологий обработки аудиовизуальной информации и информационного взаимодействия,

- ведется электронный документооборот.

Специалисты направления педагогическое образование, которым в дальнейшем предстоит в своей профессиональной деятельности использовать все это многообразие средств, должны, владеть не только теоретическими азами информационных и коммуникационных технологий, но и обладать способностью решать профессиональные задачи, сопряженные с подготовкой и обслуживанием документации представленной в электронном виде (обладать надлежащими техниками и технологиями); применением компьютерных демонстраций в профессиональной деятельности (а также выступлений, публикаций, обязательных студенческих работ и т.п.); обладать современными возможностями видеомонтажа с целью увеличения мастерства в сфере формирования роликов для проведения занятий; владеть методикой и технологией создания, редактирования и использования электронных учебников, поддержки собственных методических сайтов и т.д.

В данной взаимосвязи важной, на наш взгляд, встает проблема, заключающаяся в необходимости коррекции хода подготовки будущих профессионалов, обучающихся по направлению педагогическое образование в вузе. Согласно с компетенстностным подходом, отмеченная корректировка не может ограничиваться только лишь детальным рассмотрением технологии работы в разных программных средах, т.е. попросту обучать студента ключевым способам применения персонального компьютера как средства обрабатывания разных вариантов текстов либо выполнения всевозможных расчетов, однако и обязана

учесть будущую профессиональную деятельность. Только грамотный педагог может достичь высоких результатов, реализовать более подходящие условия для обучения, воспитания и развития.

Следовательно, наиболее важной из всех образовательных задач, является задача совершенствования формирования компьютерной грамотности будущих профессионалов педагогических специальностей. Разрешение данной проблемы даст возможность выпускникам оказываться нужными на рынке труда.

В 1984 г. в Европе был принят ECDL (European Computer Driving Licence)

- международно-признанный стандарт компьютерной грамотности. В российском обществе до сих пор, никак не сформулированы требования к компьютерной грамотности специалистов педагогической специальности. В квалификационных требованиях, которые формулирует Министерство труда и занятости, степень владения программным и аппаратным обеспечением компьютера пока что никак не нашла отражения.

С целью исследования методов формирования компьютерной грамотности нами проанализирована программа сертификации ECDL ( одобрена Европейской комиссией в 2001 году как главный стандарт для профессионалов) и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки Педагогическое образование.

Сертификат ECDL состоит из семи основных модулей: базовые знания ИТ; использование компьютера и работа с операционными системами; работа с текстовым редактором; работа с электронными таблицами; работа с базами данных; создание презентаций; информация и коммуникация.

Произведя анализ требований, предъявляемых к компьютерной грамотности бакалавров в нашей стране, изложенных в ФГОС ВПО третьего поколения, делаем заключение, что они никак не противоречат интернациональному эталону ECDL.

В ходе формирования компьютерной грамотности значимыми составляющими являются знания:

- о применении информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в разных областях образования, культуры и производства;

- о важных изменениях в профессиональной деятельности, которые сопряжены с этим;

- устройства и принципов функционирования компьютерной техники;

- возможностей современного программного обеспечения.

В ходе овладения компьютерной грамотностью формируются основные умения использовать персональный компьютер (в дальнейшем ПК) на практике только лишь в тех случаях, когда это целесообразно.

Компьютерную грамотность » у студентов с направлением подготовки: 050100 Педагогическое образование формируют в процессе изучения предмета «Информатика» (таблица).

Таблица. - Разделы дисциплины «Информатика» направление подготовки: Педагогическое образование

№ п/п Название модуля Категории

1 Базовые знания информационных технологий (ІТ) Основные понятия. Аппаратное обеспечение. Хранение данных. Программное обеспечение. Информационные сети. Компьютер в повседневной жизни. 1Т и общество. Защита информации, авторское право и закон.

2 Технология работы с операционными системами Основные понятия и горячие клавиши. Создание и редактирование файлов и папок. Рабочий стол. Управление файловой структурой. Управление печатью.

3 Технология работы с Основные понятия. Классификация текстовых

текстовой информацией редакторов. Кодирования текстовой информации. Основные операции. Форматирование текста. Списки. Многоуровневые списки. Работа с таблицами, рисунками и диаграммами, формулами. Форматирование сложного документа. Создание форм, составных документов. Сноски и гиперссылки. Дополнительные возможности.

4 Технология работы с электронными таблицами Основные понятия. Основные операции. Формулы и функции. Диаграммы. Форматирование. Работа с электронными таблицами как с базами данных: сортировка таблиц, выборка данных по запросам. Дополнительные возможности.

5 Технология работы с базами данных Основные понятия. Создание базы данных Применение форм. Создание запросов, отчетов, макросов. Поиск данных. Создание главной и подчиненных кнопочных форм..

6 Технология работы в М3 PowerPoint Основные понятия. Основные операции. Форматирование. Графика и диаграммы. Печать и распространение раздаточных материалов. Эффекты анимации. Просмотр слайдов. Представление презентаций.

7 Технология обработки графической информации Растровая, векторная, фрактальная графика. Восприятие цвета. Воздействие цвета. Кодирование графической информации. Создание, редактирование и просмотр изображений созданных в GIMP.

8 Технологии программирования Структурное и объектно- ориентированное программирование. Наглядное представление программ. Типы данных . Структура программы. Организация ветвлений. Циклы. Процедуры и функции. Сложные типы данных.

9 Сетевые технологии Основные понятия. Навигация в Интернете. Поиск в Интернете. Закладки. Электронная почта. Обмен сообщениями. Адресация. Обслуживание почтового ящика. Интранет.

Целями освоения данной дисциплины являются формирование профессиональных и общекультурных компетенций в области:

- формирования информационной культуры, обусловливающей умение работать с информацией, применяя ИКТ, современные технические и программные средства;

- формирования алгоритмического мышления;

- формирования знаний, умений и навыков использования информатики и современных компьютерных технологий;

- овладения основными техническими понятиями;

- систематизации знаний о программном обеспечении персонального компьютера;

- овладения основными программными средствами и получение фактических навыков работы с программными продуктами на уровне квалифицированного пользователя;

- умения использовать программные средства в профессиональной деятельности.

В последнее время со стороны работодателей и педагогов вузов России отмечается недостаток университетской подготовки к решению профессиональных задач с использованием средств ИКТ, отсутствие творческих навыков использования ИКТ для решения нестандартных педагогических задач. На наш

взгляд для решения этой проблемы необходимо учитывать профессиональную направленность специалистов педагогических специальностей при применении технологий преподавания предметов информационного цикла.

Несмотря на огромное число трудов, посвященных применению ИКТ в учебном процессе - И. В. Роббер [1], П.И. Образцов[2], С.С. Свириденко[3], С.В. Панюкова [4], В. А. Трайнев [5], О. Б. Воронкова[6], Г.М. Киселев [7], Ба-дарч Дендев [8] и др. - методика компьютерной подготовки бакалавров направления педагогическое образование никак не отличается от методики преподавания других направлений.

В связи с этим актуальной становится проблема подготовки поиска технологий обучения, усиливающих процесс формирования компьютерной грамотности, аккомодированных к потребностям будущего педагога. Одним из высокоперспективных вариантов решения этой проблемы, по нашему мнению, является использование в процессе формирования компьютерной грамотности у студентов педагогических специальностей технологического проектирования учебного процесса.

Каждая тема курса, представленная в таблице это независимая содержательная линия курса, следовательно, последовательность изучения тем может быть выбрана произвольно. Анализ содержательного наполнения каждой из тем, необходимых предварительных умений, навыков и знаний, дает возможность сформировать оптимальную очередность изучения всех образовательных линий компьютерной грамотности.

Например, при изучении темы «Технология работы с операционными системами» студенты учатся работать с файловой системой: записывать и считывать информацию на внутренние и внешние накопители информации: логические диски, СБ и БУБ-диски, флеш-карты и др. Предварительно они должны познакомиться:

- с классификацией носителей информации, используемых для персонального компьютера,

- понятиями объем и единицы измерения информации.

Эти важные теоретические знания студенты имеют возможность сформировать в процессе изучении темы «Базовые знания ИТ». При изучении «Технологии работы с текстовой информацией» предполагается, что студенты уже создают древовидную структуру каталогов и сохраняют в них информацию, чему обучаются при изучении «Технологии работы с операционными системами».

Нами применяется бланки защиты лабораторных работ с указанием названия лабораторной работы, предельной даты ее защиты, фактической даты защиты работы и подписи преподавателя оценивающего данную работу. На первом лабораторном занятии студентам объясняется, как проходит процесс защиты каждой лабораторной работы и промежуточный контроль. К последнему лабораторному занятию каждый студент заканчивает заполнение бланка защиты лабораторных работ и готовится к итоговому контролю знаний, умений и навыков. Защищать и работать над лабораторными работами можно в любой последовательности.

Одним из видов самостоятельной работы наших студентов является работа с учебно-методическими пособиями «Тестовые задания по информационным и коммуникационным технологиям(с подробными решениями)» [9] и «Тестовые задания по основам информатики(с подробными решениями)» [10], в которых подробно разобрано решение тестовых заданий охватывающих все разделы предмета «Информатика»:

1. Основы информатики

1.1. Информация

1.2.Кодирование информации

1.2.1. Кодирование текстовой информации

1.2.2. Кодирование звуковой информации

1.2.3. Кодирование графической информации

1.3. Моделирование и формализация

1.4. Алгоритмизация и алгоритмические структуры

1.5. Аппаратное и программное обеспечение

1.5.1. Технические средства реализации информационных процессов

1.5.2. Программные средства реализации информационных процессов

2. Вычислительные задачи

2.1. Информационные модели объектов

2.2. Графы

2.3. Комбинаторика

2.4. Теория вероятностей и математическая статистика

3. Информационные коммуникационные технологии

3.1. Технология работы в операционных системах

3.2. Технология обработки текстовой информации

3.3. Технологии обработки числовой информации

3.4. Технология хранения, поиска и сортировки данных. системы управления базами данных MS Access

3.5. Технология работы в MS PowerPoint

3.6. Технологии обработки графической информации

4. Технологии программирования

5. Сетевые технологии

5.1. Компьютерные сети

5.2. Технологии защиты информации

Приведем пример разобранного тестового задания.

Вопрос

Подсчитайте информационный объем есенинской фразы Отговорила роща золотая при кодировании 16 битами в Unicode. Ответ укажите в байтах. Ответ:

46 байт.

Решение:

Фраза Отговорила роща золотая содержит 23 символа (с учетом пробелов).

Каждый символ, как известно, кодируется 16 битами информации. Следовательно, информационный объем фразы составляет 23*16=368 бит. Переведя это число в байты, получим 368/8=46 байт.

В учебно-методических пособиях разобрано более 800 тестовых заданий.

Использование методов формирования компьютерной грамотности в процессе подготовки студентов направления педагогическое образование способно преобразить формат обучения и преподавания, сделав учебный процесс более интересным и эффективным. Самое главное, что студентам нравится выполнять задания, они с наслаждением предлагают свои идеи, размышляют по-новому. Предложенные методы несомненно помогут преподавателю сформировать принципиально новые условия работы в информационно открытом мире, а также изменят способ мышления сегодняшних студентов так, чтобы они соответствовали потребностям завтрашнего дня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Роберт, И. В. Теория и методика информатизации образования (пси-холого-педагогический и технологический аспекты) / И. В. Роберт. [Текст] -М.: Изд.-во Института информатизации образования Российской академии образования, 2010. - 356 с.

2. Образцов, П. И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. [Текст] - Орел: Академия Спецсвязи России, 2004 . - 317 с.

3. Свириденко, С.С. Информационные технологии в интеллектуальной деятельности: Учебник./ С.С. Свириденко. [Текст] - Н. - МИЭПУ, 2004. - 240 с.

4. Панюкова, С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 224 с.

5. Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании : интерактивные методы / О. Б. Воронкова. [Текст] - Ростов н/Д: Феникс , 2010. -315 с.

6. Трайнев, В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании / В. А. Трайнев, В. Ю. Теплышев, И. В. Трайнев, Ун-т информатизации и управления. - 2-е изд. [Текст] - М.: Дашков и К°, 2012. - 317 с.

7. Киселев, Г.М., Бочкова Р.В. Информационные технологии в педагогическом образовании. [Текст] - М.: Дашков и Ко, 2012. - 308 с.

8. Дендев, Б. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : монография / Под. редакцией: Бадарча Дендева [Текст] - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 с.

9. Пузанкова, Л.В., Роговая, О.М., Дергачева, Ю.Ю. Тестовые задания по основам информатики (с подробными решениями): учебн.-метод. пособие. [Текст] - Рязань: издательство «Образование Рязани», 2012. - 276 с.

10. Пузанкова, Л.В., Роговая, О.М., Дергачева, Ю.Ю. Тестовые задания по информационным и коммуникационным технологиям (с подробными решениями): учебн.-метод. пособие. [Текст] - Рязань: издательство «Образование Рязани», 2012. - 260 с.

Bibliography

1. Robert, Theory and a technique of informatization of education (psychological-pedagogical and technological aspects) / I.V. Robert. [Text] - M.: IIO of Russian Education Academy, 2010. - 356 p.

2. Obraztsov, P. I., Didactics of the higher military school. Educational book / P.I.Obraztsov, V.M.Kosuhin [Text] - O: Akademija connection Russia, 2004 . -317 p.

3. Sviridenko, S.S. Information technologies in intellectual activity: Textbook./ S.S. Sviridenko. [Text] - H. - MIEPY, 2004. - 240 p.

4. Panyukova, S. V. Ispolzovanie informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy v obrazovanii [Use of information and communication technologies in education]. [Text] - M.: Academy, 2010. - 224 p.

5. Voronkova, O. B. The information technologies in education: interactive methods / O.B.. Voronkova. [Text] - Rostov on Don: Phoenix , 2010. - 315 p.

6. Traynev, V. A. New information communication of the technologies in education / V. A. Traynev, V. Yu. Teplyshev, I. V. Traynev. - 2 prod.. [Text] - M.: Dashkov and Ko°, 2012. - 317 p.

7. Kiselyov, G.M., Bochkova R. V. Information technologies in pedagogical education. [Text] - M.: Dashkov and Ko°, 2012. - 308 p.

8. Dendev, B. Information and communication technologies in education: monograph / Under. edition: Badarcha Dendeva [Text] - M.: UNESCO IITO, 2013. -320 p.

9. Puzankova, L.V., Rogovy, O.M., Dergacheva, YU.YU. on fundamentals of informatics (with detailed decisions): Educational and methodical book. [Text] -Ryazan: The education of Ryazan, 2012. - 276 p.

10. Puzankova, L.V., Rogovy, O.M., Dergacheva, YU.YU. The test tasks on the information and communication technologies (with detailed decisions): Educational and methodical book. [Text] - Ryazan: The education of Ryazan, 2012. -260 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.