Научная статья на тему 'Медиакомпетентность современного общества: опыт и тенденции развития'

Медиакомпетентность современного общества: опыт и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1241
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MASS COMMUNICATION / MEDIA CULTURE / MEDIA EDUCATION / MEDIA COMPETENCE / MEDIA LITERACY / DIGITAL LITERACY / INFORMATION CULTURE / COMPUTER SKILLS / INTERNET SKILLS / DIGITAL COMPETENCE / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАВЫКИ / ИНТЕРНЕТ-НАВЫКИ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Захарова М. В., Демина Л. И.

Система массовой коммуникации современного общества обусловила интенсивное развитие медиатехнологий, требующих от современных пользователей информационной культуры и овладения определенными компетенциями. Это связано с необходимостью ежедневного поиска, отбора, хранения, обработки или анализа данных с использованием различных методов и стратегий получения доступа к ним в соответствии с источником и форматом используемой информации (устная, печатная, визуальная, цифровая или мультимедиа).В статье дается обзор основных направлений развития медиаобразования в условиях все более возрастающей роли информационной сферы в функционировании и развитии современного общества. Анализируется и сопоставляется зарубежный опыт в становлении системы формирования медиакультуры, цифровой и компьютерной грамотности участников современного процесса коммуникации. Приводятся примеры основных компетенций, которые определяются как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для личной самореализации, активной гражданской позиции и социальной сформированности и трудоустройства в обществе, основанном на знаниях. Рассматриваются различные подходы к проблеме развития и совершенствования цифровой компетентности, компьютерной грамотности, медиаграмотности, компьютерных навыков, интернет-навыков и др. Обосновывается необходимость формирования медиакомпетентности, ключевого понятия в образовательной среде, позволяющего сформировать основные векторы развития медиаграмотности в среде школьников и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA COMPETENCE OF MODERN SOCIETY: EXPERIENCE AND TRENDS

The system of mass communication in modern society has led to intensive development of media technologies, requiring advanced users of information culture and mastery of specific competencies. This is due to the necessity of daily searching, selection, storage, processing and analysis of data using a variety of methods and strategies to gain access to them in accordance with the format used and the source of information (oral, printed, visual, digital or multimedia). The article provides an overview of the main directions of development of media in an increasingly grows up the role of information in the sphere of functioning and development of the modern society. Analyzes and compares the foreign experience in the development of the system of formation of culture media, digital and computer literacy of the participants of the modern communication process. The examples of core competencies, which are defined as a set of knowledge and skills necessary for personal fulfillment, active citizenship and social formation of and placement in a society based on knowledge. Different approaches to the problem of development and improvement of digital competence, computer literacy, media literacy, computer skills, Internet skills, and others. The necessity of formation of media competence, the key concept in the educational environment, allowing to form the main vectors of the development of media literacy among pupils and students.

Текст научной работы на тему «Медиакомпетентность современного общества: опыт и тенденции развития»

УДК: 37.013.8

ЗАХАРОВА Марина Вадимовна Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия

[email protected]

ДЕМИНА Людмила Ивановна Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия

МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: ОПЫТ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Система массовой коммуникации современного общества обусловила интенсивное развитие медиатехноло-гий, требующих от современных пользователей информационной культуры и овладения определенными компетенциями. Это связано с необходимостью ежедневного поиска, отбора, хранения, обработки или анализа данных с использованием различных методов и стратегий получения доступа к ним в соответствии с источником и форматом используемой информации (устная, печатная, визуальная, цифровая или мультимедиа). В статье дается обзор основных направлений развития медиаобразования в условиях все более возрастающей роли информационной сферы в функционировании и развитии современного общества. Анализируется и сопоставляется зарубежный опыт в становлении системы формирования медиакультуры, цифровой и компьютерной грамотности участников современного процесса коммуникации. Приводятся примеры основных компетенций, которые определяются как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для личной самореализации, активной гражданской позиции и социальной сформированности и трудоустройства в обществе, основанном на знаниях. Рассматриваются различные подходы к проблеме развития и совершенствования цифровой компетентности, компьютерной грамотности, медиагра-мотности, компьютерных навыков, интернет-навыков и др. Обосновывается необходимость формирования ме-диакомпетентности, ключевого понятия в образовательной среде, позволяющего сформировать основные векторы развития медиаграмотности в среде школьников и студентов.

Ключевые слова: массовая коммуникация, медиакульту-ра, медиаобразование, медиакомпетентность, медиагра-мотность, цифровая грамотность, информационная культура, компьютерные навыки, интернет-навыки, цифровая компетентность.

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-139-144

Marina V. ZAKHAROVA Kuban State University Krasnodar, Russia

[email protected]

Lyudmila I. DEMINA Kuban State University Krasnodar, Russia

MEDIA COMPETENCE OF MODERN SOCIETY: EXPERIENCE AND TRENDS

The system of mass communication in modern society has led to intensive development of media technologies, requiring advanced users of information culture and mastery of specific competencies. This is due to the necessity of daily searching, selection, storage, processing and analysis of data using a variety of methods and strategies to gain access to them in accordance with the format used and the source of information (oral, printed, visual, digital or multimedia). The article provides an overview of the main directions of development of media in an increasingly grows up the role of information in the sphere of functioning and development of the modern society. Analyzes and compares the foreign experience in the development of the system of formation of culture media, digital and computer literacy of the participants of the modern communication process. The examples of core competencies, which are defined as a set of knowledge and skills necessary for personal fulfillment, active citizenship and social formation of and placement in a society based on knowledge. Different approaches to the problem of development and improvement of digital competence, computer literacy, media literacy, computer skills, Internet skills, and others. The necessity of formation of media competence, the key concept in the educational environment, allowing to form the main vectors of the development of media literacy among pupils and students.

Keywords: mass communication, media culture, media education, media competence, media literacy, digital literacy, information culture, computer skills, internet skills, digital competence

Современный период развития общества характеризуется тем, что впервые в истории человечества информация и знания заняли главенствующую позицию по отношению к таким важнейшим категориям, как материя и энергия, чем и был ознаменован переход от индустриальной к информационной цивилизации. Развитие информационного общества, часто именуемого «обучающимся обществом», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном повышении квалификации, обновлении знаний, освоении новых видов деятельности [1, с. 74].

Система массовой коммуникации современного общества обусловила интенсивное развитие медиатехнологий, требующих от современных пользователей информационной культуры и владения определенными компетенциями. Роль информационной сферы в функционировании и развитии современного общества постоянно возрастает, доступ к информации является непреложным условием гармонического развития любого человека, отражением его конституционных прав.

Особую значимость в жизни человечества медиа приобрели за последние 40-50 лет именно сегодня медиа - одна из важнейших сфер в жизни людей всей планеты, и смело можно говорить о формировании таких понятий, как «медиакомпетентность» и «медиакультура».

Начиная с 60-х годов ХХ века во многих странах в педагогической науке сформировалось специфическое направление «медиаобразование», призванное помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, уметь анализировать медиатексты и т.д.

Следует отметить, что проблема медиаобразования многопланова, и это подтверждает многовекторность работ ученых, затрагивающих вопросы истории, философии, культуры, образования, развития социума как на региональном так и на международном уровнях. Проблема медиаобразования активно исследуется учеными на мировом уровне и сегодня. Широко известен опыт британских исследователей проблем медиаобразования (Дэвид Букингем (David Buckingham), Кэри Бэзэлгэт (Cary Bazalgette), Лен Мастерман (Len Masterman), Эндрю Харт (Andrew Hart), ученых Германии (Стефан Ауфенангер (Stefan Aufenanger), Бен Бахмайер (Ben Bachmair) [2, с. 120-126].

На теорию медиаобразования в Канаде самое серьезное влияние оказали идеи Герберта Маршалла Маклююэна (Herbert Marshall McLuhan). Кэти Уинг (Cathy Wing) - канадский медиапе-дагог, занимается вопросами, связанными с подготовкой молодых пользователей Интернета и повышением уровня интернет-грамотности молодежной аудитории, курирует разработку ме-диаобразовательных программ. В 2000-2005 гг. она возглавляла масштабный национальный научно-исследовательский проект «Молодые канадцы в сетевом мире» («Young Canadians in a Wired World»), посредством которого поддерживается связь с родительскими и общественными организациями, создаются медиаобразовательные ресурсы, популяризируются идеи организации MNet как в Канаде, так и за рубежом. Рикард Хуэрта (Ricard Huerta), доктор наук, медиапе-дагог, профессор Университета в Валенсии (Universitat de Valencia) ведет активную научную деятельность в данном направлении в Испании [2, с. 135].

Большой вклад в развитие идей и научных положений медиаобразования в России внесли: И.В. Вайсфельд (Российская Ассоциация кинообразования и медиапедагогики), Е.Л. Вартанова (декан факультета журналистики МГУ), Н.И. Гендина, И.В. Жилавская, Н.Б. Кириллова, А.В. Федоров и др. [3, с. 12-14].

Исторический аспект данной проблемы имеет зарубежный опыт: во второй половине ХХ в. в Европе и США стала формироваться система медиаобразования, в программы учебных заведений стали включать специальные дисциплины, позволяющие школьникам и студентам лучше адаптироваться в информационном пространстве, осваивать язык СМИ, работать с ме-диатекстами и т.д. Так, например, в канадской провинции Онтарио с 1987 г. медиаобразование стало обязательным компонентом обучения, в Австралии аналогичный статус у него появился с 1990 г., в школах Великобритании оно интегрировано в уроки родного языка.

Совет Европы в 1989 г. принял «Резолюцию по медиаобразованию и новым технологиям», где говорится: «Медиаобразование должно готовить людей к жизни в демократическом гражданском обществе. Людям нужно дать понимание структуры, механизмов и содержания медиа. В частности, нужно развивать способности независимого критического суждения о содержании медиа. Признавая решающую роль телевидения, радио, Интернета, кинопродукции и т.д. в формировании медиакультуры подрастающего поколения, медиаобразование должно начинаться как можно раньше и продолжаться все школьные годы в качестве обязательного для изучения предмета» [4, с. 254].

В резолюциях и рекомендациях ЮНЕСКО неоднократно подчеркивалась важность и поддержка развития медиакультуры (конференции ЮНЕСКО: в Грюнвальде, 1982; Тулузе, 1990; Париже, 1997; Вене, 1999; Севилье, 2002, и др.). В рекомендациях ЮНЕСКО 2002 г. подчеркивается: «Медиаобразование - часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, оно способствует поддержке демократии. Признавая различия в подходах и развитии медиаобразования в различных странах, рекомендуется, чтобы оно было введено везде, где возможно в пределах национальных учебных планов, так же как в рамках дополнительного, неформального образования и самообразования в течение всей жизни человека» [б].

Как известно, образовательный процесс требует освоения определенных компетенций, поэтому неотъемлемым компонентом медиаобразования является «цифровая компетентность», или «медиакомпетентность», которая предполагает освоение регулярно используе-

мых технологических ресурсов для эффективного решения повседневных проблем участника коммуникационного процесса. В то же время она позволяет осуществлять критическую оценку и выбор новых источников информации и технологических инноваций с точки зрения их полезности при выполнении конкретных задач или целей.

Подтверждением данного тезиса является то, что в последние годы большое количество образовательных систем, в соответствии с рекомендациями международных организаций, таких как ОЭСР и Европейская комиссия, ввели компетентностный подход в традиционные предметные учебные планы. Европейская комиссия выделила восемь основных компетенций, которые определяются как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для личной самореализации, активной гражданской позиции, социальной сформированности и трудоустройства в обществе, основанном на знаниях. В качестве ключевой выделена цифровая компетентность, или медиакомпетентность; по проекту ОЭСР DeCeSo (2002) подразумевается развитие нескольких аспектов этой проблемы:

1) применение широкого спектра инструментов;

2) взаимодействие с другими пользователями в гетерогенных группах;

3) воспитание гражданской ответственности и самостоятельности действий.

Исследователи утверждают, что цифровая компетентность - это уверенное и критическое использование технологий информационного общества (ТИО) для работы, досуга и общения. Она опирается на базовые навыки в области ИКТ: использование компьютера для получения, оценки, хранения, производства, презентации и обмена информацией, а также общения и участия в совместных сетевых работах посредством сервисов Интернет. Как показывают многочисленные исследования (Calvani, Fini, Ranieri, & Picci, 2012; Somyürek & Coskun, 2013), сомнительным является предположение о том, что молодое поколение будет «с рождения» обладать цифровой компетентностью, школы должны обеспечить базовую цифровую компетентность для всех (Gansmo, 2009) [7, с. 25-26].

По мнению других ученых (Krumsvik, 201, Janssen, Stoyanov, Ferrari, Punie & Pannekeet, 2013), цифровая компетентность может быть весьма лаконично определена, но на практическом уровне трудна во внедрении в школьное образование. Так, Ferrari, Punie & Redecker (2012) определили пятнадцать положений в достижении цифровой компетентности. Hatlevik & Christophersen (2013) упоминают о существовании различных концепций вокруг использования цифровых инструментов, таких как цифровая компетентность, компьютерная грамотность, ме-диаграмотность, компьютерные навыки, интернет-навыки и др. [10, с. 57-63].

Многие исследователи склонны считать, что цифровая компетентность и компьютерная грамотность отражают постепенный сдвиг в концепции, который «эволюционировал от простого использования цифровых средств к осмысленному и критическому использованию их обучаемыми». Точно так же это относится к «повышенному вниманию к новым методам распространения информации в цифровой среде в различных социальных контекстах» как цифровому повороту. Представленная учеными перспектива была утверждена Испанским Министерством образования в Королевском указе 1631/2006. Законодатели, разрабатывающие этот проект, процесс обработки информации и цифровую компетентность определили как способность получать, обрабатывать, передавать информацию и превращать ее в знания. Она включает в себя различные навыки, начиная от доступа к информации к ее передаче через различные средства массовой информации, как только она была обработана, в том числе с использованием ИКТ, что важно для самообразования, обучения и общения.

Это связано с поиском, отбором, регистрацией, хранением и обработкой или анализом информации, с использованием различных методов и стратегий, чтобы получить доступ к ней в соответствии с источником и форматом используемой информации (устная, печатная, визуальная, цифровая или мультимедиа). Это требует знания основных команд, конкретных языков (текстовых, числовых, знаковых, визуальных, графических и аудио) и руководящих принципов для декодирования, передачи и применения этих знаний в различных ситуациях и контекстах.

В статье испанских исследователей Juana M. Sancho Gil1 (Department of Didactics and Educational Management, University of Barcelona, Spain) и Paulo Padilla Petry (Department of Research Methods and Diagnosis in Education, University of Barcelona, Spain) «Развитие цифровой

компетентности в системе среднего образования» (Promoting digital competence in secondary education: are schools there? Insights from a case stud study), опубликованной в журнале New Approaches in Educational Research в январе 2016 г. [9], рассматриваются ключевые моменты взаимодействия теории и практики в рамках учебной программы на основе компетентности. В ней рассмотрены понятия об обработке информации и цифровой компетенции, введенные в научный оборот международными организациям, испанским и каталонским министерствами образования, а также изучены последствия и влияние указанных понятий для образования в Испании.

На основе материалов исследования, которые включили в себя интервью со студентами и преподавателями, а также анализ различных документов, авторы статьи создали четыре сценария преподавания и обучения, в которых регулярно используются ИКТ. Ученые в качестве отличительной особенности современного учебного процесса выделяют поощрение медиаком-петенции у студентов. Однако этой статьей исследователи доказывают, что существующие взгляды на образование преподавателей, а также культура в образовательных учреждениях ставят глубоко под сомнение продвижение этой компетентности [8, с. 57-60].

В работе испанских ученых показана часть процессов и результатов исследовательского проекта, в котором рассматривались связи и нестыковки между требованиями политики в области образования и педагогической практикой. Основная задача исследования заключалась в анализе того, как происходит переход от традиционного преподавания дисциплин на основе учебной программы к программам на основе компетентностного подхода. В соответствии с различными научными доказательными базами (Фуллан, 1999; Сарасоном, 1990; Томсон, 2014; Вентланд, 2015, и др.) в статье сформулировано принципиально важное научное положение об освоении медиакомпетенций в современном образовательном пространстве, основанное на теоретическом и практическом подходах. Оно заключается в том, что в образовательных учреждениях нет еще единого подхода в освоении цифровых компетенций, однако существует достаточно много различных подходов, методов и форм организации этой работы. Отсюда проистекает некоторая непоследовательность в освоении компетентностного подхода к медиаобра-зованию в Испании [10, с. 60].

В других европейских странах также уделяется достаточно много внимания проблеме медиаобразования и медиакомпетентности. Например, британский медиапедагог Элейн Скэррэт (Elaine Scarratt), основатель и председатель Ассоциации медиаобразования, в своей статье Dtizenship and media education («Общество и медиаобразование») [12] анализирует современную реальность, в которой СМИ, несомненно, являются основными средствами культурного выражения и коммуникации: становление активного участника общественной жизни обязательно предполагает использование современных средств массовой информации. В последние годы цифровые средства массовой информации и сети стали встроенными в нашу повседневную жизнь и являются частью безграничных изменений процесса производства знаний, общения и творческого самовыражения.

Автор отмечает, что, в отличие от прежних лет, развитие компьютерных и цифровых технологий в массовой информации в настоящее время стало обычным явлением и широко распространено, охватывает широкий круг лиц и учреждений во всех сферах жизни. Цифровые СМИ преодолели границы узкопрофессиональных, академических, правительственных, отраслевых учреждений, которые первоначально ратовали за их развитие. Теперь они применимы и доступны различным слоям населения, в том числе широко используются и в деятельности молодежи. Хотя формы и сферы использования технологий весьма разнообразны, отмечает автор в своем материале, поколение растет в эпоху, когда цифровые медиа являются само собой разумеющейся социальной и культурной формой обучения, игры и общения.

В целом, мировая система медиаобразования предусматривает достижение медиагра-мотности на всех уровнях образования, как в программах средней школы (здесь медиаобразо-вание интегрировано в уроки английского языка и используется в основном материал печатных СМИ), так и в среде медиа-курсов, которые могут выбрать выпускники средней школы - Film & Media Studies, Media Studies, а также в так называемом медиаобразовании на продвинутом уровне - Media Studies Advanced. Будущих учителей в области медиаобразования готовят сегодня многие британские колледжи и университеты, к примеру Лондонский университет. С 1983 г.

в рамках специального проекта медиаобразование стало активно внедряться в учебные планы шотландских школ (как в интегрированной форме, так и в качестве самостоятельного курса Media Studies) [11, с. 120].

Современное развитие британского медиаобразования и развитие компетентностного подхода к формированию цифровой грамотности в Испании показывают, что, несмотря на различие подходов, в Соединенном Королевстве и в Испании существует ясное понимание того, что медиаграмотность и цифровая грамотность в XXI веке столь же необходима для человека, как и традиционная грамотность, и достижение медиакомпетентности сегодня является неотъемлемой составляющей формирования медиакультуры общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Гендина Н.И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации / Н.И. Гендина // Открытое образование. - 2005. - № 6. - С. 74-82.

2. Федоров А.В. Медиапедагоги и теоретики медиакультуры зарубежных стран: энциклопедический ник. - М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2011. [Электронный ресурс] -

URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/449/73449/52322?p_page=5

3. Там же.

4. Alvarado M. and Thompson J.O. (eds) Media Reader. - London: BFI Publications. - Pp. 253-264.

5. Bowker J. (Ed.) Secondary Media Education: a Curriculum Statement. - London: BFI, 1991.

6. Buckingham D. Defining digital literacy // Digital kompetanse. Nordic Journal of Digital Literacy. - 2006. - № 4(2). - Pp. 263-276.

7. Determinants of Internet use for interactive learning: an exploratory study / Castaño, J.; Duart, J.; Sancho-Vinuesa, T. // New Approaches in Educational Research. - 2015. - № 4(1). - Pp. 24-31. [Электронный ресурс] - URL: https://naerjournal.ua.es/article/viewFile/v4n1-4/121

8. Juana M. Sancho Gil, Paulo Padilla Petry. Promoting digital competence in secondary education: are schools there? Insights from a case study / New Approaches in Educational Research. - 2016. - Vol. 5. - No. 1 (January). - Pp. 57-63. [Электронный ресурс] - URL: https://naerjournal.ua.es/article/view/v5n1-9.

9. New Approaches in Educational Research 2016. [Электронный ресурс] - URL: http://naerjournal.ua.es

10. Juana M. Sancho Gil, Paulo Padilla Petry. Ibid.

11. Professional development in teacher digital competence and improving school quality from the teachers' perspective: a case study/ Gisbert, M.; Lázaro, J. L. // New Approaches in Educational Research. - 2015. - № 4(2). - Pp. 115-122. [Электронный ресурс] - URL: https://naerjournal.ua.es/article/viewFile/v4n2-7/156

12. Scarratt E. (2014) / Citizenship and Mediaeducation. [Электронный ресурс] - URL: https://www.

13. researchgate.net/publication/265205474_citizenship_and_media_education_an_introduction

REFERENCES

1. Gendina N.I. Kontseptsiya formirovaniya informatsionnoy kul'tury lichnosti: opyt razrabotki i realizatsii. [The concept of personal information culture: the experience of the development and implementation]. Otkrytoe obrazovanie [Open education]. 2005.no.6. Pp. 74-82.

2. Fedorov A.V. Mediapedagogi i teoretiki mediakul'tury zarubezhnykh stran: entsiklopedicheskiy spravochnik. [Media teachers and theorists of media culture of foreign countries: the encyclopedic reference book] -

URL: http://window.edu.ru/

3. catalog/pdf2txt/449/73449/52322?p_page=5

4. Fedorov A.V. Mediapedagogi Rossii: entsiklopedicheskiy spravochnik. [Russian media educators: encyclopedic reference] - M.: Izd-vo MOO «Informatsiya dlya vsekh», 2011.

5. Alvarado M. and Thompson J.O. (eds) Media Reader. London: BFI Publications, Pp. 253-264 ...

6. Bowker J. (Ed.) (1991). Secondary Media Education: a Curriculum Statement. London: BFI.

7. Buckingham D. Defining digital literacy / Digital kompetanse. Nordic Journal of Digital Literacy. 4(2) 2006, Pp. 263-276

8. Determinants of Internet use for interactive learning: an exploratory study/ Castaño, J.; Duart, J.; Sancho-Vinuesa, T. / New Approaches in Educational Research 4(1) 2015. Pp. 24-31 - URL: https://naerjournal.ua.es/article/viewFile/v4n1-4/121

9. Juana M. Sancho Gil1, Paulo Padilla Petry Promoting digital competence in secondary education: are schools there? Insights from a case study /New Approaches in Educational Research Vol. 5. No. 1. January 2016. Pp. 57-63. -

URL: https://naerjournal.ua.es/article/view/v5n1 -9.

10. New Approaches in Educational Research 2016. - URL: http://naerjournal.ua.es

11. Promoting digital competence in secondary education: are schools there? Insights from a case study Sancho Gil, J. M.; Padilla Petry, P. / New Approaches in Educational Research 5(1) 2016. Pp. 57-63. -

URL: https://naerjournal.ua.es/article/viewFile/v5n1 -9/198

12. Professional development in teacher digital competence and improving school quality from the teachers' perspective: a case study/ Gisbert, M.; Lázaro, J. L. / New Approaches in Educational Research 4(2) 2015. Pp. 115-122. -

URL: https://naerjournal.ua.es/article/viewFile/v4n2-7/156

13. Scarratt E. (2014) / Citizenship and Mediaeducation. -

URL: https://www.researchgate.net/publication/265205474_citizenship_and_media_education_an_introduction

Информация об авторе

Захарова Марина Вадимовна, аспирант, кафедра рекламы и связей с общественностью, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия [email protected]

Демина Людмила Ивановна, доктор филологических наук, профессор, кафедра рекламы и связей с общественностью, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

Получена: 24.12.2016

Для цитирования: Захарова М.В., Демина Л.И., Медиакомпетентность современного общества: опыт и тенденции развития. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 1. Часть 1. с. 139-144. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-139-144.

Information about the author

Marina V. Zakharova, Postgraduate Student, Department of Advertising and Public Relations, Kuban State University, Krasnodar, Russia [email protected]

Lyudmila I. Demina, Doctor of Philological Sciences, Professor, Department of Advertising and Public Relations, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Received: 24.12.2016

For citation: Zakharova, M.V., Demina, L.I., Media competence of modern society: experience and trends. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no. 1. Part. 1. Pp. 139-144.

doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-139-144. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.