Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ РКИ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ЖИЗНИ И ОБРАЗОВАНИИ (ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РКИ)'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ РКИ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ЖИЗНИ И ОБРАЗОВАНИИ (ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РКИ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РКИ / электронная ресурсная база / инструменты для преподавателей / teaching Russian as a Foreign Language / Electronic Resource Base / Tools for Teachers

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лиана Вячеславовна Петросян

Цифровизация проникает во все сферы нашей жизни, в том числе и в языковое образование, в связи с чем преподавателям необходимо пересмотреть свои воззрения на методические приемы в преподавании РКИ. Для этого необходимо снабдить современного преподавателями ресурсной базой, которая поможет им не только подбирать материалы, но и интегрировать современные цифровые инструменты в образовательный процесс. С этой целью в Российско-Армянском университете был разработан проект, направленный на изучение различных типов электронных ресурсов и инструментов, доступных как для преподавателей РКИ, так и изучающих русский язык. Рассмотрены основные преимущества и ограничения электронных ресурсов, а также их потенциал для улучшения усвоения языка. Описание ресурсной базы данных будет способствовать более глубокому пониманию роли цифровых ресурсов в обучении русскому языку и позволит преподавателям выбирать необходимый ресурс или инструмент в зависимости от цели урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN TEACHING RLF: DIGITALIZATION IN LIFE AND EDUCATION (PROJECT FOR CREATION OF ELECTRONIC RESOURCE BASE FOR RFL TEACHERS)

Digitalization is transforming every aspect of our lives, including language education, compelling educators to reconsider their teaching methodologies in Russian as a Foreign Language (RFL). This paper explores modern trends in RFL teaching, focusing on the integration of digital tools and resources. The project, developed at the Russian Armenian University, aims to establish an electronic resource base designed to support RFL teachers. This resource base assists educators in selecting appropriate materials and incorporating contemporary digital tools into their teaching practices. The study examines various types of electronic resources and tools available to RFL teachers and learners, highlighting their main advantages and limitations. By analyzing these digital resources, the paper underscores their potential to enhance language acquisition and provides insights into how educators can effectively utilize them to meet specific lesson objectives. The findings contribute to a deeper understanding of the role of digitalization in RFL education, ultimately aiming to enhance the quality and efficacy of language teaching.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ РКИ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ЖИЗНИ И ОБРАЗОВАНИИ (ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РКИ)»

DOI: 10.24412/cl-37223-2024-1-82-87

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ РКИ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ЖИЗНИ И ОБРАЗОВАНИИ (ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РКИ)

Лиана Вячеславовна Петросян

Ереван, Республика Армения lianna.petrosyan@rau.am

Аннотация. Цифровизация проникает во все сферы нашей жизни, в том числе и в языковое образование, в связи с чем преподавателям необходимо пересмотреть свои воззрения на методические приемы в преподавании РКИ. Для этого необходимо снабдить современного преподавателями ресурсной базой, которая поможет им не только подбирать материалы, но и интегрировать современные цифровые инструменты в образовательный процесс. С этой целью в Российско-Армянском университете был разработан проект, направленный на изучение различных типов электронных ресурсов и инструментов, доступных как для преподавателей РКИ, так и изучающих русский язык. Рассмотрены основные преимущества и ограничения электронных ресурсов, а также их потенциал для улучшения усвоения языка. Описание ресурсной базы данных будет способствовать более глубокому пониманию роли цифровых ресурсов в обучении русскому языку и позволит преподавателям выбирать необходимый ресурс или инструмент в зависимости от цели урока.

Ключевые слова: РКИ, электронная ресурсная база, инструменты для преподавателей.

MODERN TRENDS IN TEACHING RLF: DIGITALIZATION IN LIFE AND EDUCATION (PROJECT FOR CREATION OF ELECTRONIC RESOURCE BASE FOR RFL TEACHERS)

Liana V. Petrosyan

Yerevan, Republic of Armenia lianna.petrosyan@rau.am

Abstract. Digitalization is transforming every aspect of our lives, including language education, compelling educators to reconsider their teaching methodologies in Russian as a Foreign Language (RFL). This paper explores modern trends in RFL teaching, focusing on the integration of digital tools and resources. The project, developed at the Russian-

Armenian University, aims to establish an electronic resource base designed to support RFL teachers. This resource base assists educators in selecting appropriate materials and incorporating contemporary digital tools into their teaching practices. The study examines various types of electronic resources and tools available to RFL teachers and learners, highlighting their main advantages and limitations. By analyzing these digital resources, the paper underscores their potential to enhance language acquisition and provides insights into how educators can effectively utilize them to meet specific lesson objectives. The findings contribute to a deeper understanding of the role of digitalization in RFL education, ultimately aiming to enhance the quality and efficacy of language teaching.

Keywords: teaching Russian as a Foreign Language, Electronic Resource Base, Tools for Teachers.

Мы живем в цифровом мире, в котором технологии проникают во все сферы нашей жизни и меняют восприятие реалий. И образование в этом смысле не является исключением. Переход на дистанционное обучение во время пандемии стал триггером для внедрения новых моделей преподавания: в результате мы начали взаимодействовать с различными цифровыми ресурсами и инструментами и стали лучше понимать потенциал их использования.

Естественно, в результате такого взаимодействия мы столкнулись как с проблемами, так и новыми возможностями и для учащихся, и для преподавателей. Стали заметны тенденции, которые уже сейчас влияют и продолжат влиять на настоящее и будущее языкового образования [2; 4]. И эти тенденции определяются разными факторами. Во-первых, следует особо отметить стремительное развитие цифрового мира. По данным глобальной статистики по состоянию цифровых технологий на январь 2024 г. более 66% всего населения Земли пользуется Интернетом, а 69,4% всего населения мира активно используют мобильные устройства. Причем данный показатель вырос на 2,5% с начала 2023 г. Увеличилось и время, проводимое в соцсетях. Анализ показывает, что типичный пользователь TikTok теперь проводит на платформе в среднем на 6 часов в месяц больше, чем в YouTube и в Фейсбук [1]. Этот факт непосредственно связан со вторым фактором: мы имеем дело с поколением клипового мышления (поколение TikTok, истории в Instagram или Facebook), у которого продолжительность концентрации внимания падает из-за постоянного просмотра короткого визуального контента.

Новое поколение по-своему воспринимает мир, взаимодействуют с ним и интерпретируют его. Они по-другому получают и обрабатывает информацию, и игнорировать этот факт мы не можем, если действительно хотим научить чему-либо современного студента. Нам важно понимать, что именно влияет на формирование портрета современного студента, как это происходит и к чему обязывает систему образования. Соответственно для современного учащегося требуется новое

содержание обучения, готовящее к требуемым в XXI в. навыкам, и, соответственно, необходимы новые инструменты для изучения языков. В настоящее время любой современный студент может получить доступ к неограниченному массиву знаний в любое время и из любого места. Именно поэтому нахождение в классе очно или дистанционно перестало быть непременным условием получения образования, в том числе и языкового. Соответственно изменяется и роль преподавателя: преподаватель больше не является активным транслятором знаний. В этом смысле современный учитель - это не мудрец, который изрекает истину, а наставник, который наблюдает и направляет своего ученика со стороны. Он поощряют, мотивирует, ориентирует учащихся на пути обучения, предлагая постоянную обратную связь. Все сказанное, в свою очередь, требует и от преподавателя не только способности адаптироваться к новым условиям и владеть технологиями цифрового поколения, но и еще, по возможности, предугадывать новые образовательные тенденции, использовать в преподавательской деятельности инструменты, которые могут пригодиться студенту в будущем, и развивать его способности, постоянно мотивируя к построению знаний.

Обучая цифровых аборигенов, нельзя ни в коем случае выбрасывать с «парохода современности» наработанную годами практику традиционной педагогики. Требуется осмысленное и гармоничное сочетание традиционных методов обучения с инновационными. Однако современному преподавателю необходимо понимать, насколько стремительный рост информационных технологий изменяет ландшафт языкового образования и практику преподавания русского языка [3].

Именно поэтому с целью помочь преподавателям и студентам в деле преподавания и изучения русского языка как иностранного в Российско-Армянском университете в рамках грантового проекта была создана ресурсная база как для преподавателей, так и для изучающих РКИ. Целью данной работы являлся всесторонний обзор цифровых инструментов и ресурсов в сфере обучения РКИ, а также выявление их практического потенциала в преподавании и изучении русского языка как иностранного.

При составлении базы учитывались только те ресурсы и инструменты, которые либо находятся в свободном доступе, либо предоставляют определенные возможности и в бесплатной версии. В сферу рассмотрения были включены библиотеки, онлайн-платформы, мобильные приложения, социальные сети, подкасты, видео, а также цифровые инструменты для создания различного образовательного контента.

Описывая и анализируя тот или иной ресурс и инструмент, мы пришли к выводу, что значение и роль цифровых инструментов и ресурсов в современном образовании трудно переоценить. Современное образовательное пространство вбирает в себя все особенности века, и поэтому все чаще и преподаватели, и студенты обращаются за помощью к электронным ресурсам и инструментам. И

на это существует много причин. В первую очередь следует отметить доступность электронных ресурсов, что позволяет стереть физические и географические границы. Во-вторых, нельзя не отметить удобство использования, когда любой студент, изучающий русский язык даже в отдаленной местности (где часто нет специалиста), может получить доступ к языковым онлайн-курсам, интерактивным упражнениям, соцсетям, чтобы отработать свои навыки и получить обратную связь от носителей языка. Кроме того, электронные ресурсы, такие как онлайн-словари и грамматические руководства, обеспечивают мгновенную и всестороннюю поддержку учащихся, позволяя им быстро прояснить свои сомнения и преодолеть те или иные языковые трудности.

Во-третьих, все участникам образовательного процесса могут получить доступ к неограниченной в определенных границах информации, предоставляя за считанные секунды доступ к огромному количество информации в совершенно разных сферах и на любые темы в самых разнообразных форматах (электронные книги, онлайн-журналы, базы данных, образовательные веб-сайты и мн. др.). Это позволяет современному человеку не только постоянно расширять свои знания, но и исследовать различные точки зрения, углубляться в области своего исследования, а также уметь оценивать перспективы своей работы.

В-четвертых, особую значимость приобретает возможность интерактивного обучения с помощью цифровых технологий. Многие ресурсы предлагают пользователю такие разнообразные интерактивные функции, как тесты, викторины, видео, подкасты, тренажеры, которые могут создать для студентов более привлекательную и часто игровую среду обучения. Такие интерактивные инструменты способствуют активному вовлечению студента в процесс построения знаний и помогают лучше понять и усвоить сложный языковой материал.

Очень важной составляющей электронных ресурсов является предоставление учащимся возможности для совместного обучения, будь то дискуссионные доски, документы для совместного использования или виртуальные учебные группы. Такой формат обучения предоставляет студентам возможность учиться друг у друга и обмениваться идеями.

В целом электронные ресурсы стали неотъемлемой частью обучения, предлагая студентам доступность, разнообразие, интерактивность, сотрудничество и организацию разных видов деятельности. Интеграции цифровых ресурсов в обучение РКИ может значительно улучшить процесс обучения, делая его более интерактивным, вовлекающим и эффективным. Преподаватели могут использовать различные стратегии:

— внедрять онлайн платформы для организации обучения (Moodle, Google Classroom, Blackboard), которые позволяют учителю организовать учебный материал, задавать домашние задания, отслеживать прогресс учащихся и предоставлять обратную связь;

— создавать интерактивные задания и викторины (Quizlet, Kahoot, Learnin-

gApp), которые можно выполнять онлайн с моментальным получением обратной связи;

— использовать видеоуроки на канале YouTube (Russian With Max, Мульти-Россия), которые предоставляют широкий выбор видеоресурсов;

— прослушивать подкасты (RussianPod101; Russian With Max; Russianchat, Говори по-русски, Очень по-русски) для улучшения навыков аудирования на различных уровнях;

— обращаться к веб-сайтам для изучения языков (Грамота.ру, Сайт энтузиастов РКИ, Каталоги Института русского языка и культуры), предлагающим материалы, интерактивные упражнения и игры для отработки грамматики и словарного запаса;

— использовать онлайн-инструменты (Google Docs, Jambord, Padlet) для организации командной работы, совместных письменных упражнений, групповых проектов и обратной связи в режиме реального времени;

— самостоятельно создавать собственный контент в различных форматах (Canva, Genially, Google sites, Mind map).

Это всего лишь малая часть того, как преподаватель может использовать широкий спектр ресурсов. Однако даже поэтапное их введение может помочь преподавателю создать динамичную и вовлекающую среду обучения, отвечающую потребностям современных учащихся. Признавая важность и необходимость внедрения новых педагогических практик в технологический век, необходимо признать и важность изучения вопроса эффективной интеграции цифровых ресурсов и инструментов в обучение РКИ. И в этом, на наш взгляд, заключается одна из основных проблем, которую можно решить путем глубокого анализа существующей ресурсной базы, изучения лучших практик применения цифровых технологий и инструментов в сфере языкового образования, созданием сообщества людей, заинтересованных в применении подобных инструментов. При правильном подходе к этим вызовам цифровизация может значительно повысить эффективность обучения русскому как иностранному, а также мотивировать и вовлечь современное поколение в учебный процесс.

Список литературы

1. Digital 2024: Global Overview Report. 2024. - URL: https://datareportal.com/re-ports/digital-2024-global-overview-report (11.04.2024).

2. Дмитренко Т. А. Инновационные тренды в системе языкового образования в XXI веке // Дискурс профессиональной коммуникации. 2021. Т. 3. № 4. - С. 73-83.

3. Петросян Л. В. Электронные ресурсы для преподавания русского языка за рубежом: критерии и принципы организации // Иностранные языки в высшей школе. 2016. Вып. 4(39). - С. 83-88.

4. Fabre P. What's new in teaching and learning languages? New trends and challenges // European School Education. 2023. - URL: https://school-education.ec.europa.eu/ en/insights/viewpoints/teaching-and-learning-languages-new-trends-and-challenges (02.04.2024).

Сведения об авторе:

Лиана Вячеславовна Петросян, к. филол. н., доцент; доцент кафедры русского языка и профессиональной коммуникации Института гуманитарных наук Российско-Армянского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.