Научная статья на тему 'Мобильные инструменты в обучении РКИ'

Мобильные инструменты в обучении РКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мобильные технологии / мобильное обучение / мобильные ресурсы / мобильные приложения / информационно-коммуникационные технологии / РКИ / образовательный процесс / mobile technologies / mobile learning / mobile resources / mobile applications / information and communication technologies / RFL / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришкова Людмила Владимировна

Актуальность исследуемой проблемы определяется важностью использования мобильных технологий при обучении русскому языку как иностранному (РКИ). Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Они позволяют совершенствовать и оптимизировать учебный процесс, разнообразить формы и методы работы, способствуя повышению интереса у обучающихся к изучаемому предмету. Важность и необходимость внедрения ИКТ в учебный процесс отмечено международными экспертами во «Всемирным докладе ЮНЕСКО по коммуникации и информации 1999‒2000 гг.» [1]. В статье рассматривается применение мобильных технологий как один из эффективных инструментов обучения. Мобильные устройства сегодня используются повсеместно, и поэтому они с успехом могут внедряться в процесс обучения, способствуя повышению мотивации у учащихся и результативности учебного процесса. Перед преподавателем встает задача тщательного отбора и внедрения технологий мобильного обучения в образовательный процесс. Цель данной статьи – классифицировать средства мобильного обучения, обобщить и систематизировать разнообразные мобильные инструменты для использования их в процессе обучения РКИ, рассмотреть дидактические возможности мобильных технологий как средств обучения. Во введении обосновывается актуальность использования мобильного обучения в образовательном процессе, приводится характеристика мобильного обучения. Представлен обзор мобильных ресурсов и классификация мобильных средств обучения с целью применения их при обучении русскому языку как иностранному. Рассматриваются наиболее популярные мобильные средства обучения для использования их на занятиях по РКИ в аудиторной работе и в самостоятельной работе учащихся. Описываются дидактические возможности использования современных средств мобильного обучения. За основу были взяты аналитический и описательный методы исследования, анализ научно-методической литературы. Материалами исследования послужили научные работы, в которых рассматривались вопросы использования мобильных технологий в процессе обучения иностранных языков, в том числе РКИ, а также мобильные средства обучения. Результаты исследования могут быть полезны для практического применения на занятиях по РКИ. В заключении делаются выводы о целесообразности использования средств мобильного обучения в процессе обучения РКИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришкова Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using mobile technologies in teaching RFL

The relevance of the problem under study is determined by the importance of using mobile technologies in teaching Russian as a foreign language (RFL). Information and communication technologies (ICT) are an integral part of the educational process. They make it possible to improve and optimize the educational process, diversify the forms and methods of work, helping to increase students’ interest in the subject being studied. The importance and necessity of introducing ICT into the learning process are noted by international experts in the UNESCO World Report on Communication and Information 1999‒2000 [1]. The article discusses the use of mobile technologies as one of the effective learning tools. Mobile devices are used everywhere today, and therefore they can be successfully introduced into the learning process, helping to increase student motivation and the effectiveness of the educational process. The teacher is faced with the task of carefully selecting and introducing mobile learning technologies into the educational process. The purpose of this article is to classify mobile learning tools, summarize and systematize a variety of mobile tools for use in the process of teaching RFL, and consider the didactic capabilities of mobile technologies as learning tools. The introduction substantiates the relevance of using mobile learning in the educational process and provides characteristics of mobile learning. An overview of mobile resources and a classification of mobile learning tools are presented for the purpose of using them in teaching Russian as a foreign language. The most popular mobile learning tools are considered for use in RFL classes in classroom work and in independent work of students. The didactic possibilities of using modern mobile learning tools are described. Analytical and descriptive research methods and analysis of scientific and methodological literature were taken as the basis. The research materials were scientific works that examined the use of mobile technologies in the process of teaching foreign languages, including RFL, as well as mobile learning tools. The results of the study may be useful for practical application in RFL classes. In conclusion, conclusions are drawn about the advisability of using mobile learning tools in the process of teaching RFL.

Текст научной работы на тему «Мобильные инструменты в обучении РКИ»

УДК 372.881.161.1

DOI 10.30914/2072-6783-2024-18-2-166-174

Мобильные инструменты в обучении РКИ

Л. В. Гришкова

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы определяется важностью использования мобильных технологий при обучении русскому языку как иностранному (РКИ). Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Они позволяют совершенствовать и оптимизировать учебный процесс, разнообразить формы и методы работы, способствуя повышению интереса у обучающихся к изучаемому предмету. Важность и необходимость внедрения ИКТ в учебный процесс отмечено международными экспертами во «Всемирным докладе ЮНЕСКО по коммуникации и информации 1999-2000 гг.» [1]. В статье рассматривается применение мобильных технологий как один из эффективных инструментов обучения. Мобильные устройства сегодня используются повсеместно, и поэтому они с успехом могут внедряться в процесс обучения, способствуя повышению мотивации у учащихся и результативности учебного процесса. Перед преподавателем встает задача тщательного отбора и внедрения технологий мобильного обучения в образовательный процесс. Цель данной статьи - классифицировать средства мобильного обучения, обобщить и систематизировать разнообразные мобильные инструменты для использования их в процессе обучения РКИ, рассмотреть дидактические возможности мобильных технологий как средств обучения. Во введении обосновывается актуальность использования мобильного обучения в образовательном процессе, приводится характеристика мобильного обучения. Представлен обзор мобильных ресурсов и классификация мобильных средств обучения с целью применения их при обучении русскому языку как иностранному. Рассматриваются наиболее популярные мобильные средства обучения для использования их на занятиях по РКИ в аудиторной работе и в самостоятельной работе учащихся. Описываются дидактические возможности использования современных средств мобильного обучения. За основу были взяты аналитический и описательный методы исследования, анализ научно-методической литературы. Материалами исследования послужили научные работы, в которых рассматривались вопросы использования мобильных технологий в процессе обучения иностранных языков, в том числе РКИ, а также мобильные средства обучения. Результаты исследования могут быть полезны для практического применения на занятиях по РКИ. В заключении делаются выводы о целесообразности использования средств мобильного обучения в процессе обучения РКИ.

Ключевые слова: мобильные технологии, мобильное обучение, мобильные ресурсы, мобильные приложения, информационно-коммуникационные технологии, РКИ, образовательный процесс

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Гришкова Л. В. Мобильные инструменты в обучении РКИ // Вестник Марийского государственного университета. 2024. Т. 18. № 2. С. 166-174. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-2-166-174

Using mobile technologies in teaching RFL

L. V. Grishkova

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation

Abstract. The relevance of the problem under study is determined by the importance of using mobile technologies in teaching Russian as a foreign language (RFL). Information and communication technologies (ICT) are an integral part of the educational process. They make it possible to improve and optimize the educational process, diversify the forms and methods of work, helping to increase students' interest in the subject being studied. The importance and necessity of introducing ICT into the learning process are noted by international experts in the UNESCO World Report on Communication and Information 1999-2000 [1]. The article discusses the use of mobile technologies as one of the effective learning tools. Mobile devices are used everywhere today, and therefore they can be successfully introduced into the learning process, helping to increase student motivation and the effectiveness of the educational process. The teacher is faced with the task

of carefully selecting and introducing mobile learning technologies into the educational process. The purpose of this article is to classify mobile learning tools, summarize and systematize a variety of mobile tools for use in the process of teaching RFL, and consider the didactic capabilities of mobile technologies as learning tools. The introduction substantiates the relevance of using mobile learning in the educational process and provides characteristics of mobile learning. An overview of mobile resources and a classification of mobile learning tools are presented for the purpose of using them in teaching Russian as a foreign language. The most popular mobile learning tools are considered for use in RFL classes in classroom work and in independent work of students. The didactic possibilities of using modern mobile learning tools are described. Analytical and descriptive research methods and analysis of scientific and methodological literature were taken as the basis. The research materials were scientific works that examined the use of mobile technologies in the process of teaching foreign languages, including RFL, as well as mobile learning tools. The results of the study may be useful for practical application in RFL classes. In conclusion, conclusions are drawn about the advisability of using mobile learning tools in the process of teaching RFL.

Keywords: mobile technologies, mobile learning, mobile resources, mobile applications, information and communication technologies, RFL, educational process

The author declares no conflict of interest.

For citation: Grishkova L. V. Using mobile technologies in teaching RFL. Vestnik of the Mari State University, 2024, vol. 18, no. 2, pp. 166-174. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-2-166-174

Введение

Широкое распространение мобильных устройств и их активное применение в жизни общества делает использование мобильных технологий в процессе обучения актуальным и востребованным. Владение технологией мобильного обучения составляет важную часть информационно-коммуникативной компетенции педагога [2]. Сегодня мобильные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мобильный телефон стал незаменимой вещью в повседневной жизни, в том числе и в образовательной сфере. В современном мире мобильное устройство является не просто средством общения, но и источником получения разнообразной информации. Согласно рекомендациям ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения мобильные технологии способствуют расширению и улучшению возможностей для обучения в самых разных условиях. А такие мобильные устройства, как мобильные телефоны и планшетные компьютеры, используются педагогами и учащимися в повседневной деятельности с целью получения новой, полезной информации, а также они играют важную роль в совершенствовании учебного процесса и управления им с применением новых передовых технологий1.

1 Рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения // UNESCO. 2015. URL: https://unesdoc.unesco. org/ark:/48223/pf0000219641_rus (дата обращения: 07.10.2023).

В системе образования мобильные технологии развиваются быстрыми темпами, что связано с увеличением количества мобильных устройств и постоянным появлением новых мобильных приложений для организации образовательного процесса. Согласно недавнему отчету торговой организации GSMA количество людей в мире, владеющих смартфонами, превышает 4,3 млрд человек, что составляет 54 % населения Земли2. За небольшой период времени привлекательность идеи мобильного обучения привела к осознанию того, что различные портативные устройства могут служить эффективным ресурсом для изучения иностранных языков [3, а 217].

«Мобильные технологии» - это термин, объединяющий в себе три компонента, такие как мобильные устройства, беспроводная коммуникация и приложения. Это комплекс программных и технических средств портативного устройства, направленный на осуществление целей обучения [4]. Под мобильным обучением понимается использование мобильных технологий как отдельно, так и наряду с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) для организации процесса обучения когда угодно и где угодно. Мобильное обучение набирает

2 The State of Mobile Internet Connectivity 2023 // GSMA. 2023. Pp. 4-21. URL: https://www.gsma.eom/r/wp-content/uploads/ 2023/10/The-State-of-Mobile-Internet-Connectivity-Report-2023.pdf (дата обращения: 16.10.2023).

все большую популярность в современном мире и представляет собой новый способ доступа к учебному контенту с использованием мобильных устройств, таких как смартфоны, планшеты, мобильные телефоны, ноутбуки и цифровые ноутбуки. Несомненно, настольные и портативные компьютеры в наши дни не утратили своей популярности, однако большое количество людей отдает свое предпочтение мобильным телефонам, предлагающим обучающимся гибкий доступ к учебному контенту в любом месте и в любое время. Мобильное обучение представляет собой особую форму организации образовательного процесса, при котором мобильные технологии являются основой для осуществления процесса обучения во время аудиторной и внеаудиторной работы.

Мобильное обучение существенно меняет образовательный процесс, создавая такие возможности обучения, которые в значительной степени отличаются от электронного обучения или дистанционного обучения на бумажном носителе1. Мобильные технологии являются средством обучения русскому языку как иностранному (РКИ). Они обладают интерактивностью, наглядностью, гибкостью и доступностью, что дает возможность превратить традиционное обучение в увлекательный диалог между преподавателем и учащимися, тем самым повысив эффективность учебного процесса [5, с. 98].

Изучение языка с помощью мобильных устройств, получившее название Mobile-assisted language learning (MALL), является сегодня одним из самых востребованных направлений в изучении иностранных языков. Данный метод представляет собой использование смартфонов или других мобильных устройств для изучения иностранного языка. Мобильное обучение иностранному языку является определенной формой организации автономного и персонализированного процесса обучения, при которой мобильные устройства выступают в качестве главной технологии, посредством которой у учащихся формируются и совершенствуются языковые навыки, а также социокультурные и межкультурные компетенции независимо от времени и места [6].

К преимуществам мобильного обучения следует отнести вариативность учебного материала,

1 Mohamed Ally. Mobile learning: Transforming the delivery of education and training // AU PRESS. 2009. Pp. 113-132. URL: https://www.aupress.ca/app/uploads/120155_99Z_Mohamed_All y_2009-MobileLearning.pdf (дата обращения: 10.10.2023).

гибкость, доступность, наглядность, интерактивность, индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения, совместность работы, повышение мотивации, мгновенную обратную связь, обучение в любое время и в любом месте [7, ^ 21; 8]. Все это, несомненно, способствует повышению качества образования и расширяет возможности для преподавателей и для обучающихся. К достоинствам современных мобильных устройств относят невысокую стоимость, маленький размер, гибкость, доступность и удобство в использовании.

Отношение преподавателей к ИКТ и использованию данных технологий в образовательном процессе в значительной степени определяет эффективность обучения, в том числе отношение учащихся к процессу обучения и их эмоциональную вовлеченность в учебу [9]. Роль преподавателя сводится к овладению современными мобильными технологиями, знанию тенденций в области мобильного обучения и их эффективному применению в учебном процессе, а также к тщательному отбору учебного материала в соответствии с уровнем, целями и задачами обучения.

Идеи мобильного обучения изложены в работах А. П. Авраменко [10], Н. В. Загуменниковой [4], К. В. Капранчиковой [8], В. А. Куклева [11], И. В. Нефёдова [12], К. А. Поповой [12], С. В. Титовой [7] и др. Так А. П. Авраменко [10] и В. А. Куклев [11] рассматривают современные тенденции мобильного обучения и приводят его характеристики. К. В. Капранчикова [8] в своей статье пишет о психолого-педагогических условиях использования мобильных технологий на занятиях по иностранному языку. И. В. Нефёдов [12], К. А. Попова [12] исследуют проблему использования технологий мобильного обучения на занятиях по РКИ. Н. В. Загуменникова [4] описывает дидактические возможности мобильных приложений. С. В. Титова [7] в своем исследовании рассматривает перспективы использования мобильных технологий в процессе преподавания иностранных языков.

Цель статьи - классифицировать средства мобильного обучения, обобщить и систематизировать разнообразные мобильные инструменты для использования их в процессе обучения РКИ, рассмотреть дидактические возможности мобильных технологий как средств обучения.

Материалы и методы

Для решения поставленных задач в работе использовались аналитический и описательный методы исследования, анализ научно-методической литературы. Материалами исследования послужили научные работы, в которых рассматривались вопросы использования мобильных технологий в процессе обучения иностранным языкам, в том числе РКИ, а также мобильные средства обучения.

Результаты исследования

Предложена классификация средств мобильного обучения с точки зрения возможности применения их в процессе обучения РКИ для развития всех видов речевой деятельности.

Сделан обзор современных средств мобильного обучения, которые могут быть использованы преподавателями РКИ.

Рассмотрены дидактические возможности современных мобильных средств обучения с целью применения их в аудиторной работе и в самостоятельной работе обучающихся.

Обсуждение

На наш взгляд, сегодня при проведении занятий по РКИ следует использовать доступные современные средства мобильного обучения, интересные как для самих преподавателей, так и для

студентов. Это позволяет сделать процесс обучения более мотивированным и сократить время преподавателя на подготовку к занятиям. Благодаря мобильным технологиям учащиеся могут самостоятельно находить нужную им информацию, анализировать ее и успешно применять на практических занятиях, в свою очередь преподаватель может выстраивать индивидуальную траекторию обучения для каждого ученика, диагностируя и выявляя проблемные моменты в обучении.

Средства мобильного обучения позволяют обеспечить текстовое, голосовое и визуальное общение на изучаемом языке. Нами была предложена классификация использования мобильных средств обучения на занятиях по РКИ, направленная на отработку всех видов речевой деятельности. Также мы разделили мобильные средства, предназначенные для преподавателей при подготовке к занятиям и для самих учащихся как на аудиторных, так и на внеаудиторных занятиях. Классификация мобильных средств обучения представлена в таблице. Был изучен дидактический потенциал современных мобильных средств обучения с целью применения их на занятиях и в самостоятельной работе учащихся. Под самостоятельной деятельностью нами понимается индивидуальная и совместная деятельность с учебным электронным контентом в свободном доступе [13, с. 28].

Таблица / Table

Виды мобильных средств обучения / Types of mobile learning tools Мобильные ресурсы / Mobile resources

1 2

I. Мобильные приложения

1) Универсальные приложения «Duolingo», «Lingualeo», «Busuu», «Mondly», «Babbel»

2) Мобильные приложения для отработки лексического и грамматического материала «Anki», «Quizlet», «Memrise», «TinyCards», «Барабук», «Drops», «StudyStack», «LearningApps.org», «6000 Words», «Learn & Go», «Learn Russian Grammar», «Russian Verbs Pro», «Русский как иностранный. Онлайн-тренажер», «Talk2Russia», «LearnRussian»

3) Мобильные приложения для общения «Tandem», «HelloTalk», «Italki», «Speaky», «Slowly», «HiNative»

II. Электронные словари и переводчики в мобильных приложениях «Multitran», «Google Переводчик», «ABBYY Lingvo», «Reverso», «PROMT.One», «Переводчик Microsoft»

III. Онлайн-карты, виртуальные туры, аудиогиды «Google.карты», «Яндекс.Карты», «2ГИС», https://armoury-chamber. kreml.ru/ en-Us/ virtualtour/, https://www.google.com/culturalinstitute/collection/bolshoi-theatre, https://pushkinmuseum.art/media/virtual/index.php?lang=ru, https://peterburg.center/audioguides, https://webtous.ru/virtualnye-ekskursii

IV. Мессенджеры и электронная почта «WhatsApp», «Telegram», «Viber», «Gmail», «Outlook»

Классификация мобильных средств обучения / Classification of mobile learning tools

продолжение табл.

1 2

V. QR-коды «QR Scanner», «QR Code», «QR Code Reader», «NeoReader QR», «Считыватель и сканер QR-кодов»

VI. Сервисы для проведения тестов, опросов, викторин «Kahoot», «QuizGame», «Google Forms», «SurveyMonkey», «EasyTestMaker», «Quizizz» «Testograf», «Socrative», «Simpoll», «Online Test Pad», «Мастер-Тест»

VII. Мобильные блоги, подкасты, видеохостинги «Speaking Russian», «Russian podcast», «Russian Progress», «Slow Russian», «Очень по-русски», «YouTube», «Rutube»

VIII. Электронные учебники «Sputnik», «Между нами», «Успех+», «Как скажешь»

IX. Мультимедийные материалы на мобильных устройствах Видео- и аудиозаписи, фотографии

Рассмотрим каждую из представленных в таблице категорий более подробно.

Мобильные приложения, направленные на комплексное изучение всех видов речевой деятельности (универсальные приложения). К таким видам приложений следует отнести «Duolingo», «Lingualeo», «Busuu», «Mondly», «Babbel».

Мобильные приложения для отработки лексического и грамматического материала. К этой категории мы относим такие мобильные приложения, как «Anki», «Quizlet», «Memrise», «TinyCards», «Барабук», «Drops», «StudyStack», «LearningApps.org», «6000 Words», «Learn & Go», «Learn Russian Grammar», «Russian Verbs Pro». Данные приложения помогают эффективно отработать лексические единицы и грамматические конструкции непосредственно как на самих занятиях под контролем преподавателя, так и при самостоятельной работе обучающихся для закрепления пройденного материала. Пользователи приложений «Anki», «Quizlet», «TinyCards», «Drops» и «Барабук» сами могут создавать учебные модули, наполняя карточки определенными лексическими единицами и грамматическим материалом. Данные приложения просты в использовании и служат эффективным инструментом в организации учебной деятельности.

Мобильные приложения для общения с носителями русского языка: «Tandem», «HelloTalk», «Italki», «Speaky», «HiNative», «Slowly». Приложения «Tandem», «HelloTalk», «Speaky» позволяют совершенствовать свои речевые и письменные навыки, наряду с письменными сообщениями данные приложения позволяют обмениваться текстовыми и аудиосообщениями, а также совершать телефонные звонки из всех уголков мира. С помощью приложения «HiNative» можно задавать

вопросы по изучению русского языка и получать ответы от носителей языка. Приложение «Slowly» подходит для тех, кто хочет завести друзей по переписке по всему миру. Но в отличие от отправки мгновенных сообщений в других приложениях, письма в «Slowly» идут очень медленно и доходят до своего адресата через много часов или несколько дней, имитируя реальное время на отправку и получение писем. Данные приложения дают реальный опыт общения с носителями языка, встроенные словари и функция «исправление ошибок» в этих мобильных сервисах помогает в развитии письменных навыков. Данные приложения могут быть использованы при самостоятельной работе обучающихся.

Использование электронных словарей и переводчиков в мобильных приложениях - важный элемент в обучении РКИ. Загрузив приложение на мобильный телефон, можно мгновенно получить перевод с одного языка на другой, увидеть правописание слов и выражений, услышать их произношение, а также понять, как данные лексические единицы работают в контексте. Мы рекомендуем использовать следующие ресурсы: «Multitran», «Google Переводчик», «ABBYY Lingvo», «Reverso», «PROMT.One», «Переводчик Microsoft».

Онлайн-карты («Google.карты», «Яндекс.Карты», «2ГИС»), виртуальные туры (https://armoury-chamber.kreml.ru/en-Us/virtualtour/, https://www. google.com/culturalinstitute/collection/bolshoi-theatre, https://pushkinmuseum.art/media/virtual/index.ph p?lang=ru, https://peterburg.center/audioguides, https://webtous.ru/virtualnye-ekskursii), аудиогиды (экскурсии по музеям, театрам, университетам, городам и достопримечательностям России) помогают в расширении и обогащении страноведческого

материала, данные сервисы имеют также практическую направленность и могут быть использованы на занятиях РКИ для создания учебно-коммуникативных ситуаций.

Мессенджеры и электронная почта: «WhatsApp», «Telegram», «Viber», «Gmail», «Outlook» являются популярными средствами мобильного обучения для обеспечения коммуникации и взаимодействия преподавателя со студентами и студентов между собой. Также с помощью данных инструментов преподаватель имеет возможность рассылать различные учебно-методические материалы учащимся, а учащиеся, в свою очередь, могут присылать свои выполненные работы.

Использование QR-кодов с помощью мобильных приложений: «QR Scanner», «QR Code», «QR Code Reader», «NeoReader QR», «Считыватель и сканер QR-кодов». Преподаватель может создавать задания, тесты, опросы для студентов с помощью QR-кодов, а также использовать их для быстрого распространения учебных материалов. При сканировании QR-кода с помощью мобильных устройств учащиеся быстро получают доступ к необходимой им информации. При проведении опросов, тестов, выполнении заданий рекомендуется использовать сайт Google Forms. При считывании QR-кода студентам мгновенно предоставляется доступ к заданиям, а преподаватель в автоматическом режиме получает ответы.

Сервисы для проведения тестов, опросов, викторин позволяют в быстрой и увлекательной форме опросить студентов. Данные сервисы могут быть использованы для проверки различных аспектов языка. К наиболее популярным сервисам следует отнести «Kahoot», «QuizGame», «Google Forms», «SurveyMonkey», «EasyTest-Maker», «Quizizz» «Testograf», «Socrative», «Sim-poll», «Online Test Pad», «Мастер-Тест».

Мобильные блоги и подкасты, видеохостинги позволяют улучшить восприятие речи на слух, расширить словарный запас, познакомиться с культурой носителей русского языка, услышать аутентичную речь в реальных ситуациях и совершенствовать произносительные навыки. Наибольшую ценность на занятиях по РКИ, на наш взгляд, представляют следующие ресурсы: «Speaking Russian», «Russian podcast», «Russian Progress», «Slow Russian», «Очень по-русски», «YouTube», «Rutube».

Электронные учебники («Sputnik», «Между нами», «Успех+», «Как скажешь») помогают

Pedagogics •

студентам, изучающим русский язык, работать самостоятельно. Аудиовизуально представленный материал в электронных учебниках способствует прежде всего развитию навыков аудирования и говорения.

Использование мультимедийных материалов на мобильных устройствах (видео и аудио записи, фотографии) помогают учащимся при подготовке проектов и при выполнении учебных заданий.

Говоря об отечественных мобильных инструментах следует сказать, что сегодня на рынке активно появляются мобильные приложения российских разработчиков, которые заслуживают особого внимания. В частности, следует отметить бесплатный онлайн-тренажер «Русский как иностранный», созданный при поддержке Министерства Просвещения РФ [14]. Данное приложение направлено на изучение лексико-грамматического материала, развитие навыков произношения, чтения, аудирования и говорения, а также включает в себя задания на подготовку к ТРКИ (уровни А1-А2). Онлайн-тренажер может быть полезен для учащихся, изучающих РКИ на элементарном и базовом уровнях. Каждый урок включает в себя просмотр видео, выполнение различных видов упражнений, направленных на отработку и закрепление изученного материала, а также тестовые задания для проведения контроля усвоения знаний, умений и навыков. Задания представлены в интерактивной форме, что помогает сделать процесс обучения РКИ увлекательным и интересным. Интерфейс приложения и все задания представлены полностью на русском языке, поэтому для снятия языковых трудностей на начальном этапе обучения рекомендуется использовать данное мобильное приложение под руководством преподавателя.

Еще одним бесплатным мобильным приложением для изучения РКИ, созданным при поддержке Министерства просвещения РФ, является «Talk2Russia». Приложение предназначено для изучения РКИ от начального этапа обучения до базового уровня овладения языком, поскольку включает в себя три раздела. Первый раздел состоит из вводно-фонетического курса, где иностранным обучающимся предлагается изучить русский алфавит, правила произношения и чтения, а также освоить основные интонационные конструкции русского языка. Второй этап (уровень А1) направлен на овладение элементарным уровнем РКИ. Данный раздел включает в себя

Ь. V. ОпвЬкочэ

10 лексических тем, в каждой из которой учащиеся могут изучить новые слова и выражения, освоить грамматический материал в рамках изучаемой темы, а также посмотреть небольшое видео и выполнить задание к нему. После изучения всего раздела обучающиеся могут выполнить лексико-грамматический тест. Курс базового уровня (уровень А2) рассчитан на изучение восьми лексических тем, в которых также ведется работа над лексико-грамматическом материалом. Названия разделов в данном мобильном приложении представлены на английском языке, для объяснения лексического и грамматического материала используется русский и английский языки. Данное приложение может быть использовано на занятиях по РКИ, а также при самостоятельном освоении курса русского языка.

Мобильное приложение «Learn Russian», разработанное институтом русского языка им. А. С. Пушкина, направлено на самостоятельное изучение русского языка как иностранного. Приложение состоит из четырех разделов: «Карточки», «Слова», «Тесты» и «Викторины». Раздел «Карточки» направлен на отработку лексических единиц по заданной теме. Он содержит 15 базовых тем, таких как «Город», «Работа», «Одежда и обувь», «Еда», «Числа, фигуры и цвета» и т. д. В данном разделе нужно соотнести слово с его изображением. Представлено несколько вариантов заданий для выполнения. В разделе «Слова» учащимся предлагается подписаться на получение уведомлений для знакомства с новыми словами в одной из представленных в приложении категорий. В разделе «Тесты» можно проверить свои лексико-грамматические навыки в рамках элементарного и базового уровней. Пользователь может не только выполнить тестовое задание по определенной теме, но и пройти общий тренировочный тест по всем представленным в приложении темам. Также в данном разделе можно проверить свои знания по орфографии, выбрав

правильный вариант написания слова. Наиболее интересным представляется раздел, содержащий викторины по культуре речи и лингвостранове-дению. Задания направлены на знакомство с культурой, историей и географией страны изучаемого языка. Приложение может быть использовано для самостоятельного изучения РКИ, а также при проведении контроля со стороны преподавателя.

Заключение

Таким образом, нами была предложена классификация средств мобильного обучения. В данной классификации были представлены современные мобильные средства обучения, направленные на развитие различных видов речевой деятельности и являющиеся на сегодняшний день наиболее популярными и одними из эффективных инструментов в процессе обучения РКИ. Также был сделан обзор современных средств мобильного обучения и рассмотрены их дидактические возможности. Представленные нами мобильные технологии позволяют идти в ногу со временем, эффективно организуя учебный процесс. Использование разных видов средств мобильного обучения на занятиях по РКИ позволяет комплексно работать над всеми видами речевой деятельности, способствуя развитию коммуникативной компетенции у учащихся. Представленные нами мобильные ресурсы способствуют расширению страноведческого материала у иностранных студентов, а также помогают обеспечить эффективное взаимодействие между преподавателем и обучающимся. Обладая доступностью, гибкостью и вариативностью, рассмотренные нами мобильные средства обучения могут быть использованы как на аудиторных занятиях, так и в самостоятельной работе обучающихся. Результаты исследования могут быть полезны для практического применения на занятиях по РКИ.

1. Kholmatova S. S. Features of teaching the Russian language as a foreign at the initial stage of teaching // Orienss. 2022. No. Special Issue 20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/features-of-teaching-the-russian-language-as-a-foreign-at-the-initial-stage-of-teaching (дата обращения: 12.04.2024).

2. Жилина А. И., Чепуренко Г. П., Юрьева Д. В. Мобильное обучение как педагогическая инновация в системе управления знаниями // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2019. № 2. С. 132-145. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnoe-obuchenie-kak-pedagogicheskaya-innovatsiya-v-sisteme-upravleniya-znaniyami (дата обращения: 18.11.2023).

3. Рябоконева О. В., Стрельчук Е. Н. Мобильное обучение русскому языку как иностранному: обзор научных публикаций // Проблемы современного образования. 2023. № 4. С. 215-225. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=cnzjko (дата обращения: 18.11.2023).

4. Загуменникова Н. В. Мобильное обучение в преподавании русского языка как иностранного: классификация, обзор возможностей мобильных приложений // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2022. № 4. С. 109-120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnoe-obuchenie-v-prepodavanii-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-klassifikatsiya-obzor-vozmozhnostey-mobilnyh-prilozheniy (дата обращения: 20.11.2023).

5. Шубина Н. С. Мобильные приложения в обучении РКИ // Актуальные проблемы преподавания РКИ: материалы II межвузовского (межрегионального) с международным участием научно-методического семинара «Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного в вузе-2019», Петрозаводск, 15 мая 2019 года. Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет. 2019. С. 95-100. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41170348 (дата обращения: 12.02.2024).

6. Трошина Ю. В., Вербицкая Н. О. Мобильное обучение иностранному языку: понятие, функции, модели // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20164 (дата обращения: 20.10.2023).

7. Титова С. В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 1. С. 9-23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnoe-obuchenie-segodnya-strategii-i-perspektivy (дата обращения: 22.10.2023).

8. Капранчикова К. В. Психолого-педагогические условия обучения студентов иностранному языку на основе мобильных технологий // Вестник ТГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 2 (130). С. 80-88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-obucheniya-studentov-inostrannomu-yazyku-na-osnove-mobilnyh-tehnologiy (дата обращения: 12.11.2023).

9. Радчикова Н. П., Одинцова М. А., Сорокова М. Г. Отношение преподавателей российских вузов к цифровой образовательной среде // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023. Т. 20. № 2. С. 311-330. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-2-311-330

10. Авраменко А. П. Методика применения мобильных технологий в преподавании иностранных языков: этапы развития и современные тенденции // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 6 (149). Вып. 17. С. 36-42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-primeneniya-mobilnyh-tehnologiy-v-prepodavanii-inostrannyh-yazykov-etapy-razvitiya-i-sovremennye-tendentsii (дата обращения: 16.11.2023).

11. Куклев В. А. Сущностные характеристики мобильного обучения как педагогической инновации // Мир науки, культуры, образования. 2008. № 5. С. 204-207. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-harakteristiki-mobilnogo-obucheniya-kak-pedagogicheskoy-innovatsii (дата обращения: 27.11.2023).

12. Нефёдов И. В., Попова К. А. M-learning как инновационное средство в обучении РКИ // Известия Южного федерального университета. 2016. № 3. С. 170-178. DOI: https://doi.org/10.18522/1995-0640-2016-3-170-178

13. Брендина Н. В. Практика использования мобильных технологий для повышения мотивации учения // Информатика и образование. 2017. № 9. С. 26-30. URL: https://info.infojournal.ru/jour/article/view/228 (дата обращения: 25.11.2023).

14. Бронников Д. Г. Современные российские мобильные приложения для изучения русского языка как иностранного // Обучение иностранным языкам в условиях ограниченной языковой среды : Сборник статей научно-практического семинара с международным участием, Москва, 20-21 января 2022 года. М. : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)». 2022. С. 60-65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48499342 (дата обращения: 12.04.2024).

Статья поступила в редакцию 11.03.2024 г.; одобрена после рецензирования 16.04.2024 г.; принята к публикации 20.05.2024 г.

Об авторе

Гришкова Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аспирант кафедры русского языка и методики его преподавания филологического факультета, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6), m.oscar@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

1. Kholmatova S. S. Features of teaching the Russian language as a foreign at the initial stage of teaching. Orienss, 2022, no. Special Issue 20. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7features-of-teaching-the-russian-language-as-a-foreign-at-the-initial-stage-of-teaching (accessed 12.04.2024). (In Eng.).

2. Zhilina A. I., Chepurenko G. P., Yurieva D. V. Mobil'noe obuchenie kak pedagogicheskaya innovatsiya v sisteme upravleniya znaniyami [Mobile learning as a pedagogical innovation in the knowledge management system]. Vestnik LGU im. A. S. Pushkina = Pushkin Leningrad State University Journal, 2019, no. 2, pp. 132-145. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnoe-obuchenie-kak-pedagogicheskaya-innovatsiya-v-sisteme-upravleniya-znaniyami (accessed 18.11.2023). (In Russ.).

3. Ryabokoneva O. V., Strelchuk E. N. Mobil'noe obuchenie russkomu yazyku kak inostrannomu: obzor nauchnykh publikatsii [Mobile learning of Russian as a foreign language: a review of scientific publications]. Problemy sovremennogo obrazovaniya =

Problems of Modern Education, 2023, no. 4, pp. 215-225. (In Russ.). Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=cnzjko (accessed 18.11.2023). (In Russ.).

4. Zagumennikova N. V. Mobil'noe obuchenie v prepodavanii russkogo yazyka kak inostrannogo: klassifikatsiya, obzor vozmozhnostei mobil'nykh prilozhenii [Mobile learning in teaching Russian as a foreign language: classification, overview of the capabilities of mobile applications]. Vestnik PNIPU. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki = PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, 2022, no. 4, pp. 109-120. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnoe-obuchenie-v-prepodavanii-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-klassifikatsiya-obzor-vozmozhnostey-mobilnyh-prilozheniy (accessed 20.11.2023). (In Russ.).

5. Shubina N. S. Mobil'nye prilozheniya v obuchenii RKI [Mobile applications in teaching RFL]. Aktual'nye problemy prepodavaniya RKI: materialy II mezhvuzovskogo (mezhregional'nogo) s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-metodicheskogo seminara «Aktual'nye problemy prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo v vuze-2019», Petrozavodsk, 15 maya 2019 goda = Current problems of teaching RFL: materials of the II Interuniversity (interregional) scientific and methodological seminar with international participation "Current problems of teaching Russian as a foreign language at a university-2019" (Petrozavodsk, May 15, 2019). Petrozavodsk, Publ. house of Petrozavodsk State University, 2019, pp. 95-100. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41170348 (accessed 12.02.2024). (In Russ.).

6. Troshina Yu. V., Verbitskaya N. O. Mobil'noe obuchenie inostrannomu yazyku: ponyatie, funktsii, modeli [Mobile foreign language learning: concept, functions, models]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2015, no 3. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20164 (accessed 20.10.2023). (In Russ.).

7. Titova S. V. Mobil'noe obuchenie segodnya: strategii i perspektivy [Mobile teaching today: strategies and the future]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 19: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya = Moscow University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, 2012, no. 1, pp. 9-23. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7mobilnoe-obuchenie-segodnya-strategii-i-perspektivy (accessed 22.10.2023). (In Russ).

8. Kapranchikova K. V. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya obucheniya studentov inostrannomu yazyku na osnove mobil'nykh tekhnologii [Psychological and pedagogical conditions of foreign language teaching based on mobile technologies]. Vestnik TGU. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, 2014, no. 2 (130), pp. 80-88. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-obucheniya-studentov-inostrannomu-yazyku-na-osnove-mobilnyh-tehnologiy (accessed 12.11.2023). (In Russ).

9. Radchikova N. P., Odintsova M. A., Sorokova M. G. Otnoshenie prepodavatelei rossiiskikh vuzov k tsifrovoi obrazovatel'noi srede [The attitude of Russian university teachers towards the digital educational environment]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya ipedagogika = RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2023, vol. 20, no. 2, pp. 311330. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-2-311-330

10. Avramenko A. P. Metodika primeneniya mobil'nykh tekhnologii v prepodavanii inostrannykh yazykov: etapy razvitiya i sovremennye tendentsii [Means of mobile technologies appliance in foreign languages teaching: development stages and modern trends]. Nauchnye vedomosti BelGU. Ser. Gumanitarnye nauki = Belgorod State University. Scientific Bulletin. Series: Humanitarian Sciences, 2013, no. 6 (149), vol. 17, pp. 36-42. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-primeneniya-mobilnyh-tehnologiy-v-prepodavanii-inostrannyh-yazykov-etapy-razvitiya-i-sovremennye-tendentsii (accessed: 16.11.2023). (In Russ).

11. Kuklev V. A. Sushchnostnye kharakteristiki mobil'nogo obucheniya kak pedagogicheskoi innovatsii [The intrinsic characteristics of mobile learning as a pedagogical innovation]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = The World of Science, Culture and Education, 2008, no. 5, pp. 204-207 Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-harakteristiki-mobilnogo-obucheniya-kak-pedagogicheskoy-innovatsii (accessed 27.11.2023). (In Russ).

12. Nefedov I. V., Popova K. A. M-learning kak innovatsionnoe sredstvo v obuchenii RKI [M-learning as innovation means in RFL teaching]. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta = Proceedings of Southern Federal. University. Philology, 2016, no. 3, pp. 170-178. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.18522/1995-0640-2016-3-170-178

13. Brendina N. V. Praktika ispol'zovaniya mobil'nykh tekhnologii dlya povysheniya motivatsii ucheniya [Practice of using mobile technologies to increase learning motivation]. Informatika i obrazovanie = Informatics and Education, 2017, no. 9, pp. 26-30. Available at: https://info.infojournal.ru/jour/article/view/228 (accessed 25.11.2023). (In Russ).

14. Bronnikov D. G. Sovremennye rossiiskie mobil'nye prilozheniya dlya izucheniya russkogo yazyka kak inostrannogo [Modern Russian mobile applications for learning Russian as a foreign language]. Obuchenie inostrannym yazykam v usloviyakh ogranichennoi yazykovoi sredy: Sbornik statei nauchno-prakticheskogo seminara s mezhdunarodnym uchastiem, Moskva, 2021 yanvarya 2022 goda = Teaching foreign languages in a limited language environment: Collection of articles from a scientific and practical seminar with international participation (Moscow, January 20-21, 2022). M., Publ. house of the Kosygin State University of Russia (Technology. Design. Art), 2022, pp. 60-65. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=48499342 (accessed 12.04.2024).

The article was submitted 11.03.2024; approved after reviewing 16.04.2024; accepted for publication 20.05.2024.

About the author

Lyudmila V. Grishkova

Postgraduate student of the Department of Russian Language and Teaching Methods, Faculty of Philology,

Peoples' Friendship University of Russia (6 Miklukho-Maklaya St., Moscow 117198, Russian Federation),

m. oscar@mail. ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.