Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,
Pedagogy: a Problem and Solutions
Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:
РЕСУРС «МОГУ ПИСАТЬ» В АСПЕКТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ
Наталия Вячеславовна Сафонова
Преподаватель кафедры русского языка, лингвистики и международной коммуникации Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа
hafnium72@mail
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются возможности образовательного ресурса «Могу писать» в процесс обучения русскому языку как иностранному. Актуальность работы обусловлена возрастающей популярностью использования интерактивных и интернет-технологий в обучении в целом и в преподавании иностранных языков в частности. В статье представлено несколько вариаций использования данного ресурса для создания заданий по теме «Глаголы движения».
Ключевые слова: иностранные обучающиеся, русский язык как иностранный (РКИ), формы обучения, интерактивные задания, интернет-ресурсы.
ANNOTATION
The article examines the possibilities of the educational resource «Mogu pisat'» in the process of teaching Russian as a foreign language. The relevance of the work is due to the increasing popularity of the use of interactive and Internet technologies in teaching in general and in teaching foreign languages in particular. It presents several variations of tasks on the topic «Verbs of motion» using this resource.
Keywords: foreign students, Russian as a foreign language (RFL), forms of education, interactive tasks, online resources.
ВВЕДЕНИЕ.
Развитие новых общеобразовательных и профессиональных компетенций, а также индивидуальный подход в обучении заставляют преподавателя создавать новые материалы к занятиям, которые дополняют основное учебное пособие. Кроме того, во многих медицинских вузах студенты обучаются с использованием языка-посредника (английского), что полностью или частично исключает коммуникативный подход в преподавании русского
394
April 26, 2024
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,
Pedagogy: a Problem and Solutions
Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:
языка как иностранного (далее - РКИ). Это приводит к меньшей заинтересованности обучающегося, так как мотивация в таком случае страдает ввиду отсутствия коммуникантов среди преподавателей и одногруппников, а развитая цифровая среда, в условиях которой всё можно заказать онлайн, купить без использования речевых навыков приводит к невовлечённости студентов [10. Петросян]. Необходимость создания дополнительных рабочих листов, так или иначе повышающих внешнюю мотивацию обучающихся, таким образом, очевидна.
Актуальность данного исследования обусловлена возрастающей популярностью использования интерактивных и интернет-технологий в обучении в целом и в преподавании иностранных языков в частности. В практику преподавания русского языка иностранным обучающимся разными педагогами активно внедряются различные образовательные интерактивные ресурсы. Так, многие преподаватели используют на занятиях по РКИ кинопедагогику [6. Лавочкина], квизы [2. Гумерова], мультипликационные фильмы и медиатексты [11. Саитова], чат-боты [2. Гумерова], мемы [1. Александрова], игры и интернет-ресурсы [9. Петросян], комиксы [3. Королев], песни [5. Кунникова] и др. Кроме того, многие пособия, выпускаемые на кафедрах русского языка как иностранного в различных университетах, с недавних пор оснащаются QR-кодами, интерактивными заданиями, образовательными играми, квестами и прочими ресурсами, которые также помогают в повышении мотивации к изучению языка [7. Линник], [8. Линник]. Целью нашего исследования является анализ возможностей применения сервиса «Могу писать» в качестве онлайн конструктора рабочих листов и заданий в преподавании разных аспектов РКИ.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ.
Материалом нашей работы послужили теоретические исследования и практическое использование интернет-ресурсов в преподавании РКИ. Изучение возможностей сервиса проводилось с помощью изучения функционала сервиса, наблюдения и обобщения собственного педагогического опыта.
К преимуществам данного сервиса относятся:
• бесплатный доступ;
• русскоязычный интерфейс;
• наличие разнообразных типов заданий;
395
April 26, 2024
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,
Pedagogy: a Problem and Solutions
Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:
_mumovayechimlaL
банк методических материалов от преподавателей русского языка.
Рассмотрим несколько вариантов использования ресурса «Могу писать» для создания заданий по теме «Глаголы движения». Так, рабочий лист «Словарная работа-3» состоит из трёх заданий, два из которых представлены в виде QR-кодов. Для первого упражнения мы составили список глаголов движения (например, иду, идёшь, идёт, идёте, идём, идут, хожу, ходишь, ходит, ходите, ходим, ходят). Далее сайт генерирует QR-код, направляющий на облако слов, в котором появляются и исчезают заданные слова. Задача обучающегося выписать все. В следующем задании предлагается обвести слова из списка, которые присутствовали в первом задании. Примечательно, что программа здесь разбавляет список словами, не входившими в первое задание, это дополнительно тренирует внимательность обучающихся, при этом преподавателю не нужно самому придумывать слова, которые не входили в исходное задание. Для третьего задания составляется новый ряд слов, в котором преподавателем пропускаются буквы, а студенту предлагается вставить их. Данное задание не только тренирует память и внимательность, но и развивает когнитивную деятельность обучающегося.
Следующий рабочий лист, созданный с целью отработки глаголов движения, - конструктор «Филворд». Преподавателем составляется список слов, сайт генерирует филворд самостоятельно. Так, нами был составлен список из однонаправленных и разнонаправленных глаголов движения. Задача обучающихся найти и обвести все разнонаправленные/однонаправленные глаголы движения.
Похожее задание можно составить в конструкторе «Выпиши слова». Данный инструмент позволяет написать тексты небольшого объёма, в которых обучающимся следует найти те или иные слова и выписать их в левую колонку. Для этого рабочего листа нами был написан текст на тему «Мой день», в котором обучающиеся должны найти однонаправленные/разнонаправленные глаголы движения, после чего выписать их в специально отведённую для этого колонку. Рабочий лист представлен ниже (Рис.1).
396
April 26, 2024
Tashkent Medical Academy Toshkent tibbiyot akademiyasi
Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,
Pedagogy: a Problem and Solutions Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:
_mumovayechimlaL
Рис. 1. Пример использования рабочего листа "Выпиши слова"
РЕЗУЛЬТАТЫ И обсуждение.
В данной статье нами была поставлена цель проанализировать возможности применения сервиса «Могу писать» в качестве онлайн конструктора рабочих листов и заданий в преподавании. Описанные нами разработки не являются единственным способом применения функционала, однако наше исследование поможет в изучении потенциальных возможностей применения данного ресурса для подготовки занятий и рабочих листов для иноязычной аудитории с целью разнообразия учебных занятий, а также повышения мотивации у обучающихся. Кроме того, сервис экономит время преподавателя, самостоятельно генерируя необходимые дополнительные элементы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, использование ресурса «Могу писать» в процессе обучения РКИ значительно облегчает работу преподавателя и методиста по части создания рабочих листов, а также сокращает время подготовки к занятиям. Вместе с тем этот и подобные ресурсы, являясь интерактивными и следуя клиповому мышлению современного поколения, способствуют
April 26, 2024
397
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,
Pedagogy: a Problem and Solutions
Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:
_mumovayechimlaL
вовлечённости и заинтересованности обучающихся. Также следует отметить, что использование интернет-ресурсов позволяют адаптировать учебные материалы под каждого студента или группу, тем самым создавая индивидуальный подход к обучению.
REFERENCES
[1]. Александрова, Е. Н. Дидактический потенциал мемов медицинской тематики на уроках русского языка как иностранного / Е. Н. Александрова, М. М. Петросян // Филология и культура. - 2022. - № 4(70). - С. 153-160. - DOI 10.26907/2782-4756-2022-70-4-153-160. - EDN BYZPVI.
[2]. Гумерова, А. М. Использование Quizlet и Телеграм-ботов для изучения русского языка как иностранного / А. М. Гумерова, З. Г. Кудрявцева, К. В. Чусова // Языки в диалоге культур: проблемы многоязычия в полиэтническом пространстве : материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Уфа, 05 мая 2022 года. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2022. - С. 74-77. - DOI 10.33184/YVDKU-2022-05-05.16. - EDN HDPCQP.
[3]. Королева С.В., Полозова К.А. Комиксы в обучении рки: источники и приемы работы // НАУ. 2020. №59-1 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komiksy-v-obuchenii-rki-istochniki-i-priemy-raboty (дата обращения: 04.04.2024).
[4]. Кудрявцева, З. Г. Проектный метод и цифровые технологии в обучении РКИ / З. Г. Кудрявцева, К. А. Саитова // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности. - 2020. - Т. 13, № 6. - С. 111-115. - EDN LXBTIG.
[5]. Кунникова, О. А. Использование прецедентных текстов из песен на уроках РКИ / О. А. Кунникова // Гуманитарные основы инженерного образования: методические аспекты в преподавании речеведческих дисциплин и проблемы речевого воспитания в вузе : сборник материалов VII Всероссийской научно-методической конференции, Санкт-Петербург, Петергоф, 21 мая 2021 года. -Санкт-Петербург Петергоф: Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева, Военный институт (железнодорожных войск и военных сообщений), 2021. - С. 197-200. - EDN XGFFCN.
[6]. Лавочкина О.П. Работа с фильмами в иностранной аудитории на уровне а1-а2: цели, способы, ресурсы // Известия ВГПУ. 2023. №1 (174). URL:
398
April 26, 2024
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,
Pedagogy: a Problem and Solutions
Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:
_mumovayechimlaL
https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-s-fïlmami-v-inostrannoy-auditorii-na-urovne-a1-a2-tseli-sposoby-resursy (дата обращения: 04.04.2024).
[7]. Линник, Л. А. Подружись с падежами / Л. А. Линник, О. М. Галимова. -Уфа : Башкирский государственный медицинский университет, 2023. - 83 с. -ISBN 978-5-907209-57-2. - EDN FZJXBY.
[8]. Линник, Л. А. Русский язык как иностранный для студентов-медиков / Л. А. Линник, М. М. Петросян, А. С. Леонова. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью Издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2021. - 157 с. -ISBN 978-5-9704-6111-2. - EDN ZPOIGM.
[9]. Петросян, М. М. Игры и интернет-ресурсы как средства интерактивных методов обучения / М. М. Петросян // Русский язык в условиях би- и полилингвизма: Сборник научных трудов, Чебоксары, 10 декабря 2019 года / Ответственный редактор З. Н. Якушкина. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2019. - С. 103-105. - EDN ZAXAOJ.
[10]. Петросян, М. М. Способы формирования и повышения мотивации в изучении русского языка как иностранного у студентов-медиков / М. М. Петросян // Гуманитарные основы инженерного образования: методические аспекты в преподавании речеведческих дисциплин и проблемы речевого воспитания в вузе: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-методической конференции, Санкт-Петербург - Петергоф, 20 мая 2022 года / Ред. Т.В. Рябова, О.А. Кунникова. - Санкт-Петербург Петергоф: Военный институт (железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева, 2022. - С. 218-223. - EDN HJSNEB.
[11]. Саитова, К. А. Использование мультипликационных медиатекстов на уроке русского языка как иностранного / К. А. Саитова, З. Г. Кудрявцева // Теория и практика языковой коммуникации = theory and practice of language communication: материалы XIII Международной научно-методической конференции, Уфа, 25-26 июня 2021 года. - Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2021. - С. 163-168. - EDN YFFBGF.
399
April 26, 2024