Научная статья на тему 'ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ'

ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология эдьютейнмент / иностранные обучающиеся / русский язык как иностранный (РКИ) / формы обучения / инновационные методы преподавания / education technology / foreign students / Russian as a foreign language (RCT) / forms of education / innovative teaching methods.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Мерри Мгеровна Петросян

В статье рассматриваются особенности применения эдьютейнмента на занятиях русского языка как иностранного. Акцентируется внимание на положительных сторонах целесообразного использования данной технологии, способствующей интенсификации процесса обучения, развитию познавательного интереса и повышению уровня мотивации иностранных обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the features of the use of edutainment in the Russian as a foreign language lessons. Attention is focused on the positive aspects of the expedient use of this technology, which contributes to the intensification of the learning process, the development of cognitive interest and an increase in the level of motivation of foreign students

Текст научной работы на тему «ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ»

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК

ИНОСТРАННОМУ

Мерри Мгеровна Петросян

Старший преподаватель кафедры русского языка, лингвистики

и международной коммуникации Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа

merryhappy2013@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности применения эдьютейнмента на занятиях русского языка как иностранного. Акцентируется внимание на положительных сторонах целесообразного использования данной технологии, способствующей интенсификации процесса обучения, развитию познавательного интереса и повышению уровня мотивации иностранных обучающихся.

Ключевые слова: технология эдьютейнмент, иностранные обучающиеся, русский язык как иностранный (РКИ), формы обучения, инновационные методы преподавания.

ANNOTATION

The article discusses the features of the use of edutainment in the Russian as a foreign language lessons. Attention is focused on the positive aspects of the expedient use of this technology, which contributes to the intensification of the learning process, the development of cognitive interest and an increase in the level of motivation of foreign students.

Keywords: education technology, foreign students, Russian as a foreign language (RCT), forms of education, innovative teaching methods.

ВВЕДЕНИЕ.

Вопрос внедрения цифровых технологий в образовательный процесс остаётся по-прежнему остаётся актуальным. С развитием компьютерных технологий и мультимедийных ресурсов возникла идея эдьютейнмента. Понятие «эдьютейнмент» (от англ: education - обучение и entertainment -развлечение) согласно кембриджскому словарю эдьютейнмент - это "процесс развлечения людей одновременно с их обучением чему-либо" [1. Cambridge

389

April 26, 2024

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

Dictionary]. Этот процесс как интеграция образования и развлечения представляете собой относительно новый подход в обучении в целом и иностранного языка в частности. Данный подход рассматривался в трудах многих отечественных учёных. Так, О. Л. Гнатюк рассматривает это как «цифровой контент» [4. Гнатюк], А.В. Попов - как «игразование» [14. Попов], а М.М. Зиновкина - как «креативное образование» [9. Зиновкина]. В своей работе «Обучение русскому языку как иностранному в вузе при помощи технологии edutainment» Е.С. Хотюн и Е.А. Крылова рассматривают феномен описываемой технологии сквозь призму клиповости восприятии информации молодым поколением, которое ввиду своих особенностей не способно к длительному удержанию внимания, что заставляет педагога прибегать к различным инновационным технологиям [17. Хотюн]. Н.Н. Самчик в своей работе «Перспективы использования технологии эдьютейнмент на занятиях по русскому языку как иностранному» говорит о 2 группах средств, при помощи которых реализуется эдьютейнмент: традиционных (фильмы, песни, игры и т.д.) и современных (компьютерные и интернет технологии: веб-квесты, электронные тренажёры, интерактивные учебники и др.) [16. Самчик].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ.

Материалом нашей работы является собственный педагогический опыт, а также обзор научных работ на данную тему. Цель настоящей работы - анализ роли эдьютейнмента и его значения в контексте обучения русскому языку как иностранному в неязыковом вузе, а также выявление эффективных методов и техник его реализации. Изучение выбранной темы позволит выявить потенциал эдьютейнмента для оптимизации учебного процесса, повышения качества образования и достижения целей обучения иностранному языку в современном образовательном процессе.

Преимущества данного подхода определяются тем, что он делает процесс обучения более увлекательным и успешным в виду наличия игровых элементов. Кроме того, наблюдается лучшее усвоение материала и наиболее эффективное запоминание, чему способствует наличие визуализации и внедрение интерактивных форм. Также такой внедрение в образовательный контекст такого подхода позволяет повысить

В практике преподавания дисциплины "Русский язык как иностранный" в зависимости от целей и аспектов занятия нами активно внедряются в занятия по такие средства эдьютейнмента, как образовательные и мультипликационные

390

April 26, 2024

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

_mumovayechimlaL

фильмы и медиатексты [15. Саитова], квизы [5. Гумерова], чат-боты [5. Гумерова], мемы [2. Александрова], игры и интернет-ресурсы [13. Петросян]. Кроме того, в учебных пособиях сотрудниками кафедры также включаются интерактивные задания, обучающие игры, кроссворды, кейс-методы и другие технологии, включающие в себя развлекательный элемент в образовании [11. Линник], [12. Линник].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ.

Развитие эдьютейнмента, на наш взгляд, позволяет повысить не только эффективность обучения, но и мотивацию к обучению, что немаловажно в контексте обучения студентов с использованием языка-посредника, где значимость использования русского языка падает ввиду отсутствия коммуникантов. Следует помнить, что и традиционные, и интерактивные технологии эдьютейнмента - лишь средства интенсификации обучения РКИ. Безусловно, отсутствие технической поддержки не остановит обучение, однако может поспособствовать снижению эффективности усвоения учебного материала, а также скорости достижения образовательных целей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом применение эдьютейнмента в педагогической практике является не только целесообразным, но и необходимым. Большинство исследователей придерживается мнения о положительном интерактивных и игровых форм на занятиях по иностранному языку.

REFERENCES:

1.Cambridge Dictionary. Электроннй ресурс. URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/edutainment (дата обращения: 01.04.2024).

2. Александрова, Е. Н. Дидактический потенциал мемов медицинской тематики на уроках русского языка как иностранного / Е. Н. Александрова, М. М. Петросян // Филология и культура. - 2022. - № 4(70). - С. 153-160. - DOI 10.26907/2782-4756-2022-70-4-153-160. - EDN BYZPVI.

3.Верещагина Е.А., Жукова Т.А. Edutainment как современная технология обучения иностранных студентов средствам выражения субъективной

391

April 26, 2024

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

muammo va yechimlar

модальности в русской речи // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 11-13.

4.Гнатюк О. Л. Основы теории коммуникации. М.: КНОРУС, 2010. 256 с.

5.Гумерова, А. М. Использование Quizlet и Телеграм-ботов для изучения русского языка как иностранного / А. М. Гумерова, З. Г. Кудрявцева, К. В. Чусова // Языки в диалоге культур: проблемы многоязычия в полиэтническом пространстве : материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Уфа, 05 мая 2022 года. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2022. - С. 74-77. - DOI 10.33184/YVDKU-2022-05-05.16. - EDN HDPCQP.

6. Дьяконова О. О. Понятие «эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 6. С. 182-185.

7.Железнякова О.М., Дьяконова О.О. Сущность и содержание понятия «эдьютейнмент» в отечественной и зарубежной педагогической науке // Alma Mater. 2013. № 2. C. 67-70.

8. Жукова Т.А. Эдьютейнмент в практике преподавания русского языка как иностранного // Проблемы современного филологического образования: сборник научных статей XI Всероссийской научно-практической конференции. Выпуск XIX. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45743163 (дата обращения: 10.04.2023) 9.Зиновкина М. М. Педагогическое творчество // Модульно-кодовое учебное пособие. М.: МГИУ, 2007. 258 с.

10. Кудрявцева, З. Г. Проектный метод и цифровые технологии в обучении РКИ / З. Г. Кудрявцева, К. А. Саитова // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности. - 2020. - Т. 13, № 6. - С. 111-115. - EDN LXBTIG.

11. Линник, Л. А. Подружись с падежами / Л. А. Линник, О. М. Галимова. -Уфа : Башкирский государственный медицинский университет, 2023. - 83 с. -ISBN 978-5-907209-57-2. - EDN FZJXBY.

12. Линник, Л. А. Русский язык как иностранный для студентов-медиков / Л. А. Линник, М. М. Петросян, А. С. Леонова. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью Издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2021. - 157 с. -ISBN 978-5-9704-6111-2. - EDN ZPOIGM.

13. Петросян, М. М. Игры и интернет-ресурсы как средства интерактивных методов обучения / М. М. Петросян // Русский язык в условиях би- и полилингвизма : Сборник научных трудов, Чебоксары, 10 декабря 2019 года /

392

April 26, 2024

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

_mumovayechimlaL

Ответственный редактор З. Н. Якушкина. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2019. - С. 103-105. - EDN ZAXAOJ.

14.Повов А. В. Маркетинговые игры. Развлекай и властвуй. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2006. 320 с.

15. Саитова, К. А. Использование мультипликационных медиатекстов на уроке русского языка как иностранного / К. А. Саитова, З. Г. Кудрявцева // Теория и практика языковой коммуникации = theory and practice of language communication : материалы XIII Международной научно-методической конференции, Уфа, 25-26 июня 2021 года. - Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2021. - С. 163-168. - EDN YFFBGF.

16. Самчик Н.Н. Перспективы использования технологии эдьютейнмент на занятиях по русскому языку как иностранному // Азимут научных исследова ний: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 233-235.

17. Хотюн Е.С., Крылова Е.А. Молодые ученые в инновационном поиске : сб. науч. ст. по материалам X Междунар. науч. конф., Минск, 11-12 марта 2021 г. : в 2 ч. Ч. 2. - Минск : МГЛУ, 2022. - С. 234-237.

393

April 26, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.