Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,
Pedagogy: a Problem and Solutions
Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:
muammo va yechimlar
ЭКСКУРСИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ
Марьям Османовна Давудова
преподаватель кафедры русского языка, лингвистики и международной коммуникации Башкирский государственный медицинский университет,
г. Уфа, Россия.
Эл. почта: [email protected]
Лейсан Ришатовна Хакимьянова
преподаватель кафедры русского языка, лингвистики и международной коммуникации Башкирский государственный медицинский университет,
г. Уфа, Россия Эл. почта: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается значение внеаудиторной деятельности в процессе преподавания РКИ, в частности экскурсионная практика. Актуальность работы обусловлена тем, что успешное овладение иностранным языком заключается в применении полученных знаний в реальных речевых условиях. Авторы анализируют применение метода учебных экскурсий при изучении русского языка как иностранного в аспекте формирования различных компетенций обучающихся, в том числе социокультурных и коммуникативных. В статье представляется практика проведения данного вида занятий с обучающимися уровня А0 и А0+. Авторы делают вывод эффективности и результативности внедрения экскурсионных занятий в практику преподавания РКИ.
Ключевые слова: методика преподавания РКИ, внеаудиторная деятельность, учебная экскурсия, русский язык как иностранный, компетенции.
ANNOTATION
The article examines the importance of extracurricular activities in the process of teaching RFL, in particular excursion practice. The relevance of the work is due to
374
April 26, 2024
the fact that successful mastery of a foreign language lies in the application of acquired knowledge in real speech conditions. The authors analyze the use of the method of educational excursions in studying Russian as a foreign language in the aspect of developing various competencies of students, including sociocultural and communicative ones. The article presents the practice of conducting this type of classes with students at levels A0 and A0+. The authors conclude the effectiveness and efficiency of introducing excursion classes into the practice of teaching RFL.
Keywords: methods of teaching RFL, extracurricular activities, educational excursion, Russian as a foreign language, competencies.
ВВЕДЕНИЕ.
Мотивация студентов-иностранцев к изучению русского языка является одной из важных задач преподавателя РКИ, поэтому для повышения их интереса в образовательный процесс включена не только аудиторная деятельность, но и внеаудиторная, способствующая формированию различных компетенций, являющихся ключевыми в изучении русского языка как иностранного. Интеграция студентов-иностранцев в русскую языковую среду и социум воспитывает вторичную языковую личность, что совершенствует качество обучения и поддерживает их мотивацию [2. Линник Л., Фаршатов Р.]. Экскурсионная работа в преподавании РКИ выполняет функцию формирования таких компетенций, как коммуникативная [6. Саитова К.]., социокультурная и информационная [5. Петросян М.].
Актуальность нашей работы обусловлена тем, что результативность освоения языка учащихся повышается при изучении особенностей русского быта, мировоззрения носителей участия языка в реальных коммуникативных ситуациях, в которых студент имеет возможность применить на практике свои знания, полученные на занятиях. Так, эффективным методом, развивающим умения и навыки говорения и аудирования, а также позволяющим познакомиться с историей, культурой и традициями России, являются экскурсии. Целью данной работы является рассмотрение метода проведения учебных занятий в форме экскурсий в процессе преподавания РКИ.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ.
Экскурсия (от лат. excursio «поездка, прогулка») - это форма организации учебного процесса, демонстрирующая особенности страны изучаемого языка и условия его функционирования в определенной коммуникативной среде [1.
375
April 26, 2024
Азимов Э., Щукин А.]. Т.Д. Отвагина и О.А. Распопова подразделяют экскурсии на два вида - классические и учебные - и выделяют следующие различия между ними. Классические экскурсии проводятся для носителей языка экскурсоводами, с использованием сложных искусствоведческих терминов, избыточной исторической информации и быстрого темпа речи. Учебные экскурсии для иностранных обучающихся проводятся с целью работы над всеми видами речевой деятельности, выполнения грамматических и языковых упражнений, а также наглядной демонстрации изучаемого материала. Такие виды экскурсий обычно проводятся преподавателями, которые знают уровень владения языком своих студентов и способны сделать повествование простым и интересным [4. Отвагина Т., Распопова О.]. Данные экскурсии могут быть организованы в музеях, парках, театрах, выставках, концертах и др.
Материалом нашего исследования является экскурсия «Осенние прогулки по Уфе», проведённая со студентами первого курса, владеющими русским языком на уровне АО и А0+. Основной целью данного занятия было не только знакомство с городом, но и актуализация лексической темы «Город» и грамматической темы «Винительный падеж имён существительных».
Как говорят исследователи Нефедов и Хашхаян в своей работе «Экскурсия как способ формирования лингвокультурологической компетенции при обучении РКИ», учебные экскурсии должны включать в себя три обязательных этапа: предэскурсионный (подготовительный), экскурсионный (основной), послеэкскурсионный (завершающий) [3. Нефедов И., Хашхаян М.]. Так, проведенная экскурсия была тщательно организована и предусматривала все перечисленные этапы, направленные на достижение поставленных целей.
В качестве методов исследования мы использовали общенаучные (наблюдение, эксперимент) и лингвистические (описательный, типологический).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ.
В подготовительный этап экскурсионного занятия входит беседа преподавателя о предстоящем событии, изучение и повторение необходимой лексики и грамматики. Перед проведением экскурсии студенты повторяют лексическую тему «Город». Так как поход в музей предполагается пешим ходом, студентам понадобится вокабуляр для называния объектов. На втором этапе, который подразумевает прогулку до музея и обратно в учебный кампус, преподавателем задавались такие вопросы как: «Что вы видите справа?», «Что
376
April 26, 2024
находится слева», «Что вы видите перед собой?», и др. Данная практика способствует эффективному запоминанию и усвоению знаний по лексической теме «Город», а также стимулирует обучающихся к коммуникации, что в свою очередь содействовало развитию речевых навыков и компетенций.
В музее, как правило, преподаватель выступает в роли переводчика, так как экскурсоводы рассказывают высокопарными словами и выражениями, не подходящими иностранцам ввиду недостаточности лексического минимума. Однако нередко преподаватель не переводит, а пересказывает рассказанное экскурсоводом простыми словами.
На следующем после экскурсии занятии нами были использованы следующие вопросы с целью закрепления грамматической темы «Винительный падеж»:
Ходили (куда?) в музей Видели (кого? что?) картины Смотрели (на что?) на выставку Узнали (что?) историю Слушали (что?) рассказ и проч.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, экскурсии не только помогают лучше внедрить грамматические и лексические темы занятий, но и расширяют кругозор и эрудицию студентов, а также позволяют обучающимся познакомиться с реальной жизнью носителей языка и их культурой, что в свою очередь помогает сформировать у них социокультурную компетенцию. Кроме того, такая работа со студентами создаёт предпосылки для повседневного общения студентов с носителями языка, способствует развитию у студентов коммуникативной компетенции в рамках компетентностного подхода в обучении РКИ.
REFERENCES
[1] Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с. С. 351.
[2] Линник Л.А., Фаршатов Р.С. Особенности формирования вторичной языковой личности у иностранных обучающихся медицинского вуза //
377
April 26, 2024
Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты, 2020. С. 91-93.
[3] Нефедов И.В., Хашхаян М.А. Экскурсия как способ формирования лингвокультурологической компетенции при обучении РКИ // Молодой ученый, 2015. № 20 (100). С. 602-606.
[4] Отвагина Т.Д., Распопова О.А. Учебные экскурсии // Вестник ЦМО -МГУ, 2011. №4. С. 124-127.
[5] Петросян М.М. Игры и интернет-ресурсы как средства интерактивных методов обучения // Русский язык в условиях би- и полилингвизма: сборник научных трудов, 2019. С. 103-105.
[6] Саитова К.А. Компетентностный подход при дистанционном обучении РКИ // Современная лингвистика: от теории к практике: труды и материалы. Том 3. Казань: Издательство Казанского университета, 2023. С. 390-393.
[7] Хайдарова С.М. Информационный контент образовательных интернет-ресурсов и его использование на уроках русского языка // Актуальные научные исследования: от теории к практике: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Кишинев, Молдавия: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2019. С. 102-105.
378
April 26, 2024