Научная статья на тему 'ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толерантность / языковое образование / современные подходы / иностранный язык / педагогический процесс. / tolerantlik / tillar ta'limi / zamonaviy yondashuvlar / chet tili / pedagogik jarayon

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Зиёда Аскаровна Абидова

В данной статье раскрывается роль толерантности в языковом образовании. Описываются результаты исследования, которое проводились с целью определения степени влияния уровня толерантности на успешность обучения иностранных языков. Результаты исследования показывают наличие высокой прямой корреляционной зависимости между уровнем толерантности личности и усвоением иностранного языка. Исходя из полученных результатов исследования, делается заключение о значение личностной толерантности в языковом образовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ushbu maqola tillar ta'limida tolerantlikning rolini ochib beriladi. Tolerantlikni chet tillarini o'qitish muvaffaqiyatiga ta'siri darajasini aniqlash maqsadida o'tkazilgan tadqiqot natijalari tavsiflanadi. Tadqiqot natijalari shaxsning tolerantlik darajasi va chet tilini o'zlashtirish o'rtasida yuqori to'g'ridan-to'g'ri korrelyatsion bog'liqlik mavjudligini ko'rsatadi. Tadqiqot natijalariga asoslanib, tillar ta'limida shaxsiy tolerantlikning ahamiyati to'g'risida xulosa chiqariladi.

Текст научной работы на тему «ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

muammo va yechimlar

ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ЯЗЫКОВОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Зиёда Аскаровна Абидова

Национальный университет Узбекистана, доктор философии по психологическим наукам, доцент

E-mail: aziyoda@gmail.com АННОТАЦИЯ:

В данной статье раскрывается роль толерантности в языковом образовании. Описываются результаты исследования, которое проводились с целью определения степени влияния уровня толерантности на успешность обучения иностранных языков. Результаты исследования показывают наличие высокой прямой корреляционной зависимости между уровнем толерантности личности и усвоением иностранного языка. Исходя из полученных результатов исследования, делается заключение о значение личностной толерантности в языковом образовании.

Ключевые слова: толерантность, языковое образование, современные подходы, иностранный язык, педагогический процесс.

ANNOTATSIYA:

Ushbu maqola tillar ta'limida tolerantHkning rolini ochib beriladi. Tolerantlikni chet tillarini o'qitish muvaffaqiyatiga ta'siri darajasini aniqlash maqsadida o'tkazilgan tadqiqot natijalari tavsiflanadi. Tadqiqot natijalari shaxsning tolerantlik darajasi va chet tilini o'zlashtirish o'rtasida yuqori to'g'ridan-to'g'ri korrelyatsion bog'liqlik mavjudligini ko'rsatadi. Tadqiqot natijalariga asoslanib, tillar ta'limida shaxsiy tolerantlikning ahamiyati to'g'risida xulosa chiqariladi.

Kalit so'zlar: tolerantlik, tillar ta'limi, zamonaviy yondashuvlar, chet tili, pedagogik j arayon.

ABSTRACT:

This article reveals the role of tolerance in language education. The article describes the results of a study conducted to determine the degree of influence of the level of tolerance on the success of learning foreign languages. The results of the study show the presence of a high direct correlation between the level of tolerance of

327

April 26, 2024

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

_mumovayechimlaL

an individual and the acquisition of a foreign language. Based on the results of the study, a conclusion is made about the importance of personal tolerance in language education.

Keywords: tolerance, language education, modern approaches, foreign language, pedagogical process.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время языковое образования является одним из актуальных вопросов. В педагогике тщательно разрабатываются современные подходы, повышающие эффективность изучения языка. Актуальность языкового образования связана с ее особенностью влияния на познавательные процессы личности. Также владение языком является одним из условий успешности адаптации человека в социальном пространстве. Существуют многочисленные исследования, посвящённые изучению факторов, влияющих на языковое образование. Но, несмотря на это, до сих пор остаются актуальными исследования в этой области.

По нашему мнению, успешность языкового образования зависит от уровня толерантности личности. Ведь в подготовке духовно-зрелых и конкурентоспособных специалистов несомненно, важную роль играет толерантная среда и уровень личностной толерантности как преподавателей, так и учащихся [5]. Толерантность, являясь условием гармоничных отношений в обществе, помогает уважительно относиться к другим представителям национальностей, их языку, способствует формированию у учащихся навыков независимого мышления, плодотворного обучения, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях [2].

Толерантность это понимание меры сходства, неразличимости и взаимозаменяемости, и, реакции и/или устойчивости биологических и небиологических систем в пределе определённых минимальных и максимальных воздействующих факторов, и формирование мировоззрения субъектов, которое позволяют адекватно реагировать, соответственно действовать и осознавать инаковость каждого субъекта в микро- и макросоциуме и занятия активной позиции, позволяющая выживаемости и сосуществованию (симбиозу) субъектов в обществе [4].

Толерантность даёт возможность терпимого отношения к культурным ценностям и убеждениям [1], в том числе и ценностям окружающей среды носителей языка, что может содействовать более качественному пониманию и

328

April 26, 2024

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

изучению языка, как средство социальной коммуникации. Качественное изучение языка может способствовать эффективной коммуникации носителя языка региона, лучшему пониманию их потребностей и повысить эффективность взаимоотношений. В целом толерантность и знание языка способствуют лучшему пониманию и сотрудничеству в глобальном масштабе.

Роль толерантности в образовательном процессе надвигает на мысль о возможности её влияния на обучение иностранного языка. В связи с этим, мы провели исследование с целью определения степени влияния уровня толерантности на успешность обучения, тем самым попытались определить значение личностной толерантности в изучении иностранных языков.

МЕТОДЫ

В исследовании участвовало 180 учеников старших классов (9-11 класс) среднеобразовательной школы. Среди участников исследования проводился тест по определению качества усвоения изучаемого иностранного языка. Данный тест проводился с помощью авторского опросника, который составлен на основе школьной учебной программы по изучению иностранного языка. Также проводилась диагностика уровня толерантности с помощью авторской методики «Самоопределение уровня толерантности». Методика даёт возможность определить уровень толерантности личности, с её помощью можно оценить эмоциональный, когнитивный и поведенческие компоненты толерантности. Данные компоненты в свою очередь имеют статические и динамические свойства по шкалам «Я - для себя», «Я - для окружающих» и «Идеальное Я». Методика применяется как для самооценки уровня личностной толерантности, так и для осуществления мониторинга эффективности осуществляемых программ по развитию толерантности [3].

Учащиеся были разделены на две группы, в зависимости от их уровня толерантности и проводилось сравнение степени успеваемости по изучению иностранного языка между участниками с высоким уровнем толерантности и с низким уровнем толерантности. Для проверки формы распределения полученной выборки был применён тест Колмогорова-Смирнова, значение которого во многих параметрах оказалось р<0,05. Учитывая то, что переменные отклоняются от нормального распределения для анализа применялись непараметрические тесты: сравнения результатов двух групп между собой осуществлялись с помощью U-тест Манна-Уитни, а корреляционный анализ проводился с помощью коэффициента корреляции рангов Спирмена rS.

329

April 26, 2024

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

muammo va yechimlar

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам оценки качества усвоения изучаемого иностранного языка было выявлено, что в целом среди участников исследования 38% высокий уровень усвоения иностранного языка, у 30% хороший уровень усвоения и у 32% низкий уровень усвоения иностранного языка. Далее участники исследования были разделены на две группы в зависимости от уровня толерантности, который определялся с помощью методики «Самоопределение уровня толерантности»: 1-группа - участники с высоким уровнем толерантности - 72 человек (40%) и 2-группа - участники с низким уровнем толерантности - 108 человек (60%). Полученные результаты первичной обработки данных двух исследуемых групп представлены в нижеследующей таблице.

Таблица

Школьная успеваемость по изучению иностранного языка в зависимости

от уровня толерантности учащихся

Уровень усвоения иностранного языка Высокий уровень толерантности Низкий уровень толерантности

Высокий уровень усвоения 50% 31%

Средний уровень усвоения 29% 31%

Низкий уровень усвоения 21% 39%

Как видно по таблице, среди участников с высоким уровнем толерантности у большинства - 50% наблюдается высокий уровень усвоения иностранного языка, у 29% средний уровень усвоения и у 21% низкий уровень усвоения иностранного языка. Тогда как, среди участников с низким уровнем толерантности у большинства (39%) наблюдается низкий уровень усвоения, у 31% наблюдается высокий и средний уровень усвоения иностранного языка. Несмотря на то, что среди участников с высоким уровнем толерантности у большинства высокий уровень усвоения иностранного языка, чем среди участников с низким уровнем толерантности анализ вторичной обработки данных не показала значимой разницы между ними U=326,5; p>0,05.

330

April 26, 2024

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

_mumovayechimlaL

Результат анализа установления наличия связи уровня толерантности и усвоения иностранного языка с помощью коэффициента корреляции рангов Спирмена rS показал наличие значимой положительной корреляционной зависимости. Чем выше уровень толерантности, тем выше уровень усвоения иностранного языка rs=0,255; p<0,05;

Несмотря на то, что разница между учащимися с высоким уровнем толерантности и с низким уровнем толерантности не значимая, корреляционный анализ показывает высокий уровень корреляционной зависимости. Чем выше уровень толерантности, тем выше уровень усвоения иностранного языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, уровень толерантности личности имеет высокую прямую корреляционную зависимость с уровнем усвоения иностранного языка. Исходя из полученных результатов исследования можно сделать заключение о значение личностной толерантности в изучении иностранных языков. Наличие значимой корреляционной зависимости толерантности с успешностью усвоения иностранного языка говорит о том, что на этапе подготовки учебного процесса необходимо уделить внимание на данную причинно-следственную связь и строить педагогическую методологию с её учётом. В педагогическом процессе необходимо делать акцент на раскрытия и укрепления толерантности личности.

REFERENCES

1. Ganieva M., Latipova N., Alekseeva V., Karamyan M. Ethnic Tolerance In The Public Mind Of People Of Uzbekistan// International Journal of Advanced Science and Technology. Vol. 29, No. 5, (2020), pp. 1527-1539. (10)

2. Абидова, З. А. (2016). Толерантность-основа интеграции науки и образования. Современное образование (Узбекистан), (11), 28-33.

3. АБИДОВА, З. (2024). ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С КОМПОНЕНТАМИ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ. News of UzMUjournal, 1(1.1. 1), 35-39.

4. Абидова, З. А., & Джалалов, У. Д. (2022). ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ.

In Психологическое здоровье личности: теория и практика (pp. 3-6).

331

April 26, 2024

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

_mumovayechimlaL

5. Абидова Зиёда Аскаровна Педагогические методики раскрытия и развития индивидуальной толерантности // Австрийский журнал гуманитарных и социальных наук. 2016. No9-10. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogical-techniques-to-disclose-and-develop-individual-tolerance (дата обращения: 27.03.2024).

332

April 26, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.