Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современные и инновационные технологии / потребность / современное общество / высшие учебное заведение / технические средства / эволюция / современные подходы и методы.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Озода Шавкатовна Назарова

В статье представлена информация о современных подходах и методах преподавания иностранного языка в высшем учебном заведении. В настоящее время существует немало методик для изучения иностранного языка в высших учебных заведениях. Каждый из методов имеет определенные особенности, некоторые обладают большей популярностью и востребованностью, некоторые меньшей. В этой статье будут рассмотрены основные методики для изучения студентами английского языка. Делается вывод о том, что современные подходы и методы в преподавании более доминирующее положение начинает занимать современные и инновационные технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

muammo va yechimlar

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Озода Шавкатовна Назарова

Преподаватель кафедры педагогики, психологии и языков Ташкентская медицинская академия

АННОТАЦИЯ

В статье представлена информация о современных подходах и методах преподавания иностранного языка в высшем учебном заведении. В настоящее время существует немало методик для изучения иностранного языка в высших учебных заведениях. Каждый из методов имеет определенные особенности, некоторые обладают большей популярностью и востребованностью, некоторые меньшей. В этой статье будут рассмотрены основные методики для изучения студентами английского языка. Делается вывод о том, что современные подходы и методы в преподавании более доминирующее положение начинает занимать современные и инновационные технологии.

Ключевые слова: современные и инновационные технологии, потребность, современное общество, высшие учебное заведение, технические средства, эволюция, современные подходы и методы.

ABSTRACT

Abstract. The article provides information about modern approaches and methods of teaching a foreign language in a higher educational institution. Currently, there are many methods for learning a foreign language in higher education institutions. Each method has certain characteristics, some are more popular and in demand, some are less popular. This article will discuss the basic methods for students to learn English. It is concluded that modern approaches and methods in teaching are beginning to occupy a more dominant position with modern and innovative technologies.

Keywords: modern and innovative technologies, need, modern society, higher education institution, technical means, evolution, modern approaches and methods.

588

April 26, 2024

ANNOTATSIYA

Maqolada oliy ta'lim muassasasida chet tilini o'qitishning zamonaviy yondashuvlari va usullari haqida ma'lumot berilgan. Hozirgi kunda oliy o'quv yurtlarida chet tilini o'rganishning ko'plab usullari mavjud. Har bir usul ma'lum xususiyatlarga ega, ba'zilari mashhurroq va talabga ega, ba'zilari esa kamroq mashhur. Zamon shiddat bilan rivojlanib bormoqda. Har bir inson uchun xorijiy tillarni bilish juda muhimdir. Dunyo tobora globallashib bormoqda, yangi inovatsiya va texnologiyalar kirib kelmoqda.

Kalit so'zlar: zamonaviy va innovatsion texnologiyalar, ehtiyoj, zamonaviy jamiyat, oliy ta'lim muassasasi, texnik vositalar, evolyutsiya, zamonaviy yondashuv va usullar.

Необходимость совершенствования образования Республики Узбекистан, интенсивная интеграция в общеевропейское образовательное пространство, сохранение, развитие и усовершенствование традиций отечественного образования вносит существенные коррективы в систему высшего образования [2]. Современному обществу необходимы образованные, высококвалифицированные кадры, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, культурной просвещенностью, уважающие традиции как свои, так и чужих стран и народов. В условиях информационного общества, знания и профессиональная компетентность приобретают первоочередное значение в жизни человека. Чтобы быть в курсе развития мировой науки, политики, экономики и культуры, необходимо изучение первоисточников на языке авторов, отсюда происходит повышение значимости иностранного языка в высшем учебным заведении, а его востребованность оказывает влияние на содержание, задачи и динамику обучения. В Узбекистане в этом плане проделана большая работа, и было бы целесообразно, если бы школьники и студенты воспользовались этой возможностью с умом. Цель изучения иностранного языка для нашей молодежи сегодня стоит выше, потому что наши студенты стремятся к этой цели. Молодые люди, которые стремятся учиться, могут потерять интерес, если у них нет цели. Человек должен двигаться вперед к своей цели. Поскольку его цель превосходит другие, он следует своему плану. Конечно, как можно учиться, не изучая иностранный язык.

Чтобы повысить уровень образования нашей молодежи, необходимо заинтересовать наших студентов к изучению иностранных языков, чтобы в

589

April 26, 2024

будущем подготовить современные кадры в Узбекистане. В связи с этим в последние годы в университете все больше расширяется сфера использования современных и инновационных технологий, которые представляют собой не только современные технические средства, но и новые подходы к образовательному процессу [1]. В этом заключается основная цель обучения иностранным языкам: формирование и развитие коммуникативной культуры студентов, связанной с практическим владением ими иностранным языком. Задача преподавателя вуза - создать все условия для практического овладения языком каждым студентом. Сюда входит выбор методов обучения, позволяющих ему проявить свою активность и творческие способности. Это цель современных подходов и методов преподавания иностранного языка вузе, связанных с использованием различных информационных технологий и ресурсов Интернета.

Методика преподавания иностранного языка развивалась в гармонии с дидактикой. Всем нам, несомненно, известно, что теории преподавания всех учебных предметов основаны на дидактической науке и получают от нее научное питание. Обучение иностранному языку также основано на дидактике. Дидактика - общая теория образования, методология - наука о преподавании конкретного предмета, лингводидактика - общая теория преподавания языка, лингвометодология - наука о преподавании конкретного языка. Применение методов в обучении иностранному языку существует уже давно, а принципы являются относительно новыми методологическими терминами. Исторически методы были объединены в четыре группы, а их названия назывались «переводными», «правильными», «сравнительными», «смешанными».

Грамматические упражнения выполняются с целью развития логического мышления, изучающего язык. Выражение грамматических знаний считается основной целью образования. Основные принципы этого метода заключаются в следующем:

590

April 26, 2024

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

muammo va yechimlar

Обучение языку основано на письменной речи

■ Использование рамматических и лексических упражнении

На основе грамматических задании развития лексики

А

Использование лексических игр в развитии речи

Индивидуальная запоминание слов на основе интернета

Рассмотрим современные инновационные методы обучения иностранному языку, направленные на более эффективное развитие личности и адаптацию в высшем учебном заведении.

Одним из способов активизации и мотивации студентов в процессе обучения иностранным языкам является метод проектирования, когда учащийся самостоятельно планирует, создает, защищает свой проект, то есть активно включается в процесс коммуникативной деятельности. Учебный проект — это комплекс поисковых исследовательских, расчетных, графических и других видов работы, выполняемые учащимися самостоятельно целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Основными целями проектной методики являются:

✓ самовыражение и самосовершенствование, повышение мотивации к обучению, формирование познавательного интереса;

✓ реализация на практике приобретенных умений и навыков, развитие речи, умение правильно и аргументировано преподнести исследуемый материал, вести дискутивную полемику;

✓ продемонстрировать уровень культуры, образованности и социальной зрелости [3].

591

April26,2024

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

muammo va yechimlar

Проекты бывают различных видов:

ролевые игры, ■ ■ творческие и

драматизация, Щ исследовательские Н мультимедийная инсценировки И Щ презентация

Проектирование относится к активным методам обучения, основывающихся на том, что учащийся сталкивается с решением конкретных ситуативных задач, встречающихся в реальной жизни. Активное обучение является, безусловно, приоритетным на современном этапе преподавания иностранного языка. Ведь эффективное управление учебно-познавательной деятельностью возможно лишь тогда, когда оно опирается на активную мыслительную деятельность учащихся.

Естественный метод целью обучения является достижение среднего уровня владения иностранным языком. Педагог никогда не обращает внимание обучаемых на ошибки в речи, так как считает, что это может затормозить развитие речевых навыков [4].

Метод полной физической реакции - данный метод основан на двух основных предпосылках. Во-первых, навыки восприятия иностранной устной речи должны предшествовать развитию всех других навыков, как это происходит у маленьких детей. Во-вторых, занятие ограничивается понятием «здесь» и «сейчас» и легко объяснимыми примерами на изучаемом языке. Обучающегося не подталкивают к устной речи до того момента пока он не почувствует, что готов к ней. Метод не предназначен для обучения чтению и письму.

Многосторонний метод. Учебный материал представлен длинными диалогами с последующими упражнениями в вопросно-ответной форме. Однако, здесь роль преподавателя ограничивает возможность творческого использования изучаемого материала обучаемыми в ситуациях непосредственного общения друг с другом.

Перспективы использования Интернет-технологий на сегодняшний день достаточно широки. Это может быть: переписка с жителями англо-говорящих стран посредством электронной почты; участие в международных Интернет-конференциях, семинарах и других сетевых проектах подобного рода; создание и размещение в сети сайтов и презентаций - они могут создаваться совместно

April 26, 2024

592

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

_mumovayechimlaL

преподавателем и обучаемым. Кроме того, возможен обмен презентациями между преподавателями из разных стран.

Как показывает педагогический опыт, работа по созданию Интернет-ресурсов интересна учащимся своей новизной, актуальностью, креативностью. Организация познавательной деятельности учеников в малых группах дает возможность проявлять свою активность каждому [3].

В целом можно выделить несколько общих положительных моментов в использовании Интернет-ресурсов в обучении:

✓ Обеспечить стабильную мотивацию к изучению английского языка

✓ Создать комфортную атмосферу в классе.

✓ Обеспечить высокую степень персонализированного обучения

✓ Увеличить объем выполняемой работы и увеличить объем знаний, навыков и умений, приобретаемых на занятиях.

✓ Улучшить качество контроля знаний учащихся

✓ Рационально планировать и организовывать учебный процесс, тем самым повышая эффективность урока

✓ Формировать коммуникативную компетентность студентов посредством аутентичных материалов.

✓ Обеспечить учащимся доступ к различным словарям, справочным системам, электронным библиотекам, репозиториям и другим информационным ресурсам [5].

В современной методике преподавания иностранных языков давно выявлены наиболее распространенные ресурсы, доказавшие свою эффективность в практике преподавания английского языка. Эти интернет-ресурсы содержат разнообразный языковой материал, в том числе текстовый, аудио- и визуальный материал по различным темам изучаемого языка. Поисковые системы Интернета позволяют преподавателю использовать на уроках аутентичные материалы, такие как аудио, видео и тексты, знакомиться с художественными произведениями авторов страны изучаемого языка, приобщиться к иностранной культуре, развивать свой кругозор и пополнять словарный запас. в своем активном словаре.

Существует несколько видов интернет-сервисов, которые можно использовать для самостоятельной работы учащихся:

1. Hotlist (список по теме) - это своего рода список сайтов с текстами по изучаемой теме. Если пользователь хочет его создать, то ему необходимо ввести ключевое слово в поисковую систему.

593

April 26, 2024

2. Multimedia scrapbook (мультимедийный черновик) - представляет собой систему мультимедийных ресурсов, где помимо ссылок на текстовые сайты имеется также большое количество мультимедийных материалов, включая таблицы, фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию, анимированные виртуальные туры. Учителя могут легко скачать эти файлы и использовать как наглядный демонстрационный материал при изучении той или иной темы.

3. Treasure Hunt (Охота за сокровищами) - это веб-ресурс, на котором помимо ссылок на различные сайты можно найти вопросы по содержанию каждого сайта. С помощью этих вопросов учитель может контролировать познавательную деятельность учащихся. В конце поиска можно задать еще один общий вопрос для всестороннего понимания темы. На этот запрос будет получен развернутый ответ, который будет включать ответы на более подробные вопросы по каждому из сайтов.

4. Sample subject (Тема-образец) - сайт, занимающий следующий уровень сложности по сравнению с предыдущим ресурсом. Также он содержит ссылки на текстовые и мультимедийные материалы глобальной сети Интернет. В рамках работы с данным ресурсом пользователю необходимо не только ознакомиться с материалом, но также высказать и аргументировать свое мнение по изучаемому вопросу.

5. Web quest (Интернет-проект) - это наиболее сложный вид образовательных Интернет-ресурсов. Данный ресурс включает сценарий организации проектной деятельности по выбранной учителем теме с использованием ресурсов сети Интернет [4].

Таким образом, обобщая информацию, полученную в ходе изучения данных сервисов, можно отметить, что, используя Интернет в образовательной деятельности, учителю необходимо четко понимать целесообразность его использования на определенном этапе обучения, все положительные и отрицательные стороны внедрения Интернет технологии.

Постоянное обновление существующих в Интернете сервисов и платформ и появление новых ресурсов общей и профессиональной направленности постоянно расширяют возможности использования современных и инновационных технологии в образовательных целях. Преподавателям иностранного языка необходимо следить за новинками Интернета, исследованиями и практической работой коллег в этой области, чтобы

594

April 26, 2024

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

_mumovayechimlaL

соответствовать современным требованиям, предъявляемым к научным и педагогическим работникам.

REFERENCES:

1. Гулямов Т.А. (2022). Современные методы преподавания иностранного языка в высших учебных заведениях. Достижения вузовской науки, (21), 177182.

2. Zayniddin Sanaqulov, Baxromjon Joraboyev CHET TIL O'QITISH METODIKASIDA ZAMONAVIY METODLAR // Academic research in educational sciences. 2021. №4. URL: https://cyberlemnka.ra/artide/n/chet-til-oqitish-metodikasida-zamonaviy-metodlar (дата обращения: 22.03.2024).

3. Musaeva, G. I. "Using multimedia projector in english language teaching classroom." European Journal of Molecular and Clinical Medicine 7.8 (2020): 907912.

4. Nematova D., Akhmedova M. MODERN GADGETS AND THE INTERNET IN THE LIVES OF YOUNG PEOPLE //Центральноазиатский журнал междисциплинарных исследований и исследований в области управления. -2024. - Т. 1. - №. 2. - С. 175-180.

5. Shirinova, F. A., & Musayeva, G. I. (2017). WHAT TEACHING STYLE IS THE BEST FOR STUDENT-CENTRIC CLASSROOM. In Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы (pp. 50-52).

595

April 26, 2024

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.