Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,
Pedagogy: a Problem and Solutions
Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:
muammo va yechimlar
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Нурматова Фаиза Ириковна
ТМА кафедра педагогики, психологии и языков
АННОТАЦИЯ.
В статье рассматриваются примеры использования коммуникативных методов в процессе изучения русского языка для студентов медицинских ВУЗов, а также новые технические средства, новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Тем более, что сейчас русский язык становится мировым языком.
Ключевые слова: учебный процесс, информационно-коммуникативная технология, методические разработки, презентация, технология, студенты-медики, медицинская терминология, интерактивный, мультимедийный.
ANNOTATION.
In this article we will discuss the methods of communicative technologies in teaching Russian language for medical students. A part from, this article demonstrates different approaches of learning Russian languages. As it becomes one of the global language in the world.
Keywords: learning process, information technologies, methodical materials, presentation, technology and classroom tools, medical students, medical terminologies, interactive activities, multimedia, learners- centered.
Реализации поставленной цели способствует коммуникативный метод, обеспечивающий процесс обучения русскому языку как второму к процессу реальной коммуникации для студентов медицинских ВУЗов. Такой подход прежде всего означает, что система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей личности обучающегося. Внедрение интерактивных методов обучения рассматривается как одно из важнейших направлений совершенствования подготовки. Разнообразные формы взаимодействия, использование различных ситуаций создают оптимальные условия для студентов вузов.
608
April 26, 2024
Медицинская терминология по своей структуре очень сложная, она включает в себя как медицинские, так и пара медицинские термины, которые в сумме составляют несколько сотен тысяч. Многочисленность медицинской терминологии объясняется несколькими причинами, прежде всего она связана со структурно-алгоритмическим характером процессуального прохождения практики врачевания.
Структура медицинской терминологии усложняется еще и тем, что она сопредельная с другими отраслями науки, непосредственно связанными с медициной. Так, можно выделить медицинские термины. Которые по существу относятся к биологической или фармацевтической науке.
Кроме того, медицинская терминология разграничивается и по отдельным отраслям медицины, в частности: анатомии, гистологии, эмбриологии, хирургии, гинекологии, генетики, микробиологии, биохимии, онкологии, иммунологии, эпидемиологии, травматологии, судебной медицины и др.
Спецификой обучения медицинской терминологии в процессе преподавания студентам-медикам русского языка как неродного является то, что в медицинской, в частности клинической терминологии наряду с русскими названиями нозологических форм широко употребляются их латинские эквиваленты. Широко распространяются в области медицинской терминологии англицизмы с информатизацией и глобализацией общества.
По мнению современных исследователей, на преподавание русского языка информационные технологии и использование коммуникативного подхода в учебном процессе дают возможность реализовать себя как равноправный субъект учебно-образовательного процесса, проявлять свои творческие способности и развивать лидерские качества. Компьютер несомненно облегчает труд как преподавателя, так и студентов, позволяет экономить время, дает возможность собрать и систематизировать учебный материал, но самое главное - дает доступ к выходу в Интернет, который содержит обширный дидактический материал по русскому языку. Современный учебный процесс невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий. Сегодняшние информационные технологии представляют собой такие технические средства, как аудио, видео, смартфоны, планшеты, компьютер, проекторы, Интернет. Применение этих технологий на практических занятиях по русскому языку не только существенно повышает интенсивность учебного процесса, но и обогащает содержание практических
609
April 26, 2024
занятий, способствует усвоению темы. Студенты ВУЗов принимают активное участие в подготовке мультимедийных презентаций по конкретной тематике. Существует проектная деятельность студентов, они самостоятельно могут выбрать самостоятельную тему своей творческой работы, используют различные источники информаций и демонстрируют в виде докладов, бесед и других форм, а также для практических занятий готовят презентации, используя слайды и видео материалы.
В процессе проведения практических занятий по подготовке профессиональной коммуникации студенты-медики готовят презентации на следующие темы:
- об истории медицины;
- о региональных проблемах Узбекистана в области здравоохранения;
- культуре общения медицинского работника;
- ученых и деятелях Средней Азии в развитие медицины;
- Всемирной Организации Здравоохранения;
- Обществе Красного Креста и Полумесяца;
- о рациональном питании и его значении для здоровья;
- о режиме дня и здоровья человека;
- о факторах влияющих на здоровье человека и другие.
Применение таких технологий происходит наряду с усвоением теоретического материала. Но роль современных технологий должна иметь вспомогательный характер, современные технологии не могут заменить живого общения студентов и преподавателя. В учебных программах, учебно-методических комплексах предусматривается применение информационных технологий в процессе изучения русского языка. Во время подготовки проектной деятельности студенты медицинских ВУЗов используют русский язык, собирают различную информацию по медицинской тематике, выбирают способ демонстрации своей работы, готовят слайды. Излагая материал, они делают выводы, дают рекомендации и высказывают свою точку зрения.
Существует интерактивное обучение, которое во время практических занятий проводится при помощи компьютерных программ, а учебный процесс становится более содержательным. Также при планировании работы по новым информационным технологиям необходима качественная подготовка преподавателя, так как его методические разработки не могут заменить компьютеры, его советы и рекомендации всегда будут полезны для студентов. Профессионально ориентированный подход, традиционно применяемый
610
April 26, 2024
при обучении общению специалиста медицинского профиля, оказывается малоэффективным, так как преподаватель должен сделать изучения языка максимально эффективным, ориентируясь на современные приоритеты. Студенты медицинских ВУЗов с помощью изучаемого языка уже в первом же семестре первого курса попадают в профессиональную среду изучая медицинскую терминологию на русском языке. В условиях стационара многие студенты сталкиваются с большими трудностями при непосредственном контакте с русскоговорящими пациентами и медицинским персоналом, потому что большинство студентов плохо понимают разговорную речь, а также и медицинскую терминологию. В связи с этим важна систематическая работа, направленная на развитие навыков устной и письменной речи студентов, понимания и языковой реакции на разговорную речь амбулаторного больного, а также навыков ведения диалога с пациентами на русском языке. Преподаватель должен выбирать учебные действия, которые вовлекают студентов в осмысленное использование русского языка. В обучении русскому языку большое внимание уделяется обучению речи и коммуникативным навыкам, что требует изменения акцента к обучению языка. Коммуникативное обучение является одной из самых популярных и быстро развивающихся технологий в методике обучения. Термин «коммуникативное обучение» не имеет единого определения в научной литературе, так как оно определяет обучение как вид интерактивного обучения с целью развития межличностной и профессиональной коммуникативной компетенции. Освоение преподавателями коммуникативной компетенции расширяет их представления о коммуникативной компетентности студентов.
REFERENCES
1. Давыдова Ю. Г. Сущность понятия «коммуникативный подход» в современной методике преподавания иностранных языков // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. № 5. С. 832-840.
2. Абдуллаева Р.М. «Лингводидактические основы обучения медицинской терминологии в узбекскоговорящей аудитории.». (Монография)//OOO«TIBBIYOT NASHRIYOTI MATBAA UYI» Ташкент -2023.- 169 стр
3. O.A.Muxammedova. Development of Russian-Language Competence of Medical Students. SJIF Impact Factor (2022):5.517 ISSN Online: 2770-2367.
611
April 26, 2024
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,
Pedagogy: a Problem and Solutions
Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:
_mumovayechimlaL
4. Васильев Д.В. Чтение в век информационно - коммуникативных технологий. / Д.В. Васев // Наука и образование сегодня. - 2019. - № 6-1 (41). -С. 66-68.
5. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с
612
April 26, 2024