Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СИНОНИМИИ В ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ НАУЧНОГО СТИЛЯ)'

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СИНОНИМИИ В ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ НАУЧНОГО СТИЛЯ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синтаксическая синонимия / конструкция / научный стиль / трансформация / syntactic synonymy / construction / academic style / transformation

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Эльвира Тагировна Деккер

Статья посвящена изучению синонимичных лексико-грамматических конструкций научного стиля на занятиях по русскому языку с иностранными обучающимися. Особое внимание уделяется заданиям продуктивного типа, целью которых является развитие навыка синтаксической трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STUDYING SYNTACTIC SYNONYMY IN A FOREIGN AUDIENCE (BASED ON ACADEMIC LEXICAL-GRAMMATICAL CONSTRUCTIONS)

The article is devoted to the study of synonymous lexical-grammatical constructions of the scientific style in Russian language classes for foreign students. Special attention is paid to productive tasks aimed at developing the skill of syntactic transformation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СИНОНИМИИ В ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ НАУЧНОГО СТИЛЯ)»

DOI: 10.24412/cl-37223-2024-1-54-57

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СИНОНИМИИ В ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ НАУЧНОГО СТИЛЯ)

Эльвира Тагировна Деккер

Санкт-Петербург, Россия alex_piter@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена изучению синонимичных лексико-грамматических конструкций научного стиля на занятиях по русскому языку с иностранными обучающимися. Особое внимание уделяется заданиям продуктивного типа, целью которых является развитие навыка синтаксической трансформации.

Ключевые слова: синтаксическая синонимия, конструкция, научный стиль, трансформация.

FEATURES OF STUDYING SYNTACTIC SYNONYMY IN A FOREIGN AUDIENCE (BASED ON ACADEMIC LEXICAL-GRAMMATICAL CONSTRUCTIONS)

Elvira T. Dekker

St. Petersburg, Russia alex_piter@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the study of synonymous lexical-grammatical constructions of the scientific style in Russian language classes for foreign students. Special attention is paid to productive tasks aimed at developing the skill of syntactic transformation.

Keywords: syntactic synonymy, construction, academic style, transformation.

В практике преподавания русского языка иностранным обучающимся большое внимание уделяется изучению лексико-грамматических конструкций (моделей) научного стиля, которые являются основой для формирования и развития навыка построения монологического высказывания научно-профессионального содержания.

Изучение текстов, дальнейшее их воспроизведение - весьма сложная задача для инофонов. В связи с этим возникает необходимость развивать у обучающихся

навыки владения ресурсами научного функционального стиля и систематизировать языковые единицы таким образом, чтобы максимально обеспечить их практическое использование в реальном общении.

По утверждению Е. Н. Ширяева, одним из важнейших показателей знания определенного языка является степень владения его синонимией [1: 18]. Речь идет в этом случае не только о лексической, но и о синтаксической синонимии, то есть о возможности выразить определенную мысль различными по своей структуре конструкциями предложений.

Иностранные обучающиеся приступают к изучению лексико-грамматических моделей предложений научного стиля уже на подготовительном курсе, знакомятся с конструкциями, служащими для выражения определения понятия, классификации, назначения предмета и др.

Введение и изучение данных моделей предложений на начальном этапе обучения позволяет значительно облегчить понимание лексического и грамматического материала базового и первого сертификационного уровня, что способствует эффективному взаимодействию в рамках научно-профессионального дискурса.

Для коммуникации в сфере науки типичен монолог сообщающего характера, с помощью которого передаются полученные знания, излагаются новые результаты исследования или объясняется то или иное явление.

При подготовке к монологическому высказыванию важно акцентировать внимание обучающихся на выявлении синонимичных лексико-грамматических моделей, характерных для научного стиля, а также определении их лексического наполнения. К синтаксической синонимии относятся:

- простые и сложные предложения; напр., конструкции, служащие для выражения сущности понятия: а) сущность чего (что) + состоит (заключается) + в чем; сущность чего (что) + состоит (заключается) + в том, что [clause]; сущность чего (что) + состоит (заключается) + в том, чтобы [infinitive];

- предложения с причастными или деепричастными оборотами и придаточные предложения в составе сложного;

- предложения, репрезентирующие одну и ту же информацию, при этом построенные по разным моделям и сохраняющие семантическое тождество лексических единиц; напр., синонимичные конструкции, служащие для выражения взаимосвязи, взаимозависимости явлений: а) что + зависит + от чего; что + влияет /воздействует (оказывает влияние, оказывает воздействие) + на что.

При изучении данных конструкций предметом внимания становятся сочетания типа оказывает влияние, оказывает воздействие, в которых глагол испытывает смысловую недостаточность и не употребляется без сопутствующего имени существительного, являющегося информативным центром. Ослабление в глаголе лексического значения становится причиной образования устойчивых

глагольно-именных словосочетаний, которые обозначают единое, хотя структурно расчлененное выражение действия и состояния. Но в языке часто существует однокоренной с именем существительным глагол, которым легко можно заменить это устойчивое словосочетание, например, подвергать анализу - анализировать, оказывать влияние - влиять, оказывать воздействие - воздействовать и т. п.

Перед изучением тех или иных лексико-грамматических конструкций научного стиля, в которых содержатся такие словосочетания, предлагается выполнить следующие задания.

1. Продолжите ряд существительных, сочетающихся с данными глаголами; составьте предложения: нанести материальный ущерб. . .; оказать воздействие . . .

2. К данным существительным подберите сочетающиеся с ними легкие глаголы: поражение, влияние, победа, поддержка, анализ, сомнение.

Лексико-грамматические модели предложений в тексте служат структурно-смысловыми ориентирами, активизация которых способствует формированию языковой базы, необходимой для обучения различным видам речевой деятельности в профессиональной сфере общения.

При работе с конструкциями научного стиля особое внимание необходимо уделять упражнениям продуктивного типа, целью которых является развитие навыка синтаксической трансформации (замены одного предложения (его части) другим (другой) или сокращения (расширения) грамматической структуры предложения). Важным моментом является понимание обучающимися того, что одну и ту же информацию можно передать несколькими способами, используя разные синонимичные конструкции. Предлагается выполнить следующие задания.

1. Трансформируйте предложения, используя синонимичные конструкции, выражающие определение понятия.

2. В предложениях, где возможно, выразите способ действия при помощи конструкции путем чего.

Трансформационные упражнения являются одним из основных видов тренировочных упражнений, которые направлены на проверку сформированности навыка употребления синонимичных конструкций при продуцировании монолога научно-профессионального характера и создании вторичных текстов. Данные упражнения обеспечивают успешное овладение русским языком как средством общения в учебно-профессиональной сфере.

Таким образом, изучение синонимичных конструкций научного стиля речи значительно улучшает качество языковой подготовки курсантов, развивает навык составления монологического высказывания с учетом синтаксических особенностей, свойственных научному стилю.

Список литературы

1. Ширяев Е. Н. Синтаксис // Русский язык в его функционировании: Уровни языка / отв. ред. Д. Н. Шмелев, М. Я. Гловинская. М., 1996. - С. 181-232.

Сведения об авторе:

Эльвира Тагировна Деккер, ст. преподаватель Михайловской военной артиллерийской академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.