УДК 61+37.013.79
Государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко ст. преп. кафедры русского языка
Шерстникова С.В.
Россия, г. Воронеж, тел. +7(920)4291216 e-mail: sherstnikova@vsmaburdenko.ru
State Medical University named after N.N. Burdenko
The departament of russian language senior lecturer Sherstnikova S.V.
Russia, Voronezh, +7(920)4291216 e-mail: sherstnikova@vsmaburdenko.ru
С.В. Шерстникова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ПО АНАТОМИИ
Статья посвящена обучению студентов-нефилологов русскому языку как иностранному. Представлено разработанное авторами учебное пособие для студентов медицинских вузов. Описаны цель, задачи, структура данного пособия. Апробация пособия успешно прошла в Воронежском государственном медицинском университете имени Н.Н. Бурденко.
Ключевые слова: иностранные учащиеся, язык специальности, научный текст, функционально -семантический принцип, синтаксическая модель, работа с текстом, монологическая речь.
S.V. Sherstnikova
TEACHING FOREIGNS THE SPECIALTY LANGUAGE ON A MATERIAL OF TEXTS ON ANATOMY
The article envisages issues of Russian as a foreign language teaching of students-non-philologists. The authors manual for students of medical institutes are presented. Aim, tasks, structure and content of this manual, likewise peculiarities are described. Approbation of this handbook was successfully held at the Voronezh state medical university named after N.N. Burdenko.
Key words: foreign students, language of speciality, scientific text, functional-semantic principle, syntactic model, work with text, monological speech.
Уже на начальном этапе обучения в медицинском вузе одной из важнейших сфер общения, наряду с социально-бытовой и социально-культурной, является учебно-профессиональная сфера. На первый план выступает задача овладения языком специальности - подготовка к участию в практических занятиях и коллоквиумах, слушанию и записи лекций, чтению учебной литературы, а также к общению учащихся с преподавателями и друг с другом на учебно-профессиональные темы.
Преподавателями кафедры русского языка ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Е. А. Борисовой и С.В. Шерстниковой разработано учебно-методическое пособие по русскому языку для иностранных студентов 1, 2 курсов, обучающихся по специальности «Лечебное дело». Цель данного пособия - обучение языковым и речевым навыкам и умениям в учебно-профессиональной сфере. Основными задачами являются ввод и активизация лексики и синтаксических моделей по дисциплине «Анатомия», развитие навыков ознакомительного и изучающего чтения на материале текстов по вышеуказанной дисциплине, развитие навыков монологической речи на базе научного стиля, развитие дополнительных навыков работы с научным текстом (составление простого и сложного номинативного плана текста).
Своеобразие пособия состоит в том, что оно адресовано иностранным студентам, обучающимся на курсе с элементами английского языка. Для реализации принципа
© Шерстникова С.В., 2016
доступности и посильности используются простые лексико-грамматические конструкции и небольшие по объему тексты. Тексты подобраны и расположены по принципу нарастающей сложности.
Учебно-методическое пособие состоит из четырех разделов, включающих в себя уроки, и приложений.
Раздел 1. Строение предмета. Урок 1. Внешнее строение человека. Урок 2. Системы и аппараты органов. Урок 3. Строение скелета человека.
Раздел 2. Функции предмета. Урок 1. Способы описания функций предмета. Урок 2. Функции систем органов. Урок 3. Функции опорно-двигательного аппарата.
Раздел 3. Процесс. Урок 1. Способы описания процесса. Урок 2. Процесс пищеварения.
Раздел 4. Местонахождение предмета. Урок 1. Способы выражения местонахождения предмета. Урок 2. Сердце.
Лексико-грамматический материал разделов организован по функционально-семантическому принципу, расположен в соответствии с принципом последовательности и повторяемости материала. В начале каждого раздела предъявляется тематический, лексический, грамматический материал, а также основные синтаксические модели, связанные с определенным разделом анатомии.
Раздел 1. Строение предмета.
Тематический материал раздела: внешнее строение тела человека, системы и аппараты органов, строение скелета человека.
Грамматический материал раздела: род имен существительных и прилагательных, винительный, родительный падежи существительных и прилагательных, количественные числительные, образование прилагательных с помощью суффиксов -н-, -ов-/-ев-, сложное предложение с союзным словом «который».
Модели: что состоит из чего, что делится на что, что включает что, что образует что, где имеется что.
Лексико-грамматический материал урока представлен во всех видах речевой деятельности - чтении, говорении, письме и аудировании.
На этапе работы с лексическим материалом вводятся информативно важные лексические единицы текста. В первом задании каждого урока предлагается: прослушать, повторить, прочитать, записать названия частей тела человека: внешний вид, внешняя оболочка, внешнее строение, внешние органы; тело, тело человека, часть тела, части тела, часть тела человека, части тела человека; голова, шея, туловище, конечность, конечности. В число последующих заданий включено следующее: 1) прочитать слова и словосочетания, уточнить значение незнакомых слов по словарю или с помощью рисунков; 2) закончить предложения, используя новые слова; 3) среди данных слов найти антонимы: увеличение, секретировать, повышаться, сократить, уменьшаться, сгибание, сокращение, выделение, увеличиваться, понижение, расслабление, разгибать, уменьшение, расслабить, повышение, сгибать, всасывание, понижаться, экскретиро-вать; 3) распределить существительные по родам, заполнив таблицу:
Он (м. р.) Она (ж. р.) Оно (ср. р.)
орган система ухо
Имеются задания, определяющие словообразовательные связи, морфологические свойства и синтаксическую сочетаемость частей речи: сформировать группу одноко-ренных слов из предложенных существительных, прилагательных и глаголов.
На этапе формирования грамматических навыков учащимся предлагается блок заданий: 1) назвать глаголы, от которых образованы следующие существительные: дыхание, сокращение, выделение, давление, выделение; от данных глаголов образовать существительные: а) при помощи суффикса -ани(-яни): питать(ся), отвердевать, всасы-
вать, дышать; б) при помощи суффикса -ени-: делить, выделить, расщепить, сократить, расслабить; 2) прочитать слова, обозначающие процесс, и определить, к какой части речи они относятся: превращаться, ассимиляция, регуляция, сокращение, превращение, выделять, давить, сокращаться, давление, регулировать, выделение, диссимиляция. Заполнить таблицу:
Глагол (что делать?/ что сделать?) Существительное (что?)
нагревать нагревание
2) раскрыть скобки, употребив существительные в нужном падеже; 3) заменить причастные обороты словосочетанием со словом «который + глагол». В заданиях представлены следующие грамматические темы: род, число, падеж имен существительных и прилагательных и числительных; согласованные и несогласованные определения; отглагольные существительные; предлоги с пространственным значением; наречия со значением места; способы образования прилагательных и существительных от существительных с предлогами, сложное предложение с союзным словом «который».
Особое внимание в пособии уделяется синтаксическим конструкциям, характерным для научного стиля речи. Арсенал заданий, выполняемых на данном этапе обучения, разнообразен: 1) прочитать текст, заменить в тексте выделенные конструкции синонимичными; 2) ответить на вопросы, используя синонимичные конструкции, полученные ответы записать в тетрадь. Образец: Какую функцию выполняет череп? - Скелет обеспечивает защиту головного мозга; 3) трансформировать предложения по образцу. Образец: В пищеварительном канале происходит расщепление сложных веществ. - В пищеварительном канале сложные вещества расщепляются; 4) на основе информации предложений сделать выводы о функциях, которые выполняет тот или иной орган, используя глаголы выполнять, осуществлять, обеспечивать, участвовать или словосочетание принимать участие. Образец: Грудная клетка защищает внутренние органы и участвует в дыхании. То есть грудная клетка осуществляет защитную и дыхательную функции.
Лексико-грамматические задания ориентированы на подготовку учащихся к работе с текстом. Учебно-научный и научный текст - это «не только источник знаний студентов об окружающей действительности, но и средство освоения НСР - языка специальности - как одной из функциональных разновидностей языка. Научный текст на занятиях по русскому языку - это своеобразный источник разноплановой информации о языке специальности. Научить извлекать и препарировать эту информацию, осознавать ее смысловое наполнение и необходимость свободного владения ею - необходимый аспект обучения каждого студента» [2; с. 179]. Тематика текстов соответствует избранной специальности. В качестве исходных взяты аутентичные тексты и микротексты с элементами описания и повествования: описания внешнего строения и скелета человека, тексты о функционировании систем и аппаратов органов, строении и расположении внутренних органов. Выбор текстов обусловлен функционально-семантическим принципом подачи материала, в качестве источников были взяты учебники общетеоретических дисциплин, используемые на этапе довузовской подготовки, а также на первом и втором курсах обучения в медицинском вузе. Тексты адаптированы и содержат грамматические конструкции, изучаемые в соответствующем разделе пособия.
Работа с текстом направлена на формирование умения извлекать информацию, выделять основное, производить трансформации.
Контроль понимания содержания текста осуществляется с помощью вопросов, а также заданий в тестовой форме. Учащимся предлагается закончить предложения, выбрав правильный вариант; определить, какая информация отсутствует в тексте, на какой вопрос в тексте нет ответа. Примеры заданий, выполняемых студентами на данном
этапе работы с текстом: 1) прочитать текст и озаглавить его; 2) выписать из текста информацию о функциях мышц; 3) выписать из текста определения клетки, ткани, органа, системы органов; 4) прочитать текст «Протеины», рассказать о функциях белков по таблице; 5) прочитать текст «Состав и функции крови», заполнить таблицу о форменных элементах крови.
Характеристика Форменные элементы крови Плазма
эритроциты лейкоциты тромбоциты
количество (в 1 мм)
форма
цвет
состав
функции
6) прочитать текст «Процесс пищеварения», составить схему процесса пищеварения; 7) прочитать текст «Мышечная система», составить схему классификации мышц.
Важным видом работы над текстом является составление плана. Это средство усвоения и понимания прочитанного, а также первый шаг к изучению композиции произведения, один из приемов развития устной и письменной речи. Кроме того план текста способствует восстановлению в памяти содержания прочитанного. Примеры заданий: 1) прочитать текст «Внешнее строение тела человека», составить и записать простой номинативный план текста; 2) перегруппировать предложенные пункты плана в последовательности, соответствующей содержанию прочитанного материала (проставить указанные номера в соответствующем порядке).
В качестве основной формы контроля выступает монологическое высказывание по тематике урока с опорой на лексико-грамматический материал, актуализованный в процессе работы над текстами.
В период обучения в вузе владение языком специальности в форме монологического высказывания необходимо студентам для выступлений на семинарских занятиях, при сдаче зачетов и экзаменов. «Формирование умений говорения на материале языка специальности является сложной задачей, поскольку трудность для иностранных учащихся представляет как содержание высказывания, так и оформление высказывания». [1, с. 191].
При обучении иностранных учащихся научному монологическому высказыванию на начальном этапе целесообразно основываться «на минимальных составляющих -словах и конструкциях научного стиля речи. При этом ставится задача выработки речевых навыков активного использования данного материала, то есть заучивание этого минимального набора и доведение употребления до определенного автоматизма, что выводит учащихся на уровень построения микромонолога». [1, с. 196]. Перед учащимися стоит задача овладеть умениями понимать содержание отдельных предложений при чтении текста, содержание связного текста после первого прочтения, быстро ориентироваться в содержании текста, осуществлять поиск информации по заданной теме, составлять планы различных видов, организовывать и располагать отобранный материал в соответствии с планом; сокращать и расширять отдельные части текста, дополняя и объединяя материал данной части материалом, содержащим сведения по той же теме; запоминать и передавать содержание вновь созданного текста с опорой на план.
Рекомендуются следующие типы заданий на развитие речевой деятельности при восприятии информации учебно-научного текста с последующим построением монологического высказывания: 1) выписать ответ на вопрос о главной информации текста; 2) разделить текст на информативные части; 3) сформулировать вопрос и название к каждой части, записать в виде тезисов; 4) кратко изложить информацию текста по плану; 5) подробно изложить информацию текста, опираясь на тезисы; 6) рассказать информа-
цию текста, используя сведения из текста и таблицы (иллюстраций, схем). Примеры заданий: 1) рассказать о составе и функциях крови по плану; 2) прочитать текст «Протеины», рассказать о функциях белков по таблице; 3) рассказать о строении головы, используя рисунок; 4) используя материал урока и иллюстрации, подготовить описание скелета человека; 5) описать внешнее строение тела человека, используя записи в тетради и рисунки.
Особую группу представляют задания, обучающие способам соединения отдельных высказываний в связный текст. Студентам предлагается объединить информацию нескольких связанных по смыслу микротекстов в один текст; составить текст на основе сложного номинативного плана и нескольких имеющихся микротекстов; включить в текст дополнительную информацию; восстановить текст, используя данную информацию; определить и исправить нарушение связности в тексте.
Помимо основной части пособие включает четыре приложения. В представленных таблицах отобран, проанализирован и систематизирован лексико-грамматический материал, обслуживающий научный стиль речи. Приложение 1 - грамматические таблицы склонения существительных, прилагательных, числительных. Приложение 2 -перечень синтаксических моделей с примерами. Приложение 3 - списки глаголов с управлением и примерами. В таблицах используются обозначения как на русском, так и на английском языках. В приложении 4 даются лексико-грамматические тестовые задания к каждому разделу. Имеются эталоны ответов, облегчающие учащимся процесс самоконтроля.
Пособие содержит иллюстративный материал, способствующий усвоению учебного материала: рисунки с изображением внешнего строения тела, строения черепа, скелета человека.
Представленный в учебно-методическом пособии лексико-грамматический материал, тексты с развернутой системой заданий позволяют иностранным студентам, изучающим научный стиль современного русского языка, поэтапно овладеть языковыми и речевыми умениями и навыками в учебно-профессиональной сфере.
Библиографический список
1. Основы научной речи: Учеб. пособие для студ. нефилол. высш. учеб. заведений /
H.А.Буре, М.В. Быстрых, С.А. Вишнякова и др.; Под ред. В.В. Химика, Л.Б. Волковой. СПб.: Филологический факультет СПбГУ. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 272 с.
2. Дедова О.М., Разуваева Л.В., Шерстникова С.В. Лексико-грамматические аспекты изучения научного стиля речи // Наука сегодня: теория, практика, инновации: коллективная монография: в 9 т. Том 7. Ростов-на-Дону: Издательство Международного исследовательского центра «Научное сотрудничество», 2015. С. 178-214 (Глава 5).
References
I. Basics of scientific writing: Textbook for non-philological students of higher education / N.A. Bure, M.V. Bistryh, S.A. Vishnjakova and etc.; ed. By V.V. Himik, L.B. Volkova. SPb Faculty of Philology SPbGU. M., 2003. 272 p.
2. Dedova O.M., Razuvaeva L.V., Sherstnikova S.V. Lexical and grammatical aspects study of the scientific style of speech // Science today: Theory, Practice, Innovations: collective monograph: In 9 vol. Vol. 7. Rostov-on-Don, 2015. P. 178-214 (Chapter 5).
УДК 378:376.68:81 373.7
Национальный фармацевтический университет в г. Харькове ст. преп. кафедры гуманитарных наук Остапенко С. П.
Украина, г. Харьков, тел. +380999770957 e-mail:sergeyost@email. ua Национальный фармацевтический университет в г. Харькове
канд. филол. наук, доцент кафедры гуманитарных наук Долгая Е.А.
Украина, г. Харьков, тел. +380669709433 e-mail: dolgaya_e@mail.ua
Kharkiv National University of Pharmacy in Kharkiv
Department ofthe Humanities, senior lecturer Ostapenko S.P.
Ukraine, Kharkov, +380999770957
e-mail:sergeyost@email.ua
Kharkiv National University ofPharmacy in
Kharkiv
Department of the Humanities, PhD, assistant professor Dolgaya Ye.A.
Ukraine, Kharkov, +380669709433 e-mail: dolgaya_e@mail.ua
С.П. Остапенко, Е.А. Долгая
ИЗУЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ
В статье представлены основные теоретические положения, необходимые для изучения иностранными студентами-филологами фразеологизмов русского языка. Авторы отмечают, что овладение фразеологией является важным аспектом изучения русского языка как иностранного. В статье делается вывод, что работа по изучению фразеологизмов является эффективной, поскольку она углубляет знания иностранных студентов-филологов, обогащает их речь, знакомит с культурой носителей изучаемого языка.
Ключевые слова: теоретические положения, фразеологический материал, фразеология, фразеологизмы, носители изучаемого языка.
S.P. Ostapenko, Ye.A. Dolgaya
LEARNING THE PHRASEOLOGIZMS AS A NECESSARY ELEMENT FOR RUSSIAN LANGUAGE TEACHING OF FOREIGN STUDENTS-PHILOLOGISTS
In article presented the essential theory that is needful for learning phraseologizms of Russian language by foreign students-philologists. Authors noted that the acquirement of phraseology is an important aspect in learning Russian language as a foreign. In article stated that phraseology research is effective because it deepens knowledge of students-philologists, enriches their speech and acquaints with learned language speaker's culture.
Key words: theory, phraseological matter, phraseology, learned language speaker.
Обучение фразеологии - один из самых интересных, но и достаточно сложных аспектов в обучении русскому языку иностранных студентов филологических специальностей. Цель данной статьи - проанализировать основные теоретические положения, необходимые для изучения фразеологического материала русского языка ино-
© Остапенко С.П., Долгая Е.А., 2016