Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский как иностранный / русский как второй / предметно языковое интегрированное обучение / коммуникативный подход / лексический навык / Russian as a foreign language / Russian as a second language / subject language integrated learning / communicative approach / lexical skill

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Елизавета Сергеевна Башкина

В статье раскрывается концепция создания раздела по развитию речи курса языковой поддержки школьников 5–7 классов. Раскрывается специфика применения отдельных аспектов предметно-языкового интегрированного обучения на примере работы над развитием лексического навыка. Описан ход занятия по развитию речи, даны примеры упражнений. Разобраны некоторые особенности и сложности дифференцированного подхода к обучению русскому языку как иностранному или второму в негомогенной группе в средней школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Елизавета Сергеевна Башкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE APPROACH TO THE FORMATION OF LEXICAL SKILL IN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AT SECONDARY SCHOOL

The article reveals the concept of creating a section on speech development in a language support course for schoolchildren in grades 5–7. The specificity of the application of certain aspects of subject–language integrated learning is revealed using the example of work on the development of lexical skills. The course of the speech development lesson is described and examples of exercises are given. Some features and difficulties of a differentiated approach to teaching Russian as a foreign or second language in a non–homogeneous group in secondary school are analyzed.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

DOI: 10.24412/cl-37223-2024-1-29-33

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Работа выполнена при финансовой поддержке госзадания, проект FZNM—2024—0003 «Комплексное изучение когнитивно—эмоциональных и лингвистических факторов коммуникативной деятельности человека в современном образовательном контексте»

Елизавета Сергеевна Башкина

Москва, Россия lizzeyb@bk.ru

Аннотация. В статье раскрывается концепция создания раздела по развитию речи курса языковой поддержки школьников 5-7 классов. Раскрывается специфика применения отдельных аспектов предметно-языкового интегрированного обучения на примере работы над развитием лексического навыка. Описан ход занятия по развитию речи, даны примеры упражнений. Разобраны некоторые особенности и сложности дифференцированного подхода к обучению русскому языку как иностранному или второму в негомогенной группе в средней школе.

Ключевые слова: русский как иностранный, русский как второй, предметно-языковое интегрированное обучение, коммуникативный подход, лексический навык.

COMMUNICATIVE APPROACH TO THE FORMATION OF LEXICAL SKILL IN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AT SECONDARY SCHOOL

Elisaveta S. Bashkina

Moscow, Russia lizzeyb@bk.ru

Abstract. The article reveals the concept of creating a section on speech development in a language support course for schoolchildren in grades 5-7. The specificity of the application of certain aspects of subject-language integrated learning is revealed using the example of work on the development of lexical skills. The course of the speech development lesson is described and examples of exercises are given. Some features and difficulties of a differentiated approach to teaching Russian as a foreign or second

language in a non-homogeneous group in secondary school are analyzed. Keywords: Russian as a foreign language, Russian as a second language, subject-language integrated learning, communicative approach, lexical skill.

В 2023-2024 учебном году в качестве комплексной меры языковой поддержки учащихся школ города Москвы по заказу Департамента образования и науки города Москвы был реализован курс внеурочной деятельности «Русский язык для школьной программы». При составлении рабочей программы курса [3] и учебных пособий [4] был применён дифференцированный подход: совмещены методики обучения русскому языку как иностранному общего владения и в специальных целях, русскому языку как неродному (второму). Целью курса является подготовка учащихся к освоению общеобразовательных дисциплин, предусмотренных программой среднего общего образования, на русском языке.

Курс рассчитан на учащихся 2-9 классов общеобразовательных школ, обладающих миграционным опытом (дети-инофоны) или осваивающих русский язык как второй (несбалансированные билингвы). Учебные материалы были поделены на три группы согласно возрасту учащихся и общности предметов: 2-4 классы, 5-7 и 8-9. В настоящей статье мы будем рассматривать учебные материалы для уровня 5-7 классов [4]. Курс состоит из 14 предметных тем и двух модулей контроля и реализован в виде рабочих тетрадей или -для некоторых тем - рабочих листов (в бумажном варианте и в интерактивном в виде электронного учебного пособия (ЭУП), на портале Московская электронная школа (МЭШ) [2] и методическими рекомендациями для учителя (сценариями занятий).

Курс разработан с использованием методики предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL), где содержание обучения иностранному языку объединено с изучением определённой дисциплины [1]. Каждая тема соответствует одному или нескольким смежным общеобразовательным дисциплинам (например, «Загадки прошлого» фокусируется на истории, «Характеристика объектов и явления» - на физике и математике). Применена т. н. «мягкая» версия CLIL, акцентирующаяся в большей степени на языке, а не на содержании предмета. Каждая тема курса реализует четыре основных принципа: обеспечение прогресса в знаниях и навыках (Content), использование языка для обучения и обучение его использованию (Communication), развитие мыслительных навыков (Cognition) и понимание культурных различий (Culture). Одна тема рассчитана минимум на занятия, соответствующего ведущему аспекту: развитию речи, грамматике, чтению и письму. Дополнительно предложены разделы «Проект» и «Отслеживаем прогресс».

Настоящая статья посвящена разделу «Развиваем речь», который откры-

вает каждую тему курса. В задачи этого раздела входит обогащение словарного запаса учащихся, овладение ими правилами построения предложений, развитие умений проводить связную речь и соблюдать нормы литературного произношения. Под обогащением словарного запаса учащихся в контексте всего курса мы подразумеваем систематическое развитие лексического репертуара учеников, охватывающее широкий спектр языковых единиц: от повседневной лексики (темы «Люди вокруг меня», «В школе», «Случай из жизни в городе» и др.) до специализированных терминов, представляющих ядро терминов школьной программы.

Основой отобранного материала стали ранжированные по частотности словарные списки с лексикой из предметных учебников каждого класса, составляющие учебного («школьного») дискурса (речь учителя, речь учеников в рамках коммуникации в школе), учебные тексты и формулировки, задания из ВПР и МЦКО и примеры образцовых ответов.

В каждой теме раздел развития речи открывается предъявленным иллюстративным материалом и заданием на обсуждение с одноклассником (Например, «Какие события изображены на картинке? Где могли произойти такие события?» (здесь и далее приведены цитаты из заданий согласно [4]). Далее предлагается текстовый материал с демонстрацией новых лексических единиц: тексты или диалоги. Предполагается интерактивная работа учащегося с текстами, обязательно задаётся цель прочтения: (Например, в теме «Человек и общество» перед прочтением диалогов учащемуся предлагается выбрать один ответ из двух альтернативных реплик и объяснить своё решение: Пометь знаком » + » подходящий ответ, а »-» - ответ, который лучше не использовать. Почему ты так думаешь?)

Для отработки новых лексических единиц и практики их применения в речи предлагаются задания на составление словосочетаний, подстановку, раскрытие скобок, исправление ошибок. Отводится внимание работе с синонимами и антонимами, словообразованием. В качестве дополнительных задания предложены задания на отработку навыка произношения и правописания -«Фонетическая разминка».

Важная роль отводится организации работы в мини-группах или парах, а также и игровому формату упражнений. Это было реализовано, например, как:

1. Игра в домино: «Играем в домино! Расставьте домино со словами таким образом, чтобы получилось четыре предложения. Прочитайте получившиеся предложения». Цель - отработать навык построения связных предложений.

2. Игра «Знакомые ситуации»: «Играем в игру «Знакомые ситуации»! По очереди вытягивайте по карточке из колоды 1 и ищите ответную реплику в колоде 2. Опишите, какие эмоции испытывают герои».

3. Игра в кубик: «Играем в эмоции! Бросьте кубик и выразите словесно эмоцию».

Финальная цель каждого из разворотов «Развитие речи» - продуцирование

учащимся связного речевого высказывания: монологического или диалогического, в ходе которого будут применены изученные в ходе занятия речевые модели и лексические единицы. Финальное задание симулируют реальную проблемную ситуацию, с которой сталкиваются учащиеся, и сопровождается функциональной опорой. Видом работы может быть изложение, мини-доклад, выступление, дискуссия или обсуждение, опрос или ролевая игра. Например:

1. «Самир приготовил шпаргалки для устного ответа по истории. Вытяни одну из шпаргалок и расскажи о событии, которое в ней описано». В раздаточный материал методических материалов были помещены краткие факты для описания какого-либо события: «Что: налоговая реформа; Когда: X в. н. э. (946-947 гг. н. э.); Где: Древняя Русь; Кто: княгиня Ольга; Процесс: организация сбора дани; Результат: укрепление государства»». Результатом задания должно стать подобное предложение или текст: В X веке новой эры, в 946-947 годах, в Древней Руси правила княгиня Ольга. Она организовала сбор дани, что привело к укреплению древней Руси.

2. «Выбери тему, проведи опрос и расскажи о результатах». Цель задания -проведение опроса, беседа с одноклассником и устная презентация результатов; в качестве опоры учащийся получает алгоритм опроса.

Отметим некоторые сложности и особенности, которые предстояло учесть.

1. Коммуникативная направленность учебного пособия и применение СЬ1Ь-подхода диктовала использование преимущественно аутентичных материалов учебной направленности. Задача состояла, чтобы совместить, с одной стороны, обучающую функцию в рамках предмета не дублируя при этом тексты и учебника: сохранить баланс между «интересностью» текста и его предметной релевантностью.

2. Важно было учитывать возрастные когнитивные и психологические особенности учащихся при отборе материала. Так, тема «Человек и общество» посвящена формированию навыка грамотной коммуникации, выходу из конфликтных ситуаций. В силу возраста целевой аудитории реализация этой темы имела некоторые ограничения: например, не представлялось возможным уделить внимание формированию навыков «уверенного поведения», устойчивой самооценки; осветить вопросы безопасной коммуникации в интернете не представлялось возможным по причине ограничения на использование электронных устройств для учащихся 5 класса.

3. Как было сказано выше, аудитория курса не является гомогенной по языковому уровню, в силу чего в сценарий хода урока, описанный в методических рекомендациях для учителя, были заложены варианты модификаций упражнений: для продвинутого уровня и для учащихся, пока ещё испытывающих трудности с выполнением задания. Некоторые задания изначально отмечены значком «повышенной сложности».

Список литературы

1. Mehisto P., Marsh D., Frigols M. J. Uncovering CLIL: Content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Education. Macmillan Education, 2008. - URL: https://www.scribd.com/document/398497231/Mehisto-Uncovering-CLIL-1-PDF (23.04.2024).

2. Библиотека МЭШ - Учусь на русском! (5-7 классы). URL: https://uchebnik. mos.ru/material_view/composed_documents/76733556?menuReferrer=catalogue (23.04.2024).

3. Лебедева М. Ю., Обухова Т. М., Пушкина Г. В., Родионова К. Е., Яблочкина Т. П. Русский язык для школьной программы: рабочая программа: 5-7 классы. М., 2023. - 33 с.

4. Учусь на русском! 5-7 классы : Рабочая тетрадь № 3 / М. Ю. Лебедева, Т. М. Обухова, Г. В. Пушкина и др. М., 2024. - 60 с.

Сведения об авторе:

Елизавета Сергеевна Башкина, главный специалист лаборатории когнитивных

и лингвистических исследований Государственного института русского языка

им. А. С. Пушкина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.