УДК 37.016:811.111
Н.Н. Олюнина
Использование технологии CLIL на уроках английского языка
^атья посвящена особенностям применения инновационной технологии предметно -языкового интегрированного обучения (CLIL) на уроках английского языка в школе. Обоснована актуальность применения данной технологии, которая призвана повысить мотивацию учащихся при изучении английского языка. Проанализировано содержание технологии CLIL, рассмотрен ряд практических аспектов ее применения на уроках, выделены достоинства технологии, ее вклад в формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
Ключевые слова: предметно-языковое интегрированное обучение, содержание, общение, познание, культура, приемы.
В наши дни особую популярность приобретают педагогические технологии, которые позволяют учащимся применять полученные знания непосредственно сегодня, а не ориентироваться только на долгосрочные перспективы. Учащиеся могут не понимать, в чем заключается долгосрочная перспектива изучения английского языка, так как чаще всего они не планируют в ближайшее время переезжать в англоязычные страны, заводить друга по переписке или делать покупки в иностранном магазине, не думают о возможности поиска работы в международных проектах или компаниях. Это может привести к снижению мотивации и потере интереса к изучению иностранного языка. Одной из технологий, способных помочь учителям в решении этой проблемы, является инновационная технология CLIL (Content and Language Integrated Learning).
CLIL - это подход, при котором иностранный язык выступает как средство обучения предметам школьной программы. Учащиеся изучают предметы на иностранном языке, одновременно совершенствуя иноязычную коммуникативную компетенцию, соответственно, языковые и предметные знания тесно связаны. Этот подход соотнесен с требованиями, предъявляемыми сегодня к образовательному процессу: он позволяет учитывать потребности школьников в использовании иностранных языков при изучении других школьных предметов, а также в целях самообразования в интересующих их областях, включая их профессиональные ориентации.
Актуальность данного подхода обусловлена спецификой предмета иностранный язык. Одной из характеристик учебного предмета является межпредметность, то есть содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др. Действительно, изучение иностранного языка невозможно вне контекста, поэтому на уроках учащиеся работают с текстами, содержащими информацию из различных предметных областей. Так, например, в примерной программе для основной школы предметное содержание речи включает такие темы, как «Природа: флора и фауна», «Проблемы экологии. Защита окружающей среды», «Климат, погода», которые тесно связаны с предметной областью биология. Тема «Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы» предполагает изучение географии на уроках английского языка. Кроме того, иностранный язык характеризуется полифункциональностью, то есть может выступать как цель обучения и как средство приобретения знаний. Таким образом, данный подход не противоречит современным требованиям и может успешно применяться в образовании на всех ступенях.
Технология предметно-языкового интегрированного обучения достаточно гибкая, она не предъявляет жестких требований к объему информации и количеству времени, отводимому на изучение предметов на ино-
странном языке. Преподавателями CLIL могут быть учителя начальных классов, учителя-предметники и учителя английского языка. Существуют разнообразные модели использования данной технологии, среди которых CLIL-лагеря, местные и международные проекты, погружение и др. [7].
Говоря об особенностях данного подхода, обратимся к модели, предложенной профессором Ду Койл и основанной на «4 С»: содержание (content), общение (communication), познание (cognition) и культура (culture). Данная модель акцентирует внимание на том, что в рамках интегрированного обучения для успешного освоения содержания необходимы социальные, культурные, лингвистические и мыслительные процессы [6].
Компонент «содержание» включает в себя содержание и темы предметов школьной программы (обществознание, биология, физика, химия, история, физкультура, информатика, математика, музыка и др.). На уроках CLIL происходит развитие межпредметных связей, когда, например, изучаются процессы, происходившие в искусстве и истории на определенной географической территории на протяжении определенного отрезка времени. Важно отметить, что данный компонент в его широком понимании варьируется от определенных тем школьных предметов, которые учителя английского языка хотят включать в уроки (softCLIL), до тех тем, которые учителя-предметники обязаны изучать в рамках школьной программы (hardCLIL). Таким образом, учитель может выбрать подходящую модель, определяя количество времени и темы в зависимости от целей и возможностей. В широком понимании содержание - это различного вида знания, включая факты, концепции, и процессы, которые учащиеся смогут использовать для дальнейшего решения проблем и своего развития.
Компонент «познание» предполагает, что учащимся необходимо обработать информацию, осмыслить и понять суть. От учащихся требуется применять уже имеющиеся и новые знания для решения проблем и выполнения заданий, относящихся к
изучаемой теме. Учащиеся должны стремиться использовать мышление высокого уровня согласно таксономии Блума [5], а задача преподавателя - добиваться продвижения мыслительных процессов учащихся на более высокие уровни синтеза и оценки.
Компонент «общение» включает в себя языковой материал, необходимый для освоения материала. Язык необходим учащимся, чтобы продемонстрировать понимание темы. Данный компонент включает в себя изучение языка - языковой материал, необходимый для понимания темы, и использование языка: лексические, грамматические и речевые единицы, необходимые для того, чтобы выразить в речи свое понимание материала и тем самым быть вовлеченным в учебный процесс. Общение является неотъемлемой частью любого обучения, неважно, происходит оно на родном или иностранном языке.
Компонент «культура» - это фильтр, сквозь который учащийся воспринимает мир. Учащийся должен осознавать, какое место он занимает в межкультурном пространстве, понимать и уважать свою и другие культуры. Кроме того, каждая дисциплина имеет свою собственную культуру со своими содержанием, способами общения и пониманием мира. Это требует от учащихся умения думать и действовать как специалисты определенных областей, например, как биолог, географ или историк.
Данная модель демонстрирует основные элементы которые необходимы для понимания концепции и важны при планировании урока или курса. Содержание приобретает для учащихся смысл только тогда, когда оно понято и осмыслено. Чтобы продемонстрировать понимание предметной области, учащимся необходимо использовать язык. То есть учащиеся передают своими словами то, что им удалось узнать. Для этого им необходимы именно те языковые единицы, которые относятся к изучаемому предмету или дисциплине. Таким образом, эти четыре компонента взаимосвя-занны и одинаково важны для полноценного восприятия мира. Необходимо помнить так-
же, что язык выступает средством обучения (главную роль играет понимание содержания предмета). Несмотря на это, он играет большую роль в CLIL. Так, для успешной реализации данного подхода учитель и учащиеся в первую очередь должны овладеть языковыми единицами, специфическими для каждого предмета.
Если сравнить лексику, которая предлагается в учебнике английского языка «Английский в фокусе» авторов Ю.Е. Ваули-ной, Д. Дули, О.Е. Подоляко для 5 класса [1] и учебнике CLIL 'Essential Natural Science 1' [3] по теме «Животные», мы увидим, что во втором случае лексика носит гораздо более специализированный характер. Это объясняется различными целями. На уроках английского последующим этапом работы с данной лексикой является тренировка грамматической структуры «have got / has got» для автоматизации грамматического навыка. То есть целью является поэтапное формирование языковых навыков и развитие умений.
В учебнике CLIL учащимся предлагается не просто изучить названия частей тела животных, но и ознакомиться с их функциями, что в дальнейшем поможет выделить общие признаки живых существ, относящихся к одной группе. Целью в данном случае является освоение материала, а язык является лишь средством.
Кроме специализированной лексики учащимся необходимо владеть более общими лексическими и грамматическими структурами, неспецифичными для одной предметной области. Как правило, учащиеся знакомятся с таким языковым материалом на уроках английского языка. Так, например, для описания круговорота воды в природе учащимся необходимо знать предлоги, а для того, чтобы сравнить планеты, необходимо усвоить степени сравнения прилагательных.
CLIL позволяет учащимся совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию, что подразумевает изучение лексики и грамматики. Зачастую данные аспекты не рассматриваются отдельно. Вместо этого учащимся предлагается освоить
фрагменты языка (chunks of language), которые им необходимы на определенных этапах усвоения или использования знаний. На уроках CLIL учащимся необходимо общение, чтобы выразить и проанализировать факты, данные, мысли и чувства как в устной, так и в письменной форме, а также для успешного сотрудничества с одноклассниками и учителем, так как взаимодействие является неотъемлемой частью процесса обучения. Необходимо отметить, что в рамках подхода CLIL учащиеся имеют возможность совершенствовать навыки коммуникации, имея при этом конкретную практическую цель. На уроках английского языка учащимся может быть предложено разыграть вымышленную (смоделированную) ситуацию, например, диалог у ветеринара.
В рамках CLIL учащиеся чувствуют потребность в общении, чтобы прояснить непонятные моменты в материале, поделиться информацией, рассказать о результатах эксперимента или обсудить дальнейшие действия с одноклассниками. Таким образом, учащиеся ощущают потребность в языке. Учителю важно отслеживать, чтобы общение происходило на иностранном языке, постепенно сводя к минимуму использование родного языка, и предотвращать возникновение трудностей, предлагая учащимся фрагменты языка, выполняющие функции, которые необходимы для овладения материалом, такие как выражение мнения, описание процесса, упорядочивание действий, приведение примеров и др. Таким образом, учащиеся используют иностранный язык, чтобы узнать новую информацию, а также для общения в процессе обучения. Учитель решает, какой языковой материал необходим для успешного овладения материалом.
Необходимо следить, чтобы учащиеся постоянно были вовлечены в процесс осмысления. Мыслительные операции разнообразны: анализ и синтез, сравнение, конкретизация, обобщение, классификация, определение. Учащимся необходимо развивать мыслительные процессы наряду с развитием речи. Учитель должен обращать внимание на то, достаточно ли заданий он
предлагает для развития мышления и насколько они разнообразны, постепенно давая все более сложные задания, однако посильные ученикам. Такие уроки требуют от учащихся повышенной мыслительной активности, так как им необходимо осмысливать информацию, представленную на неродном для них языке, поэтому важно давать учащимся время для обработки информации, не требуя моментальной реакции.
Особое внимание в CLIL уделяется формированию общеучебных умений. Если учащийся овладевает приемами организации информации в форме ментальной карты на уроке истории, то он сможет использовать данный прием не только на уроках других предметов, но и в жизни. Умение учиться очень важно для современного школьника, оно способствует формированию ответственного и осознанного отношению к обучению. Учителю необходимо планировать, каким общеучебным навыкам будет уделяться внимание на уроках, и следить, чтобы они были разнообразными.
Еще одним важным элементом данного подхода является 'scaffolding', или метод строительных лесов. Разработка этого метода связана с концепцией известного русского психолога Л.С. Выготского - обучением в опоре на зону ближайшего развития. Данный метод предполагает меры, которые принимает учитель, чтобы помочь учащимся в освоении нового материала и формировании навыков. Это временная помощь, необходимая учащимся сегодня для успешной работы в будущем. Форма и продолжительность может варьироваться исходя из индивидуальных потребностей учащихся. Помощь может выражаться в пробуждении интереса к теме, разделении задания на шаги, использовании наглядности, демонстрации выполнения задания, использовании модели текста [4].
Таким образом, планирование процесса обучения в рамках предметно-языкового подхода основывается на тематическом содержании предмета. Учителю необходимо определить, какой языковой материал потребуется учащимся для работы с содержа-
нием. Задачи урока могут быть сформулированы в форме утверждений, что учащиеся будут знать, уметь и понимать.
УМК, реализующие технологию предметно-языкового интегрированного обучения, способны существенно облегчить процесс подготовки для учителя английского языка. Одним из немногих российских УМК, уделивших внимание данной технологии, является учебник английского Ю.А. Комаровой и И.В. Ларионовой. Как было указано выше, данный подход допускает различные модели внедрения в образовательный процесс. В названном УМК используется модель, которая предполагает включение материалов в формате CLIL в учебник английского языка. Линейка УМК «Английский язык» издательства «Русское слово-учебник» внесена в федеральный перечень и предлагает учебники для начальной, основной и старшей школы. Рубрики CLIL интегрированы в содержание учебника на всех уровнях. В данных учебниках осуществляется связь с различными предметными областями, такими как физика, математика, биология, литература, обществознание, физкультура, ОБЖ и др. [2].
Успешное применение данной технологии на практике возможно без опоры на УМК. Основным содержательным элементом, на котором строится урок, является текст. Существует большое количество интернет-ресурсов, содержащих аутентичные материалы по темам школьной программы для всех возрастов и уровней. Часто используются учебные материалы из современных источников, таких как статьи из газет, книги, брошюры, блоги. Тексты адаптируют, разбивая на посильные для учащихся части и добавляя синонимы или глоссарии. Добавление графических органайзеров позволяет учащимся увидеть и осознать, с чем им предстоит работать.
Типы заданий, используемые в данном подходе, существенно не отличаются от заданий, которые учителя английского традиционно применяют на уроках. Это могут быть задания на определение верных и неверных утверждений, соотнесение, поиск и исправление ошибок и мн. др. В формули-
ровке заданий ^^ редко встречаются лингвистические термины, такие как «временная форма глагола», «форма слова», «окончание», «залог», так как основной целью является освоение содержания, а не совершенствование языка.
Использование данной методики на практике в МАОУ «Лицей № 10» г. Перми позволило выделить ее плюсы. Одним из главных достоинств данной методики является повышение мотивации к изучению иностранного языка у обучающихся. Изучение языка становится более целенаправленным, так как язык используется для решения конкретных коммуникативных задач. Английский язык является международным
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
языком общения представителей различных профессий. Учащиеся на уроках ^^ знакомятся со специализированной лексикой и, решая задачи из различных профильных областей, готовятся к успешной профессиональной деятельности. Несомненно, сегодня специалисты, владеющие английским языком, ценны и конкурентоспособны на международном рынке труда. Таким образом, умение общаться на иностранном языке в профессиональном контексте становится приоритетным. Помимо этого, обучающиеся имеют возможность лучше узнать и понять культуру изучаемого языка, что ведет к формированию социокультурной компетенции.
1. Ваулина Ю.Е., Эванс В., Подоляко О.Е. Английский язык. Английский в фокусе. 5 класс: учебник. ФГОС. - М.: Просвещение, 2021. - 192 с.
2. Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Перретт Ж. Английский язык. 4 класс: учебник. ФГОС. - М.: Русское слово, 2020. - 127 с.
3. Barreiro C. Essential Natural Science // Santillana Educación, 2008. - 168 p.
4. Bentley K. The TKT: Course CLIL Module. Cambridge University Press, 2010. - 128 p.
5. Bloom B.S., Engelhart M.D., Furst E.J., Hill W.H., Krathwohl DR. Taxonomy of educational objectives: the classification of educational goals; Handbook I: Cognitive Domain. NY: Longmans, 1984. - 208 p.
6. Coyle D., Hood Ph., Marsh D. CLIL: Content and Language Integrated Learning. Cambridge University Press, 2010. - 184 p.
7. Mehisto P., Marsh D., Frigols M.J. Uncovering CLIL: Content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Education. Macmillan Education, 2008. - URL: http://hdl.handle.net/11162/64524.