$ rpQmÔTQ
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2021. Том 6. Выпуск 5. С. 813-819 | 2021. Volume 6. Issue 5. P. 813-819
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
Использование метода
предметно-языкового интегрированного обучения английскому языку в начальной школе
Баркова А. Ф., Рогова В. В., Ким А. А.
Аннотация. Целью данного исследования является выявление особенностей использования метода предметно-языкового интегрированного обучения на уроках английского языка в начальной
школе. В работе рассмотрены особенности применения метода ^^ при преподавании английского языка детям в начальной школе, описаны условия эффективного использования метода при обучении английскому языку в начальных классах. Научная новизна исследования состоит в том, что авторами определены компоненты содержания обучения, которые целесообразно интегрировать в процесс обучения английскому языку на уроке в начальной школе, а также особенности и условия эффективного применения метода ^^ на начальной ступени обучения и предложены конкретные формы его реализации на уроках. В результате определены возможности интеграции содержания начального образования по предмету «Окружающий мир» и содержания обучения иностранному языку, приведены конкретные примеры заданий, которые рекомендуется использовать на интегративных уроках по английскому языку в начальных классах.
EN
On Potential of Using CLIL Method (Content and Language Integrated Learning) When Teaching English to Primary Schoolchildren
Barkova A. F., Rogova V. V., Kim A. A.
Abstract. The article considers the problem of using CLIL method (Content and Language Integrated Learning) in the primary English classroom. The paper examines the peculiarities of CLIL approach to teaching primary school English, describes the methodology of subject-language integrated primary education. The researchers identify the components of primary English language education, reveal the specificity of CLIL method application at the initial stage of training, suggest the ways of its practical realization, and herein lies scientific originality of the study. The research findings are as follows: the authors identify the prospects for integration of educational disciplines "Surrounding World" and "Foreign Language", provide examples of tasks which can be used at the integrated English-Surrounding World lessons for primary schoolchildren.
Введение
В современном мире вопросы оптимизации образовательного процесса и формирования всесторонне развитой личности, готовой к осуществлению коммуникации на разных уровнях и профессиональному росту, аспекты интеграции в обучении в целом и использование метода предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL - Content and Language Integrated Learning) английскому языку на всех образовательных ступенях от дошкольной до высшей в частности не перестают быть актуальными. Вопросы использования метода CLIL в раннем обучении английскому языку в методической литературе рассмотрены недостаточно подробно, и в настоящее время возрастает интерес к практическим идеям применения метода.
При изучении метода CLIL в раннем обучении иностранному языку исследователи обращаются к таким темам, как интеграция английского языка и других неязыковых предметов в начальной школе, например, физкультуры (Ульяненкова, Скопина, Нежкина, 2017), русского языка, математики и окружающего мира в рамках внеурочной деятельности (Гудкова, Яшина, 2017), рассматривают возможности развития когнитивных способностей
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210105
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/
детей начальной школы с помощью данного метода (Овчинникова, 2020), использование метода в дошкольном обучении английскому языку (Баркова, Селивановская, 2020), содержание интеграции в начальной школе (Read, 2021). Однако открытым остается вопрос о применении метода CLIL в практике обучения английскому языку на уроках в начальной школе. Какова практика обучения иностранному языку в начальных классах с применением CLIL, как метод представлен в УМК для начальной школы, по каким причинам учителя мало обращаются к данному методу - рассмотрение этих аспектов представляется актуальным, т.к. позволит проанализировать текущую образовательную ситуацию в школе и предложить пути наиболее эффективного использования метода CLIL в практике обучения английскому языку на начальном этапе.
Задачи исследования представлены следующим образом:
- выявить особенности использования метода CLIL в практике обучения английскому языку в начальных классах школы;
- выделить условия эффективного использования метода CLIL на уроке английского языка в начальной школе;
- конкретизировать содержание интеграции предметов «Окружающий мир» и «Иностранный язык» для начальной ступени обучения в школе.
Методами исследования являются анализ психолого-педагогической и методической литературы и анкетирование учителей английского языка в начальных классах.
Теоретическую базу исследования составляют труды Д. Марша (Marsh, 2002), разработавшего метод предметно-языкового интегрированного обучения, и других зарубежных методистов, занимающихся изучением данного метода (Б. Кей (Kay, 2010), Ф. Болл (Ball, 2021), С. Дарн (Darn, 2021) и К. Рид (Read, 2021)).
Практическая значимость заключается в том, что предложенные авторами задания могут быть использованы в практике обучения на уроках английского языка в начальных классах, а выделенные условия эффективного применения метода CLIL в начальном обучении английскому языку позволят методистам и практикующим учителям в дальнейшем успешно создавать новые методические разработки.
Особенности использования метода CLIL в практике обучения английскому языку в начальных классах школы
Метод предметно-языкового интегрированного обучения, или CLIL, разработанный Дэвидом Маршем, предполагает взаимную интеграцию в обучении иностранного языка и неязыкового предмета (Marsh, 2002). При этом оба предмета находятся в равной значимости. То есть изучение иностранного языка происходит на материале неязыкового предмета, в то время как сам предмет или его темы изучаются на иностранном языке.
Существуют две основные формы осуществления метода: жесткая, когда изучение предмета полностью происходит на иностранном языке, и мягкая, когда отдельные предметные темы включаются в урок иностранного языка. Исследователи метода предметно-языкового интегрированного обучения, такие как Б. Кей (Kay, 2010), Ф. Болл (Ball, 2021), С. Дарн (Darn, 2021) и К. Рид (Read, 2021), отмечают преимущества метода в том, что он повышает мотивацию к обучению, позволяет повысить уровень как языкового, так и общеобразовательного развития учащихся, способствует формированию коммуникативных и когнитивных способностей, имеет практическую направленность. Все это позволяет считать метод предметно-языкового интегрированного обучения наиболее эффективным в современных условиях обучения иностранному языку. Данный метод многообразно и успешно используется в профессиональном обучении, а также на старшей ступени обучения в школе. На начальной же ступени обучения иностранному языку в школе данный метод не получил столь большого распространения. Это связано прежде всего с недостаточно высоким языковым уровнем учащихся, что значительно ограничивает возможности в использовании материалов из других областей знания на уроке английского языка.
На наш взгляд, предметно-языковая интеграция на начальной ступени позволяет повысить интерес к иностранному языку, т.к. наглядно иллюстрирует практическое применение изучаемого языка для познания в разных областях, закрепить и расширить знания, полученные в рамках других общеобразовательных предметов, а также дает возможность отрабатывать необходимые иноязычные лексико-грамматические навыки и речевые умения на интересном и познавательном материале и повышать качество их сформированности у учащихся. Совершенно очевидно, что использование метода в жесткой форме на уроке английского языка в общеобразовательной школе не представляется возможным, в то время как слабая его форма может занять достойное место в образовательном процессе по иностранному языку.
Условия эффективного использования метода CLIL
Создатели современных УМК для начальной школы признают целесообразность использования метода CLIL и включают его в той или иной степени в свои учебные пособия. Нами были проанализированы российские УМК для начальной школы "Spotlight" (Быкова, Поспелова, 2012), "Starlight" (Мильруд, Суворова, 2014) и зарубежный УМК "Academy Stars" (Blair, Cadwallader, 2021; Harper, Pritchard, 2021). Во всех рассмотренных УМК в разной мере присутствует материал CLIL. Есть как отдельные задания в модулях, так и специальные разделы, связанные с методом CLIL. Например, в учебнике "Spotlight" содержатся разделы "Fun at School" и "Spotlight
on the UK / Russia / Australia". В "Starlight" есть следующие разделы: "Our World", "My World" и "Go Green", а в "Academy Stars" - "Think about It". В них дан материал по математике, окружающему миру, литературе, истории и т.д. Как правило, CLIL выносится как отдельный блок и представлен текстами для дополнительного чтения на различные общеобразовательные темы, они сопровождаются несколькими заданиями, направленными на проверку понимания содержания текста. Системы же упражнений, нацеленной на формирование лексико-грамматических навыков и речевых умений, кроме чтения, в рамках CLIL не прослеживается. Учебник "Academy Stars" предлагает некоторые практические задания, например, создание анемометра - прибора для измерения скорости движения воздуха.
Таким образом, метод CLIL представлен в современных УМК для начальной школы, и, следовательно, должен использоваться на уроках английского языка. Однако результаты анкетирования учителей английского языка в начальных классах свидетельствуют об обратном.
Так, большинство из опрошенных учителей (55,6%) английского языка в начальных классах, среди которых 12 - из общеобразовательных школ и 16 - из школ с углубленным изучением английского языка, не знают о данном методе, хотя все участники анкетирования (100%) хотели бы попробовать использовать этот метод в своей практике. 46,4% опрошенных слышали об этом методе, но в практике его не используют. И лишь в редких случаях школьные учителя английского языка начальных классов применяют CLIL на практике. При этом они выполняют предложенные в учебнике задания, читают и переводят тексты.
Среди причин, по которым учителя не обращаются к методу CLIL, в анкетах были указаны следующие:
1) нет времени для дополнительных занятий (50%);
2) слышали о нем, но не знают, как использовать (25%);
3) не понимают, как сделать это эффективно (25%).
Эти результаты говорят о том, что, с одной стороны, учителя рассматривают материал CLIL как нечто дополнительное, выходящее за рамки учебного курса, не являющееся обязательным и не включают в свои занятия, считая, что на это нет времени. С другой стороны, они не знают, как методически грамотно и эффективно построить занятие, основанное на этом методе. В случае чтения и перевода текста метод утрачивает свою эффективность, т.к. изначально он предполагает обучение предмету на иностранном языке, тем самым дает возможность «погружения» в языковую среду. Использование же метода должно быть органично включено в ход уроков по английскому языку.
На наш взгляд, для того, чтобы максимально эффективно применять метод CLIL в раннем обучении в школе, необходимо обеспечить выполнение следующих условий:
1. Тематическая связь того, что изучается в рамках общеобразовательных предметов в начальной школе и на уроках иностранного языка. Т.е. возможность интеграции содержания двух предметов.
2. Темы, отобранные для изучения, должны представлять интерес для учащихся начальной школы. Далеко не всё, что определено обязательной программой по предметам начальной школы, интересно детям. Если брать такие темы для изучения на иностранном языке, то это только усложнит и без того непростой процесс обучения иностранному языку.
3. Желательно, чтобы материал, отбираемый для изучения, имел практическую направленность. Дети не просто знакомятся с некоторым интересным материалом и приобретают дополнительные знания об изучаемом предмете, но они должны понимать их практическую значимость и связь с другими предметами.
4. Содержание предъявляемого материала должно соответствовать уровню сформированное™ иноязычных лексико-грамматических навыков и речевых умений учащихся начальной школы. Дети не должны испытывать дополнительных трудностей в понимании материала, связанных с недостаточным уровнем владения языком. Однако можно и нужно включать новые лексические единицы, необходимые для раскрытия темы. Их количество должно быть посильным для детей данного возраста. Отработка нового лексического материала должна проводиться в соответствии с этапами формирования лексических навыков.
5. Задания, разработанные на тематическом материале неязыкового предмета, должны быть направлены одновременно на смысловое изучение темы и предоставлять возможность для формирования лексико-грамма-тических навыков и речевых умений на иностранном языке.
6. Необходимо использовать различные формы предъявления информации по предмету. Не стоит ограничиваться текстами для чтения, нужно включать видео и аудиоматериалы.
7. Задания не должны быть только односторонне информативными, т.е. давать готовую информацию для усвоения, но побуждать к самостоятельному поиску и сбору необходимой информации в формах, доступных для начальной школы (опрос одноклассников, составление анкет и проведение анкетирования, поиск как в предлагаемых учителем информационных источниках, так и в книгах, Интернете).
8. Задания должны быть представлены в различных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме.
Содержание интеграции предметов «Окружающий мир» и «Иностранный язык» для начальной ступени обучения в школе
Рассмотрим конкретные примеры интеграции общеобразовательных предметов начальной школы и английского языка. Наиболее интересным и предоставляющим широкий спектр тем для интеграции является
предмет «Окружающий мир». Программы по окружающему миру А. А. Плешакова (Плешаков, 2014) и английскому языку "Spotlight" (Быкова, Поспелова, 2012), "Starlight" (Мильруд, Суворова, 2014), "Academy Stars" (Blair, Cadwallader, 2021; Harper, Pritchard, 2021) имеют сходство по многим темам. В рамках реализации метода CLIL в обучении английскому языку целесообразно рассмотреть, как тематически перекликаются эти предметы, и выделить те темы, которые встречаются на уроках и того, и другого предмета и, значит, могут быть успешно интегрированы друг с другом.
Так, знакомство с временами года и погодными явлениями начинается уже со 2 класса. Фразы для описания погоды изучаются и на уроках английского языка. Таким образом, можно предложить детям вести классный дневник наблюдений за погодой. Каждый урок английского языка дети по очереди заполняют этот дневник и рассказывают, отвечая на вопрос:
What's the weather like today? - It is cloudy. It is sunny. It is hot. It is cold. The temperature is plus 5.
На большом настенном календаре наблюдений учащийся рисует соответствующие значки. Такой проект может длиться в течение целого учебного года. Наибольший интерес будет представлять подобная работа по наблюдению за погодой в различных климатических зонах. Информацию о погоде можно предлагать из разных источников: радио (аудиозапись), сводка из интернета, газета, звонок другу из другой страны (импровизированный или реальный). Практическая иллюстрация различных погодных условий в один и тот же день позволит детям более точно понять разницу погодных и климатических особенностей в разных климатических зонах и одновременно отработать иноязычные лексико-грамматические навыки.
В ходе этого проекта происходит и закрепление дат (the 5th of December), дней недели. По окончании наблюдений или в конце месяца можно подвести итог, используя знание числительных. Например:
How many hot days are there in September? How many rainy days are there in October?
Среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, указанных в ФГОС, отмечается овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения (Федеральный государственный образовательный стандарт..., 2014). Для этой цели можно предложить детям сравнить наблюдения по разным месяцам.
There are 10 cold days and 5 warm days in September. There are no warm days in October. There are no sunny days in November. There are 3 sunny days in January.
Чуть позднее, когда дети познакомятся со степенями сравнения, ответы могут быть более точные:
It is colder in January than in November. There are more sunny days in March than in February.
При отработке навыков употребления глагола to be в прошедшем и настоящем времени календарь наблюдений за погодой может стать прекрасным тренировочным материалом. Дети сравнивают погоду сегодня и в прошлый понедельник или за это же число в прошлом месяце. Календарь заполняется постепенно и всегда висит в классе перед глазами учащихся, благодаря чему к нему можно возвращаться многократно.
Today it is sunny. Yesterday it was rainy.
Today is the 20th of January. It is snowy and sunny. On the 20th of December it was rainy and cloudy.
После сравнения дети делают вывод об изменениях в погоде.
При изучении Present Simple календарь наблюдений за погодой так же может быть опорой для формирования речевого грамматического навыка. Дети получают задание изучить определенное время года в разных странах. Каждый получает информацию о конкретной стране. Далее, работая в парах, дети должны выяснить недостающую информацию, задавая друг другу вопросы:
Does it snow in Australia in winter?
Does it rain in Brazil in summer?
Подобные задания позволяют решать не только образовательные задачи, знакомить детей с различными климатическими зонами и формировать те или иные речевые навыки, но и развивать наблюдательность, учат анализировать собранный материал и делать выводы.
В третьем классе на уроках окружающего мира дети знакомятся с животными разных природных зон. К этому времени они уже умеют рассказывать о животных на английском языке с помощью времени Present Simple. Целесообразно использовать этот материал для интеграции двух предметов. Предъявлять информацию о животных можно в различных форматах: в виде текста для чтения, аудиозаписи или видеоролика, как озвученного, так и не озвученного. Опираясь на полученную информацию, учащимся предлагается подготовить краткое сообщение о любом животном по плану и проиллюстрировать его.
What is the animal?
How does it look like?
Where does it live?
What does it eat?
Tell some interesting facts about it.
Во время рассказа одного из учащихся детям предлагается заполнить таблицу, вписывая краткие ответы по указанным вопросам. Когда все учащиеся выступят, класс можно разделить на группы и предложить оформить стенд или компьютерную презентацию о животных одной из зон, опираясь на данные таблицы. Работа завершается презентацией проекта. Таким образом, происходит закрепление природоведческого материала, изученного на уроках окружающего мира, расширяется кругозор учащихся, дети учатся работать самостоятельно и в группах, делать презентацию. Одновременно тренируются и закрепляются иноязычные речевые навыки в процессе осуществления значимого познавательного проекта.
В 4 классе дети знакомятся с планом местности, изучают топографические знаки, учатся читать план. Эти знания также легко интегрируются в практику обучения английскому языку. Традиционно при изучении предлогов направления мы используем план схему города или села с картинками. В данном случае можно предложить топографический план местности и задание следующего типа.
You are going hiking with your friends. You've got a plan. Your friend is lost on the route. He calls you by the mobile and asks for help. Tell him the way to the camp, to the next station, home etc. / Ты идешь в поход с друзьями. У тебя есть план местности. Друг потерялся на маршруте. Он звонит тебе по телефону и просит о помощи. Объясни ему, как добраться до лагеря, до следующей станции, до дома и т.д.
В данном случае нужно предложить план с топографическими значками: лес, кустарник, болото, холм, тропа, дорога, поле, река, озеро. Например:
Go through the forest, cross the river, go along the path. There are bushes on the right and there is a pond on the left. Go up the hill. There is a camp.
Такая работа позволяет закрепить знание топографических значков, умение читать план местности. В области английского языка она позволяет формировать навыки употребления предлогов направления, объяснять маршрут, знакомит с топографической лексикой.
Мы привели лишь некоторые примеры интеграции предметов «Окружающий мир» и «Английский язык». С их помощью мы проиллюстрировали, как можно использовать метод CLIL в рамках урока английского языка для формирования лексико-грамматических навыков, определенных программой по английскому языку. Это значит, что нет необходимости выносить работу с CLIL за рамки урока и выделять для этого особое время. Она может успешно быть включена в канву урока. Кроме того, мы продемонстрировали различные формы реализации метода, отличные от чтения текстов и их перевода, которые позволяют отрабатывать необходимый лексико-грамматический материал во всех видах речевой деятельности и одновременно закреплять и расширять знания, полученные на уроках по окружающему миру. Предложенные задания имеют практическую направленность, предполагают развитие умений работать в группе, в парах и самостоятельно, дети учатся искать необходимую информацию, одновременно развиваются и коммуникативные умения учащихся.
В своем исследовании мы выявили, что, несмотря на то что материал CLIL присутствует в учебно-методических комплексах для начальной школы, он представлен в ограниченном виде: как правило, это тексты для чтения и вопросы по содержанию, причем они вынесены за рамки урока, являются дополнительными по отношению к материалу урока и имеют факультативный характер. Такие задания мало связаны с формируемыми лексико-грамматическими навыками на уроке и в большинстве своем относятся только к одному виду речевой деятельности - чтению. Учителя английского языка в начальных классах редко обращаются к разделу CLIL, предложенному в УМК, т.к. не понимают, как правильно и эффективно использовать его на уроке, и считают, что он требует дополнительного времени, которого и так не хватает. Собственные методические разработки по CLIL учителями практически не используются. Это свидетельствует о том, что необходимо подробно разработать методику работы с CLIL и наглядно проиллюстрировать способы включения такого материала в учебную практику на уроке.
С этой целью авторами были выделены конкретные условия разработки заданий по методу CLIL для начальной ступени обучения, соблюдение которых будет способствовать эффективному использованию метода на уроке английского языка.
В статье было определено содержание интеграции предметов «Окружающий мир» и «Иностранный язык» для начальной ступени обучения в школе. Выделены темы, которые могут быть наиболее успешно интегрированы в урок английского языка. Ими являются: «Времена года и погода», «Животный мир», «План местности». Описан практический опыт предметно-языковой интеграции в рамках определенного нами содержания.
Заключение
Подводя итог, стоит отметить, что в современных условиях одним из методов, способных повысить эффективность обучения иностранному языку в начальной школе и привести этот процесс в соответствие с требованиями, представленными в ФГОС, является метод предметно-языкового интегрированного обучения. Основная идея метода заключается во взаимной интеграции иностранного языка и неязыкового предмета. В ходе исследования нам удалось выявить особенности использования метода CLIL в практике обучения английскому языку в начальных классах школы. Для реализации данного метода в жесткой форме, как правило, в начальной школе нет возможности, т.к. учитель, который ведет все предметы, не является учителем английского языка, соответственно не может интегрировать два предмета. Поэтому наиболее подходящей формой является мягкая, когда содержание определенных тем общеобразовательного предмета интегрируется в урок английского языка. Однако в этом случае встает вопрос о целесообразности использования такого материала, что связано с недостатком времени на уроке и низким уровнем языковой подготовки учащихся. Поэтому практикующие учителя либо выносят задания CLIL в качестве дополнительного и факультативного материала, либо вообще отказываются от их использования. Такой отказ связан и с неясным пониманием учителями методики работы с CLIL, которая в большинстве случаев сводится к чтению и переводу текстов. Несмотря на все трудности, применение этого метода приобретает все большую популярность и привлекает учителей.
CLIL может быть эффективной образовательной практикой для повышения уровня владения иностранным языком на начальной ступени. Успешное использование метода CLIL на уроке в начальной школе возможно при соблюдении конкретных выделенных нами условий для создания методических разработок, которые позволят учителям успешно применять методику CLIL в практике школы. Их соблюдение обеспечит качественную отработку формируемых на уроках лексико-грамматических навыков в разных видах речевой деятельности. Важно отметить, что тематическая связь изучаемого материала в рамках общеобразовательного предмета и на уроке английского языка, выбор тем, интересных для учащихся данного возраста, практическая направленность изучаемого материала, а также использование различных форм предъявления информации на уроке позволят повысить мотивацию к обучению, будут побуждать детей работать самостоятельно и в группе и предоставят возможность создать условия для применения полученных знаний и иноязычных речевых навыков для решения конкретных образовательных задач.
В содержательном отношении наиболее подходящими для интеграции в начальной школе являются предметы «Окружающий мир» и «Английский язык». Выделенные темы - «Времена года и погода», «Животный мир» и «План местности» - наиболее органично могут быть включены в уроки английского языка. На их содержании логично и успешно можно отрабатывать лексико-грамматические навыки, определенные программой по английскому языку, такие как It is..., Present Simple Tense, have/ has got, can, prepositions of place and direction. Интеграция на основе содержания позволяет одновременно решать задачи в области начального обучения иностранному языку, а также закреплять и расширять знания, полученные на уроках по окружающему миру.
Приведенные в статье примеры использования метода предметно-языкового интегрированного обучения в начальной школе могут быть задействованы на уроке английского языка. Перспективы дальнейшего исследования видятся в создании методических разработок по CLIL, направленных на формирование конкретных лексико-грамматических навыков в различных видах речевой деятельности, что поможет практикующим учителям успешно применять их в своей обучающей практике в начальной школе.
Источники | References
1. Баркова А. Ф., Селивановская О. А. Использование метода предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) при обучении дошкольников английскому языку // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. № 1. DOI: 10.30853/pedagogy.2020.1.5
2. Быкова Н. И., Поспелова М. Д. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Английский в фокусе». 2-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. Изд-е 2-е, доп. и пере-раб. М.: Просвещение, 2012.
3. Гудкова С. А., Яшина Н. В. Методические возможности использования CLIL-технологии при преподавании английского языка в начальной школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». 2017. № 2 (29). DOI: 10.18323/2221-5662-2017-2-31-35
4. Мильруд Р. П., Суворова Ж. А. Английский язык. Рабочие программы. 2-4 классы: для учителей общеобразоват. организаций и шк. с углубл. изучением англ. яз. Изд-е 2-е. М.: Просвещение, 2014.
5. Овчинникова А. Л. CLIL-технология как средство формирования познавательных УУД на уроке английского языка в начальной школе // Актуальные проблемы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: сб. научных статей по мат. XII Международной научно-практической конференции (г. Чебоксары, 29-30 апреля 2020 г.). Чебоксары: Изд-во Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 2020.
6. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2014.
7. Ульяненкова Е. А., Скопина В. А., Нежкина Н. Н. Формирование коммуникативных навыков на иностранном языке через интеграцию урока английского языка и физической культуры здоровьесберегающей направленности // Медико-биологические, клинические и социальные вопросы здоровья и патологии человека: мат. III Всероссийской образовательно-научной конференции студентов и молодых ученых с международным участием в рамках XIII Областного фестиваля «Молодые ученые - развитию Ивановской области» (г. Иваново, 10-14 апреля 2017 г.). Иваново: Изд-во Ивановской государственной медицинской академии, 2017.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: письма и приказы Минобрнауки. М.: Сфера, 2014.
9. Ball Ph. What is CLIL? 2021. URL: http://www.onestopenglish.com/dil/methodology/artides/article-what-is-clil/ 500453.article
10. Blair A., Cadwallader J. Academy Stars 3. 2021. URL: https://www.macmillan.ru/catalogue/356/223301/
11. Darn S. CLIL: A lesson framework. 2021. URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/clil-a-lesson-framework
12. Harper K., Pritchard G. Academy Stars 2. 2021. URL: https://www.macmillan.ru/catalogue/356/223300/
13. Kay B. The TKT Course CLIL Module. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.
14. Marsh D. The relevance and potential of content and language integrated learning (CLIL) for achieving MT+2 in Europe. 2002. URL: http://userpage.fu-berlin.de/elc/bulletin/9/en/marsh.html
15. Read C. Content-based learning in the primary classroom. 2021. URL: https://www.onestopenglish.com/clil/article-content-based-learning-in-the-primary-classroom/500671.article
Информация об авторах | Author information
RU
Баркова Анна Федоровна1, к. пед. н. Рогова Валерия Вячеславовна2 Ким Антонина Александровна3
1, 2. 3 Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург
EN
Barkova Anna Fedorovna1, PhD Rogova Valeriia Vyacheslavovna2 Kim Antonina Alexandrovna3
1 2' 3 Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg
1 kononova_anna@mail.ru, 2 jdanger281@yandex.ru, 3 kim_antonina@rambler.ru
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 30.07.2021; опубликовано (published): 29.10.2021.
Ключевые слова (keywords): метод; предметно-языковое интегрированное обучение; английский язык; начальная школа; method; content and language integrated learning; English language; primary school.