Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДУКТИВНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДУКТИВНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
960
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИЧЕСКОГО МИНИМУМА / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДУКТИВНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратенко Елена Валентиновна, Чернова Татьяна Ивановна

В статье рассматривается одна из актуальных проблем обучения английскому языку - формирование продуктивных грамматических навыков в процессе изучения английского языка в массовой общеобразовательной школе. Целью исследования является выявление, обоснование и апробация педагогических условий формирования продуктивных грамматических навыков при изучении английского языка в 4-5-х классах общеобразовательной школы. Теоретической основой исследования послужили: работы о формировании грамматических навыков (И.Л. Бим, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, С.Ф. Шатилов и др.); теория обучения иностранному языку в средней школе (Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Е.С. Соловова); психология изучения иностранных языков (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, В.С. Мухина, В.В. Бадмаева); концепция коммуникативного иноязычного образования (Е.И. Пассов, Р.П. Мильруд). Методы исследования . Теоретические (анализ научных источников и синтез точек зрения, педагогическое моделирование); эмпирические (изучение опыта преподавания грамматики и обобщение собственного опыта работы с детьми 10-12 лет; анализ письменных работ обучающихся); диагностические (входные и итоговые срезы); опытная проверка предлагаемой модели формирования продуктивных грамматических навыков. С учетом конкретных педагогических условий определены принципы и разработана модель формирования продуктивных грамматических навыков в 4-5 классах, включая ее цель, задачи, содержание, технологию реализации (по работам Е.В. Яновицкой), а также критерии и показатели эффективности. Результаты апробации модели формирования продуктивных грамматических навыков полностью подтвердили гипотезу исследования о том, что организация педагогических условий формирования продуктивных навыков на уроках иностранного языка у обучающихся 4-5-х классов основной школы согласно разработанной модели повысит эффективность обучения и будет способствовать формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF ESTABLISHING PRODUCTIVE GRAMMAR SKILLS FOR EFL TEACHING

Introduction. The article reviews issues arising when children of 10 to 12 years of age study English as a Foreign Language (EFL) at state schools. Purpose. To discover, substantiate, and test the pedagogical conditions of establishing productive grammar skills when EFL is learnt by 10- to 12-year-old students at state schools. Materials and methods. The research is based on works that review productive grammar skills (Inessa Bim, Yefim Passov, Galina Rogova, Sergey Shatilov and more); foreign language teaching methods (Natalia Galskova, Nadezhda Gyoz, Yelena Solovova); foreign language learning psychology (Alexey Leontiev, Pyotr Galperin, Irina Zimnyaya, Vera Mukhina, Vera Badmaeva); and communicative approach (Yefim Passov and Radislav Milrood). Research methods are: theoretic (analysis of literature and synthesis of views; pedagogical modelling); empirical (review of grammar teaching methods and systematization of the author’s experience in teaching 10- to 12-year-olds; analysis of students’ tests); diagnostic (incoming and outcoming tests); and exper-iment to check the model developed for establishing productive grammar skills. Results, discussion. Considering the pedagogic conditions, we determined the base concepts and have developed the model of establishing productive grammar skills in 10- to 12-year-olds, including the goal, objectives, contents, technologies (based on works by Yelena V. Yanovitskaya), and efficiency criteria (checked against the Common European Framework of Reference). Conclusion. The experiment to check efficiency of the developed model has fully confirmed our hypothesis that the pedagogical conditions of establishing productive grammar skills in 10- to 12-year-old students, if arranged in accordance with the model mentioned above, improve the learning efficiency of lessons of English as a Foreign Language and facilitate in establishing good communicative competencies.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДУКТИВНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

УДК 372.8

DOI: 10.30914/2072-6783-2021 -15-1-29-36

Модель формирования продуктивных грамматических навыков

в процессе изучения английского языка

Е. В. Кондратенко, Т. И. Чернова

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается одна из актуальных проблем обучения английскому языку - формирование продуктивных грамматических навыков в процессе изучения английского языка в массовой общеобразовательной школе. Целью исследования является выявление, обоснование и апробация педагогических условий формирования продуктивных грамматических навыков при изучении английского языка в 4-5-х классах общеобразовательной школы. Теоретической основой исследования послужили: работы о формировании грамматических навыков (И.Л. Бим, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, С.Ф. Шатилов и др.); теория обучения иностранному языку в средней школе (Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Е.С. Соловова); психология изучения иностранных языков (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, В.С. Мухина, В.В. Бадмаева); концепция коммуникативного иноязычного образования (Е.И. Пассов, Р.П. Мильруд). Методы исследования. Теоретические (анализ научных источников и синтез точек зрения, педагогическое моделирование); эмпирические (изучение опыта преподавания грамматики и обобщение собственного опыта работы с детьми 10-12 лет; анализ письменных работ обучающихся); диагностические (входные и итоговые срезы); опытная проверка предлагаемой модели формирования продуктивных грамматических навыков. С учетом конкретных педагогических условий определены принципы и разработана модель формирования продуктивных грамматических навыков в 4-5 классах, включая ее цель, задачи, содержание, технологию реализации (по работам Е.В. Яновицкой), а также критерии и показатели эффективности. Результаты апробации модели формирования продуктивных грамматических навыков полностью подтвердили гипотезу исследования о том, что организация педагогических условий формирования продуктивных навыков на уроках иностранного языка у обучающихся 4-5-х классов основной школы согласно разработанной модели повысит эффективность обучения и будет способствовать формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

Ключевые слова: коммуникативно-когнитивный подход; формирование продуктивных грамматических навыков; определение грамматического и лексического минимума; критерии и показатели формирования продуктивных грамматических навыков

Для цитирования: Кондратенко Е.В., Чернова Т.И. Модель формирования продуктивных грамматических навыков в процессе изучения английского языка // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 1. С. 29-36. DOI: 10.30914/2072-6783-2021-15-1-29-36

Model of establishing productive grammar skills for EFL teaching

E. V. Kondratenko, T. I. Chernova

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Abstract. Introduction. The article reviews issues arising when children of 10 to 12 years of age study English as a Foreign Language (EFL) at state schools. Purpose. To discover, substantiate, and test the pedagogical conditions of establishing productive grammar skills when EFL is learnt by 10- to 12-year-old students at state schools. Materials and methods. The research is based on works that review productive grammar skills (Inessa Bim, Yefim Passov, Galina Rogova, Sergey Shatilov and more); foreign language teaching methods (Natalia Galskova, Nadezhda Gyoz, Yelena Solovova); foreign language learning psychology (Alexey Leontiev, Pyotr Galperin, Irina Zimnyaya, Vera Mukhina, Vera Badmaeva); and communicative approach (Yefim Passov and Radislav Milrood). Research methods are: theoretic (analysis of literature and synthesis of views; pedagogical modelling); empirical (review of grammar teaching methods and systematization of the author's experience in teaching 10- to 12-year-olds; analysis of students' tests); diagnostic (incoming and outcoming tests); and experiment to check the model developed for establishing productive grammar skills. Results, discussion. Considering the pedagogic conditions, we determined the base concepts and have developed the model of establishing productive grammar skills in 10- to 12-year-olds, including the goal, objectives, contents, technologies (based on works

30

ВЕСТНИК МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Т. 15. № 1. 2021

by Yelena V. Yanovitskaya), and efficiency criteria (checked against the Common European Framework of Reference). Conclusion. The experiment to check efficiency of the developed model has fully confirmed our hypothesis that the pedagogical conditions of establishing productive grammar skills in 10- to 12-year-old students, if arranged in accordance with the model mentioned above, improve the learning efficiency of lessons of English as a Foreign Language and facilitate in establishing good communicative competencies.

Keywords: communicative and cognitive approach; establishing productive grammar skills; determining grammar minimum and lexis minimum; criteria of establishing productive grammar skills

For citation: Kondratenko E.V., Chernova T.I. Model of establishing productive grammar skills for EFL teaching. Vestnik of the Mari State University. 2021, vol. 15, no. 1, pp. 29-36. (In Russ.). DOI: https://doi.org/ 10.30914/2072-6783-2021-15-1-29-36

Введение

Среди проблем, с которыми в настоящее время сталкивается массовая общеобразовательная школа при изучении иностранного языка, учителя-практики называют слабое знание грамматики обучающимися и, как следствие, большое количество ошибок при формулировании своих мыслей на иностранном языке, затрудняющих как собственную речь, так и понимание чужой речи. Эти проблемы отражаются в результатах Национального исследования качества образования (НИКО), проведенного в 2016 году в 5 и 8 классах, и ВПР по английскому языку 2019 года для обучающихся 7 класса. По НИКО в 5 классе из 17 тысяч обследованных обучающихся отметку «2» получили 34 %, отметку «3» - 47 %. В 8 классе среди 17 тысяч обучающихся отметку «2» получили 44 %, отметку «3» - 43 По ВПР по России в целом из 230 тысяч обучающихся, писавших работу, 25 % получили отметку «2» и 42 % — отметку «3», то есть 67 % российских школьников демонстрируют низкий уровень знаний по английскому языку, чего совершенно не наблюдается по другим предметам2.

Многие методисты соотносят это явление с излишним фокусированием на коммуникативности обучения, в ущерб когнитивности, и подчеркивают важность формирования грамматических навыков, особенно продуктивных. Кроме того, учителя-практики, как и представители академической сферы, в частности, д-р пед. наук

1 Аналитические материалы по результатам проведения Национального исследования качества основного общего образования в 5 и 8 классах по предмету «Английский язык. С. 57. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/NIKO/ 5_8_NIKO_ENG.pdf (дата обращения: 10.02.2020).

2 Архив ВПР в системе «Статград». URL: https://vpr.statgrad. org (доступ из системы Статград, дата обращения: 03.09.2020).

З.Н. Никитенко, имеют негативное мнение о современных учебно-методических комплексах (УМК): «Трудности детей при овладении иностранным языком обусловлены отсутствием признака системности используемых технологий, получивших реализацию в современных УМК, и в первую очередь отсутствием научной психолингвистической, психофизиологической и нейрофизиологической основы их проектирования и реализации...» [6, с. 10].

С учетом вышеизложенных проблем в рамках коммуникативно-когнитивного подхода [1; 3] нами разработана модель формирования продуктивных грамматических навыков в процессе изучения английского языка. Рассмотрев психофизиологические особенности детей, в том числе последние исследования, мы пришли к выводу, что возраст 10—12 лет наиболее благоприятен для формирования иноязычных продуктивных грамматических навыков. С одной стороны, когнитивные способности детей достаточно развиты и будут развиваться далее в ходе обучения, а с другой стороны, интерес к обучению еще не утрачен из-за постоянного ощущения неуспешности, вызванного неудовлетворительным качеством УМК.

Цель исследования

Мы определили цель настоящей модели как способствование формированию продуктивных грамматических навыков у детей 10—12 лет в процессе преподавания английского языка и, соответственно, следующие задачи: определить педагогические условия, содержание и технологию реализации модели с учетом возрастно-психологических особенностей обучаемых; а также критерии и показатели эффективности модели.

Материалы и методы

Анализ работ А.А. Миролюбова, Е.И. Пассо-ва, Е.И. Солововой, С.Ф. Шатилова позволил обосновать данную модель и конкретизировать педагогические условия ее реализации: определение грамматического и лексического минимумов с учетом психологических особенностей и возрастных потребностей обучаемых; применение технологии формирования грамматических навыков с учетом конкретных дидактических задач и взаимосвязи лексической и грамматической сторон речи; проведение регулярного контроля формирования продуктивных иноязычных грамматических навыков. Под продуктивными грамматическими навыками обычно понимают навыки правильного образования, употребления в речи и интерпретации значений грамматических явлений, формулирования грамматического правила с опорой на схему, а также умение варьировать грамматическое оформление высказывания при изменении коммуникативного намерения1.

При проектировании содержания и технологии реализации модели авторы руководствову-ются следующими принципами: коммуникативности (выхода на мини-диалоги), сознательного (когнитивного) обучения, введения материала от простого к сложному, системно-функциональной организации грамматического материала, ситуативно-тематической организации лексического материала. В грамматический минимум вошли утверждения, отрицания, краткие ответы, общие и специальные вопросы, вопросы к подлежащему и разделительные вопросы с глаголами в настоящем простом времени can («уметь»), have («иметь»), be («быть»), глаголами действия и конструкцией there is/are («имеется»). В лексический минимум вошли 120 слов базовой лексики, вводимых постепенно в течение года, вместе с орфографией и умением распознавать их на слух, в том числе в составе предложения. Это личные местоимения, числительные, притяжательные местоимения, глаголы действия, лексика о характеристиках объектов, местонахождении предметов.

Для технологии реализации модели выбрана систематизированная подача учебного материала с многократным повторением:

• на первом уроке по разделу дети предварительно знакомят своих одноклассников с темой:

1 Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М. : Академия, 2009. С. 306.

готовят презентацию или демонстрируют ролики с YouTube;

• на втором уроке учитель дает базовый минимум грамматического материала по теме с про-говариванием опорных схем;

• на третьем уроке дети самостоятельно пишут опорные схемы, происходит самоконтроль усвоения;

• на последующих уроках идет тренировка по теме - новая лексика отрабатывается на опорной грамматической схеме, возможна командная работа и взаимопомощь детей. После достаточной письменной тренировки дети переходят к аудированию знакомых предложений и мини-диалогам. Возможен промежуточный контроль.

• финальный урок по разделу — объективный контроль в письменной и устной форме (мини-диалоги).

Такая последовательность отработки материала предложена Е.В. Яновицкой2 и в целом соответствует этапам формирования грамматических навыков, принятым в методической науке (С.Ф. Шатилов, А.А. Миролюбов и др.), а также соотносится с деятельностным подходом ФГОС о максимальном участии обучающихся в процессе обучения.

Критерии эффективности модели основаны на определении Е.И. Пассова о компонентах продуктивного грамматического навыка, а также на определениях иных видов навыков устной и письменной речи.

Цифры 1 и 2 в кодах навыков означают базовый и дополнительный уровень, т.е. на отметку «3» нужно иметь умения, обозначенные цифрой «1», а для отметок «4» и «5» — умения, обозначенные цифрами «2», и остальные умения. Разработанные критерии были сверены с международными стандартами владения языком — Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком (Common European Framework of Reference, CEFR). Для 4—5 классов рассматривается самый первый уровень — А1, дескрипторы самооценки3.

2 Яновицкая Е.В. Как учить и учиться на уроке так, чтобы учиться хотелось и удавалось учиться успешно в условиях коллективного обучения в современной общеобразовательной массовой школе. СПб. : Лема, 2012. 160 с.

3 Common European Framework of Reference (CEFR). Assessment Grid - English. URL: https://rm.coe.int/CoERMPublic CommonSearchServices/DisplayDCTMContent?documentId=0900 00168045bb52 (дата обращения: 20.10.2020).

32 ВЕСТНИК МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Т. 15. № 1. 2021

Критерии по Пассову

Виды навыков

л; M

(1) Выбор структуры, адекватной речевому замыслу говорящего и ситуации общения

Речевые синтаксические навыки (PC)

Л i

Речевые морфологические навыки (РМ)

Лексические навыки (Л)

3

(2) Оформление речевых единиц в соответствии с нормами данного языка и определённым временным параметром

Орфографические навыки (О)

Фонетические навыки

m

Интонационные навыки

(И)

Скорость / объем выполнения (В)

J\ i

3) Оценка правильности и адекватности выбранных языковых и речевых средств

Языковые диекурсивно-аналигическис навыки (ЯДА)

Рис. 1. Критерии оценки сформированном^ продуктивных грамматических навыков, где «Г» - говорение, «П» - письмо / Fig. 1. Criteria for assessing productive grammar skills where "S" means speech and "W," writing

Код Определение навыка Виды речи

PC Расположение слов во всех типах предложений Ф Г п

РМ Формообразование слов 0 г п

Л-1 Употребление базовой лексики 0 г ■п

Л-2 Употребление базовой и дополнительной лексики

0-1 Орфография базовой лексики ф п

0-2 Орфография базовой и дополнительной лексики

ф-1 Произношение базовой лексики ф г

Ф-2 Произношение базовой и дополнит, лексики

И Интонирование предложений ф г

В Скорость выполнения задачи нормальная и/или повышенная ф г п

ЯДА Разграничение области употребления грамматических явлении ф г п

Для участия в разговоре потребуется умение правильно располагать слова в предложении (речевые синтаксические навыки, РС), правильно образовывать формы слов (речевые морфологические навыки, РМ), подбирать базовую (Л-1) и дополнительную лексику (Л-2), правильно произносить лексику базового (Ф-1) и дополнительного уровня (Ф-2), правильно интонировать разные типы предложений (И), укладываться во временные рамки, принятые при разговоре (В) и различать, какую именно грамматическую конструкцию следует употребить для выражения своей мысли (ЯДА).

Для устного монолога потребуются те же самые умения.

Для письменной речи нужны будут умения правильно располагать слова в предложении (РС), правильно образовывать формы слов (РМ), подбирать лексику базового (Л-1) и дополнительного уровня (Л-2), правильно писать лексику базового (О-1) и дополнительного уровня (О-2), укладываться во временные рамки, установленные для выполнения письменной работы (В) и различать, какую именно грамматическую конструкцию следует употребить для выражения своей мысли (ЯДА).

Кроме того, для полноценного овладения уровнем А1 требуется достаточный запас лексики, чтобы описывать свои потребности, действия, место жительства и знакомых. Но для детей 4-5 класса авторы разделяют мнение А.А. Миролюбова1 о первостепенном значении овладения продуктивным грамматическим навыком, пусть на ограниченном лексическом материале. Согласно ФГОС основного общего образования и спецификации Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) для экзамена ОГЭ по английскому языку, выпускники 9 класса должны иметь уровень подготовки А2+2, которого вполне реально достичь в течение 6-9 классов, имея базу в виде хорошо проработанных продуктивных навыков.

Переводя показатели в отметки, в общем случае отметка «4» ставится при наличии 1-2 негрубых ошибок, а отметка «3» — 3-4 ошибок при реализации навыков, установленных для отметки «5». Но при реализации модели вместо обобщенных показателей оценивания рассчитывался средний процент качества знаний по каждому навыку (исходя из навыков, необходимых для выполнения каждого задания), средний балл по говорению и письму и итоговый средний балл по каждому ребенку и по классу в целом. Несмотря на некоторое повышение трудоемкости по занесению результатов в Excel, фактически процесс оценивания в повседневной работе учителя протекает именно таким образом, но становится более прозрачным, дает больше показателей для совершенствования работы учителя и позволяет подтвердить выставленную оценку при возникновении вопросов со стороны обучающегося и/или его родителей.

Определив критерии и показатели эффективности нашей модели формирования продуктивных грамматических навыков на начально-продолжающем этапе обучения английскому языку, мы завершили разработку ее первоначального варианта. В обобщенном виде он приведен на рисунке 2. На основании модели было разработано календарно-тематическое планирование с выделением тем, типов уроков, форм контроля, предметных и метапредметных результатов.

1 Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М. : Ступени, 2002. 373 с.

2 Демоверсии спецификаций и кодификаторов ФИПИ для ОГЭ по английскому языку. URL: https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/173801626-11 (дата обращения: 05.01.2021).

Результаты исследования

Экспериментальная проверка разработанной модели проводилась в 2019-2020 учебном году в МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа» Оршанского района РМЭ. В эксперименте участвовали 59 обучающихся 4 и 5 классов. Деление на экспериментальную и контрольную группы по каждой параллели - по результатам прошлого учебного года, более слабые классы были отнесены в экспериментальные группы. Проверялось формирование навыков по разделу «Глаголы действия» (do/does).

На констатирующем этапе был выявлен крайне низкий уровень сформированности продуктивного грамматического навыка, как по письменным, так и по устным работам, что в целом соответствует результатам всероссийских проверочных работ и тестирований по иностранному языку. По итогам формирующего этапа из 25 обучающихся экспериментальной группы из категории с низким уровнем знаний 7 человек перешли в категорию со средним уровнем знаний, а из категории со средним уровнем знаний в категорию с высокими знаниями - 6 чел., тем самым расширив количество обучающихся с высоким уровнем знаний с 5 до 11 чел., в категории со средним уровнем знаний было 7, стало 8 чел. и в категории с низким уровнем знаний: 12 и 5 чел. соответственно. При этом в контрольной группе структура уровня знаний осталась практически неизменной.

Таким образом, нами доказана эффективность реализации педагогических условий формирования продуктивных грамматических навыков на начально-продолжающем этапе обучения английскому языку в следующих аспектах: обоснован комплекс педагогических условий эффективного формирования продуктивных иноязычных грамматических навыков; разработана и апробирована модель реализации таких педагогических условий, ее содержание с учетом взаимосвязи лексической и грамматической сторон речи и возрастно-психологических особенностей обучаемых, а также технология поэтапного формирования продуктивных грамматических навыков; определены критерии и показатели эффективности формирования продуктивных иноязычных грамматических навыков; опытным путем проверена разработанная модель, и получены подтверждения ее эффективности в форме улучшения уровня знаний у большинства обучающихся.

m

bo §=

i

О/

-o 0) 3

CD

I §

s

£ ?

о

Z1 CD Ь 0)

CD О

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0)

4

5

i-h ° " П1

qo

о >73

о „

С1- Й 1—'

о О >-+; W

П> ё и Я

я

S* о

В'а

1 чЗ Н

з I

я

я -з

ас,

р

Принципы:

• йммунжативноста (выход на мини-диалоги),

• сознательного обучения (когшгшвноега)

• получения навыков общения на ограниченном материале (настоящего простого времени)

• введения материала от простого к сложному: отсапксШоез

• системно-функцжшальной организации грамматического материала: утвердительных, отрицательных форм, общих, специальных, разделительных вопросов, вопросов к подлежащему и кратких ответов

« ситуативно-тематической организации лексического материала

с>

Цель

способствовать формирование продуктивных грамматических навыков у детей 10-12 лет в процессе преподавания английского языка

Задачи

определить педагогические условия и принципы реализации модели;

определит технологию (этапы и приемы) формирования продуктивных грамматических навьжов с

учетом возрастно-психологических особенностей обучаемых;

определил) содержание модели (грамматический и лексический минимумы) с учетом возрастно-психологических особенностей и потребностей обучаемых;

определил, критерии и показатели эффективности модели формирования продуктивных иноязычных грамматических навыков.

IE

Содержание

Активный грамматический минимум

Can, do/does, have/has, be, there is/are

Г"

л—к N—И

утверждения, отрицания,вопр. общие, спец., к подтежащ., разделит, вопр. и кр. ответы

Активный лексический минимум

=>

Технология реализации

Этапы: ознакомление, базовый минимум, самоконтроль, тренировка, с контроль

Критерии эффективности устная речь: речевые синтаксические, речевые морфологические, лексические, фонетические, интонационные, временные, языковые дискурсивно-аналитические письменная речь: речевые синтаксические, речевые морфологические, лексические, орфографические, временные, языковые дискурсивно-аналшические

<=

личп. местоимения, множ, число и числительные, притяжат. местоимения и притяж. падеж, действия, объекты и их характеристики, местонахождение

5

Приемы: презентация, дедуктивное объяснение с проговариванием, языковые, условно-речевые и речевые упражнения

Педагогические условия:

1) определение грамматического и лексического минимумов с учетом психологических особенностей и возрастных потребностей обучаемых;

2) применение технологии формирования Грамматических навыков с учетом конкрегных дидактических задач и взаимосвязи лексической и грамматической сторон речи;

3) проведение регулярного контроля формирования продуктивных иноязычных грамматических навыков.

w -и

а

и о н И

s

«

>

hj 5

В

о «

о Ч о Ч о

о ^

> ьз

О

н и и И И о ч

о

^

и в и

и hj о Я н и

н

>

•М

is

ы о ы

Список литературы

1. Авилкина Ж.Н. К вопросу о когнитивном подходе в обучении иностранным языкам. // Вестник МДПУ им. И.П. Шамя-кина. 2008. С. 108-113. URL: https://cyberleninka.rU/artide/n/k-voprosu-o-kognitivnom-podhode-v-obuchenii-inostrannym-yazykam/ viewer (дата обращения: 10.09.2020).

2. Бадмаева Б.Б. Возрастные особенности современных школьников 10-12 лет // Образование и наука. 2012. № 7. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vozrastnye-osobennosti-sovremennyh-shkolnikov-10-12-let (дата обращения: 11.12.2020).

3. Григоренко С.Е., Сагалаева И.В. Основные положения и критерии коммуникативно-когнитивного обучения иностранному языку // Педагогическое образование в России. 2014. № 8. С. 261-265. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osnovnye-polozheniya-i-kriterii-kommunikativno-kognitivnogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 17.10.2020).

4. Копрева Л.Г. Проблема формирования грамматических навыков английского языка // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. № 1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-grammaticheskih-navykov-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 11. 12.2020).

5. Лосева Н.В. Новая педагогическая реальность и активные методы преподавания (на примере грамматики французского языка) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 3. С. 126-131. URL: https://cyberleninka.rU/artide/n/novaya-pedagogicheskaya-realnost-i-aktivnye-metody-prepodava niya-na-primere-grammatiki-frantsuzskogo-yazyka (дата обращения: 21.11.2020).

6. Никитенко З.Н. Научный подход к проектированию технологии обучения иностранным языкам в начальной школе // Иностранные языки в школе. 2019. № 1. С. 2-12.

7. Никитина О.Б. Проблемы и новые направления в оценке грамматических навыков и умений // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-novye-napravleniya-v-otsenke-grammaticheskih-navykov-i-umeniy (дата обращения: 10.12.2020).

8. Сатаева Г.С., Омурбек Кызы Умут Формирование грамматических навыков устной речи в условиях учебного общения // Вестник науки и образования. 2018. № 2 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grammaticheskih-navykov-ustnoy-rechi-v-usloviyah-uchebnogo-obscheniya (дата обращения: 9.12.2020).

9. Царенко Н.М., Шустова С.В. Прагматические принципы коммуникативно-когнитивного направления в аспекте развития грамматической компетенции // Преподаватель XXI век. 2018. № 4. С. 127-133. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pragmaticheskie-printsipy-kommunikativno-kognitivnogo-napravleniya-v-aspekte-razvitiya-grammaticheskoy-kompetentsii (дата обращения: 10.12.2020).

10. Adar E. & Lee E. Communicative Visualizations as a Learning Problem. IEEE Transactions on Visualization and Computer Graphics. 2021. Vol. 27. No. 2. Pp. 946-956. DOI: 10.1109/TVCG.2020.3030375

Статья поступила в редакцию 11.01.2021 г.; одобрена после рецензирования 02.02.2021 г.; принята к публикации 20.03.2021 г.

Об авторах

Кондратенко Елена Валентиновна

кандидат педагогических наук, профессор, Марийский государственный университет, 424000,

Российская Федерация, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1,

elena_kondratenko12@mail.ru

Чернова Татьяна Ивановна

магистр, Марийский государственный университет, 424000, Российская Федерация, Республика

Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1, ttn.chernova@gmail.com

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Avylkina Zh.N. K voprosu o kognitivnom podkhode k obucheniyu inostrannym yazykam [On cognitive approach to teaching foreign languages]. Vesnik MDPU imeni I.P. Shamyakina = Vestnik of MSPU named after I.P. Shamyakin, 2008, pp. 108-113. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/k-voprosu-o-kognitivnom-podhode-v-obuchenii-inostrannym-yazykam/viewer (accessed 10.09.2020). (In Belorus.)

2. Badmayeva B.B. Vozrastnye osobennosti sovremennykh shkol'nikov 10-12 let [The age peculiarities of 10 to 12 year-old school-children]. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal, 2012, no. 7. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/vozrastnye-osobennosti-sovremennyh-shkolnikov-10-12-let (accessed 12.12.2020). (In Russ.).

36

ВЕСТНИК МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Т. 15. № 1. 2021

3. Grigorenko S.Ye. Sagalaeva I.V. Osnovnye polozheniya i kriterii kommunikativno-kognitivnogo obucheniya inostrannomu yazyku [Basic statements and criteria of communicative-cognitive training foreign languages]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Education in Russia, 2014, no. 8, pp. 261-265. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-polozheniya-i-kriterii-kommunikativno-kognitivnogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku (accessed 17.10.2020). (In Russ.).

4. Kopreva L.G. Problema formirovaniya grammaticheskikh navykov angliiskogo yazyka [Problem of forming of grammar skills of the English language]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika = Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, 2011, no. 1-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-grammaticheskih-navykov-angliyskogo-yazyka (accessed 11.12.2020). (In Russ.).

5. Loseva N.V. Novaya pedagogicheskaya realnost' i aktivnye metody prepodavaniya (na primere grammatiki frantsuzskogo yazyka) [New pedagogic reality and active teaching (based on French grammar)]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya = Proceedings of Voronezh State University. Series: Linguistics and Intercultural Communication, 2017, no. 3, pp. 126-131 Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-pedagogiche skaya-realnost-i-aktivnye-metody-prepodavaniya-na-primere-grammatiki-frantsuzskogo-yazyka (accessed 21.11.2020). (In Russ.).

6. Nikitenko Z.N. Nauchnyi podkhod k proektirovaniyu tekhnologii obucheniya inostrannym yazykam v nachal'noi shkole [Scientific approach to the design of technology for teaching foreign languages in primary school]. Inostrannyeyazyki v shkole = Foreign Languages at School, 2019, no. 1, pp. 2-12. (In Russ.).

7. Nikitina O.B. Problemy i novye napravleniya v otsenke grammaticheskikh navykov i umenii [Problems and new directions in the assessment of grammar skills and abilities]. Aktual'nyeproblemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk = Actual Problems of the Humanities and Natural Sciences, 2011, no. 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-novye-napravleniya-v-otsenke-grammaticheskih-navykov-i-umeniy (accessed 10.12.2020). (In Russ.).

8. Sataeva G.S., Omurbek U. Formirovanie grammaticheskikh navykov ustnoi rechi v usloviyakh uchebnogo obshcheniya [Forming the grammar skills of oral speech in conditions of academic communication]. Vestnik nauki i obrazovaniya = Science and Education Bulletin, 2018, no. 2 (38). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grammaticheskih-navykov-ustnoy-rechi-v-usloviyah-uchebnogo-obscheniya (accessed 9.12.2020). (In Russ.).

9. Sarenko N.M., Shustova S.V. Pragmaticheskie printsipy kommunikativno-kognitivnogo napravleniya v aspekte razvitiya grammaticheskoi kompetentsii [Pragmatic principles of communicative and cognitive approach in aspect of development of grammar competence]. Prepodavatel XXI vek = Teacher of the 21st Century, 2018, no. 4, pp. 127-133. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/pragmaticheskie-printsipy-kommunikativno-kognitivnogo-napravleniya-v-aspekte-razvitiya-grammaticheskoy -kompetentsii (accessed 10.12.2020). (In Russ.).

10. Adar E. & Lee E. Communicative Visualizations as a Learning Problem. IEEE Transactions on Visualization and Computer Graphics, 2021. vol. 27, no. 2, pp. 946-956. (In Egn.). DOI: https://doi.org/10.1109/TVCG.2020.3030375

Submitted 11.01.2021; approved 02.02.2021; revised 20.03.2021.

About the authors

Elena V. Kondratenko

Ph. D. (Pedagogy), Professor, Mari State University, 1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation,

elena_kondratenko12@mail.ru

Tatiana I. Chernova

Graduate Student, Mari State University, 1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation,

ttn. chernova@gmail.com

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.