DOI: 10.24412/cl-37223-2024-1-49-53
ИНТЕГРАЦИЯ ТЕСТОВЫХ МЕТОДОВ В КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Виолетта Амаяковна Григорян
Ереван, Республика Армения violetta.grigoryan@rau.am
Аннотация. Неотъемлемой частью учебного процесса, независимо от его содержания и применяемых методов обучения, является контроль знаний учащихся, который может осуществляться различными способами. Проблема контроля знаний студентов в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с большим распространением и популярностью тестовой системы. Коллективный способ обучения русскому языку наилучшим образом может реализовать тестовую систему проверки знаний учащихся, при этом модернизируя и интенсифицируя учебный процесс.
Ключевые слова: тест, тестирование, коллективный способ обучения, тестовая методика, тестология.
INTEGRATION OF TESTING METHODS INTO COLLABORATIVE LEARNING OF THE RUSSIAN LANGUAGE
Violetta A. Grigoryan
Yerevan, Republic of Armenia violetta.grigoryan@rau.am
Abstract. An integral part of the educational process, regardless of its content and teaching methods, is the assessment of students' knowledge, which can be conducted in various ways. The issue of student knowledge assessment is currently gaining particular relevance due to the widespread use and popularity of the testing system. The collaborative method of teaching the Russian language can effectively implement the test-based system for assessing students' knowledge, thereby modernizing and intensifying the learning process.
Keywords: test, testing, collaborative learning method, testing methodology, testology.
Неотъемлемой частью учебного процесса, независимо от его содержания и применяемых методов обучения, является контроль знаний учащихся, который
может осуществляться различными способами. Проблема контроля знаний студентов в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с большим распространением и популярностью тестовой системы. Тестовый контроль получил широкое распространение в учебных заведениях Европы и Соединенных Штатов уже в конце прошлого столетия, доказав свою эффективность. На сегодняшний день в нашей республике тестовая методика все больше внедряется в образовательный процесс. Составлены тесты для контроля знаний по различным дисциплинам, в том числе и для русского языка (К. Тамироглян, З. Б. Штоян и др.). И хотя методика применения тестов в процессе обучения русскому языку, а также само содержание тестов различны, их объединяет одно - максимально формализованный объективный контроль, обеспечивающий объективность подсчета результатов и вытекающую из этого надежность. Отметим, что в мировой практике тестовыми считаются как объективно оцениваемые знания, так и субъективные данные [5: 164]. В отечественной текстологии последние не считаются собственно тестовыми.
За счет чего возникает объективность теста? Как справедливо отмечает Р. Б. Штоян, объект тестирования можно точно измерить. Предполагается, что объект тестирования - знания, навыки и умения в области чтения, аудирования, говорения и письма, а также лексики и грамматики - может быть подвергнут точному измерению [4: 34]. Для этого необходимо создать эффективную систему тестирования, соответствующую целям и задачам обучения.
В нашем исследовании намечены пути внедрения тестового контроля в процесс профессионально ориентированного обучения русскому языку в вузе на основе коллективного способа обучения (КСО) [1: 496].
Профессионально ориентированное обучение русскому языку принято за основу большинством государственных вузов Армении, поскольку основная научная литература в нашей республике функционирует все еще на русском языке, и подготовить квалифицированного специалиста в какой-либо области без знания русского языка представляется невозможным. Глубокое владение языком как объектом будущей специальности, что особо актуально на современном этапе, возможно лишь при такой организации обучения, при которой студенты приобретают навыки и умения во всех видах речевой деятельности, одновременно учатся осмысливать, обобщать языковые факты.
Таким образом, определившись с содержанием обучения русскому языку в вузе (профессиональная ориентация), мы перешли к поиску новых форм учебного процесса, новых структур общения, способствующих модернизации, интеллектуализации и интенсификации учебного процесса, что, в свою очередь, предполагает поиск новых, нестандартных форм тестирования.
В традиционной дидактике основными формами тестирования знаний по русскому языку являются обычные лексические и лексико-грамматические тренировочные упражнения (устные и письменные), а также перевод (устный,
письменный) и пересказ. Эти задания - тесты используются как при контрольных, так и при итоговых срезах. Данные формы контроля, на наш взгляд, можно считать объективными, поскольку объект тестирования можно точно измерить. Однако понятие единой методики обучения и единой системы контроля безнадежно устарело. Право на существование имеют все подходы и методы, если они обеспечивают достижение результатов. На современном этапе новые веяния времени и динамизм современной эпохи диктуют необходимость перехода к новым формам обучения и соответственно к применению новых форм контроля (тестирования) полученных знаний.
В поисках нестандартных способов обучения в аспекте модернизации и интенсификации учебного процесса, изучив и проанализировав научно-методическую литературу по данному вопросу и взвесив все «за» и «против», мы остановились на методическом направлении В. К. Дьяченко - коллективном способе обучения. Еще раз оговорим, что КСО рассматривается нами в качестве контроля лишь на заключительном этапе профессионально ориентированного обучения русскому языку. Начальный и основной этапы учебного процесса осуществляются по традиционной апробированной методике. Конечный этап обучения русскому языку в вузе мы рассматриваем через призму итогового среза.
Методическая система, предложенная В. К. Дьяченко, поддержанная многими российскими методистами и нашедшая отклик в нашей республике (Б. М. Есаджанян, М. А. Егиазарян и др.), на наш взгляд, очень подходит для закрепления и обобщения пройденного материала, а также для его нетрадиционного тестирования.
Существенным признаком построения занятий по вышеуказанному методу является то, что в каждый момент работы половина учащихся говорит, а половина слушает. В результате, наличествует однозначное соответствие: число одновременно говорящих равно числу одновременно слушающих.
В процессе обучения на основе КСО в совершенно новой форме происходит постоянный контроль знаний учащихся, контроль умений и навыков, приобретенных на первых этапах обучения русскому языку специальности. Кроме того, в процессе решения тестовых задач учащиеся постоянно закрепляют и совершенствуют уже приобретенные навыки.
Отметим, что новизна метода заметно активизирует учебный процесс и вызывает большой интерес студентов. В процессе нашего опытного обучения за один академический час прорабатывалось в парах до 16 карточек. Таким образом, данные подобного тестирования можно считать объективными, а нетрадиционный способ контроля наиболее эффективным, поскольку в данном случае психолого-методическая раскладка тестовой процедуры и допустимость вербальной формы ее реализации дают исследователю основание предположить, что помимо своих основных функциональных проявлений (контроль, выявление, измерение, оценивание и т. п.), «тестирование может нести на себе дополнительную
дидактическую нагрузку» [3: 34].
Остановимся подробнее на самих тестовых заданиях (карточках).
Все карточки должны быть составлены на основе текстов по специальности, которые были пройдены на первых этапах обучения, а также на основе лексических и лексико-грамматических упражнений (предтекстовых и послетекстовых), используемых в ходе учебного процесса для приобретения соответствующих навыков. Как справедливо отмечает Р. Б. Штоян, правильная форма задания - это средство корректной организации содержания теста, предполагающий анализ элементов содержания учебной дисциплины, установление межтематических связей, укрупнение или уменьшение дидактических единиц (в зависимости от дидактической микроцели), представление этих единиц через элементы композиции задания, исключение возможности появления ошибочных ответов по формальным признакам [4: 29]. Таким образом, при составлении карточек-тестов для работы в парах сменного состава мы старались придерживаться данной точки зрения.
Каждая карточка состоит из трех заданий-тестов. Первые два задания носят языковой характер. Последнее задание коммуникативное и в большинстве случаев являет собой ответ на вопрос. Языковые задания составлены на основе специально выделенных на основе анализа текстов по специальности и входящих в сферу обучения лексико-грамматических падежных и предложно-падежных конструкций, а также конструкций с глагольным управлением. Третий тест подразумевает логическую форму высказывания, предполагающую четкую и быструю дифференцируемость ответов, обеспечивая возможность превращения высказывания в результате выбора того или иного ответа либо в истинное, либо в ложное утверждение.
При составлении карточек для работы в парах сменного состава мы исходили из того, что задачи «должны быть соотнесены с ситуациями, реальными для данной группы испытуемых; умения должны быть представлены в коммуникативно-значимых ситуациях. Испытуемые должны обрабатывать ситуацию, как они это делали бы в реальных ситуациях» [2: 37].
Таким образом, мы считаем, что коллективный способ обучения русскому языку наилучшим образом может реализовать тестовую систему проверки знаний учащихся, при этом модернизируя и интенсифицируя учебный процесс.
Список литературы
1. Дьяченко В. К. Новая дидактика. М., 2001.
2. Мкртчян М. А. Методики организации работы в сводных отрядах. Красноярск, 2005.
3. Штоян Р. Б. Тестирование как способ реализации проблемного обучения на уроках русского языка. Русский язык за рубежом. 2006. № 2. - С. 9-12.
4. Щукин А. Н., Бехтшеерева Х. Ш. История методики преподавания русского
языка как иностранного. Киев, 1988. Сведения об авторе:
Виолетта АмаяковнаГригорян, к. пед. н., доцент кафедры русского языка и профессиональной коммуникации Института гуманитарных наук Российско-Армянского университета.