Научная статья на тему 'Аудиовизуальные технологии изучения профессионально- ориентированного английского языка специалистов технических вузов'

Аудиовизуальные технологии изучения профессионально- ориентированного английского языка специалистов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОЛЛАБОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / WEB-ПЛАТФОРМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбакова Л. В., Неверова Н. В., Иванова Г. А., Белякова В. В.

В статье рассматривается дидактический потенциал современных информационных технологий при изучении профессионально ориентированного английского языка студентами специалистов технических вузов. Аудиовизуальные средства обучения представлены в качестве эффективного источника повышения качества обучения и его результативности благодаря выразительности и информационной ценности зрительно-слуховых образов, воссоздающих эмоциональный фон учебного процесса. В работе подробно рассматриваются организационно-методические основы использования клиент-серверной образовательной Web-платформы Kahoot! (на английском языке), которая позволяет абсолютно бесплатно проводить тестирования, опросы и дискуссии в режиме коллаборативного обучения. Рассмотрено применение аудиовизуальных технологий с точки зрения обеспечения стабильной мотивации обучения, повышения объема выполняемых заданий, усовершенствования и систематизации контроля знаний. Кроме того, представлены примеры и рекомендации для практических занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбакова Л. В., Неверова Н. В., Иванова Г. А., Белякова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аудиовизуальные технологии изучения профессионально- ориентированного английского языка специалистов технических вузов»

Аудиовизуальные технологии изучения профессионально- ориентированного английского языка специалистов технических вузов

Рыбакова Людмила Викторовна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра «Иностранный язык для технологических специальностей», Московский Авиационный Институт, ludmila-firsova@ya.ru

Неверова Наталия Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Иностранный язык для технологических специальностей», Московский Авиационный Институт

Иванова Галина Алексеевна,

старший преподаватель, кафедра «Иностранный язык для технологических специальностей», Московский авиационный институт

Белякова Виолетта Владимировна,

старший преподаватель, кафедра «Иностранный язык для технологических специальностей», Московский авиационный институт

В статье рассматривается дидактический потенциал современных информационных технологий при изучении профессионально ориентированного английского языка студентами специалистов технических вузов. Аудиовизуальные средства обучения представлены в качестве эффективного источника повышения качества обучения и его результативности благодаря выразительности и информационной ценности зрительно-слуховых образов, воссоздающих эмоциональный фон учебного процесса. В работе подробно рассматриваются организационно-методические основы использования клиент-серверной образовательной Web-платформы (на английском язы-

ке), которая позволяет абсолютно бесплатно проводить тестирования, опросы и дискуссии в режиме коллаборативного обучения. Рассмотрено применение аудиовизуальных технологий с точки зрения обеспечения стабильной мотивации обучения, повышения объема выполняемых заданий, усовершенствования и систематизации контроля знаний. Кроме того, представлены примеры и рекомендации для практических занятий. Ключевые слова: информационно - коммуникационные технологии, аудиовизуальные технологии, коллаборативное обучение, презентация, Web-платформа.

да ^

о

сч

В настоящее время одним из главных приоритетов российской системы высшего образования является подготовка студентов к ориентированию в быстро меняющемся информационном обществе, члены которого должны постоянно развиваться, повышать свою квалификацию и идти в ногу со временем. Именно поэтому традиционные методы и приемы постепенно утрачивают свою значимость и либо корректируются, приспосабливаясь к новым тенденциям, либо уступают место новым, более прогрессивным и инновационным. Причиной тому является масштабное использование информационно - коммуникационных технологий.

Основными задачами использования аудиовизуальных технологий в изучении профессионально- ориентированного английского языка специалистов технических вузов являются:

1) внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс;

2) формирование у учащихся устойчивого интереса и стремления к самообразованию;

3) формирование и развитие коммуникативной компетенции;

4) создание условий для формирования положительной мотивации к изучению английского языка.

Применение аудиовизуальных технологий в процессе обучения иностранным языкам на современном этапе становится важным еще и потому, что в вузах на изучение иностранного языка отводится очень мало времени. В результате большую часть программы студенты вынуждены осваивать самостоятельно. Аудиовизуальные технологии имеют ряд преимуществ по сравнению с обычной учебной программой, в которой используются только текстовые материалы. Так, по мнению Гордеевой Н.Г. и Зейнутдиновой Э.Ш., использование аудиовизуальных технологий в процессе обучения способствует расширению доступа к новым знаниям, формированию системы доступного образования, а также изменению представлений о профессиональных качествах, которыми

должны обладать преподаватели иностранных языков [1, с. 106]. Цыбенко Э.О. в своем исследовании говорит о том, что преимущество аудиовизуальных технологий заключается еще и в том, что дает студенту возможность дома, в комфортной для него обстановке и в удобном именно для него темпе, просматривать фильмы, слушать аудио- и видеозаписи, делая паузы в тех местах, где это необходимо. В результате такого подхода студент получает реальное представление о том, как изучаемый им иностранный язык используется в жизни [2, с. 203].

Для реализации аудиовизуальных технологий необходимо применение в процессе обучения различных информационно-коммуникационных технологий, которые необходимы для погружения в англоязычную среду и стимулирования речевой деятельности студентов. Они направлены как на зрительное, так и на слуховое и зрительно-слуховое восприятие информации.

Существует несколько классификаций этих технологий. Так, например, Скудалова Ю. И. делит их на фонограммы (все виды фоно-упражнений, фоно-записи текстов, рассказов, фоно-тесты, аудио-лекции и аудио-уроки) и видеопродукции (видео-лекции, видеофрагменты, видеофильмы, видео-уроки, тематические слайды) [3, с. 325].

Довольно эффективно используются в процессе обучения английскому языку интервью с известными людьми, различные рекламные ролики, телепередачи, новостные программы. Какой-либо строгой классификации аудио- и видеоматериалов в научно-методической литературе не существует [4, с. 3].

Современный процесс обучения английскому языку специалистов технических вузов имеет коммуникативную направленность, по этой причине аудиовизуальные технологии будут необходимым средством для обучения разговорному английскому языку. Одной из задач обучения можно назвать демонстрацию реального процесса коммуникации на иностранном языке, а также возможность образовательной среды приблизиться к действительным условиям функционирования изучаемого языка и культуры [1, с. 106].

Аудиовизуальные материалы играют большую роль в процессе обучения английскому языку, так как не только позволяют обучающимся воспринимать акустические элементы речи, но и наблюдать за визуальными элементами. Таким образом упрощается восприятие информации, студенты легче и быстрее усваивают учебный материал. Кроме того, использование аудиовизуальных материалов способствует погружению в языковую среду, в результате чего устраняется языковой барьер [5, с. 544].

Что касается использования готовых мультимедийных продуктов и обучающих программ, то данное направление считается наиболее популярным в сфере обучения иностранным языкам с применением информационных технологий.

Многие готовые продукты сейчас можно найти на различных сайтах в интернете, многие из них

выкладывают непосредственно коллеги- преподаватели английского языка.

При изучении узкоспециализированных технических тем можно ввести сначала необходимые слова, которые студенты будут в дальнейшем использовать в устной речи на занятиях. Чтобы не вводить новое для учащихся слово напрямую через перевод на русском, можно использовать графические возможности различных компьютерных программ. Правильно подобранное изображение позволяет ассоциировать слово или фразу на иностранном языке непосредственно с действием, изображением, а не с конкретным переводом на родной язык. При использовании аудиопрограмм студенты не только видят, но и слышат звуки, что помогает понять и запомнить значение новых слов. В мультимедийных flash-презентациях учащиеся могут видеть изображение в движении, слышать новые слова, звуки, в результате чего у них возникает желание прочитать новое слово и произнести его. Таким образом у студентов оказываются задействованы все каналы восприятия, что позволяет проще запомнить специализированную лексику (особенно технические термины) и использовать ее в своем словарном запасе. При использовании мультимедийных презентаций для проверки лексических знаний можно перемещать слова на другие места в слайде и просить учащихся правильно сопоставить англоязычный и русскоязычный варианты.

При создании презентаций можно учитывать не только лексическую сторону изучения языка, но и грамматическую. Так, например, составляя презентацию на тему «Engineering», можно совместить изучение новой лексики на данную тему с изучением пассивного залога. Для этого текст презентации следует составлять с учетом большего количества использования пассивного залога.

Каждая презентация может представлять собой знакомство с новой лексикой в иллюстративной форме: картинка-подпись, затем - упражнения на закрепление лексики (представить английский вариант - назвать русский вариант, сопоставить русские и английские варианты).

При изучении темы «Urban Cities» можно устроить просмотр фильма о городах.

Рассмотрим приемы работы с видеосюжетом. После устного и книжного знакомства с темой урбанизации учащимся следует предложить просмотр фильма. Предварительно нужно раздать листовки с новыми словами, которые могут вызвать затруднение в понимании сюжета. Перед просмотром можно провести небольшую дискуссию по данной теме, предложить студентам высказать свое мнение о том, что они ожидают увидеть. Также предварительно нужно раздать ученикам задания, которые будут обсуждаться после просмотра фильма. Для более подготовленных студентов это могут быть обычные вопросы, другим можно предложить задания типа «True\False». Во время показа учащимся разрешено делать записи, которыми они смогут воспользоваться во время дискуссии.

В организации учебного процесса бывают ситуации, когда очень сложно подобрать необходимые наглядные материалы к уроку. Тогда при создании презентаций можно использовать различные таблицы, включать кроме текстовой информации еще и аудио или видеоинформацию. Анимация объектов позволяет визуально выделить наиболее значимые компоненты, что позволит учащимся дополнительно акцентировать внимание на них.

Использовать презентации можно на любом этапе практического занятия. Как уже упоминалось, при изучении новых лексических единиц лучше всего использовать картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод представления лексики. При изучении грамматики рекомендуется анимационно выделять наиболее сложную или важную информацию (например, при изучении вопросов можно выполнить взаимное перемещение подлежащего и сказуемого). Для закрепления изученного материала в презентации можно представить заранее созданные упражнения (например, с пропусками).

Аудиовизуальные технологии широко используются в так называемом коллаборативном (совместном) обучении, при котором происходит тесное взаимодействие между студентами, либо между студентами и преподавателем. При данном подходе получение знаний происходит через активный совместный поиск информации, обсуждение и понимание смыслов. Форматы коллаборативного обучения могут быть разными: от групповых проектов до совместных разработок и т. п. В последнее время кол-лаборативное обучение получило новую трактовку в контексте электронного обучения (computer-supported collaborative learning). В этом смысле кол-лаборативное обучение основывается на использовании сервисов веб 2.0 (блогов, социальных сетей, совместных приложений, виртуальных классов, сообществ практики (Communities of Practice — CoP) и т. п.) в целях обучения.

Одним из примеров клиент-серверной образовательной Web-платформы (на английском языке), которая позволяет абсолютно бесплатно проводить тестирования, опросы и дискуссии в режиме коллаборативного обучения, является Kahoot!

В основе работы данного сервиса лежит пять основных и один вспомогательный сайт:

1) create.kahoot.it - сайт, необходимый для создания преподавателем кахутов;

2) play.kahoot.it - сайт для запуска кахутов со стороны преподавателя;

3) kahoot.it - сайт для подключения учащихся к кахутам через различные устройства (ПК, ноутбуки, планшеты, смартфоны);

4) test.kahoot.it - сайт для тестирования интернет-соединения и определения уровня его качества для работы с сервисом Kahoot!

5) media.kahoot.it - сайт для работы с медиа-контентом сервиса;

6) getkahoot.com - вспомогательный сайт для поддержки пользователей. Рассмотрим принцип работы сервиса Kahoot!

Сначала преподаватель создает кахут (один из 4-х типов) на веб-сайте create.kahoot.it. Затем он запускает созданный кахут, например тест, на компьютере с интерактивной доской, в учебной аудитории и дожидается подключения студентов, которые должны открыть веб-сайт kahoot.it на своих мобильных устройствах или ноутбуках и ввести игровой код (game pin), который видят на экране преподавателя. Таким образом они попадут в общую коллаборативную сеть. После чего преподаватель сам должен запустить кахут, нажать на кнопку «Start», где студенты увидят вопросы, варианты ответов и должны будут ответить на них, используя свои гаджеты. После прохождения всех тестовых заданий, студенты увидят на интерактивной доске свои результаты. На этом этапе учащиеся могут оценить тест по 5-бальной шкале, выразить свои впечатления, оценить соответствие теста изученным темам. После чего преподаватель может сохранить все результаты студентов путем экспорта в Excel-документ или на Google Disk.

Также в Kahoot! можно воспользоваться режимом «Ghost mode», после прохождения теста вы можете его пройти еще раз, но с учетом результатов первого прохождения, тем самым Kahoot! позволяет выявить уровень знаний обучающихся между первым запуском и всеми последующими.

Различных приложений для использования на практических занятиях по английскому языку огромное количество. Одним из самым популярных среди преподавателей является приложение «Color Verbs» для изучения и повторения неправильных глаголов для Android. В нем представлены картинки к глаголам, примеры использования и дана озвучка. Есть режим практической работы. Данное приложение содержит только 200 самых популярных глаголов, но для уровней ниже Advanced этого вполне достаточно.

Подводя итог, можно отметить, что использование аудиовизуальных технологий позволяет:

- обеспечить стабильную мотивацию обучения;

- проводить занятия на высоком уровне (с использованием дополнительных средств - музыкальных, анимационных и др.);

- повысить объем выполняемых заданий в 1,5 -2 раза;

- усовершенствовать и систематизировать контроль знаний;

- рационально организовать учебный процесс и повысить эффективность занятий;

- сформировать у студентов навыки исследовательской деятельности;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам и т.п.;

- индивидуализировать учебный процесс.

Таким образом, использование аудиовизуальных технологий в процессе изучения профессионально-ориентированного английского языка облегчает восприятие обучающимися информации и позволяет сократить время для усвоения информации. Различные аудиовизуальные средства способствуют глубокому погружению студентов в

языковое пространство, тем самым увеличивая эффективность процесса обучения. Литература

1. Гордеева Н.Г., Зейнутдинова Э.Ш. Особенности использования аудиовизуальных средств обучения в процессе профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2017. - № 1 (93). - С. 106-111.

2. Цыбенко Э.О. Самостоятельная работа как одна из ведущих видов деятельности студентов при изучении иностранного языка в техническом вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 6 (62). - С. 201-204.

3. Скудалова Ю.И. Аудиовизуальные средства обучения иностранным языкам в вузе // Актуальные проблемы социальной коммуникации материалы четвёртой Всероссийской научно-практической конференции. Факультет коммуникативных технологий Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, - 2013.- С. 324-326.

4. Ещанова Р.М. Эффективность в использовании аудиовизуальных средств при обучении английскому языку // Экономика и социум. - 2017. -№1(32). -С. 1-5.

5. Шкрабо О. Н. Аудиовизуальный метод в обучении иностранному языку в высшей школе // Молодой ученый, - 2013. - №12. - С. 543-545.

6. Денисова Т.Л. О применении аудиовизуальных средств в процессе обучения иностранному языку и нравственного воспитания студентов // Инновационная экономика и общество. - 2015. -№ 4 (10). - С. 104-109.

The audiovisual technologies of learning professionally - oriented english language specialists of technical universities

Rybakova L.V., Neverova N.V., Ivanova G.A., Belyakova V.V.

Moscow aviation Institute

The article discusses the didactic potential of modern information technologies in the professionally oriented studying of English in technical universities. Audiovisual teaching aids are presented as an effective source for improving the quality of learning and its effectiveness due to the expressiveness and informational value of visual-auditory images that recreate the emotional background of the educational process. The article discusses in detail the organizational and methodological foundations of using the Kahoot! - client-server educational Web platform (in English), which allows testing, surveys and discussions in the mode of collaborative learning for absolutely free. The use of audiovisual technologies from the point of view of providing stable motivation for learning, increasing the volume of tasks performed, improving and systematizing the control of knowledge is considered. In addition, there are examples and recommendations for practical training.

Keywords: information and communication technologies, audiovisual technologies, collaborative learning, presentation, Web-platform.

References

1. Gordeeva N.G., Zeynutdinova E.Sh. Features of the use of audiovisual teaching aids in the process of training future teachers of foreign languages // Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University. AND I. Yakovlev. - 2017. - № 1 (93). -p. 106-111.

2. Tsybenko E.O. Independent work as one of the leading activities

of students in the study of a foreign language in a technical college // Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. - 2014. - № 6 (62). - p. 201-204.

3. Skudalova Yu.I. Audiovisual means of teaching foreign languages in high school // Actual problems of social communication materials of the fourth All-Russian scientific-practical conference. Faculty of communication technologies of the Nizhny Novgorod State Technical University. R.E. Alekseeva, - 2013.- P. 324-326.

4. Eschanova R.M. Efficiency in the use of audiovisual tools in teaching the English language // Economy and Society. - 2017. №№ 1 (32). -WITH. 1-5.

5. Shkrabo O.N. Audiovisual method in teaching a foreign language

in higher education // Young Scholar, - 2013. - №12. - p. 543545.

6. Denisova T.L. On the use of audiovisual tools in the process of

learning a foreign language and moral education of students // Innovative economy and society. - 2015. - № 4 (10). - pp. 104109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.