Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ WEB 2.0 В СИСТЕМЕ ТЕСТИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ WEB 2.0 В СИСТЕМЕ ТЕСТИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕСУРСЫ WEB 2.0 / ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТЕСТИРУЮЩИЕ СЕРВИСЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веренич Т. К., Злобина С. А., Срмикян В. С.

В данной статье обобщен материал по внедрению тестирующих форм контроля в процесс обучения русскому языку как иностранному с использованием сервисов Web 2.0. В последнее время включение в учебный процесс электронных ресурсов становится неотъемлемой частью образовательного процесса в вузе. Актуальность изучения существующих онлайн-ресурсов тестирующего характера обусловлена необходимостью внедрения в учебный процесс различных форм заданий как тренировочного, так и контрольного характера при оценке результативности полученных знаний иностранных студентов на уроках русского языка как иностранного. Цель статьи заключается в обзорном анализе представленных современных тестирующих ресурсов; уточнении понятия «Web 2.0»; определении возможностей применения различных форм тестового контроля как для повышения мотивации обучаемых при получении обратной связи, так и повышения профессиограммы преподавателя в соответствии с современными тенденциями развития цифрового образования. Результаты показывают, что внедрение различного рода тестовых форм контроля обучающего и игрового характера ведет к улучшению степени овладения русским языком, повышению соревновательного и мотивационного интересов обучаемых как на уроке, так и при самостоятельной внеаудиторной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веренич Т. К., Злобина С. А., Срмикян В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF INTRODUCING THE WEB 2.0 SERVICES IN THE PROCESS OF TESTING OVERSEAS STUDENTS WHEN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE

This article summarizes the материал по внедрению тестирующих форм material on the test forms of control in the process of teaching Russian as a foreign Language using Web 2.0 services. Recently, e-learning has become an integral part of the educational process at the University. The relevance of existing Internet test resources is due to the need of various forms of studying, training and control tasks while assessing the progress of overseas students in the process of learning Russian as a foreign language. The purpose of the article is 1) to analyze the modern test resources; 2) to clarify the concept of «Web 2.0»; 3) to determine the possibilities of using various forms of test control both to increase students’ motivation when receiving feedback, and to improve the teacher’s professionogram according to the modern trends in the development of digital education. The results show that the introduction of various types of tests and games leads to increasing the level of the Russian language and improves the competitive nature and motivation of pupils both in and out the classroom setting.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ WEB 2.0 В СИСТЕМЕ ТЕСТИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

УДК 37.1: 811.161.1 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-192-201

ББК 81.2 Рус-923

ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ WEB 2.0 В СИСТЕМЕ ТЕСТИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

PRACTICE OF INTRODUCING THE WEB 2.0 SERVICES IN THE PROCESS OF TESTING OVERSEAS STUDENTS WHEN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE

Веренич Татьяна Константиновна

Доцент кафедры русского как иностранного Института филологии и языковой коммуникации, Сибирский федеральный университет, кандидат филологических наук E-mail: [email protected]

Verenich Tatiana K.

Assistant Professor at the Department of Russian as a foreign Language, School of Philology and Language Communication, Siberian Federal University, PhD in Linguistics E-mail: [email protected]

Злобина Светлана Алексеевна

Старший преподаватель подготовительного отделения для иностранных обучающихся Института филологии и языковой коммуникации, Сибирский федеральный университет E-mail: [email protected]

Zlobina Svetlana A.

Senior Lecturer at the Pre-Admission Russian as a Foreign Language department for international students, School of Philology and Language Communication, Siberian Federal University E-mail: [email protected]

Срмикян Виолетта Сименовна

Преподаватель кафедры русского как иностранного Института филологии и языковой коммуникации, Сибирский федеральный университет

E-mail: [email protected]

Srmikyan Violetta S.

Lecturer at the Department of Russian as a foreign language, School of Philology and Language Communication, Siberian Federal University

E-mail: [email protected]

Аннотация. В данной статье обобщен материал по внедрению тестирующих форм

Abstract. This article summarizes the material on the test forms of control in the

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Веренич Т. К., Злобина С. А., Срмикян В. С., 2021

контроля в процесс обучения русскому языку как иностранному с использованием сервисов Web 2.0. В последнее время включение в учебный процесс электронных ресурсов становится неотъемлемой частью образовательного процесса в вузе. Актуальность изучения существующих онлайн-ресурсов тестирующего характера обусловлена необходимостью внедрения в учебный процесс различных форм заданий как тренировочного, так и контрольного характера при оценке результативности полученных знаний иностранных студентов на уроках русского языка как иностранного. Цель статьи заключается в обзорном анализе представленных современных тестирующих ресурсов; уточнении понятия «Web 2.0»; определении возможностей применения различных форм тестового контроля как для повышения мотивации обучаемых при получении обратной связи, так и повышения профессиограммы преподавателя в соответствии с современными тенденциями развития цифрового образования. Результаты показывают, что внедрение различного рода тестовых форм контроля обучающего и игрового характера ведет к улучшению степени овладения русским языком, повышению соревновательного и мотивационного интересов обучаемых как на уроке, так и при самостоятельной внеаудиторной работе.

process of teaching Russian as a foreign Language using Web 2.0 services. Recently, e-Learning has become an integral part of the educational process at the University. The relevance of existing Internet test resources is due to the need of various forms of studying, training and control tasks while assessing the progress of overseas students in the process of learning Russian as a foreign language. The purpose of the article is 1) to analyze the modern test resources; 2) to clarify the concept of «Web 2.0»; 3) to determine the possibilities of using various forms of test control both to increase students' motivation when receiving feedback, and to improve the teacher's professionogram according to the modern trends in the development of digital education. The results show that the introduction of various types of tests and games leads to increasing the level of the Russian language and improves the competitive nature and motivation of pupils both in and out the classroom setting.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, ресурсы Web 2.0, онлайн-тестирование, иностранные студенты, модернизация, тестирующие сервисы, учебный процесс.

Keywords: information and communication technologies, Web 2.0 resources, online testing, foreign students, modernization, testing services, educational process.

Введение

В последнее время все больше внимания уделяется использованию на уроках современных информационных технологий как необходимого инструментария для успешного овладения русским языком у иностранных студентов всех возрастных групп.

Важнейшей задачей преподавателя является совершенствование процесса обучения русскому языку как иностранному в целом и проверке уровня сформированности полученных знаний учащихся в частности. Для обеспечения эффективности работы при проведении тестов тренировочного и контролирующего характера преподаватель может создавать собственный тестовый материал обучающего, диагностирующего характера с учетом внедрения интерактивных методов обучения.

Гипотеза

Общая гипотеза данного исследования заключается в том, что тестирование иностранных студентов в онлайн-формате является одним из важнейших элементов урока, служащих средством измерения уровня знаний и навыков учащихся в процессе обучения русскому языку как иностранному в соответствии с общей концепцией модернизации современного образования на данном этапе его развития.

Материалы

Материал исследования составил общий анализ существующих веб-ресурсов по использованию в учебном процессе тестирующих сервисов Web 2.0 как одного из инструментов для оценивания результативности знаний иностранных студентов на уроках русского языка как иностранного и повышения ИКТ-компетенции преподавателя.

Результаты

Авторы статьи говорят о преимуществах внедрения в учебный процесс различных он-лайн-форм тестового контроля в рамках соблюдения следующих критериев: активности и интерактивности обучения; мгновенного получения обратной связи посредством современных онлайн-приложений обучающего и игрового характера; объективности оценивания полученных знаний при проведении основных форм контроля (предварительный, текущий, периодический, итоговый), простота в создании и применении различных форм заданий тестового характера). Иностранные учащиеся уже на начальном уровне овладения русским языком могут, на наш взгляд, следить за собственным прогрессом в овладении русским языком, получая объективную оценку своих знаний при проведении текущего, промежуточного и итогового контроля, а преподаватель имеет возможность скорректировать и спланировать дальнейший учебный процесс в соответствии с результатами проведенных тестов и оценить степень усвоения пройденного учебного материала.

Обсуждение

На современном этапе развития компьютерной лингводидактики урок с применением ИКТ-технологий становится органичной частью общей методики преподавания иностранных языков, и в частности русского как иностранного.

Современные интернет-сервисы, обучающие курсы и использование различных мультимедийных средств обучения предоставляют широкие возможности для реализации учебного процесса между обучающими и обучаемыми. Интернет рассматривается преподавателями, с одной стороны, как методический инструмент организации процесса обучения в целом, а с другой стороны, как один из элементов психолого-педагогического влияния на студентов с целью повышения мотивации их обучения, и в частности проверки полученных знаний в процессе изучения отдельных аспектов языка. Как отмечает исследователь А. В. Тряпельников, «преподаватель с помощью электронных, аппаратных, цифровых, программных и коммуникационных средств необходимо участвует в процессе создания "значимого и осмысленного" образовательного продукта, представляющего интерес и для него самого, и для обучающихся» [1, с. 10].

Неотъемлемой частью процесса обучения русскому языку является проверка и оценка знаний, умений и навыков иностранных учащихся. Как отмечают исследователи Ю. А. Демичева, Ю. А. Родионова, педагогу необходимо помнить о том, что тестирование в педагогике выполняет основные функции: диагностическую (выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся), обучающую (активизация работы учащихся по усвоению изучаемого материала) и воспитательную (периодичность проведения преподавателем тестовых форм контроля) [2, с. 10-11].

Следует отметить, что тестовые технологии при обучении иностранных студентов занимают особое место и могут использоваться как на различных этапах урока для тренировки, повторения, закрепления, контроле изученного материала, так и при выполнении тестовых заданий учащихся для проверки уровня владения русским языком как иностранным на начальном и завершающем этапах овладения языком (входное и выходное тестирование). Как отмечает исследователь Ю. А. Демичева, сервисы Web 2.0 служат одним из эффективных инструментов организации образовательной деятельности, самообразования, оценивания и сетевого взаимодействия [3, с. 10].

Применение сервисов Web 2.0 в учебном процессе позволяет, на наш взгляд, повысить качество обучения, сделать занятие более интересным, объективным и результативным, что особенно актуально для проведения тестовых форм контроля знаний учащихся. Следует отметить, что введение онлайн-тестирования на уроках русского языка позволяет перейти нередко от субъективных оценок преподавателя во время оценивания устных и письменных ответов учащихся к объективным методам оценки, полученным во время мгновенной оценки полученных знаний учащихся с помощью тестирующих ресурсов обучающего и игрового характера (Plickers; Playbuzz; Edpuzzle; LearningApps).

Таким образом, в первую очередь, мы можем назвать следующие положительные стороны онлайн-формы оценивания достижений учащихся при выполнении заданий, созданных с помощью различных интерактивных ресурсов:

• интерактивность (взаимодействие в форме учащийся-компьютер);

• оптимизация обработки полученных знаний (скорость и форма получения результата);

• объективность оценивания (отображение данных, полученных после выполнения задания);

• снижение психологического барьера (уменьшение степени эмоциональных переживаний учащихся);

• мотивированность (готовность получать хороший результат);

• формирование ИКТ-компетенции преподавателя (обучение преподавателя созданию и применению тестирующих сервисов);

• экономия времени (быстрое получение результата оценивания).

К недостаткам мы можем отнести основные структурные составляющие тестирующих ресурсов, влияющие как на проведение самого тестирования в целом, так и на получение результатов оценивания тестируемых в частности:

• скорость интернет-соединения (или ее отсутствие);

• технический фактор (ошибка в системе при отправке ответов тестируемого);

• случайность (простое угадывание).

В нашей статье мы акцентируем внимание на рассмотрении возможностей представленных тестирующих систем сервиса Web 2.0 в рамках текущего, промежуточного и итогового форм контроля сформированных знаний и навыков иностранных студентов как на уроках, так и при выполнении самостоятельного рода заданий обучающего и игрового характера.

В исследуемой проблематике центральными становятся вопросы о формате проверки степени освоенности знаний иностранных студентов с применением современных тестирующих мобильных и электронных приложений.

На наш взгляд, существующие формы традиционной системы проверки сформированных языковых, грамматических и речевых навыков учащихся не в полной мере обеспечивают достоверность полученных результатов в условиях информатизации и цифровизации современного образования.

Изучив достаточное количество тестирующих приложений, предназначенных для проверки уровня сформированности языковых и речевых навыков учащихся, мы пришли к следующим выводам:

• существующие приложения тестового характера могут выполнять, наряду с диагностической, обучающую и воспитательную функцию, что особенно актуально для иностранных студентов с начальным уровнем владения русским языком;

• одним из плюсов проведения данного вида тестирования служит работа с тестами с любого устройства (компьютера, ноутбука, планшета, мобильного телефона); сокращение временных и денежных затрат (не нужно распечатывать задания, проверять тесты вручную и обрабатывать результат; редактирование теста при необходимости, с использованием домашнего или рабочего компьютера).

Исходя из существующих возможностей применений современных приложений для оценивания результатов и достижений учащихся, мы можем выделить следующие инструменты для создания рабочих листов (https://www.liveworksheets.com/; https://wizer.me/).

Приложение Liveworksheets позволяет преподавателю преобразовывать традиционные рабочие листы (doc, pdf, jpg...) в интерактивные онлайн-упражнения. Студенты

в свою очередь получают ссылку на рабочий лист преподавателя. Они могут заполнять рабочие листы онлайн и отправлять свои ответы на email или получить мгновенный ответ, как показано на рис. 1.

Create your awn al SlarytMwd Thot

Картинка 1: Эта девушка такая красивая. Она мне нравится. Мне с ней интересно. Она хорошо готовит и любит сладкое.

О ком я думаю?

Картинка 2: Нам нравится играть в баскетбол. Это интересная игра. По средам мы играем на стадионе.

О чём мы говорим?

Рис. 1. Предложный падеж в значении объекта мысли, чувств, речи

Также преподаватель может создавать различные задания в тестовой форме с опорой на видеосюжет, например, при изучении грамматики по теме «Сравнительная степень прилагательных в родительном падеже», используя возможности приложения eddpuzzle (https://edpuzzle.com), как показано на рис. 2.

Рис. 2. Сравнительная степень прилагательных в родительном падеже

Преподаватель также может создавать задания тренировочного и тестового характера при помощи интерактивного тренажера для работы с лексикой с целью проверки знаний определенного вокабуляра пройденной темы, используя возможности сервиса LeаmmgApps (https://learningapps.org/), как показано на рис. 3.

Рис. 3. «Хобби, увлечения»

Следует отметить, что неплохие возможности для осуществления обратной связи между преподавателем и студентом дает использование облачного сервиса Google формы. Мы считаем, что использование форм подобного рода особенно актуально при проведении опроса студентов как в обычном формате при проведении различного рода деятельности (регистрация участников проводимого мероприятия), так и в учебной деятельности (в процессе изучения определенного аспекта речи). Так, например, при обращении к теме «Свободное время, мое хобби и увлечения» преподаватель провел небольшой опрос среди студентов и получил следующие результаты (рис. 4).

24/30

Это мой пожилой...

А дедушка В дедушку С дедушке

Stop Talking Amvrefe

Рис. 4. Опросник «Свободное время, хобби, увлечения»

Таким образом преподаватель может получить общую картину по занятости группы, их интересам, увлечениям и построить урок на основе полученных сведений, как, например, уделить больше внимания изучению спортивной лексики, чем домашнему времяпрепровождению (компьютерные игры).

Среди существующих сервисов мы можем выделить одно из удобных и современных приложений для оценивания качества знаний как с помощью мобильных устройств, так и в формате e-learning Live (https://www.plickers.com). При использовании данного приложения преподаватель может провести опрос с помощью своего мобильного устройства, работая со студентами в очном формате, используя распечатанные карточки с кодами в классе, а также, что особенно важно, во время проведения уроков в дистанционном формате проверить степень усвоения учебного материала в режиме e-learning Live, как показано на рис. 5.

Рис. 5. Работа в приложении Plickers

Из этого следует, что иностранные студенты могут активно принимать участие, отправляя собственные ответы на вопросы теста, мгновенно реагировать на вопросы преподавателя, когда видят при демонстрации экрана функцию Start, чтобы исключить промедления с отправкой правильного варианта ответа, так как преподаватель в любой момент может остановить получение результата от студента с помощью функции Stop Taking Answers.

Как показывает практика, такой тип заданий пользуется особым интересом у иностранных студентов любой возрастной группы, так как наряду с обучающей функцией несет в себе мотивационную, познавательную и игровую функции при организации уроков на этапах промежуточной и итоговой формах контроля, проводимых в онлайн-формате.

Заключение

Резюмируя вышеизложенное, следует сказать, что использование различных те-стируюших платформ в обучении русскому языку как иностранному дает возможность преподавателю:

• создать тестовые материалы самостоятельно с использованием современных тестирующих платформ;

• обеспечить прохождение теста в определенные преподавателем сроки;

• предоставить бесплатный доступ к тестовым заданиям обучающего и контролирующего характера;

• получить более объективную и независимую оценку знаний иностранных студентов;

• снизить уровень психологического барьера студентов

Как отмечает исследователь А. Д. Гарцов, «электронное тестирование, обладая инновационными свойствами, которые обусловлены спецификой представления обучающего и контролирующего материала в электронном формате веб-страницы, является наиболее эффективным средством актуализации современной теории обучения иностранным языкам» [4, с. 373].

Мы поддерживаем точку зрения А. Д. Гарцова и считаем, что использование электронных образовательных ресурсов в обучении выступает в качестве вспомогательного средства при оценке результативности знаний иностранных студентов, что приобретает особую актуальность при промежуточном и итоговом контроле, с помощью которого преподаватель получает информацию о необходимости увеличения объема знаний по изучаемому аспекту раздела или темы; его неоднократном повторении и закреплении на этапе самостоятельной работы студентов в условиях дистанционной формы обучения.

Список литературы

1. Тряпельников А. В. Интеграция информационных и педагогических технологий в обучении РКИ (методологический аспект). М., 2014.

2. Использование сервисов Web 2.0 в образовательной деятельности. Вып. 3: учеб.-ме-тод. пособие / авт.-сост. Ю. А. Демичева, Ю. А. Родионова; Камч. ИРО. Петропавловск-Камчатский: Камч. ИРО, 2018. 83 с.

3. Использование сервисов Web 2.0 в образовательной деятельности. Вып. 2: учеб.-ме-тод. пособие / авт.-сост. Ю. А. Демичева; Камч. ИРО. Петропавловск-Камчатский: Камч. ИРО, 2017. 100 с.

4. Гарцов А. Д. Проблемы электронного тестирования // Инновационное преподавание русского языка в условиях многоязычия: сб. ст.: в 2 т. / отв. ред. Н. М. Румянцева. Т. I. М.: РУДН, 2014.

5. Азимов Э. Г. Информационно-коммуникационные технологии в обучении РКИ: состояние и перспективы // Русский язык за рубежом. 2011. № 6 (229). С. 45-55.

References

1. Tryapelnikov A. V. Integratsiya informatsionnykh i pedagogicheskikh tekhnologiy v obuchenii RKI (metodologicheskiy aspekt). Moscow, 2014.

2. Demicheva Yu. A., Rodionova Yu. A. (comps.) Ispolzovanie servisov Web 2.0 v obrazovatelnoy deyatelnosti. Iss. 3: ucheb.-metod. posobie. Petropavlovsk-Kamchatskiy: Kamch. IRO, 2018. 83 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Demicheva Yu. A. (comp.) Ispolzovanie servisov Web 2.0 v obrazovatelnoy deyatelnosti. Iss. 2: ucheb.-metod. posobie. Petropavlovsk-Kamchatskiy: Kamch. IRO, 2017. 100 p.

4. Gartsov A. D. Problemy elektronnogo testirovaniya. In: Rumyantseva N. M. (ed.) Innovatsionnoe prepodavanie russkogo yazyka v usloviyakh mnogoyazychiya. Coll. of art. In 2 vols. Vol. I. Moscow: RUDN, 2014.

5. Azimov E. G. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v obuchenii RKI: sostoyanie i perspektivy. Russkiy yazykza rubezhom. 2011, No. 6 (229), pp. 45-55.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 2

Статья поступила в редакцию 20.10.2020 The article was received on 20.10.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.