DOI: 10.24412/cl-37223-2024-1-98-104
ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНФОРМАТИКИ И СТАТИСТИКИ АГЭУ)
Рузанна Рубеновна Саркисян
Ереван, Республика Армения ruzanna.sargsyan.2019@gmail.com
Аревик Шмавоновна Айрапетян
Ереван, Республика Армения arevik.77@mail.ru
Аннотация. В статье представлен учебный контент, разработанный с учетом принципа взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо) для обучения русскому языку студентов факультета информатики и статистики Армянского государственного экономического университета, а также виды работ, проводимых авторами в учебном процессе с использованием разработанных дидактических материалов.
Ключевые слова: виды речевой деятельности (ВРД), взаимосвязанное обучение ВРД, русский язык для специальных целей, русский язык в экономическом вузе.
INTERCONNECTED TEACHING OF LANGUAGE SKILLS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS AT AN ECONOMIC UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF A RUSSIAN LANGUAGE LESSON AT THE FACULTY OF INFORMATICS AND STATISTICS)
Ruzanna R. Sarkisyan
Yerevan, Republic of Armenia ruzanna.sargsyan.2019@gmail.com
Arevik Sh. Ayrapetyan
Yerevan, Republic of Armenia arevik.77@mail.ru
Abstract. The article presents educational content developed in accordance with the principle of interconnected teaching of language skills (reading, listening, speaking,
writing) for teaching Russian to students of the Faculty of Informatics and Statistics at the Armenian State University of Economics. It also outlines the types of work conducted by the authors in the educational process using the developed didactic materials.
Keywords: language skills, interconnected teaching of language skills, Russian for specific purposes, Russian language in economic universities.
Принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности (ВРД) является одним из основных частно-методических принципов обучения любому иностранного языку. Русский язык является иностранным для большинства студентов Армянского государственного экономического университета (АГЭУ). Следовательно, при составлении программы курса «Русский язык» и разработке дидактических материалов нами, среди прочих, учитывался и учитывается принцип взаимосвязанного обучения ВРД. Суть указанного принципа заключается в том, что развитие четырех ВРД (чтение, аудирование, говорение, письмо) должно происходить одновременно. Реализация Принципа находит отражение как в программе курса «Русский язык», разработанной для студентов АГЭУ, так и учитывается нами в процессе генерации учебного контента.
Содержание программы курса «Русский язык», разработанной на кафедре языков АГЭУ (автор-составитель программы - Саркисян Р. Р.), определяется профессиональными потребностями студентов: общение в повседневной и профессиональной сфере, чтение научной и научно-популярной литературы по специальности, написание личных документов и деловых бумаг и т. д. Особое внимание уделяется развитию всех четырех видов речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо). Цель курса «Русский язык» - развитие и совершенствование коммуникативных навыков и умений, необходимых как для повседневного общения, так и успешного осуществления профессиональной деятельности студентов с использованием русского языка [2].
Студенты факультета информатики и статистики АГЭУ изучают русский язык на первом курсе в течение двух семестров (объем - 64 ч., 2 ч. в неделю). В настоящее время на всех факультетах АГЭУ русский язык преподается по общевузовскому пособию «Русский язык для студентов экономического профиля» [3]. Однако с учетом специфики факультета информатики и статистики нами используются также дополнительные дидактические материалы, которые уже прошли успешную апробацию, и в скором времени нами планируется издание отдельного пособия для студентов указанного факультета. Тематическое содержание дидактических материалов полностью отвечает трем направлениям подготовки факультета информатики и статистики АГЭУ: «Актуарная и финансовая математика», «Статистика», «Информационные системы». Нами определен круг следующих лексических тем: «Языки программирования», «Искусственный интеллект», «Наука о данных (даталогия)», «Гениальные математики
20-ого века», «Цифровая броня: искусство и наука кибербезопасности», «Развитие компьютеров и интернета», «Информационные системы в бизнесе», «Великие открытия в мире технологий». Отбор тем проводился нами с учетом направления подготовки и интересов учащихся, а также основных тенденций развития экономики в современном мире. Разработка учебного контента проводилась нами с опорой на принцип взаимосвязанного обучения ВРД. Следовательно, каждая тема включает такие обязательные рубрики, как чтение, говорение, аудирование и письмо.
Введение в новую тему начинается с мозгового штурма. В начале темы студентам предлагается цитата для обсуждения и графический материал (постер, фотография, картинка и пр.). Далее следуют вопросы, которые помогают заинтересовать студентов, повысить уровень мотивации, а также выяснить, что уже известно учащимся, что они хотели бы узнать и т. д.
Основной дидактической единицей в рамках каждой темы является аутентичный текст по специальности. До текста студентам предлагаются предтекстовые задания, направленные на овладение словарем. С опорой на «волшебное (магическое) число Миллера» в рубрике «Активный словарь» студентам предлагается не более 8 лексических единиц (слов и/или словосочетаний). Американский психолог, профессор психологии Гарвардского университета Джордж Миллер обнаружил закономерность, согласно которой человек может удерживать в своей кратковременной памяти не более 7 (плюс-минус 2) элементов. Результатом его исследований стала опубликованная в 1956 г. книга под названием «Волшебное число семь плюс или минус два» (оригинальное название - «The Magical Number Seven, Plus or Minus Two»).
Для активизации словаря нами разработаны следующие типы заданий. Подберите к данным словам и словосочетаниям из левого столбика соответствующие определения из правого столбика (matching). Вставьте вместо точек слова и словосочетания из предыдущего упражнения.
После выполнения предтекстовых заданий студентам предлагается текст для чтения (рубрика «Чтение»). При разработке дидактических материалов для чтения (текстов) нами учитывались когнитивные способности учащихся, а именно технология микрообучения (microlearning), которая предполагает разбивку учебного материала на небольшие отрезки, что позволяет избежать перегрузки оперативной памяти учащихся. «Формат микрообучения предполагает определенный дизайн материала, когда необходимая учебная информация разбивается на небольшие фрагменты (блоки), в течение которых необходимо решить конкретную дидактическую задачу» [1: 159].
Технология микрообучения лежит в основе заданий, которые мы предлагаем при чтении текстов. Так, в рамках темы «Языки программирования» студентам предлагается следующее задание при работе с микротекстами (фрагментами текста).
Прочитайте микротексты о двух востребованных языках программирования, подберите к ним заголовки из следующего списка:
A. Популярность
B. Процесс обучения
C. Зарплата
D. Основные различия Java и Python.
Для проверки уровня понимания прочитанного студентам предлагаются разнотипные задания.
Проверьте, как вы поняли содержание текста. Соответствуют ли данные высказывания содержанию текста? Выберите один из вариантов (да/нет). Сравните Java и Python. Заполните таблицу, отметив язык программирования, относительно которого верно данное утверждение. Ответьте на вопросы, опираясь на содержание текста. Таким образом, в ходе работы над чтением текста по специальности нами используются различные типы заданий, направленных на формирование навыков чтения.
Для развития навыков говорения в каждой теме нами разработана рубрика «Тема для дискуссии/дебатов». Так, в рамках темы «Языки программирования» предлагаем студентам участие в дискуссии/дебатах «Профессиональное образование vs. Самообразование: Что важнее для успешной карьеры в программировании?», в ходе изучения темы «Искусственный интеллект» с целью развития навыков чтения и говорения учащимся предлагается следующее задание: Прочитайте текст «Искусственный интеллект: угроза для человечества или помощник?» о различных точках зрения на искусственный интеллект и выразите свое мнение о том: как будут развиваться технологии, полезны они или опасны (приведите примеры), что бы вы запретили, а что бы стали развивать, заменит ли искусственный интеллект человека.
Данный пример является ярким доказательством использования принципа взаимосвязанного обучения ВРД на уроке (чтение + говорение).
С целью развития навыков говорения в каждой теме нами предусмотрена также рубрика «Темы для сообщений и презентаций». Согласно разработанной на кафедре языков накопительной системе оценивания студентов [5], одним из обязательных компонентов оценки учащихся является презентация, которой отводится 25% от общей оценки студента. Именно по этой причине презентациям и развитию навыков публичного выступления на уроке иностранного языка (в том числе русского) в нашем вузе уделяется большое внимание.
С целью развития навыков аудирования в каждой теме предусмотрен видеоматериал с соответствующими заданиями. Например, в рамках темы «Гениальные математики 20-ого века» студентам предлагаем следующее задание: Отсканируйте QR-код или перейдите по ссылке и посмотрите
видеоролик о гениальном математике Григории Перельмане. После просмотра видеоролика студенты отвечают на вопросы (цель - проверка понимания услышанного и увиденного, а также развитие навыков говорения, еще один яркий пример применения принципа взаимосвязанного обучения ВРД: аудирование + говорение).
Почему видеоматериал назван «Миллионер из хрущоб»? Предложите свой заголовок к видеоролику.
Что нового вы узнали о Григории Перельмане из видеоматериала? Объясните своими словами гипотезу Пуанкаре.
Где Григорий Перельман разместил свои исследования по гипотезе Пуанкаре?
Как называется математический аналог Нобелевской премии?
Почему Перельмана называют ученым-затворником? Смог ли журналист
пообщаться с Перельманом?
Что вы узнали о школьных годах гениального математика? Для проверки понимания услышанного и увиденного после просмотра видеоролика нами используются, кроме традиционных вопросов, и альтернативные вопросы (true/false), и вопросы с множественным выбором (multiple choice). Все задания продублированы нами в системе дистанционного обучения (СДО) Moodle [6] и игровой обучающей платформе создания квизов (викторин) Kahoot. Например, в рамках темы «Искусственный интеллект» студентам предлагаем задание: Отсканируйте QR-код и посмотрите видеоролик о человекоподобных роботах. Проверьте, как вы поняли содержание видеоролика. Выберите правильный вариант/варианты ответа из предложенных.
Еще один пример применения нами на практике принципа взаимосвязанного обучения ВРД (чтение + говорение) - использование нами на уроке модифицированной таблицы «З-Х-У» (знал, хочу узнать, узнал). При прохождении темы «Цифровая броня: искусство и наука кибербезопасности» в ходе работы над текстом мы предлагаем студентам следующее задание.
Чтобы получить контроль над компьютерными системами, злоумышленники используют различные инструменты и приемы. Прочитайте о самых распространенных из них и заполните таблицу, где (+) означает знал(-а), (-) - узнал(-а) новое,
(?) - вызывает сомнение и вопросы / не понял ?! (ХЗ) - хочу получить более подробные сведения.
+ - ? ?!(ХЗ)
Вы бы хотели получить более подробные сведения
Обсудите с друзьями, что известное встретилось вам в прочитанном
тексте и что нового и неожиданного вы узнали.
С целью развития навыков письма, кроме обязательных для всех факультетов нашего вуза письменных работ (Бизнес корреспонденция (деловое письмо), две работы в каждом семестре), на базе разработанных нами дидактических материалов мы практикуем и другие интересные задания. Так, при изучении темы «Искусственный интеллект» используем созданный профессором права Дэйвидом Маккойд-Мейсоном интерактивный прием ПОПС-формулы [4], направленный на рефлексию учащихся. Студентам предлагается написать по формуле ПОПС сочинение-рассуждение на тему «Трансгуманизм как горизонт развития человеческого будущего: за или против», где «П» - позиция, «О» - обоснование, «П» - примеры, «С» - следствие (суждение или умозаключение). Для формирования позиции студентам предлагается использовать следующие формулировки: «Я считаю, что...», «На мой взгляд, ...», «По моему мнению/по-моему, ...» и т. п. Так как для подтверждения своего мнения студентам необходимо привести аргумент(ы), им предлагается ответить на вопрос «Почему вы так думаете/считаете?» Это значит, что обоснование своего мнения они могут начать со слов «Я считаю/думаю так, потому что.», «Так как., я считаю/думаю, что.», «Моё мнение основано на ...» и т. п. Для наглядности и подтверждения понимания своей позиции или мнения студентам предлагается привести убедительные примеры, используя такие речевые обороты, как «Например,.», «Я могу доказать это на примере.», «Сказанное можно, к примеру, подтвердить.» «Возьмём, к примеру, .». Для окончательных выводов, подтверждающих высказанную позицию, студенты могут использовать выражения «Таким образом, .», «Подводя итог.», «Поэтому.», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что.».
Таким образом, генерация учебного контента с учетом принципа взаимосвязанного обучения ВРД и использование такого контента в образовательном процессе помогает оптимизировать учебную деятельность и способствует повышению эффективности обучения русскому языку в экономическом вузе.
Список литературы
1. Крамаренко Н. С., Крюков Е. В. Микрообучение в непрерывном образовании педагога в мире \иСА // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2021. № 4. - С. 156-167.
2. Саркисян Р. Р., Мкртчян А. Е. В ногу со временем: Новая концепция преподавания русского языка в АГЭУ и запуск электронного курса на платформе Moodle // Вестник Армянского государственного экономического университета. 2020. № 4. - С. 209-225.
3. Саркисян Р. Р., Мкртчян А. Е. Русский язык для студентов экономического профиля: учеб. пособие / под общ. редакцией Р. Р. Саркисян. Ереван, 2021.
4. Ямалиева М. Р., Хадиева А. Ф. Практика использования ПОПС-формулы на
уроках гуманитарного цикла в условиях модернизации образования. 2023. -URL: https://intel-lect.ru/2023/04/14/348-23 (24.04.2024).
5. -шртр)т.Ь)шй L., ишрдщшЬ Л., Щрщ^шЬ U., -ш^р^Ь L. ЬрищЬр^йЬЬшш! цшишЦшйцтЛ. ihqniühp^ frtfuignLpjuiü дйшЬшшйшЬ ршцшцр^ифй -
Ишйш^шрф bhpqpnLÜp -^S- ор^Ьш^пЦ // РшЬрЬр -ицшитшй^ щЬшш^шй тйтЬишфщш^шй ИшйшршршЬ^. 2022. № 4. - fcg 156-174.
6. -^S-: bih^rnpnüuijfrü титдйшй Ишррш^. - URL: http://moodle.asue.am (24.04.2024).
Сведения об авторах:
Рузанна Рубеновна Саркисян, к. пед. н., доцент кафедры языков Армянского
государственного экономического университета;
Аревик Шмавоновна Айрапетян, к. филол. н., ст. преподаватель кафедры языков
Армянского государственного экономического университета.