Научная статья на тему 'СДО MOODLE КАК ИДЕАЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z (НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА, РАЗРАБОТАННОГО ДЛЯ СТУДЕНТОВ АГЭУ)'

СДО MOODLE КАК ИДЕАЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z (НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА, РАЗРАБОТАННОГО ДЛЯ СТУДЕНТОВ АГЭУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЭУ / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (СДО) MOODLE / ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ / ПОКОЛЕНИЕ Z / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА / РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саркисян Рузанна

Данная статья посвящена использованию системы дистанционного обучения (СДО) Moodle при работе со студентами поколения Z. Автором статьи выдвинута гипотеза о том, что СДО Moodle является идеальной виртуальной средой для обучения студентов поколения Z. Moodle можно использовать как при проведении занятий в дистанционном режиме, так и в рамках смешанного (гибридного) обучения. Исследование направлено на подтверждение выдвинутой гипотезы. Автором представлена теория поколений, особенности поколения Z, представителями которого являются сегодняшние студенты. Предпринята попытка показать, какие особенности СДО Moodle импонируют студентам-зумерам, каким образом разработчикам необходимо конструировать электронный курс с учетом характеристик поколения Z и особенностей платформы Moodle (на примере разработанного автором электронного курса русского языка для студентов АГЭУ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOODLE LMS AS AN IDEAL SETTING FOR TEACHING GENERATION Z STUDENTS (BASED ON THE EXAMPLE OF THE ECOURSE OF RUSSIAN DEVELOPED FOR THE STUDENTS OF ASUE)

The present paper touches upon applying Moodle Learning Management System (LMS) while working with Generation Z students. The author of the paper puts forward the hypothesis that Moodle LMS is an ideal virtual setting for teaching Gen Z students. Moodle can be used in distance and blended (hybrid) learning. The given study is aimed at confirming the hypothesis. The author presents the Generation Theory, key features of Gen Z whose representatives are today’s students. An attempt has been made to demonstrate which features of Moodle LMS are close to Gen Z learners and how developers should design ecourses based on the characteristics of Gen Z and key features of Moodle platform (based on the example of the e-course of Russian created for ASUE students).

Текст научной работы на тему «СДО MOODLE КАК ИДЕАЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z (НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА, РАЗРАБОТАННОГО ДЛЯ СТУДЕНТОВ АГЭУ)»

тиии^иътииъ иьга-пп-ириъпьга-зпкъ

РУЗАННА САРКИСЯН

Доцент кафедры языков АГЭУ, кандидат педагогических наук https://orcid.org/0000-0003-1996-3483

СДО MOODLE КАК ИДЕАЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z (НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА, РАЗРАБОТАННОГО ДЛЯ СТУДЕНТОВ АГЭУ)

Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее.

Джордж Оруэлл

Данная статья посвящена использованию системы дистанционного обучения (СДО) Moodle при работе со студентами поколения Z. Автором статьи выдвинута гипотеза о том, что СДО Moodle является идеальной виртуальной средой для обучения студентов поколения Z. Moodle можно использовать как при проведении занятий в дистанционном режиме, так и в рамках смешанного (гибридного) обучения. Исследование направлено на подтверждение выдвинутой гипотезы. Автором представлена теория поколений, особенности поколения Z, представителями которого являются сегодняшние студенты. Предпринята попытка показать, какие особенности СДО Moodle импонируют студентам-зумерам, каким образом разработчикам необходимо конструировать электронный курс с учетом характеристик поколения Z и особенностей платформы Moodle (на примере разработанного автором электронного курса русского языка для студентов АГЭУ).

Ключевые слова: АГЭУ, система дистанционного обучения (СДО) Moodle, теория поколений, поколение Z, электронный курс русского языка, русский язык для экономистов.

JEL: D83, I23

DOI: 10.52174/1829-0280_2022.1 -177

Введение: Проблема "отцов и детей" (разрыв поколений, generation gap) всегда была актуальной. В разное время к ней обращались философы, историки, психологи, культурологи, педагоги, писатели и поэты, художники, драматурги, композиторы, а в последние годы - экономисты, маркетологи, бизнес-менеджеры, менеджеры по персоналу (HR), специалисты по связям с общественностью (PR) и др. Разрыв между поколениями - одна из центральных тем в мировой литературе. К данной проблеме обращались Гете, Руссо, Диккенс, Гюго, Бальзак, Пушкин, Фонвизин, Грибоедов, Тургенев и др. В последнее время об этой проблеме все чаще говорят педагоги и методисты в связи с особенностями обучения представителей разных поколений.

Известно, что конфликт поколений напрямую не связан с возрастными особенностями. Если бы это было иначе, достигая определенного возраста, люди бы приобретали ценности, характерные для данного периода жизни. Однако этого не происходит, ведь дети не становятся похожими на своих родителей.

Во все времена люди пытались решить проблему сложных взаимоотношений между представителями разных поколений, найти истоки конфликта. Теория поколений является одной из множества попыток пролить свет на существующую проблему.

Обзор литературы: Упоминание о понятии "поколение" встречается еще в трудах древнегреческого философа Платона. Формирование основ классической теории поколений в Новое время происходит в 17 - 18 вв. В этот период учение о преемственности поколений получает новое обоснование в трудах Джамбаттисты Вико, итальянского философа эпохи Просвещения, заложившего основы культурной антропологии и этнологии. Идеи Вико впоследствии были развиты французским писателем, математиком и политическим деятелем Жаном Кондорсе, который считал, что "поколение -это не только группа ровесников, а общность людей, имеющих схожий склад ума, объем положительных знаний и уровень нравственного совершенства"1.

Целостная и всесторонняя Теория поколений (Theory of Generations, Generation Theory) была создана в 1991 г. двумя американскими исследователями - Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Она возникла на стыке нескольких наук. Известно, что Н. Хоув был экономистом и специалистом в области демографии, а В. Штраус - историком, писателем, драматургом. Почти одновременно и независимо друг от друга они решили изучить такой феномен, как поколение. Их внимание привлек конфликт поколений. Настоящую популярность теории принесли две книги, написанные Штраусом и Хоу-

1 https://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/Теория_поколений

вом: "Поколения: история будущего Америки, 1584-2069 годы" (оригинальное название - "Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069"2) 1991 г. и "Четвертый поворот: американское пророчество" (оригинальное название - The Fourth Turning: An American Prophecy - What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny"3) 1997 г.

Хоув и Штраус детально проанализировали историю США и выделили определенные периоды, в которых люди обладают похожими ценностями и ведут себя в соответствии с последними. Авторы выделили четыре архетипа поколений (пророк, странник, герой, художник) со своим набором черт и ценностных установок. Таким образом, ценности стали одним из ключевых понятий в теории поколений.

Согласно теории Хоува и Штрауса, сегодня живут и работают представители нескольких поколений. Ниже представлена таблица поколений, активных в настоящее время.

Таблица 1

Поколения, активные в настоящее время.4

ПОКОЛЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАЗВАНИЯ ГОДЫ РОЖДЕНИЯ

GJ. "Величайшее поколение"» ''поколение Победителей",, "поколение Героев" 1900-1923

Молчаливое поколение (Silent generation) "Разбитое поколение",, "Потерянное поколение" 1923-1943

Бэйби-Бумеры (ваЬу Boomers) "Бумеры", ''поколение демографического взрыва" 1943-1963

X "Неизвестное поколение", "13-е поколение", "поколение с ключом на шее" {latch-key kids) 1963-1983

Y (generation why?) "поколение Сети", "поколение Миллениум,г, "Нулевые", "поколение Next", "Эхо Бумеры" 1983-2003

z " Цифровое поколение", "поколение XD" (Digital children of generation X) 2003 +

В первоначальном виде данная теория применима только к гражданам США. Однако несмотря на то, что теория поколений была разработана на основе истории США, она приобрела огромную популярность во всем западном мире, а затем - и на постсоветском пространстве. В последнем случае теория поколений подверглась модификациям и изменениям в соответствии с другими историческими, политическими и общественными реалиями.

2 Strauss W., Howe N., Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. Morrow, 1991, 538 p.

3 Strauss W., Howe N., The Fourth Turning: An American Prophecy - What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny, Crown, 1997, 400 p.

4 https://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/Te0pMfl_n0K0fleHMM

Временные рамки между поколениями и внутри поколений могут сдвигаться. Об этом в свое время говорил сам Хоув, выразивший мысль, что для России эти рамки могут быть сдвинуты на 5-10 лет вперед по сравнению с США. Думается, то же самое может быть верным в отношении большинства постсоветских республик, в том числе и РА.

Сами Штраус и Хоув в книге "Четвертое превращение" подчеркивают, что точных границ, отделяющих одно поколение от другого, не существует. Кроме того, "на временной границе между поколениями их смена идет постепенно и зависит от места, где живет человек. Например, в столицах, портовых городах, местах, где много иностранцев, это происходит быстрее. Люди, рожденные на стыке поколений, относятся к переходному или так называемому эхо-поколению. Они обладают ценностями и той, и другой группы".5

Как и у любой новаторской теории, у теории поколений есть как сторонники, так и критики. Так, бывший вице-президент США Альберт Гор назвал книгу о поколениях самой впечатляющей книгой об истории США, которую он когда-либо читал. Известно, что он даже разослал ее копии каждому члену американского Конгресса. В то же время теорию поколений раскритиковали историки и социологи за слабую доказательную базу, слишком сильные обобщения, применимость теории только к США. Бывший председатель Педагогического колледжа Колумбийского университета (США) Артур Левин критиковал теорию поколений, упрекая авторов в стереотипизации. Геральд Першелл утверждал, что теория поколений будет интересна социологам, но не профессиональным историкам.6 Фрэнк Гианкола в своей статье "Разрыв между поколениями: скорее миф, чем реальность" (оригинальное название статьи - "The Generation Gap: More Myth than Reality"7) утверждал, что выделение поколений не подкреплено результатами эмпирических исследований. Однако несмотря на критику, теория поколений живет и развивается, а идеи создателей теории вдохновили многих исследователей на изучение различных аспектов поколений.

В РФ с 2003 г. реализуется проект "RuGenerations - российская школа теории поколений". На официальном сайте проекта8 размещены материалы как по поколениям (Беби-Бумеры (1944-1963), Х (1964-1984), Миллениум (Y) (1985-2002), Хоумлендеры (Z) (2003-...), так и по темам (стратегическое планирование, менеджмент, маркетинг и продажи, дети и родители, практика использования, не в России, теория поколений). В рамках проекта издательским домом Университета "Синергия" уже изданы три книги. Авторы всех трех книг Евгения Шамис и Евгений Никонов являются руководителями проекта RuGenerations и с 2003 года занимаются разработкой и адаптацией Теории поколений для России.

5 Шамис Е., Антипов А., Теория поколений [Электронный ресурс] URL: https://psycho.ru/library/2581

6 Parshall G., History's Cycle Ride // U.S. News & World Report, 1991.

7 Giancola F., The Generation Gap: More Myth than Reality // Human Resource Planning 29 (4), 2006, pp. 32-37.

8 https://rugenerations.su/

В 2017 г. была опубликована книга под названием "Теория поколений. необыкновенный Икс".9 Эта книга посвящена поколению X (людям, родившимся в 1964-1984 гг.). В ней дан обзор ключевых факторов, повлиявших на формирование этого поколения, приведены примеры практических решений, ориентированных на деловое взаимодействие с его представителями. Решения, предложенные в книге, актуальны для применения в России и других странах.

В 2018 г. была издана книга "Стратегия Беби-бумеров (теория поколений)",10 рассказывающая о беби-бумерах, большая часть которых родилась в России и СНГ с 1943 по 1963 год.

В 2019 г. появилась третья книга - "В семье не без Миллениума. Что делать поколению (1985-2002 г.р.), которое меняет мир".11 Эта книга -первая и уникальная попытка авторов на основе многолетних исследований обозначить общие ценности поколения миллениалов.

Следует отметить, что все три книги во многом способствовали популяризации Теории поколений, а главы и выдержки из них периодически появляются на сайте проекта РиСепега^опБ.

Кроме указанных научно-популярных книг, в российской науке делаются попытки и с других ракурсов изучить проблему поколений. Так, в 2019 г. вышла в свет книга Максима Радаева "Миллениалы: Как меняется российское общество",12 в которой развивается социологической подход к анализу поколений. В фокусе внимания автора - поколение миллениалов, вступивших в период взросления в 2000-ые годы.

Таким образом, можно утверждать, что и на Западе, и в России существует достаточно обширная научная и научно-популярная литература, посвященная проблеме поколений, однако есть еще много вопросов, противоречий, проблем, которые ждут своего решения.

Методология исследования: В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза, согласно которой СДО Моо<^е может стать идеальной электронной средой для обучения студентов поколения Ъ.

Чтобы провести исследование, целью которого было подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы, необходимо было поэтапно решить следующие задачи:

• изучить литературу по теме исследования, относящуюся как к теории поколений, так и к СДО Моо<^е;

• представить характеристику и основные черты представителей нового поколения студентов;

9 Шамис Е., Никонов Е., Теория поколений. Необыкновенный Икс. Издательский дом Университета "Синергия", 2017, 140 с.

10 Шамис Е., Никонов Е., Стратегия Беби-бумеров (теория поколений). Издательский дом Университета "Синергия", 2018, 256 с.

11 Шамис Е., Никонов Е., В семье не без Миллениума. Что делать поколению (1985-2002 г.р.), которое меняет мир. Издательский дом Университета "Синергия", 2019, 184 с.

12 Радаев М., Миллениалы: Как меняется российское общество - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019, 224 с.

• выделить особенности СДО Моо<^е, которые могут импонировать представителям нового поколения студентов;

• провести беседы со студентами с целью выяснения, какие черты СДО Моо<^е им больше всего нравятся, что вызывает определенные сложности при работе на платформе и т.д.;

• с учетом всего вышесказанного скорректировать разработанный нами электронный курс на платформе Моо<^е с тем, чтобы он больше соответствовал ожиданиям студентов;

• сделать соответствующие выводы;

• разработать рекомендации разработчикам курсов в СДО Моо<^е.

В ходе исследования использовались следующие методы научного анализа:

- метод комплексного теоретического анализа (анализ научной, научно-популярной и научно-методической литературы по теме исследования);

социологические методы (наблюдение за процессом обучения студентов поколения Ъ с использованием СДО, беседы с преподавателями, работающими со студентами нового поколения в среде Моо<^е, беседы со студентами и пр.).

Выбор указанных методов исследования обусловлен необходимостью поэтапного решения задач в ходе проведения исследования: при помощи первого метода изучить литературу по теме исследования и выделить те особенности и характерные черты СДО Моо<^е, которые импонируют студентам нового поколения, а с помощью второго метода провести мониторинг учебного процесса, получить фидбек от студентов, пользующихся СДО, скорректировать электронный курс и дать рекомендации дизайнерам (разработчикам) электронных курсов, работающих в СДО Моо<^е.

В исследовании широко использовался наш личный педагогический опыт: с марта 2020 г. по настоящее время мы работаем со студентами всех факультетов АГЭУ и преподаем им русский язык в смешанном (гибридном) формате с использованием разработанного нами электронного курса в СДО Моо<^е. Платформа Моо<^е используется нами в качестве основной и/или поддерживающей учебной среды при организации занятий в очном и смешанном (гибридном) форматах.

Исследование: В настоящее время на рынке труда РА активны три поколения - беби-бумеры (годы рождения - 1943-1963), поколение Х (годы рождения - 1963-1983) и поколение У (годы рождения - 1983-2003). Учитывая пенсионный возраст в РА, можно утверждать, что пенсионеры - это представители молчаливого поколения, поколения в! и беби-бумеры.

Что касается студентов, то это в основном представители двух поколений - поколения У (годы рождения - 1983-2003) и Ъ (годы рождения -2003-2023). Сегодняшние студенты-первокурсники - люди, родившиеся в 2002 или 2003 г. В этом году вузы приняли первых зумеров, и в дальнейшем мы будем обучать именно их.

Преподавательский контингент представлен всеми тремя поколениями, активными на рынке труда: это беби-бумеры, иксы и игреки.

Таким образом, активными участниками образовательного процесса в вузе являются представители четырех поколений: беби-бумеры (преподаватели), иксы (преподаватели), игреки (преподаватели и студенты), зеты (студенты).

Для эффективной организации учебного процесса необходимо знать, каковы характерные черты представителей поколения Ъ и как их обучать, чтобы получить желаемые образовательные результаты.

Интерес исследователей к проблеме поколений сегодня можно объяснить тем, что разрыв между поколениями увеличивается. Некоторые даже предлагают сократить временные рамки, установленные Хоувом и Штраусом, до 10 лет. Вопрос сегодня не только в разнице между представителями разных поколений: кардинально изменились условия, в которых выросли нынешние студенты (и в частности студенты-первокурсники). Становление и бурное развитие эры Интернета, экспансия ИКТ, появление и развитие соцсетей (РасеЬоок, Instagram, ВКонтакте, Телеграм, ИкТок и т.п.), цифровизация всех сфер жизнедеятельности человека - вот что влияло на становление зумеров. В результате этого мы получили поколение, выросшее на ИКТ, "живущее" и "творящее" в Интернете и соцсетях. Зетов отличает смелость (причем не всегда основанная на знаниях и опыте), инициативность, амбициозность, активность, креативность, решительность, непринужденность, желание получать не фундаментальные знания (как это было раньше), а практические умения и навыки, которые они смогут использовать здесь и сейчас или по крайней мере в самом недалеком будущем.

Принимая во внимание характеристики зумеров, Моо<^е видится нами как идеальная учебная среда для студентов нового поколения.

Moodle - бесплатная система электронного обучения с открытым исходным кодом, которая подходит как для организации обучения в учебных заведениях, так и для корпоративного обучения.

Моо<^е на равных соперничает с мировыми флагманами рынка СДО. Над системой уже много лет работает международная команда разработчиков под руководством фонда Моо<^е в Австралии. Благодаря этому, Моо<^е сочетает в себе богатство функционала, гибкость, надежность и простоту использования.13

Согласно официальной статистике,14 на сегодняшний день СДО Моо<^е используется в десятках стран мира, а число пользователей превышает 300 миллионов. В список топ-10 стран по количеству зарегистрированных сайтов входят Испания, США, Германия, Мексика, Бразилия, Индонезия, Индия, Франция, РФ, Колумбия.

Официальная статистика Моо<^е по запросу "Армения" выдает 84 вебсайта, из которых 63 являются закрытыми. Среди отображаемых сайтов можно увидеть государственные и частные вузы, которые используют плат-

13 https://www.opentechnology.ru/products/moodle

14 https://stats.moodle.org/

форму для обучения в виртуальной среде: Армянский государственный экономический университет, Американский университет Армении, Французский университет в Армении, Ереванский государственный университет, Государственный университет им. В. Брюсова и др. СДО Moodle в РА используют некоторые престижные частные школы (школа "Айб", Международная школа в Дилижане) и др. учреждения.

Отметим достоинства Moodle, которые импонируют представителям нового поколения и делают ее идеальной образовательной средой для зумеров.

На официальном сайте СДО Moodle15 представлены 6 основных черт платформы (Key features of Moodle LMS): Open source (открытость), Accessible for All (доступность), Security & Privacy (безопасность), Flexible Learning (гибкость), Mobile Learning (мобильность), Easy Integration (легкая интеграция).

С учетом привлекательности СДО Moodle для студентов можно расширить этот список ключевых особенностей.

Доступность

Доступность является одним из ключевых достоинств СДО Moodle. Сегодня в сети Интернет есть множество гайдов (инструкций) от создателей по установлению и использованию платформы. На официальном сайте Moodle можно найти подробную документацию на английском языке.

Гибкость

СДО Moodle обладает инструментарием, который дает возможность преподавателю создать свой курс и обучать с использованием тех методов и приемов, которые он считает более целесообразными. В зависимости от целей и задач обучения, уровня подготовки, интересов и предпочтений учащихся, особенностей отдельной учебной дисциплины и пр. преподаватель может выбирать из широкого ассортимента инструментов СДО: Wiki и форумы для организации групповой работы, блоги для саморефлексии, викторины/квизы (quizzes) для закрепления пройденного материала или контроля и пр.

Мобильность

Moodle поддерживает мобильные браузеры Chrome и Safari. В них можно как проходить курсы, так и администрировать платформу. У Moodle есть мобильное приложение Moodle Mobile, доступное для скачивания на смартфоны, функционирующие на платформах iOS и Android. В мобильном приложении доступны все возможности web-версии портала Moodle. После завершения установки мобильного приложения студентам необходимо ввести данные в поля "логин" и "пароль", после чего можно будет использовать Moodle на смартфоне. Мобильное приложение позволяет учащимся использовать возможности электронного обучения: просматривать и скачивать материалы, решать тесты, выполнять задания, отправлять сообщения в чате, принимать участие в анкетировании и опросах, создавать Wiki-статьи и т.д. Мобильная версия также позволяет скачивать задания для прохождения в режиме офлайн. Таким образом, мобильное приложение предоставляет все

15 https://moodle.com

возможности полноценно использовать Moodle в процессе обучения. Однако следует отметить один минус - официальное приложение работает только с сайтами Moodle, на которых оно разрешено, и при возникновении проблем с подключением необходимо обратиться к администратору сайта.

Интерфейс

Внешний вид сайта Moodle для различных групп пользователей (гости, студенты, учителя, администраторы) отличается. Каждая из вышеперечисленных групп имеет свои, строго разграниченные, возможности при работе с системой.16

В зависимости от роли (гость, студент, ассистент, учитель) интерфейс платформы будет разным. Пользователи с ролью "учитель" могут делать в курсе всё: наполнять курс необходимыми материалами, менять настройки, редактировать курс, создавать задания, квизы, оценивать студентов и т.д. К некоторым курсам может быть разрешен гостевой доступ, т.е. незарегистрированные пользователи могут просматривать материалы курса, кроме материалов, доступных только студентам (задания, тесты/квизы).

Регистрация на сайте Moodle возможна двумя основными способами:

- ручная (администратор вручную регистрирует пользователей);

- самостоятельная (пользователи регистрируются сами).

"Если на сайте разрешена самостоятельная регистрация пользователей, то любой желающий сможет пройти простую процедуру регистрации и получить дополнительные возможности на сайте". 17 Зарегистрированный пользователь после авторизации на сайте приобретает дополнительные возможности, не предусмотренные в рамках гостевого доступа. Так, студенты могут редактировать свой профиль, изменяя или дополняя информацию о себе (фото, контакты, интересы и т.п.).

Интерфейс пользователя с ролью "ассистент" отличается от интерфейса пользователя с ролью "учитель": ассистент не может редактировать курс или отдельные элементы курса, но может оценивать работу студентов, просматривать их оценки, следить за прогрессом и т.д.

Хотя у СДО Moodle достаточно простой интерфейс для пользователей с ролью "студент", от последних часто поступают жалобы, что им сложно работать в новой среде. Естественно, что в первое время могут возникнуть трудности, но мы считаем, что при регулярном использовании платформы проблемы нивелируются, и интерфейс Moodle становится таким же знакомым, как интерфейс сайтов, популярных среди учащихся.

Отметим еще один плюс СДО Moodle: при работе с платформой можно использовать тот язык, который удобнее пользователям. Кроме используемого по умолчанию английского языка, при установке можно добавить и другие языки для удобства пользователей. https://moodle.asue.am доступен на трех языках - армянском, английском и русском.

Структуризация учебного контента

Известно, что зумеры отличаются от других поколений "клиповым мышлением" и дефокусизацией внимания. Учитывая данную особенность, необ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 https://rumoodler.com

17 Там же.

ходимо уделить внимание структуризации учебного контента. Существует мнение, что чем мельче структурные элементы учебного курса (разделы, блоки, рубрики и т.п.), тем лучше его будут усваивать учащиеся поколения 7. Учебный контент должен быть разбит на "небольшие кусочки", которые зумерами четко визуализируются. Так, в электронном пособии,18 которое является частью курса, разработанного на платформе Моо<^е, мы используем визуальную структуризацию: вводящие в тему урока вопросы вместе с графическим контентом, текст по теме урока, притекстовые и послетекстовые задания, лексико-грамматические задания, рубрики "Дискуссия", "Проектная работа", "Сообщения и презентации", "Это интересно знать!". Что касается структуризации контента в СДО Моо<^е, здесь курс разделен на три основные части: вводная часть (обращение к студентам, краткое описание курса, цели и задачи курса, образовательные результаты, список тем, учебные инструменты, информация об авторах-разработчиках курса), основная часть (тематическое наполнение курса), грамматический справочник (ссылки на грамматические таблицы).

Дорогие студенты!

Мы рады приветствовать аао на странице электронного курса 'Русский язык'

При разработке электронного курса мы пытались сделать так, чтобы вам было интересно изучать русской язык в вузе. Мы подбирали интересные тексты на актуальные темы, разрабатывали упражнения и задания с коммуникативной направленностью, вклкмали в курс видеоматериалы, работу с графическим материалом (инфографика, фотографии, рисунки, таблицы и пр.), составляли викторины и тесты и тд Надеемся, вам понравится электронный курс. Будем рады, если аы поможете нам сделать этот курс еще лучше. Пожелания, отзывы и рекомендации можете отправлять авторам-разработчикам курса Саркисян Рузэнне Рубеновне и Мкртчян Алле Ефремовне (адреса эл.почты вы найдете в этой секции).

Желаем вам успехов в изучении русского языка!

Будьте здоровы!

+ Краткое описание электронного курса "Русский язык* Edit т g

4* Цепи и задачи курса Is7 Edit ~ Q

•f* Образовательные результаты (learning outcomes) 0 Edit * g

+

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

•fr Темы^

Edit • у

*f* Учебные инструменты (learning tools) I?

+ Авторы-разработчики курса ii*

Edit - g

Edit - в

Рисунок 1. Скриншот вводной части курса.

ТЕМА 4: ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА ¿>

Edit -

Edit - 0

Edit - 0

Edit - g

Edit • g Edit ' ii 0 Edit - Й

Edit • В

© Add an activity or resource

Рисунок 2. Скриншот фрагмента основной части курса.

18 Саркисян Р.Р., Мкртчян А.Е. , Русский язык для студентов экономического профиля (Учебное пособие) / Р.Р. Саркисян, А.Е. Мкртчян, под общей редакцией Р.Р. Саркисян. - Ер.: Тнтесагет, 2021, 266 с.

ГРАММАТИЧЕСКИМ СПРАВОЧНИК

□ □ □ □

D □

Рисунок 3. Скриншот раздела "Грамматический справочник".

Дифференциация учебного контента и персонификация обучения

Дифференциация учебного контента и персонификация обучения сегодня являются трендами в образовании. Однако дифференцированный и личностно-ориентированные подходы - не абсолютное новшество в педагогике.

Дифференцированный подход определяется как "общий методический принцип обучения, предполагающий использование различных методов и приемов в зависимости от целей обучения, вида формируемой речевой деятельности, этапа обучения, осваиваемого языкового материала, возраста учащихся и др.".19

Личностно-ориентированный подход - "подход к обучению, который выражается в учете возрастных, психологических, профессиональных интересов, возможностей, потребностей учащихся, опоре на принципы дифференциации и индивидуализации обучения, в личностном развитии учащихся".20

Определение персонализированного обучения, предложенное Министерством образования США (2010-2016 гг.): "... обучение, при котором темп обучения и метод обучения оптимизированы для нужд каждого учащегося. Цели обучения, учебные подходы и учебное содержание (и его последовательность) - всё может варьироваться в зависимости от потребностей учащегося. Кроме того, учебная деятельность значима и актуальна для учащихся, руководствуется их интересами и часто инициируется самостоятельно".21

При конструировании электронного курса русского языка для студентов АГЭУ мы опирались на дифференцированный и личностно-ориентирован-ный подходы к обучению.

В разработанном нами электронном курсе, кроме обязательных разделов, блоков, рубрик, есть и факультативные. К последним относятся раздел "Грамматический справочник", рубрики "Узнай больше!" и "Смотрим кино!".

19 Азимов Э. Г., Щукин А. Н., Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва, ИКАР, 2009, с. 65.

20 Там же, с. 130.

21 Future Ready Learning: Reimagining the Role of Technology in Education [Электронный ресурс] / U.S. Department of Education. Washington, D.C.: Office of Educational Technology, 2016. 106 p. URL: http://tech.ed.gov/files/2015/12/ NETP16.pdf

В разделе "Грамматический справочник" представлены ссылки на некоторые сложные для армяноязычных учащихся грамматические темы (склонение существительных, прилагательных и числительных, род существительных и т.п.). В ходе первого урока, когда проводится презентация курса на платформе Москве, студентам разъясняется, в каких случаях им необходимо прибегать к материалам этого раздела, как ими пользоваться.

В рубрике "Смотрим кино!" студентам предлагается посмотреть фильм по теме урока. Чтобы вызвать интерес учащихся и мотивировать их на просмотр фильма, в этой рубрике мы представляем небольшой видеоролик: это может быть трейлер к фильму или один из наиболее ярких эпизодов.

Смотрим кино! СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ

Со

Посмотрите трейлер фильма "Социальная сеть" о создании социальной сети ФЕЙСБУК Что вам известно о рождении социальной сети ФЕЙСБУК? Кто является ее создателем? Посмотрите фильм полностью и подготовьтесь к его обсуищению на следующем уроке.

Рисунок 4. Скриншот рубрики "Смотрим кино!" в блоке "Стартап компании".

Смотрим кино! ЕШЬ, МОЛИСЬ, ЛЮБИ! ®

СБ 1 - А1 щ У

Посмотрите трейлер фильма "Ешь, молись, люби'. Как аы думаете, с какой целью героиня фильма едет в Италию? Можно ли ее назвать туристом? Если па, как называется такой туризма?

Рисунок 5. Скриншот рубрики "Смотрим кино!" в блоке "Туризм: новые тренды в развитии индустрии туризма".

В рубрике "Узнай больше!" студенты могут найти дополнительные материалы по теме урока. Так, в рамках темы "Социальное предпринимательство" студентам предлагается посмотреть ролик о том, как стать социальным предпринимателем, а также прочитать статью "Феномен Калава-на: модель общины, которую можно применить в селах Армении". На основе ролика и статьи можно провести дискуссию о перспективах развития сельских общин в Армении. Также можно предложить студентам разработать проект по развитию социального бизнеса в своей общине.

Узнай больше!

]. Посмотрите видеоролик о том, как стать социальным предпринимателем.

► :оциапьным 1

предпринимателем ■ # » 1 0Щ shag-vpered.org

2. Прочитайте статью "Феномен Кэпаванэ: модель развития о&щины, которую можно применить в селах Армении'' https://hetq.am/ru/article/78316

Рисунок 6. Скриншот рубрики "Узнай больше!" в блоке "Социальное предпринимательство ".

Раздел "Грамматический справочник", рубрики "Узнай больше!" и "Смотрим кино!" обеспечивают дифференциацию и персонификацию обучения: учитываются интересы и предпочтения студентов, уровень владения языком, наиболее типичные ошибки, допускаемые учащимися и т.д.

Геймификация

Геймификация (игровизация) учебного процесса - ключевой тренд в работе со студентами нового поколения. При конструировании электронного курса нужно "упаковать" информацию в ту форму, в которой зумеры привыкли ее воспринимать. Они выросли на клипах и компьютерных играх, и идеальной для них является среда, которая больше похожа на игру.

Игра всегда была неотъемлемым элементом процесса обучения и воспитания. Лингводидактам хорошо известны игровые технологии. Однако в настоящее время исследователи проводят разграничение между классическим использованием дидактических игр и геймификацией процесса обучения. Последняя предполагает использование тех же методов, которые применяются игровыми дизайнерами для привлечения игроков и их вознаграждения за определенные достижения.

Так, при конструировании учебного курса на платформе Moodle можно использовать элементы игрового компьютерного дизайна (баллы за выполненные задания, уровни, значки, призы и награды, сертификаты, фидбек и другие способы поощрения и мотивации). Кроме того, СДО Moodle предоставляет преподавателю возможность закрывать и открывать в соответствии с календарным планом те или иные блоки (темы), я внутри тем - те или иные рубрики.

Еще один плюс геймификации состоит в том, что при помощи игр развиваются мягкие навыки (soft skills): планирование, управление временем, быстрый поиск и обработка информации, принятие решений, коммуникация и др.

Мул ьтимеди йность

Хороший электронный курс должен включать в себя различные мультимедийные средства (текст, схемы, картинки, рисунки, постеры, инфографи-ку, звук, анимацию и т.п.), что делает его более привлекательным и, следо-

вательно, повышает уровень мотивации студентов к изучению русского языка.

Особенностью нашего электронного курса русского языка является широкое использование мультимедийного контента. "При планировании электронного курса мультимедийность для нас являлась ключевым моментом, поскольку мы осознавали, что СДО открывает для использования мультимедиа самые широкие возможности. Это и простота создания и включения мультимедийного контента в содержание электронного курса, и легкий доступ студентов к мультимедийным материалам (нет необходимости открывать новые вкладки, все находится в одном месте на платформе Moodle), и возможность корректировать мультимедийный контент в последующих версиях образовательного продукта с учетом результатов фидбека (обратной связи) от студентов и т.д.".22 Наш электронный курс включает в себя текстовый контент, графический контент (рисунки, таблицы, постеры, инфогра-фика), анимационный и видеоконтент (рубрики "Видеоматериалы", "Узнай больше!", "Смотрим кино!"). Согласно фидбеку, самым привлекательным для студентов является видеоконтент и графический контент, использование которого позволяет не только повысить уровень мотивации студентов, но также помогает им использовать язык в ситуациях, максимально приближенных к реальной действительности.

Коммуникация

Коммуникация для студентов поколения Z - одно из важнейших условий эффективной организации учебного процесса. Студенты-зумеры отличаются от представителей предыдущий поколений в первую очередь тем, что отдают предпочтение онлайн-коммуникации. Если представители поколения Y "выросли" на электронной почте и используют ее как доминантный способ коммуникации (особенно в профессиональной сфере), то зумеры отдают предпочтение социальным сетям (Facebook, Instagram, Telegram и др.) и различным мессенджерам (Messenger, WhatsApp, Viber и др.).

СДО Moodle позволяет пользователям с различными ролями пользоваться "своим" инструментом коммуникации - "чатом". В Moodle можно отправлять и получать сообщения так же, как и в популярных соцсетях. Функции "чат" и "форум" чрезвычайно удобны, если учащиеся регулярно пользуются Moodle, поскольку нет необходимости переключаться на сторонние сервисы.

Фидбек

Еще одно преимущество СДО Moodle - обеспечение постоянного фидбека. Обратная связь с преподавателем/разработчиком курса может осуществляться в ручном режиме (например, при выполнении конкретных заданий, когда преподаватель дает фидбек в ходе проверки задания) и автоматическом (например, при решении тестов, которые можно настроить таким

22 Саркисян Р.Р., Использование мультимедийного контента на уроке русского языка в экономическом вузе: возможности системы дистанционного обучения МоосЛе // Восток - Запад: теоретические и прикладные аспекты преподавания европейских и восточных языков: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 04 марта 2021 г.). - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2021, с. 544-545.

образом, чтобы учащиеся после каждого вопроса и/или всего теста/квиза получали фидбек в виде поощрения, рекомендаций, советов, отсылки к обучающим материалам и пр.). Конструктивный и мотивирующий фидбек чрезвычайно важен в учебном процессе. Ведь именно благодаря фидбеку можно добиться желаемых образовательных результатов и увидеть реальный прогресс учащихся.

Интеграция с другими сервисами

Легкая интеграция (easy integration) - одна из ключевых черт СДО Moodle. Так как Moodle является открытой веб-платформой, каждый может разработать интеграцию с любимым сервисом. На данный момент доступно более 30 интеграций. Наиболее популярные из них - вебинары (Zoom, Webex, BigBlueButton и др.), аналитика (Google Analytics и др.), платежные системы (PayPal и др.), проверка на плагиат (Strikeplagiarism.com, Антиплагиат.ру и др.) и т.д. Минус - некоторые сервисы приобретаются за плату у сторонних разработчиков.

С марта 2020 г. в АГЭУ для организации синхронных онлайн-уроков используется платформа Zoom. Для привязки Zoom к Moodle необходимо выполнить ряд простых действий, после чего студенты могут войти в Zoom, кликнув на соответствующую ссылку в СДО Moodle.

Заключение: Резюмируя все вышесказанное, можно утверждать, что у СДО Moodle есть все шансы, чтобы стать любимой виртуальной учебной средой студентов-зумеров. Благодаря своим ключевым особенностям и возможностям конструирования электронных курсов (доступность, гибкость, мобильность, коммуникация, мультимедийность, структуризация, дифференциация учебного контента и персонификация обучения, легкая интеграция с другими сервисами и т.д.) Moodle приобретает все большую популярность как ведущая система дистанционного обучения в высших учебных заведениях многих стран мира, в том числе и в РА.

Поколение Z отличается от предыдущих технической и информационной грамотностью, и чтобы быть с ними на одной волне, современному преподавателю необходимо не только знать особенности представителей данного поколения, понимать их систему ценностей, взглядов (принимать или не принимать - дело каждого отдельного человека), но также постоянно развивать свою ИКТ-компетенцию, которая сегодня немыслима без знаний и навыков работы в СДО.

Исходя из особенностей СДО Moodle, которые импонируют студентам-зумерам, и учитывая наш собственный опыт работы в СДО, попробуем дать некоторые рекомендации разработчикам электронных курсов в Moodle.

• Презентуйте свой электронный курс, разъясняйте студентам, как необходимо пользоваться им, показывайте преимущества и сильные стороны СДО и разработанного вами курса.

• Структурируйте курс с опорой на технологию микрообучения, т.е. делите его на разделы, блоки и микроблоки, рубрики и пр., используйте тематическую или календарную структуризацию в зависимости от конкретных целей и задач обучения, контингента учащихся, формата обучения, материалов и пр.

• Используйте мультимедийность в курсе, т.е. включайте разнообразный учебный контент (текстовый, графический, видеоконтент, анимационный контент, аудиоконтент и т.д.).

• Используйте дифференциацию учебного контента и персонификацию обучения, т.е. разрабатывайте и предлагайте в рамках курса разнотипные задания, предусмотренные для студентов с разным уровнем знания языка, с различными интересами и потребностями, а также с разными стилями обучения (вербальный, визуальный и пр.).

• Интегрируйте в СДО другие сервисы (например, платформы проведения видеоконференций, системы обнаружения плагиата и др.), используйте не только встроенные в Moodle ресурсы, но и сторонние.

• Используйте как можно больше инструментов СДО Moodle, не ограничивайтесь загрузкой на платформу обычных текстовых файлов в формате Word или PDF, которые копируют бумажный учебник или учебное пособие. Электронный курс должен предоставлять учащимся намного больше возможностей, чем печатные дидактические материалы. Интегрируйте в курс Интернет-ресурсы, ссылки на интересные статьи, видеоролики и фильмы, создавайте задания творческого характера, предусматривающие возможность комментирования и выставления оценок (по заранее разработанным критериям) как со стороны студентов, так и преподавателя.

• Создавайте квизы (тесты, викторины) в СДО Moodle (обучающие, проверочные и пр.) с использованием разнотипных тестовых заданий, не ограничивайтесь только множественным или альтернативным выбором (верно/неверно), ведь инструментарий Moodle позволяет создавать тестовые вопросы 15 видов.23

• Используйте инструменты коммуникации, получения и предоставления фидбека (чат, форумы, анкеты, опросы и т.д.), встроенные в СДО Moodle.

• Используйте элементы геймификации (открывайте и закрывайте определенные элементы курса, вознаграждайте учащихся значками и сертификатами, разработайте историю (сторис) с персонажами, сюжетом и пр.).

Литература

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н., Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.

2. Арутюнян Л.А., Саркисян Р.Р., Конструирование тестов на платформе MOODLE и их использование на уроке иностранного языка в АГЭУ (на примере уроков английского и русского языков) // Вестник АГЭУ, № 2, 2021.

23 Арутюнян Л.А., Саркисян Р.Р., Конструирование тестов на платформе MOODLE и их использование на уроке иностранного языка в АГЭУ (на примере уроков английского и русского языков) // Вестник АГЭУ, № 2, 2021. С. 183-200.

3. Moodle-учебник для начинающих [Электронный ресурс] URL: https://rumoodler.com (дата обращения: 07.11.2021 г.).

4. Радаев М., Миллениалы: Как меняется российское общество. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.

5. Саркисян Р.Р., Использование мультимедийного контента на уроке русского языка в экономическом вузе: возможности системы дистанционного обучения Moodle // Восток - Запад: теоретические и прикладные аспекты преподавания европейских и восточных языков: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 04 марта 2021 г.). Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Саркисян Р.Р., Мкртчян А.Е., Русский язык для студентов экономического профиля (Учебное пособие) / Р.Р. Саркисян, А.Е. Мкртчян, под общей редакцией Р.Р. Саркисян. Ер.: Тнтесагет, 2021.

7. Шамис Е., Антипов А., Теория поколений [Электронный ресурс] URL: https://psycho.ru/library/2581 (дата обращения: 07.11.2021 г.).

8. Шамис Е., Никонов Е., Теория поколений. Необыкновенный Икс. Издательский дом университета "Синергия", 2017.

9. Шамис Е., Никонов Е., Стратегия Беби-бумеров (теория поколений). Издательский дом университета "Синергия", 2018.

10. Шамис Е., Никонов Е., В семье не без Миллениума. Что делать поколению (1985-2002 г.р.), которое меняет мир. Издательский дом университета "Синергия", 2019.

11. Future Ready Learning: Reimagining the Role of Technology in Education [Электронный ресурс] / U.S. Department of Education. Washington, D.C.: Office of Educational Technology, 2016.

URL: http://tech.ed.gov/files/2015/12/ NETP16.pdf (дата обращения: 07.11.2021 г.).

12. Giancola F. The Generation Gap: More Myth than Reality // Human Resource Planning 29 (4), 2006.

13. Parshall G. History's Cycle Ride // U.S. News & World Report, 1991.

14. Strauss W., Howe N. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. Morrow, 1991.

15. Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: An American Prophecy -What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny, Crown, 1997.

16. https://rugenerations.su/

17. https://moodle.com

18. https://www.opentechnology.ru/products/moodle (дата обращения: 06.12.2021 г.)

19. https://stats.moodle.org/

20. https://moodle.asue.am

21. https://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/Теория_поколений (дата обращения: 06.12.2021 г.)

^RhaULLU UUP^U3UL

[bqnLbbpft unJpftnbft ingbbyi, ifuihLiuiLluipd~uiLiuih qftyinLpjnLbbbpft p-bL/hutóm

«Wmqi» hbnwtfwp mumgdwb hwppwtyp np^bu frqbw-¿wtywb lífrpwtfwjp Z ubpbq.fr muwbnqbbpfr hwdwp muwbnqbbpfr hwdwp nmuwg ¿bq^fr tlb^spn-

bwjfrb qwupbp-wgfr opfrbw^n^).- UnLjh hn^lw&Q h[hpl.w& t Z ubph^h nLuwhn^hbph hbm W2^wrnb[hu «UnL^L» (Moodle) hbnw[wp nLunLgJwh hwppw^h ^hpwnJwhQ: <b^hhw^Q [wp-t wnwg fW2nLJ wjh Jwuhh, np W2^wmb|hu «UnL^L» hwppw^h hT-bwLw^wh ^hpsnLWL Jh2w[wjp t Z ubph^h nLuw-hnqhbph nLumJhwnnLpjwh ^wqJw^bp^Jwh hwJwp: <wppw-^q ^wpn^ t oq.mwq.np&[bL hh^bu hbnw[wp, wjh^bu tL Nw-UQ (hhpph^wjhh) nLunLgJwh QhpwgpmJ: <brnwqnrnnLpjnLhQ Jhm[w& t wnwgwp^lwó [wp^w&h hwumwmJwhQ: <b^hhw-^q hbp^wjwghmJ t ubpmh^hbph mbumpjnLhQ, Z ubph^h wnwhÓhwhwrn^nLpjnLhhbpQ, nph hbp^wjwgmgh^hbph bh wju-op[w muwhn^hbpQ: ^npó t wp[b gnLjg mwLnL, pb w2^wrnb-Lhu «UnL^L» hbnw[wp nLunLgJwh hwppw^h np q&bph bh qpw-i[nLJ nLuwhn^hbphh, tLb^spnhwjhh ^.wuQhpwghbp J2w^n^-hbpQ hh^^bu ^bmf t ^wnmgbh ^.pwhf hw2[h wnhbLnl Z ubph^h hbp^wjwgnLgh^hbph phnpn2 q&bph nL h2jwL hwppw^h wnwhÓhwhwrn^nLpjnLhhbpQ (<^S< nLuwhn^hbph hwJwp hb-qhhw^h ^n^Jhg J2w^[w6 nnLubpbhh tlb^spnhwjhh ^wuQh-pwgh ophhw^n[):

C^wpwnbp. <^S<, «UnLij[» (Moodle) hbnwlujp nLunLgJwb huj-ifuiLiuipq, ubpnLb^bbp^ ipbunLpjnLb, Z ubpnLbq., nnLubpbbft k[bLiyipn-buijftb i}uiupbp-uig, nnLubpbbp ipbyibuuiqbyibbpft huiiJuip: JEL: D83, I23

DOI: 10.52174/1829-0280_2022.1-177 RUZANNA SARGSYAN

Associate Professor of the Chair of Languages of ASUE, PhD in Pedagogy

Moodle LMS as an Ideal Setting for Teaching Generation Z Students (Based on the Example of the E-course of Russian Developed for the Students of ASUE).-

The present paper touches upon applying Moodle Learning Management System (LMS) while working with Generation Z students. The author of the paper puts forward the hypothesis that Moodle LMS is an ideal virtual setting for teaching Gen Z students. Moodle can be used in distance and blended (hybrid) learning. The given study is aimed at confirming the hypothesis. The author presents the Generation Theory, key features of Gen Z whose representatives are today's students. An attempt has

been made to demonstrate which features of Moodle LMS are close to Gen Z learners and how developers should design e-courses based on the characteristics of Gen Z and key features of Moodle platform (based on the example of the e-course of Russian created for ASUE students).

Keywords: ASUE, Moodle Learning Management System (LMS), Theory of Generations (Generation Theory), Generation Z (Gen Z), e-course of Russian, Russian for Economists. JEL: D83, I23

DOI: 10.52174/1829-0280_2022.1-177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.