Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №3/2021
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ
FEATURES OF THE ORGANIZATION OF TRAINING USING ELECTRONIC
COURSES
Стручков Петр Гаврильевич - магистрант группы М-КЭО-19 кафедры «Информатика и вычислительная техника» Педагогического института СевероВосточного федерального университета им М.К. Аммосова. Яковлев Валерий Александрович - Старший преподаватель кафедры "Техносферная безопасность" Горного института Северо-Восточного федерального университета им М.К. Аммосова.
8^иеИкоу Р.С. petr.struchkov.95@mail.ru Уакоу1еу У.Л. febra.t@yandex.ru
Аннотация
Настоящая статья рассматривает использование электронных курсов на платформе СДО Moodle. Электронный курс на платформе СДО Moodle учитывает все виды технологий обучения (задание, форум, семинар, тест, занятие, чат, опросы и глоссарий), включая электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
Данная статья помогает правильно использовать электронные курс на СДО Moodle при обучении в образовательных учреждениях.
Annotation
This article examines the use of e-courses on the Moodle SDO platform. The e-course on the Moodle SDO platform takes into account all types of learning technologies (task, forum, seminar, test, lesson, chat, surveys and glossary), including electronic educational resources (EER).
This article helps you to correctly use the electronic course on the Moodle SDO when studying in educational institutions.
Ключевые слова: дистанционная форма обучения, электронные образовательные ресурсы, задание, форум, семинар, тест, занятие, чат, опросы, глоссарий.
Key words: distance learning, electronic educational resources, task, forum, seminar, test, lesson, chat, surveys, glossary.
Введение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Исходя из вышеуказанных факторов можно заключить, что дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.
В последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание в педагогической литературе. В характеристике использованных первоисточников отмечается научный подход (употребление терминологии, ее раскрытие, выведение и обоснование основных положений, лаконичность и логичность изложения); однако, наблюдается некоторое расхождение авторов изданий разных лет по тем или иным вопросам.
Объектно-ориентированная динамическая среда обучения представляет собой автоматизированную, компьютеризированную и Интернет-систему управления обучением. Первая версия Moodle 1.0 была разработана Мартином Дюгимасом, профессором университета Перта, Австралия, и запущена в августе 2002 года. Хотя система Moodle изначально была ориентирована на университетское образование, позже она была успешно использована для организации довузовских учебных заведений. На сегодняшний день 81 284 установки платформы Moodle зарегистрированы в 233 странах и переведены на 103 языка. Около 2 миллионов учителей по всему миру используют Moodle для обучения более 69 миллионов студентов. Сегодня в этой системе обучается около 7,3 млн студентов. Курсы с использованием почти 67 миллионов электронных ресурсов. Как и любая другая система управления обучением (LMS), это веб-приложение, расположенное на сервере и доступное через браузер. Сервер обычно расположен в здании университета или факультета, но он может быть расположен в любом другом месте.
В своей основе LMS позволяет преподавателю создавать и управлять доступом к веб-сайту курса, чтобы его могли просматривать только студенты, зарегистрировавшиеся на курс. Помимо контроля доступа, LMS предоставляет широкий спектр инструментов, которые сделают учебный курс более эффективным. Эти функции кратко описаны ниже.
Загрузка материалов. У большинства людей есть средства, чтобы просто опубликовать материалы курса. Вместо использования редактора HTML и загрузки файлов на сервер через FTP, LMS просто использует веб-форму для хранения материала на сервере. По своему усмотрению учитель загружает свои
планы курсов, лекции и дополнительные задания по чтению на сервер, чтобы
учащиеся могли использовать их в любое удобное время [1].
Онлайн тесты. Возможность размещать онлайн-тесты в материалах учебного
курса позволяет получить оценку сразу после ответа на вопросы. Таким
образом, они являются эффективным инструментом для преподавателей и
учащихся, позволяющим быстро проверять текущий уровень квалификации
материала.
Сбор и проверка заданий.
Этот пакет свободного программного обеспечения отвечает требованиям большинства пользователей к системам электронного обучения с точки зрения функциональности, простоты разработки и удобства использования. В СДО Moodle перед преподавателями стоит одна важная задача - разработать и завершить свои курсы. Используя Moodle, преподаватель может создавать курсы, заполняя их контентом в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, тестов и т. д. Основываясь на результатах двух заданий, инструктор может давать оценки и комментировать ответы. Таким образом, Moodle является как центром для создания учебного материала, так и центром для обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками обучения.
С помощью системы управления обучением Moodle можно:
• многовариантность представлении информации;
• интерактивное обучение: создание постоянной справочной системы;
• повторное повторение изучаемого материала;
• автоматический контроль результатов учебной деятельности;
• создание и хранение портфолио обучающихся;
• регулярный контроль работы обучающихся, принимая во внимание статистику посещений, время и содержание работы в системе;
• широкие возможности для коммуникации;
• анализ обучающихся на основе результатов анкет и опросов.
Система дистанционного обучения Moodle позволяет организовывать независимую работу на новом уровне: изучение лекций, получение и выполнение задач, посылая работы курса учителю, общаясь по электронной почте, на форумах, и многое другое.
Коммуникационные возможности системы Moodle позволяют студентам связываться с учителем своевременно во время учебного процесса, задавать вопрос и получать необходимый совет. Есть несколько способов сделать это:
• написать на форуме курса;
• использовать функцию «Обмен сообщениями»;
• посылают электронное письмо.
Школьники могут быть в постоянном контакте не только с учителем, но также и с другими участниками курса.
Таким образом, Moodle представляет набор курсов. Наиболее распространенные элементы курса:
• Задание - учителя устанавливает обучающимся задачу, которая требует, чтобы они подготовили ответ в электронной форме (в любом формате) и загрузили ее на специально обозначенный элемент курса. После рассмотрения задания учитель выставляет оценку.
• Форум - элемент курса, где проводятся обсуждения. Форумы имеют различную структуру и позволяют оценивать три сообщения. Сообщения форума могут быть рассмотрены в четырех различных форматах и содержать приложения. Подписываясь на форум, участник получит копии всех новых сообщений на их адрес электронной почты. Учитель может подписаться на всех на форуме при необходимости.
• Семинар - деятельность, где все не только делают собственную работу, но также и оценивают результаты работы других людей. Суммарный рейтинг принимает во внимание не только качество их работы, но также и их действий как рецензентов.
• Тест этот элемент курса, позволяет учителю создать серию вопросов по пройденной теме. Вопросы могут быть: альтернативные
ответы, с выбором истинных/ложных, принимая короткий ответ и другие типы. Все вопросы сохранены в базе данных и могут быть возвращены позже. Обучающимся можно разрешить несколько раз проходить тест, и каждая попытка оценивается автоматически. Тесты могут показать правильные ответы или просто счет.
• Занятие - в этом элементе курса, теоретический материал разделен на несколько частей. Прежде чем начать изучать следующий раздел, необходимо ответить правильно на вопросы. Учебный материал может быть выпущен в частях, в конце каждой части, задаются вопросы и, в зависимости от ответов, ведут учебный процесс в конкретной ветви исследования материала.
• Чат - позволяет использовать Интернет в режиме реального времени. Коммуникация чата включает одновременное присутствие учителей и обучающихся на курсе. Это удобный способ получить информацию о том, как материал усваивается.
• Опросы - простой элемент курса, который позволяющий задавать вопрос с выбором одного из нескольких возможных ответов. Полезен в качестве быстрого опроса для стимулирования мышления, чтобы позволить аудитории проголосовать по какому-либо вопросу, или найти общее мнение в процессе исследования проблемы.
• Глоссарий - словарь терминов и понятий используемых в курсе. Конечно, использование СДО Moodle поможет решить проблему назначения работ обучающимся, которые географически далеки от учебного заведения, а также постоянно контролировать их работу. Система позволяет проводить и аудиторные занятия, призвана повысить интерес школьников к изучаемым дисциплинам.
Литература
1. Андреев В. И. Ресурсный подход к активизации инновационной деятельности и саморазвитию личности в условиях высшего
педагогического образования / В.И.Андреев. - Текст : неподсредтвенный // Образование и саморазвитие. 2011. № 1 (23). С. 3-7.
2. Беляков В. С. Распределенный университет как форма расширения доступа к современному высшему образованию / В.С.Беляков. - Текст : неподсредтвенный // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 5-6 (33). С. 173-178.
3. Бороненко Т. А., Федотова В. С. Направления подготовки будущих педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий в профессиональной деятельности (праксиологический аспект деятельностного подхода / Т.А.Бороненко, В.С.Федотова. - Текст : неподсредтвенный// Образование и наука. 2015. № 3 (122). С. 87-105.
4. Добрица, В. П., Локтионова Н. Н. Компьютер и урок // Информационные технологии в образовании. Режим доступа: http://ito.edu.ru/2008/Kursk////-0-8. html.
5. Дьяченко А.В, Мяэотс В.В, Попов А.Э. Принципы построение систем непрерывного образования на основе Интернет-технологий // Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в науке и образовании». Железноводск, 2009.
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393) [Электронный ресурс]. URL: http://sinncom.ru/content/ reforma/index1.htm
7. Лапчик М.П. Куда и как идет дистанционное образование в России / Лапчик М.П. - Текст : электронный // Международная научно-практическая конференция «Информатизация образования: теория и практика» (Омск, 21-22 ноября 2014 г.). - Омск : ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», 2014. - С. 15-26. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23311445 (дата обращения: 30.06.2020).
8. Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. и др. Педагогические технологии дистанционного обучения. Москва: Академия, 2006. 400 с.
Literature
1. Andreev V. I. Resource approach to the activation of innovative activity and self-development of the individual in the conditions of higher pedagogical education / V. I. Andreev. - Text : nedsredtvenny / / Education and self-development. 2011. No. 1 (23). pp. 3-7.
2. Belyakov V. S. Distributed university as a form of expanding access to modern higher education /V. S. Belyakov. - Text : nedsredtvenny / / University management: practice and analysis. 2004. No. 5-6 (33). pp. 173-178.
3. Boronenko T. A., Fedotova V. S. Directions of preparation of future teachers for the use of distance educational technologies in professional activity (praxiological aspect of the activity approach / T. A. Boronenko, V. S. Fedotova. - Text : nedsredtvenny/ / Education and Science. 2015. No. 3 (122). pp. 87-105.
4. Dobritsa, V. P., Loktionova N. N. Computer and lesson / / Information Technologies in education. Access mode: http://ito.edu.ru/2008/Kursk////-0-8. html.
5. Dyachenko A. V., Miaots V. V., Popov A. E. Principles of building systems of continuous education on the basis of Internet technologies / / Materials of the International Scientific and practical conference "Information Technologies in Science and Education". Zheleznovodsk, 2009.
6. The concept of modernization of Russian education for the period up to 2010 (Appendix to the order of the Ministry of Education of Russia of 11.02.2002 No. 393) [Electronic resource]. URL: http://sinncom.ru/content/ reforma/index1.htm
7. Lapchik M. P. Where and how distance education goes in Russia / Lapchik M. P.-Text: electronic // International scientific-practical conference "Informatization of education: theory and practice" (Omsk, November 21-22, 2014). - Omsk : FSBEI HPE "Omsk state pedagogical University", 2014. - P. 15-26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23311445 (date accessed: 30.06.2020).
8. Polat E. S., Moiseeva M. V., Petrov A. E. etc. Pedagogical technologies of distance learning. Moscow: Akademiya, 2006. 400 p.