Научная статья на тему 'Расширенные возможности преподавания иностранного языка в вузе с использованием систем дистанционного обучения (на примере курсов сетевого сопровождения аудиторных занятий по немецкому языку)'

Расширенные возможности преподавания иностранного языка в вузе с использованием систем дистанционного обучения (на примере курсов сетевого сопровождения аудиторных занятий по немецкому языку) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
755
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / MOODLE / BLACKBOARD / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / BLENDED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пузейкина Лариса Николаевна, Бояркина Альбина Витальевна

В статье предлагается обзор различных ресурсов для работы преподавателя и студента в электронной среде с учетом новых образовательных стандартов в вузах, при которых особое внимание обращается в последние годы на обеспечение образовательных программ возможностями дистанционного или смешанного (blended learning) обучения, что говорит об актуальности данного исследования. Авторы стремились представить различные возможности использования систем дистанционного обучения в высшем учебном заведении. При этом решались задачи по анализу терминологического разнообразия в рамках заявленной проблематики, выделению наиболее существенных аспектов и частотных проблем, связанных с работой в той или иной системе дистанционного обучения (СДО), и поиску их возможных решений. Авторы дают определение понятия электронного образовательного ресурса и приводят классификацию различных видов данных ресурсов. Необходимость точного определения СДО представляется насущной в связи с тем, что зачастую в отечественной литературе не проводится четкого разграничения между отдельными видами электронных изданий. В статье также сравниваются различные возможности и формы дистанционного обучения в высшем учебном заведении подробно рассматриваются образовательные ресурсы на наиболее перспективных, с точки зрения авторов, платформах, анализируются современные технологии электронного обучения, их сильные и слабые стороны (на примере курсов СПбГУ). Авторы останавливаются также на более подробном описании различных видов систем дистанционного обучения и делают свой выбор в пользу платформы свободного доступа Moodle, позволяющей обеспечить полный цикл дистанционного образования. В качестве примера приводятся несколько авторских курсов по различным аспектам преподавания иностранного языка, созданных на данной платформе. Представленное исследование, ориентированное на практику, демонстрирует результаты использования СДО при обучении иностранному языку и делает наглядным вывод о необходимости и пользе введения работы с различными электронными платформами в практику текущего преподавания иностранного языка в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пузейкина Лариса Николаевна, Бояркина Альбина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advanced Methods of Teaching Foreign Languages in Universities with the Use Of Distance Educational Systems: the Case of Cloud Courses Supplemeting Regular German Language Classes

The article offers an overview of the various resources for the teacher’s and student’s work within the electronic environment, with account of the new educational standards in higher education institutions, where special attention in the recent years has been paid to the provision of educational programs available for distance or blended learning, which indicates the relevance of this study. The authors set a goal to present various possibilities of using distance learning systems in a higher educational institution. Herewith, the tasks of analyzing the terminological diversity within the framework of the declared problem were solved, highlighting the most significant aspects and frequency problems associated with working in a particular distance learning system (DLS), and searching for their possible solutions. The authors give a definition of an electronic educational resource and classify various types of these resources. The need for an accurate definition seems to be needful because quite often in domestic literature there is no clear distinction between different types of electronic publications. The article also compares various possibilities and forms of distance learning in a higher education institution the educational resources on the two most advantageous, from the authors’ point of view, platforms are explicitly examined, modern e-learning technologies, their strengths and weaknesses are analyzed (through example of SPbSU’s courses). The authors also pay a lot of attention to the description of various types of distance learning systems and make their choice in favor of the free access platform Moodle, which allows creating a complete cycle of distance education. Several author’s courses on various aspects of teaching a foreign language created on the basis of this platform, are provided as an example. This application-oriented study demonstrates the results of using the DLS in teaching foreign languages and makes a conclusion about necessity and usefulness of implementing usage of various electronic platforms into the practice of the current teaching of foreign languages in higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Расширенные возможности преподавания иностранного языка в вузе с использованием систем дистанционного обучения (на примере курсов сетевого сопровождения аудиторных занятий по немецкому языку)»

УДК 378.018.43:004.9

Л. Н. Пузейкина, А. В. Бояркина

Расширенные возможности преподавания иностранного языка в вузе с использованием систем дистанционного обучения (на примере курсов сетевого сопровождения аудиторных занятий по немецкому языку)

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. В статье предлагается обзор различных ресурсов для работы преподавателя и студента в электронной среде с учетом новых образовательных стандартов в вузах, при которых особое внимание обращается в последние годы на обеспечение образовательных программ возможностями дистанционного или смешанного (blended learning) обучения, что говорит об актуальности данного исследования. Авторы стремились представить различные возможности использования систем дистанционного обучения в высшем учебном заведении. При этом решались задачи по анализу терминологического разнообразия в рамках заявленной проблематики, выделению наиболее существенных аспектов и частотных проблем, связанных с работой в той или иной системе дистанционного обучения (СДО), и поиску их возможных решений. Авторы дают определение понятия электронного образовательного ресурса и приводят классификацию различных видов данных ресурсов. Необходимость точного определения СДО представляется насущной в связи с тем, что зачастую в отечественной литературе не проводится четкого разграничения между отдельными видами электронных изданий. В статье также сравниваются различные возможности и формы дистанционного обучения в высшем учебном заведении - подробно рассматриваются образовательные ресурсы на наиболее перспективных, с точки зрения авторов, платформах, анализируются современные технологии электронного обучения, их сильные и слабые стороны (на примере курсов СПбГУ). Авторы останавливаются также на более подробном описании различных видов систем дистанционного обучения и делают свой выбор в пользу платформы свободного доступа Moodle, позволяющей обеспечить полный цикл дистанционного образования. В качестве примера приводятся несколько авторских курсов по различным аспектам преподавания иностранного языка, созданных на данной платформе. Представленное исследование, ориентированное на практику, демонстрирует результаты использования СДО при обучении иностранному языку и делает наглядным вывод о необходимости и пользе введения работы с различными электронными платформами в практику текущего преподавания иностранного языка в вузах.

Ключевые слова: стандартизация образования, дистанционного обучение, смешанное обучение, электронные образовательные ресурсы, системы дистанционного обучения, Moodle, Blackboard, дистанционное образование, преподавание иностранного языка, blended learning.

ПУЗЕЙКИНА Лариса Николаевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкой филологии, Санкт-Петербургский государственный университет (Россия).

E-mail: [email protected]

PUSEIKINA Larisa Nikolaeva - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of German Philology, Saint-Petersburg State University.

БОЯРКИНА Альбина Витальевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкой филологии Санкт-Петербургский государственный университет (Россия).

E-mail: [email protected]

BOIARKINA Albina Vital'evna - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of German Philology, Saint-Petersburg State University.

L. N. Puzeikina, A. V. Boiarkina

Advanced Methods of Teaching Foreign Languages in Universities with the Use Of Distance Educational Systems: the Case of Cloud Courses Supplemeting Regular German Language Classes

Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russia

Abstract. The article offers an overview of the various resources for the teacher's and student's work within the electronic environment, with account of the new educational standards in higher education institutions, where special attention in the recent years has been paid to the provision of educational programs available for distance or blended learning, which indicates the relevance of this study. The authors set a goal to present various possibilities of using distance learning systems in a higher educational institution. Herewith, the tasks of analyzing the terminological diversity within the framework of the declared problem were solved, highlighting the most significant aspects and frequency problems associated with working in a particular distance learning system (DLS), and searching for their possible solutions. The authors give a definition of an electronic educational resource and classify various types of these resources. The need for an accurate definition seems to be needful because quite often in domestic literature there is no clear distinction between different types of electronic publications. The article also compares various possibilities and forms of distance learning in a higher education institution - the educational resources on the two most advantageous, from the authors' point of view, platforms are explicitly examined, modern e-learning technologies, their strengths and weaknesses are analyzed (through example of SPbSU's courses). The authors also pay a lot of attention to the description of various types of distance learning systems and make their choice in favor of the free access platform Moodle, which allows creating a complete cycle of distance education. Several author's courses on various aspects of teaching a foreign language created on the basis of this platform, are provided as an example. This application-oriented study demonstrates the results of using the DLS in teaching foreign languages and makes a conclusion about necessity and usefulness of implementing usage of various electronic platforms into the practice of the current teaching of foreign languages in higher education institutions.

Keywords: education standardization, distance learning, e-learning, blended learning, electronic platforms, distance learning systems, Moodle, Blackboard, distance education, teaching of foreign languages.

Введение

Необходимость применения систем дистанционного обучения (СДО) в вузах связана с постепенным неуклонным изменением образовательных стандартов, подразумевающих обязательное использование электронных ресурсов как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе студентов. На сегодняшний день наиболее полную информацию в отношении стандартизации системы высшего образования можно получить на портале Координационного совета учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, портале Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [1]. На данном ресурсе приводится вся информация, которая может быть полезна преподавателю высшего учебного заведения при подготовке новых курсов, опирающихся на сетевое сопровождение аудиторных занятий, или при обеспечении уже имеющихся курсов необходимыми материалами с использованием СДО. Особое внимание обращается при этом в последние годы на обеспечение образовательных программ возможностями дистанционного или смешанного (blended learning) обучения. Преимущества такого вида обучения трудно переоценить. Во-первых, оно дает возможность обучаться дистанционно тем категориям граждан, которые ранее по тем или иным причинам не могли посещать аудиторные занятия (например, по состоянию здоро-

вья или из-за невозможности совмещения учебы с трудовой деятельностью и т.д.). Во-вторых, сетевое обучение позволяет обеспечивать занятость студентов и контроль их работы во время часов, выделяемых в современных программах на самостоятельную внеаудиторную работу. В третьих, создание электронного курса позволяет накапливать и сохранять всю необходимую для обучения информацию, дорабатывать и постоянно актуализировать курс, обновлять курс в связи с требованиями времени, адаптировать курс к различным группам.

Введение данного типа обучения применяется с целью:

• «повышения качества образования, расширения доступа обучающихся к современным образовательных технологиям и средствам обучения,

• предоставления обучающимся возможности выбора различных профилей подготовки и специализаций,

• углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей,

• более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов» [2].

Электронный образовательный ресурс, определение понятия и классификация

Системы дистанционного обучения являются электронными образовательными ресурсами. Под электронным образовательным ресурсом (ЭОР) мы понимаем согласно определению, принятому в ГОСТ 52653-2006, любой образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме. При этом для использования данного образовательного ресурса необходимы те или иные средства вычислительной техники. Структура, содержание и методика подачи материала может быть в ЭОР совершенно различной в связи с тем, что это зависит, во-первых, от функционального назначения ЭОР, во-вторых - от специфики его применения в конкретных информационно-образовательных системах (ИОС). Но при этом необходимо отметить, что большинство ЭОР отличают общие принципы подачи материала и наличие базовых технологических решений, вне зависимости от выбранной ИОС.

Содержание и наполненность электронного образовательного ресурса, или его контент, может быть названо электронным изданием (ЭИ, согласно ГОСТу 7.60-2003) только в том случае, если оно прошло редакционно-издательскую обработку, имеет выходные данные и предназначается для распространения в электронном виде.

В целом можно выделить следующие типы электронных изданий, определенных ГОСТами:

• учебник - издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующих учебной программе;

• учебное пособие - издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник;

• учебно-методическое пособие - издание, содержащее материалы по методике преподавания и изучения учебной дисциплины, ее раздела или части;

• учебное наглядное пособие - издание, содержащее, как правило, изобразительные материалы в помощь изучению и преподаванию;

• самоучитель - издания для самостоятельного изучения учебного материала без помощи руководителя;

• практикум - издания, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

Необходимость учитывать данные определения представляется достаточно насущной в связи с тем, что зачастую в отечественных ЭИ не проводится четкой грани между отдельными видами электронных изданий. Так, например, издания, являющиеся по своему контенту учебными пособиями, называются учебно-методическими, наглядными пособиями или даже учебниками, хотя они и не отвечают вполне требованиям, предъявляемым к изданиям такого рода.

Из всего многообразия ЭИ ГОСТами определено официально только два типа:

• компьютерные обучающие программы;

• автоматизированные учебные курсы (в том числе на платформах систем дистанционного обучения).

Именно о последних пойдет речь далее.

Системы дистанционного обучения: виды и классификации

Cистемы дистанционного обучения (ОДО) могут быть подразделены на несколько подтипов. Так, компания Redcenter предложила следующую базовую классификацию:

• средства создания электронных курсов (Authoring Tools);

• средства управления учебными курсами (Learning Object Repositories или Content Management Systems);

• средства управления процессом обучения (Learning Management Systems);

• средства управления обучением и учебным контентом (Learning Content Management System).

Рис. 1. Графическое изображение типов ОДО [3]

Несмотря на то, что данная классификация может вызывать критику в связи с тем, что в ней не отражаются многие признаки, характеризующие обучающие системы, она представляется авторам наиболее цельной и емкой с точки зрения базовых типов CДО. Конечно, современное интенсивное развитие в данной сфере приводит к созданию все новых видов обучающих систем, часто включающих в себя такие возможности электронного обучения, которые могут относиться к разным типам CДО. В связи с этим многие авторы предлагают значительно более дробные классификации, отражающие, например, различные модели дистанционного обучения [4]. При этом в один ряд ставятся следующие термины: ОДО как обучающая платформа, размещенная в электронной среде, и ОДО как набор средств (программ, платформ, правовое регулирование и т.д.), дающий возможность получать образование вне рамок аудиторного обучения [5]. Например, составители программы по дистанционному обучению Московского института радиотехники, электроники и автоматики также понимают под системами дистанционного обучения, судя по предлагаемой ими классификации, дистанционное обучение в целом и приводят различные средства, используемые при обучении дистанционно. В результате такого подхода к системам дистанционного обучения относятся видеолекции, телепередачи, электронные учебники, являющиеся частью системы дистанционного обучения, относящейся к разделу обучающих материалов, и т.д. [6].

В данной работе под системой дистанционного обучения (ОДО), называемой в отечественной литературе часто также системой управления обучением (CMD, от англ. Learning Management System, LMS), понимается основанная на программном обеспечении платформа, которая облегчает создание, наполнение, управление и контроль программ электронного обучения организации, в нашем случае - программ вуза для изучения иностранного языка (немецкого).

Выбор системы дистанционного обучения или образовательной платформы

В сфере образования большим успехом пользуются ОДО, которые позволяют дополнять традиционные возможности системы образования, реализуемые в процессе аудиторных за-

нятий, и создают пользователям условия, позволяющие подходить к наполнению ресурса и к выполнению заданий творчески. Подобные обучающие платформы могут быть как платными, так и бесплатными. Несмотря на наличие большого выбора бесплатных систем обучения (MOODLE, LAMS, Sakai, ATutor, Claroline, Dokeos, OLAT, OpenACS, ILIAS и др.) [7], в российском образовательном секторе бесспорно лидирующие позиции занимает платформа Moodle, позволяющая обеспечить полный цикл дистанционного образования.

Появившаяся в 2002 г. первая версия Moodle практически сразу показала свою эффективность, довольно быстро распространилась, в особенности в университетской среде, и стала основной системой для смешанного и полностью дистанционного обучения в вузах. С 2006 г. СПбГУ задействовал данный ресурс в качестве дополнения к основному образовательному процессу наряду с платформой Blackboard Learn.

Основное преимущество Moodle заключается с нашей точки зрения в том, что данная платформа позволяет в полной мере реализовать возможности преподавания, в частности иностранного языка, использовать все необходимые материалы, интегрируя их в электронную среду, а также обеспечить контроль частоты обращений к выложенным заданиям и качества их выполнения. Moodle предоставляет полный набор системы проверки знаний: тесты, задания, семинары, форумы. У преподавателя есть доступ к автоматически создаваемым шкалам посещаемости и оценкам, выставленным в ручном или автоматическом режиме. Преподаватель может также контролировать регламент коммуникации: указать количество работ и сроки их выполнения, назначить консультации, уточнить ее формы (через систему или в очной форме), определить объемы и особенности выполнения заданий. Таким образом, практически сразу можно начать использовать возможности системы в учебных целях, что в некоторых случаях (работа со студентами, не имеющими возможность посещать занятия) оказывается очень важным.

Для работы в Moodle требуется обучение тьюторов, разработчиков курсов и студентов, необходима помощь технической поддержки, чтобы обеспечить своевременную регистрацию, обновление и удаление пользователей. Однако практика показывает, что при минимальном опыте работы в электронной среде преподаватель довольно быстро осваивает ресурсы системы и может самостоятельно назначать и отменять полномочия студентов, регламентировать коммуникацию между участниками учебного процесса и наполнять учебными материалами курсы.

Создание контента курсов в Moodle - один из самых долгих и кропотливых процессов. Система предоставляет возможность использовать ее как продвинутую коммуникационную платформу - выкладывать текстовые материалы, ссылки на имеющиеся ресурсы в интернете (сайты, видео), а также списки литературы с помощью простых в освоении инструментов (рис. 2). Но для того, чтобы могло существовать eLearning (электронное обучение) в максимально полном объеме, для создания мультимедийного контента необходимо освоение более сложных инструментов, которые бы обеспечивали полноценное взаимодействие в электронной среде.

I Добавить ресурс...

Добавить ресурс.

Пояснение Текстовая страница Веб-страница

Ссылка на файл или веб-страницу

Ссылка на каталог

Добавить пакет содержимого IMS

Рис. 2. Инструменты МооШе

В системе МооШе для этого имеются инструменты создания анкет, мультимедийных глоссариев, страниц Wiki, оригинальных упражнений на основе программы HotPotatoes, различных заданий, предполагающих ответы в виде текстов, файлов или вне сайта, а также созда-

ния аудио- и видеолекций. Преподаватель может создать тест, опрос или провести семинар (рис. 3). _

Добавить элемент курса...

Добавить элемент курса...

Hot Potatoes Quiz SCORM/AICC Wiki Анкета База данных Глоссарий Задания Ответ - в виде нескольких файлов Ответ - в виде текста Ответ - в виде файла Ответ - вне сайта Лекция Опрос

Рабочая тетрадь

Семинар

Тест

Форум

Чат

Рис. 3. Инструменты Moodle

Таким образом, даже если преподаватель ограничивается небольшим составом простых инструментов Moodle, система позволяет в короткий срок наладить со студентами коммуникацию и обеспечить мультимедийное сопровождение занятий [8, 9, 10]. Не всегда студенты легко выполняют новые требования, но для тех, кто по различным причинам не посещает очные занятия, именно дистанционное сопровождение позволяет сохранить темп обучения. Это относится также и к обучению аспирантов, так как курсы, разработанные для них в системе Moodle, позволяют обеспечить качественную подготовку к экзаменам даже при минимальном очном посещении - дистанционный курс в этом случае может содержать всю информацию об экзамене, образцы текстов для перевода, примеры презентаций по теме диссертации и задания, которые необходимо выполнять в течение всего курса.

Говоря о платных СДО, следует в первую очередь упомянуть популярную платформу компании Blackboard, которую, например СПбГУ, использует в качестве основной системы для сопровождения учебного процесса. Данная платформа также имеет ряд достоинств и может быть задействована как в синхронной (взаимодействие в реальном времени), так и в асинхронной среде (сопровождение аудиторных занятий учебным материалом). Данная система имеет схожие с Moodle инструменты, которые обеспечивают как подачу собственно обучающего материала (тексты, иллюстрации, задания), средств оценки (тесты, вопросы), так и все возможности организации обучения (напоминания о предстоящих событиях, сроках сдачи заданий, инструкции по выполнению упражнений), а также мобильные приложения, позволяющие с различных устройств получать все сообщения курса, выполнять упражнения, писать комментарии и общаться с сокурсниками.

Рис. 4. Индивидуальная страница преподавателя СПбГУ в Blackboard

Помимо дистанционного сопровождения занятий на базе различных систем, актуальными для учебных заведений становятся в последнее время также открытые курсы, обучение на которых в некоторых случаях может быть засчитано студентам определенным количеством баллов. В СПбГУ на протяжении нескольких последних лет создаются открытые курсы на двух платформах: российской национальной платформе «Открытое образование» и международной платформе «Coursera». Представленные на этих ресурсах курсы выполняют важную задачу - они обеспечивают доступ к качественным образовательным ресурсам не только обучающимся СПбГУ, но и всем желающим. Данные курсы рассчитаны прежде всего на студентов, которые в случае успешного прохождения курса и сдачи экзаменов могут получить сертификат, обеспечивающий льготы (десять баллов) при поступлении в магистратуру и аспирантуру. Курсы могут быть также полезны школьникам при прохождении профориентации. Преподавателям СПбГУ участие в курсе и сертификат, подтверждающий его успешное прохождение, обеспечивает дополнительные бонусы и облегчает доступ к различным сервисам при обучении на других открытых курсах указанных платформ. В качестве повышения квалификации данные курсы не засчитываются.

Рис. 5. Платформа «Открытое образование» с курсами СПбГУ по языкознанию и литературоведению

Основные проблемы при работе с системами дистанционного обучения или образовательными платформами

При всех указанных выше достоинствах инструменты СДО требуют от разработчиков курсов больших временных затрат. С одной стороны - для освоения контента и поддержки текущей работы в системе, с другой стороны - для дополнения и расширения курсов, а также их подготовки для новых групп студентов. К тому же подобный контент должен создаваться не только силами одного преподавателя, так как для создания качественных учебных материалов требуется помощь корректоров и научных редакторов, чтобы загружать в систему ценные оригинальные методические материалы, включающие специально разработанные тексты и упражнения, а также изображения и данные в аудио-визуальных форматах.

Что касается участников курса, то необходимо учитывать, что все виды дистанционного обучения, в том числе открытые курсы, требуют от студентов развитой самостоятельности, организованности и способности мотивировать себя на ритмическую работу - черты, которые у современных молодых людей не всегда успевают сформироваться к моменту поступления в вуз. При большом объеме учебного материала и постоянных дедлайнах, что вместе дает довольно серьезную психологическую нагрузку, из первоначально записавшихся на открытый курс совсем небольшой процент доходит до финального экзамена. По тем же причинам материалы дистанционного сопровождения очных лекций и практических занятий не всегда

полностью осваиваются студентами. Работа вне группы и социального контакта часто бывает невозможна для определенных типов студентов, и в этом случае именно преподаватель, его очное (синхронно-дистанционное) присутствие, может играть существенную роль для достижения качественного результата в обучении иностранному языку.

Данные проблемы исследуются как отечественными, так и зарубежными учеными, которые приходят в целом к схожим выводам. Так, например П.Л. Пеккер, исследовавшая опыт дистанционного обучения в семи московских вузах и опросившая 25 преподавателей и кураторов дистанционных курсов, приходит к выводу, о том, что «эксперты в области дистанционного обучения без энтузиазма поддерживают преимущества дистанционного обучения» [11, с. 67]. Среди основных проблем, с которыми сталкиваются преподаватели электронных курсов, автор называет недостаточную сформированность места и роли дистанционного образования в России, отсутствие времени на поддержание работы курса, отсутствие рычагов влияния на незаинтересованных слушателей, отсутствие живой реакции и др. К близким результатам приходит Р.Г. Хурадо, исследовавший причины недостаточного применения СДО в системе высшего образовании в Швеции [12]. Исследователь приходит к выводу, что ожидания преподавателей в отношении развития и возможностей СДО не столь оптимистичны в 2011 г. по сравнению с 2006 г., но при этом многие продолжают верить в перспективность развития обучающих платформ. Системы дистанционного обучения экономят преподавателям время и усилия на уровне использования готового курса, но требуют при этом много дополнительных временных и интеллектуальных затрат на этапе создания курса и знакомства с его возможностями. Опросы, проведенные нами среди студентов СПбГУ, показывают положительное отношение к использованию СДО при смешанном обучении, совмещающем очное преподавание в аудитории и заочное сопровождение самостоятельной работы студентов в электронной среде. Опрос показывает, что студенты, работавшие в электронной среде на платформе Moodle в рамках Вводного фонетического курса немецкого языка, максимально эффективно используют различные возможности курса (рис. 6).

Какие виды деятельности/задания Вы выполняли непосредственно в среде

11 illI

• Взаимодействовал с преподавателем через консультационный форум/e-mail Участвовал в выполнении совместного/группового задания

Рис. 6. Виды работы студентов в электронной среде. Курс «Вводный фонетический курс

немецкого языка», СПбГУ

Наиболее активно студенты работают с практическими аудиоупражнениями (88,2%), что объясняется спецификой курса, в котором требуется многократное повторение звуков, слов, словосочетаний и фраз на иностранном языке. Помимо этого, высокий процент ответов получили варианты, касающиеся изучения дополнительных и лекционных материалов (82,4% и

76,5%). В рамках этого же опроса, студенты выделили следующие положительные стороны работы в электронном курсе: постоянный доступ к учебным материалам («очень полезно» -94,1%), участие в онлайн-тестировании и выполнении различных заданий («очень полезно»

- 64,7%, «скорее полезно» - 35,3%), возможность обратиться с вопросом к преподавателю в любое время («очень полезно» - 82,4%, «скорее полезно» - 17,6%). Среди основных трудностей, с которыми студенты столкнулись при работе с данным курсом, можно назвать недостаток времени на работу с электронным курсом («скорее испытывал» - 35,3%, «скорее не испытывал» - 47,1%, «совсем не испытывал» - 17,6%) и строго фиксированные сроки выполнения тестов и заданий («скорее испытывал» - 41,2%, «скорее не испытывал» - 29,4%, «совсем не испытывал» - 29,4%).

Заключение

В современном мире использование дистанционных форм обучения в высшей школе необходимо, это позволяет эффективно распределять учебный материал и контролировать успеваемость студентов. Электронные платформы, которые предоставляют возможность создавать курсы и работать со студентами онлайн, за счет простого инструментария и удобства в его освоении позволяют в довольно быстрые сроки обеспечить дистанционную работу и непрерывность учебного процесса, открытые курсы естественно дополняют и расширяют возможности студентов при обучении. При этом необходимыми минимальными условиями успешной работы на образовательных платформах как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов являются достаточный уровень компьютерной грамотности, необходимое техническое обеспечение (как домашнего рабочего места, так и аудитории), выделение в рамках образовательной программы часов на самостоятельную работу в курсе (для студентов) и текущее сопровождение курса (для преподавателей). Только при выполнении всех указанных минимальных условий работа с курсом дистанционного сопровождения в любом формате будет эффективной для процесса обучения.

Литература

1. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. URL: http://www.fgosvo.ru/ (последнее обращение: 15.04.2018).

2. Разъяснение по сетевым формам реализации образовательных программ (от 28 октября 2013 года). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/setev/1_3Razyasnenie_pro_setev_formu_dly_KCP2014.pdf (последнее обращение 15.04.2018).

3. Автономная некоммерческая организация «Учебно-научное предприятие «РЕДЦЕНТР». URL: http://www.redcenter.ru/ (последнее обращение 15.04.2018).

4. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. - М.: РАО, 1999. - 120 с.

5. Андреев А.А., В.И. Солдаткин. Дистанционное обучение: Сущность. Технология. Организация. -М.: Издательство МЭСИ, 1999. - 196 с.

6. Зуева Е.С., Куприянова А.А., Силаев С.В., Чарышкин П. Дистанционное обучение. - М., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Батаев А.В. Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире // Молодой ученый. -2015. - № 17. - С. 433-436.

8. Бояркина А.В. Дистанционный курс немецкого языка «Моцарт» (опыт преподавания) // Материалы VIII Научно-практической конференции «Дополнительные образовательные программы по иностранным языкам». - СПб., 2008. - С. 127-129.

9. Пузейкина Л.Н. Содержательные принципы и варианты технологических решений при формировании курсов сетевого сопровождения аудиторных занятий // Интернет и современно общество: Труды одиннадцатой всероссийской объединенной конференции. - СПб., 2008. - С. 97-98.

10. Pusejkina L.N., Rebikow W.B. E-Learningstrategie im Fach Germanistik: didaktische Möglichkeiten und Perspektiven des Phonetikunterrichts // МИАЖ «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». - 2016. - № 3 (10). - С. 217-235.

11. Пеккер П.Л. Дистанционное обучение: опыт московских ВУЗов // Человек и образование. - 2015.

- № 2 (43). - С. 66-71.

12. Jurado R.G. Barriers to a wider Implementation of LMS in Higher Education: a Swedish case study, 2006-2011 // Eleed (e-learning and education). 2012. Iss. 9 (urn:nbn:de:0009-5-33715).

References

1. Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovanija. Koordinacionnyj sovet uchebno-metodicheskih ob#edinenij i nauchno-metodicheskih sovetov vysshej shkoly. URL: http://www. fgosvo.ru/ (poslednee obrashhenie: 15.04.2018).

2. Raz#jasnenie po setevym formam realizacii obrazovatel'nyh programm (ot 28 oktjabrja 2013 goda). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/setev/1_3Razyasnenie_pro_setev_formu_dly_KCP2014.pdf (poslednee obrashhenie 15.04.2018).

3. Avtonomnaja nekommercheskaja organizacija «Uchebno-nauchnoe predprijatie «REDCENTR». URL: http://www.redcenter.ru/ (poslednee obrashhenie 15.04.2018).

4. Andreev A.A. Didakticheskie osnovy distancionnogo obuchenija. - M.: RAO, 1999. - 120 s.

5. Andreev A.A., V.I. Soldatkin. Distancionnoe obuchenie: Sushhnost'. Tehnologija. Organizacija. - M.: Izdatel'stvo MJeSI, 1999. - 196 s.

6. Zueva E.S., Kuprijanova A.A., Silaev S.V., Charyshkin P. Distancionnoe obuchenie. - M., 2002.

7. Bataev A.V. Obzor rynka sistem distancionnogo obuchenija v Rossii i mire // Molodoj uchenyj. - 2015. - № 17. - S. 433-436.

8. Bojarkina A.V. Distancionnyj kurs nemeckogo jazyka «Mocart» (opyt prepodavanija) // Materialy VIII Nauchno-prakticheskoj konferencii «Dopolnitel'nye obrazovatel'nye programmy po inostrannym jazykam». -SPb., 2008. - S. 127-129.

9. Puzejkina L.N. Soderzhatel'nye principy i varianty tehnologicheskih reshenij pri formirovanii kursov setevogo soprovozhdenija auditornyh zanjatij // Internet i sovremenno obshhestvo: Trudy odinnadcatoj vseros-sijskoj ob#edinennoj konferencii. - SPb., 2008. - S. 97-98.

10. Pusejkina L.N., Rebikow W.B. E-Learningstrategie im Fach Germanistik: didaktische Möglichkeiten und Perspektiven des Phonetikunterrichts // MIAZh «Crede Experto: transport, obshhestvo, obrazovanie, ja-zyk». - 2016. - № 3 (10). - S. 217-235.

11. Pekker P.L. Distancionnoe obuchenie: opyt moskovskih VUZov // Chelovek i obrazovanie. - 2015. -№ 2 (43). - S. 66-71.

12. Jurado R.G. Barriers to a wider Implementation of LMS in Higher Education: a Swedish case study, 2006-2011 // Eleed (e-learning and education). 2012. Iss. 9 (urn:nbn:de:0009-5-33715).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.