ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2019. №2(56)
УДК 378.018.43
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ LMS MOODLE В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
© Ленар Мухаметшин, Ляйля Салехова, Миляуша Мухаметшина
USING THE LMS MOODLE SYSTEM IN THE MODERN EDUCATIONAL
PROCESS
Lenar Mukhametshin, Leila Salekhova, Milyausha Mukhametshina
This article is devoted to the study of the LMS Moodle distance learning system in the modern educational process, which provides a platform to create and conduct distance learning courses. The role of the system in the educational process was considered by the authors. As a result, it was proved that the LMS Moodle system makes the learning process more efficient and effective, highlighting its advantages.
In modern educational conditions, which can be characterized by increased mobility, plenty of different information, there are certain difficulties in managing the educational process aimed at improving the quality of education in the context of globalization. The modern model of the educational process is focused on a high standard of quality education, content and technology at all stages of education.
Using the LMS Moodle system allows to improve the quality of distance education. This education management system can be applied to the organization of traditional, distance learning and co-education. The LMS Moodle system allows to control the activity of students, creates and saves the training statistics of each portfolio, and also facilitates the work of teacher, making possible to use his time economically and efficiently. Distance learning on the LMS Moodle basis is perspective in the modern educational process.
Keywords: distance education, co-education, LMS, Moodle, modern educational process, system, management, education.
Статья посвящена изучению системы дистанционного обучения LMS Moodle в современном образовательном процессе, которая предоставляет платформу, позволяющую создавать и вести дистанционные курсы. Авторами рассмотрена роль системы в образовательном процессе и обосновано, что система LMS Moodle делает процесс обучения более эффективным и результативным.
В современных образовательных условиях, характеризующихся повышенной мобильностью, обилием и разнообразием информации, возникают определенные трудности управления образовательным процессом, направленным на повышение качества образования в условиях мировой глобализации. Современная модель образовательного процесса ориентируется на высокий стандарт качества образования, содержания и технологий на всех этапах образования.
Использование системы LMS Moodle позволяет повысить качество дистанционного образования. Данную систему управления образованием можно применить для организации традиционного, дистанционного и смешанного обучения. Система LMS Moodle позволяет контролировать активность студентов, создает для каждого портфолио и сохраняет всю статистику обучения, а также облегчает работу преподавателя, позволяя экономно и эффективно использовать его время. Дистанционное обучение на базе LMS Moodle - перспективное обучение в современном образовательном процессе.
Ключевые слова: дистанционное образование, смешанное обучение, LMS, Moodle, современный образовательный процесс, система, управление, образование.
Введение
Современный образовательный процесс ориентируется на высокий стандарт качества, содержания и технологий на всех этапах образования. Возникает особая необходимость использования надежных и гибких систем управления образованием, которые могли бы быть использова-
ны в традиционном, дистанционном и смешанном обучении. В эпоху высоких информационных технологий профессиональные знания быстро устаревают, поэтому возникает необходимость постоянного повышения квалификации без отрыва от работы. В настоящее время использование дистанционных образовательных техноло-
гий стало неотъемлемой частью в системе образования. Поэтому в современном мире информационных ресурсов огромную роль играют LMS платформы (Leaming Management System - система управления обучением), созданные для дистанционного управления обучением [WebSoft]. Одной из наиболее известных и распространенных систем является LMS Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Leaming Environment -модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Разработчик виртуально обучающей среды LMS Moodle - австралиец Мартин Дугиамас. LMS Moodle распространяется как программное обеспечение с открытым кодом, под лицензией GPL (General Public License -универсальная общественная лицензия, которая предоставляет пользователю право копировать, модифицировать и распространять программу) [Талышева, Салимуллина, с. 6-8]. Она стала популярной среди преподавателей во всем мире, так как является бесплатной, а по своим техническим возможностям и характеристикам превосходит коммерческие LMS. Открытость исходного кода заинтересовала многих разработчиков, что способствовало стремительному развитию и пополнению функционала системы LMS Moodle [Любимова, Хисамиева, с. 37]. В настоящее время на базе системы LMS Moodle организовано дистанционное обучение во многих крупнейших университетах мира. Программа переведена на более чем 100 языков, в том числе и на русский язык [Moodle].
Методы
LMS Moodle по своим функциональным возможностям, простоте и удобству использования отвечает большинству требований, которые предъявляются к системам дистанционного образования. LMS Moodle дает огромное количество возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде, предлагает разные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости. Основная информационная единица системы Moodle - курс дистанционного обучения [Любимова, Хисамиева, с. 37].
Составляющие модулей для курсов - «рабочая тетрадь», «урок», «глоссарий», «тест», «анкета», «wiki», «семинар», «ресурс», «задание», «чат», «опрос», «форум» и другие - способствуют полноценной преподавательской деятельности и позволяют реализовать новые проекты разноуровневой сложности. Преподаватель имеет возможность контролировать время работы обучающихся в системе, в частности с модулями и предоставленными данными (последний вход,
количество прочтений, сообщения, записи в тетрадях и т. д.). Например, модуль «урок» дает возможность изучения теоретического материала и позволяет оценить степень усвоения данного урока. Обучающиеся могут выйти из урока и продолжить его в любое время с того места, где он остановился. Это помогает ему учиться с удобным расписанием, запоминать и получать доступ к необходимой информации.
Модуль «ресурсы» содержит теоретические материалы для изучения, размещенные в разделах курса. Они могут быть представлены либо в виде ссылок, либо в виде файлов.
Модуль «задание» дает возможность преподавателю ставить определенную задачу перед обучающимся и позволяет применять индивидуальный подход к каждому. На эти задания ответы предоставляются в электронном виде и направляются в виде одного или нескольких файлов.
Следующий модуль - «рабочая тетрадь», представляющая собой реферат или письменную контрольную работу [Белозубов, Николаев, с.75-76].
Модуль «опрос» позволяет узнать мнение слушателей дистанционного обучения по тому или иному вопросу. Опрос представляет собой задание с выбором одного или нескольких вариантов ответа.
Использование модуля «анкета» позволяет создавать анкеты с использованием множества типов вопросов для сбора и анализа данных, тем самым устанавливается обратная связь со слушателями дистанционного курса
Модуль для проведения тестов в LMS Moodle является одним из самых важных и часто используется преподавателями. Тесты в системе -это основной инструмент контроля знаний. В рамках одного курса все тестовые задания объединяются в банк вопросов. Отдельные тесты являются лишь контейнерами, которые заполняются ссылками на банк вопросов, что позволяет использовать одно и то же задание в разных тестах, введя его в банк вопросов всего один раз. Имеется возможность сделать тест ограниченным во времени, а также возможно указание даты его начала и окончания [Там же, с.52-71].
Одним из полезных инструментов в системе LMS Moodle можно считать блок «календарь». Он легко добавляется в интерфейс системы. Для удобства пользователя в календаре выделяется текущая дата, при планировании и добавлении новых событий все новые даты в календаре выделяются другим цветом. Пользователи могут самостоятельно вносить в календарь собственные события.
При внесении новой информации у всех пользователей, зарегистрированных на данный дистанционный курс, отображается опреденное событие в календаре. Также можно создавать события, которые выделяются в календарях всех пользователей системы LMS Moodle [Е-Софт Девелопмент].
С помощью модуля «Wiki» возможно организовать совместную групповую работу участников над документами. Wiki-статьи может редактировать любой участник курса [Курс по работе в СДО Moodle].
Модуль курса «глоссарий» значительно облегчает работу обучающихся при изучении и повторении материала, так как с его помощью создается основной словарь понятий, используемых программой, а также словарь основных терминов [Бeлoзубoв, Нитолаев, с. 87-91].
В системе LMS Moodle одним из удобных инструментов организации общения является чат. Данный модуль в режиме реального времени обеспечивает взаимодействие слушателей и преподавателя во время дистанционного обучения.
Модуль «форум» в системе LMS Moodle представляет собой взаимодействие слушателей и предназначен для обмена информацией между всеми участниками процесса дистанционного обучения. Система предоставляет участникам больше времени для подготовки ответов и в основном используется для проведения дискуссий.
Данный модуль представляет собой взаимодействие пользователей, в котором задают вопросы и отвечают на них. Форум способствует организации дискуссий в процессе обучения. Для обсуждения вопросов система предоставляет следующие типы форумов: форум вопросов и ответов, простое обсуждение и стандартный общий форум [Там же, с.79-82].
В системе LMS Moodle модуль «блог» представляет персональный дневник пользователя. Администратор системы при необходимости может предоставить доступ всем участникам системы, только участникам своего курса или участникам своей группы дистанционного курса LMS Moodle. При создании записи нового блога можно задавать ключевые слова для своего бло-га, в дальнейшем пользователи системы LMS Moodle могут использовать ключевые слова для поиска записей блога [Курс по работе в СДО Moodle].
Система дистанционного обучения LMS Moodle интегрирована с почтовыми системами. Данный инструмент позволяет по электронной почте обмениваться информацией между преподавателем и студентом. Этот модуль можно применить для оповещения пользователей непосред-
ственной рассылкой информации на их почтовые адреса.
Результаты и обсуждение
В рамках учебного курса, разработанного в LMS Moodle, используя чат и форумы, можно организовать взаимодействие студентов между собой и с преподавателем, совместную исследовательскую работу студентов по определённым темам с помощью wiki, семинаров, блогов и форумов.
LMS Moodle позволяет преподавателю использовать различные типы учебных материалов, что дает огромные возможности для создания уникальных электронных курсов. В дальнейшем разработчик курса может дополнить, доработать и усовершенствовать курс. Таким образом, LMS Moodle помогает не только создавать электронные курсы, но и позволяет хранить их в виде электронного каталога или электронной библиотеки. Электронный курс, в отличие от традиционного учебника, дает возможность работать с интерактивными данными любого формата. При творческом подходе, предварительном анализе и систематизации данных разных форматов можно создать цельный учебный курс. Все используемые материалы курса хранятся в системе, их можно использовать с помощью ярлыков, тегов и гипертекстовых ссылок. Также можно встроить в курс видеоролики, что позволяет процесс обучения сделать более наглядным и интересным, изучение дисциплины мотивированным [Электронная библиотека УрГПУ].
В системе LMS Moodle для организации курсов можно использовать различные форматы, для каждого курса можно создать индивидуальные настройки. Все это позволяет применять различные методы обучения, что повышает эффективность образовательного процесса. Гибкость системы позволяет реализовать самые различные идеи образовательного процесса.
Система дистанционного образования LMS Moodle дает возможность при групповой деятельности найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Преподаватель непосредственно работает со студентом. Возможность коллективной работы при помощи чатов, форумов в LMS Moodle делает процесс обучения более интересным и коммуникативно насыщенным [Обучающая среда Moodle].
LMS Moodle предоставляет возможность управления процессом обучения. Модуль «Электронный деканат» (Free Dean's Office), созданный отечественными разработчиками, позволяет реализовать в системе управление обучением. Данный модуль позволяет оперировать такими объ-
ектами, как «Журнал успеваемости и посещаемости», «Зачетная книжка», «Дисциплина», («Дневник») «Специальность», «Академическая группа», «Курс» («Параллель»), «Семестр» («Учебный год»), («Класс»), «Табельный номер преподавателя», «Нагрузка преподавателя», «Расписание», «Итоговые оценки по дисциплинам», «Текущие оценки и посещаемость», «Учебный план слушателя» и т. д. [Электронный деканат].
При помощи LMS Moodle можно организовать смешанное обучение. Данный образовательный подход совмещает обучение с участием преподавателя (лицом к лицу) и онлайн обучение. При смешанном обучении студент, составив образовательный маршрут, может заниматься в свое свободное время и в любом удобном месте, выбрав свой темп. Таким образом, возможны дифференциация и наверстывание пропущенного материала. Интерактивные ресурсы любого формата позволяют сделать учебный процесс более интересным. При этом, используя LMS Moodle, преподаватель может не ограничиваться механическим изложением материала: в его распоряжении видеозаписи, отрывки из фильмов, познавательных телепередач или любой другой интерактивный материал.
Целью создания системы Moodle является коммуникация и взаимодействие студентов и преподавателей через обмен различными файлами. Система предоставляет возможности всестороннего и интерактивного обучения. Каждый обучаемый курса создаёт свой профиль, хранит данные о себе и о курсе, сохраняет и просматривает полученные оценки, а также общается на форуме. Преподаватели могут создавать тесты и проверочные работы, применять свою собственную систему оценивания студентов, сохранять результаты. Особое значение имеет возможность отслеживания полной информации по успеваемости студентов в реальном режиме. При этом время, проведенное в сети каждым студентом, отражается в системе. Облегчается работа преподавателя, который может зайти в систему и просмотреть результаты каждого студента, его посещаемость, качество выполнения заданий и оставить свои комментарии по поводу успеваемости, доступные непосредственно этому студенту. Внедрение элементов искусственного интеллекта позволяет LMS Moodle отслеживать успеваемость каждого студента и предлагать ему адаптированный курс, который наиболее подходит обучающемуся в соответствии с его способностями. Таким образом, возможно реализация адаптивного обучения.
LMS Moodle предлагает большой набор интерактивных элементов: форумы, глоссарии, ресурсы, тесты, чаты и т. д. Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости [Открытые технологии].
Применение LMS Moodle необходимо рассматривать не как простое дополнение к существующим методам обучения, а как эффективное средство, которое должно привести к изменению всех компонентов учебного процесса, начиная от содержания и заканчивая его организационными формами. Таким образом, LMS Moodle открывает новые перспективы в современном обучении, предоставляет широкие и интересные возможности повышения качества образования.
Заключение
Одним из основных преимуществ LMS Moo-dle является возможность ее бесплатного использования. Несмотря на это, функциональность системы не уступает коммерческим аналогам, при этом по многим показателям превосходит аналогичные системы управления обучением. Система Moodle позволяет контролировать активность студентов, а также определяет время учебной работы в сети. При этом создает порт-фолио студентов и сохраняет всю статистику обучения: оценки, сделанные работы и сообщения в форуме. Анализ всех статистических данных в онлайн режиме показывает реальный прогресс в обучении студентов.
LMS Moodle ориентирована на коллабора-тивные технологии обучения - позволяет построить обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями. Для этого в системе управления образованием реализованы много инструментов: форумы, блоги, вики, практикумы, глоссарий. С их помощью можно организовать совместное обучение в режиме реального времени, проводить семинары и онлайн лекции. Все это позволяет проводить совместные исследования по выделенным темам [Первый online -магазин... ].
Одним из основных преимуществ системы LMS Moodle является облегчение работы преподавателя, экономия его времени, что позволяет более эффективно использовать его. В итоге преподаватель получает возможность использовать больше времени для взаимодействия со слушателями курса. Автоматическое оценивание результатов работы студентов системой LMS Moodle позволяет преподавателю просматривать оценки по тестам, анализировать успеваемость студентов и знакомиться со статистикой усвое-
ния изученного материала. Таким образом, преподаватель, зная уровень студентов, может подобрать необходимый материал, подходящий для дальнейшего обучения.
В современных образовательных условиях, характеризующихся повышенной мобильностью, обилием и разнообразием информации, возникают определенные трудности управления образовательным процессом, направленным на повышение качества образования в условиях мировой глобализации. LMS Moodle, в частности совместно с модулем «Free Dean's Office», оказывает помощь не только преподавателю, но и облегчает работу персонала образовательных учреждений. Таким образом, с помощью LMS Moodle можно организовать документооборот в учебных заведениях.
Имея собственный аккаунт в LMS Moodle, пользователь получает доступ к виртуальным классам изучаемых курсов, к необходимой литературе, новостной ленте, календарю событий и документам образовательного учреждения. Именно посредством системы LMS Moodle слушатели получают задания от преподавателей, предоставляют их на проверку и знакомятся с комментариями и результатами оценивания.
Современная модель образовательного процесса ориентируется на высокий стандарт качества образования, содержания и технологий на всех этапах образования. Поэтому многие государственные и коммерческие ВУЗы, учреждения среднего профессионального и дополнительного образования используют LMS Moodle. Она удобна в использовании и является неким стандартом дистанционного и смешанного обучения.
Таким образом, использование системы LMS Moodle неминуемо станет средством повышения качества дистанционного образования и образования в целом. Данную платформу можно применить для организации традиционного, дистанционного, смешанного и адаптивного обучения с применением элементов искусственного интеллекта. Система Moodle позволяет контролировать активность обучающихся, создает для каждого портфолио и сохраняет всю статистику, а также облегчает работу преподавателя, позволяя экономно и эффективно использовать его время.
Дистанционное обучение с помощью системы Moodle, обладая такими преимуществами, как возможность обучения в любом месте и в любом времени, модульность, гибкость, параллельность и доступность, отвечает требованиям современного образования. Обучение на базе LMS Moodle является перспективным в современном образовательном процессе.
Список литературы
Бeлoзубoв A. В., Никoлaeв Д. Г. Система диcтaнциoннoгo oбучeния Moodle. Учебно -методическое пособие (Ebook). СПб, СПбГУИТМО, 2007. 108 c. URL: http://window.edu.ru/resource/746/ 61746/files/posobie_Moodle.pdf (дата
обращения:11.06.19).
Е-Софт Девелопмент. URL: http://www.web-learn.ru/lms/23-система-дистанционного-обучения-moodle_(дата обращения: 11.06.19).
Курс по работе в СДО Moodle. URL: https ://moodlearn. ru/mod/page/view.php?id=175 (дата обращения: 11.06.19).
Любимова Е. М., Хисамиева Р. М. Web-технологии как средство развития самостоятельности студентов вузов. Учебно-методическое пособие для преподавателей вузов. Елабуга: Изд-во Елабужского института К(П)ФУ, 2015. 58 с. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1821283462/Metodicheskoe.p osobie_Ljubimova_Hisamieva.pdf (дата обращения 11.06.19).
Обучающая среда Moodle. URL: https://docs.altlinux.org/ru-RU/archive/4.1/html-single/school-server/moodle/index.html (дата обращения: 11.06.19).
Открытые технологии. URL:
https ://opentechnology.ru/info/moodle_about. mtd (дата обращения: 11.06.19).
Первый online-магазин «Все для дистанционного обучения, online-коммуникаций». URL: https://ra-kurs.spb.ru/info/articles/?id=13 (дата обращения: 11.06.19).
Талышева И. А., Салимуллина Е.В. Работа в системе дистанционного обучения LMS Moodle: методические рекомендации. Учебно - методическое пособие. Елабуга: Изд-во Елабужского института К(П)ФУ, 2018. - 42 с URL: https://kpfu.ru/portal/docs/ F2121314189/Rabota.v.LMS.MOODLE.pdf (дата обращения 11.06.19).
Электронная библиотека УрГПУ. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4639/1/03Podluzhnii2.p df (дата обращения 11.06.19).
Электронный деканат. URL:
http://www.deansoffice.ru/ (дата обращения: 11.06.19).
Moodle. URL: https://moodle.org/ (дата обращения: 11.06.19).
WebSoft. URL: https://www.websoft.ru/db/wb/ B254358DE85FFE70C325723B0032F739/doc.html (дата обращения: 11.06.19).
References
Belozubov, A.V., Nikolaev, D.G. (2007). Sistema dictantsionnogo obucheniia Moodle. Uchebno -metodicheskoe posobie (Ebook). [Moodle distance learning system. Teaching guide (Ebook)]. 108 p. St. Petersburg, SPSUITMO. URL: http://window.edu.ru/resource/ 746/61746/files/posobie_Moodle.pdf (accessed:
11.06.19). (In Russian)
Elektronnaya biblioteka UrGPU. [Electronic library of USPU]. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4639/ 1/03Podluzhnii2.pdf_(accessed: 11.06.19). (In Russian)
Elektronnyj Dekanat. [Electronic Dean]. URL: http://www.deansoffice.ru/ (accessed: 11.06.19). (In Russian)
E-Soft Development. [E-software Development]. URL: http://www.web-learn.ru/lms/23 -cncTeMa-
gнстанцнонного-о6уненнa-moodle_(accessed: 11.06.19). (In Russian)
Kurs po rabote v SDO Moodle. [Course on work in the LMS Moodle]. URL: https://moodlearn.ru/mod/page/ view.php?id=175 (accessed: 11.06.19). (In Russian)
Lyubimova, E.M., Hisamieva, R.M. (2015). Web-tekhnologii kak sredstvo razvitiya samostoyatel'nosti studentov vuzov. Uchebno-metodicheskoe posobie dlya prepodavatelej vuzov. [Web-technologies as a means of developing the independence of Universities' students. Teaching guide for university professors.]. 58 p. Elabuga, Elabuga Institute. URL: https://kpfu.ru/staff_files/ F1821283462/Metodicheskoe.posobie_Ljubimova_Hisam ieva.pdf(accessed: 11.06.19). (In Russian)
Obuchayushchaya sreda Moodle. [Educational environment of Moodle]. URL: https://docs.altlinux.org/ru-
Мухаметшин Ленар Миннеханович,
Специалист центра сопровождения образовательно-научной деятельности, Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. [email protected]
Салехова Ляйля Леонардовна,
доктор педагогических наук, профессор,
Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. [email protected]
Мухаметшина Миляуша Маратовна,
ассистент,
Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. [email protected]
RU/archive/4.1/html-single/school-server/moodle/ in-dex.html (accessed: 11.06.19). (In Russian)
Otkrytye tekhnologii. [Open technology]. URL: https://opentechnology.ru//info/moodle_about.mtd (accessed: 11.06.19). (In Russian)
Pervyj online-magazin «Vse dlya distancionnogo obucheniya, online-kommunikacij». [The first online store "Everything for distance learning, online communications"]. URL: https://ra-kurs.spb.ru/info/articles/?id=13 (accessed: 11.06.19). (In Russian)
Talysheva, I.A., Salimullina, E.V. (2018). Rabota v sisteme distancionnogo obucheniya LMS Moodle: metodicheskie rekomendacii. Uchebno - metodicheskoe posobie. [Working in the LMS Moodle distance learning system: methodical recommendations. Teaching guide. Elabuga: Publishing House of the Elabuga Institute]. 42 p. Elabuga, Elabuga Institute. URL: https://kpfu.ru/portal/ docs/F2121314189/Rabota.v.LMS.MOODLE.pdf (accessed: 11.06.19). (In Russian)
WebSoft. [WebSoft]. URL: https://www.websoft.ru/ db/wb/B254358DE85FFE70C325723B0032F739/doc.ht ml (accessed: 11.06.19). (In Russian)
Moodle. URL: https://moodle.org/ (accessed: 11.06.19). (In English)
The article was submitted on 26.06.2019 Поступила в редакцию 26.06.2019
Mukhametshin Lenar Minnekhanovich,
Specialist of the center for support
of educational and scientific activities,
Kazan Federal University,
18 Kremlyovskaya Str.,
Kazan, 420008, Russian Federation.
Salekhova Leila Leonardovna,
Doctor of Pedagogy, Professor,
Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. [email protected]
Mukhametshina Milyausha Maratovna,
Assistant Lecturer,
Kazan Federal University,
18 Kremlyovskaya Str.,
Kazan, 420008, Russian Federation.