Искусствоведение список научных статей
-
БАСТАКОР ВА БАХШИ АНСАТБАЙ ҚАЙРАТДИНОВ ИЖОДИЁТИНИНГ ТАЛАБАЛАР БИЛИМИНИ ШАКЛЛАНТИРИШДАГИ АҲАМИЯТИ
Ushbu maqola Qoraqalpog‘iston baxshilari san’atida o‘chmas iz qoldirgan, o‘zining ajoyib kuy va qo‘shiqlari bilan qalblarimizdan joy olgan Ansatbay Qayratdinov hayoti va ijodiga bag‘ishlangan. Qoraqalpog‘istonda tahsil olayotgan musiqa ta’limining ixtisoslashgan yo‘nalishlari talabalarni o‘qitish...
2024 / Jumaniyazov Iskander -
ДУТОР ЧОЛҒУСИ ТАРИХИГА БИР НАЗАР
Мазкур мақолада халқимиз мусиқий меъросидан жой олган дутор чолғуси, унинг ижрочилик услублари тарихи, мусиқа ижрочилиги тарихий асослари ҳақида фикр-мулоҳазалар юритилади.
2024 / Дурдона Ҳайдаралиева -
FORTEPIANO CHALISH MAHORATINI OSHIRISH STRATEGIYALARI
Ma’lumki musiqaasbobini, shu jumladan pianinoni chalish mahorati-bu o'ziga xos faoliyat turi bo'lib, uni o'zlashtirganda odam o'ziga xos bilim, ko'nikma va malakalarni oladi. Bunga notalardan o'qish, eshitib ijro qilish, cholg’u oldida to'g'ri turish, ovoz chiqarish va boshqalar kiradi. Biroq,...
2024 / Raimov Juratbek Ikrom O‘g‘li -
TALABALARNING FORTEPIANO CHOLG’USIDA IJRO ETISH MALAKALARINI RIVOJLANTIRISH VA TOVUSHNI TINIQ, RAVSHAN IJROSI TEXNIKASI USTIDA ISHLASH
Ushbu maqolada O’zbekistonda fortepiano ijrochiligi rivojlanishi, talabalarning fortepiano cholg’usida ijro etish malakalarini rivojlantirish, fortepiano ijrosida tovushni yanada tiniq, ravshan ijro texnikasi ustida ishlash bo’yicha tavsiyalar berilgan.
2024 / Ibragimova Sitora Sunnat Qizi -
НАСЛЕДИЕ И РОЛЬ ВЕЛИКОГО ПАРФЯНСКОГО НИСЫ
Слово «Ниса» встречается в старейших клинописных текстах и в зороастрийской Авесте, где говорится о Нисайе, через которую продвигались на юго-запад арийские племена, о ее зеленых пастбищах, где выращивались кони, прославленные на весь древний Восток.
2024 / Чарыев Я. А., Реджепов Р. Я. -
АРХИТЕКТУРНАЯ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА РИМСКОГО ХРАМА ПАНТЕОН
В работе проводится анализ архитектурной и идеологической специфики римского храма Пантеон. Рассматриваются особенности его конструкции, художественное оформление, роль в религиозной и общественной жизни Древнего Рима, а также влияние на последующее развитие архитектуры. Представлен анализ...
2024 / Попова М. П. -
ОБРАЗ ОДИССЕЯ В БАЛЛАДЕ ХАНСА ЗОММЕРА
Статья посвящена трактовке образа Одиссея в одноименной вокальной балладе немецкого композитора Ханса Зоммера (1837–1922) на стихи Феликса Дана (1834–1912). Зоммер и Дан, принадлежавшие по роду профессиональной деятельности к университетской среде и масштабно проявившие себя в общественной жизни,...
2024 / Кубасова Ольга Андреевна, Панкина Елена ВалериевнаВАК -
ТРОМБОННЫЕ ПАРТИИ В ТОРЖЕСТВЕННОЙ МЕССЕ БЕТХОВЕНА: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И СТИЛЕВЫЕ ВЛИЯНИЯ
Многочисленные исследования, посвященные творчеству Л. ван Бетховена, редко фокусируются на проблемах оркестрового письма, в частности, на анализе тромбонных партий в симфонических и вокально-хоровых сочинениях. В статье в опоре на зарубежные исследования освещаются важные моменты создания...
2024 / Чжан СунаоВАК -
Теория ритма в трудах Е. В. Гиппиуса и современные подходы к проблеме (на примере удмуртской традиционной музыки)
Введение. Автор статьи впервые ставит вопросы о степени преемственности научных идей Е. В. Гиппиуса, возможности соотнесения его научной теории и теории ритмической организации, созданной последовательницей ученого Б. Б. Ефименковой, а также о практической значимости теоретических наработок ученых...
2024 / Ирина Муртазовна НуриеваВАК -
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА МОРДВЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2024 / Елена Николаевна Ломшина, Ольга Викторовна Пуссинен, Татьяна Александровна ДятловаВАК
-
КВАРТЕТ КАК ТИП АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ
Обращение к тематике данной статьи обусловлено, как минимум, двумя обстоятельствами. Во-первых, судьба квартетного жанра в музыке ХХ–ХХI вв. наименее изучена по сравнению с другими классическими жанрами. Во-вторых, внимание музыковедов, как правило, сосредоточено на композиционных принципах...
2024 / Демешко Галина Андреевна, Храпов Константин СергеевичВАК -
РОМАНСЫ, ОР. 38 С.В. РАХМАНИНОВА КАК ЦИКЛ ВОКАЛЬНЫХ МИНИАТЮР
Цель статьи – выявить в Романсах, ор. 38 С.В. Рахманинова взаимосвязь вокальных миниатюр, обеспечивающую характерные признаки цикличности в структуре и драматургии вокального сборника. Автор обнаруживает общность тональных, интонационно-тематических компонентов, самобытное решение композиции опуса...
2024 / Уткина Марина ВладимировнаВАК -
О НЕОРОМАНТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЯХ В КОНЦЕРТЕ ДЛЯ КЛАРНЕТА И ФОРТЕПИАННОГО ТРИО Б.И. ТИЩЕНКО
Статья посвящена характеристике Концерта для кларнета и фортепианного трио Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). Произведение почти не привлекало внимание исследователей, хотя создано в 1990 г. Оно рассматривается в аспекте неоромантических тенденций – одного из знаковых направлений в музыке на...
2024 / Овсянкина Галина ПетровнаВАК -
СОНАТА-МИСТЕРИЯ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО № 2 Т. СМИРНОВОЙ В ЗЕРКАЛЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО ПИАНИЗМА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Дан анализ диалога с традицией в «Сонате-мистерии» Т. Смирновой – образце художественной стилевой игры 90-х гг. XX в. Изучение авторской трактовки жанра через выявление особенностей стиля и показ конкретных приемов композиторского письма с позиций социокультурного и музыковедческого подходов...
2024 / Волобуев Никита ЮрьевичВАК -
«ТЕЛО, СКВОЗЬ КОТОРОЕ ТЕЧЕТ МЕЧТА»: О СКРИПИЧНОМ КОНЦЕРТЕ ДЖОНА АДАМСА
Статья посвящена актуальной и малоизученной теме творчества современного американского композитора Джона Кулиджа Адамса (р. 1947) в жанре концерта для скрипки. Анализируются черты музыкального языка Адамса в области формы, гармонии, ритма, устанавливается ведущая роль полифонического начала в...
2024 / Чурилова Елена АлександровнаВАК -
РОССИЙСКИЙ МЮЗИКЛ В КАТЕГОРИЯХ АРХЕОМОДЕРНА
Статья посвящена отечественному мюзиклу, специфика которого стала проявлять себя уже в первых опытах приобщения к западным традициям в конце 1990-х гг. Процессы, в нем протекающие, и сам характер российского мюзикла объяснимы с позиций археомодерна – парадигмы, принципиальной, по мнению русского...
2024 / Антипова Юлия ВладимировнаВАК -
ШТРИХИ К ТРЕМ ПОНЯТИЯМ ИЗ ТЕОРИИ МУЗЫКИ
В статье обсуждается круг вопросов, связанный с толкованием трех музыкально-теоретических понятий – гармония, полифония, лад. Рассматриваются взаимоотношения с рядом других терминов и понятий. Потребность в этом остро испытывается не только самой музыкальной наукой, но и музыкальным образованием....
2024 / Ментюков Александр ПавловичВАК -
СОМАЭСТЕТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕКСТЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Тема статьи актуализирует вопросы взаимодействия двух типов исследовательской рефлексии: аналитического и интерпретативного. Сомаэстетический подход, изучающий роль телесности в чувственно-эстетическом опыте, рассматривается как относящийся к интерпретативному типу и позиционируется как...
2024 / Корнелюк Татьяна АлександровнаВАК -
ПЕРВЫЕ КЛАВИРНЫЕ ДУЭТЫ: ИСТОКИ И КОНТЕКСТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧЕТЫРЕХРУЧНОЙ ПРАКТИКИ В КЛАВИРНОМ ИСКУССТВЕ
Четырехручный клавирный дуэт на одном и / или двух клавирных инструментах представляет собой уникальную исполнительскую традицию в европейской музыкальной культуре. Развиваясь нелинейно в контексте формирования органно-клавирного искусства, дуэтный вид исполнительства в самом генезисе проявлялся в...
2024 / Катонова Наталья ЮрьевнаВАК -
О ДИРИЖЕРСКО-ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫХ ПОДХОДАХ К ИСПОЛНЕНИЮ ПЕРВОЙ СИМФОНИИ Л. ВАН БЕТХОВЕНА
дирижерской практике Первая симфония Л. ван Бетховена пользуется широкой популярностью. Ее исполняют как начинающие, так и известные, выдающиеся дирижеры. Уже на протяжении двух столетий она звучит в различных странах мира, а со второй половины ХХ в. – и в Китае. При этом в научной литературе...
2024 / Цюй Синь, Юферова Ольга АлександровнаВАК