Научная статья на тему 'ОБРАЗ ОДИССЕЯ В БАЛЛАДЕ ХАНСА ЗОММЕРА'

ОБРАЗ ОДИССЕЯ В БАЛЛАДЕ ХАНСА ЗОММЕРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ханс Зоммер / Феликс Дан / баллада / Одиссей / Гомер / Hans Sommer / Felix Dahn / ballade / Odysseus / Homer

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кубасова Ольга Андреевна, Панкина Елена Валериевна

Статья посвящена трактовке образа Одиссея в одноименной вокальной балладе немецкого композитора Ханса Зоммера (1837–1922) на стихи Феликса Дана (1834–1912). Зоммер и Дан, принадлежавшие по роду профессиональной деятельности к университетской среде и масштабно проявившие себя в общественной жизни, реализовывали в художественном творчестве свои интеллектуальные искания. Результатом обращения Зоммера к поэзии Дана стало несколько вокальных композиций, в том числе баллада «Одиссей», относящаяся к жанровой области оркестровых песен. Материалом исследования этого впервые рассматриваемого сочинения стали оркестровая и фортепианная его версии. Баллада Дана состоит из четырех катренов; ее музыкальная форма производна от поэтической, – строфическая и, вместе с тем, сквозная. Смена разделов маркируется изменением тематического материала, фактуры, динамики и тонального плана. Во вполне традиционном составе оркестра выделены партии духовых инструментов и арфы, выполняющие особые функции в формировании образов Одиссея и морского странствия. Инструментальный план баллады характеризуется яркой звукоизобразительностью (переборы струн лиры, морские волны, героические возгласы, сигналы, фанфары, горные вершины Итаки). Вокальная партия тяготеет к декламационному интонированию с чертами импровизационности. В балладе Зоммера прослеживается романтическая трактовка этого жанра как лирико-эпического повествования, соединяющегося с картинной живописностью и глубоким интеллектуальным погружением композитора в образный строй стихотворения Дана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF ODYSSEUS IN THE BALLAD OF HANS SOMMERTHE SOMMER

The article is devoted to the interpretation of the image of Odysseus in the eponymous vocal ballad by the German composer Hans Sommer (1837–1922) to poems by Felix Dahn (1834–1912). Both Sommer and Dahn, who belonged to the university environment by their professional occupation and who were active in public life on a large scale, at the same time realized their intellectual quests in artistic creation. Sommer's turn to Dahn's poetry resulted in several vocal compositions, including the ballad “Odysseus”, which belongs to the genre of orchestral songs. The orchestral and piano versions of this work, which is being considered for the first time, are the material for the study of this work. Dana's ballad consists of four quatrains; its musical form is derived from the poetic form – strophic and, at the same time, transversal. The change of sections is marked by changes in thematic material, texture, dynamics and tonal plan. In the quite traditional composition of the orchestra, the parts of wind instruments and harp are emphasized, performing special functions in the formation of the images of Odysseus and the sea voyage. The instrumental plan of the ballad is characterized by vivid sound-imagery (the strings of the lyre, the waves of the sea, heroic cries, signals, fanfares and the mountain peaks of Ithaca). The vocal part gravitates towards declamatory intonation with features of improvisation. Sommer's ballad traces the Romantic interpretation of this genre as a lyrical and epic narrative, combining it with pictorial picturesqueness and the composer's deep intellectual immersion in the imagery of Dahn's poem.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ОДИССЕЯ В БАЛЛАДЕ ХАНСА ЗОММЕРА»

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКОЗНАНИЯ

Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 3. C. 9-18 ISSN 2308-1031

Journal of Musical Science, 2024, vol. 12, no. 3, pp. 9-18 ISSN 2308-1031

© Кубасова, О.А., Панкина, Е.В., 2024 УДК 784.3

DOI: 10.24412/2308-1031-2024-3-9-18

ОБРАЗ ОДИССЕЯ В БАЛЛАДЕ ХАНСА ЗОММЕРА О.А. Кубасова1, Е.В. Панкина1

1 Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского, Екатеринбург, 620014, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена трактовке образа Одиссея в одноименной вокальной балладе немецкого композитора Ханса Зоммера (1837-1922) на стихи Феликса Дана (1834-1912). Зоммер и Дан, принадлежавшие по роду профессиональной деятельности к университетской среде и масштабно проявившие себя в общественной жизни, реализовывали в художественном творчестве свои интеллектуальные искания. Результатом обращения Зоммера к поэзии Дана стало несколько вокальных композиций, в том числе баллада «Одиссей», относящаяся к жанровой области оркестровых песен. Материалом исследования этого впервые рассматриваемого сочинения стали оркестровая и фортепианная его версии. Баллада Дана состоит из четырех катренов; ее музыкальная форма производна от поэтической, - строфическая и, вместе с тем, сквозная. Смена разделов маркируется изменением тематического материала, фактуры, динамики и тонального плана. Во вполне традиционном составе оркестра выделены партии духовых инструментов и арфы, выполняющие особые функции в формировании образов Одиссея и морского странствия. Инструментальный план баллады характеризуется яркой звукоизобразительностью (переборы струн лиры, морские волны, героические возгласы, сигналы, фанфары, горные вершины Итаки). Вокальная партия тяготеет к декламационному интонированию с чертами импровизационности. В балладе Зоммера прослеживается романтическая трактовка этого жанра как лирико-эпического повествования, соединяющегося с картинной живописностью и глубоким интеллектуальным погружением композитора в образный строй стихотворения Дана.

Ключевые слова: Ханс Зоммер, Феликс Дан, баллада, Одиссей, Гомер Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Кубасова О.А., Панкина Е.В. Образ Одиссея в балладе Ханса Зоммера // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 3. С. 9-18. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-3-9-18.

THE IMAGE OF ODYSSEUS IN THE BALLAD OF HANS SOMMER

O.A. Kubasova1, E.V. Pankina1

1 M.P. Mussorgsky Ural State Conservatory, Ekaterinburg, 620014, Russian Federation

Abstract. TThe article is devoted to the interpretation of the image of Odysseus in the eponymous vocal ballad by the German composer Hans Sommer (1837-1922) to poems by Felix Dahn (1834-1912). Both Sommer and Dahn, who belonged to the university environment by their professional occupation and who were active in public life on a large scale, at the same time realized their intellectual quests in artistic creation. Sommer's turn to Dahn's poetry resulted in several vocal compositions, including the ballad "Odysseus", which belongs to the genre of orchestral songs. The orchestral and piano versions of this work, which is being considered for the first time, are the material for the study of this work. Dana's ballad consists of four quatrains; its musical form is derived from the poetic form - strophic and, at the same time, transversal. The change of sections is marked by changes in thematic

9

material, texture, dynamics and tonal plan. In the quite traditional composition of the orchestra, the parts of wind instruments and harp are emphasized, performing special functions in the formation of the images of Odysseus and the sea voyage. The instrumental plan of the ballad is characterized by vivid sound-imagery (the strings of the lyre, the waves of the sea, heroic cries, signals, fanfares and the mountain peaks of Ithaca). The vocal part gravitates towards declamatory intonation with features of improvisation. Sommer's ballad traces the Romantic interpretation of this genre as a lyrical and epic narrative, combining it with pictorial picturesqueness and the composer's deep intellectual immersion in the imagery of Dahn's poem. Keywords: Hans Sommer, Felix Dahn, ballade, Odysseus, Homer Conflict of interest. The authors declare the absence of conflict of interests.

For citation: Kubasova, O.A., Pankina, E.V (2024), "The image of Odysseus in the ballad of Hans Sommer", Journal of Musical Science, vol. 12, no. 3, pp. 9-18. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-3-9-18.

Образ Одиссея относится к наиболее важным, сквозным образам европейской культуры. Тема странствий Одиссея, стойкости перед лицом фатума, сохранения достоинства в предельном напряжении сил в разные художественные эпохи и в произведениях разных видов искусства и жанров получала чрезвычайно разнообразные интерпретации. Наиболее благодатные возможности для воплощения приключений Одиссея, безусловно, предоставляли оперная сцена и кантат-но-ораториальные жанры, в которых создали свои произведения Клаудио Мон-теверди, Франческо Сакрати, Райнхард Кайзер, Макс Брух, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Август Бунгерт, Габриэль Форе, Луиджи Даллапиккола.

В их тени находятся более малочисленные камерные композиции, к которым относится баллада Ханса Зоммера «Одиссей» - сочинение остро современное в период его создания и исполнения, а в некотором отношении и экспериментальное. Отметим, что баллада пока остается за пределами музыковедческого интереса, за исключением краткого упоминания «Одиссея» в монографии А. Кё-ниг (König A., 1904, S. 32) и общей характеристики оркестровых песен композитора, данной основным исследователем творчества Зоммера - немецким музыковедом Э. Валентином (Valentin E., 1939). Между тем эта баллада, будучи, несомненно, частным образцом камерно-вокальной лирики Зоммера, находится в центре нашего

внимания как произведение, в котором отразились не только индивидуальные стилистические искания композитора, но и осмысление им образа античного героя в контексте некоторых тенденций интеллектуальной и художественной жизни Германии конца XIX в. Опора на метод историзма и методику целостного музыкального анализа позволяет конкретизировать данные позиции.

Особенности баллады «Одиссей» отчасти обусловлены личностью композитора, ныне малоизвестного, в свое же время весьма активного и притягательного для современников как масштабностью деятельности, так и неординарностью личности. Творчество его сегодня пропагандируется Архивом Ханса Зомме-ра, созданным потомками композитора. В связи с этим приведем некоторые существенные для нашей темы биографические данные этой весьма заметной в художественной жизни Германии второй половины XIX в. фигуры.

Ханс Зоммер (Ханс Фридрих Август Цинкен) родился 20 июля 1837 г. в Бра-уншвейге, скончался там же 26 апреля 1922 г. (сведения о Зоммере см.: (Stier E., 1906, S. 112-120; Данъ (Феликсъ Данъ) // Энциклопедический словарь / изд. Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон. СПб.: И.А. Ефрон, 1893. Т. 10. С. 126)) (рис. 1). После ранней смерти отца с 1845 г. Зом-мер рос в семье отчима, который отправил его на обучение в Каролинскую коллегию. Там же Зоммер получил базовое

Рис. 1. Композитор Ханс Зоммер (1837-1922), 1915 г. (фото из Городского архива Брауншвейга, Н XVI, О II: 2) музыкальное образование, занимаясь композицией с Юлиусом Отто Гриммом и Адольфом Бернхардом Марксом. Музыка привлекала мальчика, однако отчим был против его увлечения и настаивал на углубленном изучении математики и физики.

После успешной защиты математической докторской диссертации с 1859 г. Зоммер начал преподавать в той же коллегии, в 1866 г. был назначен профессором математики, а с 1875 г. занял пост директора Политехнической школы, в которую была преобразована коллегия. Однако со временем желание заниматься музыкой не угасало, а разрасталось все сильнее, и в 1881 г. Зоммер досрочно вышел на пенсию, чтобы посвятить все свободное время творчеству. Покинув свой пост в то время уже в Техническом университете, Зоммер уехал в Веймар, где получил несколько уроков композиции у Ференца Листа.

Зоммер был тесно связан с музыкальной жизнью Германии и до ухода из университета: с 1863 по 1870 г. он писал музыкальные обзоры для местной прессы и участвовал в организации концертов в Брауншвейге. Вслед за премьерами одноактной оперы «Ночной сторож» в Бра-уншвейгском придворном театре (1865) и камерной музыки в частных концертах в 1876 г. был опубликован его сборник из пяти песен как ор. 1.

Наряду с созданием музыки, активно развивалась общественная деятельность Зоммера. Так, в 1875 г. он познакомился с Рихардом и Козимой Вагнер, и впоследствии именно Зоммер организует Ассоциацию Рихарда Вагнера в Брауншвейге. С февраля 1899 г. он выполнял обязанности председателя правления Союза немецких композиторов, созданного Рихардом Штраусом в Лейпциге годом ранее. С 1895 г. Зоммер был членом голландского Общества содействия музыкальному искусству, в 1903-1911 гг. - совета директоров Всеобщей немецкой музыкальной ассоциации, а в последний год жизни вступил в Берлинскую академию художеств.

О чрезвычайно глубоких интересах Зоммера свидетельствует содержание его личной библиотеки, включавшей рукописи и редкие ноты - от XVII в. до ранних романтиков, а также музыкальные гравюры (Mauruschat H.-Ch., 2008, S. 252-254). С середины 1860-х гг. Зоммер приступил к исследовательской работе; спустя полтора десятилетия он стал членом берлинского Общества музыкальных исследований, в котором также занимался редактированием.

Камерная вокальная лирика составляет существенную часть творческого наследия Зоммера; особенно интенсивным оказался период с 1882 по 1886 г., когда он опубликовал более 100 песен, баллад и романсов, которые выпускались большими тиражами и подарили ему известность во всей Германии. Новаторством в этой жанровой области стали его оркестровые песни (Orchesterliedern), которые Зоммер писал с 23 лет и почти до конца жизни. Примечательно, что ноты оркестровых песен были обнаружены в его доме лишь около 20 лет назад, и большинство из них впервые опубликовано сравнительно недавно.

Как автор песен, изначально созданных для голоса и оркестра, Зоммер был

первопроходцем: когда он в 1860 г. перекладывал стихи Генриха Гейне для тенора и симфонического оркестра, образцов такого рода почти не было. Ранее Гектор Берлиоз оркестровал свой цикл из шести частей «Летние ночи», а Рихард Вагнер переложил одну из песен на стихи Матильды Везендонк для голоса и небольшого оркестра, однако все эти песни прежде были созданы для голоса с фортепиано. Когда Зоммер в 1884 г. оркестровал вокальный цикл «Песни Сапфо», помимо упомянутых песен Берлиоза, не существовало вокального цикла для сольного голоса и симфонического оркестра, на который он мог бы опираться в качестве

INHALT.

Рис. 2. Титульный лист и содержание сборника «Баллады и романсы», op. 11 (1886)

Баллада «Одиссей» существует в двух вариантах: для голоса в сопровождении небольшого оркестра и для голоса в сопровождении фортепиано. Оркестровая версия считается первичной, хотя точное время ее создания неизвестно. Вариант баллады для голоса и фортепиано впервые опубликован в 1886 г. в сборнике «Баллады и романсы», op. 11 (Sommer H., [1886], S. 3-5). 1901 г. указан как время создания оркестровой версии на титульном листе изданной в 2010 г. партитуры баллады, где она обозначена как «"Одиссей" для среднего голоса и оркестра op. 11, Nr. 1» (Sommer H., 2010).

В основе текста баллады лежит одноименное стихотворение Феликса Дана;

отметим, что из семи сочинений Зоммера в упомянутом сборнике пять написаны на слова Дана.

Поскольку Феликс Дан (Юлиус Со-фус Феликс Дан, 1834-1912) не относится к числу широко известных ныне немецких поэтов, уместно обратиться к некоторым сторонам его деятельности и творчества, позволяющим понять - почему Зоммер с таким вниманием отнесся к стихам Дана.

Феликс Дан родился в Гамбурге в семье известного гамбургского актера Фридриха Дана и французской актрисы Констанс Ле Гэй (рис. 3). Вскоре его родителям предложили место в мюнхенских Резиденц-театре и Национальном театре. Повзрослевший Дан изучал право и философию в Мюнхене и Берлине, а затем преподавал немецкое право, философию права и историю в университетах Мюнхена, Вюрцбурга, Кенигсберга и Бреслау, где в 1895 г. был назначен ректором. На протяжении всей жизни он занимал активную гражданскую позицию, что проявилось в непосредственном участии во Франко-прусской войне 1870-1871 гг., когда Дан получил ранение в битве при Седане.

Рис. 3. Писатель Феликс Дан (1834-1912), 1900 г. (фото: Heliogravure, Corpus Imaginum, Hanfstaengl Collection) Дан был известным профессиональным юристом, историком и литератором, автором научных изысканий и романов, востребованных в период патриотического подъема на фоне образования Гер-

манской империи (1871)2. Литературное творчество Дана охватывает также баллады, драмы и оперные либретто, причем его исследования истории германских племен послужили источником вдохновения для творческих идей. Дан входил во влиятельный мюнхенский поэтический кружок «Die Krokodile» («Крокодилы»), который, по его словам, был резко противоположен натурализму. Современники высоко ценили его произведения, а Рихард Штраус, Макс Регер и Ханс Зоммер положили стихи Дана на музыку.

Таким образом, Зоммера и Дана объединяла принадлежность к интеллекту-

Was Achileus nicht gelungen, was nicht Ajas'Stärke that, Priams Veste hat bezwunden dieses Hauptes kluger Rath.

Ein Jahrzehnt mit kühnem Kiele trozt' ich Posidaons Wuth und ich drang zum sonn'gen Nile und zu Lethes dunkler Fluth.

Freundin rühm' ich mir Athene und der ew'gen Jugend Zier beut, die schöner als Helene, beut die Inselgöttin mir:

Ach, wie gern wollt' ich vertauschen was mir Herrlichstes geschah, hört' ich nur nuch einmal rauschen deinen Bergwald, Ithaka!

Смена четырех разделов, соответствующих четырем строфам стихотворения, сопровождается изменением тематического материала, фактуры, динамики и тонального плана при главной тональности Es-dur.

При рассмотрении баллады мы учитываем обе редакции - оркестровую и фортепианную. Оркестр здесь вполне традиционный, отвечающий образному замыслу композитора: парный состав деревянных духовых, четыре валторны, две трубы, литавры и арфа.

Начинается и завершается баллада восходящим пассажем по звукам тониче-

альным университетским кругам, в которых оба занимали высокое положение, а также глубокое и серьезное отношение к художественному творчеству, внимание к историческому и легендарному прошлому немецкого народа и к классической культуре в целом. В результате художественной реализации академических интересов композитора и поэта и появилась в числе иных сочинений баллада «Одиссей».

Литературная баллада состоит из четырех катренов, и форма ее музыкального воплощения определяется строением стиха, -она строфическая и, вместе с тем, сквозная. Что не удалось Ахиллесу, что не содеяла сила Аякса, -твердыню Приамову одолел умный совет этой главы.

Десять лет смелым килем я преодолеваю ярость Посейдона и устремляюсь к солнечному Нилу и к темному потоку Леты.

Подруга, я возвеличен Афиной и добыл вечно юную красу, что прекраснее Елены, был похищен богиней острова:

Ах, как бы мне хотелось променять самое чудесное, что произошло со мной, услышь я хоть раз шум твоего горного леса, Итака!3

ского трезвучия основной тональности. Этот пассаж, обрамляющий произведение, напоминает перебор струн лиры и в оркестровой версии исполняется арфой. Инструментальный план первого раздела баллады полностью состоит из подражания звучанию лиры. В оркестровой редакции, в отличие от фортепианной, во вступлении предвосхищается и героический облик Одиссея благодаря постепенно «собирающемуся» тоническому трезвучию у валторн, фагота и литавр, после чего на протяжении всего первого раздела вокальную партию сопровождают лишь переборы арфы, как и в фортепианной версии.

Мелодия вокальной партии в первой строфе - волнообразного строения, ее свободный ритмический рисунок, зачастую с избеганием опоры на сильную долю такта, создает ощущение импро-визационности. Отсутствие широких скачков также сближает вокальную партию первого раздела с человеческой речью (пример 1). Но это не просто рассказ: весь комплекс средств в совокупности с «переборами струн» акком-

.У*-/ г /г?! Фч /атгг/

панемента, как мы полагаем, призван вызвать в воображении слушателя образ рапсода, странствующего певца-сказителя. Рапсоды были исполнителями эпических поэм, нередко связанных с гомеровскими сюжетами, поэтому, возможно, именно образ рассказчика воссоздается в первом разделе баллады. Отметим также, что лишь в первой строфе повествование излагается не от первого лица. Пример 1. Х. Зоммер. Баллада «Одиссей», тт. 1-9

Во втором разделе (В-с1иг) фактура сопровождения меняется, появляются стремительные волнообразные пассажи, воплощающие морской пейзаж, перекатывающиеся волны, преодолеваемые кораблем Одиссея. Здесь звукоизобра-зительность определяется поэтическим текстом, в котором упоминаются водные странствия и потоки великих рек. В отличие от первого раздела во втором звучат все инструменты, но музыкальная ткань достаточно прозрачна, мелодическая линия в оркестре последовательно передается от инструмента к инструменту.

Интересна смена тембров, обусловленная поэтическим текстом. В первых двух строках катрена повествуется о героических приключениях Одиссея, и вокаль-

ную партию сопровождает восходящее движение по звукам трезвучий у валторн с динамическим нарастанием. В тексте второй половины катрена противопоставляются «солнечный Нил» и «темный поток Леты», и контраст света и тьмы отражается в оркестровке. Первая из этих строк звучит в сопровождении флейт и гобоев, причем в партии флейты особенно выделяется трель, приходящаяся на слово «Нил», как образ мерцающих лучей солнца на волнах священной реки. Воды Леты же погружены в тембры более «холодных» и низких кларнетов и фаготов.

Во второй строфе повествование ведется от первого лица, т.е. лирического героя баллады - Одиссея. В соответствии с этим меняется и облик вокальной пар-

тии. Некоторая неустойчивость, импро- ской, преимущественно восходящей ме-визационность, характерная для первого лодией явно декламационной природы раздела, сменяется уверенной, героиче- (пример 2).

Пример 2. Х. Зоммер. Баллада «Одиссей», тт. 11-16

Наиболее ярким и разнообразным является третий раздел баллады, связанный с воспоминаниями Одиссея. Ритмический рисунок вокальной партии вновь обретает свободу и импровизаци-онность (пример 3). Инструментальный план усложняется и становится более разнообразным, в гармонии встречается эллипсис, ощущается постоянная неустойчивость. Начинается третий раздел с «переборов лиры» у арфы из первого раздела на фоне сигнальных ударов литавр, после чего арфа вновь возвращается к стремительным морским пассажам из второй строфы, а затем волнообразные фигурации соединяются то с подголосками и дублированием вокальной партии, то с арпеджированными аккордами. Вновь Зоммер использует полный оркестр, но в отличие от второго раздела музыкальная ткань здесь более плотная. Как и в фортепианной версии, третий

раздел отличается общей неустойчивостью, что в оркестровой песне, помимо прочего, подчеркивается краткими фразами духовых инструментов, словно перебивающими друг друга.

Фанфарой труб открывается четвертый раздел, в котором возвращается основная тональность Es-dur. Аккомпанемент в основном состоит из арпеджи-рованных аккордов, но показательно, что начинается строфа не сразу с «перебора лиры», а с фанфары труб, призывного мотива, который вновь появляется перед второй строкой (пример 4). Партия оркестра в финальном разделе отличается более спокойным движением, в основном это протяженные аккорды или интервалы. Завершается оркестровая песня воплощением образа далекой Итаки -устремленным вверх пассажем арфы, звучащим на фоне длящегося тонического аккорда у всего оркестра (пример 5).

Пример З. Х. Зоммер. Баллада «Одиссей», тт. 20-29

Пример 4. Х. Зоммер. Баллада «Одиссей», тт. З0-Зб

Frei

Mit nntër/f/i'T И7trme

mm

i- « ;iг

Aih.wie Ki-rn wollt' ich ver - taii-sclieu was....... mir Инг

Frei v. i

Пример 5. Х. Зоммер. Баллада «Одиссей», тт. 44-53

Образ Одиссея в балладе Зоммера трактован в романтическом ключе: он предстает не только в традиционном об-личии как отважный герой и мудрый царь, но и с лирической стороны. Уже само стихотворение Дана способствует такому раскрытию образа, - Одиссей высказывается очень поэтично, его речь наполнена яркими эпитетами и эмоциональными восклицаниями. Лиризация особенно заметна в третьем и четвертом разделах баллады, в свободном, словно импровизационном характере вокальной партии, что отдаляет Одиссея Зоммера от сферы героики как таковой, с характерными для нее четкой ритмикой, декламационными и призывными интонациями. Показательно, что кульминация баллады находится в ее завершении, на заветном, самом дорогом сердцу Одиссея слове -

Итака. Для героя в этот момент важны не завоевания и подвиги, а родная земля и семья, которую ему пришлось оставить, и встречи с которой он ожидает больше всего.

Баллада Зоммера «Одиссей» полностью соответствует романтическому пониманию этого жанра - это лирико-эпическое повествование, соединяющееся с картинной живописностью. Инструментальная партия характеризуется яркой звукоизобразительностью, но все же поэтический текст раскрывается без глубокой детализации, скорее, обобщенно. Сочетание лирической и эпической интонационности в опоре на интеллектуальное погружение в образный строй стихотворения, столь органичное для композитора, придает балладе яркую индивидуальность.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Цикл «Песни Сапфо» впервые прозвучал целиком в 1903 г.

2 Наиболее значимые обобщающие исторические труды Дана - «Короли германского наро-

да» (1907), «История происхождения германских и латинских народов» (1890) и «Немецкая история с начала до 843 года» (1888). 3 Перевод О. Кубасовой.

ЛИТЕРАТУРА

König A. Die Ballade in der Musik // Musikalisches Magazin. Abhandlungen über Musik und ihre Geschichte, über Musiker und ihre Werke / Hrsg. von E. Rabich. № 9. Langensalza: Beyer, 1904. 47 S.

Mauruschat H.-Ch. Der Komponist Hans Sommer (1837-1922) und seine Musikbibliothek // Die Musikforschung. 2008. 61. Jahrg., H. 3. S. 252-254.

Sommer H. Balladen und Romanzen. 2. Heft. Op. 11. Braunschweig: Litolff, [1886]. S. 3-5.

Sommer H. Odysseus fur mittlere Stimme und Orchester. Wien: Universal A.G., 2010. 6 S.

Stier E. Hans Sommer // Monographien moderner Musiker. Leipzig: C.F. Kahnt Nachfolger, 1906. Bd. 1. S. 112-120.

Valentin E. Hans Sommer: Weg, Werk und Tat eines deutschen Meisters. Braunschweig: Litolff, 1939. 224 S.

REFERENCES

König, A. (1904), Die Ballade in der Musik, Musikalisches Magazin. Abhandlungen über Musik und ihre Geschichte, über Musiker und ihre Werke, Hrsg. von E. Rabich, no. 9, Beyer, Langensalza, 47 S. (In Germ.)

Mauruschat, H.-Ch. (2008), Der Komponist Hans Sommer (1837-1922) und seine Musikbibliothek, Die Musikforschung, H. 3, 61. Jahrg., S. 252-254. (In Germ.)

Sommer, H. (1886), Balladen und Romanzen. 2. Heft. Op. 11, Litolff, Braunschweig, S. 3-5. (In Germ.)

Sommer, H. (2010), Odysseus fur mittlere Stimme und Orchester, Universal A.G., Wien, 6 S. (In Germ.)

Stier, E. (1906), Hans Sommer, Monographien moderner Musiker, Bd. 1, C.F. Kahnt Nachfolger, Leipzig, S. 112-120. (In Germ.)

Valentin, E. (1939), Hans Sommer: Weg, Werk und Tat eines deutschen Meisters, Litolff, Braunschweig, 224 S. (In Germ.)

Сведения об авторах

Кубасова Ольга Андреевна, преподаватель Детской школы искусств п. Монетный Свердловской области

E-mail: [email protected]

Панкина Елена Валериевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского (Екатеринбург) E-mail: [email protected]

Authors Information

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Olga A. Kubasova, teacher at the Children's Art School of Monetny, Sverdlovsk Region E-mail: [email protected]

Elena V. Pankina, D. Sc. (Art Criticism), Professor at the Department of Music History at the M.P. Mussorgsky Ural State Conservatory (Ekaterinburg) E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 13.05.2024 После доработки 16.07.2024 Принята к публикации 15.08.2024

Received 13.05.2024 Revised 16.07.2024 Accepted for publication 15.08.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.