Научная статья на тему 'РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА МОРДВЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА МОРДВЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА МОРДВЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

События / Events

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА МОРДВЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

REPRESENTATION OF MORDOVIAN FOLK ART IN INTERNATIONAL EXHIBITION ACTIVITIES

С 16 сентября по 30 ноября 2023 г. в Русском Доме города Хельсинки (Финляндия) в рамках международного фестиваля финно-угорских культур «ВерескFEST» прошла выставка «Традиции и обрядовая культура мордвы», организованная и подготовленная совместно с Научно-исследовательской лабораторией финно-угорской культуры Института национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, а также была организована выставка марийских народных костюмов, состоялась презентация фотоальбома «Свадьба Заонежья» и документального

этнографического фильма, выступили творческие финно-угорские коллективы и т. д.

В основу выставки легли материалы международных экспедиций, которые были проведены Научно-исследовательской лабораторией финно-угорской культуры МГУ им. Н. П. Огарёва совместно с Университетом им. Лоранда Этвеша (Венгрия), Этнографическим музеем г. Будапешта, Университетом Хельсинки. Экспедиции проходили в несколько этапов: в июле 2013 г. - в Зубово-По-лянском районе, в юго-западной части Республики Мордовия, где проживает мордва-мокша;

августе 2013 г. - в Дубенском и Кочкуровском районах, где проживают эрзяне; ноябре-декабре 2014 г. - в Торбеевском и Теньгушевском районах среди мокшан; летом 2016 г. - в Боль-шеигнатовском районе среди эрзи; в 2018 и 2020 гг. - среди мордвы-мокши в Зубово-Полян-ском районе.

На открытии выставки с приветственным словом выступил Загребин Алексей Егорович, директор Русского Дома в Хельсинки. Вела открытие выставки Ольга Пуссинен, заведующая библиотекой Русского Дома, участник Международной экспедиции.

Р и с. 1. Афиша фестиваля финно-угорских культур «^pe^FEST». Русский Дом в Хельсинки. Сентябрь 2023 г.

F i g. 1. Poster of the festival of Finno-Ugric cultures "VereskFEST". Russian House in Helsinki. September 2023

Р и с. 2. Костюмы луговых и восточных мари. Выставка работ этноди-зайнера Раисы Тоссавайнен. Сентябрь 2023 г.

F i g. 2. Costumes of the Meadow and Eastern Mari. The Exhibition of works by Raisa Tossavaisen, Ethnic Disigner. September 2023

СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, КНИГИ

Р и с. 3. Сбор полевого материала Еленой Ломшиной и Рихо Грюнтал. Республика Мордовия, Дубенский район, с. Кочкурово. 2013 г.

F i g. 3. Collection of the field material by Elena Lomshina and Riho Grunthal. Republic of Mordovia, Dubensky District, Kochkurovo village. 2013

Р и с. 4. Мордовка-мокша, участница ансамбля «Сиянь толнэ» Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, с. Ст. Пимбур. 2013 г. Набедренное украшение мордвы-мокши «Цект». Республика Мордовия, Зубово-Полянский район. 2013 г.

F i g. 4. A Moksha woman from Mordovia, a member of the "Siyan Tolne" ensemble, Republic of Mordovia, Zubovo-Polyansky District, Stary Pimbur village. 2013 Hip decoration of the Mordva-Moksha "Tsekt". Republic of Mordovia, Zubovo-Polyansky District. 2013

На фотографиях мероприятия представлена Мордовия в лицах и национальных элементах: портреты мокши, эрзи, шокши, фольклорные коллективы, традиционные обряды, народные праздники, процесс сбора полевого материала членами экспедиции, предметы декоративно-прикладного творчества, украшения, элементы мордовской вышивки.

Этнографическая фотография является важным источником для изучения и сохранения культурного наследия народов. В ходе экспедиций было собрано более 3 500 тыс. ед. аудиовизуальной информации, 278 анкет; собраны экспонаты. Следует отметить, что Мордовская коллекция Этнографического музея г. Будапешта, состоящая ранее из 23 предметов, была собрана Антулом Регули 150 лет назад. Во время экспедиции она пополнилась 44 экспонатами - предметами народного искусства мордвы: домашней утварью, элементами костюма мордвы-мокши, головными уборами, украшениями.

Репрезентация народного искусства мордвы занимает значительное место в международной выставочной деятель-

ности. Выставки по материалам экспедиций были организованы и проведены Научно-исследовательской лабораторией финно-угорской культуры в Саранске, Будапеште, Иматре, Хельсинки.

Один из центральных экспонатов выставки - Умарина. Это свадебный атрибут эрзян Дубенского, Атяшевского, Ар-датовского районов Мордовии, символ семейного благополучия и счастья. Умарина изготавливается из разноцветной бумаги (не менее 7 цветов), ею украшаются сосновые ветки. Она считается подарком молодым от Кудавы (хозяйки дома), одного из главных свадебных персонажей. Умарина хранится до года и сжигается в ночь перед Пасхой.

Большое значение в обрядовой культуре мордвы имеет головной убор из колосьев пшеницы, кленовых и березовых листьев, искусственных цветов («живой тветт»). Венок («каштаз» -у эрьзи, «пурдамо» - у мокши) с древности являлся символом вечности и бессмертия, круговорота жизни в природе, а впоследствии стал символом девичества. Девушки надевали венок на праздники, хороводы, свадьбу.

Участники экспедиции запечатлены на фотографиях в венках из кленовых листьев и колосьев пшеницы.

Мордва - земледельческий народ, и потому очень много обрядов у него связано с плодородием. Например, праздник снопа, который проходит ежегодно в июле в с. Мордовский Пимбур Зубово-Полянского района.

В контексте обрядовой культуры у мордвы также проводились озксы - моления, во время которых народ обращался к божествам с просьбами о хорошем урожае, крепком здоровье, благополучии. Озкс состоял из нескольких этапов: встреча, на-певание пожеланий, приготовление ритуальной еды, проводы. В с. Чукалы Большеигнатовско-го района празднуют «Раськень озкс» (родовое моление), во время которого проводят обряд зажигания штатола (родовой свечи), обряд насыпания мара (земли), хоровод.

Еще один интересный обряд, зафиксированный на фото, - поклонение Чи-пазу (богу Солнца) как одному из верховных божеств мордвы на горе Ош-пандо (археологический памятник II в. н. э),

246 Финно-угорский мир. 2024. Том 16, № 2

Р и с. 5. Умарина. Республика Мордовия, Дубенский район, с. Чиндяново. 2013 г. F i g. 5. Umarina. Republic of Mordovia, Dubensky District, Chindyanovo village. 2013

которая находится возле с. Сай-нино Дубенского района. В этом обряде приняли участие члены экспедиции.

Целый ряд фотографий выставки посвящен образу женщины, и это не случайно. Ценностное отношение к женщине-матери в обрядовой культуре

Р и с. 6. Участие членов экспедиции в обряде поклонения солнцу. Республика Мордовия, Дубенский район, с. Сайнино. 2013 г.

F i g. 6. Participation of expedition members in a sun worship ritual. Republic of Mordovia, Dubensky District, Sainino village, 2013

мордвы связано с характером языческой религии. В мордовской мифологии первоначально все божества были женского пола: Мастор-ава - покровительница земли, Ведява - воды, Вирява -леса, Норов-ава - плодородия. Мордовский народ принял христианство лишь в первой трети

Р и с. 7. Девушка в народном костюме мордвы-шокши. Республика Мордовия, Теньгушевский район, с. Шокша. 2014 г.

F i g. 7. A girl wearing a traditional Mordovian-Shoksha folk costume. Republic of Mordovia. Tengushevsky District, Shoksha village. 2014

XVIII в. и очень длительное время сохранял двоеверие, что отразилось в обрядовой культуре.

Художественная и научная ценность экспозиции народного искусства мордвы получила высокую оценку у широкого круга специалистов, художников, ученых, любителей искусства в Финляндии.

Елена Николаевна Ломшина -

кандидат философских наук, заведующий Научно-исследовательской лабораторией финно-угорской культуры Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул., Комарова, д. 13), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7367-4685, enlomshina@mail.ru Ольга Викторовна Пуссинен -

доктор философии, заведующий библиотекой Русского Дома в Хельсинки (г. Хельсинки, Финляндия), olga.pussinen@gmail.com Татьяна Александровна Дятлова -

кандидат экономических наук, доцент, руководитель финно-угорского направления Югорского государственного университета, координатор Ассоциации финно-угорских университетов (628012, Российская Федерация, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, д. 16), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9000-0113, ta_dyatlova@rambler.ru

Elena N. Lomshina - Cand.Sci. (Philos.), Head of the Research Laboratory of Finno-Ugric Culture, National Research Mordovia State University (13 Komarova St., Saransk 430005, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7367-4685, enlomshina@mail.ru

Olga V. Pussinen - Dr.Sci. (Philos.), Head of the Library at the Russian House in Helsinki (Helsinki, Finland), olga.pussinen@gmail.com Tatyana A. Dyatlova - Cand.Sci. (Econ.), Associate Professor, Head of the Finno-Ugric Studies Department, Yugra State University, Coordinator of the Association of Finno-Ugric Universities (16 Chekhov St., Khanty-Mansiysk 628012, Russian Federation),ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9000-0113, ta_dyatlova@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.