Научная статья на тему 'ПЕРВЫЕ КЛАВИРНЫЕ ДУЭТЫ: ИСТОКИ И КОНТЕКСТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧЕТЫРЕХРУЧНОЙ ПРАКТИКИ В КЛАВИРНОМ ИСКУССТВЕ'

ПЕРВЫЕ КЛАВИРНЫЕ ДУЭТЫ: ИСТОКИ И КОНТЕКСТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧЕТЫРЕХРУЧНОЙ ПРАКТИКИ В КЛАВИРНОМ ИСКУССТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вёрджинельная школа / клавирные дуэты / дуэт двух вёрджинелов / четырехручная практика / английская клавирная школа / Virginal school / keyboard duets / duet of two Virginalists / four-handed practice / English keyboard school

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Катонова Наталья Юрьевна

Четырехручный клавирный дуэт на одном и / или двух клавирных инструментах представляет собой уникальную исполнительскую традицию в европейской музыкальной культуре. Развиваясь нелинейно в контексте формирования органно-клавирного искусства, дуэтный вид исполнительства в самом генезисе проявлялся в различных музыкальных жанрах, не образуя на этом этапе устойчивую традицию. Самые ранние из известных пьес, имеющие обозначение for two to play, датируются второй половиной XVI – началом XVII в., и принадлежат крупнейшим представителям английской композиторской школы: Дж. Фарнеби, Н. Карлтону, Т. Томкинсу, Дж. Буллу. Немногочисленный корпус произведений, предназначенных для игры вдвоем за одним и за двумя клавирами, сохранившийся в рукописных («My Ladye Nevells Book», «Fitzwilliam Virginal Book») и ранних печатных сборниках клавирной литературы («Parthenia or the Maydenhead of the first musicke that ever was printed for the Virginalls»), включает переложения консортной музыки, обработки популярных песен и частей мессы, вариации на тему cantus planus и т.п. В статье исследуется контекст возникновения четырехручной практики, приводится обзор массива ресурсов в сравнении с данными, содержащимися в изданных во второй половине ХХ столетия каталогах и монографиях, посвященных истории клавирного дуэта с целью расширения и уточнения списка самых ранних пьес, предназначенных для двух исполнителей, составления более полной картины жанрового генеза фортепианно-дуэтного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST KEYBOARD DUETS: ORIGINS AND CONTEXT OF THE EMERGENCE OF FOUR-HANDED PRACTICE IN KEYBOARD ART

The four-handed keyboard duet on one and / or two keyboard instruments is a unique performing tradition in European musical culture. Developing non-linearly in the context of the formation of organ and keyboard art, the duet type of performance at its very genesis manifested itself in various musical genres without forming a stable tradition at this stage. The earliest known pieces labelled "for two to play" date from the second half of the sixteenth to the beginning of the seventeenth century, and belong to the greatest representatives of the English school of composition: J. Farneby, N. Carleton, T. Tomkins and J. Bull. The small corpus of works intended for playing for two at one and two claviers, preserved in manuscript (”My Ladye Nevells Book”, “Fitzwilliam Virginal Book”) and early printed collections of keyboard literature (“Parthenia or the Maydenhead of the first music that was ever printed for the Virginalls”), includes arrangements of consort music, arrangements of popular songs and parts of the mass, variations on the theme of cantus planus and so on. The article explores the context of the emergence of four-handed practice and reviews the array of resources in comparison with the data contained in catalogues and monographs devoted to the history of the keyboard duet published in the second half of the twentieth century in order to expand and clarify the list of the earliest pieces intended for two performers and to draw a more complete picture of the genre genesis of piano-duet art.

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЕ КЛАВИРНЫЕ ДУЭТЫ: ИСТОКИ И КОНТЕКСТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧЕТЫРЕХРУЧНОЙ ПРАКТИКИ В КЛАВИРНОМ ИСКУССТВЕ»

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО И МЕТОДИКА

Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 3. C. 121-131 ISSN 2308-1031

Journal of Musical Science, 2024, vol. 12, no. 3, pp. 121-131 ISSN 2308-1031

© Катонова, Н.Ю., 2024 УДК 785.7

DOI: 10.24412/2308-1031-2024-3-121-131

ПЕРВЫЕ КЛАВИРНЫЕ ДУЭТЫ: ИСТОКИ И КОНТЕКСТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧЕТЫРЕХРУЧНОЙ ПРАКТИКИ В КЛАВИРНОМ ИСКУССТВЕ

Н.Ю. Катонова1

1 Российский институт истории искусств, Санкт-Петербург, 190000, Российская Федерация

Аннотация. Четырехручный клавирный дуэт на одном и / или двух клавирных инструментах представляет собой уникальную исполнительскую традицию в европейской музыкальной культуре. Развиваясь нелинейно в контексте формирования органно-клавирного искусства, дуэтный вид исполнительства в самом генезисе проявлялся в различных музыкальных жанрах, не образуя на этом этапе устойчивую традицию. Самые ранние из известных пьес, имеющие обозначение for two to play, датируются второй половиной XVI - началом XVII в., и принадлежат крупнейшим представителям английской композиторской школы: Дж. Фарнеби, Н. Карлтону, Т. Томкинсу, Дж. Буллу. Немногочисленный корпус произведений, предназначенных для игры вдвоем за одним и за двумя клавирами, сохранившийся в рукописных («My Ladye Nevells Book», «Fitzwilliam Virginal Book») и ранних печатных сборниках клавирной литературы («Parthenia or the Maydenhead of the first musicke that ever was printed for the Virginalls»), включает переложения консортной музыки, обработки популярных песен и частей мессы, вариации на тему cantus planus и т.п. В статье исследуется контекст возникновения четырехручной практики, приводится обзор массива ресурсов в сравнении с данными, содержащимися в изданных во второй половине ХХ столетия каталогах и монографиях, посвященных истории клавирного дуэта с целью расширения и уточнения списка самых ранних пьес, предназначенных для двух исполнителей, составления более полной картины жанрового генеза фортепианно-дуэтного искусства.

Ключевые слова: вёрджинельная школа, клавирные дуэты, дуэт двух вёрджинелов, четырехручная практика, английская клавирная школа

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Катонова Н.Ю. Первые клавирные дуэты: Истоки и контекст возникновения четырехручной практики в клавирном искусстве // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 3. С. 121-131. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-3-121-131.

THE FIRST KEYBOARD DUETS: ORIGINS AND CONTEXT OF THE EMERGENCE OF FOUR-HANDED PRACTICE IN KEYBOARD ART

N.Yu. Katonova1

1 Russian Institute of Art History, Saint Petersburg, 190000, Russian Federation

Abstract. The four-handed keyboard duet on one and / or two keyboard instruments is a unique performing tradition in European musical culture. Developing non-linearly in the context of the formation of organ and

keyboard art, the duet type of performance at its very genesis manifested itself in various musical genres without forming a stable tradition at this stage. The earliest known pieces labelled "for two to play" date from the second half of the sixteenth to the beginning of the seventeenth century, and belong to the greatest representatives of the English school of composition: J. Farneby, N. Carleton, T. Tomkins and J. Bull. The small corpus of works intended for playing for two at one and two claviers, preserved in manuscript (”My Ladye Nevells Book”, “Fitzwilliam Virginal Book”) and early printed collections of keyboard literature (“Parthenia or the Maydenhead of the first music that was ever printed for the Virginalls”), includes arrangements of consort music, arrangements of popular songs and parts of the mass, variations on the theme of cantus planus and so on. The article explores the context of the emergence of four-handed practice and reviews the array of resources in comparison with the data contained in catalogues and monographs devoted to the history of the keyboard duet published in the second half of the twentieth century in order to expand and clarify the list of the earliest pieces intended for two performers and to draw a more complete picture of the genre genesis of piano-duet art.

Keywords: Virginal school, keyboard duets, duet of two Virginalists, four-handed practice, English keyboard school

Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.

For citation: Katonova, N.Yu. (2024), “The first keyboard duets: origins and context of the emergence of fourhanded practice in keyboard art”, Journal of Musical Science, vol. 12, no. 3, pp. 121-131. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-3-121-131.

Истоки и контекст. В становлении английской вёрджинельной школы, обладающей комплексом национальных отличий, включающих жанровую систему, особенности нотации, орнаментики, а также специфику бытования, немалую роль сыграл и общественно-политический контекст: наследие эпохи Реформации, растущее влияние пуритан, которое проявилось, в частности, в ограничении использования органа, считавшегося символом римско-католической церкви, во время служб англиканских епископов.

Церковные органисты отчасти вынужденно смещали фокус своей профессиональной деятельности на занятия клавиром, параллельно апробируя различные варианты адаптации литургического репертуара к клавирному инструментарию, удобного для использования в любом помещении. В этой связи неудивительно, что первые дуэтные опыты также зафиксированы в творчестве английских композиторов - органистов, практиков ав -ших игру на вёрджинеле: согласно статье «Piano duet» в словаре «The new grove dictionary of music and musicians», ^амые ранние дуэты на одном клавишном инструменте - английские, датируются началом XVII века» (Dawes F., 2001, p. 681).

Формирование четырехручного репертуара английских вёрджинелистов в XVI в. как обособленного направления творчества было обусловлено распространением клавирной практики как паллиатива или «домашней версии» органного исполнительства, детерминированной, в свою очередь, тем, что М. Друскин называл «обмирщением органной литературы» (1960, с. 34), т.е. проникновением в литургическую практику светских, мирских музыкальных жанров.

Исследуя генезис клавирных дуэтов в контексте развития органно-клавирно-го искусства, и изучив обширный массив ресурсов и сравнив их с данными, содержащимися в изданных во второй половине ХХ столетия каталогах и монографиях1, мы пришли к выводу, что список самых ранних пьес для игры вдвоем должен быть существенно шире, чем указывают авторы большинства специализированных и справочных изданий. Нашу уверенность в том, что четырехручная практика являлась естественной частью формирующейся клавирной культуры и активно применялась в среде музыкантов, принадлежащих одной школе английских вёрджинелистов, для которых подобная разновидность творчества была

осознанной профессиональной необходимостью, разделяет, в частности, научный редактор V тома энциклопедии «Musica Britannica» Стивен Д. Таттл: «Дуэты для двух исполнителей на одном инструменте могли быть более распространены, чем предполагается» (Tuttle S., 1955, p. 206).

Рассматривая первые образцы музыки for two to play в своих предыдущих работах2, в ряду основных факторов обращения композиторов-клавиристов к дуэтам как за одним инструментом, так и за двумя, мы, в частности, выделяли апробацию различных вариантов увеличения звучности небольшого по диапазону вёрджи-нела. Именно аспект, обусловивший необходимость увеличения первичной звучности клавира, удвоения его возможностей (так как четырехручные пьесы для одного клавира и для двух появились на самом раннем этапе формирования клавирного искусства в творчестве английских композиторов-органистов второй половины XVI в.) и стал определяющим для генезиса клавирного дуэта.

В XVI в., на начальном этапе формирования специфицированного дуэтного репертуара, пьесы для «игры вдвоем» (for two to play) на одной клавиатуре предполагали свободный выбор клавишного инструмента, находящегося «под четырьмя руками». А вот сочинения для дуэта исполнителей, игравших на двух инструментах, обозначались вполне конкретно: «для двух вёрджинелов», «для двух органов или вёрджинелов», «для двух клавесинов».

Композиторы, являвшиеся и исполнителями этих сочинений, в равной степени использовали как органы, так и кла-вирные инструменты - все определялось конкретной ситуацией, обстоятельствами исполнения, поэтому перечень одних и тех же пьес for two to play, относящихся к периоду 1490-1560 гг. мы находим и в органных, и в фортепианных разделах

современных музыкальных справочников и специализированных каталогов.

Например, в седьмой том антологии, представляющей четыре (с XVI по XIX) века английской органной музыки «English organ music: an anthology from four centuries in ten volumes», в раздел, озаглавленный «Репертуар для дуэта. 1530-1830» (The Duet Repertoire. 1530-1830), включены те же пьесы, которыми, как правило, представлен первоначальный этап становления клавирно-дуэтного искусства в специализированных тематических каталогах, научных и справочных изданиях:

Anon., Felix namque

Byrd William, ut re mi fa sol la

Carleton Nicolas, Verse (In nomine)

Cooke Benjiamin, Canon Two in One Tomkins Tomas, Fancy for Two to Play Wesley Samuell, Three Duets for Eliza3.

Примеры спецификации. Наиболее интересным и самым ранним из известных примеров в этом ряду является «Ал-мон» для двух вёрджинелов Дж. Фарне-би - самая короткая из представленных в I томе Фитцуильямовой книги («The Fitzwilliam Virginal Book»)4 клавирных миниатюр композитора. Эта восьмитактовая пьеса (две части по четыре такта с повторениями) может исполняться либо на одном инструменте, либо на двух (сохранились две идентичные копии для обоих исполнителей). В первой партии представлена мелодия, напоминающая бергамаску, изложенная в простом, одноголосном проведении; вторая партия аккомпанирует ей изысканными фигурациями и арпеджио (пример 1).

Судя по законченности формы, а также по очень логично распределенному между двумя клавирами музыкальному материалу, впоследствии составившему жанровый паттерн организации партитур для клавирного, а затем фортепианного дуэта (первый вёрджинел исполняет мелодию в верхнем регистре с простым

аккомпанементом, а партия второго вёрджинела, значительно более сложная, представляет собой ритмические фигурации к материалу первой партии), есть основания считать, что сочинение Фарнеби -первое в ряду сохранившихся, но точно не самое раннее из сочиненных английскими вёрджинелистами-виртуозами.

Первые идиоматически выраженные сочинения для игры вдвоем за одним инструментом (for two to play) - это композиции для трех рук, специфицируемые в справочниках и каталогах как дуэтные. Их типология фиксирует определенный алгоритм кристаллизации признаков будущего жанра - от трех рук за одним клавиром, используемым для исполнения переложений вокальных номеров мессы (или вокальных номеров мессы в сопровождении органа) до конструирования полноценной четырехручной партитуры для одного или двух клавиров, служащих заменой (эквивалентом) инструментального ансамбля, который назывался в английской музыке «полным консортом» (whole consort) (консорт виол, консорт флейт). Репертуар консортов также включал обработки литургического материала: фантазии (fancy) на тему

In Nomine, вариации на cantus firmus, танцевальные жанры, используемые в сюитах (аллеманда, жига, павана, гальярда), потому эти жанровые формы использовались и в первых дуэтных пьесах.

Среди популярных жанровых форм таких, как In Nomine, Felix namque, используемых композиторами для создания обработок и переложений для органно-кла-вирных дуэтов, - также гексахорд Ut Re Mi Fa Sol La, тема которого, очевидно, предоставляет неограниченные возможности для варьирования. В. Апель, перу которого принадлежат статьи «Organ» и «Organum» в «The new grove dictionary of music and musicians» прямо указывает на взаимосвязь четырехручной органной практики и ранних клавирных дуэтов, и первой из дуэтных пьес упоминает написанную для трех рук «Ut re me fa sol la» Уильяма Бёрда (Apel W., 2001, p. 673).

Полное название сочинения Бёрда «Ut, Re, Me, Fa, Sol, La, The plainsong Breifs [breves] To Be played By a second person», BK 58. По неустановленным причинам эта, записанная на трех строчках остроумная фантазия оказалась не включена ни в один из перечисленных выше клавирных сборников, при том, что

в «Parthenia» опубликовано 8 пьес Бёрда, а в «Fitzwilliam Virginal Book» - 69 (2 из них также являются вариациями на гексахорд, но для клавира соло), и сохранилась только в виде титульной пьесы рукописной нотной тетради Томаса Томкинса5, озаглавленной «A good lesson of Mr Byrd» («Прекрасный урок господина Бёрда»)6.

Издатель и исполнитель ранней кла-вирной музыки Дэви Морони (Davitt Moroney) полагает, что структурно фантазии Бёрда наиболее близка также трехручная пьеса «Upon ut re my fa soul la ij longe» («От до ре ми фа соль ля и далее») Николаса Строджерса (Nicholas Strogers) (Moroney D., 2010), впоследствии включенная в уже упоминавшуюся выше антологию «Tudor Keyboard Music».

С учетом того, что годы композиторской активности Строджерса (даты жизни не установлены) - 1564-1575, а предполагаемый период создания «Фантазии» Бёрда - конец 1570-х гг., нижняя граница жанрового генеза сдвигается. Следовательно, мы получаем еще одно подтверждение того, что произведения для двоих исполнителей за одним инструментом (for two at one instrument) существовали до появления двух хрестоматийных пьес Н. Карлтона и Т. Томкинса, написанных, очевидно, в начале 1610-х гг.

Также мы обнаружили примеры дуэтных раритетов для трех рук в 66-м томе многотомника «Musica Britannica» «Кла-вирная музыка эпохи Тюдоров»7, где в раздел «The Dublin Virginal Manuscripts» оказались включены две пьесы для исполнения за одним или за двумя инструментами, датируемые серединой XVI в.

Первая - канон «Hornpipe» Джона Алче-стера (John Alcesteur) сохранилась в записи на страницах библии, принадлежащей аббатству Evesham, в котором Алчестер был священником в 1539-1540 гг. «Волынка» статична по структуре и оправдывает свое название: второй исполнитель («третья»

рука или второй инструмент) вступает в т. 25 после того, как первый 6 раз сыграл четырехтактовую тему без изменений. Бас в партии, обозначенной primo, меняет свою тему (паттерн) дважды, в secondo -повторяется без изменений.

Вторая пьеса, озаглавленная «Divisions on the Goodnight ground» (Divisions -здесь: «Вариации на тему колыбельной») -анонимна. В воспроизводимом в современной нотации варианте это сочинение также представляет собой пьесу на трех строчках, т.е. предназначена для исполнения в три или четыре руки. Инструмент и состав не указаны, но интересно, что в каталоге Фергюсона (1995) это сочинение специфицировано как «Piano Duet or Two Pianos» так же, как и пьеса Алче-стера8. Тема колыбельной, используемая здесь, встречается и в произведениях других авторов этого периода, идентифицировать ее нетрудно также и потому, что она положена на текст стихотворения, известного как Poem № 14 «Good night, good rest» из сборника «Страстный пилигрим», приписываемого У Шекспиру9.

В ряду ранних дуэтных пьес, предполагающих исполнение дуэтом в три руки -яркая батальная пьеса «A Battle and no Battle» («То битва, то нет битвы» или «Битва и затишье»). Это произведение приписывается У. Бёрду, но также существует гипотеза, что авторство принадлежит его ученику - Дж. Буллу. В монографии Е. Сорокина указывает на существование такого предположения, и называет авторство Булла «слабо обоснованным» (1988, с. 12), ссылаясь на комментарий к пьесе, опубликованной в 19-м томе «Musica Britannica».

К. МакГроу (McGraw, 1981), однозначно приписывает авторство «Битвы» У. Бёрду, называя пьесу «самым ранним примером произведения для клавирного дуэта», чем противоречит своему же тезису из вступительной статьи к каталогу,

утверждающему первенство дуэтов Карлтона и Томкинса (McGraw C., 1981, p. 9).

Х. Фергюсон уверен, что сочинение написал Булл, апеллируя к автографу пьесы, хранящемуся в архиве Парижской консерватории10, но уточняет, что сохранившийся автограф произведения анонимен (Ferguson H., 1995, p. 53). В подтверждение авторства Булла Фергюсон обращается не только к особенностям стиля композитора, но и к фактам из его биографии, полагая, что яркая батальная пьеса с элементами театрализации написана для любившего военные забавы принца Генри (будущий Генрих VIII), которого Булл обучал игре на виоле.

Заметим, что У Бёрду также не чужда была милитаристская тематика: среди его клавирных пьес, разрозненных и объединенных в циклы, есть сюита под названием «Битва» (The Battel, BK 94), 12 частей которой воссоздают целый драматургически выстроенный сюжет, представляющий жизнь новобранца - от присяги до отбоя после битвы. В их числе такие программные зарисовки, насыщенные мастерски воспроизведенными звуками полковой жизни, как «Солдаты строятся», «Марш конницы», «Марш пехоты», «Трубный сигнал», «Флейта и барабан», «Марш перед битвой» и т.п.

В связи с тем, что авторская принадлежность одноименной клавирной сюиты Бёрда не вызывает разночтений, логично допущение исследователей, что его перу принадлежит и виртуозная «Битва» для дуэта клавиристов. Тем не менее, в энциклопедии «Musica Britannica» (MB, xix, № 108) пьеса атрибутирована как произведение Дж Булла. В современной исполнительской практике во всех известных записях этого сочинения на одном клавире, и на двух, также указано авторство Булла11.

«Битва и затишье» - необычно длинное (144 такта) для своего времени, яркое,

виртуозное произведение, слегка перегруженное деталями фактуры, характерными для клавирных пьес «батального» содержания, в которых используются звукоизобразительные эффекты, имитирующие звуки сражения.

Четырехтактовый ground в басу, повторяясь дважды, один раз в начале, другой - в конце, имитирует низкий звук колокола, возвещающего начало и окончание сражения, и может исполняться на басовой виоле (возможно, эта партия как раз и предназначалась принцу Генри).

Ближе к концу тема ground расширяется, чтобы вместить три раздела, обозначенные соответственно: «Колокол, сначала медленно, потом быстро, десять раз», «Колокола Осни (предместье Оксфорда, где был расположен монастырь), очень быстро, 20 раз» и «Завершение боя (затишье) и звук колокола».

Идиома жанра. Несмотря на достаточной обширный список пьес для исполнения в три и в четыре руки, рассмотренных выше, в мировой музыкальной историографии - справочных статьях, изданных монографиях или диссертационных исследованиях пьесы «A Verse for two to play (In Nomine)» Николаса Карлтона и «Fancy» Томаса Томкинса отмечены как самые ранние произведения для клавирного дуэта, с которых начинается отсчет четырехручной литературы12.

Х. Миллер, первым из исследователей представив ранние клавирные дуэты как самостоятельную категорию клавирного искусства, помещает в один типологический ряд примеры использования дуэта двух клавиров -«Almon» Дж. Фарнеби, которую называет «самой ранней из известных в современном музыкознании сочинений для двух клавирных инструментов» (Miller H., 1943, p. 439), и дуэты за одним инструментом Н. Карлтона и Т. Томкинса, не отделяя при этом один

тип четырехручной практики от другого, и не обосновывая разницу трактовки клавира в обоих случаях.

По нашему мнению, такой подход представляется оправданным как с точки зрения генезиса будущего жанра, так и в контексте исследования типологии каждого из видов формирующейся (или уже сформировавшейся к тому времени) дуэтной практики. Х. Фергюсон полагает, что пьеса Карлтона «Verse (In nomine)» не несет в себе характеристических черт зарождающегося дуэтного жанра, но пьесу Томкинса «А Fancy for Two to Play» называет «подлинной идиомой дуэта», уточняя, что «[ее] антифонные и имитационные приемы, несомненно, были заимствованы из литургической практики, при этом близкое расположение равноценных партий двух исполнителей способствует их единому полифоническому звучанию» (Ferguson H., 1995, p. 1).

Автор первой полноценной монографии, посвященной истории фортепианного дуэта за одним инструментом, Э. Любин обращает внимание на «единственные две дуэтные композиции, сохранившиеся со времен клавесина. Обе принадлежат английским композиторам начала XVII в., Николасу Карлтону и Томасу Томкинсу...» (Lubin E., 1970, p. 9) и характеризует обе пьесы «очаровательными, представляющими не только исторический интерес» (Lubin E., 1970, p. 9).

Е. Сорокина, анализируя в первой главе своей монографии первичные примеры проявления дуэтного жанра, добавляет к сочинениям Карлтона и Томкинса пьесу «Битва и затишье» («A Battle and no Battle»), очерчивая, таким образом, направление дальнейших исследований, но не останавливаясь подробно на причинах, побудивших английских композито-ров-органистов обратиться к расширенному звучанию клавирного инструмента, обусловившему вариативность исполь-

зования трех и / или четырех рук для исполнения пьес for two to play (Сорокина Е., 1988, с. 12-13).

Автор статьи «Piano Duet» («Фортепианный дуэт») в словаре Гроува Фрэнк Дэйвз (Frank Dawes), приводит следующие исторические подробности взаимообусловленности появления пьес, идентифицируемые в истории музыки как «первые клавирные дуэты»: «В рукописи, некогда принадлежавшей Томкинсу, есть пьесы Николаса Карлтона и Томаса Томкинса (GB-Lbm Add.29996). Оба композитора были близкими друзьями и соседями в Вустершире, и эти пьесы вполне могли быть написаны для совместного исполнения. Дуэт Томкинса (MB, v, № 32) представляет собой фантазию, а дуэт Карлтона - расширенную и тонко построенную [обработку - Н.К.] In Nomine. Заглавие этой пьесы “A Verse for two to play” (“Стих (верса) для игры вдвоем”) предполагает как домашнее, так и квазилитургическое использование» (Daves F., 2001, p. 681).

Полное наименование пьесы Н. Карлтона - «Стих (верса) для игры вдвоем на вёрджинеле или органе», и это одна из немногих дуэтных композиций, для которой вариативный инструментарий указан самим автором, что свидетельствует о едином репертуаре (как дуэтном, так и сольном) для органа и клавира, и подтверждает наличие практики использования клавирного дуэта для исполнения четырехголосных частей мессы. На такую практику указывает и использование термина verse - стих в названии пьесы. В литургической практике верса -мелодия (тема) псалма, исполняемая на органе между ее повторениями хором. Большинство английских cantus planus13 елизаветинского периода были именно мелодическими, хотя некоторые из них исполнялись в свободных контрапунктических формах, не использующих cantus firmus в качестве основы.

Пьеса Карлтона является обработкой части стиха (версеты) «Benedictus» из популярнейшей мессы Джона Тавернера «Gloria Tibi Trinitas», это одна из многих органных транскрипций известной темы. Шестиголосная месса Тавернера «Gloria Tibi Trinitas» в качестве базового голоса (cantus firmus) использует григорианскую мелодию одноименного песнопения. Фрагмент одного из ее номеров (Benedictus), открывающийся словами «In nomine Domini», приобрела исключительную популярность. Как правило, его аранжировали как короткую инструментальную пьесу, которую можно было исполнять либо на органе, либо на нескольких виолах, объединенных в консорт. Ряд композиторов оставил самостоятельные полифонические фантазии на тему Тавернера, где в одном из голосов обязательно проводилась та самая григорианская тема. Этот уникальный жанр, остававшийся чрезвычайно востребованным в английской инструментальной музыке вплоть до конца XVII в., так и назывался - in nomine.

«Верса» Карлтона представляет собой обработку cantus firmus, каждая нота которого повторяется дважды, образуя тему уже самостоятельного произведения (пример 2):

Пример 2. Н. Карлтон. «Верса». Первая строчка - тема хорала (plain song), вторая строчка - тема Карлтона

Распределенный между двумя партиями тематический материал представляет собой продуманный баланс между темой контрапункта и его имитацией, что, на наш взгляд, подтверждает неслучайность избранного состава и типизированность сочинений подобного рода (примеры 3, 4).

Аналогичная структура сочинения для клавира в четыре руки, имитирующая

Пример 3. Н. Карлтон. «Верса для игры вдвоем». Партия primo. Фрагмент (Miller H., 1943, p. 442)

Пример 4. Н. Карлтон. «Верса для игры вдвоем». Партия secondo. Фрагмент (Miller H., 1943, p. 443)

_ ш_ а — Ц-

ш ш л г

^u— t 1 .-I

^ ' "— . X-.. --.Лул! --

Ш - - - WC- Р Г- 6- g—Ht)r г

-L-L 1 1 U-Г—-

диалог двух отвечающих друг другу хоров, представлена и в важнейшем для дуэтного жанра сочинении - «Фантазии для игры вдвоем» («A Fancy for two to play») Т. Томкинса.

Томас Томкинс, являясь представителем одной из самых известных в церковных кругах музыкальных династий и сыном приходского викария, был одним из тех английских композиторов елизаветинской эпохи, кто с негодованием наблюдал за гибелью церковных органов и богатой хоровой англиканской традиции при пуританах. В последние годы жизни Том-кинс, тяготевший к контрапунктическим формам и стилям, заложенным У. Бёрдом и О. Гиббонсом, удалился от общественной жизни и посвятил себя написанию кла-вирной музыки. Наиболее значительной и наиболее представленной в клавирном творчестве Томкинса, в основном, писавшем для консорта виол, была фантазия, в которой развитие музыкального материала

(как мелодических, так и гармонических его комплексов) основано на контрапунктически структурированных контрастах.

«Фантазия для игры вдвоем» по сравнению с пьесами современников для трех рук - демонстрирует новый, усложненный модус организации партитуры для клавирного дуэта, использующей все возможности использования и контраста регистров в относительно узких пределах диапазона клавиатуры. Пьеса отличается поступательным голосоведением, последовательным чередованием первой и второй партий. Важным подтверждением правильности наших наблюдений над структурой первых пьес для клавирных дуэтов, заимствующих диалогическую форму итальянских хоровых концертов, является ремарка Джона Брайана, исполнителя и исследователя консортной музыки, обратившего внимание на то, что Томкинс «обращается с двумя исполнителями скорее как с двумя отдельными “хорами” в итальянской канцоне cori spezzati, которые, подражая друг другу, объединяются в финале для получения эффектов богатой звучности»14 (пример 5).

Пример 5. Т. Томкинс. «Фантазия для игры

вдвоем» в современной транскрипции. Фрагмент

Э. Любин, рассматривая пьесу Томкин-са, в целом, вне литургического контекста, уточняет: «Fancy - явно инструментальная пьеса, структурированная антифонно (выделено нами. - Н.К.), для чего и привлечены двое исполнителей» (Lubin E., 1970, рр. 8-9).

Пьесами английских мастеров список ранних произведений для клавирного дуэ-

та не исчерпывается. Так, в 1557 г. (т.е. примерно в то же время, когда была написана пьеса Николаса Строджерса «Ut re mi fa sol la») испанским композитором-органистом Луисом Венегасом де Энестросой (Luis Venegas de Henestrosa) был составлен сборник «Музыка при дворе Карла V» (Angels H., 1944, р. 158), где в раздел «Новые ноты для клавиров» оказалось включено пятистраничное сочинение, являющееся транскрипцией шансона Томаса Крекий-она (Thomas Crequillon) «Красотка без пары» («Belle sans per», 12vv, arr. for 2 kbd) для двух инструментов («Chancion Belle sans paire a doce para dos instrumentos»)15.

Шансон «Красотка без пары» представляет собой написанное в дорийском G со вступлением и развернутой основной частью и с элементами имитации переложение для двух исполнителей на двух клавирах (органах) и хронологически опережает пьесу «Алмон» для двух вёрджинелов Дж. Фарнеби, являясь таким образом самым ранним из известных нотированных примеров транскрипционных пьес для двух клавиров.

В. Апель, завершая обзор дуэтных пьес в сборниках английских вёрджинелистов, приходит к выводу, что сочинения Т. Кре-кийона и Дж. Фарнеби - «единственные из известных примеров клавирной музыки для двух инструментов, предшествующие сонатам Бернардо Паскуини и пьес Франсуа Куперена» (Apel W, 1972, p. 303).

Рассмотренные в статье пьесы, репрезентирующие начальный этап формирования клавирно-дуэтного искусства, свидетельствуют о широком спектре возможностей жанра и его трактовке, фиксируя при этом неустойчивую еще идиоматику. Тем не менее, дошедшие до наших дней образцы свидетельствуют о неслучайности выбора дуэтного состава композиторами и органичном присутствии четырехручной практики в контексте развития и совершенствования европейской клавирной культуры.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.. например: (Сорокина Е., 1988; Тайма-

нов И. Концерт для двух фортепиано с оркестром. История жанра. Л., 1982; Moldenhauer H. Piano Duo. A Dissertation. Chicago Unieversity Press, 1950; Lubin E. The Piano Duet: A Guide for Pianists. New York, 1970; Ferguson H. The Keyboard Duets from the 16th to the 20th century. Oxford University Press, 1995; Febel R. Musik fur zwei Klaviere. PFAU, 1998; Hinson M. Music for More than One Piano. An Annotated Guide. Indiana University Press: Bloomington

& Indianapolis, 2001; Grant L. Maxwell. Music for Three or More Pianists: A Historical Survey and Catalogue. Metuchen (New York), London, 1993; McGraw C. Piano Duet Repertoire. Music Originally Written for One Piano, Four Hands. Indiana University Press: Bloomington & Indianapolis. 1981.

2 См.: Катонова Н. Ансамбль двух фортепиано в XX веке. Типология жанра. М., 2002. 322 с.; Муль-тиклавирные ансамбли. Аннотированный каталог произведений для двух и более фортепиано XVI-XX веков / сост., вступ. ст. и аннот. Н.Ю. Катоновой. СПб.: Сударыня, 2002. 83 с.; Петербургский фортепианный дуэт. Музыкально-исторические очерки / ред.-сост. Н. Катонова. СПб.: Лань, 2007. 39 с.; Катонова Н. Истоки дуэтного исполнительства в свете общих признаков мегажанра // Фортепианный ансамбль в современном музыкальном искусстве и образовании: Сб. ст. по материалам Между-нар. науч.-практ. конф. 25 марта 2015 г. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, Институт музыки, театра и хореографии, 2015. С. 30-46.

3 English organ music: an anthology from four centuries in ten volumes / ed. Robin Langely. Novello & Co, 1988. Vol. 7. 50 p.

4 The Fitzwilliam Virginal Book, Vol. 2. Rev. ed. Blanch Winogron. New York: Dover Publications, 1979. Р. 202.

5 Paris Conservatory. Res. 1122, a miscellaneous MS in the hand of Thomas Tomkins.

6 Существует предположение, что до своего назначения кантором в собор Вустершира в 1596 г., Томкинс работал органистом в Лондоне под руководством Бёрда, поскольку обращался к нему как к «моему пожилому и очень почитаемому мастеру».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Tudor Keyboard Music // Musica britannica a national collection of music, transcribed and edited by John Caldwel. Published for The Musica Britannica Trust / Established by the Royal Musical Association / London: Stainer and Bell, 1995. Рр. 1520-1580.

8 Инструмент в оригинале не указан, но интересно, что в каталоге издания Ferguson H. «Keyboard Duets from 16th to the 20th century» это

сочинение обозначено к исполнению «Piano Duet or Two Pianos» так же, как и пьеса анонимного композитора середины XVI в., названная издателем (ed. John Ward, Shott) «Divisions on the Goodnight ground» (Divisions - здесь: «Вариации (на тему Колыбельной)»).

9 «Страстный пилигрим» (1599) - антология из 20 стихотворений, собранных и опубликованных Уильямом Джаггардом. На титульном листе издания автором всех стихотворений был указан У Шекспир, однако только пять из них считаются принадлежащими его перу.

10 Paris Conserv. Res. 1185, a MS collection of keyboard music once belonging to Benjamin Cosyn.

11 См., например: Wilson G., Asperen B. (harpsichord). J. Bull. A Battle and No Battle (Amsterdam, 1986). URL: https://www.youtube.com/watch?v=DSifY 1UCk1w&ysclid=lv5fzt25jg952869813 (дата обращения: 30.04.2024); Zemele D. (Virginal), Ducornet M. (Virginal). J. Bull. A Battle and No Battle (Amsterdam, 2020). URL: https://darjazemele.bandcamp.com/ (дата обращения: 30.04.2024).

12 В настоящее время сочинения Карлтона и Томкинса хранятся в Британской библиотеке (British Library Add. MS 29996), и в ХХ в. были изданы дважды: это издания Two Elizabethan Keyboard Duets, ed. Frank Dawes (Shott, 1949); и Two Elizabethan Keyboard Duets, ed. Nigels Verlag (1972).

13 Plainsong, также называемый plainchant, григорианский кант (q.v.). Слово происходит от латинского термина XIII в. cantus planus - «простая песня»), обозначающего немерный ритм и монофонию (одна строка мелодии) григорианского пения, в отличие от мерного ритма полифонической (многочастной) музыки, называемого cantus mensuratus или cantus figuratus «мерная» или «фигурная» песня). См. подробнее об этом: Plainsong (music) // Britannica. com. URL: https://www.britannica.com/ art/plainsong-music (дата обращения: 12.04.2024).

14 Tomkins T. Consort Music for Viols and Voices.

URL: //https://early-music.narod.ru/perfomer/

perfomers/rose-consort-of-viols.htm (дата обращения: 22.04.2024).

15 Определение «инструмент» (instrument) использовалось в XVI-XVII вв. в названиях табула-турных сборников, органных и клавирных книгах Испании, Германии и Нидерландов в значении одного из клавишно-струнных инструментов, и, соответственно, объединенные в эти сборники пьесы предназначались не только для органа, но и для существующих разновидностей клавира.

ЛИТЕРАТУРА

Друскин М.С. Клавирная музыка XVI-XVIII вв. Л.: Госмузиздат, 1960. 320 с.

Сорокина Е.Г. Фортепианный дуэт. История жанра. М., 1988. 319 c.

REFERENCES

Angels, Н.М. (1944), Documentos de la Musica Espanola: La Musica en la corte de Carlos, V (in Spain.)

Apel, W. (1972), The History of Keyboard music to 1700, Translated and revised by Hans

Angels Н.М. Documentos de la Musica Espanola: La Musica en la corte de Carlos V 1944.

Apel W The History of Keyboard music to 1700. Translated and revised by Hans Tischler. Indiana University Press, 1972. 803 p.

Apel W. Organ // New Grove Dictionary of Music and Musicians: in 29 vols. 2nd ed. / ed. S. Sadie. London: Macmillan, 2001. P. 673.

Dawes F. Piano Duet // New Grove Dictionary of Music and Musicians: in 29 vols. 2nd ed. / ed. S. Sadie. London: Macmillan, 2001. Pp. 680-682.

Ferguson H. The Keyboard Duets from the 16th to the 20th century. Oxford University Press, 1995. 103 p.

Lubin E. The Piano Duet: A Guide for Pianists. New York, 1970. 221 p.

McGraw C. Piano Duet Repertoire. Music Originally Written for One Piano, Four Hands. Indiana University Press: Bloomington & Indianapolis. 1981. 334 p.

Miller H. The earliest keyboard duets. Musical Quarterly XXIX, 1943. Pp. 438-457.

Moroney D. Disk annotation // Davitt Moroney (harpsichord). William Byrd (1539/40-1623). The Complete Keyboard Music. Hyperion, 2010. URL: https://www.hyperion-records.co.uk/a.asp?a=A1235 (дата обращения: 22.03.2024).

Tuttle S. Thomas Tomkins // Musica Britannica. London: Stainer and Bell, 1955. Score 1, Xviii, p. 206.

Tischler, Indniana University Press, 803 p. (in Eng.)

Apel, W. (2001), “Organ”, New Grove Dictionary of Music and Musicians: in 29 vols, ed. S. Sadie, 2 ed., Macmillan, London, p. 673. (in Eng.)

Dawes, F. (2001), “Piano Duet”, New Grove Dictionary of Music and Musicians: in 29 vols, ed. S. Sadie, 2 ed., Macmillan, London, pp. 680-682. (in Eng.)

Druskin, M.S. (1960), Klavirnaya muzyka XVI-XVIII vv. [Keyboard music of the XVI-XVIII centuries], Gosmuzizdat, Leningrad, 320 p. (in Russ.)

Ferguson, H. (1995), The Keyboard Duets from the 16th to the 20th century, Oxford University Press, 103 p. (in Eng.)

Lubin, E. (1970), The Piano Duet: A Guide for Pianists, New York, 221 p. (in Eng.)

McGraw, C. (1981), Piano Duet Repertoire. Music Originally Written for One Piano, Four Hands, Bloomington & Indianapolis, Indiana University Press, 334 p. (in Eng.)

Miller, H. (1943), The earliest keyboard duets. Musical Quarterly XXIX, pp. 438-457. (in Eng.)

Moroney, D. (2010), “Disk annotation”, Davitt Moroney (harpsichord). William Byrd (1539 / 40-1623). The Complete Keyboard Music, Hyperion, Available at: https://www.hyperion-records.co.uk/a.asp?a=A1235 (accessed: 22 March 2024). (in Eng.)

Sorokina, E.G. (1988), Fortepiannyi duet. Istoriya zhanra [A piano duet. The history of the genre], Moscow, 319 p. (in Russ.)

Tuttle, S. (1955), “Thomas Tomkins”, Musica Britannica, XMIII, Stainer and Bell, London, p. 206. (in Eng.)

Сведения об авторах

Катонова Наталья Юpьевна, ученый ceKpeTapb Музейного объединения «Музей Москвы», npe-подаватель Российской академии музыки имени Гнесиных (Москва)

E-mail: n_katonova@mail.ru

Authors Information

Natalya Y. Katonova, Scientific Secretary of the Museum association “Museum of Moscow” (Moscow), lecturer of the Gnessin Russian Academy of Music (Moscow)

E-mail: n_katonova@mail.ru

Поступила в peдaкцию 16.05.2024 После доpaботки 26.07.2024 ^инята к публикации 17.08.2024

Received 16.05.2024 Revised 26.07.2024 Accepted for publication 17.08.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.