Искусствоведение список научных статей
-
Юрий Высоковских и Юрий Трофимов: художники второй волны русского авангарда в карельском искусстве
Статья посвящена художникам второй волны русского авангарда в искусстве Карелии XX века. Цель — на примере знаковых произведений карельских художников Юрия Высоковских и Юрия Трофимова продемонстрировать принадлежность художников ко второй волне авангарда. В качестве методов применены...
2022 / Бахилина Ольга Алексеевна -
Свой взгляд: «неофициальное» искусство 1960–1980-х годов из собрания Белгородского государственного художественного музея
В собрании Белгородского художественного музея хранится не так много произведений представителей неофициального искусства (среди таких исключений — работы Анатолия Зверева и Олега Кудряшова). Однако музей располагает рядом произведений, не вписывающихся в магистральное развитие советского искусства ...
2022 / Гончаренко Наталья Михайловна -
Экспериментальное искусство регионов России «второй волны» авангарда
Термины, определяющие совокупность художественных направлений, не вписывающихся в рамки советского официального искусства, имеют много оттенков в своих характеристиках: авангард, модернизм, постмодернизм, андеграунд, нонконформизм, «другое искусство», неофициальное искусство, экспериментальные...
2022 / Грачёва Светлана Михайловна -
Судьбы «второго авангарда» в провинции: практика и наследие свердловских художников-неформалов 1960–1980-х годов в оценках профессионального «экспертного сообщества»
В статье рассматривается неофициальное искусство Свердловска 1960–1980-х годов. Уделяется внимание терминологии, в которой описывается это явление, в частности определению «второй авангард». Приводятся оценки творчества художников-неформалов с позиций специалистов-искусствоведов, представителей...
2022 / Жумати Татьяна Павловна -
Об особенностях авангардного искусства Оренбурга второй половины XX века: аксиологический контекст
Региональный авангард «второй волны» относится к малоизученным темам современного российского искусствоведения. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что впервые оренбургский авангард рассматривается в контексте отечественной культуры. На основе анализа творчества художников,...
2022 / Кобер Ольга Ивановна -
Трансформации художественного метода тагильского графика Н.В. Грачикова: конец 1980-х – 2010-е годы
Статья посвящена творчеству нижнетагильского художника-графика Николая Владимировича Грачикова. С середины 1990-х годов он занял важное место в культурном пространстве Уральского региона, достойно представляя свое искусство на значимых выставках общероссийского и международного уровня. В 1991 году...
2022 / Комарова Мария Юрьевна -
Путь к абстракции через модус дизайнерского мышления: художественные эксперименты Вениамина Степанова
В статье затрагивается тема одного из вариантов формирования модернистских абстрактных и тяготеющих к абстракции форм творчества. Рассматривая подходы и характер деятельности одного из наиболее интересных художников Свердловска/Екатеринбурга Вениамина Степанова, автор проводит параллели...
2022 / Копосова Любовь Валентиновна -
Персоналии «второй волны русского авангарда» в изобразительном искусстве Приморья: Фёдор Морозов
Для автора статьи тема экспериментальных поисков художников Приморья конца XX – начала XXI в., которые вписываются в рамки второй волны русского авангарда, — главная. В разные годы опубликован ряд статей, защищена кандидатская диссертация, осуществлен ряд выставочных проектов. В данной статье...
2022 / Левданская Наталья Андреевна -
Авангардные течения в украинской живописи с начала до второй половины XX века
Статья посвящена истории украинского авангарда, связи его истоков с живописью середины и второй половины XX века. В статье сделан акцент на популяризаторской роли В. Кандинского и В. Издебского во время организации салонов, знакомство публики благодаря их деятельности с лучшими образцами...
2022 / Лиманская Людмила Юрьевна -
Расширение пространства: преемственность в развитии идеи пространства-времени между первой и второй волной русского авангарда
Цель статьи — проследить преемственность в развитии идеи и понятия пространства-времени между «первой волной» и «второй волной» русского авангарда, пользуясь методом «прибавочного элемента» К. Малевича. Развитие именно этих идей и понятий оказалось решающим для искусства всего XX века и далее,...
2022 / Рюмина Елена Александровна -
Символика цвета в живописи Любови и Василия Анциферовых: красное и золотое
Статья посвящена большой серии живописных работ Любови и Василия Анциферовых: «Красное и Золотое» (2002–2005). Продолжительная работа над ней стала для художников обращением к началам русской истории и культуры, осмыслением их истоков, возможностью лучше понять самих себя. В основе серии лежит...
2022 / Стихина Мария Игоревна -
Гротескные метаморфозы мотива древнерусской архитектуры в творчестве Н.Д. Грицюка
В статье исследуется процесс формирования гротескной образности в творчестве новосибирского художника Н.Д. Грицюка (1922–1976) на примере трансформации мотива древнерусской архитектуры в серии «Фантазии и интерпретации». Источником возникновения гротескных композиций являются каракули и...
2022 / Чимитов Вячеслав Николаевич -
Творчество Татьяны Глебовой в русле течения «сакрализованный пластицизм»: об одной картине
Художественное течение «сакрализованный пластицизм», название которому дано Л.В. Мочаловым в 1990-е годы, возникло после Великой Отечественной войны. Его основатели — В.В. Стерлигов, П.М. Кондратьев, Т.Н. Глебова — были учениками известных представителей первой волны авангарда — К.С. Малевича, П.Н. ...
2022 / Чудиновская Тамара Геннадьевна -
ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОТОГРАФИИ В АКАДЕМИЧЕСКОМ РИСУНКЕ: ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
Целью статьи является анализ конфликта между техническими способами получения изображения и рисованием с натуры. Исследуется влияние использования фотоизображений и оптических приспособлений на качество обучения академическому рисунку. Результатом является обоснование целесообразности применения...
2022 / Бербаш Татьяна Ивановна, Никитенков Сергей Алексеевич, Парамонов Алексей Григорьевич -
Педагогическое наследие российского ученого-просветителя математика Леонтия Магницкого
Рассмотрены научно-педагогическое наследие, опыт педагогической деятельности ученого-просветителя конца XVI – начала XVII века, автора первого российского учебника по математике Леонтия Магницкого. В продолжение своего многолетнего системного историко-педагогического исследования автор...
2022 / Грохольская Ольга ГлебовнаВАК -
«ҚАРАҚАЛПАҚФИЛЬМ» КИНОСТУДИЯСЫ ТАРИЙХЫНАН
Белгілі жазушы Шыңғыс Айтматов кино өнерін өнер түрлерінің ең синтезі десе, қарақалпақ кино өнері біздің өнер саласының ең жасы болып саналады. Қорақалпақстанда кинематографияның пайда болғанына көп уақыт болмағаны сияқты, кино өнерінің тарихы да ұзақ емес сияқты. ХІХ ғасырдың басында өзбек...
2022 / M. Yusupbaev -
РЕТРОСПЕКТИВА ПОДХОДОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДУХОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
В статье рассматривается ретроспектива подходов к применению духовых музыкальных инструментов. Как отмечает автор, в течение ряда эпох духовые инструменты претерпели значительные изменения, а их применение получило различные вариации, что в некотором роде стало отражением музыкальных особенностей...
2022 / Ли Линьсун -
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОРТЕПИАННЫХ ПРЕЛЮДИЙ В ЕВРОПЕЙСКОМ И АЗИАТСКОМ КОНТЕКСТАХ
В статье были рассмотрены особенности развития фортепианных прелюдий в европейском и азиатском контекстах. Автор отмечает, что прелюдия получила широкое развитие в европейской музыкальной культуре. Как западный жанр, прелюдия была адаптирована и широко использовалась китайскими композиторами с...
2022 / Чжун Синьчжэ -
НЕОМАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ БОЛЬШОЙ ЯЛТЫ НАЧАЛА XX ВЕКА
В материалах статьи рассматривается применение неомавританского стиля в архитектурных объектах Большой Ялты начала XX века. Проводится анализ художественно-композиционных особенностей внедрения неомавританского стиля в городскую архитектуру. Выявлены и описаны конкретные архитектурные объекты,...
2022 / Шинтяпина Е.С.ВАК -
НЕОРЕНЕССАНС И СИМВОЛИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ ЛИВАДИЙСКОГО ДВОРЦА (1909-1911). ПО ЧЕРТЕЖАМ, ЭСКИЗАМ И СТАТЬЕ Н.П. КРАСНОВА, ОЧЕРКАМ Г.К. ЛУКОМСКОГО
Ливадийский дворец Николая II в Крыму является выдающимся произведением русского дворцово-паркового искусства начала XX века. Между тем эстетический потенциал памятника не в полной мере раскрыт в науке. Статья посвящена вопросу художественного стиля дворца, который поднимался и раньше, но не...
2022 / Слюнькова Инесса НиколаевнаВАК