Научная статья на тему 'ХАМСА» НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ – УНИКАЛЬНОЕ СОКРОВИЩЕ ДУХОВНОГО ИСКУССТВА'

ХАМСА» НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ – УНИКАЛЬНОЕ СОКРОВИЩЕ ДУХОВНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
155
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Низами Гянджеви / мир искусства / поэт человеческих идеалов / мировая литература / газель и романс. / Nizami Ganjavi / world of art / poet of human ideals / world literature / ghazal and romance.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вафа Ханоглан, Расули Ирада Кафур Кызы

в статье говорится об универсальном значении творчества великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви. Великий поэт был не только несравненным мастером слова, но и великим ученым и мыслителем своего времени. Проблема свободного общества и идеи гуманизма нашли свой великий триумф в азербайджанском искусстве XII века в художественном мире Н. Гянджеви. Искусство Низами вечно. Поскольку гениальный поэт прославляет человеческие идеалы, все человечество поклоняется его гению. Творчество Низами Гянджеви достояние всего тюркского мира и человечества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"HAMSA" NIZAMI GANJEVI – UNIQUE A TREASURE OF SPIRITUAL ART

the article talks about the universal significance of the work of the great Azerbaijani poet Nizami Ganjavi. The great poet was not only an incomparable master of words, but also a great scientist and thinker of his time. The problem of a free society and the ideas of humanism found their great triumph in the Azerbaijani literature of the 12th century in the art world of N. Ganjavi. Nizami's art is eternal. Because the genius poet glorifies human ideals, all mankind worships his genius. Nizami Ganjavi's work is the wealth of the whole Turkic world and mankind as a whole.

Текст научной работы на тему «ХАМСА» НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ – УНИКАЛЬНОЕ СОКРОВИЩЕ ДУХОВНОГО ИСКУССТВА»

"HAMSA" NIZAMI GANJEVI - UNIQUE A TREASURE OF SPIRITUAL ART

1 2 Vafa K. , Rasuli I.K. (Republic of Azerbaijan)

1Vafa Khanoglan - Doctor of Art History, Рrofessor, Head of the Department, DEPARTMEN OF AZERBAIJANI LANGUAGE AND LITERATURE, BAKU ACADEMY OF CHOREOGRAPHY;

2Rasuli Irada Kafur kyzy - Doctor of Philosophy in Philological Sciences, , Associate Professor, DEPARTMENT OF LITERATURE AND LANGUAGES, AZERBAIJAN STATE UNIVERSITY OF CULTURE AND ART, BAKU, REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Abstract: the article talks about the universal significance of the work of the great Azerbaijani poet Nizami Ganjavi. The great poet was not only an incomparable master of words, but also a great scientist and thinker of his time. The problem of a free society and the ideas of humanism found their great triumph in the Azerbaijani literature of the 12th century in the art world of N. Ganjavi. Nizami's art is eternal. Because the genius poet glorifies human ideals, all mankind worships his genius. Nizami Ganjavi's work is the wealth of the whole Turkic world and mankind as a whole.

Keywords: Nizami Ganjavi, world of art, poet of human ideals, world literature, ghazal and romance.

«ХАМСА» НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ - УНИКАЛЬНОЕ СОКРОВИЩЕ ДУХОВНОГО

ИСКУССТВА

12

Вафа Х. , Расули И. (Азербайджанская Республика)

1Вафа Ханоглан - доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой, кафедра азербайджанского языка и литературы, Бакинская Академия хореографии;

2Расули Ирада Кафур кызы - доктор философии по филологическим наукам, доцент, кафедра литературы и языков,

Азербайджанский государственный университет культуры и искусства, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: в статье говорится об универсальном значении творчества великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви. Великий поэт был не только несравненным мастером слова, но и великим ученым и мыслителем своего времени. Проблема свободного общества и идеи гуманизма нашли свой великий триумф в азербайджанском искусстве XII века в художественном мире Н. Гянджеви. Искусство Низами вечно. Поскольку гениальный поэт прославляет человеческие идеалы, все человечество поклоняется его гению. Творчество Низами Гянджеви - достояние всего тюркского мира и человечества в целом. Ключевые слова: Низами Гянджеви, мир искусства, поэт человеческих идеалов, мировая литература, газель и романс.

В 2020 году карабахский конфликт, который 30 лет был тяжелым для нашего народа, окончательно завершился военной победой Азербайджана. Весь мир еще раз убедился, что наш народ исторически патриотичен, воинственен. Азербайджан также известен как страна, которая время от времени передавала человеческую культуру великим художникам, ученым и мыслителям. В связи с этим, объявление 2018 года «Годом Насими» и объявление 2021 года «Годом Низами» служат тому, чтобы представить Азербайджан миру как один из центров древней цивилизации. Многие выдающиеся представители азербайджанского народа известны не только в Восточном регионе, но и в мире своим богатым художественным творчеством, активно содействующим развитию науки и культуры в своей стране, а также играющим важную роль в обогащении мира культуры. Одним из таких художников является Низами Гянджеви, гениальный поэт и мыслитель, энциклопедический интеллект, живший и творивший в XII веке, пожертвованный азербайджанским народом в сокровищницу мировой культуры. Бессмертные произведения искусства Низами Гянджеви, трогающие сердца, - источник глубоких знаний, вдохновения и эстетического удовольствия. Низами не только великий поэт, но и глубокий интеллектуал своего времени - мыслитель и ученый.

В его работах много интересных размышлений и встреч, которые шлифуются в художественной студии естествознания. Мировоззрение Низами на социальные события также является мудрым философским взглядом. «Поэтика сердца» - в художественном исследовании психологического мира Низами можно сравнить только с Шекспиром»[1, с. 104]. Гуманистические идеи, заставляющие человечество мыслить, - в богатейшем творчестве уникального художественного гения, данного мировой культуре азербайджанским народом,

Отражены духовная красота, патриотизм, свободное общество и другие важные проблемы. Высокие идеи бессмертного художника, которые всегда были актуальны, актуальны и сегодня, а вековые традиции, которые он привнес в художественное мышление, неуклонно соблюдаются веками, а искусство Низами стало всемирно известным. Богатое творческое наследие всемирно известного художника, отличавшегося

высокими человеческими идеями и поэтической мыслью, оказало большое влияние на развитие восточного художественного мышления. Богатое художественное наследие великого поэта не укладывается в рамки 880-х годов, мыслитель-художник - модерн всех веков. Творчество Низами Гянджеви - уникальный этап в истории мировой литературы, новый исторический период и вершина мудрости. Произведения великого писателя, прославившегося как гуманист и мыслитель-поэт, уже почти девятьсот лет освещают духовный мир всех поколений как жемчужину художественного словаря. Идеи, воспетые великим поэтом, также обращены к человечеству. Низами Гянджеви своими произведениями призвал народы мира к справедливости, гуманизму и чистой любви. Образцы искусства, отличающиеся высокой художественной ценностью художника, до сих пор изучаются в мировом литературоведении. Бессмертное искусство бессмертного поэта - одна из самых ярких страниц мировой литературы. Главная особенность произведений общечеловеческого значения Н. Гянджеви в том, что они живые. Великий таджикский поэт и мыслитель Абдуррахман Джами высоко оценил «Хамсу» гениального мастера и написал: «В этих словах есть художественное подтверждение мира искусства, трогающее сердца великих ораторов. Герои произведений Низами Гянджеви - отважные, трудолюбивые герои, живущие и творящие любовью к жизни, любимые чистым сердцем, воспевающие человеческие идеалы». Алишер Навои, великий гений тюркского мира, писал: «Искусство Низами настолько велико и весомо, что для его измерения нужна шкала величиной с небо, камень величиной с землю».

Отношение к работе занимает особое место в творчестве Н. Гянджеви. Художник, считающий труд честью для человека, создал в своих работах художественный образ трудолюбивых людей. В рассказах «Эпос о каменщике», «Соломон и земледелец» этим вопросам уделяется особое место. «В любом случае ты работаешь, жизнь есть работа», - говорит художник, оценивая человечность человека по его отношению к работе. Низами советует правителям заботиться о людях и быть с ними справедливыми.

Некоторые газели Низами также посвящены социальным, философским и моральным вопросам. Не в силах примириться с несправедливыми законами своего времени, поэт выражает недовольство своим окружением в некоторых своих стихах. В то время, когда Гульша не кончает со своими свадебными бутонами, она открывает лицо людям и выдвигает высокие моральные принципы, говоря: «Ешь землю, но за хлебом не трогай» [2, с. 18]. Основная тема газелей поэта - любовь. Эта любовь также является художественным выражением пережитых чувств. Понятия «любовь» и романтические чувства имеют светское значение в газелях Низами, но вместе с тем, как знак нежности и чуткости, они возведены до высот поэтических слов и мыслей (В этой работе будет дан подстрочный первод произведений Низами ) [3, с. 9]: Ночью наш любимый друг тайно явился к нам, И его лицо было красивее луны. Со щек цветов капал пот, и тучи накрыли медведя. Его прогнал враг? Я смотрел на него тайком, смотрел, На охоту пришел охотник за младенцами [4, с. 27].

Низами Гянджеви также умело использовал в своем творчестве жанр рубаи. Например, рассмотрим следующий катрен:

Если он не верен, безжалостный ветер жизни, Как долго тебе нужно жить хорошей жизнью. Пока мир никому не предоставлен, Защитите планку, не обижайте друзей [4, с. 151]. Поэт призывает всех не ценить молодость: Когда вы молоды, вас должны ценить, Вы должны быть уверены, что караван, Который покинул это владение.

Поэт не отделяет любовь от музыки, он хвалит их вместе: Низами, если у тебя есть душа, говори о любви, Послушай, красивую музыку, дай тебе вина, милый [4, с. 36].

«Я горжусь своим искусством, - говорит поэт, гордо заявляя, - слова Низами подобны молнии», но он также «бог слова, мастер слова».

Писатели, скульпторы, художники и композиторы исполнили несколько примеров, основанных на мотивах жизни и творчества Низами, и увековечили образ великого поэта тонами, цветами и оттенками слов. Газели-романсы великого азербайджанского композитора У. Гаджибейли «Сенсиз», «Севгили джанан» на лирические произведения Низами, опера А. Бадалбейли «Низами», балет Г. Гараева «Семь красавиц» и симфоническая поэма «Лейли и Маджнун». Опера Ниязи «Хосров и Ширин», «Гюлюм» Ф. Амирова, «Низами» Дж. Джахангирова, романсы Т. Гулиева «Гёзум айдын», балет А. Меликова «Легенда о любви», монументальная статуя «Низами» Ф. Абдуррахманова, картины М. Абдуллаева на тему «Хамса», роман «Меч и перо» М.С. Ордубади, романы А. Зограббекова «Земля огненная», «Фархад и Ширин» С. Вургуна, «Нушаба», «Фитна» А. Шайга, «Низами», М. Гусейна драмы, «Афаг» А. Мамедханлы, «Портрет» Дж. Мамедова и др. Это следует рассматривать как проявление глубокой любви азербайджанских литературных и художественных деятелей к великому поэту [5, с. 575].

Как известно, президент Ильхам Алиев подписал распоряжение об объявлении 2021 года в Азербайджанской Республике «Годом Низами Гянджеви». В 2021 году будет отмечаться 880-летие со дня

рождения великого поэта и мыслителя Низами Гянджеви. Приказ гласит: «Низами Гянджеви, видный представитель мировой литературы, гениальный азербайджанский поэт и мыслитель, - одна из немногих личностей, открывших новую страницу в анналах художественной мысли человечества. Духовность великого художника неотделима от нравственности нашего народа.

На протяжении веков яркое наследие, ставшее частью уникального культурного наследия Востока, сохраняет свое достойное место. Всю свою жизнь Низами Гянджеви жил и творил в Гяндже, одном из важнейших культурных центров того времени, и создал прекрасные жемчужины словесного искусства, которые обогатили историю философско-социальной и художественно-эстетической мысли на Ближнем Востоке. Широко известная «Хамса» Низами Гянджеви стоит на вершине мировой поэтической и философской мысли. Поэт-мыслитель заложил основу большой литературной школы, состоящей из множества последователей. Произведения Низами, украшающие самые известные библиотеки и музеи, также дали толчок развитию искусства восточной миниатюры.

Время от времени у нас в стране проделывается много памятной работы по изучению наследия Низами Гянджеви. Его произведения регулярно переводятся на иностранные языки и публикуются. Великий поэт -это такое духовное сокровище, которое нужно всегда изучать, и эту работу нужно продолжать. Одной из главных черт гения Низами, одного из редких проявлений человеческой художественной мысли, является его неразрывная связь с родиной, ее историей, духовной культурой, философией и устной литературой. Даже когда прототипом образов исторического героя, созданным поэтом, был представитель других стран и народов, они предстали с чертами азербайджанского национального характера. Низами воспевал национальный дух, мудрость, красоту и отвагу своих соотечественников и возводил их до уровня общечеловеческих идеалов [7, с. 5].

Посвящение 2021 года Низами Гянджеви также будет способствовать изучению и популяризации художественного наследия великого поэта и новой редакции его произведений. Как и в предыдущие годовщины, юбилей в этом году привлечет внимание всего мира к азербайджанской культуре и литературе. Здесь стоит вспомнить слова общенационального лидера Гейдара Алиева: «Весь народ Азербайджана гордится Низами Гянджеви. Но особенно гордятся гянджинцы. Во-первых, потому что Низами из Гянджи. Он прославил на весь мир имя Гянджи, жил и писал на этой земле. Его работы во всем мире популярен». Как отмечается в приказе: «Юбилеи Низами Гянджеви всегда отмечались в нашей стране. 800-летие великого поэта стало поворотным моментом в изучении и популяризации его наследия.

Общенациональный лидер Гейдар Алиев, всегда подходивший к классическому литературному и культурному наследию Азербайджана с позиций национальных ценностей и патриотизма, также уделил особое внимание наследию Низами. Решение «О мерах по дальнейшему совершенствованию изучения, публикации и популяризации наследия великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви», принятое в 1979 году по инициативе Гейдара Алиева, открыло новые перспективы для изучения и популяризации творчества Низами. Празднование 840-летия бессмертного художника, проведенное в 1981 году при непосредственной инициативе и участии Великого Вождя, стало значительным событием в культурной жизни страны. В 2011 году 870-летие Низами Гянджеви широко отмечалось на государственном уровне серией мероприятий» [6]. По поручению Президента проводится серия мероприятий в профильных высших и средних учебных заведениях, научных и культурных учреждениях, библиотеках и музеях.

Из произведений Низами Гянджеви видно, что гениальный мастер слова, в отличие от поэтов Востока, умел ясно видеть взаимосвязь слова и музыки.

В этой старой вселенной, создающей инновации, нет ничего более тонкого в жизни, чем Слово. Мунис мысли, прекрасная тайна - это слово. Помните, что вечная тайна человека - это слово.

Если его измерить, это тонкая мысль, тонкое слово. Чем оно красивее, тем больше это слово в вашем сердце.

Без слов ... мир застыл бы на месте, без слов,

Сколько бы слов ни было сказано, слово не потерялось [8, с. 58].

Изучение уникального наследия великого поэта, обогатившего литературу и культуру Азербайджана новыми художественными открытиями различных наук, по-прежнему открывает широкие возможности для новых методологических подходов. Работа Низами - это доказательство полного описания человеческих проявлений, но в этой эстетике есть свои принципы, свой кодекс. По этой причине, наряду с литературой, высшее иерархическое место в этой культуре занимали не живопись и скульптура, а архитектура, каллиграфия и музыка [9, с. 53].

Проблема совершенной личности и свободного общества - основа творчества художника, сердце которого бьется за счастье человечества. Художественное наследие великого поэта - один из редких образцов, включенных в золотой фонд мировой литературы, веками сохранявший художественную и эстетическую свежесть. Эти работы - великолепный памятник искусства. Идеальное общество, идеальное государственное устройство и идеи духовного бессмертия, посев семян добра в жизни, творить добро, служить человечеству и делать красивое имя, поклоняться истине и справедливости - вот главные достоинства искусства Низами Гянджеви. Народный поэт Бахтияр Вахабзаде пишет: «Уважение человеческого достоинства и личности, равенство, свобода, открытые двери, открытые губы, свободные

желания - это были мечты и идеалы великого поэта. Именно потому, что он живет великими идеалами, поэт опережает свое время от своего столетия к следующему. Поэтому по мере того, как Низами удаляется от нас во времени, мысль приближается к нам, живет с нами, борется с нами за великие идеалы »[10, с. 9]. По мере развития универсальной культуры сфера влияния Низами расширяется, и число его читателей увеличивается. С каждым годом растет число мастеров художественного творчества, живописи и музыки, которые апеллируют к его творчеству и извлекают пользу из неисчерпаемых сокровищ его духовного и поэтического наследия. В чем секрет вечной свежести творчества Низами, произведения которого давно полюбились в Германии, Англии, Америке, Японии и других странах? Поэтому великий поэт и мыслитель своим волшебным пером выразил такие высокие желания и стремления человека, такие возвышенные чувства и эмоции его сердца, что они вечны и останутся до тех пор, пока существует человечество [11, с. 7].

Изучение уникального наследия великого поэта, обогатившего литературу и культуру Азербайджана новыми художественными открытиями различных наук, по-прежнему открывает широкие возможности для новых методологических подходов. Работа Низами - это доказательство полного описания человеческих проявлений, но в этой эстетике есть свои принципы, свой кодекс. По этой причине, наряду с литературой, высшее иерархическое место в этой культуре занимали не живопись и скульптура, а архитектура, каллиграфия и музыка [9, с. 53].

Проблема совершенной личности и свободного общества - основа творчества художника, сердце которого бьется за счастье человечества. Художественное наследие великого поэта - один из редких образцов, включенных в золотой фонд мировой литературы, веками сохранявший художественную и эстетическую свежесть. Эти работы - великолепный памятник искусства. Идеальное общество, идеальное государственное устройство и идеи духовного бессмертия, посев семян добра в жизни, творить добро, служить человечеству и делать красивое имя, поклоняться истине и справедливости - вот главные достоинства искусства Низами Гянджеви. Народный поэт Бахтияр Вахабзаде пишет: «Уважение человеческого достоинства и личности, равенство, свобода, открытые двери, открытые губы, свободные желания - это были мечты и идеалы великого поэта. Именно потому, что он живет великими идеалами, поэт опережает свое время от своего столетия к следующему. Поэтому по мере того, как Низами удаляется от нас во времени, мысль приближается к нам, живет с нами, борется с нами за великие идеалы»[10, с. 9]. По мере развития универсальной культуры сфера влияния Низами расширяется, и число его читателей увеличивается. С каждым годом растет число мастеров художественного творчества, живописи и музыки, которые апеллируют к его творчеству и извлекают пользу из неисчерпаемых сокровищ его духовного и поэтического наследия. В чем секрет вечной свежести творчества Низами, произведения которого давно полюбились в Германии, Англии, Америке, Японии и других странах? Поэтому великий поэт и мыслитель своим волшебным пером выразил такие высокие желания и стремления человека, такие возвышенные чувства и эмоции его сердца, что они вечны и останутся до тех пор, пока существует человечество [11, с. 7].

Как упоминалось ранее, работы Низами Гянджеви содержат вопросы и информацию, относящиеся к различным областям науки. Он ко всем наукам своего времени- язык, литература, история, философия, поэтика, астрономия, музыка, естественные науки, теология, география, геометрия, физика и др. представил известные выпуски с высоким художественным выражением и поэтическими стихами. Произведения этого светильника копировались и передавались из рук в руки во все века. Поэты и ученые познали секреты поэтического искусства и сокровища знаний из произведений этого великого художника. Знаменитые художники того времени создавали уникальные картины и миниатюры по сюжету произведений Низами. Интересны также заметки английского востоковеда Г. Аусли о великом азербайджанском поэте Низами Гянджеви.

Он показывает, что Низами - великий литературный деятель, занимающий видное место в литературе всех народов Востока, отмечая его ученость, высокое человеческое достоинство, святость, не воспеваемую ни пером, ни языком [12, с. 181 - 182].

Научный анализ творчества Низами в этом контексте время от времени является актуальной проблемой для исследователей. С этой точки зрения музыка занимает особое место в творчестве мудрого художника. Поэт очень любил музыку. Говоря о других науках, он часто представлял их в связи с музыкой. В его стихах музыка поется чудесным языком искусства и искренностью. Жизнь Низами без музыки похожа на сухую пустыню. В одном из своих стихотворений поэт упоминает музыкальные инструменты:

«Я властелин царства слов»:

Газели мои в ушах орла,

Мои слова цвета тюльпана,

Похожие на меня, подобны удовольствию.

Я не зря играю на барабанах, всякий раз, когда я играю, начинается свадьба, если я пою песню для проповеди, они думают, что это газель» [4, с. 121].

Сказав: «Я безупречная луна в небе поэзии», поэт гордится тем, что «тысяча сердец расцветает силой каждого слова».

Творчество Низами Гянджеви - это богатейшая сокровищница знаний, как яркие страницы мировой литературы. Богатое творческое наследие великого поэта стало настоящим источником творчества для наших специалистов, работающих в самых разных областях. Газели Низами в романах и мугамах привносят прохладу в наш мир и подражают наши души. Сочиненные нашим гениальным композитором Узеиром

Гаджибейли романсы «Сенсиз» и «Севгили канан» несут печаль в сердца тех, кто их слушает:

Каждую ночь без тебя было горе, горе, катастрофа, Каждый вдох, который я делал, этот час прошел без тебя.

Клянусь твоей привлекательностью, поверь мне, моя душа сгорела в хиджре, без тебя больше нет терпения!

Мне искать другую половину, о алчный ангел? Я знаю, ты сказал: «Нет, это не ты!» [4, с. 16].

Народный писатель Эльчин пишет: «Роман Узеира Гаджибекова «Без тебя», особенно в исполнении Бюльбюля, - это скорее мирская печаль, приход и уход человека, мир, который тысячелетиями приходил и уходил в «Дада Горгуд»». Является выражением мудрости, «одиночества», здесь печальный, лирический крик одиночества, невозможности когда-либо двигаться, и существует органическая связь между художественными и эстетическими особенностями этого романа и его философией» [13, с. 254 ]. Следует отметить, что жанр романс-газели связан с именами обоих гениальных исполнителей. На основе газелей и стихов Низами Гянджеви наши композиторы сочинили оперу, балет, симфонию, кантату, сюиту, ораторию, хор, вокально-инструментальную газель, музыкальную газель, романс и песни. Зарубежные композиторы К. Бебер, Ф. Бузони, Дж. Пуччини сочинили музыку по мотивам поэмы Низами Гянджеви «Семь красавиц». Вообще, восточные легенды были и являются предметом многих западных музыкальных произведений и драм.

Примеры балета и драмы из произведений Низами во Франции включают балет «Фея» композитора Поля Абрахама Дюка, который был встречен с большим триумфом в 1912 году, и пятиактная драма «Хосров и Ширин» Мустафы Адля, первоначально из Тебриз. Последнее большое произведение Павла Дюка - балет «Фея» - был написан на основе стихотворения Низами «Письмо Александра» [14, с. 20].

Немецкий мыслитель Гете использовал некоторые из рассказов Низами Гянджеви в своем «Западно-восточном диване». Гете пишет в своем стихотворении «Книга декламации», посвященном Низами: Ты нашел наконец, о Низами, верный путь, Потому что ты открыл секрет любви, способной на тебя.

Газели великого поэта до сих пор слышны в приятных голосах наших певцов. К газелям Низами обратились участники «Телевизионного конкурса мугама», проводимого в Баку с 2005 года. Творчество Низами Гянджеви настолько богато, что, хотя прошло много лет, его творческое наследие всегда живо в сердцах людей. Поскольку Низами Гянджеви прославляет человеческие идеалы, все человечество поклоняется его гению. Примечательно, что Международный центр Низами Гянджеви, наряду с защитой наследия великого мастера слова, продвигает идеи поэта, в том числе толерантность, справедливость, мир и так далее. Искусство Низами бессмертно и живет вечно. Творчество Низами Гянджеви - достояние всего тюркского мира и человечества в целом.

Список литературы /References

1. Азаде Р. Социально-литературная среда Низами Гянджеви: альманах Низами Гянджеви. Первая книга. Баку, «Наука», 1984. С. 104.

2. ЮсифовX. Низами. Баку. «Наука», 1983. С. 18.

3. АлийоглуМ. Литературные фрагменты. Баку, «Юность», 1974. С. 9.

4. Низами Гянджеви. Текст песни. Баку, Издательство «Лидер», 2004. С. 16, с. 121.

5. История азербайджанской литературы. В шести томах. Второй том, Баку, «Наука», 2007. С. 575.

6. Распоряжение Президента Азербайджанской Республики об объявлении 2021 года Годом Низами Гянджеви в Азербайджанской Республике. «Литературная газета», 9 января 2021 года.

7. Низами Гянджеви. Лирика, Баку, «Наука», 1983. С. 5.

8. Низами Гянджеви. Сокровище Тайн. Баку. Издательство «Лидер», 2004. С. 58.

9. Эфендиева Н. Мир красоты Низами. Баку, НПМ «Турал-А», 2002. С. 53.

10. Вахабзаде Б. От легких до глубоких слоев. Баку, «Писатель», 1986.С. 9.

11. Алиев Р. Низами Гянджеви. Баку. «Писатель», 1991. С. 7.

12. Гулиев В. Мудрость открытых слов. Баку. «Озан», 2001. С.181-182.

13. Эльчин. «Очарование, которое меня печалит», Наш Соловей - Соловей мира. Баку. «Сказочный Дом», 2004. С. 254.

14. Исмаилов М. Эхо поэзии Низами в европейской литературе и культуре. «525-я газета», 3 февраля 2021 г. С. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.