Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ЯРОСЛАВЛЕ'

СТАНОВЛЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ЯРОСЛАВЛЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ЭПОХА / ИСТОРИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЯРОСЛАВСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ШКОЛА / ЯРОСЛАВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / ЯРОСЛАВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / Ф. Е. ШИШИГИН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Азеева Ирина Викторовна

В статье описывается процесс формирования театральной школы в Ярославле в советский период. Государственное театральное образование в Ярославле впервые детально представлено в хронологической последовательности зарождения, становления, развития. Развитие понимается как процесс закономерного изменения, направленный на формирование нового качественного состояния театрального образования: от театрального техникума и студии при театре - к среднему театральному училищу и высшему учебному заведению. Анализируя процесс становления и развития театрального образования в Ярославле в контексте определенного исторического времени (советский период), автор опирается на принцип историзма. В исследовании используются документы, в которых зафиксированы ключевые события: различного уровня государственные постановления, решения и приказы. Результаты исследования позволяют обоснованно утверждать, что реализуемая советской властью политика в сфере творческого и в, частности, театрального образования способствовала формированию в Ярославле театральной школы. Многие апробированные и развитые в советское время методические практики и в настоящее время не утратили актуальности. Вместе с тем формирование и развитие ярославской театральной школы, имеющей выраженные индивидуальные черты, выходит за рамки рационалистической и политизированной образовательной политики советского государства. Исключительную роль в развитии театрального образования и формировании ярославской театральной школы сыграл Ф. Е. Шишигин, художественный лидер Театра им. Ф. Волкова. Он единственный в советской театральной провинции сочетал художественно-постановочную и педагогическую работу, дополняя эти виды деятельности еще и организационно-творческой работой. Рассматриваемая проблема будет интересна специалистам в области истории театрального образования, а также культурологам, занимающимся исследованием культуры советского периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF A THEATER SCHOOL IN YAROSLAVL: THE SOVIET PERIOD

The article describes the process of formation of a theater school in Yaroslavl during the Soviet period. State theatrical education in Yaroslavl is for the first time presented in detail in the chronological sequence of origin, formation, development. Development is understood as a process of regular change aimed at creating a new qualitative state of theater education: from a theater technical school and a theater studio to a secondary theater school and a higher educational institution. Analyzing the process of formation and development of theater education in Yaroslavl in the context of a certain historical time (the Soviet period), the author relies on the principle of historicism. The study uses documents that record key events: government decrees, decisions and orders of various levels. The results of the study allow us to reasonably assert that the policy implemented by the Soviet authorities in the field of creative and, in particular, theater education contributed to the formation of a theater school in Yaroslavl. Many methodological practices tested and developed in Soviet times have not lost their relevance at the present time. At the same time, the formation and development of the Yaroslavl theater school, which has pronounced individual features, goes beyond the rationalistic and politicized educational policy of the Soviet state. An exceptional role in the development of theater education and the formation of the Yaroslavl theater school was played by F. E. Shishigin, artistic leader of the Theater named after F. Volkova. He was the only one in the Soviet theatrical province who combined artistic, staging and pedagogical work, supplementing these activities with organizational and creative work. The problem under consideration will be of interest to specialists in the field of the history of theater education, as well as culturologists involved in the study of the culture of the Soviet period.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ЯРОСЛАВЛЕ»

КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ

Научная статья УДК 792.01 (091)

DOI: 10.20323/1813-145X-2022-2-125-213-220 EDN: CBYPIX

Ирина Викторовна Азеева

Кандидат культурологии, проректор по научной и творческой работе, профессор кафедры общих гуманитарных наук и театроведения ФГБОУ ВО «Ярославский государственный театральный институт». 150000, г. Ярославль, ул. Депутатская, д. 15/43 yrakh@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-2250-4344

Становление театральной школы в Ярославле

Аннотация. В статье описывается процесс формирования театральной школы в Ярославле в советский период.

Государственное театральное образование в Ярославле впервые детально представлено в хронологической последовательности зарождения, становления, развития. Развитие понимается как процесс закономерного изменения, направленный на формирование нового качественного состояния театрального образования: от театрального техникума и студии при театре — к среднему театральному училищу и высшему учебному заведению.

Анализируя процесс становления и развития театрального образования в Ярославле в контексте определенного исторического времени (советский период), автор опирается на принцип историзма. В исследовании используются документы, в которых зафиксированы ключевые события: различного уровня государственные постановления, решения и приказы.

Результаты исследования позволяют обоснованно утверждать, что реализуемая советской властью политика в сфере творческого и в, частности, театрального образования способствовала формированию в Ярославле театральной школы. Многие апробированные и развитые в советское время методические практики и в настоящее время не утратили актуальности. Вместе с тем формирование и развитие ярославской театральной школы, имеющей выраженные индивидуальные черты, выходит за рамки рационалистической и политизированной образовательной политики советского государства.

Исключительную роль в развитии театрального образования и формировании ярославской театральной школы сыграл Ф. Е. Шишигин, художественный лидер Театра им. Ф. Волкова. Он единственный в советской театральной провинции сочетал художественно-постановочную и педагогическую работу, дополняя эти виды деятельности еще и организационно-творческой работой.

Рассматриваемая проблема будет интересна специалистам в области истории театрального образования, а также культурологам, занимающимся исследованием культуры советского периода.

Ключевые слова: советская эпоха; история театрального образования; ярославская театральная школа; Ярославское театральное училище; Ярославский театральный институт; Ф. Е. Шишигин

Для цитирования: Азеева И. В. Становление театральной школы в Ярославле // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 2 (125). С. 213-220. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-2-125-213-220. https://elibrary.ru/cbypix.

CULTURE CONFORMABLE PRACTICES

Original article Irina V. Azeeva

Candidate of culturology, vice-rector for scientific and creative work, professor of the department of general humanities and theater studies, FSBEI HE «Yaroslavl state theater institute». 150000, Yaroslavl, Deputatskaya st., 15/43 yrakh@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-2250-4344

© Азеева И. В., 2022

The formation of a theater school in Yaroslavl: the soviet period

Abstract. The article describes the process of formation of a theater school in Yaroslavl during the Soviet period.

State theatrical education in Yaroslavl is for the first time presented in detail in the chronological sequence of origin, formation, development. Development is understood as a process of regular change aimed at creating a new qualitative state of theater education: from a theater technical school and a theater studio to a secondary theater school and a higher educational institution.

Analyzing the process of formation and development of theater education in Yaroslavl in the context of a certain historical time (the Soviet period), the author relies on the principle of historicism. The study uses documents that record key events: government decrees, decisions and orders of various levels.

The results of the study allow us to reasonably assert that the policy implemented by the Soviet authorities in the field of creative and, in particular, theater education contributed to the formation of a theater school in Yaroslavl. Many methodological practices tested and developed in Soviet times have not lost their relevance at the present time. At the same time, the formation and development of the Yaroslavl theater school, which has pronounced individual features, goes beyond the rationalistic and politicized educational policy of the Soviet state.

An exceptional role in the development of theater education and the formation of the Yaroslavl theater school was played by F. E. Shishigin, artistic leader of the Theater named after F. Volkova. He was the only one in the Soviet theatrical province who combined artistic, staging and pedagogical work, supplementing these activities with organizational and creative work.

The problem under consideration will be of interest to specialists in the field of the history of theater education, as well as culturologists involved in the study of the culture of the Soviet period.

Keywords: Soviet era; history of theater education; Yaroslavl theater school; Yaroslavl secondary theater school; Yaroslavl state theater institute; F. Shishigin

For citation: Azeeva I. V. The formation of a theater school in Yaroslavl: the Soviet period. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(2): 213-220. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-2-125-213-220. https://elibrary.ru/cbypix.

Введение

Системно организованное театральное образование — один из советских культурных феноменов, укорененный в творческо-педагогической деятельности К. С. Станиславского, Вл. И. Немировича-Данченко, Е. Б. Вахтангова, В. Э. Мейерхольда и других великих мастеров российского и советского театра и театральной школы.

Значение советского театрального образования выходит далеко за рамки советской культуры, оказывая влияние на становление и развитие театрального образования в мире. Свидетельств этому немало [Кручиани, 2010]. Один только пример активного использования в театральной педагогике США метода (системы) Станиславского говорит о многом. Станиславский, являясь основоположником актерской школы в США, и сегодня остается в ней значимой фигурой [Хох-ман], а его книга «Работа актера над собой» [Станиславский, 1989; Станиславский, 1990] — настольная для многих американских звезд, о чем свидетельствуют и ее многочисленные переиздания на английском языке 2013].

В годы советской власти создана охватывающая практически всю страну сеть специализированных высших и средних театральных учебных заведений, а также открыты театральные факуль-

теты в ряде вузов искусств и консерваторий [Агамерзян, 1975; Мокульский, 1947; Образование театральное ..., 1965; Русская театральная школа ... , 2004; Театральное образование ... , 1956]. Доминирующей методической основой актерского образования ожидаемо становится система Станиславского. Не остаются без внимания и педагогические подходы перечисленных выше мастеров и их последователей. Отмечая огромную роль Станиславского в развитии советского театрального образования, следует обозначить и то, что корни актерского образования и принципы организации работы театральной школы уходят еще глубже — в XIX в. И здесь, в первую очередь, необходимо выделить фигуру Александра Николаевича Островского, для которого театральная школа, профессиональное оснащение в ней драматического актера всегда были предметом особого внимания. Например, четырехлетний цикл обучения актерскому мастерству, который был так важен для Островского [Островский, 1952], вошел не только в практику театральных школ XX в., но и в ныне действующий ФГОС по специальности «Актерское искусство», предусматривающий по очной форме обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, четырехлетнее обучение [Федеральный стандарт, 2016]. Глубо-

кое уважение вызывает огромная работа, проделанная Островским с целью обратить внимание государства на отечественную театральную школу. И такое внимание ей будет уделено именно в советскую эпоху с ее системой организации образования в области искусства.

Становление и развитие театрального образования в Ярославле, с одной стороны, — неотъемлемая часть советского театрального образования, с другой — процесс, обладающий некоторой исключительностью. Ярославль территориально находится близко как к Москве, так и к северной столице. С точки зрения государственного «географического мышления» открытие в нем театрального учебного заведения не являлось целесообразным — актерскими кадрами город могут обеспечить две столицы. В инициировании среднего и высшего театрального образования в Ярославле ключевую роль сыграла не столько реализуемая государственная образовательная политика, сколько наличие в городе театра с уникальной историей (Театр им. Ф. Волкова) и крупная творческая личность, художественный руководитель этого театра — Фирс Ефимович Шишигин, выдающийся советский режиссер, театральный педагог, замеченный и отмеченный советской властью: лауреат Сталинской (1951) и Государственной (1971) премий, народный артист СССР (1964).

Методы исследования

В исследовании используется комплексный подход с применением культурологических, театроведческих и общенаучных методов. Поскольку процесс становления и развития театрального образования в Ярославле рассматривается в контексте исторического времени (советский период), важным является принцип историзма. В исследовании роли личности Ф. Е. Шишигина в развитии театрального образования в Ярославле используется биографический метод.

Результаты исследования

1919 г. можно считать годом рождения театрального образования в Ярославле. Первые страницы истории театрального образования в Ярославле мало изучены. Наиболее развернутым текстом остается исследование истории появления в Ярославле театрального техникума молодого ученого Н. В. Соловьевой, опубликованное в сборнике научных работ аспирантов и студентов исторического факультета Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова в

1997 г. [Соловьева, 1997]. Исследовательница, опираясь на немногочисленные архивные документы и публикации в «Известиях Ярославского губисполкома», справедливо полагает, что открытие театрального образовательного учреждения было связано с необходимостью пополнить труппу Театра им. Ф. Волкова молодыми актерами. Автор пишет об открытии в феврале 1919 г. пролетарской драматической студии, призванной воспитывать «новых» актеров, способных реализовать новые задачи театра, связанные с идеологическим воспитанием и пропагандой коммунистических идей. В 1920 г. студию под свое крыло взял Пролеткульт, она получила название «Студия пролетарского театра». И студия, и далее открытый на ее основе театральный техникум находились в ведении государственных органов.

Ярославский государственный театральный техникум был открыт 18 мая 1921 г. В названии нового учебного заведения появляется важное слово — «государственный». В качестве преподавателей привлекались артисты и режиссеры Театра им. Ф. Волкова. Отметим, что ни студия, ни техникум не были учебными заведениями, функционирующими при театре. Средств на финансирование деятельности техникума у нового государства едва хватало, в 1924 г. техникум и вовсе был снят с госбюджета. Выпускники студии, а затем и техникума, число которых за годы работы этих учебных заведений достигло 100 человек, поступали на работу не только в Театр им. Ф. Волкова, но и в передвижной рабочий театр, организованный РАБИС (Союз работников искусств, объединяющий на добровольных началах всех работников искусств), рабочие клубы. Последние сведения о техникуме в архивных документах датируются 1927 г.

Остается только сожалеть, что жизнь Ярославского государственного театрального техникума оказалась недолгой. История государственного театрального образования в Ярославле прерывается до начала 60-х гг. После Великой Отечественной войны, в 40-50-е гг., Театр им. Ф. Волкова самостоятельно решает кадровую проблему, открывая студию (1945). Первым ее руководителем стал Иван Алексеевич Ростовцев (1873-1947) — один из крупнейших режиссеров и актеров русского провинциального театра, народный артист РСФСР, в 1942-1947 гг. руководивший Театром им. Ф. Волкова. Последний выпуск студии был в 1959 г. Сегодня в Театре им. Ф. Волкова работают две выпускницы — заслуженная артистка России Татьяна Константиновна

Позднякова и заслуженный работник культуры России актриса Елена Ивановна Сусанина. Педагоги театральной студии становились преподавателями Ярославского театрального училища. В частности, в студии начинал педагогическую деятельность, а потом и возглавил ее после ухода из жизни учителя И. А. Ростовцева народный артист СССР Валерий Сергеевич Нельский, ставший затем ведущим преподавателем Ярославского театрального училища. Педагогическое мастерство В. С. Нельского блестяще описывает историк театра Маргарита Георгиевна Ваняшова [Ваняшова, 2006]. О педагогических задачах мастера курса сам В. С. Нельский пишет так: «Как много труда должен вложить мастер, чтобы вырастить из молодежи зрелых художников сцены. Плоды труда в огромной степени будут зависеть от усилий, от энергии и упорства молодых. Путь наверх труден.» [Русская театральная школа, 2004, с. 238].

Вышеизложенный экскурс в историю работы в Театре им. Ф. Волкова театральной студии необходим для того, чтобы отчетливо обозначить ту основу, те педагогические традиции, которые были в театре на момент прихода в него (1960) Фирса Ефимовича Шишигина и на которые он будет опираться в своем строительстве ярославской театральной школы.

Ярославское театральное училище являлось в полном смысле региональным, но в то же время было связано с общегосударственными практиками. Открыто на основании решения № 282 Исполнительного комитета Ярославского областного Совета депутатов трудящихся от 16 апреля 1962 г. и приказа № 439 Министерства культуры РСФСР от 26 апреля 1962 г. с момента основания и до 1963 г. училище находилось в ведении Управления культуры Исполнительного комитета Ярославского областного Совета депутатов трудящихся. Подведомственная принадлежность в 60-е гг. будет меняться, но в любом случае училище оставалось в областном подчинении и вело подготовку по специальности «Актер драматического театра» по очной форме обучения. В приказе Министерства культуры нет упоминания о том, что училище открывается при Театре им. Ф. Волкова. Министерство установило на 62/63 учебный год контингент приема в училище в количестве 25 человек. Главному Управлению учебных заведений и кадров Минкультуры [Приказ, 1962] предписано в текущем году обеспечить театральное училище учебными планами и программами. Министерство также оставило за со-

бой контроль над штатным расписанием училища. Финансировалось новое учебное заведение за счет исполнения бюджета по учреждениям культуры Ярославской области. Управление культуры области комплектовало штат преподавателей. В решении Исполнительного комитета Ярославского областного Совета депутатов трудящихся Театр им. Ф. Волкова появляется косвенно: «Обязать начальника культуры облисполкома тов. Третьякову, главного режиссера-руководителя Ярославского драматического театра им. Ф. Г. Волкова тов. Шишигина подобрать в соответствии с учебными программами и типовыми штатами театральных училищ состав преподавательских кадров и организовать прием учащихся с тем, чтобы начать учебные занятия 1-го октября 1962 года» [Решение, 1962]. В период своей работы, до преобразования в институт (1980) и в переходный период (1980-1983), училище выпустило 332 артиста драматического театра, 63 артиста театра кукол и 13 режиссеров народного театра. В числе выпускников артисты, составившие славу советского театра, кинематографа и театральной педагогики: народная артистка РФ, профессор ГИТИСа Антонина Михайловна Кузнецова (первый выпуск училища, 1966 г.); народный артист РСФСР Виктор Васильевич Гвоздицкий; народная артистка РФ, актриса Театра им. Ф. Волкова Татьяна Борисовна Иванова (выпускники 1971 г.); Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых Владимир Алексеевич Толоконников (выпускник 1972 г.); советская и российская артистка кино Анна Владленовна Самохина (выпускница 1982 г.) и многие другие, чей творческий труд отмечен почетными званиями народных и заслуженных артистов РСФСР. Все это свидетельствовало об успешном развитии нового учебного заведения, о высоком уровне подготовки в нем актеров драматического театра и театра кукол. Сергей Константинович Тихонов, народный артист СССР, профессор, многие годы заведовавший кафедрой мастерства актера в ярославском театральном вузе, о плодах труда Ф. Е. Шишигина и его творческо-педагогического коллектива пишет так: «Творческая жизнь среднего учебного заведения, основанного Ф. Е. Шишигиным, была настолько интересна, что привлекла к нему внимание ведущих театральных педагогов столицы, и в 1980 г. училище в Ярославле стало высшим театральны учебным заведением» [Тихонов, 2021, с. 271-272].

Творческий потенциал и разные аспекты деятельности ЯТУ(суз)-ЯГТИ разнообразны, все охватить в одной статье невозможно, поэтому автор делает акцент на значимом аспекте — роли руководителя и несомненного авторитета Ф. Е. Шишигина в становлении и развитии ярославской театральной школы.

Закономерной выглядит инициатива создания театрального вуза на базе столь успешного среднего. Однако все с той же точки зрения государственного «географического мышления» открытие в Ярославле высшего театрального учебного заведения продолжает оставаться нецелесообразным, учитывая близость Москвы и Ленинграда. И снова ключевую роль играет Театр им. Ф. Г. Волкова и Ф. Е. Шишигин, покинувший пост его руководителя и все силы отдавший становлению нового вуза. Он стал первым художественным руководителем училища (вуза) и заведующим кафедрой мастерства актера. В «Слове о Ярославской театральной школе» он ярко пишет о деле всей своей жизни, отчетливо понимая, что сделано и как много еще предстоит сделать, чтобы творческий вуз в Ярославле на новом уровне успешно продолжил путь театрального училища [Шишигин, 2013]. Профессор Вячеслав Сергеевич Шалимов, ректор ЯГТИ в постсоветскую эпоху (1997-2006), акцентирует внимание на том, что стараниями Ф. Е. Шишигина «возник первый театральный институт в провинциальной России, существующий автономно и самодостаточно (а не на правах факультета при консерватории или институте искусств)» [Шалимов, 2006, с. 21]. Театральные вузы в Екатеринбурге и Новосибирске появятся чуть позже, их открытие во многом обеспечено ярославским опытом формирования театрального вуза.

В постановлении Совета Министров СССР № 718 от 24.07.1979 г. «Об организации театрального училища (вуза) в г. Ярославле» связь нового вуза и Театра им. Ф. Волкова фиксируется отчетливо: «В связи с ходатайством Ярославского обкома КПСС и Ярославского облисполкома принять предложение Совета министров РСФСР и Министерства культуры СССР об организации театрального училища (вуза) при Ярославском государственном академическом драматическом театре им. Ф. Г. Волкова в г. Ярославле» [Постановление, 1979]. В этом без труда прочитывается традиция организации в СССР жизнедеятельности ряда ведущих театральных школ, тесно связанных с конкретными театрами. Это нашло отражение и в современных названиях школ: Шко-

ла-студия (вуз) имени Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ имени А. П. Чехова; Высшее театральное училище (институт) имени М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России; Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. Связь Ярославского государственного театрального института с Театром им. Ф. Волкова была и остается тесной, однако в названии вуза она не звучит. Это объясняется тем, что новый вуз стремился значительно расширить спектр специальностей, по которым обучались студенты. В частности, в вузе сформировалась школа артистов театра кукол, в мастерских ЯГТИ обучались художники-сценографы и художники-технологи, режиссеры драмы и театра кукол, в середине нулевых появились театроведы. Путь «моновуза», сосредоточенного на подготовке артистов драматического театра, ученый совет полагал узким. Традиционное название «государственный театральный институт» оказалось наиболее точно выражающим образовательную и творческую политику вуза. По этому же пути пошли и два других театральных вуза российской провинции: Екатеринбургский и Новосибирский государственные театральные институты.

Истории первых тридцати лет жизни театрального вуза посвящена книга первого ректора ЯГТИ Станислава Сергеевича Клитина «30 лет с Ярославлем». С. С. Клитин подробно пишет о том, как новому вузу и его ректору приходилось работать с советскими властными структурами, какую роль сыграли конкретные государственные чиновники областного и союзного уровня в становлении института. В книге описаны и сложные годы в жизни вуза в период распада СССР, и выстраивание отношений с властью нового государства [Клитин, 2010].

С. С. Клитин, вспоминая свое общение с Ф. Е. Шишигиным в первые годы жизни вуза, называет его «талантливейшей личностью», пишет, что точнее всего Ф. Е. Шишигина характеризовало понятие «самородок». Клитин подчеркивает увлеченность Шишигина театральной педагогикой, обращает внимание на то, что Фирс Ефимович был одним из инициаторов преобразования среднего театрального учебного заведения в высшее. По представлению вуза министерство культуры ввело в нем должность художественного руководителя, на которой и работал Ф. Е. Шишигин до конца своей жизни. «Работали мы дружно, почти не расходились в оценках про-

исходящего, чтили юмор и добродушие», — пишет С. С. Клитин [Клитин, 2010, с. 18].

Ярославское театральное училище, став вузом, привлекает к педагогической деятельности выпускников Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ныне — Российский институт театрального искусства — ГИТИС) и Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ныне — Российский государственный институт сценических искусств), однако не отказывается и от традиций ярославской театральной школы, заложенных Ф. Е. Шишигиным в период его работы в театральном училище [Шишигин, 2013, с. 50-57]. Закономерно, что именно Ф. Е. Шишигин в 1982 г. заявляет на научно-практической конференции, посвященной 20-летию Ярославского театрального училища, о сформированности ярославской театральной школы как направления в деле подготовки будущих актеров, опирающегося на исторические традиции, имеющего свои взгляды и принципы в теоретическом и практическом процессе театральной работы [Шишигин, 2013, с. 51].

Заключение

Реализуемая советской властью политика в сфере творческого и в, частности, театрального образования позволила сформироваться в Ярославле театральной школе, которая и в настоящее время использует в своей деятельности творческие и педагогические практики, апробированные и развитые в советское время.

Эпизодически возникающие в настоящее время спорные реформаторские идеи, в центре которых стремление объединить ярославскую школу то с одной из петербургских, то с одной из московских театральных школ, терпят поражение, поскольку говорить о недееспособности ярославской школы не приходится, ее состоятельность во многом обеспечена достижениями, укорененными в советском прошлом.

Библиографический список

1. Агамерзян Г. И. Из истории советской театральной школы // Наука о театре : межвузовский сборник трудов. Ленинград : ЛГИТМиК, 1975. C. 344-351.

2. Ваняшова М. Мелодия для актера. К 100-летию со дня рождения народного артиста СССР В. С. Нельского // Газета «Северный край». Интернет-версия. 15 ноября 2006 г. URL: http://www.sevkray.ru/news/3/5626/ (дата обращения: 14.01.2022).

3. Клитин С. С. 30 лет с Ярославлем. Очерки первого ректора Ярославского государственного теат-

рального института на основании его записных книжек. Ярославль : Ярославский государственный театральный институт, 2010. 120 с.

4. Кручиани Ф. Западные образцы (Ученичество) // Барба Э. Словарь театральной антропологии. Тайное искусство исполнителя / Э. Барба, Н. Саварезе. Москва : Артист. Режиссер. Театр, 2010. С. 264-267.

5. Мокульский С. Театральное образование в СССР / С. Мокульский, М. Рогачевский // Советский театр: К тридцатилетию советского государства. Москва : ВТО, 1947. С. 587-611.

6. Образование театральное // Театральная энциклопедия. Москва : Советская энциклопедия, 1965. Т. 4. С. 118-119.

7. Островский А. Н. Дополнительная записка о театральных школах // Полное собрание сочинений : в 16 т. Т. 12. Статьи о театре. Записки. Речи / сост. Г. И. Владыкин ; подготовка текста и комментарии К. Д. Муратовой. Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1952. С. 175-179.

8. Постановление Совета Министров СССР № 718 от 24.07.1979 г. «Об организации театрального училища (вуза) в г. Ярославле» (копия). Архив Ярославского государственного театрального института.

9. Приказ по Министерству культуры РСФСР № 439 от 26.04.1962 г. «Об открытии в г. Ярославле театрального училища» (копия). Архив Ярославского государственного театрального института.

10. Решение исполнительного комитета Ярославского областного Совета депутатов трудящихся № 282 от 16.04.1062 г. «Об открытии в 1962 году в городе Ярославле 4-годичного театрального училища» (копия). Архив Ярославского государственного театрального института.

11. Русская театральная школа. Москва : ПанЪин-тер, 2004. 544 с.

12. Соловьева Н. В. К истории Ярославского театрального техникума // Путь в науку : сборник научных работ аспирантов и студентов исторического факультета. Вып. 3. Ярославль : Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 1997. С. 81-84.

13. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Часть 1: Работа над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика / ред. и авт. вступ. ст.

A. М. Смелянский ; коммент. Г. В. Кристи и

B. В. Дыбовского // Собр. соч. : в 9 т. Т. 2. Москва : Искусство, 1989. 511 с.

14. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Часть 2: Работа над собой в творческом процессе воплощения : материалы к книге / общ. ред. А. М. Смелянского ; вступит. ст. Б. А. Покровского ; комент. Г. В. Кристи и В. В. Дыбовского // Собр. соч. : в 9 т. Т. 3. Москва : Искусство, 1990. 508 с.

15. Театральное образование // Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Москва : Большая советская энциклопедия, 1949-58. Т. 42. 1956. С. 80-82.

16. Тихонов С. К. Фирс Шишигин — человек, режиссер, педагог // Российская театральная школа в XXI веке : материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к празднованию 40-летия Ярославского государственного театрального института (Ярославль, 25 ноября 2020 г.) / сост. и отв. ред. И. В. Азеева. Ярославль : Ярославский государственный театральный институт, 2021. С. 269-273.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 52.05.01 Актерское искусство (уровень специалитета) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 сентября 2016 г. № 1146) // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/news/2/2019 (дата обращения: 14.01.2022).

18. Хохман В. Дж. Как Станиславский стал звездой в Америке // Журнал «Станиславский». 11.03.2014. Интернет-версия. URL: https://www.ng.ru/stanislavskii/2014-03-11/60_star.html (дата обращения: 14.01.2022).

19. Шалимов В. С. Несколько слов о становлении и развитии высшей театральной школы в Ярославле // Ярославская высшая театральная школа: истоки, традиции, личности : материалы научной конференции (Ярославль, 25 ноября 2005 года). Ярославль : Ярославский государственный театральный институт, 2006. С. 21-25.

20. Шишигин Ф. Е. Слово о Ярославской театральной школе // Беседы о режиссуре: Основы режиссуры для будущих актеров. Ярославль : Ярославский государственный театральный институт, 2013. С. 50-57.

21. Stanislavski С. An Actor Prepares // Translated by E. R. Hapgood. London, United Kingdom: Bloomsbury Academic, 2013. 288 p.

Reference list

1. Agamerzjan G. I. Iz istorii sovetskoj teatral'noj shkoly = From the history of the Soviet theater school // Nauka o teatre : mezhvuzovskij sbornik trudov. Leningrad : LGITMiK, 1975. C. 344-351.

2. Vanjashova M. Melodija dlja aktera. K 100-letiju so dnja rozhdenija narodnogo artista SSSR V S. Nel'skogo = Melody for actor. To the 100th anniversary of the birth of the People's Artist of the USSR V. S. Nelsky // Gazeta «Sevemyj kraj». Intemet-versija. 15 nojabrja 2006 g. URL: http://www.sevkray.ru/news/3/5626/ (data obrash-henija: 14.01.2022).

3. Klitin S. S. 30 let s Jaroslavlem. Ocherki pervogo rektora Jaroslavskogo gosudarstvennogo teatral'nogo in-stituta na osnovanii ego zapisnyh knizhek = 30 years with Yaroslavl. Essays by the first rector of the Yaroslavl State Theater Institute on the basis of his notebooks. Jaroslavl' : Jaroslavskij gosudarstvennyj teatral'nyj institut, 2010. 120 s.

4. Kruchiani F. Zapadnye obrazcy (Uchenichestvo) = Western examples (apprenticeship) // Barba Je. Slovar'

teatral'noj antropologii. Tajnoe iskusstvo ispolnitelja / Je. Barba, N. Savareze. Moskva : Artist. Rezhisser. Teatr, 2010. S. 264-267.

5. Mokul'ckij S. Teatral'noe obrazovanie v SSSR Theater education in the USSR / C. Mokul'ckij, M. Rogachevskij // Sovetskij teatr: K tridcatiletiju so-vetskogo gosudarstva. Moskva : VTO, 1947. S. 587-611.

6. Obrazovanie teatral'noe = Education theatrical // Teatral'naja jenciklopedija. Moskva : Sovetskaja jenci-klopedija, 1965. T. 4. S. 118-119.

7. Ostrovskij A. N. Dopolnitel'naja zapiska o teatral'nyh shkolah = Additional note on theatre schools // Polnoe sobranie sochinenij : v 16 t. T. 12. Stat'i o teatre. Zapiski. Rechi / sost. G. I. Vladykin ; podgotovka teksta i kommentarii K. D. Muratovoj. Moskva : Gosudarstven-noe izdatel'stvo hudozhestvennoj literatury, 1952. S. 175-179.

8. Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR № 718 ot 24.07.1979 g. «Ob organizacii teatral'nogo uchilishha (vuza) v g. Jaroslavle» (kopija). Arhiv Jaroslavskogo gosudarstvennogo teatral'nogo instituta = Decree of the Council of Ministers of the USSR № 718 of 24.07.1979 «On the organization of a theater school (university) in Yaroslavl» (copy). Archive of the Yaroslavl State Theater Institute.

9. Prikaz po Ministerstvu kul'tury RSFSR № 439 ot 26.04.1962 g. «Ob otkrytii v g. Jaroslavle teatral'nogo uchilishha» (kopija). Arhiv Jaroslavskogo gosudarstvennogo teatral'nogo instituta = Order on the Ministry of Culture of the RSFSR № 439 of 26.04.1962 «On the opening of a theater school in Yaroslavl» (copy). Archive of the Yaroslavl State Theater Institute.

10. Reshenie ispolnitel'nogo komiteta Jaroslavskogo oblastnogo Soveta deputatov trudjashhihsja № 282 ot 16.04.1062 g. «Ob otkrytii v 1962 godu v gorode Jaroslavle 4-h godichnogo teatral'nogo uchilishha» (kopija). Arhiv Jaroslavskogo gosudarstvennogo teatral'nogo instituta = Decision of the Executive Committee of the Yaroslavl Regional Council of Workers' Deputies № 282 of 16.04.1062 «On the opening of a 4-year theater school in the city of Yaroslavl in 1962» (copy). Archive of the Yaroslavl State Theater Institute.

11. Russkaja teatral'naja shkola = Russian theater school. Moskva : Pan##inter, 2004. 544 s.

12. Solov'eva N. V K istorii Jaroslavskogo teatral'nogo tehnikuma = To the history of the Yaroslavl Theater College // Put' v nauku : sbornik nauchnyh rabot aspirantov i studentov istoricheskogo fakul'teta. Vyp. 3. Jaroslavl' : Jaroslavskij gosudarstvennyj universitet im. P. G. Demidova, 1997. S. 81-84.

13. Stanislavskij K. S. Rabota aktera nad soboj. Chast' 1: Rabota nad soboj v tvorcheskom processe pe-rezhivanija: Dnevnik uchenika = The actor's work on himself. Part 1: Working on yourself in the creative experience: The Apprentice's Diary / red. i avt. vstup. st. A. M. Smeljanskij ; komment. G. V. Kristi i V. V Dybovskogo // Sobr. soch. : v 9 t. T. 2. Moskva : Iskusstvo, 1989. 511 s.

14. Stanislavskij K. S. Rabota aktera nad soboj. Chast' 2: Rabota nad soboj v tvorcheskom processe voploshhenija : The actor's work on himself. Part 2: Working on yourself in the creative process of incarna-tion:materialy k knige / obshh. red. A. M. Smeljanskogo ; vstupit. st. B. A. Pokrovskogo ; koment. G. V. Kristi i V. V Dybovskogo // Sobr. soch. : v 9 t. T. 3. Moskva : Iskusstvo, 1990. 508 s.

15. Teatral'noe obrazovanie = Theatre education // Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija. 2-e izd. Moskva : Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija, 1949-58. T. 42. 1956. S. 80-82.

16. Tihonov S. K. Firs Shishigin — chelovek, rezhisser, pedagog = Firs Shishigin — person, director, teacher // Rossijskaja teatral'naja shkola v XXI veke : materialy Vtoroj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, priurochennoj k prazdnovaniju 40-letija Jaro-slavskogo gosudarstvennogo teatral'nogo instituta (Jaro-slavl', 25 nojabrja 2020 g.) / sost. i otv. red. I. V. Azeeva. Jaroslavl' : Jaroslavskij gosudarstvennyj teatral'nyj institut, 2021. S. 269-273.

17. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po special'nosti 52.05.01 Akterskoe iskusstvo (uroven' specialiteta) (utv. prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 7 sentjabrja 2016 g. № 1146) = Federal State Educational Standard for Higher Education with a degree in 52.05.01 Acting (specialist level) (approved by by order of the Ministry of

Education and Science of the Russian Federation dated September 7, 2016 № 1146)// Portal Federal'nyh gosudar-stvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovan-ija. URL: http://fgosvo.ru/news/2/2019 (data obrashheni-ja: 14.01.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Hohman V. Dzh. Kak Stanislavskij stal zvezdoj v Amerike = How Stanislavsky became a star in America // Zhumal «Stanislavskij». 11.03.2014. Intemet-versija. URL:

https://www.ng.ru/stanislavskii/2014-03-11/60_star.html (data obrashhenija: 14.01.2022).

19. Shalimov V. S. Neskol'ko slov o stanovlenii i razvitii vysshej teatral'noj shkoly v Jaroslavle = A few words about the formation and development of a higher theater school in Yaroslavl // Jaroslavskaja vysshaja teatral'naja shkola: istoki, tradicii, lichnosti : materialy nauchnoj konferencii (Jaroslavl', 25 nojabrja 2005 goda). Jaroslavl' : Jaroslavskij gosudarstvennyj teatral'nyj institut, 2006. S. 21-25.

20. Shishigin F. E. Slovo o Jaroslavskoj teatral'noj shkole = The word about the Yaroslavl Theater School // Besedy o rezhissure: Osnovy rezhissury dlja budushhih akterov. Jaroslavl' : Jaroslavskij gosudarstvennyj teatral'nyj institut, 2013. S. 50-57.

21. Stanislavski. S. An Actor Prepares // Translated by E. R. Hapgood. London, United Kingdom: Bloomsbury Academic, 2013. 288 p.

Статья поступила в редакцию 24.02.2022; одобрена после рецензирования 15.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted on 24.02.2022; approved after reviewing 15.03.2022; accepted for publication on 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.