Научная статья на тему '«КРАСНОАРМЕЙСКАЯ» ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ СКУЛЬПТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФАРФОРОВОГО ЗАВОДА НАТАЛЬИ ДАНЬКО. ГЕРОИ И СТИЛЬ ЭПОХИ'

«КРАСНОАРМЕЙСКАЯ» ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ СКУЛЬПТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФАРФОРОВОГО ЗАВОДА НАТАЛЬИ ДАНЬКО. ГЕРОИ И СТИЛЬ ЭПОХИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
137
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Государственный фарфоровый завод / фарфоровая пластика / Наталья Данько / Красная армия / советское искусство. / The State Porcelain Factory / porcelain sculpture / Natalya Danko / Red Army / Soviet art.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кумзерова Татьяна Васильевна

Тема армии, защиты и обороны страны — одна из самых востребованных и постоянных в раннем советском искусстве; в соответствии с духом времени решалась она и в фарфоре. Ей были посвящены многие произведения Государственного фарфорового завода. Последовательно развивала «красноармейскую» тему скульптор Наталья Данько, проработавшая на предприятии более четверти века и периодически обращавшаяся к подобным сюжетам. Первой ее работой на названную тему стала скульптура «Красноармеец» (модель 1919), известная нашим современникам как «Партизан в походе»; в статье прослеживается, как на протяжении полутора десятков лет изменялось название этой фигуры. В 1923 г. появилось следующее произведение Натальи Данько — скульптурная группа «Пятилетие Красной армии»; юбилейная дата широко отмечалась в стране. Ее первый экземпляр в росписи Елены Данько, сестры скульптора, художника и историографа завода, был отправлен «Председателю Реввоенсовета Народному Комиссару по Военным и Морским делам т. Л.Д. Троцкому». Предмет, находившийся за пределами страны, в настоящее время поступил в частную коллекцию Санкт-Петербурга. Этапными работами стали «Конноармейская группа» (выполнена к предстоящему 10-летию Красной армии) и композиция «Конная разведка» (выполнена к 20-летию Красной армии). Каждая из них очень точно отражает время, в которое они появились. Итогом является сложная многофигурная композиция «Готов к труду и обороне», изготовленная к 60-летию К. Е. Ворошилова, в полной мере воплотившая в себе особенности социалистического реализма в прикладном искусстве. Это своеобразный документ, рассказывающий о жизни страны предвоенного десятилетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE “RED ARMY” THEME IN THE WORK OF THE STATE PORCELAIN FACTORY SCULPTOR NATALYA DANKO. HEROES AND STYLE OF THE EPOCH

The theme of the army and defense of the country was one of the most popular and constant in early Soviet art. In accordance with the spirit of the times, the artists of the State Porcelain Factory represented it in many works too. Sculptor Natalya Danko, who worked for the enterprise for more than a quarter of a century and periodically turned to such subjects, consistently developed the “Red Army” theme. Her first work on this topic was the sculpture “Red Army Man” (model 1919), known to our contemporaries as “Partisan on the Campaign”. In the article, the researcher traced the changes of its name over the course of a decade and a half. In 1923, the following work by Natalia Danko appeared – the sculptural group “The Fifth Anniversary of the Red Army”. The anniversary date was widely celebrated in the country. The first copy of the sculptural composition painted by Elena Danko, the sister of the sculptor, artist and historiographer of the plant, was sent to the “Chairman of the Revolutionary Military Council, People’s Commissar for Military and Naval Affairs, Comrade L.D. Trotsky”. The item, which was outside the country, has now come into a private collection in St. Petersburg. The milestone works were “The Horse Army Group” (completed for the forthcoming 10th anniversary of the Red Army) and the composition “Horse Intelligence Service” (completed for the 20th anniversary of the Army). Each of them accurately reflected the time when they appeared. The complex multi-figure composition “Ready for Labor and Defense”, made for the 60th anniversary of K. E. Voroshilov, which fully embodies the features of socialist realism in applied art, became a curious result of the Red Army theme interpretation. It was a record about the life of the country in the pre-war decade.

Текст научной работы на тему ««КРАСНОАРМЕЙСКАЯ» ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ СКУЛЬПТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФАРФОРОВОГО ЗАВОДА НАТАЛЬИ ДАНЬКО. ГЕРОИ И СТИЛЬ ЭПОХИ»

УДК 738.1; 7.036.1

DOI 10.24412/2686-7443-2022-2-36-46

Кумзерова Татьяна Васильевна, старший научный сотрудник. Государственный Эрмитаж, Россия, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 34. 190000. kumzerova@mail.ru

Kumzerova Tatiana Vasil'evna, senior researcher. The State Hermitage Museum, 34 Dvortsovaia Emb., 190000 Saint Petersburg, Russian Federation. kumzerova@mail.ru

«КРАСНОАРМЕЙСКАЯ» ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ СКУЛЬПТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФАРФОРОВОГО ЗАВОДА НАТАЛЬИ ДАНЬКО. ГЕРОИ И СТИЛЬ ЭПОХИ

THE "RED ARMY" THEME IN THE WORK OF THE STATE PORCELAIN FACTORY SCULPTOR NATALYA DANKO. HEROES AND STYLE OF THE EPOCH

Аннотация. Тема армии, защиты и обороны страны — одна из самых востребованных и постоянных в раннем советском искусстве; в соответствии с духом времени решалась она и в фарфоре. Ей были посвящены многие произведения Государственного фарфорового завода. Последовательно развивала «красноармейскую» тему скульптор Наталья Данько, проработавшая на предприятии более четверти века и периодически обращавшаяся к подобным сюжетам. Первой ее работой на названную тему стала скульптура «Красноармеец» (модель 1919), известная нашим современникам как «Партизан в походе»; в статье прослеживается, как на протяжении полутора десятков лет изменялось название этой фигуры. В 1923 г. появилось следующее произведение Натальи Данько — скульптурная группа «Пятилетие Красной армии»; юбилейная дата широко отмечалась в стране. Ее первый экземпляр в росписи Елены Данько, сестры скульптора, художника и историографа завода, был отправлен «Председателю Реввоенсовета Народному Комиссару по Военным и Морским делам т. Л. Д. Троцкому». Предмет, находившийся за пределами страны, в настоящее время поступил в частную коллекцию Санкт-Петербурга. Этапными работами стали «Конноармейская группа» (выполнена к предстоящему 10-летию Красной армии) и композиция «Конная разведка» (выполнена к 20-летию Красной армии). Каждая из них очень точно отражает время, в которое они появились. Итогом является сложная многофигурная композиция «Готов к труду и обороне», изготовленная к 60-летию К. Е. Ворошилова, в полной мере воплотившая в себе особенности социалистического реализма в прикладном искусстве. Это своеобразный документ, рассказывающий о жизни страны предвоенного десятилетия.

Ключевые слова: Государственный фарфоровый завод; фарфоровая пластика; Наталья Данько; Красная армия; советское искусство.

Abstract. The theme of the army and defense of the country was one of the most popular and constant in early Soviet art. In accordance with the spirit of the times, the artists of the State Porcelain Factory represented it in many works too. Sculptor Natalya Danko, who worked for the enterprise for more than a quarter of a century and periodically turned to such subjects, consistently developed the "Red Army" theme. Her first work on this topic was the sculpture "Red Army Man" (model 1919), known to our contemporaries as "Partisan on the Campaign". In the article, the researcher traced the changes of its name over the course of a decade and a half. In 1923, the following work by Natalia Danko appeared - the sculptural group "The Fifth Anniversary of the Red Army". The anniversary date was widely celebrated in the country. The first copy of the sculptural composition painted by Elena Danko, the sister of the sculptor, artist and historiographer of the plant, was sent to the "Chairman of the Revolutionary Military Council, People's Commissar for Military and Naval Affairs, Comrade L.D. Trotsky". The item, which was outside the country, has now come into a private collection in St. Petersburg. The milestone works were "The Horse Army Group" (completed for the forthcoming 10th anniversary of the Red Army) and the composition "Horse Intelligence Service" (completed for the 20th anniversary of the Army). Each of them accurately reflected the time when they appeared. The complex multi-figure composition "Ready for Labor and Defense", made for the 60th anniversary of K. E. Voroshilov, which fully embodies the features of socialist realism in applied art, became a curious result of the Red Army theme interpretation. It was a record about the life of the country in the pre-war decade.

Keywords: The State Porcelain Factory; porcelain sculpture; Natalya Danko; Red Army; Soviet art.

Наталья Данько, один из легендарных мастеров советского фарфора, проработала на Государственном фарфоровом заводе более четверти века. Ее наследие составило одну из самых ярких страниц в истории отечественного декоративно-прикладного искусства, органично соединив высокие традиции русского фарфора и его новую жизнь,

А уста статуэтки зыбкой Сохранят розоватый цвет. Улыбнутся моей улыбкой Антиквару грядущих лет. Елена Данько. Из цикла «Фарфоровый завод»1.

связанную с современностью. Работы скульптора стали «голосом времени», обозначив главные направления и события в жизни страны. В числе многих разработанных ею тем — «красноармейская», которая явилась выражением сложной эпохи со всеми приметами и стилевыми особенностями.

Первой работой скульптора на названную тему стала открывшая серию историко-революционных типов скульптура «Красноармеец», известная нашим современникам как «Партизан в походе» (Илл. 1). На высоком подножии с рельефом, имитирующим снежные сугробы с ветками деревьев, с датой 1919, обозначающей время действия, и надписью «Революционный держите шаг — неугомонный не дремлет враг» в образе шагающего вразвалку паренька изображен красноармеец. Он в

полушубке и папахе, валенках, с винтовкой за плечами. Его облик и костюм символизируют свое время, когда новое государство в первые годы своего существования не могло обеспечить обмундированием весь состав Красной армии, поэтому красноармейцам разрешалось носить форму Русской императорской армии без ее знаков различия и гражданскую одежду. Вместо шинелей у некоторых были овчинные тулупы. Иными словами, в 1919 г. именно так выглядели многие красноармейцы.

Илл. 2а. Скульптурная группа «Пятилетие Красной Армии». Февраль 1923. Модель Н. Я. Данько, роспись Е. Я. Данько. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Частное собрание, Санкт-Петербург

Илл. 26. Фрагмент скульптурной группы «Пятилетие Красной Армии». Подпись Е. Я. Данько

Илл. 2в. Письмо Л. Д. Троцкому от Государственного фарфорового завода. Копия документа. ЦГА СПб. Ф. 1181. Оп. 7. Д. 3. Л. 67

\

Председателю Реввоенсовета Народному Комиссару по Военным и Морским Дедам т. Л.Д. ТРОЦКОМ',

Государственный ¿арфоровы! завод через Заводоуправление и все рабочие организации завода просят Bacj - организатора, руководителя и вождя РабочеЛфестьяк-скок Армди принять на Ваше распоряжение перйпй экземпляр фарфоровой группы, выпущенной заводом к пятилетнему юбилею Красной Армии.

Да здравстуует Союз Советских Республик и Власть Советов. »

Да здравствует Красная Армия и вождь ее т.Троцкий.

Директор Заводов:

Председатель Завкома: Председатель Коллектива:

Рабоч. Союз'.Колл. Молодежи: Женек. Секции: Управляющий Делами:

Верно:

М. В. Фармаковский, один из первых исследователей творчества Натальи Данько, подчеркивал типичность и узнаваемость молодого бойца: «...кто не видел тысячу раз этого молодого русского парня в нелепых валенках, в толстом рыжем овчинном полушубке, в скомканной серой папахе, который как попало тащит свою винтовку и неизбежный мешок за спиной?» [5, с. 107].

Обратимся к истории названия и переименования скульптуры. Фигура впервые экспонировалась под названием «Красноармеец» на первой выставке советского фарфора, проходившей в июле - сентябре 1919 г. [3, с. 41].

Под тем же названием она встречается в расценочных ведомостях и в литературе начала 1920-х гг.; в том числе в наиболее авторитетном и информативном «Списке скульптурных произведений, выполненных на государственном фарфоровом заводе с 1914 по 1922 год» [5, с. 133].

Название «Красноармеец» за работой сохраняется и в конце 1920-х гг. (ЦГА СПб. Ф. 1181. Оп.11. Д. 50). В обзоре творчества скульптора по поводу выставки 1929 г. его употребляет исследователь раннего советского фарфора Э. Ф. Гол-лербах [1, с. 6].

Однако с течением времени (в РККА была уже введена регламентированная форма одежды и обуви) название «Красноармеец» перестало соответствовать образу юноши в тулупе и валенках (скульптура, как мы знаем, продолжала выпускаться). На юбилейной выставке 1932 г. она уже была представлена как «Красноармеец-партизан» [7, с. 114].

В списке работ Натальи Данько, составленном художником и искусствоведом И. Э. Грабарем, скорее всего совместно с автором, и опубликованном в 1934 г., работа уже названа «Партизаном в походе» [2, с. 12, 20]. Под таким названием она и вошла в историю советского фарфора.

Армия и флот на протяжении всего советского времени были объектом пристального внимания скульпторов и художников. Тема защиты и обороны страны стала одной из самых востребованных и постоянных и на Государственном фарфоровом заводе; посвященные ей новые работы в фарфоре появлялись часто, как правило — к памятным датам и знаменательным годовщинам. В эти годы идет процесс становления новых государственных праздников, что имело большое значение для советской политической системы. Одним из главных стал день рождения Красной армии, чье пятилетие страна широко праздновала в 1923 г.

На Государственном фарфоровом заводе прошел конкурс «на самостоятельный рисунок на фарфоре (тарелка, блюдо, чашка) на сюжет, соответствующий юбилею Красной Армии» (ЦГА СПб. Ф. 1181. Оп. 11. Д. 50. Л. 18, 37); было избрано жюри конкурса из семи человек под председательством С. В. Чехонина, которое в результате «не нашло возможным присудить 1 премию. 2-я и 3-я премия... присуждены за два блюда работы художника Комашка...» (Там же. Л. 59).

К этой же юбилейной дате Наталья Данько выполнила скульптурную группу «Пятилетие Красной Армии», изображающую двух бойцов с винтовкой и со знаменем, у ног которых стопка книг с надписью «История /Красной /Армии/ РСФСР», а вверху на странице книги — посвящение «19181923 г. /Вождю Красной /Армии.» (Илл. 2а).

Ко времени создания произведения в соответствии с приказом № 322 от 31 января 1922 г. форма РККА по многим параметрам была упорядочена, что отражено автором, пытавшимся следовать устанавливающимся в армии правилам ее ношения.

Рассмотрим изображенных скульптором бойцов. Правый из них в форме нового образца: длинной гимнастерке, галифе, заправленных в кожаные сапоги; на рукавах, воротнике — знаки отличия, на гимнастерке «разговоры» — поперечные стрелы-застежки. На бойце головной убор, напоминающий богатырский шлем и ставший визитной карточкой Рабоче-крестьянской Красной армии; на первых порах он неофициально назывался богатырка, затем получил название фрунзевка, а затем и буденовка (по именам военачальников, М. В. Фрунзе и С. М. Буденного, в части под командованием которых новое обмундирование поступило в первую очередь (Илл. 2б).

Илл. 3. Е. Я. Данько. Эскиз росписи скульптуры <^-летие Красной Армии». 1923 . Бумага; карандаш, тушь, акварель, краска бронзовая © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2021. Фотографы Д. В. Сироткин, А. В. Теребенин

Мемуаристы отмечают чрезвычайное многообразие экипировки в частях РККА. Однако в рассматриваемое время в связи с экономическими условиями массовое производство униформы и знаков различия сразу наладить не удалось.

Это подтверждается и внешним видом второго бойца, одетого в тулупчик с меховой оторочкой, пестрые варежки, заправленные в гетры штаны, кожаные лапти, которые предназначались для ношения вместо сапог или солдатских ботинок в связи с нехваткой последних; на голове папаха со звездой. Экипировка второго бойца в какой-то степени перекликается с одеждой «Красноармейца» («Партизана в походе»).

Роспись группы выполнена сестрой скульптора Еленой Данько, художником, поэтом, историографом завода; эскиз хранится в коллекции Государственного Эрмитажа (Илл. 3). Ее яркие и талантливые росписи скульптурных произведений Натальи Данько отличаются тщательностью исполнения, а также тонкостью приемов в сочетании с декоративной выразительностью. Обращает на себя внимание характерная манера написания глаз, бровей, ресниц, тонировка лиц.

К началу 1920-х гг. сформировалась и определилась личная метка художника в виде буквы Д, внутри которой ставилась буква Е; существовала также совместная метка сестер с буквами Н и Е внутри. Здесь же мы впервые встречаемся с каллиграфически исполненной подписью Елены Данько; впоследствии к подобным вариантам она будет обращаться в наиболее значительных случаях. Внутри ножки указано следующее: «скульпт. Н. Данько./ живоп. Е. Данько». Рядом — числа 476/1, обозначающие номера модели и экземпляра, которые на предметах и в расценочных ведомостях появились в 1922 г., ставились в 1923 и начале 1924 гг. (Илл. 2б).

Представленный здесь первый экземпляр композиции был отправлен «Председателю Реввоенсовета Народному

Илл. 4а. Скульптурная композиция «Красноармейская группа». Конец 1920-х. Модель Н. Я. Данько, 1927. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Частное собрание, Санкт-Петербург

Комиссару по Военным и Морским делам т. Л. Д. Троцкому» (ЦГА СПб. Ф. 1181. Оп. 7. Д. 3. Л. 67). Ему было послано обращение: «Государственный фарфоровый завод через заводоуправление и все рабочие организации завода просят Вас — организатора, руководителя и вождя Рабоче-Крестьянской Армии принять на Ваше распоряжение первый экземпляр фарфоровой группы, выпущенной заводом к 5-летнему юбилею Красной Армии» (Там же) (Илл. 2в).

В эти годы широко развивался обычай вручения предметов агитационного фарфора в качестве памятных подарков ветеранам революции, партийным и государственным деятелям. Подарки Л. Д. Троцкому как одному из руководителей государства составляли обширный комплекс; отдельными предметами «вождь Красной Армии» «премировал» сотрудничавших с ним лиц, награждал их, а также мог просто использовать такие предметы в качестве подарков. Показательны в этом плане его взаимоотношения с Ю. П. Анненковым, выполнившим большой живописный портрет вождя, который в 1924 г. был представлен на XIV Венецианской биеннале. Помимо благодарности за сотрудничество тот получил от наркома крепкие и модные валенки серо-палевого оттенка на тонкой кожаной подкладке. Внутри художник обнаружил

Илл. 4б. Скульптурная композиция «Красноармейская группа»

Илл. 4в. Скульптурная композиция «Красноармейская группа». Фрагмент

Илл. 4г. Скульптурная композиция «Красноармейская группа». Конец 1920-х. Модель Н. Я. Данько, 1927. Каменная масса © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2021. Фотографы Д. В. Сироткин, А. В. Теребенин

выбитое золотом посвящение: «Нашему любимому Вождю, товарищу Троцкому. Рабочие Фетро-треста в Уральске».

Подобным же образом подаренную ранее Троцкому фарфоровым заводом скульптурную композицию «Пятилетие Красной армии» получил от вождя один из мастеров отечественного искусства художник Д. П. Штеренберг (1881-1948), бывший заведующим Отделом изобразительных искусств Наркомпроса и возглавлявший его петроградскую коллегию. Согласно семейной «легенде», художник владел также и другими предметами агитационного фарфора. Скульптурная группа «Пятилетие Красной армии» перешла впоследствии к сыну художника, живописцу и графику Д. Д. Штеренбергу (1931-2014). От него в свою очередь она попала к собирателю фарфора, который вывез ее в Германию, где произведение и хранилось некоторое время. В настоящее время подаренная Л. Д. Троцкому скульптурная группа находится в частном собрании Санкт-Петербурга.

Одновременно с первым экземпляром в феврале 1923 г. была выполнена еще одна скульптурная группа «Пятилетие Красной Армии», проходившая под № 476/2 (ЦГА СПб. Ф. 1181. Оп. 7. Д. 22. Л. 28). Эти юбилейные группы в расценочных ведомостях записаны одной строкой. Предмет № 476/2, при-

Илл. 5. Скульптурная группа «Готовы к обороне». 1930-е . Модель Н. Я. Данько, 1932. Формовщик И. Д. Кузнецов. Фарфор, роспись надглазурная полихромная © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2021. Фотографы Д. В. Сироткин, А. В. Теребенин

обретенный в 1939 г. в Антикварном магазине Государственным музеем керамики, располагавшемся в усадьбе Кусково, хранится в его коллекции и сейчас [6, с. 38].

Экземпляр рассматриваемой нами скульптурной композиции представлен и в Государственном Эрмитаже, роспись его также принадлежит Елене Данько. Авторство его обозначено не подписью, а меткой; он имеет № 476/7 и выполнен спустя некоторое время после появления первых экземпляров (вероятно, не ранее июня). Кроме того, он отличается надписями на раскрытой книге: «V Красная Армия. 1918-1923», на стопке книг — «История Октябрьской революции. Р.С.Ф.С.Р.».

В 1927 г., к предстоящему 10-летию Красной армии, появилась «Красноармейская группа», которая изображает трех бойцов: один из них верхом на лошади, второй держит красное знамя, в руках третьего винтовка (Илл. 4а). Несомненна связь новой модели с рассматриваемыми выше произведениями. Наталья Данько, последовательно развивая «красноармейскую» тему, решает ее в соответствии с характером времени. К 1927 г. в РККА произошли существенные изменения, в частности, была завершена работа по новому обмундированию. Соответственно в группе каждый из бойцов представлен в форме определенных войск.

Роспись данного экземпляра позволяет говорить о высоком мастерстве выполнившего ее живописца. Им искусно передана фактура шинелей, роспись коня построена на множестве оттенков белого и серого, подробно проработаны лица каждого из красноармейцев. В характере надписи на боковой стороне подножия очевидны традиции агитационного фар-

фора, использовавшиеся при создании юбилейных произведений (Илл. 4б, в). Скорее всего, подобная надпись присутствовала на ограниченном количестве экземпляров. Известно, что скульптурная группа с надписью «Красная Армия — защита трудящихся» экспонировалась на выставке работ Натальи Данько, проходившей в 1929 г. в Доме культуры Выборгского района [1, с. 6].

На примере рассматриваемой нами композиции мы видим, как с течением времени фарфоровые фигурки скульптора Натальи Данько теряют свою декоративность и стремятся превратиться в миниатюрные монументы. Ее персонажи позируют, пытаясь олицетворять силу, мужество, стойкость. В творчестве Натальи Данько начинают появляться черты, перешедшие в декоративную пластику из сферы монументальной скульптуры. Отчетливо эта тенденция проявится в ее произведениях в 1930-е гг. «Десять лет Красной армии» — одна из первых работ подобного плана.

Эти особенности становятся более очевидными в экземплярах, выполненных из цветной массы и имитирующих другие материалы. В коллекции Государственного Эрмитажа композиция «Красноармейская группа» представлена из массы коричневого цвета; известны также работы из массы стального цвета (Илл. 4г). В отчете Н. Я. Данько в качестве заведующей Скульптурной мастерской о работе за период времени с 1 октября 1925 г. по 1 февраля 1926 г. упоминаются «пробные цветные массы т. Палецкого», с которыми проводились эксперименты в заводской лаборатории (ЦГА СПб. Ф.1181. Оп. 9. Д. 22. Л. 43-44). Кроме того, в документе от 18 февраля 1926 г. есть запись о том, что «ведутся работы по массам для каменного товара.» (ЦГА СПб. Ф. 1181. Оп. 9. Д. 18. Л. 21).

Илл. 6. Скульптурная группа «На страже колхозного поля» («Колхозницы — ворошиловские стрелки»). Конец 1930-х. Модель Н. Я. Данько, 1938. Роспись М. П. Кирилловой. Фарфор, роспись надглазурная полихромная © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2021. Фотографы Д. В. Сироткин, А. В. Теребенин

Илл. 8а. Скульптурная группа «Готов к труду и обороне». 1941. Модель Н. Я. Данько, 1940. Роспись В. А. Шехтера. Фарфор, роспись надглазурная, полихромная, позолота, серебрение © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2021. Фотографы Д. В. Сироткин, А. В. Теребенин

Роспись композиции часто выполнялась по образцу, предложенному М. П. Кирилловой. На выставке «Художники РСФСР за XV лет» она была представлена в росписи Т. С. Зай-денберг, часто использовавшей в своем творчестве традиции авангарда [7, с. 115].

29 октября 1932 г. ЦК Осоавиахима было установлено почетное звание «Ворошиловский стрелок». Двумя месяцами позже появился нагрудный знак с тем же названием, которым поощрялись самые меткие стрелки. Вскоре подготовка «ворошиловских стрелков» превратилась в обязательную составляющую оборонно-массовой работы и стала широко распространенным движением. Это явление в 1938 г. было темой композиции «На страже колхозного поля» («Колхозницы — ворошиловские стрелки») (Илл. 6). В этом произведении, в центре которого сцена, изображающая двух крестьянок с винтовками, сильны традиции и особенности русской жанровой пластики XIX в.

Тем же 1938 г. датируется скульптурная группа «Конная разведка», посвященная 20-летию Красной армии (Илл. 7). За десять лет, прошедшие после создания «Красноармейской группы», принципиально изменились стилевые особенности не только работ ведущего скульптора предприятия Натальи Данько, но и всей малой пластики, отражающей в целом развитие советского декоративно-прикладного искусства. Перед нами произведение скульптора, обладающее особенностями реалистического искусства и характеризующее развитие этого метода в фарфоре.

Масштабная композиция «Готовы к труду и обороне», появившаяся накануне войны, исподволь созревала в творчестве скульптора. Выполнена она в рамках социального заказа времени и посвящена 60-летию К. Е. Ворошилова2 (Илл. 8а).

Илл. 86. Скульптурная группа «Готов к труду и обороне». Фрагмент

Работами 1927 г. Наталья Данько продолжила линию героических образов людей революции начала 1920-х гг., наиболее значительные из которых — «Красноармеец», «Мили-ционерка», «Матрос со знаменем», «Агитатор», «Женщина, вышивающая знамя» и др.

Важным направлением жизни 1930-х гг. стала подготовка к обороне страны и охране границ. В произведениях Государственного фарфорового завода им. М. В. Ломоносова звучали актуальные призывы: «Будем готовы к отпору врагам!», «Будь начеку!», «Крепи оборону СССР». Идею прекрасно иллюстрирует композиция «Готовы к обороне», являющаяся еще одной гранью рассматриваемой темы в творчестве Натальи Данько (Илл. 5). Герои ее — осоавиахимовцы: красноармеец, рабочий и работница с винтовками и противогазами.

Деятельность Осоавиахима — одна из самых ярких составляющих жизни довоенного времени. Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству было создано в 1927 г. на основе нескольких общественных организаций. Основными задачами его являлись содействие укреплению обороноспособности страны и распространение военных знаний среди населения. Подготовка граждан к военной службе рассматривалась как возможность экономии времени при подготовке будущего бойца. Организация создала по всей стране тиры, стрельбища, аэроклубы, кружки, в которых молодежь училась навыкам обращения с оружием, вождению транспортных средств, знакомилась с общими основами военного дела. Военно-учебные пункты существовали при крупных предприятиях, учреждениях, колхозах и совхозах.

Илл. 8в. Скульптурная группа «Готов к труду и обороне». Фрагмент

Она завершает развитие рассматриваемой нами темы творчества Натальи Данько.

Композиция решена в виде монумента, на высоком постаменте его надпись золотом: «За родину, за партию, за Сталина!». Для работы характерны черты, перешедшие в фарфоровую пластику из сферы официальной станковой скульптуры 1930-х гг. Мастерски исполненное сложное многофигурное произведение является своеобразным документом, рассказывающим о жизни страны предвоенного времени.

Скульптором воссозданы характерные советские типы, сложившиеся за два предыдущих десятилетия. Это шахтер с отбойным молотком, узбечка в национальном костюме, рабочий в комбинезоне с противогазом и значком ГТО3 и крестьянка в красном платке со снопом, три всадника, которые держат в руках барельефы с эмблемой Осоавиахима (Илл. 8б).

Выше изображены герои будущих сражений: танкист с гранатой и летчик с картой, которые придерживают знамена с медальоном с профильным изображением И. В. Сталина; краснофлотец и красноармеец держат красную звезду; девушка-украинка и юноша изображены с винтовками и значками «Ворошиловский стрелок» (Илл. 8в).

Героям многофигурной группы свойственен идеализированный характер. В этом, с одной стороны, — дань сложившейся в русском фарфоре традиции. С другой стороны, идеализированное изображение жизни «процветающего» общества людей было характерно для времени 1930-х гг. со свойственной ему огромной ролью идеологии, а также для формирующегося в эти годы социалистического реализма.

Таким образом, в одном из последних значительных произведений мастера произошло соединение новых образов с прочными традициями русского фарфора.

«Красноармейская» тема, кульминацией которой в творчестве скульптора явилась скульптурная группа «Готовы к труду и обороне», на протяжении двух десятилетий в своем развитии прошла значительные изменения. Они определялись быстро меняющимся временем, в котором все более важная роль отводилась идейной направленности произведения. На творческие поиски и художественные решения автора оказали влияние многие, иногда противоречивые, течения, направления и стили советского искусства, а также рост мастерства скульптора.

Примечания:

1 Цит. по: [4, с. 248].

2 См.: К юбилею 1-го Маршала // Ломоносовец. № 5(395) от 21 января 1941 г.

Климент Ефремович Ворошилов (1881-1969) — советский военачальник, государственный и партийный деятель, участник Гражданской войны, один из первых Маршалов Советского Союза.

3 «Готов к труду и обороне» (ГТО) — программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях в СССР. Введена в 1931 г. Система «спортивно-патриотического воспитания молодежи» всесторонне поддерживалась государством. Сдача нормативов ГТО подтверждалась удостоверениями и специальными значками.

Список литературы:

1. Голлербах Э. Ф. Скульптура Н. Я. Данько (Выставка в доме культуры Выборгского района). Л.: Комитет популяризации художественных изданий при Госакадемии истории материальной культуры, 1929. 8 с.

2. Грабарь И. Э. Н. Я. Данько-Алексеенко. M.: Гизлегпром, 1934. 23 с.

3. Каталог выставки изделий Государственного фарфорового завода, Национальной Петергофской гранильной фабрики и Шатра смальт / Зав. Подотделом художественной промышленности П. К. Ваулин, зав. Выставкой А. М. Арбенин. СПб.: Отдел ИЗО НКП, 1919. 62 с.

4. Лица: Биографический альманах / Ред.-сост. А. В. Лавров. Т. 1. М.; СПб.: Феникс, Atheneum, 1992. 464 с.

5. Русский художественный фарфор: сборник статей о Государственном фарфоровом заводе / Под ред. Э. Ф. Голлербаха,М. В. Фармаковского и др. Л.: Государственное издательство, 1924. 162, [3] с., [32] л. ил.

6. Советский художественный фарфор. 1918-1923. Каталог / Ред. Б. И. Алексеев. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962. 192 с.

7. Художники РСФСР за XV лет. Каталог юбилейной выставки. Живопись, графика и Скульптура. / Сост. Л. В. Розенталь, Ж. Э. Кагановская. Л.: Издание Государственного Русского музея, 1932. 120 с.

References

Alekseev, B. I. (ed.) (1962) Sovetskii khudozhestvennyi farfor. 1918-1923. Katalog [Soviet Porcelain Art. 1918-1923. Catalog]. Moscow: Izdatel'stvo Akademii khudozhestv SSSR Publ. (in Russian)

Gollerbakh, E. F. (1929) Skul'ptura N. Ia. Danko (Vystavka v dome kul'tury Vyborgskogo raiona) [SculptureN. Ya. Danko (Exhibition in the House of Culture of the Vyborg District)]. Leningrad: Komitet populiarizatsii khudozhestvennykh izdanii pri Gosakademii istorii material'noi kul'tury Publ. (in Russian)

Gollerbakh, E. F., Farmakovskii, M. V. (1924) Russkii khudozhestvennyi farfor: Sbornik statei o Gosudarstvennom farforovom zavode [Russian Porcelain Art: Collection of Articles on the State Porcelain Factory]. Leningrad: Gosudarstvennoe izdatel'stvo Publ. (in Russian) Grabar', I. E. (1934) N. Ia. Dan'ko-Alekseenko. Moscow: Gizlegprom Publ. (in Russian)

Lavrov, A. V. (ed.) (1992) Litsa: Biograficheskii al'manakh [Persons: Biographical Almanac]. Vol. 1. Moscow; Saint Petersburg: Feniks, Atheneum Publ. (in Russian)

Rozental', L. V., Kaganovskaia, Zh. E. (comp.) (1932) Khudozhniki RSFSR za 15 let. Katalog iubileinoi vystavki. Zhivopis', grafika i skul'ptura [Artists of the RSFSR for 15 years. Anniversary Exhibition Catalogue. Painting, Graphics, and Sculpture]. Leningrad: Izdanie Gosudarstvennogo Russkogo muzeia Publ. (in Russian)

Vaulin, P. K., Arbenin, A. M. (1919) Katalog vystavki izdelii Gosudarstvennogo farforovogo zavoda, Natsional'noiPetergofskoigranil'noi fabriki i Shatra smal't [Catalog of the Exhibition of the Products of the State Porcelain Factory, the National PeterhofLapidary Factory and the Smalt Tent]. Saint Petersburg: Otdel IZO NKP Publ. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.