Научная статья на тему 'КОНСЕРВАТОРИИ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ В КНР'

КОНСЕРВАТОРИИ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ В КНР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
159
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ В КИТАЕ / КОНСЕРВАТОРИИ И БИБЛИОТЕКИ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ МУЗЫКИ В ПЕКИНЕ / БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО / БИБЛИОТЕЧНАЯ ГРУППА НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лу Чжаосин

Девять крупных музыкальных библиотек в Китае играют ключевую роль в удовлетворении потребностей в академическом музыкальном образовании в широком смысле этого слова как внутри Китая, так и за его пределами. Собранные в данных библиотеках музыкальные коллекции отражают географические, этнические и народные музыкальные особенности культуры Китая. В статье кратко излагаются ключевые источники китайской музыкальной литературы, дается анализ развития музыкальной литературы в Китае, структуры музыкальных библиотек и роли специалистов в данных учреждениях. В статье предпринимается попытка исследовать современное состояние сообщества работников музыкальных библиотек, а также изучить проблемы, с которыми сталкиваются как отдельные музыкальные библиотеки, так и сообщество в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSERVATORIES AND MUSIC LIBRARIES IN THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA

Nine major music libraries in China play a key role in meeting the needs for academic music education in the broadest sense of the word both inside and outside China. The music collections collected in these libraries reflect the geographical, ethnic and folk musical features of Chinese culture. The article summarizes the key sources of Chinese musical literature, analyzes the development of musical literature in China, the structure of music libraries and the role of specialists in these institutions. The article attempts to investigate the current state of the community of music library workers, as well as to study the problems faced by both individual music libraries and the community in China.

Текст научной работы на тему «КОНСЕРВАТОРИИ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ В КНР»

2022/2

вития китайской аккордеонной музыки и искусства. - Центральная консерватория музыки, 2003.

7. ЖШ^ШЖШШШЯЗа:

Группа по разработке стандартов музыкальной учебной программы Интерпретация стандартов музыкальной учебной программы. - Пекин: Издательство Пекинского нормального университета, 2002.

8. ИШШШШШр]«, йШ

Ш&Ш Чжан Ян. Исследование музыкальных произведений Чжана Синьхуа на аккордеоне. -Шаньдунский педагогический университет, 2012.

Лу Чжаосин

УДК 378.678(510)

КОНСЕРВАТОРИИ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

узыкальные библиотеки в Китае играют большую роль в национальном музыкальном просвещении страны. Они аккумулируют в себе образовательные, посреднические, досу-говые функции; при этом подготовка сотрудников данных заведений не совмещает в себе подготовку специалистов, одновременно квалифицированных и в библиотечном деле, и в музыкальном образовании, что является актуальной задачей последние годы. Результатом является низкая эффективность музыкальных библиотек как институтов культуры и образования. Целью данной статьи является анализ проблемных аспектов в деятельности музыкальных библиотек Китая, поиск причин и потенциальных способов решения данной проблемы.

Системное устройство библиотек в Китае

В Китае существуют три основные библиотечные системы. Во-первых, публичные библиотеки, которые встречаются на всех уровнях: от Национальной библиотеки Китая до сельских. Публичные библиотеки относятся к компетенции Министерства культуры Китая. Во-вторых, библиотеки учебных заведений - от университетских библиотек до читальных залов начальной школы, - финансируемые Министерством образования Китая и местным управлением образования. В-третьих, группа специальных библиотек, возглавляемых Китайской Академией наук.

Музыкальные библиотеки в Китае

Девять музыкальных библиотек, связанных с девятью независимыми музыкальными консерваториями, относятся ко второй категории библиотек образовательных учреждений. Этими музыкальными консерваториями являются Центральная консерватория музыки в Пекине, Китайская консерватория музыки в Пекине, Шанхайская консерватория музыки, Шэньянская консерватория музыки, Сычуаньская консерватория музыки, Тянь-цзиньская консерватория музыки, Уханьская консерватория музыки, Сианьская консерватория музыки Музыки и Синхайская консерватории музыки в Гуанчжоу. Кроме того, почти в каждой университетской библиотеке есть различных масштабов коллекция музыкальных произведений. Теоретически каждая из консерваторий представляет свои географические, этнические и народные музыкальные культурные особенности, так же, как и их библиотечные коллекции [9, с. 153].

Среди учебных заведений в области музыки, а также искусства в целом, Центральная консерватория является единственным учебным заведением такого рода, имеющим право участвовать в Проекте 211 - проекте Национальных ключевых университетов и колледжей, инициированном в 1995 году Министерством образования с целью повышения стандартов исследований университетов высокого уровня и разработка стратегий социально-экономического развития. Проект

211 университетов и колледжей финансируется непосредственно Министерством [2, с. 13].

Центральная консерватория специализируется на преподавании и исследовании как западной музыки, так и китайской традиционной музыки, в аспектах теории и исполнения, предлагая программы повышения квалификации от бакалавриата до аспирантуры. На сегодняшний день многие выпускники консерватории являются одними из самых активных композиторов и музыкантов во всем мире, таких как Тан Дун, Цюй Сяосун, Чжулун и Ченьи, Чэнь Циган, Е Сяоган, Го Вэньцзин, пианист Ланг Ланг и многие музыканты ведущих американских и европейских симфонических оркестров [8, с. 12].

Библиотека Центральной консерватории является крупнейшей в своем роде в Китае, в ее музыкальной коллекции хранится полмиллиона экспонатов, как в западном стиле, так и в традиционной китайской музыке, среди них партитуры, музыкальные книги, музыкальные периодические издания, музыкальные записи и специальные коллекции китайской современной музыки, а также Гуцинь музыка [6, с. 15].

В течение последних десяти лет все музыкальные консерватории начали предоставлять всестороннюю музыкальную программу как по западной, так и по китайской музыке, однако каждая музыкальная библиотека имеет свой собственный акцент на коллекции. Например, библиотека консерватории Сычуани, расположенная в юго-западной части Китая, которая удивительно богата музыкальными культурами небольших этнических групп, экзотически отличающихся друг от друга. Соответственно, коллекция библиотеки сосредоточена на изучении этнической и народной музыки с уникальной географической и этнической идентичностью. Библиотека Уханьской консерватории, Библиотека консерватории Сианя (348 000 единиц хранения в музыкальных фондах) и Библиотека консерватории Шэньяна (более 200 000 единиц хранения и музей китайских традиционных и этнических музыкальных инструментов) имеют свои со-

ответствующие коллекции древних и редких книг по традиционной китайской музыке и музыкальной философии, а также многие археологические открытия, связанные с музыкой, охватывают период с XVII века до н. э. по настоящее время [7, с. 178]. Например, Набор колоколов (бяньчжун) из гробницы маркиза И из государства Цзэн (около 433 г. до н. э.) и связанные с ними исследовательские материалы находятся в библиотеке Уханьской консерватории, а в библиотеке консерватории Сианя есть коллекция барабанной музыки Сианя [5, с. 120]. Библиотека Тяньцзиньской консерватории с музыкальными фондами в 264 000 единиц хранения владеет крупнейшей коллекцией музыкальных драм и рассказов из северных провинций Китая. Библиотека консерватории Синхай в Гуанчжоу, столице провинции Гуандун, поддерживает своих посетителей 280 000 музыкальных произведений и содержит лучшую коллекцию кантонской музыки, а также специальную коллекцию музыки Линнань [4, с. 12]. Библиотека Китайской консерватории музыки содержит 241 988 единиц хранения, в том числе уникальную коллекцию записей китайской народной музыки, которая создавалась на протяжении последних десятилетий. Библиотека Шанхайской консерватории музыки [1, с. 45] подчеркивает их историческую сохранность на ранней стадии современной истории музыки Китая, например, музыкальные рукописи, переписка музыкантов, фотографии и т. д., с общим собранием, включающим более 350 000 единиц хранения.

Все эти музыкальные библиотеки в Китае служат академическим и образовательным потребностям как внутри Китая, так и за его пределами. Нетрудно представить, какую важную роль играют эти музыкальные библиотеки в хранении и сохранении исторического наследия китайской музыки, которому почти четыре тысячи лет [10, с. 11].

Проектная деятельность музыкальной библиотеки в Китае

Библиотечная группа Национального музыкального высшего учебного заведения (NMHEILG) была основана в 1985 году с девятью библиотеками консерватории в Каче-

стве членов-учредителей, целью которой является обмен литературой и ресурсами между основными музыкальными библиотеками. Но никакого официального отчета о ее работе найти не удалось, за исключением краткого отчета, опубликованного в журнале, который показывает, что Группа воссоединилась в 1997 году в Центральной библиотеке консерватории, чтобы обсудить «Межбиблиотечный заем», «Классификацию музыки» и «Автоматизацию музыкальной библиотеки» [4, с. 18]. В 2004 году конференция Группы была вновь проведена в Центральной библиотеке Консерватории, главная тема: «Создание цифровой музыкальной библиотеки и совместное использование ресурсов» [1, с. 34].

Библиотечный союз Китайского музыкального учебного заведения (CMEILA).

В 2009 году CMEILA была совместно основана четырьмя музыкальными библиотеками-инициаторами [3, с. 13], и вскоре к ней присоединились остальные пять, с целью разработки универсальных стандартов работы среди китайских музыкальных библиотек, таких как правила описания музыкальных материалов, соответствующие графики классификации музыки и т. д., а также содействия общенациональному обмену музыкальными ресурсами и международному обмену между библиотеками. В 2011 году в Библиотеке консерватории Сычуани был проведен первый семинар, целью которого была попытка разработать подходящие правила каталогизации музыки для всех музыкальных библиотек, которые можно было бы адаптировать в Китае.

Основные проблемные моменты развития музышальных библиотек Китая

Международные контракты на приобретение западной музыки

Работа по приобретению музыкальных материалов в девяти музыкальных библиотеках по-прежнему выполняется ее библиотекарями. Нет отечественных поставщиков, которые предоставляют всемирную информацию о музыкальных публикациях или планы утверждения, и, с другой стороны, до сих пор ни один зарубежный поставщик музыки не

смог предоставить материалы для библиотек материкового Китая из-за денежно-кредитного регулирования. Как следствие, вышеупомянутые ситуации представляют прямую угрозу эффективному и систематическому созданию коллекций западной музыки в музыкальных библиотеках Китая.

Задача каталогизации западной музыки

По мере того, как музыкальные библиотеки в Китае приобретают все больше и больше музыкальных материалов, таких как партитуры, звукозаписи, книги и периодические издания, изданные за пределами Китая, стала возникать проблема каталогизации западной музыкальной литературы, особенно печатной музыки и музыкальных записей. Академические музыкальные библиотеки в Соединенных Штатах или в других частях мира используют стандартизированные правила описания, такие как AACR II и ISDB или даже RDA, выполняют большую часть работы по каталогизации с использованием системы Connec-xion form OCLC и пользуются строгим контролем со стороны Библиотеки Конгресса или других библиотечных совместных проектов, однако китайские музыкальные библиотеки сами по себе описывают западный музыкальный материал в любых подходящих деталях в соответствии с потребностями их покровителя. Не существует универсального стандарта, которому нужно соответствовать. Кроме того, графики классификации, используемые в каждой музыкальной библиотеке, несколько отличаются, хотя некоторые из них основаны на Китайской библиотечной классификации (CLC), часть, посвященная музыке, слишком общая, чтобы ее можно было использовать для классификации западной музыки. Западная музыка как неотъемлемая часть иной культуры, может быть понята в подругому, когда китайский музыкальный каталогизатор делает описание западной музыкальной партитуры, и наоборот. Что касается управления правами доступа к музыке, в ряде случаев музыкальные библиотеки самостоятельно ведут учет прав на такие объекты интеллектуальной собственности.

Разобщенность и отсутствие сформированного музыкального библиотечного сообщества

Музыкальное библиотечное дело по-прежнему остается словом, выходящим за рамки представления большинства людей о библиотечном деле. Структура рабочей силы в музыкальных библиотеках Китая представляет собой дихотомию, разделенную между теми, кто имеет музыкальное образование, и теми, кто имеет библиотечное образование. Так, Дж. Брэдфорд Янг считал, что многие из современных выдающихся музыкальных библиотекарей не имеют формального образования в области библиотечного дела, в то время как большинство людей, поступающих на данную специальность в последние годы, являются выпускниками библиотечных школ, без музыкального образования [2, с. 15]. К сожалению, две параллели все еще не находят точки пересечения друг с другом. Посетители, приходящие в академическую музыкальную библиотеку со своими потребностями в академической музыкальной информации, находят либо музыкантов, музыковедов, либо библиотекарей, чьи знания никогда не пересекаются. Никто не может ответить на такие вопросы, как, например, как присваивается номер вызова музыкальной партитуры? Почему библиотеки распространяют печатную музыку только в закрытых стопках? Почему нет возможности найти фортепианную работу Листа в LibraryWorld Online Patron Access (OPAC)? Подробной статистики о квалификации специалистов, требуемой основными музыкальными библиотеками Китая, нет, но, конечно же, ни одна из библиотек не смогла попросить кандидатов на работу иметь образование как в области музыки, так и в области библиотечного дела, поскольку таких специалистов нет на рынке. Университеты и колледжи в Китае предоставляют только общее библиотечное образование, в отличие от обучения в конкретной области библиотечного дела. Обучение музыкальному библиотечному делу может быть ключом к решению этой дилеммы. Можно предположить, что в случае появле-

iSl ù ji cîji tim u/j н ы e H cu/itii

ния образовательных программ в области музыкального библиотековедения, будет предоставлена возможность четкого определения квалификации для профессиональных должностей в музыкальных библиотеках, и дискурсивное сообщество музыкального библиотековедения будет развиваться, чтобы принимать активное участие в трудоустройстве в китайские музыкальные библиотеки, а также в публичные библиотеки. Только при соблюдении данного условия отдельные музыкальные библиотеки будут эффективнее удовлетворять потребности посетителей как внутри, так и за пределами Китая, будут организовываться совместные проекты исследования музыки и, наконец, сфера музыкальных библиотек достигнет ощутимого развития.

В Китае выстроена разветвленная система музыкальных библиотек, тесно связанных с музыкальными консерваториями. Так, девять музыкальных библиотек в Китае оказывают влияние на музыкальное образование как в самом Китае, так и в мире. Уникальность музыкальных коллекций, собранных в данных библиотеках, оказывает влияние на формирование китайского музыкального образования. Однако существует проблема разобщенности внутри китайского библиотечного сообщества и отсутствия образовательных программ для работников музыкальных библиотек, включающего как музыкальный профиль, так и библиотечное дело. В связи с этим для успешного развития данной сферы необходимо решить проблему отсутствия обучения специалистов работе в непосредственно в музыкальных библиотеках.

АННОТАЦИЯ

Девять крупных музыкальных библиотек в Китае играют ключевую роль в удовлетворении потребностей в академическом музыкальном образовании в широком смысле этого слова как внутри Китая, так и за его пределами. Собранные в данных библиотеках музыкальные коллекции отражают географические, этнические и народные музыкальные особенности культуры Китая. В статье кратко излагаются ключевые источники китайской

музыкальной литературы, дается анализ развития музыкальной литературы в Китае, структуры музыкальных библиотек и роли специалистов в данных учреждениях. В статье предпринимается попытка исследовать современное состояние сообщества работников музыкальных библиотек, а также изучить проблемы, с которыми сталкиваются как отдельные музыкальные библиотеки, так и сообщество в Китае.

Ключевые слова: музыкальные библиотеки в Китае, консерватории и библиотеки в системе музыкального образования в Китае, Центральная консерватория музыки в Пекине, библиотечное дело, Библиотечная группа Национального музыкального высшего учебного заведения.

SUMMARY

Nine major music libraries in China play a key role in meeting the needs for academic music education in the broadest sense of the word both inside and outside China. The music collections collected in these libraries reflect the geographical, ethnic and folk musical features of Chinese culture. The article summarizes the key sources of Chinese musical literature, analyzes the development of musical literature in China, the structure of music libraries and the role of specialists in these institutions. The article attempts to investigate the current state of the community of music library workers, as well as to study the problems faced by both individual music libraries and the community in China.

Key words: music libraries in China, conservatories and libraries in the music education system in China, the Central Conservatory of Music in Beijing, librarianship, Library Group of the National Music Higher Educational Institution.

ЛИТЕРАТУРА

1. Alan R. Thrasher, et al. China. Grove Music Online. Oxford Music Online. Oxford University Press.

2. Bradford J. Young, Education for Music Librarianship.

3. Brief Introduction of Project 211 // MOE.GOV.CN. - 10 Oct. 2013. - URL: http:// www.moe.e /business/htmlfiles/moe/moe 846/200.

4. Intangible Cultural Heritage // RSS. -URL: http://www.unesco.org/culture/ich/en/RL/ 00212.

5. Лю Гунтян. Направление и развитие библиотечной системы Китая: сб. науч. тр.: Организация и управление библиотеками. -Пекин, 1991. - С. 115-122.

6. Музыкальная теория / гл. сост. Сун Цонинь, Ма Донфен. - Шанхай: Шанх. муз. изд-во, 1996. - 124 с.

7. Сун Зинан. Летописи истории китайского современного музыкального образования и музыкального образования новой эпохи: 1840-2000. - Шандон, 2004. - 255 с.

8. У Вэйцзи, Мао Вэй. Концепция библиотековедения. - Пекин, 1986. - 254 с.

9. Хуан Чжун Чжун. О подготовке библиотечных кадров в условиях рыночных отношений: сб. науч. тр. - Пекин, 1992. - С. 141167.

10. Чжоу Шихуа. О механизме конкуренции библиотек // Вестник библиотеки. -1990. - №№ 1. - С. 8-15.

С. М. Каплунович, И. Я. Каплунович

УДК: 378

ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ Г. МИНЦБЕРГА В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА

О современном обществе остро стоит вопрос о качестве подготовки будущих специалистов. Будущие управленцы не состав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.