АННОТАЦИЯ
В статье представлены подходы к аналитическому осмыслению философских и педагогических подходов к самосовершенствованию личности и их первоисточников. Категория «самосовершенствование личности» раскрывается с философской и педагогической позиции.
Ключевые слова: самосовершенствование личности, философский и педагогический подход, самосовершенствование личности в философии и педагогике.
SUMMARY
The article presents approaches to the analytical understanding of philosophical and pedagogical approaches to self-improvement of the individual and their primary sources. The category of "personal self-improvement" is revealed from a philosophical and pedagogical position.
Key words: self-improvement of the individual, philosophical and pedagogical approach, self-improvement of the individual in philosophy and pedagogy.
ЛИТЕРАТУРА
1. Pineau G., Marie-Mschele. Produire sa vie: autoformation et autobiographie. - Canada, 1983. - 419 p.
2. Morin E. La Vic de la vie, La methode vol. 2. - Paris: Editions du Scuil, 1980. - 482 с.
3. Музаффари М. Введение в антропологию. - Душанбе: Дониш, 1999. - 138 с.
4. Гулов А. А. Самосовершенствование человека как философско-антропологическая проблема: автореф. дисс. ... канд. философ. наук. - Душанбе, 2012. - 22 с.
5. Galvani P. Autoformation et function de formateur. Des courants theoriques aux pratiques de formateur les Ateliers Pedagogiques Perso-nnalists. - Leon: Editions Chronique Sociale, 1991. - 170 p.
6. Слободчиков В. И., Исаев Е. И Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие. - М.: Школа-Пресс, 2014. - 400 с.
7. Зязюн Л. I. Саморозвиток особистосп в освгтнш систем Францп: Монографiя. -Ктв; Миколш'в: Вид-во МДГ1 iм. Петра Мо-гили, 2006. - 388 с.
Илань
УДК 372.878
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АККОРДЕОНИСТОВ ВНУТРЕННЕЙ МОНГОЛИИ КИТАЯ
Оаянно-аккордеонное искусство в Китае в последние годы вызывает большой исследовательский интерес. В настоящее время написан ряд научных работ, посвященных вопросам профессионального обучения и исполнительства на аккордеоне, однако в российской музыкальной науке сведения об истории профессиональной музыкальной подготовки аккордеонистов в учреждениях высшего образования Внутренней Монголии Китая до сих пор не представлены.
Развитие системы профессионального музыкального образования аккордеонистов во Внутренней Монголии является одной из составляющих всего процесса развития аккордеонного искусства Китая. Для дальнейшего развития аккордеонного искусства в регионе и в целом в стране необходимо изучение исторического развития аккордеонного искусства и образования, а также его периодизации в Китае. С этой целью мы рассмотрим научные исследования, посвященные этой проблеме.
Периодизацию процесса становления и развития баянно-аккордеонного искусства в Китае исследователи обычно связывают с общественно-политическими и социально-экономическими трансформациями в стране, с изменениями в культурной среде общества. В современных исследованиях существует несколько подходов к определению этапов становления и развития китайской баянно-ак-кордеонной музыки.
Так, наиболее полной и аргументированной периодизацией исследователи считают предложенные Ван Дэцуном пять основных этапов становления баянно-аккордеонного искусства в Китае [1, с. 11].
В отличие от Ван Дэцуна, председатель и основатель Китайской ассоциации аккордеонистов Чжан Цзыцян предлагает рассматривать развитие баянно-аккордеонного искусства в Китае таким образом: I этап (19491966 годы) - период бурного развития аккордеона; II этап (1966-1990 годы) - «золотой век» развития аккордеона (количественный рост аккордеонистов и педагогов); III этап (с 1990 года по настоящее время) - стабилизация развития (непрерывное совершенствование системы образования, значительное улучшение качества аккордеонного искусства) [3].
В отличие от предыдущих исследователей, Чжао Мин предлагает рассматривать этапы развития баянно-аккордеонного искусства в Китае, основываясь на периодизации развития аккордеона в России, представленной О. И. Спешиловой. Чжао Мин предлагает следующую классификацию развития баянно-аккордеонного искусства в Китае. I этап проходил с 1890-х годов по 1976 год - «трансплантация» аккордеона на почве китайской национальной культуры (включает четыре этапа: «заимствования аккордеона, получившего развитие на китайской территории» [2, с. 6] (1890-1936 годы); кризиса антияпонской и гражданской войны (1937-1949 годы); собственно адаптации аккордеона (1949-1966 годы) и кризиса Культурной революции (19661976 годы)). II этап - с 1976 по 2000-е годы -«специализация» аккордеона (включает в себя два этапа: расцвет аккордеонного исполнительского искусства (1976-1999 годы) и «скрытый» кризис (2000-е годы)). III этап -2010-е годы - начальный этап «академиза-ции» аккордеона («достижение им высокохудожественного уровня») [2].
Как видно, проблема исторического развития музыкального образования аккордеонистов в Китае освещена недостаточно. Большинство работ, в которых осуществляется ис-
торический анализ развития баяна и аккордеона в Китае, посвящены именно развитию исполнительского и композиторского баянно-аккордеонного искусства. Что же касается музыкальной подготовки аккордеонистов в учреждениях высшего образования Внутренней Монголии Китая, такие работы в отечественной науке не представлены. Поэтому считаем необходимым исследовать историю профессионального музыкального образования аккордеонистов в учреждениях высшего образования Внутренней Монголии и определить этапы его развития в период второй половины ХХ - начала ХХ1 века.
Цель статьи - на основе изучения исторических особенностей организации музыкального образования в Педагогическом университете Внутренней Монголии Китая выделить этапы становления и развития профессиональной подготовки аккордеонистов в период второй половины ХХ - начала ХХ1 века в обозначенном регионе.
Для этого сосредоточим внимание на показателях, которые позволяют определить особенности каждого из них, а именно: нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию образовательного процесса; состояние кадрового и учебно-методического обеспечения учебного процесса; особенности и количество контингента обучающихся на аккордеоне; уровень популярности и востребованности профессиональной подготовки аккордеонистов.
На основе указанных показателей нами выделено четыре этапа развития профессионального музыкального образования аккордеонистов в Педагогическом университете Внутренней Монголии Китая, а именно:
- первый этап (1957-1965 годы) - началь-
ный;
- второй этап (1966-1976 годы) - кризисный;
- третий этап (1978-1999 годы) - реформаторский;
- четвертый этап (с 2000 года по настоящее время) - интенсивного развития.
Рассмотрим подробнее каждый из представленных этапов. Характерной особенно-
стью первого этапа является открытие профессиональных курсов игры на аккордеоне на факультете искусств Педагогического университета Внутренней Монголии. Это было связано с широким распространением аккордеона в Китае и заметными изменениями соотношения любительского и профессионального исполнительства. Свидетельством тому было создание в начале 1950-х годов в Тяньцзи-не и Шанхае первых заводов по производству аккордеонов, а также открытие специальностей по профессиональной подготовке аккордеонистов в колледжах профессионального музыкального образования. На этом фоне в 1957 году факультет искусства Педагогического университета Внутренней Монголии взял на себя ведущую роль по организации курсов обучения игре на аккордеоне, став первым высшим учебным заведением в автономном районе Внутренняя Монголия, предлагающим курсы обучения игре на аккордеоне.
Однако открытие профессиональных курсов игры на аккордеоне в Педагогическом университете Внутренней Монголии было связано с рядом сложностей. Во-первых, нехватка профессиональных педагогических кадров, владеющих на высоком уровне исполнительскими навыками игры на аккордеоне; во-вторых, отсутствие методик обучения игре на аккордеоне; в-третьих, отсутствие возможности приобрести нотный материал для аккордеона; в-четвертых, наблюдались проблемы с зачислением студентов на обучение по специальности «Аккордеон».
В 1957 году в Педагогическом университете Внутренней Монголии открываются профессиональные курсы игры на аккордеоне, однако декан факультета Чжан Цзитан сталкивается с проблемой отсутствия преподавателя по этой специальности. Чтобы решить проблему, в качестве штатного преподавателя был выбран учитель Ван Лянсин, который владел методикой музыкального образования и навыками игры на аккордеоне. Ван Лянсин стал первым преподавателем игры на аккордеоне, который подготовил множество профессиональных аккордеонистов.
Отсутствие комплекса методических материалов стало еще одной проблемой при открытии профессиональных курсов игры на аккордеоне на факультете искусств Педагогического университета Внутренней Монголии. Уже после открытия курса аккордеона Ван Лянсин разрабатывает учебный план, в котором ведущее место занимают занятия по формированию навыков игры на аккордеоне. Эти занятия проводятся в индивидуальной форме, что соответствует специфике преподаваемого предмета с учетом уровня исполнительских навыков студентов, их индивидуальных физических, музыкальных и творческих способностей. Необходимо отметить, что индивидуальные занятия по аккордеону включали не только практические занятия, но и проведение целевых лекций, что, по мнению Ван Лянсина, способствовало повышению эффективности обучения студентов игре на аккордеоне. Что же касается самой методики обучения, то Ван Лянсин использовал комплексный подход, который включал изучение этюдов для развития технических навыков аккордеонистов и исполнение мелодичных несложных произведений для развития музыкальности и художественно-образного мышления. Такой подход позволял педагогу мотивировать студентов к занятиям, усиливать их интерес к обучению, считая эти условия прочной основой профессионального обучения игре на инструменте.
Решение проблемы отсутствия возможности приобрести нотный материал, ограниченности репертуара для аккордеона тоже взял на себя Ван Лянсин, который создал значительное количество переложений для аккордеона произведений различных зарубежных и китайских композиторов разных жанров, таких как полька, вальс, марш и т. д. Конечно, всех проблем с репертуаром это не решало, но на данном этапе это было единственным выходом из сложившейся ситуации.
Статистический анализ данных о приеме студентов на обучение по музыкальным специальностям в период с 1955 по 1965 годы показал, что зачисление на музыкальные спе-
циальности в Педагогический университет Внутренней Монголии было нестабильным. Так, в 1961 и 1962 годах вообще не осуществлялось зачисление студентов. В остальные же годы контингент абитуриентов колеблется от 11 до 32 человек. При этом зачисление на обучение по специальности «Аккордеон» в этот период было совсем незначительным, примерно 1-2 человека в год до 1960 года, а в последующие годы студенты не поступали. Поэтому первоначальная идея создания отдельной академической специальности «Аккордеон» в это время реализуется через внедрение курсов аккордеона, которые были обязательными для посещения студентами, обучающимися на всех музыкальных специальностях [6].
На основе проведенного анализа можем сделать вывод о том, что особенностями организации профессионального музыкального образования аккордеонистов в автономном районе Внутренняя Монголия на начальном этапе является открытие приема студентов на специальность «аккордеон»; создание преподавателем Ван Лянсином первых переложений музыкальных произведений для исполнения на аккордеоне; организация курсов для обучения игре на аккордеоне всех студентов, обучающихся на других музыкальных специальностях; подготовка первых профессиональных аккордеонистов для работы в музыкальных образовательных учреждениях.
Характерной особенностью второго этапа является «Пролетарская культурная революция», во время которой проводились широкомасштабные репрессии против партийной оппозиции, принесшие огромные потери во всех сферах жизни общества. «Культурная революция» длилась с 1966 по 1976 годы и нанесла колоссальный ущерб китайской экономике, культуре и образованию. Музыка, как и другие формы искусства, не избежала цензуры во времена Культурной революции и находилась под сильным влиянием социальных и политических факторов того времени.
Несмотря на то, что культурные мероприятия в этот период находились под воз-
действием жестких санкций, а все зарубежные музыкальные инструменты не поддерживались национальной идеологией, аккордеон, благодаря своему превосходству и историческому прошлому, стал одним из наиболее часто используемых музыкальных инструментов в этом десятилетии. В основном аккордеон используется как аккомпанирующий инструмент в массовом певческом движении, для сопровождения литературных вечеров и художественных выставок. Однако, несмотря на то, что популярность китайского аккордеонного искусства в этот период была высокой, уровень профессионального обучения игре на этом инструменте развивался все еще очень медленно. Композиторское искусство тоже претерпевает большие изменения. Большинство композиторов были лишены творческой свободы ввиду того, что все произведения должны были отражать революционные настроения и служить идеологическим целям китайского правительства, которые были выражены тремя словами: «национализировать, реконструировать и популяризировать».
С началом «Культурной революции» Педагогический университет Внутренней Монголии прекращает прием студентов, соответственно приостанавливается преподавательская деятельность. Только в 1970 году, после многочисленных проверок и одобрения руководства, университет возобновляет набор студентов по двум специальностям. Студенты принимались из числа рабочих, крестьян и солдат без проведения вступительных экзаменов. Однако на музыкальные специальности прием начинается только с 1972 года. Анализ статистики приема студентов на музыкальные специальности в Педагогический университет Внутренней Монголии с 1972 по 1977 год показал, что в обозначенный период на обучение музыкальным специальностям на факультет искусств было принято 139 студентов из числа рабочих, крестьян и солдат.
В этот период Ван Лянсин все еще является ведущим преподавателем игры на аккордеоне. Для годичного обучения игре на аккордеоне Ван Лянсин разработал учебный
план, основанный на способностях и знаниях студентов. В то время не было учебников. Исполнительский репертуар по-прежнему создавался Ван Лянсином путем переложений различных произведений для исполнения на аккордеоне.
Исходя из проведенного анализа, можем констатировать, что во время второго этапа происходят события, которые негативно отображаются на развитии музыкального образования аккордеонистов. Нехватка квалифицированных преподавательских кадров, отсутствие методического и нотного материала, нестабильность зачисления студентов и низкий уровень подготовки у поступающих на обучение студентов из числа рабочих, крестьян и солдат не способствуют развитию профессионального музыкального образования в Педагогическом университете Внутренней Монголии. Негативным фактором также является отсутствие в этот период нормативно-правовых документов, регламентирующих работу системы высшего музыкального образования.
Характерными особенностями третьего этапа стало интенсивное развитие профессионального музыкального образования за счет направления государственной политики на возрождение и совершенствование профессионального музыкального образования в стране, что положительно повлияло на развитие факультета искусств Педагогического университета Внутренней Монголии.
Началом интенсивного развития профессионального музыкального образования в Китае стало решение Третьего пленума XI Центрального комитета партии в 1978 году, которое было направлено на всестороннее развитие культуры и музыкального образования в стране [9].
Еще одним важным событием для развития профессионального музыкального образования аккордеонистов стало проведение Министерством образования в Чжэнчжоу (провинция Хэнань) с 13 по 20 декабря 1979 года симпозиума по вопросам организации высшего образования в области искусств.
Эта встреча имела стратегическое значение для развития высшего музыкального образования и оказала значительное влияние на его восстановление и развитие. С этого времени профессиональное музыкальное образование аккордеонистов в Педагогическом университете Внутренней Монголии стремительно развивается [9].
Необходимо отметить, что в этот период Педагогический университет Внутренней Монголии становится ведущим учебным заведением высшего образования в автономном районе Внутренняя Монголия.
На этом этапе значительно увеличивается качественный и количественный кадровый состав преподавателей игры на аккордеоне. Сохранение выдающихся выпускников в качестве преподавателей позволяло не только удовлетворять потребности в кадрах по обучению игре на аккордеоне, но и обеспечивать качество преподавания [8].
С момента возобновления вступительных экзаменов в период с 1978 по 1999 годы в Педагогический университет Внутренней Монголии процесс зачисления студентов происходил очень активно, за исключением 1980 и 1981 годов, когда прием студентов временно не осуществлялся. Тем не менее, количество студентов, поступающих на музыкальные специальности, в сравнении с предыдущими периодами значительно увеличилось [5].
Проведенный анализ развития профессионального музыкального образования в Педагогическом университете Внутренней Монголии позволил констатировать, что в период с 1978 по 1999 годы благодаря государственной политике Китая, которая была направлена на реформирование и развитие музыкального образования, произошел значительный рост системы высшего образования в области искусств. Это подтверждается рядом документов, которые выходят в это время для реформирования и развития профессионального музыкального образования; проведением ряда глобальных мероприятий, способствующих развитию и усовершенствованию образовательного процесса; повышением качествен-
2022/2-
ного уровня и количественного состава преподавателей аккордеона; увеличением контингента обучающихся на аккордеоне.
Характерными особенностями четвертого этапа становится выход профессионального музыкального образования аккордеонистов на новый уровень.
В 2000 году колледжи и университеты по всей стране расширили набор студентов, а музыкальный факультет Педагогического университета Внутренней Монголии открыл специализацию по музыкальному исполнительству.
В 2001 году Педагогический университет Внутренней Монголии преобразовал музыкальный факультет в Консерваторию музыки, чтобы расширить количество музыкальных дисциплин и специальностей. В Консерватории реализуется подготовка студентов по пяти специальностям, таким как музыковедение (монгольское и китайское), музыкально-исполнительское искусство, композиция и музыкальная теория, танцы и этномузыковеде-ние (монгольское и китайское).
В 2002 году Управление по академическим вопросам Педагогического университета Внутренней Монголии разработало «Учебный план для бакалавров по специальностям Педагогического университета Внутренней Монголии». План разработан в соответствии с «Национальным руководящим планом Министерства образования по специальностям бакалавриата в области музыковедения в обычных высших учебных заведениях» в сочетании с духом «Реформы модели обучения студентов Педагогического университета Внутренней Монголии и Планом пересмотра учебного плана» [7].
Наряду с совершенствованием учебных планов, в консерватории музыки Педагогического университета Внутренней Монголии преподавателями аккордеона проводится активная научно-исследовательская работа, что способствует повышению уровня образования педагогов и развитию научной базы. Результаты научных исследований и педагогического опыта ведущих преподавателей аккордеона публикуются в различных научных журналах.
Наряду с научно-исследовательской деятельностью, преподаватели консерватории проводят работу по подготовке студентов к участию в концертах, конкурсах и фестивалях. С 2004 по 2010 годы студенты и аспиранты института под руководством института успешно провели пять сольных концертов для клавишных, фортепиано и аккордеона.
Профессиональный уровень кадрового состава Консерватории музыки Педагогического университета Внутренней Монголии постоянно повышается. Помимо педагогической и методической деятельности, преподавателями проводится активная научно-исследовательская работа. При этом состав преподавателей остается почти неизменным на протяжении многих лет, что также положительно влияет на профессиональную подготовку аккордеонистов.
Развитие профессионального музыкального образования в начале XXI столетия подтверждается и существенным увеличением студентов, поступающих на обучение в Консерваторию музыки Педагогического университета Внутренней Монголии. Общее количество студентов, поступивших на обучение за этот период, превышает количество аккордеонистов, обучавшихся на предыдущем этапе более чем в два раза.
Еще одним свидетельством успешного развития профессиональной подготовки аккордеонистов стало проведение большого количества конкурсов в регионе и за его пределами, в которых принимают участие и занимают призовые места студенты из Внутренней Монголии.
На основе проведенного анализа развития профессионального музыкального образования аккордеонистов с 2000 года по настоящее время можем говорить о том, что характерными особенностями этого этапа стало:
- преобразование музыкального факультета в Консерваторию музыки Педагогического университета Внутренней Монголии;
- открытие новых специальностей, в том числе по музыковедению;
- усовершенствование учебных планов и учебных программ обучения по специальностям аккордеона;
- активизация научно-исследовательской и методической деятельности преподавательского состава и повышение педагогического уровня преподавателей аккордеона;
- увеличение контингента студентов, обучающихся по специальностям аккордеона;
- значительное развитие концертной и конкурсно-фестивальной деятельности преподавателей и студентов-аккордеонистов в стране и в зарубежных странах.
Таким образом, на основе изучения данных педагогических исследований по вопросам периодизации развития аккордеонного искусства в Китае и анализа научных источников и статических данных работы Педагогического университета Внутренней Монголии мы выделили и охарактеризовали четыре этапа развития профессионального музыкального образования аккордеонистов в автономном регионе Внутренняя Монголия. Этапы раскрывают динамику развития организации музыкального образования аккордеонистов в период со второй половины ХХ до начала ХХ1 века: Первый этап (1957-1965 годы) -начальный; Второй этап (1966-1976 годы) -кризисный; Третий этап (1978-1999 годы) -реформаторский; Четвертый этап (с 2000 года по настоящее время) - этап интенсивного развития. С целью обоснования развития профессионального музыкального образования аккордеонистов на каждом этапе мы определили их характерные особенности, взяв за основу такие показатели: нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию образовательного процесса; состояние кадрового и учебно-методического обеспечения учебного процесса; особенности и количество контингента обучающихся на аккордеоне; уровень популярности и востребованности профессиональной подготовки аккордеонистов.
АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты исследования истории становления и развития музыкального образования аккордеонистов в Педагогическом университете Внутренней Монголии Китая. Выделены и обоснованы этапы этого процесса в период второй половины
ХХ - начала ХХ1 века на основе определенных показателей, характеризующих особенности каждого из них.
Ключевые слова: музыкальное образование, профессиональная подготовка аккордеонистов, Внутренняя Монголия, Китай.
SUMMARY
The article presents the results of a study of the history of the formation and development of musical education for accordionists at the Pedagogical University of Inner Mongolia, China. The stages of this process in the period of the second half of the 20th - early 21st centuries are identified and substantiated on the basis of certain indicators characterizing the features of each of them.
Key words: music education, vocational training for accordionists, Inner Mongolia, China.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ван Дэцун. Творчество китайских композиторов в контексте становления национального аккордеонного искусства: дисс. ... канд. иск. - Н. Новгород, 2016. - 163 с.
2. Спешилова О. И. Особенности развития аккордеонного искусства в России: ав-тореф. дисс. . канд. иск. - Магнитогорск, 2006. - 24 с.
3. Interview with Ziqiang Zhang conducted by Kevin Friedrich [Электронный ресурс]. -URL: http://www.accordionnews.cn/interviews/ zhag/index-enhtm (дата обращения: 22.10.2020).
4. шъттхттж шяттх
Ассоциация выпускников Нормального университета Внутренней Монголии. Выставка истории школы Нормального университета Внутренней Монголии [Электронный ресурс]. Третье издание. -URL: http://xy.имну.edu.cn/n307c28.jsp. (дата обращения: 22.09.2018).
Гао Цзе. Распространение китайского аккордеонного искусства в XX веке // Вестник Уханьской консерватории. - 2003. - № 1. - С. 53-60.
6. т «ш^шшшдат
h^S^c Гао Цзе. Исследование истории раз-
2022/2
вития китайской аккордеонной музыки и искусства - Центральная консерватория музыки, 2003.
7. ЖШ^ШЖШШШЯЗа:
Группа по разработке стандартов музыкальной учебной программах Интерпретация стандартов музыкальной учебной программы. - Пекин: Издательство Пекинского нормального университета, 2002.
8. ЙШШШШШр]«, йШ
Ш&Ш Чжан Ян. Исследование музыкальных произведений Чжана Синьхуа на аккордеоне. -Шаньдунский педагогический университет, 2012.
Лу Чжаосин
УДК 378.678(510)
КОНСЕРВАТОРИИ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
узыкальные библиотеки в Китае играют большую роль в национальном музыкальном просвещении страны. Они аккумулируют в себе образовательные, посреднические, досу-говые функции; при этом подготовка сотрудников данных заведений не совмещает в себе подготовку специалистов, одновременно квалифицированных и в библиотечном деле, и в музыкальном образовании, что является актуальной задачей последние годы. Результатом является низкая эффективность музыкальных библиотек как институтов культуры и образования. Целью данной статьи является анализ проблемных аспектов в деятельности музыкальных библиотек Китая, поиск причин и потенциальных способов решения данной проблемы.
Системное устройство библиотек в Китае
В Китае существуют три основные библиотечные системы. Во-первых, публичные библиотеки, которые встречаются на всех уровнях: от Национальной библиотеки Китая до сельских. Публичные библиотеки относятся к компетенции Министерства культуры Китая. Во-вторых, библиотеки учебных заведений - от университетских библиотек до читальных залов начальной школы, - финансируемые Министерством образования Китая и местным управлением образования. В-третьих, группа специальных библиотек, возглавляемых Китайской Академией наук.
Музыкальные библиотеки в Китае
Девять музыкальных библиотек, связанных с девятью независимыми музыкальными консерваториями, относятся ко второй категории библиотек образовательных учреждений. Этими музыкальными консерваториями являются Центральная консерватория музыки в Пекине, Китайская консерватория музыки в Пекине, Шанхайская консерватория музыки, Шэньянская консерватория музыки, Сычуаньская консерватория музыки, Тянь-цзиньская консерватория музыки, Уханьская консерватория музыки, Сианьская консерватория музыки Музыки и Синхайская консерватории музыки в Гуанчжоу. Кроме того, почти в каждой университетской библиотеке есть различных масштабов коллекция музыкальных произведений. Теоретически каждая из консерваторий представляет свои географические, этнические и народные музыкальные культурные особенности, так же, как и их библиотечные коллекции [9, с. 153].
Среди учебных заведений в области музыки, а также искусства в целом, Центральная консерватория является единственным учебным заведением такого рода, имеющим право участвовать в Проекте 211 - проекте Национальных ключевых университетов и колледжей, инициированном в 1995 году Министерством образования с целью повышения стандартов исследований университетов высокого уровня и разработка стратегий социально-экономического развития. Проект