Искусствоведение список научных статей
-
О роли «прикладной культурологии» в процессе гуманитарной подготовки сотрудников таможенных органов и государственных служащих
Описан опыт выстраивания гуманитарной подготовки будущих таможенников и государственных служащих, направленной на противодействие незаконному вывозу культурных ценностей, в Академии таможенной службы Украины (реорганизована в 2012 г.). Приведены примеры работы с образами, которые отражают...
2022 / Литвинов Виталий Витальевич -
О праздновании в Казанской губернии 195-летия Отечественной войны 1812 г.
В статье автор освещает подготовку и празднование 195-летнего юбилея Отечественной войны в Казанской губернии. В честь праздника устраивались лекции, посвященные войне, производился поиск потомков участников военных действий, была открыта богадельня для призрения низших чинов.
2007 / Федотова Ольга ВикторовнаВАК -
САД КАК ФЕНОМЕН ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Садово-парковое зодчество оказывает значительное влияние на городской пейзаж как важная часть повседневной жизни человека. Однако, сад - это нечто большее, чем имитация естественного пейзажа. Авторы рассматривают сад как «средство» трансляции идей, формирующих картину мира и/или визуализирующих...
2022 / Антонова Е. Л., Туркина В. Г., Туркина Е. А.ВАК -
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА НА ПРИМЕРЕ СКУЛЬПТУРНЫХ КОМПОЗИЦИЙ ЕЛАГИНООСТРОВСКОГО ДВОРЦА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
В статье рассматриваются сюжетно-композиционные изменения и трактовки, получившие развитие в европейском анималистическом искусстве классицизма XIX века, которые основывались на античном прочтении произведений и строгих канонах, являлись прообразом изначально гармоничной идеи мироздания. Автором...
2022 / Шинтяпина Е. С.ВАК -
ПЕВЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР, КАК ПОТЕНЦИАЛ ВОКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДМШ И ДШИ
В статье рассматриваются принципиальные вопросы подбора и освоения певческого репертуара в процессе обучения в системе дополнительного образования, выступающего основным показателем развития музыкальных интересов и мотивации учащихся. Авторами рассматриваются современные подходы в вопросах работы с ...
2022 / Логвиненко А. А., Шинтяпина И. В.ВАК -
Е.Ф. ГНЕСИНА - ОСНОВАТЕЛЬ РОССИЙКОЙ АКАДЕМИИ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
В статье идёт речь о деятельности Елены Фабиановны Гнесиной, ставшей во главе школы, а затем училища, которые начали учебный процесс в Москве. Учебное заведение, сохранившее лучшие традиции своей основательницы, в наше время является ведущим учебным заведением страны и носит имя Российской Академии ...
2022 / Титова О. А., Сараева Л. П.ВАК -
ОТНОШЕНИЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО К МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЗАПАДА
В статье рассматривается проблематика отношения Ф.М. Достоевского к музыкальной культуре Запада, в связи с чем прослеживается параллель между музыкальным творчеством Л. ван Бетховена, Дж. Россини, И.С. Баха с произведениями Достоевского. Выявляется взаимосвязь с музыкой классицизма и романтизма.
2022 / Шевелева Я. В.ВАК -
ХУДОЖНИК ДАНИИЛ ЧЕРКЕС: ОТ ЮЖНЫХ МОРЕЙ ДО ПОЛЯРНОГО КРАЯ
В статье исследуется жизненный путь художника Даниила Яковлевича Черкеса (1899-1971), окончившего ВХУТЕМАС в 1923 г. Он работал художником-декоратором и монтировщиком сцены в Первом театре РСФСР под руководством В.Э. Мейерхольда, участвовал в создании первых советских мультфильмов для детей,...
2022 / Максимов Юрий Игоревич, Мамбетова Альфия БекбулатовнаВАК -
ПОЛДЕНЬ ДЛИНОЙ В ПОЛВЕКА. ТВОРЧЕСКИЕ МИРЫ ВЕРЫ И СЕРГЕЯ КОНДУЛУКОВЫХ: ЖИВОПИСЬ 1971-2021 ГОДОВ
Статья посвящена творчеству современных российских живописцев, заслуженных художников РФ, профессоров живописи Тольяттинского государственного университета Сергея Никитовича и Веры Ивановны Кондулуковых. Анализ творчества художников проведен с применением формально-стилистического и компаративного...
2022 / Ступин Сергей Сергеевич -
РЕКА ХУАНХЭ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИВОПИСИ КИТАЯ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ И СРЕДСТВА ЕГО ВОПЛОЩЕНИЯ
В современных живописных работах художники Китая используют особые средства художественной выразительности, чтобы передать мысли и эмоции, связанные с восприятием природы и жизни в целом. Индивидуальный язык, выработанный живописцем, является тем средством, которое максимально раскрывает творческий ...
2022 / Юаньпэн Хуан, Тинтин Цинь -
ИКОНА ВНУТРИ ТРАДИЦИИ: «ОТЕЧЕСТВО» С 17-Ю СЮЖЕТНЫМИ КЛЕЙМАМИ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ИКОНОПИСИ ВЕТКОВСКОГО МУЗЕЯ
В статье представлен анализ одной из икон богатого собрания Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций (Республика Беларусь). Высказывается предположение о возможном круге авторов данного произведения, дается общая характеристика иконы, подробно анализируется центральная часть и все...
2022 / Афанасьева Ольга Васильевна -
АЛТАЙСКИЙ ИКОНОПИСЕЦ Г.И. ГУРКИН
Статья представляет иконописцев бийских мастерских конца XIX - начала XX столетия, которые оставили после себя огромное наследие, почти четыре десятилетия приписываемое сузунским мастерам. Впервые также представлена информация об иконописных мастерских Садонова и А.А. Борзенкова в Бийске. Известный ...
2022 / Бычкова Тамара Анатольевна -
ИКОНЫ ИЗ СОБРАНИЯ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ МАВРИНОЙ (1900-1996) В ОТДЕЛЕ ЛИЧНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА
В 1994-1997 гг. в отдел личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина поступило 25 икон из собрания художника Татьяны Алексеевны Мавриной (1900-1996). Особенностью данной коллекции является творческий подход при ее формировании. Наибольшая часть икон носит...
2022 / Важкая Мария Александровна -
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИКОНОПИСИ В ЭКСПОЗИЦИЯХ ЦЕРКОВНЫХ МУЗЕЕВ
Статья посвящена особенностям репрезентации иконописи в экспозициях музеев, созданных при религиозных организациях Русской православной церкви. За два последних десятилетия значительно возросло число музейных учреждений при религиозных организациях Русской православной церкви. Сегодня они...
2022 / Кирьянова Ольга Геннадьевна -
РУССКАЯ ЭМАЛЬ В КОЛЛЕКЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО ИСКУССТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Статья посвящена меднолитой пластике XVIII - начала XX века. Предметом исследования является художественная эмаль главных центров старообрядческого искусства. Источниковой базой выступила коллекция Государственного художественного музея Алтайского края. В качестве вспомогательного материала также...
2022 / Клубков Антон Алексеевич -
ВНОВЬ ОТКРЫТАЯ ИКОНА «ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» ВЯТСКИХ ИКОНОПИСЦЕВ КУЗНЕЦОВЫХ ИЗ СОБРАНИЯ ВЯТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ
Статья посвящена иконе «Покров Пресвятой Богородицы», которая поступила в собрание Вятского художественного музея по результатам экспедиции в п. Лальск в 1976 году. Состояние сохранности памятника вызывало серьезное беспокойство. После плановой реставрации удалось получить один из замечательных...
2022 / Крупина Ольга Владимировна -
БОГОМАТЕРЬ ОГНЕВИДНАЯ: ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ И ЖИВОПИСИ В КУЛЬТУРЕ ВЕТКИ
В статье приводятся описание и анализ образа «Богоматери Огневидной». Памятники этой редкой иконографии хранятся в Ветковском музее старообрядчества и белорусских традиций (Республика Беларусь). Представлены основные этапы формирования и разнообразие вариантов образа, его участие в сложных...
2022 / Нечаева Галина Григорьевна -
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ, АТРИБУЦИИ, РЕСТАВРАЦИИ И ЦИФРОВАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБЛИКА ИКОНЫ «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ» ИЗ ЭКСПОЗИЦИИ СМОЛЕНСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕИ
В статье описывается история изучения, реставрации и атрибуции иконы «Спас Нерукотворный» из экспозиции Смоленской художественной галереи. Выполнен обзор публикаций, в которых рассматривается история и живописные особенности данного памятника, а также процесс полемики вокруг его датировки и...
2022 / Пономарев Алексей Васильевич -
СЛЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИЯМ РУССКОЙ ИКОНОПИСНОЙ ШКОЛЫ КАК ФЕНОМЕН ВОЗРОЖДЕНИЯ ИКОНОПИСИ НА ЛУГАНЩИНЕ
Статья посвящена возрождению русской школы иконописи на Луганщине. В частности, показаны процессы воспроизведения русских иконописных канонов в контексте профессионального обучения иконописцев в Луганской государственной академии культуры и искусств имени М.Л. Матусовского. За шесть лет...
2022 / Прокопец Светлана Евгеньевна -
ОКЛАДНЫЕ ИКОНЫ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА В СОБРАНИИ ПРИМОРСКОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ
Иконная живопись и оклад составляют общий комплекс, нередко единовременный с живописью. В утилитарном смысле оклад служит чехлом, сохраняющим живопись от повреждений. Статья обозревает темперные окладные иконы конца XVIII - начала XX века в собрании Приморской картинной галереи. Предложена их...
2022 / Субботина Евгения Васильевна