ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
УДК 78.09
ПЕВЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР, КАК ПОТЕНЦИАЛ ВОКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДМШ И ДШИ
А.А. Логвиненко, И.В. Шинтяпина
ФГАОУ ВО Гуманитарно-педагогическая академия (филиал г. Ялта) КФУ им. В.И. Вернадского, Ялта, Крым e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются принципиальные вопросы подбора и освоения певческого репертуара в процессе обучения в системе дополнительного образования, выступающего основным показателем развития музыкальных интересов и мотивации учащихся. Авторами рассматриваются современные подходы в вопросах работы с репертуаром, требующей определенной классификации материала, соответствия степени вокально-технической трудности и психофизиологическим особенностям, учета исторически сложившихся жанровых и стилевых показателей вокального наследия.
Ключевые слова: певческий репертуар, вокальное искусство, музыкальные интересы, дополнительное образование.
Интерес к детскому сольному вокальному исполнительству значительно активизировался в ХХ! столетии, в связи с этим регулярно стали организовываться вокальные конкурсы и фестивали, открываться вокальные отделения и вокальные студии в специализированных учреждениях дополнительного образования. Наряду с перспективами музыкального исполнительства на современном этапе обозначился и круг
проблем в детском вокальном искусстве. Среди самых актуальных исследователи отмечают: вопросы формирования детского вокального звука, развития музыкальных способностей и исполнительской осмысленности, художественно-исполнительского вкуса и артистической компоненты, творческого наполнения содержания учебного процесса, возрастного репертуарного соответствия и др. [16].
Разрешение проблем данного профессионального спектра находит актуализацию в соответствии с принципами подбора вокального репертуара, способствующего всестороннему развитию ребенка, оказывающего положительное влияние на его голос, художественно-музыкальное, интеллектуальное и духовное развитие. К сожалению, единой программы по сольному пению в детских музыкальных школах нет, но, в то же время, накоплен достаточный положительный опыт практической вокальной работы.
К проблемам подбора репертуара, его роли в музыкально-исполнительской деятельности обращаются многие современные исследователи, педагоги, методисты А.Н. Киселев, М.Г. Людько, С.В. Кузьмина, Л.Н. Мещанова, О.В. Балабан, Л.М. Рогачева, Н.В. Аверина, В.Н. Левко, Т.И. Науменко. Н.И. Полякова и др.
Грамотный подбор вокального репертуара является важнейшим условием, как гармоничного развития голоса, так и творческой личности в целом. С первых шагов постижения вокального мастерства певческий репертуар выступает путеводителем в мире музыкального искусства. Цикл обучения детей позволяет знакомиться с многообразием жанров и стилей классической, народной и эстрадной музыки. На современном этапе классическая музыка не является лидирующим стилем в репертуаре юных вокалистов. Лучшие сочинения современных композиторов активно включаются в исполнительский репертуар, наряду с проверенными годами классическими и народными произведениями.
Современные подходы к проблеме подбора репертуара требуют четкой классификации репертуарного материала соответственной степени вокально-технической трудности, учета возрастных и психофизиологических особенностей, актуализации исторически сложившегося жанрового и стилевого разнообразия вокального наследия [2]. Проблемами создания, подбора и распространения детского репертуара занимались многие видные педагоги отечественного
вокального искусства: А.В. Свешников, В.Г. Соколов, Н.Б. Гонтаренко, Л.Б. Дмитриев и др.
Среди основных критериев работы с репертуаром в современной системе дополнительного образования авторами называются: образно-смысловая доступность, музыкально-художественная ценность, дидактическая целесообразность, мотивационно-эмоциональная развивающая направленность и др. [4]. Научно-обоснованно подобранный репертуар и целенаправленность работы по его освоением решают несколько важных учебно-воспитательных и художественно-исполнительских задач в ДМШ и ДШИ: обеспечение полноценного музыкального развития вокалиста, развитие музыкальности детей, формирование исполнительской культуры, нравственное и эстетическое воспитание, обеспечение активной творческой деятельности, повышение исполнительского мастерства. Этот круг проблем и позволил выявить актуальность данной темы исследования.
Основой педагогической работы в структуре дополнительного образования выступает процесс обучения в индивидуальном классе по конкретной специализации, что определяет особенности организации педагогического процесса, позволяющего развивать художественное мышление, личностно-мотивационную заинтересованность в обучении музыкальному искусству, воспитании любви и интереса к творческому музицированию. Осуществление индивидуального обучения в ДМШ и ДШИ документально базируется на индивидуальном плане ученика, в котором систематично составляется план работы, выстраивается его перспективность в направлении личностного профессионально-творческого становлении на протяжении всех лет обучения.
Современный дидактический и концертный исполнительский вокальный репертуар, предлагаемый в учреждениях дополнительного образования, достаточно разнообразен: разноплановая музыкальная палитра произведений от барочной классики до творческих находок современных детских композиторов, от фольклорно-аутентичных песен до современных эстрадно-джазовых композиций. Базово-незыблемой основой исполнительства сохраняется фонд классического репертуара, одновременно с освоением которого постоянно осуществляется расширение и обновление дидактического репертуара. Основным источником такого обновления является творческое наследие
современных отечественных и зарубежных композиторов, создаваемое целенаправленно для детско-юношеского исполнения, а также традиционный комплекс обработок этнического народно-песенного наследия и современные публикации старинной западно-европейской музыки [9].
Каждый педагог, осуществляющий процесс творческого становления ученика, заботится о расширении педагогического репертуара на всех этапах детского развития. Индивидуальный план учащегося комплектуется произведениями разных исторических эпох и художественных стилей, что способствует, по свидетельству ведущих педагогов-методистов, наиболее плодотворному технически-исполнительскому и художественно-творческому развитию начинающих вокалистов. Педагогам важно обращаться к музыкальному наследию различных национально-вокальных школ, к творчеству лучших образцов композиторов прошлого и современных авторов. Разнообразный диапазон вокально-исполнительского материала дает возможность продуктивно и всесторонне способствовать развитию вкуса молодых вокалистов, накоплению музыкально-художественных впечатлений и мотивации к музицированию. «...Концертная программа должна быть разнообразной, доступной для исполнения и восприятия, но не упрощенной, богатой исполнительскими красками, но не усложненной. Она должна обязательно нести в себе учебно-исполнительские задачи и одновременно быть высокохудожественной, не теряя притом детскости», - отмечает Л.М. Рогачева [13, с. 64].
В процессе выбора исполнительского репертуара необходимо руководствоваться не только его художественной ценностью, но и доступностью для учащегося с позиций осмысления художественно-образного содержания и соответствия вокально-технической сложности. Певческий репертуар, определенный педагогом должен соответствовать следующим требованиям: иметь высоко-художественный уровень; отвечать профессионально-методическим требованиям, соответственно разных этапов вокального становления ученика; обладать доступностью с разных физиолого-возрастных и индивидуально-психологических позиций, конкретной образностью и логичностью музыкального языка. Прежде всего, к произведениям такого рода относятся народные и авторские песни, романсы, программные вокальные произведения и
циклы. Таких творческих принципов придерживались композиторы-классики, создавая творческие авторские сборники для детей и юношества: В.А. Моцарт, Р. Шуман, Б. Барток, Г.А. Струве и др.
В процессе постепенного усложнения репертуара, педагогу необходимо не отходить от обязательного принципа соответствия содержания произведения возрастным особенностям ученика. Важно систематически добиваться соответствия репертуарного плана учебно-программным требованиям: жанрово-стилевое разнообразие, равновесное включение произведений народного творчества, отечественных и зарубежных композиторов; творческого наследия композиторов-классиков и современных авторов; обогащение репертуара творчеством региональных авторов и т. д. Эффективности в разучивании музыкальных произведений можно добиться при условии «оснащения учащихся необходимым комплексом исполнительских умений и навыков работы над вокально-поэтической содержательностью песенного репертуара, воспитания готовности к самостоятельной ответственной работе, терпению и трудолюбию [10, с. 45].
Понятие доступности является немаловажным критерием в стимулировании мотивации музицирования учащихся. Отражая исполнительский уровень вокалиста, доступность трактуется как динамично-развивающаяся система. Н.В. Аверина [1, с. 12] выделяет главные компоненты этого понятия:
1. Доступность по уровню психо-эмоционального когнитивного восприятия, представляемая как целостность содержательного познания и самостоятельной оценки, с глубоко-субъектным характером через характеристики эстетического переживания и формирования художественно-эстетического вкуса. В определении данного уровня важен учет культурного потенциала начинающих вокалистов, их музыкально-певческий опыт, умение осмысленного донесения конкретного музыкального материала детских песен.
2. Доступность по уровню технического базиса ученика, характеризуемая ступенью развития специальных вокальных умений и навыков, степенью музыкально-теоретической грамотности, качественными характеристиками комплекса вокально-технической и сценически-артистической оснащенности.
3. Доступность по уровню вокально-физиологических детских возможностей, что непосредственно связано с психологией и анатомией детского организма.
Выдвинутые критериальные показатели соответствуют выбору конкретного, единичного произведения. Но в целом, репертуар обучающегося представляет собой суммарную совокупность разнообразных народных и авторских сочинений, изучаемых и исполняемых в классе вокала ДМШ или ДШИ. В связи с этим важно выявить ведущие принципиальные позиции репертуарной политики в целом. Репертуарная перспектива, выстраиваемая педагогом, как основа учебно-воспитательной и вокально-исполнительской целенаправленной работы, призвана к: - содействию расширения границ музыкального кругозора, аналитической сферы сознания, как исполнителей, так и потенциально-слушательской аудитории в области музыкального искусства вообще и непосредственно вокальной литературы; -разнообразие музыкально-семантической составляющей музыкальной ткани, как фактора развития мотивационного стимула и интереса детей; -воспитание художественно-эстетических вкусовых предпочтений детей и их духовно-эмоциональное обогащение, через осмысление художественно-содержательной ценности произведения; - достижение компетентности в реализации комплекса вокально-исполнительских умений и навыков, сценически-артистических возможностей исполнителей, как обязательного критерия учебно-исполнительской деятельности вокалиста; - балансное соответствие количества доступных и перспективно-развивающих сочинений, в качестве обязательного репертуарного багажа именно юного исполнителя [15, с. 162].
По мнению Н.Б. Гонтаренко [8, с. 168]: «репертуар для начального обучения должен отвечать логике усвоения ребенком материала, должны учитываться индивидуальные особенности конкретного ученика». В условиях специального отбора репертуарного материала для исполнения в классе вокала, необходимо целенаправленно и систематически решать не только непосредственно вокально-музыкальные задачи, но и вести учет индивидуально-физиологических особенностей личности каждого ребенка: интеллектуальных, психологических, артистических, душевных и т. д.
Ценность профессионально-грамотного выбора репертуара при обучении в вокальном классе осознается всеми педагогами-методистами. Требованиям к его дидактическому и художественному соответствию посвящены многочисленные теоретические пособия и методико-практические разработки. На сегодняшний день приоритетной является задача особого художественно-возрастного соответствия репертуарного комплекса для детей на начальном этапе обучения. По мнению Л.М. Рогачевой песенный материал для первоначального этапа вокального становления должен соответствовать: «логике усвоения и освоения ребёнком материала, в нем должны учитываться индивидуальные особенности конкретного ученика, музыка, специально отобранная для обучения, должна быть пусть самой простой, но талантливой» [13, с. 78].
Если достаточный уровень творческо-исполнительского репертуара выступает непосредственным стимулом к достижению высокой степени осмысления художественной образности, то произведения, не соответствующие личностно-субъективному уровню интеллектуального развития, снижает индивидуальную мотивацию заниматься певческим искусством. Произведения, предлагаемые в младших классах должны отличаться большей эмоциональной и образной разнообразностью, чтобы заинтересовывать ученика оригинальными творческими заданиями, и возможностью расширения сферы его музыкальных впечатлений, развития первоначальных базовых певческо-исполнительских навыков. Необходимо одновременно вводить в работу лирические произведения и разнообразные характерные, программно-дидактические песни, постепенно подготавливая исполнителя к произведениям с более интонационно и метро-ритмически разнообразным музыкальным материалом и развитым аккомпанементом.
Репертуар не является самостоятельным механизмом воспитания учащегося, данный процесс получает плодотворное воплощение в опытных руках педагога, где репертуар лишь средство, и от педагога зависит ракурс, в котором предстанет для ученика произведение, пути, по которым пойдет творческая работа над ним, перспективы, в которых будут намечены результаты этой работы. Основная задача преподавателя - обеспечить ученика объективно ценными произведениями вокального искусства, найти ключи к его душевно-
духовной сфере, затронуть его эмоционально-чувственные личностные струны. Использование в вокальном классе художественно-достойных произведений открывает возможности полноценного музыкально-творческого формирования личности ученика, его художественно-вкусовых приоритетов и эмоционально-эстетических представлений. Художественно-эстетические чувства и музыкально-вкусовые предпочтения, развиваются под воздействием проверенных временем достойных образцов вокального искусства, активизируют интерес к индивидуальному и ансамблевому сценическому воплощению.
Осмысленное отношение к вокально-музыкальному искусству, несомненно, демонстрирует зависимость от конкретной социо-музыкальной среды, в которой формируется личность ребенка, «каким выступает не столько его музыкальное образование, сколько музыкальное воспитание» [5, с. 122]. Ю.К. Бабанский отмечал: «главной задачей музыкального воспитания... является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде на их нравственность» [3, с. 24].
Важно помнить, что педагог одновременно с профессиональной, несёт ответственность за духовно-эстетическую жизнь детей, музыкальные стимулы и интересы, позитивные вкусовые изменения. Сегодня активно меняются социальные ориентиры, эстетические постулаты, музыкально-семантические доминанты, социо-звуковая среда, в которой формируются детские личности. Музыкальное пространство, окружающее детей, слышимое и исполняемое ими, определяет их внутреннее наполнение, формирует духовные склонности. В этом процессе педагогу необходимо «раскрыть перед ними диалектическое взаимодействие музыкального наследия предыдущих поколений и современных достижений вокального искусства, помочь воспринять и осознать развитие исполнительских традиций, художественных направлений и жанров, научить различать подлинно художественные ценности, содействовать развитию способности субъективно-осознанной дифференциации серьёзной и легкой музыки» [7, с. 64].
Среди принципиальных положений формирования репертуарной базы для учащихся следует отметить, как обязательное: включение в репертуарный план произведений определенных этнокультурных традиций, позволяющих воспитывать уважительное и толерантное
отношение ко всем национальным культурам, местным региональным особенностям.
Проблематика сферы оптимизации музыкальных интересов и мотивации к вокальному музицированию учащихся ДМШ и ДШИ предъявляет профессионально-обоснованные требования к педагогу в аспекте формирования репертуарной базы, в четко-перспективном прогнозировании педагогического процесса как методически-грамотной цельно-последовательной системы, в которой все элементы и системные показатели, дополняя друг друга, позволяют осуществлять возможность комплексного решения художественно-творческих и воспитательно-образовательных вопросов. Принципиально-смысловые позиции формирования репертуарной политики находятся в неразрывной связи с общими принципами, условиями и формами всего учебно-творческого процесса, а именно:
- «художественно-ценностным восприятием произведения;
- широтой и многообразием охвата образно-эстетической информации;
- соответствием дидактическо-техническим задачам;
- взаимосвязью с плановостью реализации мероприятий образовательной организации и основными культурно-досуговыми мероприятиями;
- соответствием интересам учеников и запросам слушательской аудитории» [15, с. 162].
Некоторые авторы: Ю.К. Бабанский, М.В.Ляшенко, В.И.Долгова, В.Г. Ражников и др. определяют смысловые показатели стимулирования личностной мотивации к музицированию: - «доступность, как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности; -общение с учеником на самые различные темы, с целью выявления круга личностных интересов учащихся; - обеспечение безусловной субъективной успешности работы учащихся» [1, с. 14].
Таким образом, целенаправленно-планомерная работа педагога-вокалиста в направлении создания совокупного единства личностно-ориентированного, художественно-ценного репертуара обеспечивает стимулирование мотивации к творческому осмысленному музыкальному развитию учащихся ДМШ и ДШИ. И в противовес, ограничение репертуарно-исполнительского списка ориентацией лишь на программно-
обусловленные требования, влечет разрушение субъективно-мотивационного аспекта вокально-исполнительской заинтересованности детей.
Целенаправленно-планомерный процесс формирования концертного репертуара предоставляет большие возможности в сфере художественно-эмоционального воспитания и индивидуально -творческого развития. Результативность репетиционной работы, а затем концертно-сценического воплощения конкретного вокального репертуара - творчески-смысловой итог определенной ступени формирования личности исполнителя. Для педагога же это только очередной этап, одна из запланированных ступеней учебно-творческой работы. Соответствие исполнительского репертуара воспитательно-дидактическим задачам закладывается в самом принципе построения учебно-творческой работы. В качестве основополагающей художественно-педагогической задачи выступает необходимость определения для каждого учащегося такого репертуарного плана, который способствует обеспечению сохранения мотивационной готовности и её дальнейшего развития с ориентацией на высокохудожественные музыкальные образцы.
В заключении, хотелось бы отметить, что, чем шире и разнообразней репертуар, тем значительнее и интереснее будет работа не только на каждом уроке, но и в процессе всего обучения, тем активней будет развитие музыкальных интересов и мотивации музицирования учащихся ДМШ и ДШИ.
Список литературы
1. Аверина, Н. В. Проблема репертуара в детском вокально-хоровом исполнительстве : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Н. В. Аверина. - Москва, 1996. - 24 с.
2. Апраксина, О. А. Методика развития детского голоса : учебное пособие / О. А. Апраксина. - Москва : МПГИ, 1983. - 254 с.
3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Ю. К. Бабанский. - Москва : Просвещение, 1982. - 192 с.
4. Белозерова, Г. И. Принципы формирования репертуара: к вопросу о репертуарной политике : материалы научно-педагогической конференции / Г. И. Белозерова. -Красноярск : КНУЦ, 2016. - 85 с.
5. Билль, А. Методические материалы для организаторов и педагогов детских вокальных студий / А. Билль. - Москва, 2003. - 148 с.
6. Вопросы методики начального музыкального образования. - Москва : Музыка, 1981. - 230 с. : нот., ил.
7. Вокальный репертуар в музыкальной школе. Вып. 1-5 / сост. В. Беляева. - Москва : Мир и Музыка, 1998.
8. Гонтаренко, Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Н. Б. Гонтаренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 246 с.
9. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. - Москва : Музыка, 2007. - 368 с. : нот, ил.
10. Зданович, А. П. Некоторые вопросы вокальной методики / А. П. Зданович. -Москва, 1985. - 94 с.
11. Прянишников, И. Советы обучающимся пению / И. Прянишников. - Москва, 1985. - 96 с.
12. Ражников, В. Г. Резервы музыкальной педагогики / В. Г. Ражников. - Москва : Знание, 1980. - 95 с.
13. Рогачева, Л. М. Проблемы подбора вокального репертуара : метод. рекомендации / Л. М. Рогачева. - Егорьевск, 2009. - 128 с.
14. Шинтяпина, И. В. Артистизм как компонент исполнительских умений обучающихся ВУЗов в процессе занятий вокалом / И. В. Шинтяпина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-1. - С. 426-429.
15. Шинтяпина, И. В Овладение культурой вокального исполнительства в системе профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта / И. В. Шинтяпина // Наука Искусство Культура. - 2019. - № 3 (23). - С. 161-169.
16. Яковлева, А. С. Искусство пения : Исследовательские очерки. Материалы. Статьи / А. С. Яковлева. - Москва : Информ Бюро, 2007. - 102 с.
SINGING REPERTOIRE AS A FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF MUSICAL INTERESTS OF STUDENTS OF CHOSEN AND HOUSEHOLD SCHOOL IN THE PROCESS
OF VOCAL EDUCATION
A.A. Logvinenko1), I.V. Shyntyapina2)
1,2)Humanities and Education Academy (in Yalta), V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Yalta, Crimea 1,2)e-mail: [email protected]
The article deals with the fundamental issues of the selection and development of the singing repertoire in the process of learning in the system of additional education, which is the main indicator of the development of musical interests and motivation of students. The authors consider modern approaches to working with the repertoire, which requires a certain classification of the material, compliance with the degree of vocal and technical difficulty and psycho-physiological characteristics, taking into account historically established genre and style indicators of vocal heritage.
Keywords: singing repertoire, vocal art, musical interests, additional education.