Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ЗАНЯТИЙ В КЛАССЕ СОЛЬНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ'

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ЗАНЯТИЙ В КЛАССЕ СОЛЬНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / КЛАСС СОЛЬНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ / СПЕЦИФИКА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЕРЕДАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА / VOCAL PERFORMANCE / CLASS OF SOLO ACADEMIC SINGING / SPECIFICS OF PERFORMING AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES / DISTANCE LEARNING / ELECTRONIC TRANSMITTING DEVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барвинская Екатерина Михайловна

В статье обозначены основные проблемы, которые предстоит решать педагогу академического вокала при определении содержания, выборе форм и методов работы в условиях дистанционного обучения с учащимися детских школ искусств и детских музыкальных школ. В этом ракурсе рассматриваются: специфика исполнительской и педагогической деятельности в классе академического вокала; процессы выработки условно-рефлекторных связей и мышечно-слуховых стереотипов; особенности слуховых ощущений певца в процессе певческого интонирования; значение вокального слуха, визуального и эмоционального контакта учащихся и педагога для результативности занятий; основные составляющие контроля певческой деятельности. В сфере внимания автора находятся профессиональные риски, связанные с использованием электронных передающих устройств в учебно-образовательном процессе в классе сольного пения. На основании анализа собственной многолетней практической деятельности по обучению вокалу в детских школах искусств и детских музыкальных школах даются рекомендации по определению направлений и выбору эффективных методов работы в условиях дистанционной формы занятий, доступных для данного контингента обучающихся. Приводятся теоретические положения, ставшие методологическими ориентирами при разработке автором программы учебного курса «Сольное (академическое) пение (дистанционная форма обучения)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF DISTANCE LEARNING FOR THE CONTENT AND ORGANIZATION OF SOLO ACADEMIC SINGING CLASSES

The article identifies the main problems to be solved by an academic vocal teacher in determining the content and choosing forms and methods in distance learning conditions with students at art schools and children’s music schools. In this perspective, the following are considered: the specifics of performing and teaching activities in academic vocal class; the processes of developing conditional-reflective connections and muscle-auditory stereotypes; the specifics of a singer’s auditory sensations in the process of singing intonation; the importance of ear for singing, visual and emotional contact between students and a teacher for the efficiency of classes; and the main components of monitoring singing activities. The author deals with the professional risks associated with the use of electronic devices in the educational process in the solo singing class. On the basis of the analysis of own long-term practical activity to vocal training in children’s schools of arts and children’s musical schools, the author gives recommendations on the definition of directions and a choice of effective methods of work in the conditions of the distance form of the lessons available to the given contingent of students. Theoretical statements that became methodological guidelines in the development of the author’s program of the training course “Solo (academic) singing (distance learning) are provided”.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ЗАНЯТИЙ В КЛАССЕ СОЛЬНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ»

ЭО!: 10.31862/2309-1428-2020-8-4-107-115

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ЗАНЯТИЙ В КЛАССЕ СОЛЬНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ

Е. М. Барвинская,

Детская школа искусств № 1 г. Липецка, Липецк, Российская Федерация, 398020

Аннотация. В статье обозначены основные проблемы, которые предстоит решать педагогу академического вокала при определении содержания, выборе форм и методов работы в условиях дистанционного обучения с учащимися детских школ искусств и детских музыкальных школ. В этом ракурсе рассматриваются: специфика исполнительской и педагогической деятельности в классе академического вокала; процессы выработки условно-рефлекторных связей и мышечно-слуховых стереотипов; особенности слуховых ощущений певца в процессе певческого интонирования; значение вокального слуха, визуального и эмоционального контакта учащихся и педагога для результативности занятий; основные составляющие контроля певческой деятельности. В сфере внимания автора находятся профессиональные риски, связанные с использованием электронных передающих устройств в учебно-образовательном процессе в классе сольного пения. На основании анализа собственной многолетней практической деятельности по обучению вокалу в детских школах искусств и детских музыкальных школах даются рекомендации по определению направлений и выбору эффективных методов работы в условиях дистанционной формы занятий, доступных для данного контингента обучающихся. Приводятся теоретические положения, ставшие методологическими ориентирами при разработке автором программы учебного курса «Сольное (академическое) пение (дистанционная форма обучения)».

Ключевые слова: вокальное исполнительство, класс сольного академического пения, специфика исполнительской и педагогической деятельности, дистанционная форма обучения, электронные передающие устройства.

107

© Барвинская Е. М., 2020

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Благодарности: Автор благодарен преподавателям сольного академического и народного пения ДШИ № 1 и ДШИ № 11 г. Липецка за предоставленную информацию о формах, методах работы, применяемых в условиях дистанционного обучения, и их эффективности. А также выражает личную благодарность преподавателю сольного академического пения ДШИ № 12 г. Липецка Шишлиной Н. А. за консультативную помощь в вопросах технических и акустических характеристик электронных передающих устройств.

Для цитирования: Барвинская Е. М. Влияние дистанционной формы обучения на содержание и организацию занятий в классе сольного академического пения // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2020. Т. 8. № 4. С. 107-115. DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-4-107-115.

DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-4-107-115

THE IMPACT OF DISTANCE LEARNING FOR THE CONTENT AND ORGANIZATION OF SOLO ACADEMIC SINGING CLASSES

Ekaterina M. Barvinskaya,

Children's art school No. 1 in Lipetsk city, Lipetsk, Russian Federation, 398020

108

Abstract. The article identifies the main problems to be solved by an academic vocal teacher in determining the content and choosing forms and methods in distance learning conditions with students at art schools and children's music schools. In this perspective, the following are considered: the specifics of performing and teaching activities in academic vocal class; the processes of developing conditional-reflective connections and muscle-auditory stereotypes; the specifics of a singer's auditory sensations in the process of singing intonation; the importance of ear for singing, visual and emotional contact between students and a teacher for the efficiency of classes; and the main components of monitoring singing activities. The author deals with the professional risks associated with the use of electronic devices in the educational process in the solo singing class. On the basis of the analysis of own long-term practical activity to vocal training in children's schools of arts and children's musical schools, the author gives recommendations on the definition of directions and a choice of effective methods of work in the conditions of the distance form of the lessons available to the given contingent of students. Theoretical statements that became methodological guidelines in the development of the author's program of the training course "Solo (academic) singing (distance learning) are provided".

Keywords: vocal performance, class of solo academic singing, specifics of performing and pedagogical activities, distance learning, electronic transmitting devices.

Acknowledgements: The author is grateful to the teachers of solo academic and folk singing at Children's Schools of Arts No. 1 and 11, Lipetsk, for the provided information about forms and methods used in distance learning conditions and their efficiency. Also, the author expresses personal gratitude to the teacher of solo academic singing at Children's School of Arts № 12, Lipetsk, N. A. Shishlina for consulting on technical and acoustic characteristics of electronic devices.

For citation: Barvinskaya E. M. The Impact of Distance Learning for the Content and Organization of Solo Academic Singing Classes. Muzykal'noe iskusstvo i obrazivanie = Musical Art and Education, 2020, vol. 8, no. 4, pp. 107-115. DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-4-107-115.

Обучение вокалу в дистанционной форме: новые условия - новые проблемы

Внедряемая ныне в педагогическую практику дистанционная форма проведения занятий вносит кардинальные изменения в исторически сложившуюся отечественную систему вокальной подготовки обучающихся сольному академическому пению [1; 2; 3; 4; 5]. С одной стороны, в современных социокультурных реалиях применение данной формы обусловлено стремлением максимально сократить опасность серьёзного заболевания учащихся посредством замещения непосредственных контактов педагога с учениками и использования с этой целью потенциальных возможностей информационных и компьютерных средств. С другой стороны, при отказе от очной формы обучения возникает целый ряд проблем в связи с особенностями исполнительской и педагогической деятельности в классе акаде-

мического вокала в детских школах искусств (ДШИ) и детских музыкальных школах (ДМШ), которые необходимо учитывать. Охарактеризуем лишь некоторые из них.

1. При традиционной форме обучения работа с вокальными произведениями, как правило, осуществляется с фортепианным сопровождением и предполагает участие концертмейстера. В условиях дистанционно- 109 го обучения такое взаимодействие практически невозможно, поскольку происходит задержка передачи аудио-и видеоинформации и, как следствие, наблюдаются ритмические и акустические искажения. Применение электронных устройств для передачи аккомпанемента и наушников для его восприятия в процессе вокализации затрудняет хорошую слышимость фортепианной поддержки, синхронизацию фортепиано и голоса и исключает возможность одновременного слухового контроля собственной голосовой деятельности и фортепианной партии.

110

2. В основе обучения профессиональному пению лежит процесс образования стереотипа деятельности. В условиях работы в учебном классе выработана последовательная система действия раздражителей (внешний стереотип), посредством одномо-ментности и многократности повторения которых формируются временные нервные связи (условные рефлексы) [6]. Использование передающих устройств в условиях дистанционного обучения меняет внешний стереотип и, как следствие, выработанные условно-рефлекторные связи, что провоцирует раскоордини-рованность мышечной деятельности и снижение качества вокальной работы. Продолжительное применение передающих устройств в процессе вокального обучения неизбежно приводит к формированию новых неверных условно-рефлекторных связей.

3. В процессе обучения вокалу большое внимание уделяется выработке координации мышечной работы голосообразующего аппарата на основе слухового восприятия. При этом учитываются традиционные акустические условия исполнения классической вокальной музыки, при которых голос певца подвергается сильному маскирующему (заглушающему) воздействию музыкального сопровождения, искажается акустикой зала и т. д. Работа в других акустических условиях или восприятие собственного голоса через записывающее устройство нарушает сложившийся мышечно-слуховой стереотип. Это может спровоцировать несогласованность мышечной и мышечно-слуховой деятельности и формирование неправильных коор-динаций. Тем самым не только по-

вредить учебному процессу, но и привести к функциональным нарушениям и заболеваниям голоса.

4. Обучение академическому сольному пению в ДШИ и ДМШ является начальным этапом вокального образования, который (согласно общепринятой методике) полностью исключает самостоятельные занятия вокалом. Из-за воздействия голоса на слух певца, как извне, так и изнутри, певец слышит свой голос иначе, чем слушатели. Это одна из особенностей слуховых ощущений поющего [6, с. 261]. Отсутствие у учащихся необходимых специализированных знаний, умений и навыков верного анализа голосовой деятельности, с одной стороны, и полноценного педагогического слухового контроля, с другой стороны, не позволяет работать над постановкой голоса с применением аудио- и видеоаппаратуры.

5. Вокально-педагогическая работа с тембральной окраской звука предполагает наличие хороших акустических условий в учебном классе [7], а в случае дистанционной формы обучения — наличие профессиональных электронных передающих устройств с высоким уровнем акустических характеристик [8]. Однако даже при возможности использования таких устройств возникают трудности при анализе педагогом качества голосообразо-вания и голосоведения в условиях неполноценной передачи качественных характеристик звука, акустического искажения и задержки аудио- и видеоинформации.

6. Эффективными способами повышения профессионального уровня вокальной деятельности и усвоения учебного материала в процессе вокального обучения являются выстра-

ивание эмоциональной динамики урока, активизация эмоциональной отзывчивости учащегося. При дистанционном обучении отсутствие визуального, тактильного, эмоционального контактов снижает результативность педагогической деятельности в целом и вокально-педагогической в частности. Необходимость работать перед камерой провоцирует мышечную статичность и эмоциональную закрепощённость, что значительно снижает качество и вокально-технической, и эмоционально-образной составляющих вокального исполнения. Более того, занятия в таких условиях также могут привести к выработке неверных координаций.

Содержание и методы реализации

дистанционной формы обучения в классе сольного пения

Включение в занятия, проводимые в дистанционной форме, знакомых учащимся видов учебной деятельности, ранее освоенных ими в качестве факультативной работы, позволяет сохранять динамику образовательного процесса, делает переход на такую форму обучения менее травмирующим и максимально снижает риск приобретения неверных мышеч-но-слуховых координаций. В условиях дистанционной работы в учебный процесс могут быть включены следующие направления.

Теоретическая подготовка в процессе дистанционного обучения предполагает изучение истории вокального исполнительства. Освоение музыкально-исторических знаний и формирование слуховых представлений об исполнительских традициях той или иной исторической эпохи,

страны, композиторского стиля — обязательный аспект вокально-исполнительской подготовки. Приобретаемые в этой области знания повышают качество исполнения произведений за счёт стилистического и вокально-технического соответствия исторически сложившимся представлениям об особенностях их трактовки. Имеется в виду и то, что развитие такого качества у обучающихся, как музыкальность, должно идти параллельно развитию техники и происходить в том числе посредством изучения теоретических основ музыкального языка и «общения» с музыкой высокого качества. Данная задача решается в процессе изучения основ вокально-исполнительского искусства, слушания вокальной музыки (в записи, в живом исполнении) и собственно исполнительской деятельности [6, с. 237].

В учебных программах ДШИ и ДМШ на сегодняшний момент нет специальной учебной дисциплины по истории вокального исполнительства. Существующие пробелы педагог восполняет при работе с репертуарным произведением, объясняя стилевые, жанровые, национальные, индивидуальные (композиторские) особенности исполнения. В условиях дистанционной формы обучения появляется возможность дать учащимся систематизированные знания в этом направлении. Подготовленный педагогом лекционный материал, выстроенный в соответствии с хронологией и изучаемыми национальными традициями, будет способствовать усвоению обучающимися теоретического и музыкального материала и опосредованно воздействовать на их вокальное развитие.

Практическая подготовка предполагает выполнение индивидуальных

111

112

комплексов упражнений; применение фонопедического метода; работу с репертуарными произведениями; слушание вокальных сочинений, включаемых в исполнительский репертуар.

Работа с индивидуально составленными комплексами дыхательных, артикуляционных, гимнастических упражнений направлена на развитие навыков управления мышцами голосообразующего аппарата, фонационного дыхания, осанки и т. д. Такие упражнения принято рассматривать как гимнастику мышц, участвующих в процессе голосообразова-ния [6, с. 382]. Польза данных занятий состоит в том, что, выполняя упражнения без звука, ученик укрепляет мышцы дыхательного, голосового, артикуляционного аппарата, учится произвольно управлять ими и снимать напряжение с заданной группы мышц. Послушная и развитая мышечная система позволяет без усилий скоординировать её деятельность и работать на уроках вокала в необходимом режиме.

В вокальной педагогике данный метод считается подготовительным, поскольку направлен на решение тренировочных задач и часто используется преподавателями в учебном процессе в классе сольного пения. В условиях дистанционного обучения комплексы упражнений, ранее применяемые как вспомогательные, могут быть расширены и дополнены с учётом специфики проведения занятий с целью поддержания голосоречевого аппарата в активном рабочем состоянии и формирования профильных умений и навыков.

Кроме того, положительным моментом включения в содержание об-

разования такого рода упражнений является то, что ученик может выполнять их самостоятельно, без педагогического руководства, и так часто, как того требуют задачи конкретного этапа развития голоса. Подобный режим работы ускоряет процесс овладения обучающимся приёмами управления и контроля за работой голосообразующего аппарата и, как следствие, — значительно снижает количество времени, затрачиваемого на процесс освоения певческих двигательных навыков.

Фонопедический метод предполагает включение в учебный материал скороговорок, поэтических и прозаических текстов, которые подбираются дифференцированно, в зависимости от существующих дефектов и недостатков (дикционных, психологических, художественно-изобразительных и др.) и в соответствии с индивидуальным планом вокального обучения. В процессе занятий применяется техника чтения нараспев с концентрацией внимания на работе дыхания, ровности и «полётности» звука. Особое значение придаётся использованию возможностей резонаторов для улучшения качественных характеристик речи [9; 10].

Работа с репертуарными произведениями направлена на детальное изучение вербального текста, глубинное постижение их смыслового, художественно-образного содержания и, одновременно, развитие техники речи. При выучивании слов вместе с музыкой, как известно, текст перестаёт восприниматься в качестве самостоятельной эстетической ценности, и его смысловые акценты смещаются. При скрупулёзной работе с вербальным текстом в центре внимания

оказывается его эмоционально-образное содержание. Верное, выразительное произнесение текста, правильно расставленные акценты, выделение главных слов, произнесение ударных гласных переносятся на последующее вокальное исполнение, делая его более осмысленным и естественным [6, с. 588]. Культура и техника речи занимают существенное место среди компонентов, из которых складывается вокальное мастерство [11]. Данный метод способствует также развитию сценических, актёрских и исполнительских умений и навыков.

Слушание вокальных произведений в исполнении профессиональных певцов рассматривается в вокальной педагогике как метод опосредованного вокального развития учащихся. Общеизвестен тот факт, что при восприятии голоса другого вокалиста го-лосообразующий аппарат слушателя совершает микродвижения в точном соответствии с рабочим режимом поющего. Данный механизм лежит и в основе метода педагогического показа. Принимая это во внимание, в условиях дистанционного обучения целесообразно сделать индивидуальные подборки аудио- и видеоматериала с учётом особенностей голоса учащегося и уже освоенного им вокального репертуара для самостоятельного прослушивания (просмотра). Решение вопроса подбора музыкального материала имеет первостепенное значение: чем выше музыкально-художественный уровень произведения и профессионализм исполнителя, тем лучше результат.

На фоне накапливающегося слухового опыта и на его основе происходит развитие внутреннего слуха, музыкальных представлений, музы-

кального мышления. Понимание музыкального языка, творческая фантазия позволяют учащимся осуществлять верный отбор собственных исполнительских приёмов [6, с. 237— 240; 7, с. 276-282]. Выбор вокальных произведений для слушания с учётом их художественной и методической ценности, задания на анализ одного произведения в исполнении разных певцов способствуют развитию голоса, вокального слуха, формированию умений анализировать и корректировать вокальную деятельность; вырабатывают слуховые стереотипы эталонного звучания голоса.

Заключение

Рассмотренные направления теоретической и практической работы в классе сольного академического пения и проверка эффективности выбранных методов вокального образования с использованием электронных передающих устройств в собственной педагогической деятельности послужили основанием для разработки ав- ..„ торской программы учебного курса по 113 дисциплине «Сольное (академическое) пение (дистанционная форма обучения)». Она базируется на традициях музыкального воспитания и вокального образования, а также учитывает специфику учебной деятельности в условиях дистанционной формы обучения в ДШИ и ДМШ.

Разработанный курс вариативен. Педагогу предоставляется возможность систематизировать учебный материал в соответствии с образовательными задачами, продолжительностью обучения, возрастом и индивидуальными данными учащихся и использовать в учебном процессе в классе сольного

пения в случае длительного отсутствия учащихся на уроках по уважительным причинам. Имеются в виду: продолжительное заболевание; лечение в санаториях; пребывание в спортивных (учебных и т. д.) лагерях; ежегодные карантины; режим самоизоляции. Применение методов работы в классе сольного пения, целесообраз-

ных для дистанционной формы обучения, с одной стороны, позволяет исключить длительные перерывы, снижающие мотивацию занятий и качество мышечной деятельности, а с другой — способствует освоению дополнительных знаний и умений, повышающих уровень вокального образования учащихся ДШИ и ДМШ.

114

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. Санкт-Петербург, Москва, Краснодар: Планета музыки, 2018. Часть I. - 466 с., Часть II. - 475 с., Часть III. - 350 с.

2. Безант А. Вокалист. Школа пения. Учебное пособие. Санкт-Петербург, Москва, Краснодар: Планета музыки, 2017. 190 с.

3. Буланова-Топоркова М. В., Духавнева А. В., Кукушин В. С., Сучков Г. В. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Издание второе, исправленное и дополненное. Под общей редакцией В. С. Кукушина. Москва - Ростов-на-Дону: МарТ. URL: https://sdamzavas.net/4-43267.html (дата обращения: 20.04.2020).

4. Заседателев Ф. Ф. Научные основы постановки голоса. М.: ЛИБРОКОМ, 2011. 115 с.

5. Полякова Н. И. Сольное академическое пение: охрана и развитие голоса, выбор репертуара: автореферат дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 2011. 28 с.

6. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1968. 675 с.

7. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. М.: Московская консерватория, 2008. 591 с.

8. Пушкарёв В. П. Аналоговые и цифровые радиоприёмные устройства: учебное пособие. Томск: РТФ, ТУСУР, 2018. 230 с. URL: https://edu.tusur.ru/publications/8617/download (дата обращения: 03.12.2020).

9. Емельянов В. В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. 41 с.

10. Емельянов В. В. Развитие голоса: координация и тренинг. Изд. 6. Санкт-Петербург, Москва, Краснодар: Лань: «Планета музыки», 2010. 191 с.

11. Ниссен-Саломан Г. Школа пения. Санкт-Петербург, Москва, Краснодар: Планета музыки, 2017. 439 с.

Поступила 28.04.2020; принята к публикации 07.12.2020.

Об авторе:

Барвинская Екатерина Михайловна, преподаватель муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 1» г. Липецка (Интернациональная ул., д. 35А, Липецк, Российская Федерация, 398020), кандидат педагогических наук, Ьа^^кауает@ mail.ru

Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Bagadurov V. A. Ocherki po istorii vokal'noj pedagogiki [Essays on the History of Vocal Pedagogy]. Saint-Petersburg, Moscow, Krasnodar: Planeta muzyki Publ., 2018, Part I. - 466 p., Part II. - 475 p., Part III. - 350 p. (in Russian).

2. Bezant A. Vokalist. Shkolapeniya [Vocalist. The School of Singing]. Textbook. Saint-Petersburg, Moscow, Krasnodar: Planeta muzyki Publ., 2017. 190 p. (in Russian).

3. Bulanova-Toporkova M. V., Dukhavneva A. V., Kukushin V. S., Suchkov G. V. Pedagogicheskie tekhnologii [Pedagogical Technologies]. Textbook for students of pedagogical specialties. Second edition, revised and supplemented under the General editorship by V. S. Kukushin. Moscow -Rostov-on-Don: MarT Publ. Available at: https://sdamzavas.net/4-43267.html (accessed: 20.04.2020) (in Russian).

4. Zasedatelev F. F. Nauchnye osnovy postanovki golosa [Scientific Bases of Voice Production]. Moscow: LIBROKOM Publ., 2011. 115 p. (in Russian).

5. Polyakova N. I. Sol'noe akademicheskoepenie: okhrana i razvitie golosa, vybor repertuara [Solo Academic Singing: Protection and Development of the Voice, Choice of Repertoire]. Extended abstract of the PhD Dissertation in Art Criticism. Moscow, 2011. 28 p. (in Russian).

6. Dmitriev L. B. Osnovy vokal'noi metodiki [Fundamentals of Vocal Techniques]. Moscow: Muzyka Publ., 1968. 675 p. (in Russian).

7. Morozov V. P. Iskusstvo rezonansnogopeniya [The Art of Resonant Singing]. Moscow: Moscow Conservatory Publ., 2008. 591 p. (in Russian).

8. Pushkaryov V. P. Analogovye i tsifrovye radiopriyomnye ustrojstva [Analog and Digital Radio Receivers]: Textbook. Tomsk: RTF, TUSUR University Publ., 2018. 230 p. Available at: https-edu-tusur-ru-publications-8617-download (accessed: 03.12.2020) (in Russian).

9. Emel'yanov V. V. Fonopedicheskii metod formirovaniya pevcheskogo golosoobrazovaniya [Phonopedic Method of Formation of Singing Voice Formation]. Methodological recommendations for music teachers. Novosibirsk: Nauka Publ., Siberian. branch, 1991. 41 p. (in Russian).

10. Emel'yanov V. V. Razvitie golosa. Koordinatsiya i trening [The Development of the Voice. Coordination and Training]. Saint-Petersburg, Moscow, Krasnodar: Planeta muzyki Publ., 2010. 191 p. (in Russian).

11. Nissen-Saloman G. Shkola peniya [School of Singing]. Saint-Petersburg, Moscow, Krasnodar: Planeta muzyki Publ., 2017. 439 p. (in Russian).

115

Submitted 28.04.2020; revised 07.12.2020.

About the author:

Ekaterina М. Barvinskaya, Teacher of the Municipal Budgetary Institution of Additional Education Children's art school No. 1 in Lipetsk city (International street, 53A, Lipetsk, Russian Federation, 398020), PhD in Pedagogical Sciences, barvinskayaem@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.