Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования вокального мастерства в современном вузе культуры'

Педагогические условия формирования вокального мастерства в современном вузе культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1764
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вокальное мастерство / особенности развития / эстрадное пение / джазовое пение / вокальная методика / блюз / джаз / эстрадное исполнительство / vocal skill / features of development / variety singing / jazz singing / vocal technique / blues / jazz / variety performance.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. В. Клабукова

статье рассматриваются некоторые педагогические условия формирования вокального мастерства у студентов вузов культуры. Дан краткий анализ истории джаза. В качестве методических примеров предлагаются фрагменты занятий по развитию навыков эстрадноджазового пения из профессионально-исполнительского и педагогического опыта Л. А. Долиной. В статье частично раскрыто внутреннее содержание педагогического процесса в классе вокала кафедры эстрадного пения, методы и приёмы работы над техникой речи, вокала, сценическим мастерством. Сделана попытка раскрыть особенности вокальной эстрадно-джазовой подготовки в современном вузе культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. В. Клабукова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF VOCAL ARTS IN THE MODERN UNIVERSITY CULTURE

This article discusses pedagogical conditions of formation of vocal techniques, students of culture by means of jazz. Presents the methodological foundations of teaching jazz singing and vocal arts in General in modern high school culture. The article gives a brief analysis of jazz history and current state of this genre of music in higher education. As methodological recommendations are available at contemporary approaches to development skills of pop-jazz singing, borrowed from professionally performing and teaching experience of Larisa Dolina. The article partially disclosed the inner content of the pedagogical process in the vocal class of the Department of pop singing, principles of technique in speech, singing, stage skills of the students. In the present article an attempt is made to discover the peculiarities of vocal jazz training in modern university culture.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования вокального мастерства в современном вузе культуры»

ЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ

УДК 378.978

А. В. Клабукова

Московский государственный институт культуры

В статье рассматриваются некоторые педагогические условия формирования вокального мастерства у студентов вузов культуры. Дан краткий анализ истории джаза. В качестве методических примеров предлагаются фрагменты занятий по развитию навыков эстрадно-джазового пения из профессионально-исполнительского и педагогического опыта Л. А. Долиной. В статье частично раскрыто внутреннее содержание педагогического процесса в классе вокала кафедры эстрадного пения, методы и приёмы работы над техникой речи, вокала, сценическим мастерством. Сделана попытка раскрыть особенности вокальной эстрадно-джазовой подготовки в современном вузе культуры.

Ключевые слова: вокальное мастерство, особенности развития, эстрадное пение, джазовое пение, вокальная методика, блюз, джаз, эстрадное исполнительство.

A. V. Klabukova

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Russia, Moscow region, Russian Federation

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF VOCAL ARTS IN THE MODERN UNIVERSITY CULTURE

This article discusses pedagogical conditions of formation of vocal techniques, students of culture by means of jazz. Presents the methodological foundations of teaching jazz singing and vocal arts in General in modern high school culture. The article gives a brief analysis of jazz history and current state of this genre of music in higher education. As methodological recommendations are available at contemporary approaches to development skills of pop-jazz singing, borrowed from professionally performing and teaching experience of Larisa Dolina. The article partially disclosed the inner content of the pedagogical process in the vocal class of the Department of pop singing, principles of technique in speech, singing, stage skills of the students. In the present article an attempt is made to discover the peculiarities of vocal jazz training in modern university culture.

КЛАБУКОВА АВГУСТА ВИКТОРОВНА - кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

KLABUKOVA AUGUSTA VIKTOROVNA - doctoral student of the Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Social and Cultural Activities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: rogue-grim@mail.ru © Клабукова А. В., 2017

Keywords: vocal skill, features of development, variety singing, jazz singing, vocal technique, blues, jazz, variety performance.

Для цитирования: Клабукова А. В. Педагогические условия формирования вокального мастерства в современном вузе культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3(77). С. 198-205.

Вокальное творчество занимает важное место в разнообразной жанровой структуре музыкального искусства. Достижение определённого уровня певческого искусства - это большой труд, требующий времени, сил и понимания деталей процесса вокальной подготовки. Вокал - искусство пения, мастерство владения певческим голосом [7].

Дисциплина «Вокальное мастерство» является неотъемлемой частью профессиональной подготовки как эстрадного певца, так и будущего преподавателя по классу эстрадного вокала [1, с. 4]. Вокальное мастерство педагога музыки в вузах определяется готовностью к профессиональной деятельности и имеет свою специфику, свою структуру. Из специальных исследований, освещающих теорию голосообразования, теорию и методику постановки речевого и вокального голоса - Л. Б. Дмитриева, Н. И. Жин-кина, А. Г. Менабени, В. П. Морозова, Г. П. Стулова, Г. М. Ройзен, Э. М. Чарелли и других; теорию, физиологию, фониа-трию, гигиену голоса — З. И. Аникеевой, Ю. С. Василенко, Л. Д. Работнова и других; вопросы музыкального образования в педагогическом вузе - Э. Б. Абдуллина, О. А. Апраксиной и других; вопросы профессионального и личностного становления учителя музыки - Л. Г. Арчажнико-вой, Е. М. Барвинской, Е. В. Николаевой и других; теорию и методику профессиональной подготовки к голосовой и вокально-педагогической деятельности

студентов, пути совершенствования профессионально-голосовой подготовки музыкально-педагогических факультетов -Е. А. Баженовой, В. В. Емельянова, А. Г. Менабени, О. Н. Пиксаевой, О. Е. Плехановой, А. Г. Сенцовой, Г. П. Стуловой, Е. А. Серебряковой, А. В. Филиппова и других, можно сделать вывод, что ведущими компонентами данной структуры выступают следующие:

• многоаспектность вокальной деятельности: исполнение вокальной музыки с использованием различных манер голосообразования (академической, народной и т.д.); коррекция вокальной деятельности с учётом исполнительских и педагогических задач;

• мобильность смены режимов работы голоса: владение умениями и навыками работы голоса в вокально-речевом и речевом режимах, анализ и коррекция голосовой деятельности во всех режимах работы голоса;

• педагогическая направленность вокальной деятельности: освоение теоретического, методического материала; владение вокально-педагогическими умениями;

• высокие голосовые нагрузки, требующие специальных знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций, анализа голосовой деятельности и самостоятельной работы с голосом, способных обеспечить стабильность качественных характеристик и здорового состояния голоса [3].

Обучение сольному пению имеет свою специфику. Вокал — это психофизиологический процесс, в этом он коренным образом отличается от других видов исполнительской деятельности, для которой нужны музыкальные способности, слух, память и т.д. Как отмечает исследователь И. В. Уварова, систематизирующая информацию о наработке в практике знаний о педагогических условиях, оптимизирующих образовательный процесс по подготовке вокалистов, одним из основополагающих факторов для формирования профессиональной подготовки певца в вузе является наличие определённой физиологии голосового аппарата у студента (голосовые связки, гортань, нёбо и т.д.). Это то свойство, которое даёт природа человеку, и природа распределяет свои «дары» по-разному: одним она даёт много, другим меньше, а некоторым и вовсе ничего. Поэтому в этом виде деятельности наличие природных задатков является обязательным. Профессия вокалиста начинается с того — есть ли у него вокальный голос или его задатки, которые можно развивать. Для того чтобы научиться управлять своим организмом, физиологией, совершенно необходим и психологический фактор. Именно поэтому вокал — это сложный психологический процесс. Формирование вокальных навыков осуществляется при комплексном решении ряда задач, таких как единство технического и художественного развития, которое реализуется последовательно и параллельно, с учётом индивидуальных особенностей студента [7].

Что касается педагогических условий формирования вокального мастерства у студентов вузов культуры, то, полагаем, целесообразно вначале обратиться к кон-

цепциям исследователей, комментирующих данное понятие в масштабе общей педагогики. Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является трактовка авторов издания «Педагогика. Большая современная энциклопедия» [6]. Так, под педагогическими условиями исследователи понимают субъективные и объективные требования и предпосылки, реализуя которые преподаватель добивается достижения цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств. Взяв за основу содержание данного определения, мы бы отчасти подкорректировали его, уточнив, что речь идёт об организации на учебном занятии субъект-субъектных отношений; активном погружении студентов в деятельность; формировании у них познавательных способностей, интереса, умения анализировать, обобщать; умения культивировать свою самостоятельную позицию и отстаивать её; обязательном осуществлении обратной связи.

Педагогически целесообразный диалог между педагогом и студентами, между студентами — одно из важнейших условий, которое диктует нам сегодняшняя жизнь. Данное условие несёт в себе большой педагогический потенциал, подсказывает преподавателю, как ориентироваться в образовательных стандартах, как составлять рабочие программы, как готовиться к проведению учебного занятия и проводить его, как дидактически грамотно применять не только методы, но и технологии, особенно интерактивные, и, конечно, - как оценивать результат обучения, используя психолого-педагогические критерии.

Определённый интерес вызывает и общедидактическая трактовка понятия

«педагогические условия» исследователя В. И. Андреева, который отмечает, что педагогические условия - это результат целенаправленного отбора, констатирования и применения элементов содержания, методов (приёмов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей [2, с. 608]. По существу, данное определение адекватно первому варианту условий, описанных выше.

Конечно, нам особенно импонируют определения педагогических условий и пути их реализации в профессиональной подготовке вокалистов. Так, в своём исследовании Е. М. Барвинская выделяет следующие педагогические условия и подчёркивает их роль в формировании вокального мастерства:

• освоение умений и навыков работы голоса: а) в вокальном режиме с использованием различных манер голосообра-зования; б) в вокально-речевом режиме, с использованием приёмов безопасной смены режимов работы голоса; в) в речевом режиме с использованием приёмов сценической речи;

• взаимодействие индивидуальных и групповых форм занятий и педагогическое руководство самостоятельной работой студентов;

• направленность подготовки на охрану голоса [3].

Более того, Е. М. Барвинская обращает внимание на показатели сформирован-ности вокального мастерства, к которым она относит следующие:

• вокально-технические и вокально-исполнительские умения и навыки, осознанность исполнительской деятельности, навыки анализа и коррекции работы голоса;

• умения и навыки: работы голоса во всех голосовых режимах; охраны голоса; самоконтроля, самоанализа и коррекции работы голосового аппарата в зависимости от конкретных педагогических и исполнительских задач;

• физиологическая и психологическая готовность к профессионально-голосовой деятельности; функциональная стабильность и здоровье голосового аппарата [3].

Анализируя приведённые выше показатели, мы замечаем, что, во-первых, автор не отдаёт должного внимания самим теоретическим знаниям, а во-вторых, называя отдельные профессиональные компетенции в качестве показателей, автор не использует понятия «компетенция».

Между тем представленный выше перечень показателей, как мы полагаем, содержит основополагающие дидактические позиции, которые целесообразно использовать в опыте профессиональной подготовки вокалистов вузов культуры.

Обратим внимание на опыт работы педагогов вузов культуры по определению педагогических условий в процессе подготовки вокалистов.

Так, внимание педагога сосредоточено на главном - контроле деталей вокального исполнения произведения обучающимся. Преподаватель имеет возможность своевременно обнаруживать и исправлять технические ошибки и неровности в голосоведении, следить за правильностью певческой позиции студента и нахождением нужного положения гортани во время пения.

Дополнительное оборудование помогает увеличивать количество, сложность и музыкально-техническую оснащённость вокальных упражнений, при

минимальных затратах времени и даже сил, оставляя возможность акцентировать внимание на главных этапах в структуре занятия. Такой оптимальный, на наш взгляд, подход в работе мы можем наблюдать сегодня в современном вузе культуры, а именно — в Московском государственном институте культуры на кафедре эстрадно-джазового пения. Наше исследование проходило в рамках класса вокала Ларисы Александровны Долиной.

Вполне понятно, что описываемое нами педагогическое условие не является абсолютно новаторским, но оригинальность его применения в том, что при реализации данного условия сами методы, приёмы и средства, а также образовательные технологии наполняются, одухотворяются спецификой личности выдающегося профессионала, его совершенно необычного вокального мастерства.

Полагаем, есть необходимость обратиться к ещё одному педагогическому условию формирования вокального мастерства у будущего специалиста, которым выступает преобладание джаза. Джаз в структуре профессионального вокального образования не является абсолютным нововведением в системе обучения, тем более — обучения «эстрадно-джазовому вокалу», но процентное соотношение исполняемого обучающимися репертуара в эстрадном стиле и стиле джаз значительно увеличилось в сторону последнего. «В мировой музыкальной культуре джаз уже давно занял свою нишу и приобрёл огромное значение. Широкая популярность джазового исполнительства обусловила возможность и необходимость включения джазового репертуара и его стилистических элементов в процесс профессиональной подготовки

студентов-музыкантов в разных странах мира [3]». На данный момент элементы джаза всё больше проникают в структуру вокальной подготовки специалистов в вузе. Это отражается в характере исполнения не только зарубежных, но и российских композиций, которое изменилось за счёт преобладания синкопирования, присутствия полиметроритмической техники, что обусловлено приёмом «свингования».

Кроме того, по словам Л. Долиной, освоение понятия «блюз», овладение приёмами и формирование навыков пения в данном стиле являются залогом правильного джазового исполнительства. Ведь на основе блюзовых упражнений активно формируется чувство стиля и профессиональный музыкальный вкус вокалиста. Также особое внимание педагог уделяет на своих занятиях стилю музыки би-боп (стиль джаза, построенный на обыгрывании гармонии). По мнению Ларисы Долиной, получение навыка пения импровизаций в стиле би-боп и последующее доведение этого навыка до уровня профессионализма является одной из основных задач в классе эстрадно-джазового вокала. Такой уровень вокальной техники даёт вокалисту полноценную профессиональную подготовку и творческую свободу.

Далее считаем необходимым обратить внимание на четвёртое педагогическое условие развития вокального мастерства в современном вузе культуры — такое, как расширение количества критериев оценивания вокального исполнительства студентов в вузе. Отметить это можно на контрольно-оценочном этапе учебного процесса. В целях исследовательской деятельности нам была предо-

ставлена возможность присутствовать на экзамене по вокалу кафедры эстрадно-джазового пения Московского государственного института культуры. Воспитательный аспект данного мероприятия был освещён наиболее ярко, так как оценка выступления складывалась не только из привычных критериев, таких как сценический образ артиста; соответствие манеры исполнения выбранному материалу; чистота интонации; сценическое движение артиста; комплексное восприятие вокального мастерства и внешних характеристик певца. Уровень требований и критериев оценки был довольно высок, как если бы это был кастинг в какой-нибудь популярный коммерческий мюзикл. Здесь были применимы и такие критерии, как:

1. Соответствие репертуара певца природным характеристикам его голоса.

2. Цельность личности артиста как музыкальной единицы, имеющей перспективы для дальнейшего профессионального роста и развития в данной отрасли.

3. Соответствие манеры исполнения певца его внешним характеристикам.

Обязательным требованием явилось исполнение как минимум одной джазовой композиции, учитывая, что это контрольно-оценочный этап процесса обучения в рамках кафедры эстрадно-джазового пения.

Основное внимание было приковано к компетентности студента в выбранном музыкальном материале, манере, присущей каждой исполняемой композиции, к знанию авторов вокального материала, а также к умению донести до зрителя стиль, настроение, характерное для каждой композиции, исходя не только из

его смысловой нагрузки, передаваемой текстом, но и эмоционального подтекста музыкальной ткани произведения; к умению раскрыть исполняемую манеру во всей её красе и архаичности. Оценивание происходило публично, что тоже очень схоже с обстановкой на серьёзном кастинге, когда есть только один шанс и от исполнения зависит будущее как профессионального исполнителя. Это ли не развитие конкурентоспособной личности? Отметим, что не все обучающиеся оказались готовы к столь высокому уровню критичности оценивания, ведь большинство студентов не готовы к присутствию широкой аудитории, хотя это диктует сама специфика и природа выбранной ими профессиональной деятельности. Тем не менее все нововведения и современный подход к процессу воспитания и образования творческой личности профессионального исполнителя, вводимые на кафедре эстрадно-джазового пения, дают нам основания ожидать положительных изменений в уровне подготовки современных специалистов по вокалу.

Опираясь на мнение исследователей, можно заключить, что модернизация современного образовательного процесса возможна лишь при условии трансформации педагогических условий, когда обучение будет происходить в соответствии с нормами и требованиями современной системы образования, образовательных стандартов. Студент на занятиях по вокалу получает не только вокально-сценическое развитие, но и всестороннее развитие личности, первые навыки педагогического общения, перенимая и копируя стиль общения и поведения педагога.

От правильной подготовки к процессу фонации и разогрева нужных мышц

зависит качество звука на данном заня- Приобретая певческие навыки и раз-

тии и при пении в дальнейшем, а от этого вивая технику, студент получает возмож-

— здоровье аппарата певца в целом и его ность более широко использовать в своём

профессиональный рост. Профессиона- исполнении разнообразные средства му-

лизм в своей деятельности, знание спец- зыкально-художественной выразитель-

ифики своего дела, подкреплённые зна- ности относительно всего выбранного

ниями дидактических категорий, а также репертуара.

следование алгоритму действий, придаю- Такие исполнители, уверены мы, смо-

щих образовательному процессу научную гут адекватно оценить себя и окружаю-

форму и структуру, — всё это является щую действительность, на собственном

залогом эффективной профессиональ- опыте узнают, как вырастить не просто

ной подготовки в области музыкального исполнителя, а конкурентоспособную,

искусства эрудированного и готового к разносторонне развитую, компетентную

профессионально-педагогической дея- в своём деле, ориентированную на успех

тельности специалиста. личность.

Примечания

1. Азарова Л. Г., Старовойтова Е. Е. Вокальное мастерство : методические рекомендации по дисциплине «Вокальное мастерство» для иностранных студентов-магистрантов специальности «Музыкальное искусство» специализации «Эстрадный вокал» / Луганский Национальный Университет имени Тараса Шевченко. Луганск, 2013. 62 с.

2. Андреев В. И. Педагогика : Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е издание. Казань : Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.

3. Барвинская Е. М. Педагогические условия формирования вокального мастерства учителя музыки : диссертация на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Барвинская Екатерина Михайловна ; Московский педагогический государственный университет. Москва, 2009. 208 с.

4. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный : свыше 136 000 словарных статей, около 250 000 семантических единиц : [в 2 томах]. Москва : Русский язык, 2000.

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка : около 57 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. 13-е изд., испр. Москва : Русский язык, 1981. 816 с.

6. Педагогика. Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Минск : Современное слово, 2005. 720 с.

7. Уварова И. В. Педагогические условия процесса формирования профессиональной подготовки вокалистов в вузе, будущих учителей сольного пения // Царскосельские чтения. 2010. Выпуск XIV. Том IV.

References

1. Azarova L. G., Starovoytova E. E. Vokal'noye masterstvo: metodicheskiye rekomendatsii po distsipline "Vokal'noye masterstvo" dlya inostrannykh studentov-magistrantov spetsial'nosti "Muzykal'noye iskusstvo" spetsializatsii "Estradnyy vocal" [Vocal skills: methodological recommendations on the discipline "Vocal Mastery" for foreign students-masters of the specialty "Musical Art" specialization "Variety Vocal"]. Lugansk, 2013. 62 p.

2. Andreev V. I. Pedagogika: Uchebnyy kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya [Pedagogy: Training

^ Образование в сфере культуры ■ИШг 1

course for creative self-development]. 2nd edition. Kazan, Published by Center for Innovative Technologies, 2000. 608 p.

3. Barvinskaya E. M. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya vokal'nogo masterstva uchite-lya muzyki. Diss. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the formation of vocal mastery of a music teacher. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2009. 208 p.

4. Efremova T. F. Novyy slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyy : svyshe 136 000 slovarnykh statey, okolo 250 000 semanticheskikh yedinits, v 2 tomakh [New dictionary of the Russian language. Interpretative and word-building: over 136 000 entries, about 250 000 semantic units, in 2 volumes]. Moscow, Publishing house «Rech», 2000.

5. Ozhegov S. I. Slovak russkogo yazyka : okolo 57 000 slov [Dictionary of the Russian language: about 57 000 words]. 13nd edition. Moscow, Publishing house "Rech", 1981. 816 p.

6. Rapatsevich E. S., comp. Pedagogika. Bol'shaya sovremennaya entsiklopediya [Pedagogy. The great modern encyclopedia]. Minsk, Publishing house "The modern word", 2005. 720 p.

7. Uvarova I. V. Pedagogicheskiye usloviya protsessa formirovaniya professional'noy podgotovki vokalistov v vuze, budushchikh uchiteley sol'nogo peniya [Pedagogical conditions of the formation process of vocational training of vocalists in the university, future teachers of solo singing]. Tsarskosel'skiye chteniya [The Tsarskoye Selo Readings]. 2010, issue 14, tom 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.