Научная статья на тему 'Становление профессионального джазового вокалиста в условиях высшего учебного заведения (на примере института искусств и художественного образования Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых): ключевые методы и формы работы'

Становление профессионального джазового вокалиста в условиях высшего учебного заведения (на примере института искусств и художественного образования Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых): ключевые методы и формы работы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
748
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЖАЗ / ДЖАЗОВЫЙ ВОКАЛ / СТИЛЕВОЕ МЫШЛЕНИЕ ДЖАЗОВОГО ВОКАЛИСТА / ТЕХНИКА СКЭТА И СВИНГА / ОБУЧЕНИЕ ДЖАЗУ В ВУЗЕ / ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВЫЙ ВОКАЛИСТ / JAZZ / VOCAL JAZZ / JAZZ VOCALIST’S THINKING STYLE / SCAT AND SWING TECHNIQUES / TEACHING JAZZ AT HIGHER SCHOOL / POP AND JAZZ VOCALIST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васильева Екатерина Игоревна

Данная статья посвящена поэтапному процессу обучения и становления профессионального джазового вокалиста в процессе высшего музыкального образования. В работе рассматривается проблема низкой заинтересованности учащихся в изучении джазового вокала по сравнению с популярной эстрадной музыкой. По мнению автора, актуальными образовательными задачами в процессе обучения джазовому вокалу являются регулярные исполнительские задания на поступательное овладение джазовыми композициями, а вокально-джазовое мастерство студента зависит от его совместной эффективной работы с педагогом на протяжении всего периода обучения при условии четкой структуры организации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL JAZZ VOCALIST’S FORMATION UNDER THE CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION (BY THE EXAMPLE OF THE INSTITUTE OF ARTS AND ARTISTIC EDUCATION OF VLADIMIR STATE UNIVERSITY NAMED AFTER ALEXANDER AND NIKOLAY STOLETOVS): KEY METHODS AND FORMS OF WORK

The article analyses a professional jazz vocalist’s stage-by-stage formation and development in the process of higher musical education. The paper considers the problem of students’ low interest in studying vocal jazz in comparison with pop music. According to the author, relevant educational tasks in the process of teaching vocal jazz should include regular performance tasks focused on gradual adoption of jazz compositions, and the level of a student’s vocal and jazz competence depends on his efficient work with a teacher over the whole study period under the condition of strictly organized educational process.

Текст научной работы на тему «Становление профессионального джазового вокалиста в условиях высшего учебного заведения (на примере института искусств и художественного образования Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых): ключевые методы и формы работы»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.5.31

Васильева Екатерина Игоревна

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДЖАЗОВОГО ВОКАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИНСТИТУТА ИСКУССТВ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА И НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧА СТОЛЕТОВЫХ): КЛЮЧЕВЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ

Данная статья посвящена поэтапному процессу обучения и становления профессионального джазового вокалиста в процессе высшего музыкального образования. В работе рассматривается проблема низкой заинтересованности учащихся в изучении джазового вокала по сравнению с популярной эстрадной музыкой. По мнению автора, актуальными образовательными задачами в процессе обучения джазовому вокалу являются регулярные исполнительские задания на поступательное овладение джазовыми композициями, а вокально-джазовое мастерство студента зависит от его совместной эффективной работы с педагогом на протяжении всего периода обучения при условии четкой структуры организации учебного процесса. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/97201975731.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 5. C. 144-148. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/5/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

Музыкальное искусство

Musical Art

УДК 78.03/09 Дата поступления рукописи: 16.02.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.5.31

Данная статья посвящена поэтапному процессу обучения и становления профессионального джазового вокалиста в процессе высшего музыкального образования. В работе рассматривается проблема низкой заинтересованности учащихся в изучении джазового вокала по сравнению с популярной эстрадной музыкой. По мнению автора, актуальными образовательными задачами в процессе обучения джазовому вокалу являются регулярные исполнительские задания на поступательное овладение джазовыми композициями, а вокально-джазовое мастерство студента зависит от его совместной эффективной работы с педагогом на протяжении всего периода обучения при условии четкой структуры организации учебного процесса.

Ключевые слова и фразы: джаз; джазовый вокал; стилевое мышление джазового вокалиста; техника скэта и свинга; обучение джазу в вузе; эстрадно-джазовый вокалист.

Васильева Екатерина Игоревна

Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых Ekaterinaprokhorova1993@mail. гы

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДЖАЗОВОГО ВОКАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИНСТИТУТА ИСКУССТВ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА И НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧА СТОЛЕТОВЫХ):

КЛЮЧЕВЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ

Современное высшее музыкальное образование в области музыкального искусства эстрады - одно из самых востребованных среди направлений подготовки по творческим специальностям. Современные первокурсники, приходя учиться в высшее музыкальное образовательное учреждение, прежде всего, хотят изучать и исполнять жанры популярной эстрадной музыки, которые привлекают их простотой своей мелодии, ритма и музыкальной формы. В большинстве случаев учащиеся практически не проявляют интереса к джазовой музыке, считая её наиболее сложной для исполнения и восприятия, хотя она благотворно влияет на формирование их художественных интересов, общественного сознания, жизненных идеалов, а также помогает выразить себя и найти свой путь в музыкальном мире.

Данная проблема актуальна в сфере высшего музыкального образования и может быть рассмотрена на примере Института искусств и художественного образования Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых в рамках грамотной структуры учебного процесса, позволяющей привить профессиональный вкус как к качественной популярной эстрадной музыке, так и к джазовой. Научная новизна поставленной проблемы и, соответственно, данной работы нам видится в научно-методическом обосновании и практической реализации процесса воспитания джазовых певцов и преподавателей эстрадно-джазового вокала с учётом известных методик и индивидуального маршрута обучения для каждого студента. В качестве задач в данной статье обозначим описание конкретных форм работы со студентами, направленных на овладение профессиональными компетенциями исполнителей и преподавателей джазового вокала.

Основополагающей целью данной статьи является формирование системного подхода к вопросу выбора методов и форм работы со студентами, обучающимися эстрадно-джазовому вокалу, а также постепенное формирование комплекса профессиональных компетенций в области эстрадно-джазового искусства: безупречное знание теории, владение профессиональной вокальной эстрадно-джазовой техникой, нужной манерой звуковедения, импровизацией, чистой интонацией.

Приступая к работе со студентом 1 курса, мы нацеливаемся вместе с ним на реализацию следующих задач на весь период обучения, в зависимости от уровня и степени его предпрофессиональной подготовки:

1. Определяем, с чего начать обучение искусству джаза.

2. Выясняем, какими профессиональными качествами должен обладать джазовый исполнитель и преподаватель эстрадного вокала.

3. Составляем план овладения мастерством джазового исполнительства в рамках учебного процесса бакалаврской программы в музыкальном вузе.

4. Регулярно, на каждом из трех рейтингов в течение каждого семестра, проверяем уровень и степень освоения профессиональных компетенций по джазовому вокалу, насколько качественно студенты усваивают полученные знания и навыки в области джазового искусства.

Обратим внимание на последовательность формирования знаний и навыков в джазе. В первую очередь считаем важным дать студенту знания об истоках, когда, как и из каких вокальных жанров зародился джаз, его вокальные жанры - спиричуэл, блюз, ворк-сонг, баллада и инструментальные - регтайм. Все они подарили джазу выразительные исполнительские приёмы, ставшие его неотъемлемой частью.

История развития джаза богата и многогранна. Возникнув на рубеже XIX-XX веков в Америке, джаз был только полупрофессиональным искусством, сочетающим европейскую и афроамериканскую бытовую культуру. Затем стремительно распространяясь по всему миру, джаз проник и в культурную жизнь Западной Европы и Советского Союза, получив в дальнейшем статус профессионального вида музыкального искусства. «Отмеченный редкой и оригинальной красотой, джаз вместе с тем, был в полной мере доступен слушателям, воспитанным на традиционных эстетических критериях и общепринятой музыкальной логике» [6, с. 5].

Точной этимологии и единого понимания термина «джаз» не существует, но, согласно общеизвестным энциклопедическим и публицистическим источникам, приведем некоторые общепринятые определения термина «джаз».

Согласно толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, «джаз - это оригинальная импровизационная музыка с неровным ритмом и темпом, сочетающая в себе черты европейской и африканской традиций» [8, с. 140].

Отечественный композитор, исполнитель, публицист, писатель, лауреат многочисленных отечественных и зарубежных фестивалей джаза А. С. Козлов даёт ему следующее определение: «Джаз - это больше, чем стиль, это образ жизни. Не может быть джаза без драйва, без синкопы, без импровизации. Но всё это - лишь музыкальные способы выразить главное - нонконформизм как художественный и - шире - жизненный принцип» [5, с. 39]. Французский историк джаза Ю. Панасье в методическом пособии определяет джаз «как идиому, музыкальный язык» [9, с. 6]. В учебно-методическом пособии «История джазовой и эстрадной музыки» кандидат педагогических наук, доцент Н. М. Провозина говорит о джазе так: «Джаз - искусство города, урбанистического образа жизни с его нервной напряжённостью. Джазу свойственны неакадемические способы звукоизвлечения и интонирования, импровизационный характер изложения мелодии и её разработки, регулярная ритмическая пульсация, повышенная эмоциональность» [10, с. 10]. Первым средне-специальным образовательным учреждением в России, профессионально обучающим джазовому искусству с 1964 года, является Ленинградское музыкальное училище. А получение высшего образования стало возможным только с 1984 года в стенах Музыкально-педагогического института им. Гнесиных и с 1994 года -в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Несомненно, в этих вузах и училищах преподавали самые именитые джазовые педагоги и музыканты, основоположники джаза в СССР: И. Бриль, А. Осейчук, Д. Крамер. Благодаря их плодотворной работе проводились многочисленные тренинги и мастер-классы, музыкальные концерты и творческие вечера, создавались учебно-методические пособия, хрестоматии и сборники [Там же, с. 167]. «В области эстрадно-джазового искусства историко-искусствоведческую, педагогическую проблематику, технологию исполнения изучали И. Бриль, В. Конен, Ю. Саульский, Ю. Чугунов, С. Клитин» [7, с. 11]. Джазовый вокал также прочно закрепился и в системе высшего музыкального образования Владимирского региона, являясь одним из самых популярных и востребованных видов музыкального искусства. Единственным образовательным учреждением во Владимирской области, осуществляющим профессиональную подготовку кадров высшей квалификации по различным направлениям образовательных программ в области культуры и искусства, является Институт искусств и художественного образования Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Обучение и воспитание эстрадно-джазового вокалиста осуществляется с 2004 года в комплексе базовых (обязательных) и вариативных (профильных) учебных дисциплин, которые на протяжении бакалаврской программы формируют и закрепляют приобретенные учащимися знания, умения, навыки и профессиональные компетенции, дающие толчок к дальнейшей успешной профессиональной деятельности. За годы существования кафедры Музыкального искусства эстрады, ныне секции Музыкального искусства эстрады кафедры Музыкального образования, около 200 учащихся очного и заочного отделений успешно освоили программы бакалавриата по различным профилям подготовки: Художественное образование (с дополнительной подготовкой в области эстрадно-джазового вокала), Музыкальное искусство и мировая художественная культура (с дополнительной подготовкой в области эстрадно-джазового вокала), Музыкальное искусство эстрады, Музыкальное и театральное искусство (по направлению Педагогическое образование).

В течение четырёх лет практической преподавательской деятельности в Институте искусств и художественного образования Владимирского государственного университета им А. Г. и Н. Г. Столетовых нами были успешно апробированы методы работы с вокалистом в области эстрадно-джазового вокала. Будучи действующей солисткой Владимирской областной филармонии, автор предлагаемой статьи считает, что именно джазовое исполнительство - показатель освоения профессиональных компетенций эстрадных вокалистов, тот важный пласт в их художественном образовании, который поможет правильно сориентировать студента на начальном этапе обучения и направить его в дальнейшее профессиональное русло.

Приведем наш алгоритм работы над музыкальным произведением. Выбрав для работы необходимую джазовую тему, совместно со студентом анализируем композицию целиком, проясняем структуру и ритмические рисунки темы, разбираем мелодию, погружаемся в художественный текст и подбираем подходящую

тональность. Кроме того, на начальном этапе обучения, учитывая индивидуальные способности и природные данные каждого студента, преподавателю необходимо обозначить, какие профессиональные показатели характеризуют уровень джазового вокалиста:

1. Постановка голосового аппарата и развитие певческого голоса, владение вокальной техникой и манера звукоизвлечения.

2. Безупречное владение нотной грамотой и гармонией.

3. Инструментальное стилевое мышление, чистое интонирование.

4. Понимание музыкальной фразировки.

5. Владение чёткой артикуляцией.

Благодаря многочисленным сборникам джазовых мелодий, джаз-букам, учащиеся находят нужные им джазовые темы, как в простых изложениях, так и в более сложных. Считаем, что чёткая структура организации учебного процесса - залог его успешного функционирования. Поскольку современные бакалаврские программы в данном направлении дают возможность творчески подходить к учебному материалу, задача педагога - сформировать эмоционально-осознанное отношение учащегося к джазовому искусству.Плавно переходя от семестра к семестру, к старшим курсам обучения, в зависимости от задач и степени их сложности, мы осваиваем основные стилевые особенности исполнения джаза.

1. Джазовая импровизация

«Музыкальная импровизация - самый древний вид музыкального искусства. История музыки началась именно с импровизаторства, а джазовая импровизация - это то, без чего невозможно представить джаз» [1, с. 95]. Студент вуза должен понимать, что лучшая импровизация - подготовленная импровизация. Каждый уважающий себя джазмен кропотливо работает над техникой импровизации на протяжении творческой жизни, считая импровизацию высшей формой композиции. Но, с другой стороны, элемент спонтанности в импровизации - это одна из главных, характеризующих её черт, что даёт возможность разнообразного исполнения одной музыкальной темы. «При импровизации резко активизируются воображение и фантазия, стимулируются все творческие структуры, которые насущно необходимы для формирования широкой содержательной "картины"» [3, с. 50].

Певица, вокальный педагог, автор методики постановки, развития и коррекции певческого голоса «Возвращение к голосу» А. В. Карягина в практическом пособии для начинающих «Джазовый вокал» говорит о джазовом музыканте так: «Джазовый музыкант - автор-исполнитель, музыка которого возникает прямо на концерте! Если исполнитель обладает хорошим чувством ритма, слышит гармонию, обладает даром импровизации, в существующей гармонии он может показать как свою импровизацию, так и снятую с другого исполнителя или же инструментальной музыкальной темы - это правильная фразировка, нужные акценты» [4, с. 9]. Исполняя вокальную импровизацию той или иной джазовой темы, необходимо знать её структуру, понимать и ориентироваться в джазовом квадрате. Квадратом в джазе (12, 16, 32 такта) считается длительность импровизационного соло [Там же]. Все джазовые темы состоят из последовательности нескольких квадратов, которые, в свою очередь, содержат такое количество тактов, из которых состоит конкретная джазовая тема для импровизации с её гармонической основой.

Как известно, в основе большинства стандартов лежат три структуры: AAb AABA, блюз. Например, джазовая тема "How High the Moon" (AAj) - 32-тактовая тема. Квадрат - 32 такта состоит из двух 16-тактов (А и Aj). Имея одинаковое начало, квадраты отличаются только окончаниями - серединным (половинным) кадансом, завершенным кадансом. Джазовая тема "Cry Me a River" написана в наиболее распространённой форме джазового стандарта - ААВА. Первый и второй 8-такты мелодически повторяются. Третий 8-такт имеет гармоническое отклонение, подводящее к репризе - последнему 8-такту (повторение 1 такта).

2. Блюзовое интонирование - использование блюзового лада

«Блюз (англ. blues - грусть) является одной из важнейших форм джаза. Он берет своё начало от старинных негритянских трудовых песен» [2, с. 13]. Блюзовое интонирование (англ. blue notes - блюзовые тоны) -в афроамериканском фольклоре и джазе, в отличие от темперированного строя европейской музыки, интонирование некоторых ступеней лада (3,5 и 7 ступеней) [4, с. 36]. Блюзовый лад также называют ладом с минорной терцией и низкой септимой. Блюзовое интонирование применимо не только к джазовым стандартам, но и к блюзу, 12-тактовый блюз - форма джаза. В джазовом блюзе обязательно должна сохраняться последовательность T7-S от 4-го к 5-му такту [Там же, с. 19]. Блюз в джазе определяется не темпом и наклонением (минорным или мажорным), а этой гармонической последовательностью. Поэтому в джазе может быть мажорный блюз в быстром темпе. Гармоническая схема построения джазового блюза - TTTT7-SSTT-DSTT [Там же]. Существуют темы, имеющие структуру AABA, где часть А - блюзовый 12-тактный, например, Route 66.

3. Техника скэта и свинга

Работа над импровизацией неотделима от работы над свингом и скэтом. Нередко во время исполнения импровизации вокалисту хочется двигаться вместе с музыкой, включиться в ритмику данного произведения. Что это значит? Это значит, что Вы стали свинговать. Свинг - синкопирование, триольная пульсация [Там же, с. 14]. В редких случаях вокалист обладает природным чувством свинга. В большинстве случаев профессионально свинговать непросто, данное умение приходит к певцу с опытом. Работа вокалиста над свингом начинается с работы над развитием ощущений музыкального пульса и метра. С помощью метрической пульсации - бита и граунд-бита, начав фразу раньше или позже, вокалист может изменить ритмические рисунки в мелодической линии песни. Нам импонирует методика, изложенная в учебно-методическом пособии «Джазовый вокал для начинающих» Ариадны Карягиной, она предлагает вокалистам следующие упражнения:

1. Ставьте метроном на темп 40-46. Затем вместе с ударами метронома отхлопывайте пульс. Задача - попасть в удар метронома, когда вы хлопаете синхронно с ним.

2. В темпе 40-46 устанавливаете для себя размер 4/4 и отмечаете хлопками 2-ю и 4-ю доли. К хлопкам вы также можете добавить шаги на 2-ю и 4-ю доли.

3. Метроном отмечает четверти, вы хлопками - восьмые. Следите, чтобы хлопки были динамически равноценными и одинаковыми по энергии [Там же, с. 15].

Ранее было упомянуто, что работа над импровизацией неотделима от работы над скэтом. Вы можете себе представить джаз без скэта? А ведь это не просто пение по слогам, это вокальная импровизация, построенная по законам джазовой стилистки. Являясь приёмом джазового пения, скэтом в первую очередь может исполняться импровизация вокалиста и только в редких случаях - инструментальная тема, не имеющая художественного текста. Используя в джазовой композиции технику скэта, студенту необходимо запомнить следующие важные правила:

1. Язык скэта - индивидуален.

2. Фонетическая база английского языка - важнейшая составляющая в произношении.

3. Использование и чередование переднеязычных и губных согласных.

4. Использование открытых и закрытых слогов (в зависимости от фразировки).

Самоанализ - одна из главнейших задач студента в работе над скэтом. Выступление с джазовой темой на рейтинг-контроле советуем записывать на видео- или аудио-формат, а после с помощью преподавателя проанализировать, закрепив удачные моменты исполнения скэта, выявив недочёты и исправив их, чтобы понять, над чем работать дальше. Важно понимать, что скэт - искренний разговор со слушателем на невербальном языке. В нём есть начало, развитие, кульминация и заключение. Обладая индивидуальным стилевым мышлением, каждый вокалист будет по-своему чувствовать и понимать искусство воспевания скэта. Поэтому скэт Луи Армстронга будет отличаться от скэта Бобби Макферрина, скэт Билли Холидей - от скэта Эллы Фитцджеральд.

4. Использование джазовых вокальных приёмов (бендинг, дёрти-тон, глиссандо, граул, фруллато, шаут)

1. Бендинг (англ. bend - сгибаться) - подъезд к ноте, который, по сути, является портаменто от одного звука к другому, выполненным в узком звуковысотном диапазоне [Там же, с. 36].

2. Дерти-тоны (англ. dirty tones) - один из специфических приёмов интонирования и подачи звука. Отличаются нестабильной окраской звуков в пределах одного регистра, сильной динамикой, гипертрофированным вибрато [Там же].

3. Глиссандо - равномерное скольжение от одного звука к другому. Обозначается волнистой линией или чертой [Там же].

4. Граул (англ. growl - рычание) - специфический приём в джазе, с помощью которого вокалисты и инструменталисты (духовики) добиваются эффекта хриплого рычания [11, с. 10].

5. Фруллато (итал. frullato; англ. flutter-tonguing) - жужжащий эффект тремоло [Там же].

6. Шаут (англ. shout - крик) - использование разнообразных приёмов интонирования (шепот, крик, фальцет) [Там же, с. 9].

В структуру каждого учебного семестра на протяжении всего периода обучения джазовому вокалу входят рейтинг-контроли по предмету «Сольное исполнительство». Каждый месяц учащиеся работают над пятью джазовыми стандартами лучших джазовых композиторов (учащиеся заочного отделения работают над десятью джазовыми темами в течение каждого семестра). Критерии оценки следующие: знание музыкального и поэтического текста, вокальная техника (работа в технике скэт, джазовая импровизация, артикуляция), чувство стиля. В зависимости от курса и учебного семестра, структура, вокальная фактура джазовых тем становятся сложнее. Контрольная сдача джазовых композиций осуществляется как в классе, так и в концертной форме.

На основе поставленных целей и задач автор приходит к выводу, что к концу 4 очного и 5 заочного курсов обучения в рамках бакалаврской программы студенты Института искусств ВлГУ владеют мастерством джазового исполнительства, профессиональными качествами джазового исполнителя и преподавателя эстрадно-джазового вокала, обладают высоким уровнем профессиональных компетенций по джазовому вокалу. Благодаря формированию системного подхода к вопросу выбора методов и форм работы со студентами, обучающимися эстрадно-джазовому вокалу, а также постепенному формированию комплекса профессиональных компетенций в области эстрадно-джазового искусства студенты обладают безупречным знанием теории, владеют профессиональной вокальной эстрадно-джазовой техникой, нужной манерой звуковедения, импровизацией и чистой интонацией.

На основе собственного педагогического опыта и успешно апробированных методов работы с вокалистом в области эстрадно-джазового вокала нами выявлено: студенты полностью погружаются как в качественную музыкальную поп-культуру, (работая в разных жанрах: соул, баллада, рок, рок-н-ролл, госпел, песня на иностранном языке, зарубежный и отечественный мюзикл, мировой и современный хит), так и в джазовую, благодаря внедрению в учебный процесс авторских регулярных дополнительных исполнительских заданий на поступательное овладение джазовыми композициями. Мы приходим к выводу, что благодаря включению в структуру учебного процесса дополнительного спектра джазовых тем у студентов формируется индивидуальная джазовая вокальная манера. В заключение с уверенностью отметим, что, тесно взаимодействуя в учебном процессе, популярная эстрадная и джазовая музыка дополняют друг друга, формируют яркую востребованную личность эстрадно-джазового вокалиста благодаря успешной совместной работе преподавателей и студентов.

Список источников

1. Баташев А. Советский джаз. М.: Музыка, 1972. 176 с.

2. Бриль И. М. Практический курс джазовой импровизации. М.: Советский композитор, 1979. 104 с.

3. Григорьев В. Ю. Исполнитель и эстрада. М.: Классика-XXI, 2006. 156 с.

4. Карягина А. В. Джазовый вокал: практическое пособие для начинающих. Изд-е 2-е, стереотип. СПб.: Лань; Планета музыки, 2011. 48 с.

5. Козлов А. С. Джаз, рок и медные трубы. М.: Эксмо, 2009. 768 с.

6. Конен В. Рождение джаза. М.: Советский композитор, 1984. 312 с.

7. Кузнецов В. Г. Эстрадно-джазовое образование в России: история, теория, профессиональная подготовка: автореф. дисс. ... д. пед. н. М., 2005. 50 с.

8. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. Изд-е 18-е, стереотип. М.: Рус. яз., 1986. 797 с.

9. Панасье Ю. История подлинного джаза. Л.: Музыка, 1978. 128 с.

10. Провозина Н. М. История джазовой и эстрадной музыки: учеб. пособие. Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2012. 195 с.

11. Сёмина Л. Р., Сёмина Д. Д. Эстрадно-джазовый вокал: учеб.-метод. пособие / Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. 92 с.

PROFESSIONAL JAZZ VOCALIST'S FORMATION UNDER THE CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION (BY THE EXAMPLE OF THE INSTITUTE OF ARTS AND ARTISTIC EDUCATION OF VLADIMIR STATE UNIVERSITY NAMED AFTER ALEXANDER AND NIKOLAY STOLETOVS):

KEY METHODS AND FORMS OF WORK

Vasil'eva Ekaterina Igorevna

Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs Ekaterinaprokhorova1993@mail. ru

The article analyses a professional jazz vocalist's stage-by-stage formation and development in the process of higher musical education. The paper considers the problem of students' low interest in studying vocal jazz in comparison with pop music. According to the author, relevant educational tasks in the process of teaching vocal jazz should include regular performance tasks focused on gradual adoption of jazz compositions, and the level of a student's vocal and jazz competence depends on his efficient work with a teacher over the whole study period under the condition of strictly organized educational process.

Key words and phrases: jazz; vocal jazz; jazz vocalist's thinking style; scat and swing techniques; teaching jazz at higher school; pop and jazz vocalist.

УДК 78 Дата поступления рукописи: 06.02.2019

https://doi.Org/10.30853/manuscript.2019.5.32

Статья посвящена актуальной в современной педагогике специального и общего музыкального образования проблеме недостаточного внимания к авангардной музыке в процессе профессиональной подготовки будущих учителей музыки. В работе дан обзор современных точек зрения отечественных музыковедов на данную проблему. Выявлены причины, влияющие на сравнительно малое место, занимаемое авангардной музыкой в содержании учебного процесса музыкальных факультетов педагогических вузов. Автор обращается к вопросу о необходимости овладения навыками анализа сочинений отечественного музыкального авангарда для будущих учителей музыки в процессе изучения предмета «Основы теоретического музыкознания». Как пример практического использования произведения отечественного музыкального авангарда в учебном процессе исследуется вокальный цикл «Листья» ("Blätter") Э. Денисова. Рассматриваются черты трактовки композитором поэтического первоисточника, форма произведения, его звуковысотная организация и тембро-фактурные особенности, опирающиеся на принципы серийной техники, микрохроматики и соно-рики. Рассмотрение этого сочинения позволяет раскрыть оригинальное сочетание традиционных принципов композиции с техникой современного композиторского письма.

Ключевые слова и фразы: музыкально-педагогическое образование; современная музыка; авангардная музыка; основы теоретического музыкознания; Э. В. Денисов.

Данилова Анна Викторовна, к. филос. н.

Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых danilovaanna2008@rambler.ru

АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВАНГАРДНОЙ МУЗЫКИ В ВУЗОВСКОМ КУРСЕ «ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МУЗЫКОЗНАНИЯ»

Современная ситуация в музыкально-педагогическом образовании характеризуется усложнением задач, стоящих перед педагогом-музыкантом. И одна из них - формирование у будущих учителей музыки способности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.